Научная статья на тему 'Особенности становления и развития римско-католической общины в Бурятии'

Особенности становления и развития римско-католической общины в Бурятии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ОБЩИНА / THE ROMAN CATHOLIC COMMUNITY / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / CATHOLIC CHURCH / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / REPUBLIC OF BURYATIA / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ETHNIC MINORITIES / РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ / RELIGIOUS SITUATION / КОНФЕССИИ / DENOMINATIONS / ВЕРОТЕРПИМОСТЬ / КУЛЬТОВАЯ ПРАКТИКА / RELIGIOUS PRACTICE / RELIGIOUS TOLERANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмадулина Светлана Зиннатовна

Автор, основываясь на материалах Государственного архива Республики Бурятия, воссоздает историю формирования и становления римскокатолической общины, подробно рассматривает деятельность католиков на территории современной Бурятии. Становление и развитие римскокатолической общины в рассматриваемом регионе имело свои отличительные особенности: костяк составили сосланные на поселение участники польских восстаний 19 в. члены революционных кружков, а также квалифицированныерабочие, прибывшие из Польши и Литвы на строительство Транссибирской магистрали. Основная масса католиков проживала на станциях железной дороги. Сохранить национальную самобытность, культуру, традиции и духовное единство полякам и литовцам помогало участие в деятельности общины: общение в храме совместные молитвы, празднование церковных праздников, всемерная поддержка со стороны прихожан -католиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation and establishment of the Roman Catholic community in Buryatia

The author, basing on the materials of the State archive of the Republic of Buryatia, which recreates the history of formation and establishment of the Roman Catholic community, considers in detail the activities of Catholics in the territory of modern Buryatia. The formation and development of the Roman Catholic community in the region had its own distinctive features: the backbone of the who had been exiled to the settlement, the participants of the Polish uprisings of the nineteenth century, members of revolutionary groups, as well as qualified workers who came from Poland and Lithuania on the construction of the TRANS-Siberian railway. The majority of Catholics lived on the railway stations. To preserve national identity, culture, traditions and spiritual unity of the poles and the Lithuanians helped participate in the activities of the community: communication in the Church of common prayer, the celebration of religious holidays, the full support of the Catholic parishioners

Текст научной работы на тему «Особенности становления и развития римско-католической общины в Бурятии»

Хобраков Ц. Ч-Ц., Абаев Н. В. Об этнонимах «бурят», «баргут», «борджигин» в связи с этногенетическими корнями бурят-монгольской школы единоборств «Шонын-баша».

9. Чагдуров С.Ш. Эргунэ-хун - прародина монголоязычных родов и племен // Международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, август 1997 г.): Докл. Российской делегации. - М., 1997.

10. Чагдуров С.Ш. Горная Бурятия - прародина всех монголов // Филологический сборник. - Улан-Удэ, 1999.

Хобраков Цыбик Черип-Цынгеевич - мастер-наставник школы единоборств «Шонын-баша», г. Улан-Удэ.

Абаев Николай Вячеславович - доктор исторических наук, профессор, заведующий лабораторией цивилизационной геополитики Института Внутренней Азии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

Hobrakov Tsibik - master-instructor of School of the Martial Arts "Shonyn-Basha", Ulan-Ude.

Abaev Nikolay - Doctor of History, Professor, the Head of Laboratory of Civiliza-tional Geopolitic, Inner Asia Institute, Buryat State University, Ulan-Ude.

УДК 930(571.54)

DOI 10.18097/2306-753X-2014-2-67-72

© C. З. Ахмадулина

Особенности становления и развития римско-католической общины

в Бурятии

Автор, основываясь на материалах Государственного архива Республики Бурятия, воссоздает историю формирования и становления римско-католической общины, подробно рассматривает деятельность католиков на территории современной Бурятии. Становление и развитие римско-католической общины в рассматриваемом регионе имело свои отличительные особенности: костяк составили сосланные на поселение участники польских восстаний XIX в. члены революционных кружков, а также квалифицированныерабочие, прибывшие из Польши и Литвы на строительство Транссибирской магистрали. Основная масса католиков проживала на станциях железной дороги. Сохранить национальную самобытность, культуру, традиции и духовное единство полякам и литовцам помогало участие в деятельности общины: общение в храме совместные молитвы, празднование церковных праздников, всемерная поддержка со стороны прихожан - католиков.

Ключевые слова: Римско-католическая община, католическая церковь, Республика Бурятия, национальные меньшинства, религиозная ситуация, конфессии, веротерпимость, культовая практика.

© S. Akhmadulina

Features of formation and establishment of the Roman Catholic community in Buryatia

The author, basing on the materials of the State archive of the Republic of Buryatia, which recreates the history of formation and establishment of the Roman Catholic community, considers in detail the activities of Catholics in the territory of modern Buryatia. The formation and development of the Roman Catholic community in the region had its own distinctive features: the backbone of the who had been exiled to the settlement, the participants of the Polish uprisings of the nineteenth century, members of revolutionary groups, as well as qualified workers who came from Poland and Lithuania on the construction of the TRANS-Siberian railway. The majority of Catholics lived on the railway stations. To preserve national identity, culture, traditions and spiritual unity of the poles and the Lithuanians helped participate in the activities of the community: communication in the Church of common prayer, the celebration of religious holidays, the full support of the Catholic parishioners. Key words: The Roman Catholic community, the Catholic Church, Republic of Buryatia, ethnic minorities, religious situation, denominations, religious tolerance, religious practice.

Одной из актуальных проблем общественных наук последних лет стало воссоздание истории формирования и становления конфессиональных образований на окраинах российского государства. История католицизма в Сибири насчитывает почти два столетия. Католическая община в Бурятии начала складываться во второй половине XIX в. Ее костяк составляли сосланные на поселение участники польских восстаний 1830-1831, 1863 годов, а впоследствии -члены революционных кружков, а также квалифицированные рабочие, прибывшие из Польши и Литвы на строительство Транссибирской магистрали. Кроме поляков и литовцев католиками были армяне, чехи, итальянцы, проживавшие на территории республики. Основная масса католиков проживала на станциях железной дороги в Мысовске, Танхое, Верхнеудинске, Петровском Заводе и Хилке.

Среди поляков, сосланных на поселение в г. Верхнеудинск, было немало образованных молодых людей, занимавшихся частной преподавательской деятельностью, которые внесли свой вклад в развитие просвещения города. Отметим, что польские ссыльные рассматривались правительством как наиболее опасный революционный элемент в воспитании будущего поколения. Данная установка отражена в предписании военного губернатора Забайкальской области Н.П. Дитмара штатному смотрителю училищ Верхнеудинского округа от 4 февраля 1867 года: «... чтобы от преподавания были устранены лица, лишенные сего права, вследствие осуждения за преступления или по неблагонадежности, и так все без исключения ссыльные поляки, как лица, признанные правительством вредными и потому не заслуживающие ни в коем отношении доверия» [1, C. 88].

Опасения эти были понятны, так как политические ссыльные, в большинстве своем получившие европейское образование, являлись носителями передовой демократической европейской революционной мысли.

Первая половина XX в. характеризуется добровольными перемещениями представителей польского населения в рассматриваемый регион. Так, среди приезжавших на работу польских специалистов были - инженеры, врачи, железнодорожники, учителя, ремесленники и др. Знаковым событием этого периода стала революция 1905 года. Представители польской диаспоры Забайкалья сыграли не последнюю роль в революционном движении 1905-1907 годов. Подавляющее большинство поляков принявших участие в революционных событиях, служили на различных участках железной дороги. Железнодорожники, будучи передовым отрядом российского пролетариата, имели возможность быть в курсе всех событий, происходящих в центральной России. В дальнейшем многие из них были арестованы и содержались в городской Верхнеудин-ской тюрьме: А.И. Родзевский, Н.Г. Горбацевич, И. А. Седлецкий, И.В. Зайков-ский.

Революционные события 1905 года и связанный с ними общественный подъем, привели к широкой демократизации всех сфер жизни российского общества. «Указ о веротерпимости» 1905 года, явился своего рода толчком к активизации деятельности национальных меньшинств. Следствием осознание необходимости сохранения своей идентификации стало появление в городе Верхнеудинске польского католического храма.

Важным фактором сохранения национального самосознания у поляков, было исполнение религиозных «треб по католическим обрядам». Долгое время католическую паству Бурятии обслуживал священник из города Чита.

По данным отчета о состоянии Верхнеудинского уезда за 1908 год, в Верхнеудинске насчитывалось 336 лиц, исповедующих католицизм1. В 1910 году в городе проживало 367 католиков, а в 1916 году - 401 католик [4, С. 14].

Община римских католиков в начале XX века была достаточно сильной, чтобы официально заявить о себе. Так, в 1906 году представители лиц Римско-католического вероисповедания Верхнеудинска в лице Владимира Ивановича Залесского обратились с просьбой отвести землю для постройки костела и дома для священника на избранном под сад месте по Голдобинской улице, где в это время находились бараки2.

В 1907 году 12 апреля Городская Дума своим постановлением за №59 дала согласие выделить участок Римско-католической общине. Уполномоченный общества Верхнеудинских католиков купец И. Л. Гейзе, мещанин, гласный городской думы В.И. Залевский и Г.Г. Хрощицкий заключили контракт с Верхнеудинской городской Управой о бессрочной, бесплатной аренде участка

1 Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ) фонд 337, опись 2, дело 1108, л. 57.

2 ГАРБ фонд 10, опись 1, дело 2346, л. 1.

земли, находящегося в 13 квартале по улице Фроловской и Лесной в 600 кв. сажень для устройства костела с 17 апреля 1907 года [5, С. 221-225].

Первым католическим храмом в Восточной Сибири, был иркутский костел, построенный в 1826 году. Точная дата строительства Верхнеудинского костела не установлена. Так, современный отечественный исследователь О.Н. Полянская говорит о том, что здание костела было построено в 1908 году на средства Римско-католического общества верующих. Освящение костела состоялось 24 июля 1909 года. Обряд освящения совершил могилевский епископ Ян Цепляк. В то же время Т.В. Голосовская считает, что строительство Верхнеудинского католического храма начато и закончено в 1911 году [2, С. 51]. Хотя некоторые источники сообщают о появлении костела в нагорной части города в 1907 году1.

Здание костела представляло собой бревенчатый одноэтажный дом, на каменном фундаменте, с внутренней отделкой-штукатуркой стен и потолков. Отопление было печным, имелось две печи. Здание имело 4 двери и 12 окон, его площадь составляла 127,92 кв.м. Над фасадом башенка с крестом, со стороны фасада находилось деревянное крыльцо со ступеньками на три ската. Пол и окна красились масляной краской. Внутри здание имело 5 отделов: главное помещение, хоры, запрестольное отделение и комнату. Во дворе находился сарай, баня и дом ксендза [5, С. 223-224].

Некоторое время костел города оставался без настоятеля, служение проводили сами прихожане, а направленный еще в 1909 году капеллан Туросин-ский из-за отсутствия материальной поддержки вынужден был уехать в Финляндию. Однако ситуация изменилась, когда в 1912 году на должность ксендза прибыл молодой и деятельный пастор Антоний Гилевский, который внес существенный вклад в развитие Римско-католической общины. При нем приход приобрел орган, были выписаны из Польши картины, устроен алтарь, организован хор [2, С. 51].

В обязанности ксендза входил сбор сведений о количестве лиц, принявших католичество, их возраст, социальное положение, род занятий. В архиве сохранились записи А. Гилевского, касающиеся рождения, бракосочетания и смерти прихожан2.

Свидетельством о разносторонней, не только религиозной, но и просветительской деятельности Римско-католического храма служит наличие в нем библиотеки, в которой находилась литература как религиозного, так и светского характера. Книги по истории и географии Польши, по астрономии, художественная литература на латинском языке и другие [5, С. 228].

Однако, в сфере национального образования активность польского населения была несколько ниже по сравнению с представителями русской и еврейской национальностей. Так, прошение городского польского демократического

1 ГАРБ фонд 10, опись 1, дело 2346, л.1.

2 ГАРБ фонд 546, опись 1, дело 2, л.105.

общества об открытии низшей начальной школы для детей польской национальности, поступило в городскую управу лишь в 1917 году1. Большую созидательную роль в этом плане сыграл активный, деятельный пастор Римско-католического прихода Антоний Гилевский. Просуществовав два десятилетия Католический храм был закрыт в 1930-е гг.

Долгое время в Бурятии не было католических священников. Только в 50-е гг. ХХ в. некоторое время ссыльных литовцев обслуживали священники Петрас Ясас и Петрас Лигнугарис. Однако им было запрещено проводить религиозные обряды, и они были вынуждены покинуть Бурятию.

Возрождение Римско-католической общины в Бурятии началось в 90-е гг. ХХ в. 31 августа 1999 г. в Улан-Удэ был официально зарегистрирован католический приход Святейшего Сердца Иисуса Христа, а начиная с 2002 г. началось строительство католического храма, который был освящен в июне 2005 г.

Сегодня число постоянных прихожан католического храма составляет около ста человек. «В Улан-Удэ мало католиков, но наши двери открыты для всех. Часто ко мне обращаются представители других конфессий» - говорит отец Адам. По его словам, для того чтобы принять католическую веру, надо хорошо ее изучить и понять. Поэтому на это нужно потратить не менее года. Просто же бывать в храме на мессах не возбраняется никому». Сегодня состав прихожан католического храма представлен людьми разных национальностей (поляки, буряты, русские, немцы, украинцы, татары и т.д.) возрастных и социальных групп.

Таким образом, становление и развитие Римско-католической общины в Бурятии имело свои отличительные особенности: костяк составили сосланные на поселение участники польских восстаний XIX в., члены революционных кружков, а также квалифицированные рабочие, прибывшие из Польши и Литвы на строительство Транссибирской магистрали. Основная масса католиков проживала на станциях железной дороги. Сохранить национальную самобытность, культуру и духовное единство полякам и литовцам помогало участие в деятельности общины: общение в храме совместные молитвы, празднование церковных праздников, всемерная поддержка со стороны прихожан - католиков.

Бурятия на протяжении многих столетий отличалась религиозной толерантностью по отношению к представителям различных конфессий. Эта черта выступает определяющей в современной религиозной жизни республики, формируя единое духовное пространство, отличительной особенностью которого является уважительное отношения к людям другой веры.

1 ГАРБ фонд 337, опись 2, дело 2587, л. 1.

Источники и литература

1. Воробьёв В.В. Города Южной части Восточной Сибири / В.В. Воробьёв. - Вып. 28. - Иркутск, 1959.

2. Голосовская Т.В. Католическая польская диаспора Забайкалья во второй половине XIX - начале XX веков / Т.В. Голосовская // Исследования молодых учёных Бурятии. Межвузовский сб. ст. - Улан-Удэ, 2002. - Вып. IV.

3. Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ) фонд 546, Оп. 1, Д. 2; .фонд 337, Оп. 1, Д 2346, Оп. 2, ДД. 1108, 2587.

4. Раднаев Э.В. История формирования этнического состава города Улан-Удэ / Э.В. Раднаев. - Улан-Удэ, 2004.

5. Полянская О.Н. Из истории римско-католического костёла в городе Верхнеудинске / О.Н. Полянская // Поляки в Бурятии. - Улан-Удэ, 2003.

Ахмадулина Светлана Зиннатовна - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей и отечественной истории, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]. Akhmadulina Svetlana - Candidate of Historical Sciences, a senior lecturer, Department of General and Native history, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].

УДК 378.4(517.3)

Б01 10.18097/2306-753Х-2014-2-72-76

© Т. И. Гармаева

Место и роль высших учебных заведений Внутренней Монголии в развитии Северного Китая*

В статье анализируются и выявляются причины трансформационных процессов, происходящих в системе образования Китая, находящегося в центре Евразийского материка, обладающего важным геополитическим положением, что обуславливает рост многостороннего интереса международного сообщества к данному району Азии, претендующего на экономическое лидерство в современном мире. Также рассматриваются перемены, происходящие в образовательной системе Внутренней Монголии, граничащей с Монголией и Россией, и активно участвующей в региональном развитии Северного Китая в целом. Ключевые слова: высшее образование, система образования, университеты, Китай, Внутренняя Монголия, Хух-Хото, трансформационные процессы.

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-31-01299

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.