ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ОБЩИЕ РЫНКИ
Евгения ШАВИНА
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА ГАЗА ЕАЭС
Создание общего рынка газа является необходимым условием расширения интеграционного взаимодействия между странами ЕАЭС. Разная степень либерализации национальных газовых рынков стран ЕАЭС, уровень их монополизации и, соответственно, различия в подходах к ценообразованию обуславливают ускорение интеграционного сближения. Основными задачами такого сближения являются: развитие конкуренции, свободный доступ к газотранспортной системе стран-союзников, равнодоходное ценообразование и совместный индикативный баланс. Выбор правильной модели интеграции, учитывающей специфику национальных рынков и энергетический потенциал ЕАЭС, позволит не только реализовать национальные интересы каждой страны, но и получить максимальные экономические эффекты от интеграции.
Формирование общего рынка газа является необходимым условием расширения интеграционного взаимодействия между странами ЕАЭС и фактором обеспечения энергетической безопасности Союза.
В соответствии с Концепцией формирования общего рынка газа, под «общим рынком газа Союза» понимается совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами [Концепция... 2016]. Формирование общего газового рынка ЕАЭС осуществляется в соответствии с основными принципами формирования общих рынков энергетических ресурсов, указанными в пункте 1 статьи 79 Догово-
ШАВИНА Евгения Викторовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки РЭУ им. Г. В. Плеханова, старший научный сотрудник отдела экономических исследований Института стран СНГ. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 119180, ул. Б. Полянка, д. 7/10, стр. 3. E-mail: [email protected]. SPIN-код: 7310-5921.
Ключевые слова: общий рынок газа, энергоресурсы, интеграция, регионализация, ЕАЭС, газовая отрасль.
ра о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) [Договор о Евразийском экономическом союзе... 2019].
Создание общего газового рынка ЕАЭС является одной из приоритетных задач в рамках реализации Договора, что обусловлено несколькими причинами:
1) доминирование энергокомплекса как по ресурсному потенциалу, так и по доле в экспорте и в общем объёме ВВП в экономиках практически всех стран ЕАЭС;
2) потенциал промышленного развития, обусловленный высоким уровнем развития энергетических отраслей и их технологичностью, который создаёт платформу промышленной модернизации экономик стран Союза;
3) качество взаимного трансграничного сотрудничества в энергетическом сегменте.
Согласно статьям 83 и 104 Договора, Высшим Евразийским экономическим советом были разработаны и утверждены Концепция (31 мая 2016 г.) и Программа формирования общего рынка газа Союза (25 октября 2017 г.). Мероприятия программы должны быть реализованы в срок до 1 января 2024 г. По их завершении предусматривается заключение международного договора в рамках Союза о формировании общего рынка газа, содержащего в том числе единые правила доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов, вступающего в силу не позднее 1 января 2025 г. [ Тельнова, 2018].
Программа формирования общего рынка газа предусматривает его создание в три этапа:
• 1 этап (до 2020 г.) включает в себя гармонизацию законодательства и унификацию норм и стандартов стран ЕАЭС в газовой сфере. Этот этап уже подходит к завершению, и большинство нормативных документов переработаны и приведены к унифицированному виду.
• 2 этап (до 2021 г.) подразумевает создание одной или нескольких товарных бирж на территории ЕАЭС, обеспечение недискриминационного доступа к торгам газом и Газотранспортной системой (ГТС), развитие мощностей ГТС и реализацию совместных инфраструктурных проектов. Реализация этого этапа позволит участникам газового рынка ЕАЭС свободно осуществлять операции по покупке/продаже газа на основе биржевых механизмов, что обеспечит выравнивание цен на газ, а совместные инфраструктурные проекты будут способствовать укреплению отношений между странами Союза.
• 3 этап (до 2025 г.) характеризуется вступлением в силу международного договора о создании общего рынка газа ЕАЭС [Программа... 2018].
Газовый рынок, как и любой другой вид энергетического рынка, является достаточно специфичным. Это один из самых сложных объектов для межгосударственной интеграции и требует поиска индивидуальных реше-
ний при построении общего рынка [Белогорьев, 2015]. Сложность создания общего газового рынка подразумевает многоступенчатость и разнообразие подходов, отражённых в условиях формирования общих рынков ЕАЭС в Договоре (раздел XX «Энергетика» статьи 79—85 и раздел XXVII «Переходные положения», а также приложения 21—23 к нему) [Договор о Евразийском экономическом союзе... 2019].
Ключевыми параметрами общего рынка газа, заданными договором о ЕАЭС, являются [Ерёмин, 2015]:
1. Создание модели равнодоходного газового ценообразования. Под равно-доходной ценой понимается оптовая цена на газ, сформированная для удовлетворения внутренних потребностей, исходя из следующих принципов:
- для газодобывающих государств ЕАЭС формирование рыночной оптовой цены осуществляется путём вычета из цены продажи газа на внешнем рынке величины пошлин, сборов, налогов, иных платежей, взимаемых в этих государствах, и стоимости транспортировки газа за пределами газодобывающих государств-участников ЕАЭС с учётом разницы в стоимости транспортировки газа на внешнем и внутреннем рынках поставщика газа;
- для газопотребляющих государств ЕАЭС рыночная оптовая цена формируется производителем газодобывающего государства путём вычета из цены продажи газа на внешнем рынке пошлин, сборов, налогов, иных платежей, а также стоимости транспортировки газа за пределами газодобывающего государства ЕАЭС.
Также предполагается, что в рамках общего рынка газа ЕАЭС будут существовать 3 направления ценообразования:
1) цены устанавливаются в соответствии с условиями действующих долгосрочных договоров, учитывая межправительственные соглашения;
2) цены определяются по договорённости сторон на основе новых долгосрочных договоров, учитывая биржевые и внебиржевые индикаторы действующих долгосрочных договоров;
3) цены формируются на бирже или учитывают биржевые индикаторы в рамках биржевых сделок и краткосрочных внебиржевых договоров.
При формировании общего газового рынка актуализируется формат биржевой торговли, институционализация которого требует согласования и внедрения механизмов электронной торговли, преимущественно с опорой на российский опыт, так как из всех стран ЕАЭС только в России запущен механизм биржевой торговли газом.
Биржевые торги позволят потребителям природного газа получить ряд преимуществ, главное из которых — возможность долгосрочно планировать закупки с использованием «прозрачного» механизма формирования цен. Покупатели газа на бирже будут пользоваться гарантией
поставки товара в установленный срок по фиксированной цене [Карпов, 2017].
2. Газотранспортный тариф. Тарифообразование в отношении услуг субъектов естественных монополий газовой отрасли государств-членов должно исходить из соблюдения баланса интересов потребителей газа, поставщиков газа и субъектов естественных монополий государств-членов, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий.
3. Равный доступ к ГТС для всех хозяйствующих субъектов, не являющихся её собственниками.
4. Совместный индикативный (прогнозный) газовый баланс. Такой баланс разрабатывается и согласовывается уполномоченными органами государств-членов в целях эффективного использования совокупного газового потенциала и оптимизации межгосударственных поставок газа. Формируется индикативный баланс ЕАЭС на основе индикативных (прогнозных) балансов государств-членов в отношении газа на таможенной территории Союза. На 2018— 2020 гг. индикативный баланс уже сформирован. Он предусматривает добычу, включая нефтяной попутный газ (табл. 1) и потребление газа (табл. 2).
Таблица 1
Добыча в странах-членах ЕАЭС, включая нефтяной попутный газ, млрд куб. м
Страны Годы
2018 2019 2020 2021 2022
Российская Федерация 727,6 739,1 748,6 763,6 777,6
Республика Казахстан 40,49 36,17 36,17 36,17 36,17
Республика Беларусь 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Кыргызская Республика 0,03 0,03 0,03 0,03 0,03
Республика Армения 0 0 0 0 0
Всего 768,32 775,5 785,0 800,0 814,0
Таблица 2
Внутреннее потребление газа в странах-членах ЕАЭС, млрд куб. м
Страны Годы
2018 2019 2020 2021 2022
Российская Федерация 550,4 545,5 546,5 547,2 560,8
Республика Казахстан 15,99 14,27 14,48 14,48 14,48
Республика Беларусь 20,3 20,4 20,7 17,8 18,0
Кыргызская Республика 0,33 0,35 0,36 0,36 0,36
Республика Армения 2,4 2,5 2,6 2,8 4,1
Всего 589,43 583,02 584,67 582,64 597,74
Таблица 3
Возможные формы интеграции газовых рынков стран ЕАЭС *
Создание общего рынка газа ЕАЭС
Регулируемая интеграция Либеральная интеграция
• Структура газового рынка не меняется • Конкуренция газовых монополий • Доступ к ГТС ограничен • Параметры газовых контрактов определяются межправительственными соглашениями. • «Жёсткий» газовый баланс • Трансформация рынка • Конкуренция равностатусных компаний • Универсальный доступ к ГТС • Рыночное ценообразование, регулирование тарифов на газотранспорт • «Мягкий» газовый баланс
Как мы можем видеть из данных таблиц 1 и 2, к 2022 г., согласно индикативному балансу, рост добычи газа предусматривается только в России (с 2018 на 50 млрд куб. м). В Республике Казахстан, наоборот, добыча будет сокращаться (с 2018 г. на 4,32 млрд куб. м). Что касается внутреннего потребления газа в странах ЕАЭС, то в Российской Федерации, Республике Армения и Кыргызской Республике предусматривается его увеличение к 2022 г. по сравнению с 2018 г., а вот в Республиках Казахстан и Беларусь, наоборот, сокращение потребления.
Несмотря на то, что договором о ЕАЭС определены ключевые параметры общего рынка, этого недостаточно для представления общей картины. Необходимо определить формат, структуру и условия осуществления евразийской газовой интеграции.
На сегодняшний день экспертами рассматривается две формы интеграции газовых рынков стран-участниц ЕАЭС: регулируемая и либеральная (табл. 3).
Регулируемая интеграция не предусматривает изменение структуры рынка, существует конкуренция действующих в странах ЕАЭС газовых монополий, доступ к ГТС ограничен. Межправительственные соглашения определяют объёмы, цены и другие параметры газовых контрактов. Примером такой формы может быть интеграция стран Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР).
Либеральная интеграция предполагает трансформацию рынков, их открытие, конкуренцию равностатусных компаний, открытый доступ к ГТС, рыночное ценообразование и регулирование тарифов на газотранспорт. Примером данной формы интеграции может служить создание инфраструктурного пространства в ЕС на базе конкурентных принципов [Павлова, 2017].
* Составлено автором на основе материалов Евразийской экономической комиссии [5].
Для того чтобы понять, какую из рассмотренных выше моделей интеграции выбрать для формирования общего рынка ЕАЭС, нужно знать специфику национальных газовых рынков стран-участниц Союза, интересы каждой из стран-участниц интеграционного объединения, понимать, кто и как будет регулировать общий рынок и где и каким образом будут формироваться цены на газ для конечных потребителей.
Рассмотрим газовый потенциал стран ЕАЭС и специфику национальных газовых рынков. Для начала отметим, что на государства-члены ЕАЭС приходится 183,4 млн человек населения, более 20 млн кв. км территории и 14% мировой суши, что свидетельствует о том, что Союз обладает хорошим потенциалом с точки зрения спроса на газ и его производства/добычи. В 2018 г. в государствах-членах Союза добывалось 781,1 млрд куб м. газа, а потреблялось 518,1. В целом запасы газа составляют 34 109 млрд куб м. (табл. 4). Безусловно, Россия является лидером на рынке газа в ЕАЭС. Во-первых, запасы газа в России составляют 32 600 млрд куб м., а это 95,5% всех запасов в ЕАЭС. Во-вторых, достаточно высокий уровень добычи и внутреннего потребления газа. Но несмотря на это, доля природного газа в потреблении энергоресурсов и уровень газификации страны остаётся ниже, чем в Белоруссии и Армении — странах, у которых собственные запасы газа практически отсутствуют (в Белоруссии — всего 3 млрд куб. м.), и они вынуждены импортировать энергоресурсы у России.
Таблица 4
Общие показатели газовой отрасли государств-членов ЕАЭС за 2018 г.
Показатель Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия ЕАЭС
Запасы газа, млрд куб. м — 3 1500 6 32 600 34 109
Добыча газа, млрд куб. м — 0,2 55,5 0,03 725,0 781,1
Внутреннее потребление, млрд куб. м 2,5 20,5 14,3 0,3 480,5 518,1
Поставка в третьи страны, млрд куб. м — — 7,4 — 204,1 211,5
Потребление газа на душу населения, млрд куб. м 900 2070 740 50 3200
Доля природного газа в потреблении энергоресурсов, % 64 72 31 7 54
Уровень газификации, % 96 97 49,7 22 68,6
Таблица 5
Характеристика национальных газовых рынков государств-членов ЕАЭС *
Страна
Армения
Белоруссия
Казахстан
Киргизия
Россия
Добыча газа отсутствует, ГТС принадлежит ЗАО «Газпром Армения», эта же компания осуществляет транзит,хранение и газораспределение.
Цены полностью регулируются монопольным поставщиком .
Добыча газа представляет собой потенциально конкурентную часть рынка, но фактически с единственным представителем — ГПО «Бе-лоруснефть». ГТС принадлежит дочерней компании ПАО «Газпром» — ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». Транспортировка является не обособленной от основного поставщика газа. Газораспределение осуществляет ГПО «Белтопгаз». Рыночные цены регулируются поставщиком.
Добывающий сегмент является конкурентной частью рынка с невыраженными чертами монополизации. Большая роль иностранного капитала. ГТС принадлежит «дочке» «Газпрома» — АО «Каз-ТрансГаз». Этаже компания осуществляет транзит, хранение и перераспределение газа. Цены на рынке полностью регулируются монопольным поставщиком.
В секторе добычи фактически присутствует единственный представитель — ООО «Газпром Кыргызстан» — дочерняя компания ПАО «Газпром», которая осуществляет газораспределение и транзит. Хранение газа отсутствует. Цены, полностью регулируемые монопольным поставщиком.
Добыча газа является конкурентной частью рынка с падающей долей ПАО «Газпром».
4 владельца и оператора ГТС: ПАО «Газпром», ОАО «Но-рильскгазпром», ОАО «Якут-газпром», ООО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз». Хранение газа не относится к сфере естественной монополии и считается частью ГТС. Газораспределение представляет собой конкурентную часть рынка, однако большая часть ГРО в рамках ГСГ (но не все) консолидированы ПАО «Газпром». Оптовые и розничные поставки осуществляются большим количеством участников рынка, цены регулируются чаще всего государством, но есть биржевая торговля .
Составлено автором на основании доклада представителя Департамента энергетики ЕЭК Павлова И. Н. «Перспективы формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза и его роль в развитии Евразийского региона».
В таблице 5 представлены характеристики национальных газовых рынков стран ЕАЭС. Их сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что практически во всех странах ЕАЭС рынок газа представляет собой регулируемую естественную монополию — такую рыночную структуру, при которой удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на таком товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [Федеральный закон... 2017]. Государство при этом регулирует цены и следит за тем, чтобы продавцы их не завышали.
Однако из всех стран ЕАЭС российский газовый рынок наиболее сильно трансформировался в последнее время. Здесь проводятся попытки создать конкурентную среду в различных сегментах газовой отрасли. Например, добыча, газораспределение и поставки газа представляют собой конкурентные части рынка. Доля бывшего монополиста ПАО «Газпром» сокращается, и достаточно активно развивается биржевая торговля газом.
Стоит отметить, что в странах ЕАЭС в настоящее время сформировались различные цены на газ для потребителей (в Белоруссии, Армении и Киргизии значительно превышают внутрироссийские) и разный уровень государственного регулирования внутренних цен на газ, что связано как с экономической политикой, проводимой в этих странах, так и с уровнем собственного обеспечения газом и продуктами его переработки. Например, в Армении и Киргизии, полностью зависимых от импорта газа, преобладают рыночные формы ценообразования, частично регулируемые государством. В Белоруссии, тоже зависимой от импорта газа (на 100% от российского), преобладает госрегулирование внутренних цен на все энергоносители, что позволяет поддерживать все сферы экономики, и в особенности, промышленность — крупнейшего газопотребителя. В России и Казахстане смешанное государственно-рыночное регулирование «энергетических» цен [Хренков, 2019].
Мировая практика показывает, что единые принципы межгосударственно-рыночного регулирования газовых цен (в том числе газотранзитных тарифов) в странах таких объединений, как АСЕАН, ЕС, МЕРКОСУР позволяют нивелировать существенные различия в механизмах ценообразования на энергоресурсы и их транзит. Возможно, необходим так называемый «коридор» цен в сфере взаимных поставок энергоносителей, который будет основан на биржевой ценовой динамике по этой продукции и в то же время будет регулироваться на межгосударственном уровне.
Разный энергетический потенциал стран ЕАЭС свидетельствует о том, что выгоды от создания единого рынка газа тоже будут разными. Но в целом можно выделить ряд экономических эффектов для всех стран Союза:
1. Выравнивание оптовых цен на газ. Предполагается, что ценообразование на рынке газа при условии внедрения биржевой торговли может стать более предсказуемым и не будет зависеть от спекулятивной динамики на международных рынках. Сглаживание цен будет повышать экономическую стабильность не только стран-экспортёров газа, но и импортёров. По мнению ряда экспертов, для ЕАЭС экономический эффект от создания общего рынка газа составляет около 1 млрд долл., общего рынка нефти — 5—8 млрд долл.
2. Ускорение и увеличение уровня газификации национальных газовых рынков. Если в Республиках Армения и Беларусь уровень газификации составляет 96 и 97% соответственно, то в Кыргызской Республике — всего 22%, а Республике Казахстан и России (странах, в которых сосредоточены основные запасы газа ЕАЭС) — 49,7 и 68,6%.
3. Увеличение загруженности свободных мощностей ГТС и повышение надёжности газоснабжения за счёт увеличения числа потенциальных компаний-поставщиков.
4. Расширение рынков сбыта для независимых производителей газа и снижения тарифов на транспортировку газа.
5. Рост товарооборота и взаимный рост капиталовложений экономических субъектов стран-участниц ЕАЭС в газовую отрасль.
Общий рынок газа позволит странам, в частности России, избегать «газовых конфликтов» с партнёрами по ЕАЭС, а ПАО «Газпром» — снизить антимонопольные риски и повысить имидж за счёт лояльности к развитию конкуренции. Демонстрация высокой конкурентности рынков и отсутствие угрозы монополизма на общем рынке газа ЕАЭС повысит привлекательность газа для потребителей в рамках межтопливной конкуренции, а также снизит политические риски за счёт сокращения функций ПАО «Газпром» как единственного агента государства при международных поставках газа [Балыбердин, 2016].
Но несмотря на положительные эффекты от создания общего рынка газа, существует ряд ограничений, установленных двусторонними соглашениями по поставкам газа между государствами-членами ЕАЭС, которые являются препятствиями на пути формирования общего рынка [Саркисян, 2017]. Также не стоит забывать об отсутствии единых и прозрачных подходов к определению технических возможностей (свободных мощностей) ГРС и правил доступа к системам транспортировки газа, расположенных на территориях государств-членов Союза [Коробцов, 2011]. А вопросы экспорта, импорта и транзита газа вообще выведены из сферы регулирования Договором о ЕАЭС.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что формирование газового рынка весьма сложный, но необходимый процесс в рамках функционирования ЕАЭС. На сегодняшний день цены на газ в странах ЕАЭС различаются достаточно сильно. Поскольку ресурсная база внутри ЕАЭС различна, сложно обеспечить равнодоходность внутренних цен на газ и схо-
жий уровень минимальной рентабельности в газовой сфере. Создание интегрированного рынка биржевых товаров, в том числе биржевого газового рынка, позволит обеспечить активное включение бизнес-структур в процесс демонополизации и укрепить позиции государств-членов ЕАЭС на внешних рынках. Оптимизация использования мощностей по транспортировке, хранению и управлению ГТС, и как следствие, увеличение доходов участников газового рынка, может стать основным преимуществом создания общего рынка. Упорядочение ценообразования позволит реализовать конкурентный подход для всех добывающих стран и будет способствовать росту доступности газа для потребителей и снижению цен.
Список литературы
Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=221429&fld=134&dst=1000000001,0&md=0.0343197121649399# 0874344942574083, дата обращения 07.12.2019.
Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 14 мая 2018 г.) (редакция, действующая с 12 марта 2019 г.) // http://docs.cntd.ru/ document/420205962, дата обращения 07.12.2019.
Концепция формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза // https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01410326/scd_01062016_7, дата обращения 08.12.2019.
О проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза). Распоряжение Совета ЕЭК № 16 // https://docs.eaeunion.org/ru-ru/Pages/DisplayDocument.aspx?s=% 7Be1f13d1d-5914-465c-835f-2aa3762eddda%7D&w=9260b414-defe-45cc-88a3-eb5 c73238076&l=%7B8a412e96-924f-4b3c-8321-0d5e767e5f91 %7D&EntityID=21645, дата обращения 08.12.2019.
Официальный сайт Евразийской комиссии // https://docs.eaeunion.org/Pages/ DisplayDocument.aspx, дата обращения 08.12.2019.
Программа формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза. 2018 // https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01420195/scd_07122018_18, дата обращения 08.12.2019.
Соглашение о Методологии формирования индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов в рамках Евразийского экономического союза // http://www.eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/energ/ Documents.pdf, дата обращения 08.12.2019.
Балыбердин В. 2016. Обоснование экономической целесообразности введения ОЭР ЕАЭС — Эффективное антикризисное управление. № 1 (94), С. 55—61.
Белогорьев А. М. 2015. Предпосылки построения общих межгосударственных
рынков газа // https://fief.ru/img/files/Obsie_rynki_gaza_stat__, _14.10.2015_.pdf,
дата обращения 07.12.2019.
Ерёмин С. В. 2015. Общий рынок газа Евразийского экономического союза: исходные предпосылки и перспективы формирования // https://www.imemo.ru/ й^^Пе/ги/соп^/2015/04122015/1-04_Егетт^, дата обращения 07.12.2019.
Карпов А. С. 2017. Биржевые торги газом в России: для потребителей в цементной отрасли // http://spimex.com/upload/iblock/f24/f248888c7b334265455e93b113 d096f8.pdf, дата обращения 07.12.2019.
Коробцов Е. В. 2011. Особенности формирования и развития рынка газа в современной России — Научные ведомости. Серия: Экономика. Информатика. № 19 (114). С. 14-21.
Павлова И. Н. 2017. Перспективы формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза и его роль в развитии Евразийского региона // http://www.eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/energ/SiteAssets/ Pages/activity/.pdf, дата обращения 07.12.2019.
Саркисян Т. С. 2017. Создание общих рынков в ЕАЭС: этапы и содержание — Известия Санкт-петербургского Государственного Экономического Университета, № 1 (103) С. 65—69.
Соколова Е. В. 2014. Свободный рынок газа в России: институты развития — Вестник Санкт-петербургского университета. Серия Менеджмент. № 4. С. 27—45.
Тельнова К. 2018. Как и когда будет сформирован общий рынок газа в ЕАЭС // http://eurasian-studies.org/archives/7423, дата обращения 07.12.2019.
Хренков Н. 2019. Мечты сбываются: ЕАЭС двинулся к созданию единого рынка газа // https://iz.ru/829509/nikolai-khrenkov/mechty-sbyvaiutsia-eaes-dvinulsia-k-sozdaniiu-edinogo-rynka-gaza, дата обращения 07.12.2019.
Чичкин А. 2017. Возможны ли сегодня равнодоходные цены на газ? // https:// www.ritmeurasia.org/news-2017-02-20-vozmozhny-li-segodnja-ravnodohodnye-ceny-na-gaz-28518, дата обращения 07.12.2019.
Общие рынки в рамках Евразийского экономического союза: движение товаров, услуг, труда и капитала // https://eabr.org/upload/docs/EDB%20Centre% 202017_Monograph_Chapter%204.pdf, дата обращения 07.12.2019.
Единый рынок нефти и газа ЕАЭС: за и против // https://nangs.org/news/ industry/edinyj-rynok-nefti-i-gaza-eaes-za-i-protiv-13848, дата обращения 08.12.2019.
Развитие биржевой торговли газом // https://www.gazprom.ru/about/marketing/ russia/, дата обращения 08.12.2019.
Развитие конкуренции на газовом рынке. 2016 — Энергетический бюллетень, № 37 — http://ac.gov.ru/files/publication/a/9458.pdf, дата обращения 08.12.2019.
Eugenia V. SHAVINA,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Political Economy and History, Plekhanov Russian University of Economics, Senior Researcher of the Economic Research Department of the Institute of CIS.
Address: 7/10 b. 3 B. Polyanka str., Moscow, 119180, Russian Federation.
E-mail: [email protected] SPIN^ode: 7310-5921
FEATURES OF CREATION AND FUNCTIONING OF THE COMMON GAS MARKET OF THE EAEU
Keywords: common gas market, energy resources, integration, region-alization, EAEU, gas industry.
Abstract
Creating a common gas market is a prerequisite for expanding the integration interaction between the EAEU countries. The different degree of liberalization of the national gas markets of the EAEU countries, the level of their monopolization and, accordingly, differences in approaches to pricing determine the acceleration of integration rapprochement. The main objectives of such a rapprochement are the development of competition, free access to the gas transportation system of the Allied countries, equitable pricing and a joint indicative balance. Choosing the right integration model, taking into account the specifics of national markets and the energy potential of the EAEU, will not only realize the national interests of each country, but also get the maximum economic effects from integration.
References
Federal Law of 08.17.1995 № 147-FZ (as amended on 07.29.2017) «On Natural Monopolies» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW &n=221429&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.0343197121649399#08743 44942574083, accessed 07.12.2019. (InRuss.)
The Treaty on the Eurasian Economic Union (as amended on May 14, 2018) (revised on March 12, 2019) // http://docs.cntd.ru/document/420205962, accessed 08.12.2019. (InRuss.)
The Concept of Forming a Common Gas Market of the Eurasian Economic Union // https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01410326/scd_01062016_7, accessed 18.12.2019. (InRuss.)
On the Draft Protocol on Amending the Treaty on the Eurasian Economic Union of May 29, 2014. ECE Council Regulation № 16 // https://docs.eaeunion.org/ru-ru/ Pages/DisplayDocument.aspx?s=%7Be1f13d1d-5914-465c-835f-2aa3762eddda%7D &w=9260b414-defe-45cc-88a3-eb5c73238076&l=%7B8a412e96-924f-4b3c-8321-0d5e767e5f91%7D&EntityID=21645, accessed 18.12.2019. (InRuss.)
The Official Website of the Eurasian Commission // https://docs.eaeunion.org/ Pages/DisplayDocument.aspx, accessed 18.12.2019. (InRuss.)
The Program for the Formation of a Common Gas Market of the Eurasian Economic Union, 2018 // https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01420195/scd_07122018 _18, accessed 18.12.2019. (InRuss.)
Agreement on the Methodology for the Formation of Indicative (Forecast) Balances of Gas, Oil and Oil Products within the Framework of the Eurasian Economic Union // http://www.eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/energ/Docu-ments.pdf, accessed 18.12.2019. (InRuss.)
Balyberdin V. 2016. Substantiation of Economic Feasibility of the Introduction of OER the EEU — Effective crisis management, № 1 (94), Pp. 55—61. (InRuss.)
Belogor'ev A. M. 2015. Background to Build a General Interstate Gas Markets //
https://fief.ru/img/files/Obsie_rynki_gaza__stat__,_14.10.2015_.pdf, accessed
18.12.2019. (InRuss.)
Eremin S. V. 2015. The Common Gas Market of the Eurasian Economic Union: Initial Prerequisites and Formation Prospects // https://www.imemo.ru/files/File/ru/ conf/2015/04122015/1-04_Eremin.pdf, accessed 18.12.2019. (InRuss.)
Karpov A. S. 2017. The Exchange Trades of Gas in Russia: for Customers in the Cement Industry // http://spimex.com/upload/iblock/f24/f248888c7b334265455 e93b113d096f8.pdf, accessed 18.12.2019. (InRuss.)
Korobcov E. V. 2011. Features of Formation and Development of the Gas Market in Modern Russia — Scientific reports. Series: Economics. Computer science. № 19 (114). Pp.14—21. (InRuss.)
Pavlova I. N. 2017. Prospects for the Formation of a Common Gas Market of the Eurasian Economic Union and its Role in the Development of the Eurasian region // http://www.eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/energ/SiteAssets/Pages/ activity/. pdf, accessed 18.12.2019. (InRuss.)
Sarkisian T. S. 2017. Creating Common Markets in the EEU: Stages and Content — Proceedings of the St. Petersburg State Economic University, № 1 (103), Pp. 65—69. (InRuss.)
Sokolova E. V. 2014. Free Gas Market in Russia: Development Institutes — Bulletin of Saint Petersburg University. Management Series. № 4. Pp. 27—45. (InRuss.)
Telnova, K. 2018. How and When the Common Gas Market in the EEU Will be Formed // http://eurasian-studies.org/archives/7423, accessed 07.12.2019. (InRuss.)
Hrenkov N. 2019. Dreams Come True: The EAEU has Moved to Create a Single Gas Market // https://iz.ru/829509/nikolai-khrenkov/mechty-sbyvaiutsia-eaes-dvinulsia-k-sozdaniiu-edinogo-rynka-gaza, accessed 07.12.2019. (InRuss.)
Chichkin A. 2017. Are Equal Gas Prices Possible Today? // https://www.ritmeurasia. org/news-2017-02-20-vozmozhny-li-segodnja-ravnodohodnye-ceny-na-gaz-28518, accessed 18.12.2019. (InRuss.)
Common Markets in the Framework of the Eurasian Economic Union: Movement of Goods, Services, Labor and Capital // https://eabr.org/upload/docs/EDB% 20Cen-tre% 202017_Monograph_Chapter%204.pdf, accessed 18.12.2019. (InRuss.)
Single Oil and Gas Market of the Eurasian Economic Commission: Pros and Cons // https://nangs.org/news/industry/edinyj-rynok-nefti-i-gaza-eaes-za-i-protiv-13848, accessed 18.12.2019. (InRuss.)
Development of Exchange Trading in Gas // https://www.gazprom.ru/about/mar-keting/russia/, accessed 18.04.2019. (InRuss.)
Development of Competition in the Gas Market // http://ac.gov.ru/files/ publication/a/9458.pdf, accessed 18.12.2019. (InRuss.)