Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ: ЛИЧНОСТНЫЙ И ГРУППОВОЙ АСПЕКТЫ'

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ: ЛИЧНОСТНЫЙ И ГРУППОВОЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРОСТКИ-СПОРТСМЕНЫ / ДЗЮДО / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Непочатых А.В.

В статье представлены результаты исследования влияния таких характеристик группы, как длительность существования спортивной группы (начальный этап подготовки), а также ее состав (разный контингент обучающихся) на спортивную мотивацию подростков. Результаты исследования выявили наличие положительной психологической атмосферы в учебно-тренировочных группах. Спортсмены, занимающиеся в тренировочных группах с преобладающим постоянным составом обучающихся и имеющим разных контингент респондентов в разной степени включены во внеспортивную (внеучебную) деятельность секции. В структуре спортивной мотивации респондентов тренировочных групп с преобладающим постоянным составом обучающихся преобладает «мотивация достижений»; в структуре спортивной мотивации спортсменов тренировочных групп с разным контингентом преобладает «внешняя мотивация». Установлено, что обучающиеся спортивных секций спортивных и образовательных учреждений имеют разные показатели в структуре мотивационной направленности, что подтверждает актуализацию развития научно-методической базы в данном направлении; ознакомление обучающихся с историей спорта, достижениях спортсменов, а также применение приемов и методов обучения, от которых зависит формирование позитивных отношение между спортсменами и тренером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Непочатых А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SPORTS MOTIVATION OF ADOLESCENTS: PERSONAL AND GROUP ASPECTS

The article presents the results of a study of the influence of such group characteristics as the duration of the existence of a sports group (the initial stage of preparation), as well as its composition (different contingent of students) on the sports motivation of adolescents. The results of the study revealed the presence of a positive psychological atmosphere in the training groups. Athletes involved in training groups with a predominantly permanent composition of students and having a different contingent of respondents are included in the extra-sports (extra-academic) activities of the section to varying degrees. In the structure of sports motivation of respondents in training groups with a predominantly permanent composition of students, “achievement motivation” prevails; in the structure of sports motivation of athletes of training groups with different contingents, “external motivation” prevails. It has been established that students of sports sections of sports and educational institutions have different indicators in the structure of the motivational orientation, which confirms the actualization of the development of the scientific and methodological base in this direction; familiarization of students with the history of sports, the achievements of athletes, as well as the use of techniques and teaching methods, on which the formation of a positive relationship between athletes and the coach depends.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ: ЛИЧНОСТНЫЙ И ГРУППОВОЙ АСПЕКТЫ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 2500-3585

peer-reviewed • open access journal

DOI: 10.21626/j-chr/2022-3(32)/2 УДК: 796.011.1

Психологические науки

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ: ЛИЧНОСТНЫЙ И ГРУППОВОЙ АСПЕКТЫ

Непочатых А.В. — преподаватель кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Курская государственная сельскохозяйственная академия им. И.И. Иванова»

Адрес: 305021, Курск, ул. Карла Маркса, 70, Российская Федерация

В статье представлены результаты исследования влияния таких характеристик группы, как длительность существования спортивной группы (начальный этап подготовки), а также ее состав (разный контингент обучающихся) на спортивную мотивацию подростков. Результаты исследования выявили наличие положительной психологической атмосферы в учебно-тренировочных группах. Спортсмены, занимающиеся в тренировочных группах с преобладающим постоянным составом обучающихся и имеющим разных контингент респондентов в разной степени включены во внеспортивную (внеучебную) деятельность секции. В структуре спортивной мотивации респондентов тренировочных групп с преобладающим постоянным составом обучающихся преобладает «мотивация достижений»; в структуре спортивной мотивации спортсменов тренировочных групп с разным контингентом преобладает «внешняя мотивация». Установлено, что обучающиеся спортивных секций спортивных и образовательных учреждений имеют разные показатели в структуре мотивационной направленности, что подтверждает актуализацию развития научно-методической базы в данном направлении; ознакомление обучающихся с историей спорта, достижениях спортсменов, а также применение приемов и методов обучения, от которых зависит формирование позитивных отношение между спортсменами и тренером.

Ключевые слова: спортивная мотивация; спортивная деятельность; подростки-спортсмены; дзюдо; учебно-тренировочные группы.

© Непочатых А.В.

15

АННОТАЦИЯ

16

Проблема социально-психологической составляющей тренировочного процесса в спортивных группах является предметом исследования различных авторов и изучена достаточно обстоятельно (А.И. Донцов, В.С. Агеев и др.) [5]. Вместе с тем, в условиях развития современного общества трансформаций условий спортивной деятельности в целом и тренировочного процесса, в частности, исследователи актуализируют обращение к таким важных компонентам развития команды, как психологический климат (В. Ю. Щебланов, Л. Г. Уляева, Л.В. Мельник), сплоченность группы (О.Б. Дарвиш), формирование «Мы-чувства» (Г.М. Андреева), а также роль личности тренера и его профессиональной компетентности в повышении эффективности взаимодействия со спортсменами и достижении спортивных результатов подопечных (Г.Д. Горбунов, А.В. Родионов). Немаловажное значение имеют исследования групповых процессов в спортивной группе в контексте формирования спортивной мотивации спортсменов [1].

Спортивная мотивации изучается исследователями в контексте индивидуальных и командных видов спорта (О.А. Кондрашихина, О.Н. Кажарская, С.А. Медведева) [4]; как фактор развития личности спортсмена (В.С. Перетокина и др.); как составляющая физического воспитания различных социальных групп (Д.А. Осокин; В.А. Мнаца-канян, О.И. Ступников; Г.В. Барчукова, Л.М. Костеневич). В самом широком смысле мотивация рассматривается исследователями как система факторов, определяющих поведение человека, так и как составляющая процесса, который активизирует поведенческую активность [2; 9].

Как считают исследователи, особенность спортивной мотивации детерминирована качественной особенностью предмета спортивной деятельности. Детерминирующей составляющей спортивной деятельности является ее мотивационная направленность. С помощью мотивация поддерживает нужный уровень активности спортсмена в процессе тренировочной деятельности, в том числе, на начальном этапе подготовки спортсменов [3].

Традиционно в психологии спорта структурными компонентами спортивной деятельности могут выступать объективные условия деятельности (специфика тренировочного процесса, соревнований, условия внешней среды) и субъективные условия (мотивационная направленность, индивидуально-личностные характеристики спортсменов) [1].

Наиболее благоприятным периодом для занятий спортивной деятельностью исследователи определяют подростковый возраст [10]. Особенности физического развития подростков стимулируют их физическую активность, актуализируют физкультур-но-спортивные потребности. Кроме того, занятия различными видами спорта способствуют формированию социальной компетентности подростков, осознанию принадлежности к тому или иному виду спорта через формирование позитивной групповой идентичности, что может способствовать развитию спортивной мотивации достижению спортивных результатов [1]. Важную роль в становлении данных феноменов исследователи отводят таким характеристикам группы, как ее состав и длительность существования (А.И. Донцов, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская) [5]. Изучению влияния таких характеристик группы, как длительность существования спортивной группы (начальный этап подготовки), а также ее состав (разный контингент обучающихся) на спортивную мотивацию подростков было посвящено наше исследование.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе спортивных секций образовательных и спортивных учреждений: ОКОУ «Клюквинская школа-интернат» и ОБУ «Областная спортивная школа олимпийского резерва» г. Курска соответственно. С одной стороны, спортивная секция ОКОУ «Клюквинская школа-интернат» имеет большие ресурсы для укрепления здоровья, воспитания социальных навыков, духовно-нравственных качеств личности обучающихся. Обучение в спортивной секции направлено

на освоение умений и навыков обучающихся по определенной спортивной специализации, их совершенствование в избранном виде спорта и достижения определенных результатов в данном виде деятельности [8]. Между тем, в беседе с руководителем, тренерами и специалистами учреждения было выявлено, что занятия в спортивных секциях носят скорее оздоровительный характер, нежели нацелены на достижение высоких спортивных результатов. В исследовании также приняли участие обучающиеся секции дзюдо ОБУ «Областная спортивная школа олимпийского резерва» г. Курска обладает высоким статусом (победы в соревнованиях, количество мастеров спорта и др.) в городе. Важными задачами учреждения являются обеспечение целенаправленной подготовки спортивного резерва по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта [4]; организация и проведение тренировочных мероприятий на основе разработанных в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки программ спортивной подготовки.

Пстгхп;гн Целп Патл Еыйпро Мегодпкп

апаостпч ИС^ледовап

«ШЙ ил

чтапм

I этап I ¡тучешсе ОКОУ 50 опрос-анкета

оеоботостсгп тбртешш (Бойко II.IL) -

ЩОртинйЛ КИЯ ШЮЛЙ- н ияуФШП обш^й

нотпвацш] шггерпат>; подростков мошвашон^оп

подрос ткоп- ОБУ ого Еинрасга ЕзапраилеЕшости

диодаистоя на «Областная 12-13 ли респоцдеитоа

начальной ласе спортивная

подготовки школа

(диггелыюсть ошмгапкЮО

сущистамакла.) 1 о решрш» г. Курски

11 >таи Научение ОБУ 84 иодвфшдироя

особеЕшостей «Областная спортсмеЕИ ездя методики

СПОрпшасй спортшшал четырем диагностики

мИТтшнтиги К шиша 'фСНПрОВОЧ Структуры

психологическою олтишйсЯ) н ы \ 1 рули спортивной

понята д учепнп- гп речерва» вторпгл мопгнлщш

ТревттрОЬОЧНЫХ 1 рупшх с рвэныи г. Курска года ШКОЛЬНИКОВ.

обучения шюжн оценки

колишшйн сноршллой пешоло! ичи'ско

пйучяющтпеед секцпн Й ПНйСффрЪТ д

(состав) дяодо в аоарасте 15 -16 лет. КОЛЛОТН» (по А.Ф. Филлеру)

17

Таблица 1. Психодиагностический инструментарий эмпирического исследования.

Как видно из таблицы 1, исследование проводилось в два этапа. Целью первого этапа исследования выступало изучение особенностей спортивной мотивации подростков-дзюдоистов на начальном этапе подготовки. В своем исследовании мы опирались на подход И.И. Бойко для изучения общей мотивационной направленности респондентов и использовали опрос-анкету (Бойко И.И.) [3]. Ответы на вопросы опрос-анкеты (32) 2022 / -п тг www.i-chr.com («Ваша цель занятий спортом?», «Каких результатов вы стремитесь достичь в спорте?»,

«Как влияет занятие спортивной деятельностью на вашу учебу в школе?») позволили

18

составить представление о субъективных осознаваемых мотивах обучающихся подросткового возраста к занятиям спортом и ожидаемых ими результатов и достижений.

На первом этапе исследования участвовали 50 юных спортсменов подросткового возраста 12-13 лет. В том числе: 25 подростков, занимающихся в спортивной секции ОКОУ «Клюквинская школа-интернат» (Группа 1); 25 подростков — учащихся ОБУ «Областная спортивная школа олимпийского резерва» г. Курска, также занимающих в спортивной секции дзюдо (Группа 2). Средний «стаж» занятий в спортивных секциях составляет ±2,5 года, то есть в обеих группах обучающиеся находятся на начальных этапах подготовки. В беседе с тренерами было выяснено, что в первой группе 16,0 % (Ы = 4) респондентов являются призерами городских и областных соревнований. Во второй группе 36,0 % (Ы = 9) респондентов являются призерами городских и областных соревнований.

Результаты нашего исследования общей мотивационной направленности подростков-спортсменов совпадают с исследованием И.И. Бойко [3], но имеют особенности. Как показал анализ результатов исследования, существуют в распределении ответов респондентов в двух анализируемых выборках определенные различия. В Группе 1, респондентам свойственна мотивация на спортивные достижения. Вместе с тем, важную роль играет признание этих достижений у референтной группы, а также признание престижа команды. В Группе 2 респонденты ориентированы на спортивные достижения, но посредством удовлетворения потребностей в двигательной активности, наличии физических нагрузок.

45 40 55 30 ЛЬ 20 15 10 Ч О

42"

24.14 24.14

2S.fi!

20.7

ГЕ .4! ■■44 3.1

Группа 1 Группа 1

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Какова ваша главная цель занятий спортом?», в %.

Примечания: а — добиться высоких достижений в спорте; б — удовлетворить потребность в активной двигательной деятельности; в — добиться уважения родных, близких, сверстников; г — укрепить здоровье, добиться физического развития своего тела; д — реализовать в спорте свои склонности и способности, выразить себя; е — найти свое место в жизни, самоутвердиться.

Анализ результатов ответа респондентов на вопрос «Что побуждает вас стремиться к достижению поставленной цели?» выявил, что в двух выборках респондентов стремление к спортивным достижениям связаны с интересом к спорту в целом. Между тем вторую из предложенных респондентов в данном вопросе занимает позиция «стремление к соперничеству» в Группе 1 (25,80 %), в Группе 2 — позиция «возможность общаться с друзьями» (27,58 %) (Рисунок 2).

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Что побуждает вас стремиться к достижению поставленной цели?», в %.

Примечания — а — интерес к спорту, б - желание стать известным спортсменом; в — возможность общаться с друзьями; г — стремление к соперничеству; д — возможность ездить на соревнования, носить спортивную форму; е — найти свое место в жизни, самоутвердиться.

Как видно из рисунка 3, респонденты Группы 1 и Группы 2 ориентированы на спорт высших достижений (статус кандидата в мастера спорта, мастера спорта). В Группе 1 у 27,5 % респондентов преобладающим также является стремление к высшим достижениям («стать чемпионом Европы, мира»). У Группы 2 18,12 % респондентов ориентированы на более достижимые, близкие цели («стать победителем городских (областных) соревнований»).

Необходимо отметить, что специалисты подчеркнули важность использования в учебно-тренировочном и в воспитательном процессе занятий по истории спорта, достижениях спортсменов, а также применение приемов и методов обучения, от которых зависит формирование позитивных отношение между спортсменами и тренером.

19

¿ъ

30

-ЗН6

21.15

27.5

2&.34

■ Группа 1

■ Группа 2

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Каких результатов вы стремитесь достичь в спорте?», в %.

Примечание: а — стать кандидатом в мастера спорта; б — стать мастером спорта; в — стать победителем городских (областных) соревнований; г — стать победителем зональных соревнований; д — стать чемпионами России; е — стать чемпионами Европы, мира.

Второй этап исследования осуществлялся на базе ОБУ «Областная спортивная школа олимпийского резерва» г. Курска. В исследовании приняли 84 спортсмена четырех тренировочных групп второго года обучения спортивной секции дзюдо в возрасте 15 - 16 лет. Цель исследования на данном этапе — изучение особенностей спортивной мотивации и психологического климата в учебно-тренировочных группах с разным контингентом обучающихся. Были сформулированы частные гипотезы: в тренировочных группах с преобладающим постоянным составом спортсменов в структуре спортивной мотивации доминирует «мотивация достижений» В тренировочных группах, имеющих разных контингент спортсменов, преобладают «внешняя мотивация». В тренировочных группах в целом преобладает положительная психологическая атмосфера.

20

ЬО ■15 4Л

И Эй

¿ь 10

41 ЛИ

у

р г;

1(1 ывЫ

и.73

Ш

19 35

4 Грз ши 1 ^ н 1 {птпга 7

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос «Как влияет занятие спортивной деятельностью на вашу учебу в школе?», в %.

Примечание: а — навыки и умения, получаемые в спорте, помогают лучше учиться; б — навыки общения, приобретенные в спортивной команде помогают устанавливать хорошие взаимоотношения с товарищами по классу; в — успехи в спорте повышают мой авторитет и признание в глазах учащихся школы; г — занятие спортом не оказывают какого-либо отрицательного или положительного влияния на мою учебную деятельность; д — занятия спортом мешают успешной учебе в школе.

В психодиагностической части исследования применялись следующие методики: модифицированная методика диагностики структуры спортивной мотивации школьников, методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру) [7, С. 190191].

Результаты проведенной беседы с тренерами показали, что в двух тренировочных группах № 1 (Ы = 21) и № 2 (Ы = 21)в течение двух лет сохраняется относительно постоянный состав спортсменов. Количество «новичков» в начале второго года обучения менялось несущественно (2 и 3 спортсмена соответственно). Тренировочные группы № 3 (Ы = 23) и № 4 (Ы = 19) были сформированы из спортсменов, пришедших из других секций (самбо, рукопашный бой). По сведениям тренеров, спортсмены из тренировочных групп с преобладающим постоянным составом (Группы № 1 и № 2) и имеющим разных контингент (Группы № 3 и № 4), в разной степени включены во внеучебную деятельность секции. Так, наибольшую активность в деятельность секции, участия в ме-

роприятиях (подготовка спортивного зала к соревнованиям, участие в показательных выступлениях на мероприятиях физкультурной направленности) демонстрируют испытуемые из тренировочных групп, имеющие разный контингент спортсменов (Группы N° 3 и № 4). Между тем, более близкие межличностные контакты демонстрируют спортсмены из тренировочных групп с преобладающим постоянным составом (Группы № 1 и № 2).

Охарактеризуем результаты исследования отдельно по группам.

В структуре спортивной мотивации спортсменов тренировочных групп (Группы № 1 и № 2) преобладает «мотивация достижений» (141 балл). Самый низкий балл имеет «мотивация позиция» (21 балл) [таблица 2].

№ Моттгвм Треяидодовдге группы

п'п Группа .Чу 1 Группа Л« 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ГТ<ушянателънът£ 5М 13,24

'У Коммуникативные 7Л2 £Л8

3. Эмоциональные 13,10

4. Симорам ггшя 7.13

5. Позшщя $.69

й. Достижения им 2й,22

7. Внешние {посшрсннд. наказания.! 25 Л 2 13.71

Таблица 2. Результаты диагностики структуры спортивной мотивации тренировочных групп № 1 и № 2, в %.

Как видно из таблицы 2, спортивная мотивация респондентов обеих групп связана с мотивами достижения спортсменов Группы № 1 и № 2 (27,34 % и 26,22 % соответственно) и внешними мотивами (25,12 % и 18,71 % соответственно). Также преобладающими мотивами в данных тренировочных группах являются эмоциональные мотивы (21,22 % и 18,10 % соответственно). Наименьшее предпочтение в спортивной мотивации у респондентов Групп № 1 и № 2 имеет мотивация позиции, предполагающая рассматривать занятия спортом как «ответственность», «обязанность», «честь» (6,06 % и 8,69 % соответственно).

В структуре спортивной мотивации спортсменов тренировочных групп с разным контингентом (Группы № 3 и № 4) преобладает «внешняя мотивация» (136 баллов). Самый низкий балл набрала «мотивация саморазвития» (23 балла) и «коммуникативная мотивация» (20 баллов) [таблица 3].

21

1Т.П Мтпвы Тренировочные группы

Группа V з Груши лм

1. ] 1оэ (Дфлтс 11ЬВЫ« 13,34 11Д1

Комму ник я ] гткьи: 8,18 алз

3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫ? 11.22 10,22

4. Слшгрвдгепи 7,13 7,12

5. 11№11] [Г1Л

Й. Дек ■ ] 1 ¡№4 1: л 18^71

7. Ннликис." (поощрения. Д4,ап 27,18

Таблица 3. Результаты диагностики структуры спортивной мотивации тренировочных групп № 3 и № 4, в %.

Как видно из таблицы 3, спортивная мотивация респондентов тренировочных групп №3 (32) 2022

связана с внешними мотивами спортсменов Группы № 1 и № 2 (34,00 % и 27,18 % соот- www.j-chr.con-ветственно) и мотивами достижения (18,71 % и 25,5 % соответственно). Также преобладающими мотивами в данных тренировочных группах являются познавательные мотивы

22

(13,24 % и 11,22 % соответственно). Наименьшее предпочтение в спортивной мотивации у респондентов Групп № 3 и № 4 имеет мотивация саморазвития (7,13 % и 7,12 % соответственно) и «коммуникативная мотивация» (8,18 % и 9,12 % соответственно).

Анализ психологической атмосферы в тренировочных группах по методике оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру) показал, что в группах с преобладающим постоянным большинством спортсменов (Группы № 1 и № 2) наиболее выраженными являются «дружелюбие» (2,3), «согласие» (3,1), «занимательность» (4,2), что может свидетельствовать о благоприятной психологической атмосфере в анализируемых тренировочных группах. Между тем, в этих группах такие выбранные респондентами характеристики как «неудовлетворенность» (7,3), «равнодушие» (6,4), «безуспешность» (6,2) могут свидетельствовать о проблемах, возникающих в процессе взаимодействия. В тренировочных группах (Группы № 3 и № 4) наименьшее количество баллов получили такие характеристики как «продуктивность» (2,2), «сотрудничество» (2,8), «успешность» (3,4), что свидетельствует о положительной психологической атмосфере в тренировочной группе. Однако в этих группах также выявлено преобладание характеристик, отражающих определенные проблемы в отношениях спортсменов: «несогласие» (6,8) и «равнодушие» (6,8). Между тем, в целом по двум выборкам общее количество баллов 36,13 баллов и 33,17 баллов соответственно, что свидетельствует о положительной психологической атмосфере в тренировочных группах.

Таким образом, анализ диагностики особенностей спортивной мотивации и психологического климата в учебно-тренировочных группах с разным составом обучающихся позволяет сделать следующие выводы:

1. Спортсмены, занимающиеся в тренировочных группах с преобладающим постоянным составом обучающихся и имеющим разных контингент респондентов в разной степени включены во внеучебную деятельность секции: наибольшую активность в деятельность секции, участия в мероприятиях (подготовка спортивного зала к соревнованиям, участие в показательных выступлениях на мероприятиях физкультурной направленности) демонстрируют испытуемые из тренировочных групп, имеющие разный контингент спортсменов; более близкие межличностные контакты демонстрируют спортсмены из тренировочных групп с преобладающим постоянным составом.

2. В структуре спортивной мотивации респондентов тренировочных групп с преобладающим постоянным составом обучающихся преобладает «мотивация достижений». Самый низкий балл имеет «мотивация позиция». В структуре спортивной мотивации спортсменов тренировочных групп с разным контингентом преобладает «внешняя мотивация». Самый низкий балл имеет «мотивация саморазвития» и «коммуникативная мотивация».

3. Анализ психологической атмосферы в тренировочных группах свидетельствует о положительной психологической атмосфере.

Как считают исследователи, важную роль в развитии эффективных способов межличностного взаимодействия у спортсменов старшего подросткового возраста исследователи отводят различным видам тренинговой работы [6]. По мнению Г.И. Марасанова, тренинг реализуется в рамках группового взаимодействия и рассматривается как метод активного обучения, направленный на развитие коммуникативной компетентности и социальных навыков и умений, а также развитие у участников сплоченности и эффективного взаимодействия в спортивной команде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. 6-е изд. / Г.С. Абрамова — М.: Академический проект: Альма Матер, 2006. — 367 с.

2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. —

М.: Мысль, 1976. - 158 с. - URL : https://vk.com/wall-174521969_47 (дата обращения: 07.09.2022).

3. Бойко, И.И. Мотивация достижения у подростков-спортсменов и ее развитие в процессе проведения коррекционно-тренинговых занятий / И.И. Бойко. — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2006 - 161 с.

4. Кондрашихина, О.А. Спортивная мотивация студентов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта / О.А. Кондрашихина, О.Н. Кажарская, С.А. Медведева // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - № 1. - С. 51 - 57.

5. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы / Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. // Социальная психология в трудах отечественных психологов; сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. — СПб: Питер, 2000. — С. 205-210.

6. Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг // Г.И. Марасанов. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 208 с.

7. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. - 2002. -C.190-191.

8. ОБУ «Областная спортивная школа олимпийского резерва» г. Курска : официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://oshor.m/задачи/ (дата обращения: 12.09.2022).

9. Стрекаловская, И.Н. Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания / И.Н. Стрекаловская. - СПб.: Питер, 2005. — 212 с.

10. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 672 с.

11. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 490 с.

Получена: 03.08.2022 г. Принята к публикации: 29.09.2022 г.

23

24

FEATURES OF SPORTS MOTIVATION OF ADOLESCENTS: PERSONAL AND GROUP ASPECTS

© Anton V Nepochatykh

Anton V. Nepochatykh — Teacher of the Physical Culture and Sport Department, Kursk State Agricultural Academy

Address: 305021, 70, K.Marx street, Kursk, Russian Federation

ABSTRACT

The article presents the results of a study of the influence of such group characteristics as the duration of the existence of a sports group (the initial stage of preparation), as well as its composition (different contingent of students) on the sports motivation of adolescents. The results of the study revealed the presence of a positive psychological atmosphere in the training groups. Athletes involved in training groups with a predominantly permanent composition of students and having a different contingent of respondents are included in the extra-sports (extra-academic) activities of the section to varying degrees. In the structure of sports motivation of respondents in training groups with a predominantly permanent composition of students, "achievement motivation" prevails; in the structure of sports motivation of athletes of training groups with different contingents, "external motivation" prevails. It has been established that students of sports sections of sports and educational institutions have different indicators in the structure of the motivational orientation, which confirms the actualization of the development of the scientific and methodological base in this direction; familiarization of students with the history of sports, the achievements of athletes, as well as the use of techniques and teaching methods, on which the formation of a positive relationship between athletes and the coach depends.

Keywords: sports motivation; sports activities; adolescent athletes; judo; training

groups.

REFERENCES

1. Abramova, G.S. Developmental psychology: Textbook for university students. 6th ed. / G.S. Abramova - M .: Academic project: Alma Mater, 2006. - 367 p.

2. Aseev, VG. Motivation of behavior and personality formation / V.G. Aseev. - M.: Thought, 1976. - 158 p. - URL: https://vk.com/wall-174521969_47 (date of access: 09/07/2022).

3. Boyko, I.I. Achievement motivation in adolescent athletes and its development in the process of conducting correctional training sessions / I.I. Boyko. - M.: ASPECT PRESS, 2006 - 161 p.

4. Kondrashikhina, O.A. Sports motivation of students involved in individual and team sports / O.A. Kondrashikhina, O.N. Kazharskaya, S.A. Medvedev // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2020. - T. 8. - No. 1. - P. 51 - 57.

5. Krichevsky, R.L. Psychology of a small group / Krichevsky R.L., Dubovskaya E.M. // Social psychology in the works of domestic psychologists; comp. and general edition by A.L. Sven-tsitsky. - St. Petersburg: Peter, 2000. - P. 205-210.

6. Marasanov, G.I. Socio-psychological training // G.I. Marasanov. - M .: Publishing house "Perfection", 1998. - 208 p.

7. Methods for assessing the psychological atmosphere in the team (according to A.F. Fidler) / N.P. Fetiskin, V.V Kozlov, G.M. Manuilov Socio-psychological diagnostics of the development

of personality and small groups. - M., Publishing House of the Institute of Psychotherapy. - 2002. - C.190-191. 8. OBU "Regional sports school of the Olympic reserve" of Kursk: official site [Electronic resource]. - URL: https://oshor.ru/tasks/ (date of access: 09/12/2022).

9. Strekalovskaya, I.N. Self-assessment of athletes and its correction by means of self-knowledge / I.N. Strekalovskaya. - St. Petersburg: Peter, 2005. - 212 p.

10. Feldstein, D.I. Psychology of growing up: structural and content characteristics of the process of personality development: Selected works / D.I. Feldstein. - 2nd ed. - M.: Moscow Psychological and Social Institute: Flint, 2004. - 672 p.

11. Fetiskin, N.P. Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups / N.P. Fetiskin, VV. Kozlov, G.M. Manuilov. - M.: Publishing house of the Institute of Psychotherapy, 2005. - 490 p.

Received: 03.08.2022 Accpted: 29.09.2022

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.