Научная статья на тему 'Особенности создания совместных предприятий в период рыночных преобразований'

Особенности создания совместных предприятий в период рыночных преобразований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкасова Е.Н.

В результате экономических преобразований в России меняется соотношение разных форм предпринимательской деятельности. Развитие совместного предпринимательства является одним из решающих условий углубления проводимых в нашей стране экономических реформ, способных обеспечить поступление новых технологий производства и управления, получить новые рынки сбыта и ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности создания совместных предприятий в период рыночных преобразований»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

151

Таким образом, можно констатировать факт, что успешный бренд является сильнейшим фактором, оказывающим влияние на социальные, экономические и культурные процессы в рамках конкретной территории.

Список литературы:

1. Серегина Е. Брендинг территорий [Электронный ресурс] / Е. Серегина. - Режим доступа: http://pr-portal.com.ua/peredovitsa/4621.php.

2. Великая стройка бренда: этапы большого пути [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://www.adme.ru/research/velikaya-strojka-brenda-etapy-

bolshogo-puti-business-49124-72007.

3. Визгалов Д.В. Маркетинг города / Д.В. Визгалов. - М.: Институт экономики города, 2008. - 110 с.

4. Солодкий В. Как эффективно управлять территорией? [Электронный ресурс] / В. Солодкий. - Режим доступа: www.sostav.ru/blogs/27523/4453.

5. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асп-лунд, И. Рейн, Д. Хайдер. - СПб.: Издательство: «Стокгольмская школа экономики», 2005. - 382 с.

6. Методика разработки медиа-плана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alexsolo.narod.ru/statii/reclama_pr/mediastrategia.html.

7. Методы создания бренда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://advertme.ru/brand/23.

8. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг / Т.В. Сачук. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ

СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПЕРИОД РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

© Черкасова Е.Н.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В результате экономических преобразований в России меняется соотношение разных форм предпринимательской деятельности. Развитие совместного предпринимательства является одним из решающих условий углубления проводимых в нашей стране экономических реформ, способных обеспечить поступление новых технологий производства и управления, получить новые рынки сбыта и ресурсов.

Ключевые слова предпринимательство, рыночная экономика, конкурентоспособность.

Студент.

152 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Совместные предприятия как форма международной экономической деятельности возникли и развиваются в ходе эволюции мирохозяйственных связей, и объясняется это их преимуществами по сравнению с другими формами производственного сотрудничества.

Совместные предприятия создаются рядом фирм разных стран на период разработки и осуществления крупных программ, например, при строительстве атомных электростанций, морских и речных судов, авиалайнеров и иной сложной техники. В основу такого кооперирования кладется принцип специализации партнеров на выпуске тех частей готовой продукции, по которым они имеют наиболее благоприятные научно-технические условия, позволяющие им выпускать продукцию высокого качества при низкой себестоимости [4].

Общие требования, предъявляемые законодательством к предпринимательской деятельности, сформулированы в статье 2 ГК РФ: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законодательством порядке. Предпринимателем может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо. Хозяйственная деятельность может считаться предпринимательской только в том случае, когда она направлена на извлечение прибыли [2].

Особенности предпринимательской деятельности обусловлены спецификой создания совместных предприятий.

Так, зависимость результата возникает от кооперирования, в основу которого кладется принцип специализации партнеров на выпуске тех частей готовой продукции, по которым они имеют наиболее благоприятные научно-технические условия, позволяющие им выпускать продукцию высокого качества при низкой себестоимости [1].

Получение стратегических альтернатив от создания совместных предприятий заключается в выходе на новые рынки сбыта путем освоения с помощью услуг специализированных внешнеторговых посредников, а также с применением франчайзинга; получение необходимых инвестиционных ресурсов возможно с использованием лизинга, межфирменных кредитов, кредитного оглашения с банком; в рамках лицензионного соглашения можно получить технологии производства и управление компании.

При выборе вида деятельности предприятие должно оценить перспективы рынка сбыта и выбранной продукции, наличие институциональных барьеров и издержек по их преодолению - квоты на экспорт и импорта, лицензии, торговые соглашения, монополизация экономики и противодействие компаний-конкурентов, неформальные государственные барьеры.

Создание совместных предприятий зависит не только от экономической ситуации на рынке, но и от политической ситуации в стране. Для нормаль-

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

153

ного функционирования предпринимательства необходимо создание стабильной внутренней и внешней среды. Так, общая финансовая и политическая нестабильность, высокий уровень инфляции привели к резкому сокращению объемов производства в данной группе предприятий и снижению рыночных доходов. Эта обуславливает потребность совместного предпринимательства в государственной поддержке, для обеспечения нормального функционирования международной кооперации.

Совместное предпринимательство позволяет наиболее эффективно использовать все преимущества от сочетания мелкого и крупного промышленного производства. Отечественные предприятия должны быть заинтересованы в повышении конкурентоспособности, являющейся конечным результатом реализации совместного предприятия. Например, наибольшего эффекта можно достичь в области машиностроения, когда иностранные предприятия передают научные и технологические разработки, дополнительные инвестиционные ресурсы, торговые марки. Это позволит придать производственному процессу большую гибкость.

В современных условиях, когда наблюдается неравномерность распределения природных, людских, научных ресурсов между странами, различия в уровне профессионально-квалификационной подготовки кадров, особенности специализации стран, расширении масштаба инвестиционных проектов и риска их реализации, необходимости согласования национальной экономической политики в условиях усиления взаимного влияния стран на экономическое развитие друг друга, эффективность предпринимательской деятельности нужно повышать за счет создания совместных предприятий при кооперации их усилий.

Мировой опыт развития совместных предприятий доказывает устойчивость данной формы организации производства, способствующей не только развитию промышленного производства, но и обеспечивающей защиту социальных и экономических интересов российских граждан.

Необходимость обеспеченности совместного предпринимательства в современных условиях объясняется экономическим эффектом. Механизм реализации преимущественно от создания совместного предприятия в общем виде предусматривает возможность для экономических субъектов снизить негативное влияние внешней среды и максимально использовать благоприятное влияние внешних факторов, а также правильно организовать внутренний механизм каждой компании. Совместное предпринимательство и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Государство своими действиями может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

Рыночная экономика, несмотря на многие положительные черты, не способна регулировать совместное предпринимательство, а также социальные процессы в интересах всего общества.

154 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Как известно, совместное предпринимательство - особая форма деловой активности, которая направлена как на удовлетворение общественных потребностей, так и на получение коммерческого успеха, поэтому иностранные инвесторы не заинтересованы вкладывать капитал в проекты, не приносящие достаточной прибыли, в том числе и в отрасли, которые для общества и государства жизненно необходимы. В некоторых отраслях развитие совместного предпринимательства ограничивается экономическими барьерами, связанными со значительными первоначальными инвестициями, длительным сроком окупаемости вложенных средств, неопределенностью в получении коммерческого результата [5].

Говоря о совместном предпринимательстве необходимо решить, как обеспечить эффективное функционирование зарождающейся кооперации. Условия для совместных предприятий в России настолько разнообразны, что нельзя переносить не только зарубежный, но и отечественный опыт кооперации на всю страну. Возможность создания и эффективность функционирования совместных предприятий во многом зависит от механизма реализации их принципов с учетом сложившихся социально-экономических условий.

В случае создания совместного предприятия путем приобретения действующей компании материнской компанией необходимо решить две наиболее сложные проблемы.

1. Правильно оценить стоимость приобретаемой компании: стоимость ресурсов целевого предприятия не должна быть выше стоимости ресурсов на открытом рынке; исключение составляют только созданные активы компании технологии производства и управления, торговые марки, стоимость которых определяется индивидуально.

2. Правильно интегрировать приобретаемую компанию в общекорпоративную структуру, чтобы совместное предприятие не утратило своих преимуществ, ради которых оно собственно и приобреталось. Так, например, для инновационной компании важно сохранить гибкость и самостоятельность при принятии решений, для торговой компании -по возможности сохранить ее торговую марку и т.д. [4].

В целом около 7 % всех опрошенных специалистов фирм рассматривают местный опыт партнера как решающий при основании совместных предприятий.

Опыт создания совместных предприятий есть в каждом субъекте РФ. Его надо изучать и шире внедрять на практике.

Развитию совместного предпринимательства препятствуют неподготовленность к принятию иностранных инвестиций, неразвитость рынка, отсутствие опыта эффективного предпринимательства, слабое развитие инфраструктуры и сбытового сервиса [3].

В целом можем сделать выводы: совместные предприятия отличает более высокий уровень производительности труда, фондоотдачи, эффективно-

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

155

сти экспорта, культуры производства и оказания услуг, заработной платы по сравнению с большинством российских предприятий. Создание многочисленных совместных предприятий в области информации, подготовки кадров, консультационных услуг облегчает условия функционирования как иностранного, так и отечественного капитала. Итак, совместные предприятия представляют собой сегодня один из динамично развивающихся секторов экономики и обращение к этому вопросу важно с целью дальнейшего использования положительного потенциала совместного предприятия для решения социально-экономических проблем.

Еще одной важной причиной, препятствующей эффективному развитию совместного предпринимательства в России, является недостаток инвестиций. Такие формы привлечения инвестиций, как создание зон совместного предпринимательства гораздо более гибко реагируют на образование совместных предприятий. Тому есть несколько причин. Так, в комплексных зонах предусмотрено создание новых высокотехнологичных производств, выпускающих продукцию для внутреннего рынка России и экспорта, что будет способствовать ускоренному развитию регионов. Функциональные зоны будут создаваться для освоения новой техники, для хранения, перевалки и подработки внешнеторговых грузов, а также для туристических, транзитных и других нужд. Надо отметить, что создание такого типа зон позволит нашей стране без каких-либо ограничений максимально использовать мировой опыт ведения хозяйства. Во-первых, в пределах небольшой территории страны устанавливается особый режим, предусматривающий не только производство конкурентоспособной продукции, но и ее реализацию на мировом рынке. Во-вторых, в таких зонах формируется свой валютный режим, вводятся льготные нормы по переводу прибылей и другие преференции.

Список литературы:

1. Карданова Л.И., Гунько А.Ю., Ширшова И.Ю. Инновационные тенденции в инфраструктурном обеспечении продовольственного рынка региона: монография. - Ставрополь, 2011. - 120 с.

2. Гунько А.Ю., Гунько Т.И. Инновационный потенциал как основа повышения эффективности деятельности в сфере АПК. // Финансово-экономически и учетно-аналитические проблемы развития региона: материалы ежегодной 77-й науч.-практ. конф. (г. Ставрополь, 16 апреля). - Ставрополь, 2013. - С. 226-230.

3. Гунько А.Ю. Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур на рынке продуктов мясопереработки. На материалах Ставропольского края: автореферат дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Ставрополь, 2009. - 21 с.

4. Гунько Т.И., Гунько А.Ю. Особенности организации функционирования малого бизнеса в регионе // Современные проблемы развития нацио-

156 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

нальной экономики: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 102-109.

5. Гунько А.Ю., Черепухин А.Ю. Оценка эффективности инновационной деятельности в АПК // Институциональные преобразования национальных экономических систем: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (г. Ставрополь, 23 апреля 2014 г.). - Ставрополь, 2014. - С. 85-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.