Е.В. Баранова, З. С. Пироженко, А.В. Саенко
Балтийский федеральный университет имени И. Канта
(г. Калининград)
Особенности создания виртуального пространства в рамках Музея советского детства
В последние годы советское прошлое все чаще становиться объектом пристального внимания музейных работников. Одной из причин такого явления является возникший интерес к историко-антропологическим сюжетам прошлого, связанных с проблематикой формирования советского человека. Активная репрезентация советского прошлого в современном российском и международном дискурсе обуславливает актуальность развития научных, непредвзятых подходов к пониманию культурных и политических явлений
этого времени. Показателем популярности советского в обществе можно считать создание многочисленных арт-пространств, реконструирующих интерьер среднестатистической квартиры в СССР или отдельных тематических зон в крупных музеях, посвященных истории быта советского времени. Основание для привлечения аудитории - ностальгия для советского поколения, способ рассказать и показать школьной и студенческой аудитории особенности быта в СССР. Ключевые слова: музей, музееведение ,VR, историческая память.
Ye.V. Baranova, Z. S. Pirozhenko, A.V. Sayenko Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad)
Features of creating a virtual spaces within Museum of Soviet childhood.
Abstract. In recent years, the Soviet past has increasingly become the object of close attention of museum workers. One of the reasons for this phenomenon is the emerging interest in the historical and anthropological scenes of the past related to the problems of the formation of the Soviet man. The active representation of the Soviet past in contemporary Russian and international discourse determines the relevance of the development of scientific, unbiased approaches to understanding the cultural and political phenomena of this time. The creation of numerous art spaces that reconstruct the interior of an average apartment in the USSR or individual thematic zones in major museums dedicated to the history of Soviet life can be considered an indicator of the popularity of the Soviet society. The basis for attracting an audience is nostalgia for the Soviet generation, a way to tell and show the school and student audience the particularities of life in the USSR. Key words: museum, museology, VR, historical
memory.
В последнее время советское прошлое все чаще становится объектом внимания как среди широкой общественности, так и в профессиональном сообществе историков, культурологов,
музееведов. Интерес охватывает как страны Европы, где музеефикация нередко
основывается на идеологической основе, соответствующей «нарративным шаблонам» коллективной памяти [12], так и страны постсоветского пространства Сложность музеефикац]
советского заключается в хронологической близости
советского периода, а в особенности последнего 30-летия существования СССР [2]. При этом аудитория,
поддерживающая данную тематику, является «последним советским поколением» [11], активно осмысляющим прошлое. Это проявляется с одной стороны в активизации блого-сферы [1], с другой в создании музеев. Музеи в разной степени отражают особенности советского периода. В Музее Счастливого Советского детства в Кирове [3] можно увидеть временные особенности последних 50 лет XX в.: экспозиция разбита на десятилетия. Пользуется спросом у туристов Музей советского детства в Севастополе [8]. Он является составной частью эко-парка «Лукоморье» наряду с Музеем
автоматов. Основу экспозиции составляют игровые автоматы «Морской бой», «Сафари», «Снайпер» и др. Экспозиция Музея показывает историю возникновения игровых автоматов за рубежом и в СССР. Акцент делается на возможность интерактивного участия: 15 жетонов (монета в 15 копеек), которые обмениваются на игру в автоматы [5]. Популярной тенденцией становится включение емы советского детства в тавочную деятельность крае-"ведческих музеев (рис. 1). Примером может служить выставка «Советское детство», проходившая в 2015 г. в Мурманском краеведческом музее [4].
Стоит отметить, что часть проектов, создаваемых
энтузиастами, часто не реконструируют непредвзятую историческую обстановку,
смешивая различные эпохи и формируя необъективный
взгляд на историческую эпоху. Именно поэтому важно, чтобы подобными проектами
занималось научное сообщество.
***
В 2017 г. Центр социально-гуманитарной информатики Балтийского федерального
университета имени Иммануила Канта начал работу по созданию Музея Советского Детства. Базой для формирования экспозиции послужили экспонаты,
Мармелада, Историей мороженого и Музея индейца. Схожую концепцию отображает Музей СССР в Сочи.В Санкт-Петербурге активно действует Музей советских игровых
принесенные в дар Музею жителями города.
Берясь за создание музея в 2018 г., нельзя не принимать во внимания роль
информационных технологий в
современном музееведении. В наше время информационные технологии широко
используются во всех сферах деятельности музея (учетно-фондовой, научной, экспо-зиционно-выставочной, реставрационной, издательской). Современные информационные технологии позволяют избежать многократного дублирования одинаковой информации и усовершенствовать информационную деятельность музея [9].
Первоначальным этапом жизни Музея Советского Детства в цифровом мире стала разработка сайта
(http: //museum.kantiana.ru). Сайт играет важную роль в театре коммуникаций с потенциальными клиентами, он является своего рода лицом проекта, вобравшим все лучшее из материального пространства музея.
Технически сайт должен был отвечать нескольким требованиям: понятный интерфейс как со стороны пользователя, так и со стороны администратора, гибкая настройка внешнего вида, возможность работы со сторонними плагинами и малым весом самого проекта. Стоит отметить, что наш музей является образовательным
проектом, и его ведением занимаются студенты
гуманитарных направленностей, не имеющие специальных знаний в области IT. Поэтому легкость в освоении стала одним из ключевых факторов при выборе CMS (Система управления контентом на сайте). Принимая все это во внимание, была выбрана система CMS WordPress. Как результат, весь визуальный стиль сайта был сделан силами Центра социально-гуманитарной информатики, что явилось существенной экономией средств.
Структурно сайт можно разделить на несколько частей. Основной материал
сосредоточен в разделе "Коллекции" (рис. 2). В нем представлены экспонаты музея, разделенные по категориям, помимо непосредственного описания экспоната в таблице, вкладка содержит фотографии. Одним из уникальных разделов сайта и музея являются зд панорамы (рис. 3),
реконструирующие интерьер советской квартиры в 19401980-е гг. [6].
3-Б тур можно рассматривать как отдельный проект, направленный на реконструкцию советской эпохи. На первом этапе была определена концепция «советской
квартиры», подготовлена легенда — история семьи в нескольких поколениях. Общий период было решено поделить на временные срезы, которые выделялись с учетом ряда требований: срез должен отражать изменения в быту и повседневной жизни, накладываться на жизнь разных поколений, отражать переломные изменения в жизни государства и общества. В итоге мы получили три среза, имеющих условные хронологические рамки: 1940-е , 1960-е, 1980-е гг.
Второй этап заключался в сборе необходимой для построения модели
информации. В нашем исследовании мы прибегли к широкому кругу источников: устные, вещественные,
визуальные. Особенность работы с источниками заключалась в том, что исследователь ставил перед ними, помимо общих, конкретные вопросы, ответы на которые позволяли восстановить тот или иной предмет обихода. В ходе работы с источниками, выявлялись детали позволившие добиться должной степени достоверности. Например,
интервью с очевидцами позволили нам отследить изменения в расстановке мебели в
Баранова Елена Вячеславовна,
к.и.н., доцент, директор НИЦ социально-гуманитарной информатики Балтийского федерального университет а им. И. Канта (г. Калининград)
Саенко Ангелина Вячеславовна,
Студент Балтийского федерального Университета им. И. Канта (г. Калининград)
Пироженко Захар Сергеевич,
Студент Балтийского федерального Университета им. И. Канта (г. Калининград)
Рис. 2 Сайт музея.
Рис. 3
Реконструкция советской квартиры.
разные временные срезы. Для восстановления интерьеров 1960-х и 1980-х гг. прибегали к использованию кадров из советских художественных фильмов (рис. 4). Также были привлечены материалы Государственного архива Калининградской области и фотоматериалы проекта нашего Центра «Калининград советский: народный альбом».
Раздел с размещенными 3-д панорамами сделан с помощью стороннего плагина, который демонстрирует в браузере сложные зD модели на 360 градусов. Основная проблема такого размещения — поддержка в максимальном количестве браузеров, для этого нужно максимально минимизировать размер моделей при сохранении качества. Все это потребовало определенного опыта у зD моделлера. Проблема с размерами изображений связана не только с поддержкой их на устаревших моделях компьютеров, но и с ограниченным пространством, которое было выделено на сервере университета. Говоря о перспективах развития сайта, стоит сказать о планах размещения полной базы экспонатов.
Одним из последних цифровых продуктов стала серия видеоинтервью сотрудников университета [7]. Цель интервью — выявить субъективное ощущение эпохи и определить то место, в котором респондент видит себя.
Видеоинтервью используются нами не только в качестве исторического источника, но и являются промоматериалом для продвижения музея в сети Интернет. Наше интервью состоит из 3 вопросов: «Что для Вас советское детство», «Самое яркое воспоминание из детства» и «Что Вы принесли в наш музей». Все вопросы концентрируется на личности респондента, дают ему простор для самостоятельного понимания и раскрытия темы.
Сейчас разработка музея в материальном и виртуальном
пространстве находится в активной стадии реализации. В перспективе, создание музея будет покрывать потребности нашего региона в месте, созданном с сохранением принципов исторической науки и способствующем формированию объективного взгляда на эпоху.
Литература:
1. Абрамов Р.Н. «Советский чердак» российской блогосферы: анализ ностальгических виртуальных сообществ // ИНТЕР. 2011. Т. 1. №. 6. С. 88-102.
2. Абрамов Р.Н. Музеефика-ция советского. Историческая травма или ностальгия // Человек. 2013. №. 5. С. 99-111.
3. Выходец из Коми открыл «Музей советского счастливого детства» / / «Трибуна», 18 февраля 2016. URL:
http://www.tribuna.nad.ru/vyxodec-iz-komi-otkryl-muzej -sovetskogo-schastlivogo-detstva/ (дата обращения: 01.12.2018).
4. Каким было советское детство? Выставка в краеведческом музее.// Телекомпания ТВ-21 URL: http://www.tv21.ru/news/2015/06/01/ kakim-bylo-sovetskoe-detstvo-vystavka-v-kraevedcheskom-muzee (дата обращения: 01.12.2018).
5. Музей советских игровых автоматов. URL: http://www.peterburg.biz/muzey-sovetskih-igrovyih-
avtomatov.html#ixzz5TXrW9Qri (дата обращения: 01.12.2018).
6. Музей Советского Детства URL: http://museum.kantiana.ru/3d-%D1%82%D1%83%D1%80/ (дата обращения: 01.12.2018).
7. Музей Советского Детства. URL:
https://www.youtube.com/channel/UC 2zgs8xdv_oPZ_hwWnX_C9g (дата обращения: 01.12.2018).
8. Парк «Лукоморье». URL: http://park-
lukomorie. ru/ru/muzej nye-kompleksy/muzej -sovetskogo-detstva.html (дата обращения: 01.12.2018).
9. Российская музейная энциклопедия. Информационные технологии в музейном деле. URL: http://www.museum.ru/rme/mb inf.a sp
10. Тимофеев М.Ю. Музеефи-кация СССР // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. №. 5. С. 27.
11. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 664 с.
12. Wertsch J. Voices of collective remembering. New York: Cambridge University Press, 2002.
Рис. 4
Кадр из фильма
Рис. 5
Работа с 3д