Научная статья на тему 'Особенности создания инновационного поля корпоративной среды страховой компании'

Особенности создания инновационного поля корпоративной среды страховой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПОЛЕ / КОРПОРАТИВНАЯ СРЕДА / СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ / INNOVATIVE FIELD / CORPORATE ENVIRONMENT / INSURANCE COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филимонова Надежда Николаевна

В статье рассматриваются проблемы создания положительного инновационного климата в трудовых коллективах страховых организаций, занятых реализацией страховых продуктов. В качестве механизма, обеспечивающего возникновение инновационного поля, организации предлагается использовать корпоративную среду, адаптированную к требованиям страхового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issues of creation of positive innovative climate in insurance companys staff being involved in insurance product sale. As a mechanism providing the innovative field appearance the company is suggested the use of corporate environment adapted to insurance risk requirements.

Текст научной работы на тему «Особенности создания инновационного поля корпоративной среды страховой компании»

ИННОВАЦИИ

УДК: 368.08

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОЛЯ КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЫ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

CREATION PARTICULARITIES OF INNOVATIVE FIELD OF INSURANCE COMPANY CORPORATE ENVIRONMENT

Филимонова Надежда Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, filimonova-nadin@yandex.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва.

В статье рассматриваются проблемы создания положительного инновационного климата в трудовых коллективах страховых организаций, занятых реализацией страховых продуктов. В качестве механизма, обеспечивающего возникновение инновационного поля, организации предлагается использовать корпоративную среду, адаптированную к требованиям страхового рынка.

Ключевые слова: инновационное поле, корпоративная среда, страховая компания.

The article considers the issues of creation of positive innovative climate in insurance company's staff being involved in insurance product sale. As a mechanism providing the innovative field appearance the company is suggested the use of corporate environment adapted to insurance risk requirements.

Key words: innovative field, corporate environment, insurance company.

Сегодня страховой рынок страны подвержен значительным изменениям, которые требуют от страховых компаний соответствующих усилий по адаптации условий их функционирования. Характер этих изменений обусловлен влиянием следующих факторов:

- рост конкуренции;

- обеспечение клиентоориентированности страховых услуг;

- создание более сложных страховых продуктов, соответствующих новым объектам страхования;

- внедрение новых технологий страхования, отвечающих западным стандартам.

Способность страховых компаний быть адекватными требованиям рынка ставит

вопрос об их инновационной состоятельности, когда вся организационная система функционирует в соответствии с установленными стратегиями, целями и задачами компании на конкретный временной период.

Механизмом, обеспечивающим решение указанных требований, является созданная в организации корпоративная среда, которая, по мнению П. Друкера [1],

«определяет возможности и результаты бизнеса, равно как и угрозы для его существования и успеха», где в то же время, как заметил Л. Гестнер [1], «корпоративная культура является отражением корпоративной среды, из которой она явилась».

В этой связи инновационный характер воспроизводимой корпоративной среды страховой организации способен обеспечить прорыв в содержании бизнес-процессов страховщика и, как следствие, в качестве страхового обслуживания потребителей страховых услуг. Как предметная сфера, корпоративная среда страховой организации отражает состояние и уровень организации и технологии в управлении бизнес-процессами страховой компании, когда апеллирует к кадровому потенциалу трудового коллектива данной организации, персонифицированному, в том числе в личностных и профессиональных компетенциях, персоналу продаж, а также к культурному опыту менеджерского звена страховой компании. Императивы корпоративной среды страховой компании требуют компетентностного подхода менеджмента. Использование элементов корпоративной среды в качестве эффективного инструмента управления относятся к числу одной из самых совершенных международных практик глобального страхового менеджмента. Современный этап развития социально-экономических отношений в сфере страхования обусловливает необходимость разработки инновационных подходов к пониманию роли и места ресурсной базы корпоративной среды. Без сильной корпоративной среды страховой организации сложно добиться слаженного организационно-технологического взаимодействия персонала продаж и других структурных подразделений в рамках сложившегося трудового коллектива страховой компании, которая стремится к завоеванию и сохранению лидерских позиций на конкурентном страховом рынке.

Начало XXI века ознаменовалось стремительно меняющимися технологиями в страховом бизнесе, крупными структурными сдвигами в организации и управлении акционерными страховыми компаниями и страховыми группами, внедрением инноваций, где воспроизводимая корпоративная среда приобретает особое значение и задает соответствующий координирующий механизм организационно-технологического взаимодействия во внешней и внутренней среде функционирующего страховщика. Таким образом, корпоративная среда как инновационное поле повышения эффективности работы персонала продаж становится областью решения управленческих задач страховой организации во взаимоотношениях с клиентами.

Как показывает международный опыт, в систему производственных корпоративных отношений подавляющего большинства страховых компаний в странах

Западной Европы, США и Японии органически встроена развитая корпоративная среда, которая используется в качестве эффективного инструмента управления и создания очевидных конкурентных преимуществ среди других игроков целевых страховых рынков.

Формализованные управленческие процедуры западного корпоративного менеджмента и описательная характеристика основных бизнес-процессов в перечисленных странах не могут рассматриваться обособленного, т.е. без учета содержательной стороны воспроизводимой корпоративной среды.

Наличие в трудовом коллективе страховой организации слабой корпоративной среды, имеющей размытые границы очертания, плохо структурированную сущность и фрагментарный характер, как правило, оборачиваются депрессивными и застойными явлениями в организационно-технологическом взаимодействии людей и неспособности решать задачи страхового обслуживания клиентуры. В результате весь или подавляющая часть трудового коллектива, занятая организацией продаж страховых полисов, испытывает чувство беспомощности перед определенностью внешней среды у данного страховщика и всего страхового бизнеса, характеризуется низкой самооценкой профессиональных компетенций, что, в конечном счете, сказывается на эффективности их труда.

Страховая компания, использующая инновационное поле своей корпоративной среды, становится наиболее динамичной организационной системой, способной постоянно развиваться и изменяться. При этом совершенствуются стиль и методы управления, в том числе на пути своевременного открытия и преодоления возникающих внутренних противоречий между личными и корпоративными интересами. В рамках страховой компании противоречия между личными и коллективными интересами преодолеваются на основе создания форм организационного взаимодействия, развития коммуникаций, а также, что особо важно, усиления роли корпоративного интереса для отдельно взятой личности работника.

Существенно, что только в инновационном поле корпоративной среды может проводиться постоянный поиск центров или узловых точек совпадения интересов отдельных групп в трудовом коллективе с текущими, среднесрочными и долгосрочными целями страховой компании, обеспечивая одновременно решение проблемы полноценной и эффективной реализации способностей, потребностей и интересов сотрудников.

При этом мы исходим из того, что проблема полноценной и эффективной реализации способностей, потребностей и интересов личности страхового работника -

продавца страхования, включая имеющийся творческий потенциал, эффективно решается в инновационном поле корпоративной среды страховой организации.

Характер корпоративных отношений, которые развертываются в корпоративной среде, обусловливает связь личности работника с осознанием его функциональных обязанностей. Инновационное поле корпоративной среды задает новое человеческое измерение рассматриваемым корпоративным отношениям. Степень устойчивости этой связи опосредована корпоративной средой, где развертываются коммуникации, приводящие к успеху в достижении поставленных целей, т.е. рассматриваемая с этой точки зрения корпоративная среда - основная форма самоорганизации корпорации в достижении поставленной цели, а также основной механизм управления корпоративными отношениями между людьми в трудовом коллективе по поводу средств и способов достижения этой цели. Все это дает обобщенное представление о личном вкладе человека в работу корпорации.

В деятельности продавца страхования, обусловленного особенностями пространства корпоративной среды страховой организации, соединяются материальное (ресурсы) и идеальное (цели) организации, познание и осуществление, объективное и субъективное. Максимизировать ресурсы так, чтобы найти (или даже создать) благоприятные возможности, что позволит ему получить наибольшую возможную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов, - вот задача корпоративной среды продавца [3].

При создании и развитии инновационного поля корпоративной среды страховой организации важно привести организационное поведение продавцов страхования в соответствие с новыми, т.е. инновационными реалиями корпоративной среды, а также с новым определением мисси страховой организации, с новыми сферами специализации страховой деятельности в выделенных каналах продаж. В то же время следует учитывать, что в инновационной корпоративной среде человеческие ресурсы страховых агентов рассматриваются как неотъемлемая часть совокупной ресурсной базы страховой организации, которая вовлечена в производство и реализацию страхового продукта на условиях заключаемого договора страхования, но столь же и очевидно, что они отличаются от любых иных видов ресурсов и не могут приравниваться к ним. Причина отличия имеющихся в страховой организации человеческих ресурсов страховых агентов состоит в личностном отношении этих людей к порученному участку работы, т.е. в обнаруживаемой менеджментом взаимосвязи между личностным характером профессиональной деятельности по заключению договоров страхования на отведенном

участке страхового обслуживания и организационным поведением в межличностном общении с потенциальными клиентами.

Очевидно, что в этом случае оценка готовности страхового агента к переходу на использование новых технологий продаж связана с его опытом. Кроме опыта, на готовность осваивать новые технологии продаж неклассических видов страхования оказывают влияние еще и мотивация, и личностные склонности страхового агента, т.е. для успешного вхождения страхового агента в систему реализации новых страховых продуктов, соответствующих инновационным стремлениям страховой компании, страховой агент и окружающая его корпоративная среда должны отвечать ряду условий:

- признание личности и вклада страхового агента;

- наличие эффективной системы мотивации;

- умение использовать информационные и компьютерные технологии;

- вовлеченность в проблемы компании;

- склонность к гибкости, инвариантности, креативности;

- способность адекватно оценивать возможности существующих в компании технологий продаж [4].

Известно, что логическая последовательность реализации страховых услуг выглядит следующим образом: анализ потребностей рынка - создание продукта -разработка технологий продаж - организация подразделения - разработка функций -установление каналов продаж - определение бизнес-процессов - разработка положений, регламентов, процедур - операции (действия).

Каждый из перечисленных этапов реализации страховых продуктов находится под влиянием корпоративной среды и должен соответствовать инновационным установкам, выработанным страховой компанией. При определении состава этих установок можно использовать модель Дельта, предложенную американскими специалистами и в полной мере отражающую возможные стратегии продажи страховых продуктов: стратегии «лучшего продукта», стратегии «решения проблем потребителя», стратегии замыкания системы. С целью адаптации этих стратегий к реальным потребностям страховой компании в данной модели используется, наряду с адаптивными процессами ведения страховых операций и выделения потребителя, инновационная процессорная модель, которая представляет собой череду модернизированных страховых продуктов, где процесс инновации выявляет лучший продукт, обеспечивающий преимущество страховой компании перед ее конкурентами. В случае решения проблем страхователя инновация

позволяет разрабатывать страховые продукты совместно с ключевыми страхователями, что дает возможность не только привлекать новых страхователей, но и сохранять существующих. Роль инновации в стратегии системного замыкания заключается в создании фирменного стандарта страховой компании, который трудно повторить другим страховым компаниям, особенно если он одобрен партнерами.

Роль адаптивных процессов в работе страховых агентов при реализации выбранной стратегии и намеченных целевых ориентиров приведена в таблице 1.

Таблица 1

Стратегия «лучшего продукта» Стратегия «решения проблем потребителя» Стратегия замыкания системы

1 2 3 4

Эффективное ведение страховых операций Лучшая цена страхового (себестоимость) продукта: • определить ведущие факторы формирования себестоимости продукта; • улучшить себестоимость отдельного продукта Лучшая потребительская ценность: • улучшить экономику клиента; улучшить горизонтальные связи между участниками бизнес-процесса при общем решении проблем Лучшее исполнение: • улучшить исполнение; • интегрировать комплементоров

Выделение потребителя Нацеленность на каналы продаж: • максимально расширить охват клиентов посредством создания множественных каналов; • добиться низкой стоимости сетей продаж; • оптимизировать комбинацию каналов распределения и их рентабельности Нацеленность на «пакетирование» потребителей: • улучшить способы связи с клиентами; • исследовать возможности «пакетированных» решений; • выбрать ключевые вертикальные рынки; исследовать варианты владения каналами продаж Нацеленность на архитектуру системы: • определить ведущих комплементоров в системе; • улучшить способы связи комплементоров; • гармонизировать архитектуру системы; • расширить количество и разнообразие комплементоров

Инноватика Постоянная модернизация страхового продукта: • разработать семейство продуктов, основанных на одной платформе; Инновация, связанная с деятельностью потребителя: • определить и реализовать совместные разработки, имеющие отношение Инновация системы: • определить аспекты, отвечающие за замыкание системы; • расширить круг комплементоров; • разработать

• появление на рынке к цепочке создания фирменные

первым или потребительской стандарты внутри

последовательность стоимости продукта открытой

быстро клиента; архитектуры:

сменяющихся комплексные связи,

продуктов • расширить свое быстрая эволюция,

предложение так, совместимость с

чтобы оно имело

ранними версиями

отношение к цепочке

потребительской

стоимости клиента с

целью улучшить

экономику клиента;

• интегрировать и

вводить новации в

функции заботы о

потребителе;

• усилить связывание

потребителей

посредством

внедрения

специальных

продуктов под

клиентов и

организации

обучения его

персонала

Создатели модели Дельта провели ранжирование приоритетов адаптивных процессов по их важности для каждой отдельной стратегической позиции (таблица 2).

Таблица 2

Стратегия «лучшего продукта» Стратегия «решения проблем заказчика» Стратегия системного замыкания

Экономика продукта Экономика потребителя Экономика системы

1 2 3 4

Эффективное ведение операций 1. Себестоимость лучшего продукта 2. Выгода для лучшего клиента 3. Лучшее системное исполнение

Выделение потребителя 3. Нацеленность на каналы распределения 1. Создание «пакетов» для потребителя и изготовление продуктов в соответствии с потребностями клиента 2. Нацеленность на комплементоров системы продаж

Инноватика 2. Инновация продукта 3. Инновация услуг для клиента 1. Инновация архитектуры системы продаж

Использование приведенных моделей при определении ключевых бизнес-процессов, реализуемых страховыми агентами, позволяет установить не только общие рекомендации при разработке способов воздействия на общий процесс страхования, но и обеспечить разработку предложений по созданию корпоративной среды, отражающей

инновационное содержание в деятельности страховой организации при продаже страховых продуктов.

Литература

1. Арнольдо Ц. Хакс, Дин Л. Уайлд. Модель Дельта: адаптивное управление в изменяющемся мире. Sloan Management Review. 1999. Том 40. №2.

2. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование. М.: Высшее образование, Юрайт,

2009.

3. Пилипенко Н. Актуальны проблемы социально-экономического развития страны: сб. науч. трудов. М.: Дашков и Ко, 2007. Вып. 7.

4. Страховой портал «Страхование сегодня» [Электронный ресурс] // http://www.insur-info.ru/. (Дата обращения: 26.01.2012).

5. Независимый сайт о страховании в России «Страхование в России» [Электронный ресурс] // http://www.allinsurance.ru/. (Дата обращения: 28.01.2012).

УДК 336.2

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

TAX STIMULATION OF RUSSIAN INNOVATIVE ACTIVITY

Егорова Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, egelni@yandex.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Москва

В статье рассматриваются особенности регулирования инновационной деятельности в России, основные моменты стимулирования инновационной деятельности, основные изменения законодательства в налогообложении инновационной деятельности и в области нанотехнологий.

Ключевые слова: налоговое регулирование инновационной деятельности, налоговое стимулирование инноваций в России.

The article considers Russian innovative activity regulation particularities, the key points in stimulation of innovative activity, the main changes in legislation on taxation of innovative activity and nanotechnologies.

Key words: innovative activity tax regulation, tax stimulation of innovations in Russia.

Современная система государственного управления должна не только обеспечивать эффективное участие государства в регулировании экономики, но и удовлетворять потребности органов власти в финансовых ресурсах, которые необходимо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.