Научная статья на тему 'Стилистика советской эпохи в современной массовой культуре: концептуальные кафе и рестораны'

Стилистика советской эпохи в современной массовой культуре: концептуальные кафе и рестораны Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1770
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
массовая культура / советская эпоха / советский стиль / общепит / советская кухня / образ / культура повседневности. / mass culture / the Soviet era / the Soviet style / catering / Soviet cuisine / image / the culture of everyday life

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Александрова Мария Вячеславовна

Статья посвящена исследованию интерпретации образов советской культуры общепита и советской повседневности в концепциях современных кафе и ресторанов Москвы, Санкт-Петербурга и провинциальных городов России. В статье анализируются факторы привлекательности советской стилистики в современной массовой культуре, механизмы и аспекты ее использования, выявляются наиболее востребованные массовой культурой элементы «советского образа жизни», реализуемые в создании концепций современных заведений сферы досуга. Материалом исследования стали аутентичные заведения советского общепита, опыт возрождения известных советских «брендов» и новые заведения в советском стиле. Анализ интерпретаций советской культуры общепита осуществлен в нескольких аспектах: выбор названий кафе и ресторанов, оформление их интерьеров, трактовка советской кулинарной традиции. В статье исследуется тенденция к заимствованию в стилистике части заведений образов, не связанных с системой общественного питания, но ассоциируемых с советской эпохой, ее повседневным бытом: образ коммунальной квартиры, советского курорта, криминального мира СССР, советского спорта, кинообразы советской эпохи. В статье выявляются несоответствия между реалиями советской повседневности и ее интерпретацией в современной массовой культуре, поверхностность восприятия историко-культурного контекста формирования советского стиля, проявляющаяся в абстрактных названиях, сочетания современного дизайна с ретро-деталями, неаутентичном меню. Анализ интерпретации советских гастрономических традиций выявляет интерес к национальной кухне народов СССР, популярность «монокафе» (пельменные, вареничные, пышечные), стандартность ассортимента и свободную трактовку рецептуры блюд. На основе анализа исследуемых концепций и артефактов акцентируется тенденция к мифологизации советского прошлого в массовом сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet Era Stylistics in Modern Mass Culture: Conceptual Cafes and Restaurants

The article is devoted to the study of the interpretation of the images of Soviet catering culture and Soviet everyday life in the concepts of modern cafes and restaurants in Moscow, St. Petersburg and provincial cities of Russia. The article analyzes the factors of the attractiveness of Soviet stylistics in modern mass culture, the mechanisms and aspects of its use, reveals the elements of «the Soviet way of life» which are most demanded by mass culture realized in creating of concepts of modern institutions of the leisure sphere. The research material is authentic institutions of the Soviet public catering, experience of revival of known Soviet «brands» and new institutions in the Soviet style. The analysis of interpretations of the Soviet public catering culture is carried out in several aspects: choice of names of cafe and restaurants, decoration of their interiors, interpretation of the Soviet culinary tradition. In the article here is investigated the tendency to borrow in stylistics a part of institutions of images which are not connected with a public catering, but associated with the Soviet era, its daily life: image of the communal flat, Soviet resort, criminal world of the USSR, Soviet sport, film images of the Soviet era. In the article are revealed discrepancies between realities of the Soviet daily occurrence and its interpretation in modern mass culture, the superficiality of perception of the historical and cultural context of the Soviet style formation which is presented in abstract names, combinations of modern design with retrodetails, non-authentic menu. The analysis of interpretation of the Soviet gastronomic traditions reveals interest in the national cuisine of the USSR people, popularity of «monocafe» (restaurant where pelmeni, vareniki, doughnuts are served), commonality of the range and free interpretation of recipes. On the basis of the analysis of the studied concepts and artifacts here is accented the tendency to mythologization of the Soviet past in mass consciousness.

Текст научной работы на тему «Стилистика советской эпохи в современной массовой культуре: концептуальные кафе и рестораны»

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

УДК 008:316.33/.35

М. В. Александрова https://orcid.org/0000-0002-4709-5663

Стилистика советской эпохи в современной массовой культуре: концептуальные кафе и рестораны

Выполнено по гранту Российского научного фонда 14-18-01833

Статья посвящена исследованию интерпретации образов советской культуры общепита и советской повседневности в концепциях современных кафе и ресторанов Москвы, Санкт-Петербурга и провинциальных городов России. В статье анализируются факторы привлекательности советской стилистики в современной массовой культуре, механизмы и аспекты ее использования, выявляются наиболее востребованные массовой культурой элементы «советского образа жизни», реализуемые в создании концепций современных заведений сферы досуга. Материалом исследования стали аутентичные заведения советского общепита, опыт возрождения известных советских «брендов» и новые заведения в советском стиле. Анализ интерпретаций советской культуры общепита осуществлен в нескольких аспектах: выбор названий кафе и ресторанов, оформление их интерьеров, трактовка советской кулинарной традиции. В статье исследуется тенденция к заимствованию в стилистике части заведений образов, не связанных с системой общественного питания, но ассоциируемых с советской эпохой, ее повседневным бытом: образ коммунальной квартиры, советского курорта, криминального мира СССР, советского спорта, кинообразы советской эпохи. В статье выявляются несоответствия между реалиями советской повседневности и ее интерпретацией в современной массовой культуре, поверхностность восприятия историко-культурного контекста формирования советского стиля, проявляющаяся в абстрактных названиях, сочетания современного дизайна с ретро-деталями, неаутентичном меню. Анализ интерпретации советских гастрономических традиций выявляет интерес к национальной кухне народов СССР, популярность «монокафе» (пельменные, вареничные, пышечные), стандартность ассортимента и свободную трактовку рецептуры блюд. На основе анализа исследуемых концепций и артефактов акцентируется тенденция к мифологизации советского прошлого в массовом сознании.

Ключевые слова: массовая культура, советская эпоха, советский стиль, общепит, советская кухня, образ, культура повседневности.

HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES

M. V. Aleksandrova

Soviet Era Stylistics in Modern Mass Culture: Conceptual Cafes and Restaurants

The article is devoted to the study of the interpretation of the images of Soviet catering culture and Soviet everyday life in the concepts of modern cafes and restaurants in Moscow, St. Petersburg and provincial cities of Russia. The article analyzes the factors of the attractiveness of Soviet stylistics in modern mass culture, the mechanisms and aspects of its use, reveals the elements of «the Soviet way of life» which are most demanded by mass culture realized in creating of concepts of modern institutions of the leisure sphere. The research material is authentic institutions of the Soviet public catering, experience of revival of known Soviet «brands» and new institutions in the Soviet style. The analysis of interpretations of the Soviet public catering culture is carried out in several aspects: choice of names of cafe and restaurants, decoration of their interiors, interpretation of the Soviet culinary tradition. In the article here is investigated the tendency to borrow in stylistics a part of institutions of images which are not connected with a public catering, but associated with the Soviet era, its daily life: image of the communal flat, Soviet resort, criminal world of the USSR, Soviet sport, film images of the Soviet era. In the article are revealed discrepancies between realities of the Soviet daily occurrence and its interpretation in modern mass culture, the superficiality of perception of the historical and cultural context of the Soviet style formation which is presented in abstract names, combinations of modern design with retrodetails, non-authentic menu. The analysis of interpretation of the Soviet gastronomic traditions reveals interest in the national cuisine of the USSR people, popularity of «monocafe» (restaurant where pelmeni, vareniki, doughnuts are served), commonality of the range and free interpretation of recipes. On the basis of the analysis of the studied concepts and artifacts here is accented the tendency to mythologization of the Soviet past in mass consciousness.

Keywords: mass culture, the Soviet era, the Soviet style, catering, Soviet cuisine, image, the culture of everyday life.

© Александрова М. В., 2018

В настоящее время советская эпоха все чаще выступает объектом мифологизации и интерпретации в российской массовой культуре. Во многом обращение к стилистике советского периода связано с жизненным опытом нескольких поколений россиян и, вместе с тем, с достаточной временной дистанцией, обеспечивающей осмысление этого опыта в новом, «ностальгическом» ракурсе. Однако атрибуты советской эпохи, интерпретированные в массовой культуре, сегодня привлекают и те социальные группы, чья жизнь, казалось бы, непосредственно не связана с реалиями советской повседневности: молодежь, чьи детские воспоминания едва ли затрагивают советский период, а также иностранных туристов. Тема идентификации и самоидентификации России сквозь призму советской повседневной культуры многоаспектна. В рамках данного исследования внимание будет сосредоточено на одном из самых ярких и массовых проявлений советской стилистики в массовой культуре - в создании концептуальных заведений общепита, распространяющихся в российских столицах и провинциальных городах.

По выражению Т. С. Злотниковой, «в массовом сознании - и в глобализирующемся мире, и в России как его неотъемлемой составляющей -образы недавнего прошлого нашей страны различны, конфликтны, соблазнительны и отвратительны» [3, с. 400]. В связи с этим привлекательность атрибутов советской действительности в современном пространстве повседневной жизни, включающем моду, досуг, сферу туризма, нередко оказывается парадоксальной. Феномен коммунальной квартиры или аскетичный интерьер советской столовой могут восприниматься сегодня в отрыве от связанных с ними прежде негативных коннотаций, бытовавших в советский период. Миф выступает одним из универсальных кодов массовой культуры, и в данном контексте мы становимся свидетелями мифологизации советской повседневности. Однако процесс создания мифа здесь отличен от традиционного мифотворчества [4, с. 12]. Исследования современной актуализации «бытовых» атрибутов советской эпохи позволяют раскрыть механизмы и инструменты трансляции данного мифа, выявить наиболее востребованные массовой культурой элементы «советского образа жизни», неожиданно оказавшиеся привлекательными в начале XXI в. В связи с этим ключевым становится осмысление сути самого процесса актуализации советской стилистики, балансирующего на грани

интерпретации, реинкарнации, а нередко и фальсификации элементов советской повседневности.

Важными факторами, сыгравшими определенную роль в развитии образа «советского общепита» в постсоветском повседневном пространстве, наряду с культурной памятью старших поколений, во многом стали популярность советского кинематографа, реклама отечественных брендов, апеллирующая к советским стандартам качества, а также тенденции к реконструкции образов советской эпохи, проявившиеся, в первую очередь, в сфере туризма (создание музеев «советского быта», театрализованные экскурсии и квесты, охватывающие локации повседневной жизни) [6]. В ряде случаев акцентирование советской стилистики в городской среде связано с сохранением аутентичных заведений советского общепита. В частности, 2018 год стал юбилейным сразу для двух объектов Санкт-Петербурга, занимающих особое место в ленинградской-петербургской культуре. «Пышечная» на Большой Конюшенной улице (бывш ул. Желябова) не закрывалась с 1958 г., оставаясь островком советской эпохи рядом с изменившимся до неузнаваемости Домом Ленинградской Торговли. Интерьер заведения более чем скромен, рецептура строго традиционна, ассортимент неразнообразен. Кофе с молоком здесь разливают из большого котла, меню пишется от руки, на железных столах - бумага вместо салфеток и алюминиевые ложки [13]. Приведем отзывы о «Пышечной» на туристических сайтах: «Очередь с улицы. Долго здесь не сидят», «Очень грубое отношение персонала, говорят, так было всегда», «Битая, с трещинами и сколами посуда». При этом типичная для большинства советских заведений обстановка и ненавязчивый сервис, воспринимавшиеся прежде как «ущербность» отечественного быта и сферы услуг, сегодня становятся модным трендом, объектом туристического интереса: «...это не Макдональдс с бесплатными улыбками», «место окутано атмосферой, которая завораживает» [12]. Ярким свидетельством популярности заведения стал общественный резонанс по поводу угрозы закрытия заведения. В итоге в 2008 г. решением правительства города «Пышечная» была включена в «Красную книгу знаковых мест Петербурга», наряду с «Елисеевским гастрономом» и «Аптекой Пеля». При этом сама инициатива создания подобного документа во многом была связана с этим инцидентом, а при его обсуждении авторы проекта называли «кофе из бачка» в

знаменитой пышечной» одной из «незыблемых примет Петербурга» [8].

К ряду аутентичных заведений советского общепита относится и «Пирожковая» на Московском проспекте Санкт-Петербурга, открытая в 1958 г. В отзывах посетителей преобладают ностальгические реплики: «У меня мама с 50-х годов там покупала пирожки и до сих пор наша семья покупает там. Персонал держит рецептуру», «Мест сидячих не хватает. Часто к вам заходим с детьми, все столики заняты», «Как раньше, сметана в стаканчиках, бульон» [1]. В Москве к подобным заведениям можно отнести чебуречную «Дружба», с 1960-х гг. сохранившую незатейливый интерьер и ассортимент: чебурек с говядиной, чай, кофе, пиво [9]. В условиях конкуренции и искушенности современного потребителя главным фактором привлекательности подобных заведений выступает «подлинность» -аутентичность места, рецептуры, интерьера, общей атмосферы. При этом качество сервиса отходит на второй план. Для посетителя здесь важны нетипичные сегодня культурные практики советской эпохи (например, мороженое в кре-манках, высокие столики), «вкус детства», отсылки к «советским стандартам, советскому качеству». Важно отметить и то, что здесь нет нарочитой, искусственной стилизации (советских плакатов в интерьере, элементов театрализации в униформе персонала).

Несколько вышеописанных столичных заведений, действительно достойных занесения в «Красную книгу» знаковых объектов, являются исключением среди концептуальных кафе и ресторанов, эксплуатирующих образы советской эпохи. Чаще можно встретить «реинкарнации» известных советских брендов общепита, в той или иной степени воссоздающих атмосферу, интерьер, меню оригинала. К этой группе в Москве можно отнести «Вареничную № 1», армянский «Арарат», позиционируемый как «точная копия предшественника», ресторан «Узбекистан», интерьеры которого воссоздавались реставраторами из Ташкента, пивной бар «Жигули», сохранивший свой адрес с 1960-х гг., но не претендующий на аутентичность интерьера [9]. Известны и случаи использования советского бренда без какой-либо привязки к образу советской эпохи: так, сеть кофеен «Шоколадница», позиционируемая как преемница легендарного московского кафе, полностью отказалась от наследия советской эпохи.

В большинстве случаев обращения к советской стилистике связаны с поиском оригинального и привлекательного образа для нового, открывшегося в 2000-2010-е гг. кафе, ресторана или бара. Если на рубеже ХХ-ХХ1 вв. советская тематика эксплуатировалась в основном в столичных городах в целях привлечения иностранных туристов, то сегодня она адресована как старшим поколениям россиян, испытывающим ностальгические чувства, так и молодежи, воспринимающей советский антураж как одно из модных направлений массовой культуры. В данном случае поверхностность, стереотипность, искажение образа советской повседневности не только неизбежны, но и показательны.

Концепция современного кафе или ресторана в советском стиле, как правило, отражается в названии. При этом некоторые из них - абстрактные, ироничные, порой абсурдные - были бы немыслимы в советское время. К этой группе можно отнести названия московской чебуречной «Советские времена», санкт-петербургского ресторана «Советский Союз» и кафе «СССР-бар», а также целый список провинциальных кафе с названиями «СССР» или «Советское» (например, в Переславле-Залесском, Владимире, Иванове). Другая группа названий эксплуатирует реальные элементы советской системы общепита - нумерацию заведений, известные аббревиатуры, акронимы. Например, рестораны «Спецбуфет № 7», «Столовая № 57», «Главкурорт», «Вареничная № 1 », «Главпивторг» в Москве и Санкт-Петербурге, ярославское кафе «СССР-Совнарпит», «Подбелка - центральная пельменная № 1 ». В последнем случае в название добавляется «народный» топоним советской эпохи -сокращение от площади Подбельского. Идея «советского кафе» в интерьере может быть реализована за счет стилизованной мебели и посуды (креманки, граненые стаканы, чайные сервизы с типичной расцветкой), униформы персонала (чепцы-«наколки» буфетчиц, фартуки), «советский ресторан» олицетворяют хрусталь, скатерти, бархатные портьеры. Однако достаточно часто интерьер заведения раскрывает тему эпохи лишь косвенно, ограничиваясь советскими плакатами, гербами, портретами и панно на стенах.

Нередко в основу концепции кафе или ресторана советской кухни ложатся образы, не связанные с системой общественного питания, но ассоциируемые с советской эпохой, ее повседневным бытом, кухонными застольями: «Старая квартира» (Самара), «Квартирка», «Дачники», «Комму-

нальная страна» (Санкт-Петербург) [10], ресторан «Мари Ванна», стилизованный под квартиру [9], многочисленные бары, кафе, арт-пространства с названием «Коммуналка» / «Kommunalka» (например, Самара, Ярославль, Кострома). Интерес к феномену коммунальной квартиры как воплощению советского быта сегодня проявляется и в туристической сфере, где предпринимаются попытки создания экскурсий по коммунальным квартирам, и в возникновении популярных интернет-сообществ. В частности, на сетевое сообщество «Старый фонд», коллекционирующее фотографии «интерьеров петербургских квартир, возможно, искалеченных коммунальным бытом и слоями краски, но не убитых евроремонтами», подписано более 50 тысяч человек [15], а антрополог Илья Утехин реализует интернет-проект «Коммунальная квартира. Виртуальный музей советского быта» [7]. Однако в интерпретациях интерьеров коммунальных квартир, имеющих место в современных кафе и ресторанах, прослеживается иная тенденция. Образ «коммуналки» здесь связан не с атмосферой старинного здания (преемника дореволюционного «доходного дома») или интересом к «антропологии» коммунального быта, а с представлением о специфическом и мифологизируемом сегодня советском уюте. Парадокс заключается в том, что коммунальная квартира, где «приватность постоянно оказывалась проницаемой» [17], становится воплощением домашней, семейной атмосферы. Во многих случаях атрибутами такой атмосферы служат ковер на стене, банки с вареньем на полках, рога оленя на стене, старый велосипед или лыжи, барометр, вязанная салфетка на телевизоре, самовар, старые семейные фотографии, вымпелы, детские игрушки [10]. Среди аутентичных элементов советского быта в интерьерах кафе встречаются знаковые вещи, ставшие своего рода легендой и зачастую редкие для типичной коммунальной (и в целом советской) квартиры, - проигрыватель с виниловыми пластинками, патефон или радиола, телевизор с линзой, бюст Ленина или Пушкина. Одним из самых распространенных приемов оформления пространства в подобных кафе служат газетные и журнальные вырезки, объявления, транспаранты, а также известные плакаты советской эпохи.

Отдельное место среди концептуальных заведений общепита занимают «тематические» кафе или бары, где раскрывается образ конкретного аспекта советской действительности или художественного произведения. В Москве это, в частно-

сти, клуб-ресторан «Петрович», оформленный в ироничном стиле по мотивам рисунков Андрея Бильжо; трактир «Черная кошка на Лубянке», где воссозданы кабинеты МУРа и интерьеры «воровского дома в Марьиной роще»; ресторан «Глав-курорт» с фонтаном и атрибутами приморского пансионата; ресторан «Павильон», воплощающий интерьеры элитной квартиры сталинского наркома [9]. В Санкт-Петербурге - детское кафе «Мойдодыр», кафе «Депо» в стиле лофт с рельсами в интерьере, бар «О, спорт» с советскими фото и артефактами спортивной жизни города. При этом концепция заведения не всегда соответствует советским реалиям, где не существовало спорт-баров, а МУР не ассоциировался с душевной трапезой. Примерами интерпретации кинообразов советской эпохи выступают ресторан «У Покровских ворот» (Москва), пивная «Афоня», ресторан «Иоанн Васильевич» (Ярославль), в меньшей степени - костромской проект «Рога и копыта». Обращение к персоналиям советской истории встречается реже: ретро-бар «Чапаев» (Саратов), паб «У Ильича» (Рыбинск).

«Советская кухня», представляющая, по мнению исследователей, достаточно неоднозначное и многогранное явление культуры [11], отражена в меню современных концептуальных заведений, как правило, фрагментарно. Обязательными атрибутами в меню выступают ассоциирующиеся с советским застольем салат «Оливье», «селедка под шубой», борщ, пельмени, пироги, соленья. Однако современные интерпретации традиционных блюд с использованием продуктов-аналогов заведомо являются отступлением от канона «советской кулинарной Библии» - «Книги о вкусной и здоровой пище», «не допускавшей толкования рецептов, что фактически приводило к отрицанию кулинарного искусства» [2, с. 36]. Интерес представляют оригинальные названия блюд, отражающие советскую стилистику: «Веселые картинки», «Закрома родины», салат «Сталинский», «Ирония Судьбы или... Оливье», «Восстание Ильича», «Все на субботник», «Народный заседатель», «Свинина пролетарская», «Ужин председателя», пельмени «Стахановцы» [14]. При этом большинство кафе и ресторанов «в советском стиле» исповедуют достаточно широкие взгляды в отношении аутентичности меню. В частности, петербургский ресторан «Советский союз», в числе прочего, предлагает посетителю скандинавскую уху, чизкейк «Нью-Йорк» и ти-рамису, бар «Депо» - пунш и глинтвейн. Все более популярными становятся заведения, предла-

гающие современные вариации одного блюда: «Пышечные», «Вареничные», «Чебуречные», «Пельменные ».

Во многом столь свободная трактовка советских гастрономических традиций связана со спецификой советской кухни, где в большей степени проявилась особая «манера питания», нежели совокупность новых, принципиально отличающихся от исторической русской (российской) кухни продуктов и технологий [16, с. 75]. Среди тенденций, характерных именно для советского периода, можно выделить, в первую очередь, многонациональность. Эта черта наиболее явно проявляется сегодня в ассортименте кафе и ресторанов в «советском стиле», включающем элементы украинской, белорусской, кавказской и среднеазиатской кухни как любимые и неотъемлемые приметы советского образа жизни. В частности, согласно концепции московского ресторана «Страна, которой нет», готовят блюда советских республик - капустные салаты, пельмени, хинкали, хачапури и чакапули.

Еще одной важной чертой советской кухни стало утверждение четкой структуры меню (салат, суп, горячее, десерт), акцентируемое и в современных ресторанах. Советским наследием можно назвать и придание кухне характера промышленного производства, и стандартизацию подачи блюд. Пользуясь терминологией исследователей гастрономической культуры М. В. Капкан и Л. С. Лихачевой [5], заметим, что советская эпоха, не изменив существенно ни отечественной кулинарной культуры (технологии приготовления пищи), ни набора принятых в данной культуре продуктов, выработала особую практику потребления пищи, а также новые формы рефлексии в отношении данной сферы жизни. В этом смысле гастрономическая культура советской эпохи, ориентируясь на коллективизм, унификацию и дефицит, сформировала саму стилистику «общепита», оставившую в культурной памяти след, более яркий, чем советская кулинарная традиция, сливающаяся в массовом сознании с русской, российской и постсоветской кухней. Современные продукты массовой культуры, используя в интерпретациях советской повседневности вербальные и визуальные символы эпохи, прежде всего апеллируют именно к стилистике советского общепита. При этом концептуальные заведения, реконструирующие атмосферу советского прошлого, чаще всего не стремятся к полной аутентичности образа, способ-

ствуя процессу мифологизации советской повседневности и советской эпохи в целом.

Библиографический список

1. В Санкт-Петербурге сохранилась всего одна советская пирожковая [Электронный ресурс] // Санкт-Петербург. - Режим доступа: https://topspb.tv/news/ news2837

2. Глущенко, И. В. Общепит. Микоян и советская кухня [Текст] / И. В. Глущенко. - М., 2010. - 362 с.

3. Злотникова, Т. С. Актуализация «оттепели» в массовом сознании современной России [Текст] / Т. С. Злотникова // Массовая культура: Российский дискурс (методология изучения, актуальные практики). - Ярославль, 2016.- С. 194-200.

4. Злотникова, Т. С., Киященко, Л. П., Ерохина Т. И., Ле-тина, Н. Н. Российский дискурс массовой культуры - первые итоги и перспективы изучения [Текст] / Т. С. Злотникова, Л. П. Киященко, Т. И. Ерохина, Н. Н. Летина // Массовая культура: Российский дискурс (методология изучения, актуальные практики). - Ярославль, 2016. - С. 7-36.

5. Капкан, М. В., Лихачева, Л. С. Гастрономическая культура: понятие, функции, факторы формирования [Текст] / М. В. Капкан, Л. С. Лихачева // Известия Уральского государственного университета. - Вып. 15, 2008. -С. 34-43.

6. Кожанов, К. А., Евдокимов, К. В., Лысенко, В. В. Показатели эффективности и качества услуг организованного студенческого туризма [Текст] / К. А. Кожанов, К. В. Евдокимов, В. В. Лысенко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2017. - № 3 (64). - С. 259-271.

7. Коммунальная квартира. Виртуальный музей советского быта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kommunalka.colgate.edu/cfm /about.cfm? Open=WhatIsThisSiteAbout&KommLanguage=Russian

8. «Красная книга» памятных мест [Текст] // Фонтан-ка.ру. - Режим доступа: https://www.fontanka.ru/ 2008/02/26/048

9. Московские кафе и рестораны с советской атмосферой [Текст] // Kudago.ru. - Режим доступа: https://kudago.com/msk/list/8-moskovskih-kafe-s-sovetskoj-atmosferoj

10.Ностальгия по СССР: 8 лучших заведений [Текст] // Menu.ru. - Режим доступа: http://menu.ru/ people / news/ 904669

11.Осокина, Е. За фасадом «сталинского изобилия» [Текст] / Е. Осокина. - М., 2008. - 261 с.

12.Пышечная на Большой Конюшенной [Электронный ресурс] // Restoclub. - Режим доступа: https://www.restoclub.ru/spb/place/pyshechnaja

13.Пышечная столица [Текст] // Новости малого бизнеса. - Режим доступа: http://novostimb.ru/ exclusive/bolshie-i-malye/2018/01/25/pyshechnaya-stolica.html

14.Ресторан «Советский Союз» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://sovetskiisoyuz.ru

15.Старый фонд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/sf_spb

16.Сюткина, О., Сюткин, П. Непридуманная история советской кухни [Текст] / О. Сюткина, П. Сюткин. - М., 2013. - 287 с.

17.Утехин, И. В. О бытовом ограждении [Текст] / И. В. Утехин // Сборник статей к 60-летию А. К. Байбурина. - СПб., 2007. - С. 375-383.

Reference List

1. V Sankt-Peterburge sohranilas' vsego odna sovetskaja pi-rozhkovaja = In St. Petersburg only one Soviet snack bar serving piroshki has remained [Jelektronnyj resurs] // Sankt-Peterburg. -Rezhim dostupa: https://topspb.tv/news/news2837

2. Glushhenko, I. V. Obshhepit. Mikojan i sovetskaja kuhn-ja = Public catering. Mikoyan and Soviet kitchen [Tekst] / I. V. Glushhenko. - M., 2010. - 362 s.

3. Zlotnikova, T. S. Aktualizacija «ottepeli» v massovom soznanii sovremennoj Rossii = Updating of «thaw» in mass consciousness of modern Russia [Tekst] / T. S. Zlotnikova // Massovaja kul'tura: Rossijskij diskurs (metodologija izuchenija, aktual'nye praktiki). - Jaroslavl', 2016.- S. 194-200.

4. Zlotnikova, T. S., Kijashhenko, L. P., Erohina T. I., Let-ina, N. N. Rossijskij diskurs massovoj kul'tury - pervye itogi i perspektivy izuchenija = The Russian discourse of popular culture - the first results and the prospects of study [Tekst] / T. S. Zlotnikova, L. P. Kijashhenko, T. I. Erohina, N. N. Letina // Massovaja kul'tura: Rossijskij diskurs (metodologija izuchenija, aktual'nye praktiki). - Jaroslavl', 2016. - S. 7-36.

5. Kapkan, M. V., Lihacheva, L. S. Gastronomicheskaja kul'tura: ponjatie, funkcii, faktory formirovanija = The Russian discourse of popular culture - the first results and the prospects of study [Tekst] / M. V. Kapkan, L. S. Lihacheva // Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta = The Russian discourse of popular culture - the first results and the prospects of study. - Vyp. 15, 2008. - S. 34-43.

6. Kozhanov, K. A., Evdokimov, K. V., Lysenko, V. V. Pokazateli jeffektivnosti i kachestva uslug organizovannogo studencheskogo turizma = The Russian discourse of popular culture - the first results and the prospects of study [Tekst] / K. A. Kozhanov, K. V. Evdokimov, V. V. Lysenko // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, jekonomiki i prava = Bulletin of Belgorod university of cooperation, economy and right. - 2017. - № 3 (64). - S. 259-271.

7. Kommunal'naja kvartira. Virtual'nyj muzej sovetskogo byta = A communal flat. A virtual museum of the Soviet life

[Jelektronnyj resurs], - Rezhim dostupa:

http://kommunalka.colgate.edu/cfm /about.cfm? Open=WhatIsThisSiteAbout&KommLanguage=Russian

8. «Krasnaja kniga» pamjatnyh mest = «Red List» of memorable places [Tekst] // Fontanka.ru. - Rezhim dostupa: https://www.fontanka.ru/ 2008/02/26/048

9. Moskovskie kafe i restorany s sovetskoj atmosferoj = Moscow cafes and restaurants with the Soviet atmosphere [Tekst] // Kudago.ru. - Rezhim dostupa: https://kudago.com/msk/list/8-moskovskih-kafe-s-sovetskoj-atmosferoj

10.Nostal'gija po SSSR: 8 luchshih zavedenij = Nostalgia on the USSR: 8 best institutions [Tekst] // Menu.ru. - Rezhim dostupa: http://menu.ru/ people / news/ 904669

11. Osokina, E. Za fasadom «stalinskogo izobilija» = Behind the facade of «Stalin overabundance» [Tekst] / E. Osokina. - M., 2008. - 261 s.

12.Pyshechnaja na Bol'shoj Konjushennoj = Pyshechnaya in Bolshaya Konyushennaya [Jelektronnyj resurs] // Restoclub. -Rezhim dostupa: https://www.restoclub.ru/spb/place/ pyshechnaja

13.Pyshechnaja stolica = The capital of doughnuts [Tekst] // Novosti malogo biznesa = News of small business. - Rezhim do stupa: http ://novo stimb. ru/exclusive/bolshie-i-malye/2018/01/25/pyshechnaya-stolica.html

14.Restoran «Sovetskij Sojuz» = Restaurant «Sovetski So-yuz» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://sovetskiisoyuz.ru

15.Staryj fond = Old fund [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://vk.com/sf_spb

16.Sjutkina, O., Sjutkin, P. Nepridumannaja istorija sovetskoj kuhni = A real life story about the Soviet kitchen [Tekst] / O. Sjutkina, P. Sjutkin. - M., 2013. - 287 s.

17.Utehin, I. V. O bytovom ograzhdenii = About a household prevention [Tekst] / I. V. Utehin // Sbornik statej k 60-letiju A. K. Bajburina = The collection of articles to A.K. Baiburin's 60 anniversary. - SPb., 2007. - S. 375-383.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.