Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЛАКАТОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ'

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЛАКАТОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивность / интерактивный плакат / математика / информатика / дистанционное обучение / interactivity / interactive poster / mathematics / computer science / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромадина О.Г., Соловьева М.С.

Статья посвящена обсуждению вопросов увеличения эффективности обучения учащихся посредством включения интерактивного плаката в учебный процесс по математике и информатике; рассмотрено определение интерактивного плаката, требования к его структуре и содержанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ромадина О.Г., Соловьева М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF CREATION AND USE OF INTERACTIVE POSTERS IN TEACHING MATHEMATICS AND INFORMATICS

The article is devoted to the increasing of student learning effectiveness by including an interactive poster in the educational process in mathematics and computer science. The definition of an interactive poster, the requirements for its structure and content are considered in the article.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЛАКАТОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ»

DOI 10.24411/2541-9056-2020-13007 УДК 372.8

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЛАКАТОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ

О.Г. Ромадина, М.С. Соловьева Статья поступила в редакцию 28 августа 2020 г.

Статья посвящена обсуждению вопросов увеличения эффективности обучения учащихся посредством включения интерактивного плаката в учебный процесс по математике и информатике; рассмотрено определение интерактивного плаката, требования к его структуре и содержанию.

Ключевые слова: интерактивность, интерактивный плакат, математика, информатика, дистанционное обучение.

SPECIFICS OF CREATION AND USE OF INTERACTIVE POSTERS IN TEACHING MATHEMATICS AND INFORMATICS

O.G. Romadina, M.S. Solovyova

The article is devoted to the increasing of student learning effectiveness by including an interactive poster in the educational process in mathematics and computer science. The definition of an interactive poster, the requirements for its structure and content are considered in the article.

Key words: interactivity, interactive poster, mathematics, computer science, distance learning.

На сегодняшний день в сфере образования для увеличения эффективности обучения подрастающего поколения, соответствующего современным требованиям рынка труда, социума, применяются новые приемы и методы обучения. Все активнее и чаще обучающихся вовлекают в процесс обучения с помощью интерактивных технологий и средств обучения.

Единое определение понятий «интерактивный», «интерактивность» в настоящее время отсутствует, в различных науках и сферах человеческой

деятельности они трактуются по-разному.

Интерактивность (от англ. interaction - «взаимодействие») - понятие, раскрывающее особенности взаимодействия при коммуникациях. Интерактивным может быть монитор компьютера, выставка, фильм, урок, спектакль и т.д. Способы и средства достижения интерактивности разные.

Концептуальные основы педагогических взаимодействий участников образовательного процесса рассматриваются в работах по теории и прак-

Humanities researches of the Central Russia № 4 (17), 2020

69

тике интерактивного обучения (Ю.Ю. Гавронская, М.С. Помелова, Г.К. Селевко, О.Г. Смолянинова, С.Б Ступина и др.). В работах Р.М. Абдулова, Л.Н. Бобровской, В.В. Гузеева, В.В. Довгань, Т.И. Долгой, А.А. Журина, А.В. Осина, Т.К. Смыковской, Н.Г. Суворовой и др. описаны исследования, связанные с применением информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

В данной статье рассматривается возможность интеграции интерактивности в информационно-образовательную среду во время обучения математике и информатике.

Двойственное понимание понятия «интерактивное обучение» рассматривает Ю.Ю. Гавронская [1]. Одно из определений основано на характеристике взаимодействия и общения субъектов обучения, другое - на дидактическом свойстве средств обучения. «Интерактивное обучение - обучение в режиме взаимодействия человека и средства обучения (как вид электронного обучения - обучение в режиме взаимодействия человека и компьютера)» [1]. В контексте данной статьи мы будем придерживаться второго определения.

Таким образом, интерактивное обучение реализуется с помощью интерактивных средств. Они позволяют обучающимся самостоятельно управлять процессом освоения знаний и опыта, приобретения необходимых компетенций. Одним из современных средств интерактивного обучения математике и информатике является использование и создание на этих уроках интерактивных плакатов.

«Плакат (немецкое Plakat) - вид графики, броское изображение на

крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, учебных и других целях» [2].

В соответствии с данными выше определениями электронный интерактивный плакат - это созданное с помощью цифровых инструментов наглядное средство представления информации, обеспечивающее взаимодействие пользователя с содержанием плаката.

Интерактивный плакат можно рассматривать как укрупнённую дидактическую единицу, дидактический многомерный инструмент. Согласно определению В.Э. Штейнберга, дидактический многомерный инструмент - универсальные образно-понятийные модели для многомерного представления и анализа знаний на естественном языке во внешнем и внутреннем планах учебной деятельности [5]. В этом инструменте обеспечивается работа с информацией на всех этапах: получения, осмысления, рефлексии, контроля.

Таким образом, плакат должен содержать информацию, которую необходимо усвоить ученику. Информация подается «порциями», что облегчает восприятие обучающихся. Для закрепления и контроля материала в его структуру должны быть включены задачи, вопросы, исторические сведения. Интерактивность средства обеспечивает обратную связь и контроль качества усвоения полученной информации. На интерактивном средстве имеется система навигации (ссылки, кнопки перехода, области ввода информации).

Рис. 1. Пример интерактивного плаката по информатике

Во время занятий по математике и информатике можно воспользоваться готовыми плакатами или создать их самостоятельно. Для разработки интерактивных плакатов используются различные сервисы. Например, Glogster - онлайн-конструктор интерактивных плакатов, Closr.it - онлайн-сервис, с помощью которого создавать визуальные истории на основе изображений, применять программы подготовки презентаций Prezi, MS PowerPoint, OpenOffice Impress.

Опрос педагогов и анализ их методических материалов, представленных в сети Интернет, позволяют сделать вывод, что одной из самых популярных программ создания интерактивных плакатов является MS PowerPoint.

Интерактивность обучающих средств, созданных в данной программе, обеспечивается за счет настройки различных видов анимации (вход, выход, выделение, пути перемещения), применения триггеров. Триггер - это инструмент для запуска анимации, аудио- и видеоэффектов.

Рассмотрим процесс создания триггера для интерактивного плаката по информатике, представленного на рисунке 2:

1. Настроить анимацию для появления вкладки «Табличные информационные модели»: вкладка «Анимация» ^ «Добавить анимацию» ^ добавить любую анимацию из группы «Вход», например «Возникновение».

2. Настроить триггер для кнопки «Табличные информационные модели»: выделить созданную анимацию ^ на вкладке «Анимация» нажать пик-

Триггеры часто применяются для создания интерактивных образовательных ресурсов, которые являются одним из средств формирования универсальных учебных действий [3].

При создании интерактивного плаката важно соблюдать следующие правила:

- минимальное количество текста, наличие схем, графиков, иллюстраций аудио- и видеоматериалов для обеспечения наглядности;

- наличие интерактивных элементов, которые позволят вовлечь обучающихся в активную познавательную деятельность;

- дидактическая и информационная законченность.

Приемы включения интерактивного плаката в учебный процесс разнообразны. Основное правило - «направленность на результат обучения». Во время освоения нового материала плакат используется как средство наглядности, с помощью него можно проверить правильность ответов обучающихся. Применение плаката оправдано на обобщающем уроке, ко-

тограмму «Триггер» ^ «По щелчку» ^ выбрать кнопку (в нашем случае она имеет имя «Скругленный прямоугольник 5») (рис. 3)

гда необходимо подвести итоги, выполнить с учениками операции анализа, синтеза, классификации. Дидактический многомерный инструмент может использоваться в течение нескольких уроков.

Плакат является эффективным средством организации самостоятельной работы. На уроке или дома обучающиеся изучают материал, который им предложен на плакате, решают задачи, проверяют ход решения.

Интерактивный плакат можно рассматривать как результат межпредметной проектной деятельности по математике и информатике. Создавая самостоятельно интерактивный плакат, обучающиеся вовлекаются в активную познавательную деятельность, осваивая учебный материал и представляя его в более наглядной и эффективной форме, параллельно применяя и развивая свои знания по данным предметам.

Помимо традиционных форм обучения, набирает обороты дистанционное обучение. Современное педагогическое сообщество, приобретая навы-

Рис. 3. Настройка триггера в MS PowerPoint

ки владения новым цифровым инструментарием, предпочитает интеграцию этих двух форм для того, чтобы разнообразить учебную деятельность обучающихся. Интерактивные средства вписываются в систему дистанционного обучения в соответствии со следующей схемой: занятие с учителем, изучение материала учебника,

работа с интерактивным плакатом, решение задач.

В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов: за счет использования интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний; за счет применения различных мультимедиа объектов добиться максимальной наглядности информации.

Список литературы

1. Гавронская Ю.Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» // Высшее образование в России. - 2008. - №7. - С. 101-104.

2. Иллюстрированный энциклопедический словарь (малый): энциклопедия / Ред.: В. И. Боро-дулин [и др.]. - М.: Большая российская энциклопедия, 2000. - 1039 с.

3. Ромадина О.Г., Соловьева М.С. Интерактивные ресурсы как средство формирования универсальных учебных действий учащихся // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 1 (31). - С. 69-73.

4. Ромадина О.Г., Соловьева М.С. Формирование ИКТ-компетентности педагога, реализующего программы, соответствующие ФГОС // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 2015. - Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Приоритет» (Ростов-на-Дону). - С. 68-73.

5. Штейнберг В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. - М.: Народное образование, 2015. - 350 с.

References

1. Gavronskaya Yu.Yu. «Interaktivnost'» i «interaktivnoe obuchenie» // Vysshee obrazovanie v Ros-sii. - 2008. - №7. - S. 101-104.

2. Illyustrirovannyj enciklopedicheskij slovar' (malyj): enciklopediya / Red.: V. I. Borodulin [i dr.]. -M.: Bol'shaya rossijskaya enciklopediya, 2000. - 1039 s.

3. Romadina O.G., Solov'eva M.S. Interaktivnye resursy kak sredstvo formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij uchashchihsya // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. - 2015. - № 1 (31). - S. 69-73.

4. Romadina O.G., Solov'eva M.S. Formirovanie IKT-kompetentnosti pedagoga, realizuyushchego programmy, sootvetstvuyushchie FGOS // Materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii, 2015. - Rostov-na-Donu: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Prioritet» (Rostov-na-Donu). - S. 68-73.

5. Shtejnberg V.E. Teoriya i praktika didakticheskoj mnogomernoj tekhnologii. - M.: Narodnoe obrazovanie, 2015. - 350 s.

Для ссылки: Ромадина О.Г., Соловьева М.С. Особенности создания и использования интерактивных плакатов в обучении математике и информатике // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. - №4 (17). - С. 69-73.

Humanities researches of the Central Russia № 4 (17), 2020

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.