ГЕОПОЛИТИКА И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Александр МАРКАРОВ Ваге ДАВТЯН
РАСШИРЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АРМЕНИИ СО СТРАНАМИ ЕАЭС С УЧЁТОМ ПЕРСПЕКТИВ СОЗДАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ
В статье изучены основные проблемы формирования общего энергетического рынка ЕАЭС. Отдельно рассмотрены перспективы формирования общих рынков электроэнергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов. Представлены особенности энергетического рынка Армении с определением ключевых рисков, угроз и вызовов энергетической безопасности. Выявлены ключевые проблемы интеграции энергосистемы Армении в ОЭР.
Введение
В докладе о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза [Доклад о реализации... 2018], создание общего энергетического рынка (ОЭР) признано одним из основных интеграционных направлений Евразийского экономического союза
МАРКАРОВ Александр Александрович — доктор политических наук, профессор Ереванского государственного университета, директор Ереванского филиала Института СНГ. Адрес: Республика Армения, г. Ереван, 0025, ул. Алека Манукяна, д. 1. E-mail: [email protected]
ДАВТЯН Ваге Самвелович — доктор политических наук, доцент Российско-Армянского университета, президент Института энергетической безопасности. Адрес: Республика Армения, г. Ереван, 0051, ул. Овсепа Эмина, д. 123. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: ЕАЭС, общий рынок, электроэнергия, газ, нефть, либерализация.
(ЕАЭС). В этом же докладе указано, что на площадке Комиссии рассматриваются вопросы регламентации проведения скоординированной энергетической политики. Однако вносимые предложения поддерживаются не всеми государствами-членами ЕАЭС, т. е., будучи базовым направлением для интеграционного процесса, ОЭР тем не менее является наиболее спорным направлением интеграции. Формирование общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов, которые должны способствовать равномерному энергетическому развитию стран-членов Союза, и от чего зависит будущее общего евразийского экономического пространства, сталкивается с рядом проблем, без решения которых невозможна успешная энергетическая интеграция. Необходима разработка единых принципов и правил функционирования энергетических систем. Только при наличии легко адаптируемых друг к другу национальных рынков можно говорить об успешной, стабильной и долгосрочной интеграции.
То, что общие энергетические рынки должны стать двигателями интеграционного процесса в ЕАЭС, особенно с учётом растущей энергоёмкости национальных экономик, не вызывает сомнений. В официальной риторике правительств всех членов Союза этот тезис присутствует постоянно и высказывается на разных уровнях. Однако на практике при рассмотрении вопроса формирования общих рынков на прикладном уровне эта риторика трансформируется, порой приобретая кардинально противоположный характер. Даже при отсутствии крайне противоположных точек зрения, скептицизм при рассмотрении вопроса формирования общих рынков на прикладном уровне проявляется даже у тех представителей ЕАЭС, которые на теоретическом уровне изучения проблемы (заседания Советов, форумы, совещания) высказывали положительное отношение к интеграционным проектам.
В самом начале формирования повестки единого рынка электроэнергии ЕАЭС переговоры велись о создании именно «единого» рынка, однако с 2016 г. словосочетание «единый рынок» стало замещаться словосочетанием «общий рынок» [Договор о Евразийском экономическом... 2014]. Это не просто замена слов, а выражение определённой позиции, которая заключается в том, что страны-члены ЕАЭС хоть и готовы идти по пути интеграции энергосистем, однако при этом желают сохранить структурные особенности национальных рынков со всеми вытекающими последствиями. Армения в данном вопросе придерживается аналогичной позиции. Однако громадный комплекс неразрешённых проблем в энергетической сфере республики, которые усугубляются с каждым днём, выводят на первый план императив поиска наиболее эффективных и безопасных путей обеспечения энергетической безопасности страны. Это касается в том числе и эффективных, и безопасных путей в рамках интеграции в общие рынки ЕАЭС.
В рамках данной статьи попытаемся разобраться в особенностях энергетической системы Армении в контексте вызовов, возникающих в рамках интеграционных процессов в ЕАЭС.
Проблема энергоизбыточности в ЕАЭС
Формирование общего рынка электроэнергии в рамках ЕАЭС предполагает, что его члены будут иметь возможность закупать электроэнергию не только по двухсторонним контрактам, но и согласно механизму централизованных торгов на фондовых рынках. Такой механизм предполагает создание специальных электроэнергетических фондовых рынков. Надо отметить, что общий анализ национальных энергосистем стран-членов Евразийского Союза показывает, что спрос на импорт электроэнергии в этих странах очень низкий, поэтому товарооборот в этой категории также низок, а экспорт ориентирован в основном на третьи страны (табл. 1) [Взаимная торговля... 2016].
Таблица 1
Взаимная торговля электроэнергией государств — членов ЕАЭС за 2016 г. (млрд кВтч)
Страна Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Российская Федерация ЕАЭС
Республика Армения - - - - 0
Республика Беларусь - - - 3,18 3,18
Республика Казахстан - - 0,2 1,13 1,33
Кыргызская Республика - - 0,33 - 0,33
Российская Федерация - - 2,77 - 2,77
Всего 0 0 3,1 0,2 4,31 7,61
Как видно из таблицы, Белоруссия имеет некоторый дефицит электроэнергии, который она устраняет, импортируя энергию из Российской Федерации и Республики Казахстан. Однако это положение дел скоро изменится, так как весь дефицит будет покрыт с запуском двух блоков БелАЭС (2400 МВт) в 2020 и 2021 гг.1 Это не только отменит необходимость импорта, но и позволит Белоруссии выступить в качестве страны-экспортёра
1 На Белорусской АЭС начались испытания перед загрузкой ядерного топлива // ИИ^:// realt.onliner.by/2019/04/05/aes-43, дата обращения 03.09.2019.
электроэнергии. При этом экспорт будет ориентирован не на внутренний рынок ЕАЭС, а вероятнее всего, на прибалтийские рынки.
Что касается Казахстана, то, несмотря на некоторый дефицит электроэнергии, который он возмещает за счёт импорта из Российской Федерации (РФ) (3,18 млрд кВт-ч), страна экспортирует в ту же РФ около 2,77 млрд кВт-ч. Электроэнергетическая отрасль Казахстана развивается хорошими темпами, и если стране удастся в ближайшие годы осуществить свои планы, то она выйдет на уровень полного самообеспечения. Речь идёт о планах, согласно которым к 2050 г. до 50% генерируемой электроэнергии будет осуществляться за счёт возобновляемых источников энергии2. В случае реализации этих планов Казахстан сможет начать разработку экспортных стратегий, направленных на обширные азиатские рынки.
То, что генерационные мощности России также избыточны и многократно превосходят мощности всех членов ЕАЭС вместе взятых, является неоспоримым фактом. Такая избыточность автоматически диктует экспор-тоориентированность российской энергетической отрасли. Будучи одним из крупнейших экспортёров электроэнергии, который обеспечивает ежегодно до 18 млрд кВт-ч экспорта3, Россия тем не менее на внутреннем рынке ЕАЭС реализует «скромные» 4,3 млрд кВт-ч.
Относительно оставшихся двух стран Союза — Киргизии и Армении, также отметим, что у них имеется достаточный профицит мощностей. В Киргизии значительная часть электроэнергии генерируется за счёт гид-роэнергомощностей, что обеспечивает самую низкую себестоимость и тарифы на электроэнергию среди всех участников ЕАЭС. В Армении наблюдается совершенно другая картина, и структура генерации такова: на АЭС приходится около 40%; на ТЭС — около 40% и на ГЭС — всего около 20 %. Если учесть большой избыток мощностей (из установленной мощности 3555 МВт используется лишь 2320 МВт) [Концепция обеспечения... 2011] и к этому прибавить всё нарастающую отрицательную динамику потребления, а также огромное кредитное бремя, давящее на энергосистему (порядка 1 млрд долл.), то становится ясно, что обеспечение низкой себестоимости электроэнергии будет крайне сложновыполнимой задачей.
Сравнение стоимости электроэнергии по странам ЕАЭС говорит отнюдь не в пользу Армении. Так, например, в Киргизии тариф для населения установлен в размере 0,01 долл., тогда как в Армении стоимость 1 кВт-ч электроэнергии колеблется в пределах 0,07—0,09 долл. Даже в Белоруссии, ко-
2 Переход к зелёной экономике: ВИЭ в Казахстане. Европейский банк реконструкции и развития // https://www.ebrd.com/cs/Satellite?c=Content&cid=1395283825799&pagename= EBRD%2FContent%2FDownloadDocument, дата обращения 07.09.2019.
3 Доходы России от экспорта электроэнергии в 2018 г. выросли на 26,4% // Ы^://гш. online/energy/Dohodi-Rossii-ot-eksporta-elektroenergii-v-2018-godu-virosli-na-264-2019-02-06/, дата обращения 07.09.2019.
торая является импортёром электроэнергии, эта цифра составляет 0,06-0,1 долл., в Казахстане - 0,06-0,08 долл., в России (средняя цена по Москве) - 0,1 долл.4
Пассивность импорта-экспорта в рамках Союза определяется не только дефицитом или профицитом продукции и касается не только электроэнергии. Внутрисоюзные торгово-экономические связи не расширяются в достаточной мере из-за большей ориентированности на внешнюю торговлю (за рамками ЕАЭС), чем на внутреннюю. В целом по итогам 2018 г. оборот внешней торговли государств — членов ЕАЭС с третьими странами в 13 раз превысил оборот торговли внутри Союза [Развитие евразийской... 2019].
Взаимоотношения внутри ЕАЭС не ограничиваются оборотом электроэнергии между членами Союза. Ни одна проблема такого рода не может рассматриваться изолированно от других направлений сотрудничества. Когда речь идёт об общем энергетическом пространстве, то для обеспечения здоровой конкуренции на общем евразийском рынке электроэнергии, важно рассмотреть вопрос формирования общего рынка природного газа.
Без рынка природного газа общему рынку электроэнергии будет крайне сложно состояться. Проблема заключается в том, что производство электроэнергии в странах ЕАЭС, за исключением Киргизии, в основном осуществляется на тепловых электростанциях (ТЭС). За редкими исключениями эти электростанции работают на природном газе. Есть небольшое количество «раритетных» станций, работающих на угле или мазуте, таких, как Томь-Усинская ГРЭС, однако они эффективны для негусто населённых регионов, расположенных недалеко от угольных месторождений [Артемов, 2014: 1]. Общеизвестно, что из всех членов ЕАЭС только Россия и Казахстан добывают природный газ, следовательно, себестоимость производимой у них электроэнергии значительно ниже, чем, например, в Белоруссии, где 90 % генерации электроэнергии осуществляется за счёт газа, который импортируется из Российской Федерации.
Технически Армения находится в таком же положении, однако экономически эта ситуация сложнее, чем в Белоруссии, что преимущественно обусловлено высокими ценами на природный газ. ТЭС обеспечивают более 40% генерации электроэнергии в Армении, следовательно, и Белоруссия, и Армения окажутся неконкурентоспособными на формирующемся общем рынке электроэнергии ЕАЭС. Это одна из причин, по которым официальный Минск периодически поднимает вопрос о запуске общего рынка газа, считая этот рынок приоритетным по отношению к электроэнергетическим. Этот подход достаточно обоснован - как экономически, так и политически.
4 Сколько стоит 1 кВтч электроэнергии в Киргизии и за рубежом, и каковы средние зарплаты в этих странах // https://knews.kg/2018/02/02/skolko-stoit-1-kvt-ch-elektroenergii-v-kyrgyzstane-i-stranah-mira-infografika-2/, дата обращения 05.09.2019.
Таблица 2
Взаимная торговля газом государств—членов ЕАЭС за 2017 г. (млрд куб. м)5
Страна Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Российская Федерация ЕАЭС
Республика Армения Экспорт — — — — —
Импорт — — — 2,3 2,3
Республика Беларусь Экспорт — — — — —
Импорт — — — 19,5 18,6
Республика Казахстан Экспорт - — 0,2 13,3* 8,9** 13,5 9,1
Импорт - — — 2,4* 10** 2,4 10
Кыргызская Республика Экспорт — — — — —
Импорт — — 0,2 — 0,2
Российская Федерация Экспорт 2,3 19,5 2,4* 10** 24,2 31,8
Импорт — — 13,3* 8,9** — 13,3 8,9
Как видно из таблицы, статистические данные, предоставленные Казахстаном и Российской Федерацией, разнятся, причём достаточно сильно. По экспорту российского газа цифры отличаются в четыре раза, что было бы невозможно при функционировании общего рынка природного газа.
5 Энергетическая статистика государств — членов ЕАЭС за 2017 г. // http://www. eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/energ/energo_stat/Pages/default.aspx, дата обращения 08.09.2019.
* Данные Республики Казахстан.
** Данные Российской Федерации.
Цена на газ как базовая проблема армянской энергетики
Доступная цена на природный газ для Армении является важным условием для формирования конкурентоспособной энергетики, поскольку, как было сказано выше, более 40% электроэнергии генерируется тепловыми электростанциями. Надо отметить, что в настоящее время в республике усиливается тенденция по увеличению удельного веса солнечных станций в структуре электрогенерации. Программа правительства, утверждённая в феврале 2019 г., предполагает увеличение удельного веса гелиоэнергетики к 2022 г. до 10% [Программа правительства РА 2019: 55], что является вполне реалистичным показателем. Однако надо учесть, что в Армении развиваются и тепловые газотурбинные электростанции, что не соответствует риторике властей о диверсификации энергосистемы. Если принять во внимание старт строительства нового блока Ереванской ТЭС6 и инвестиции компании «Газпром Армения» в модернизацию 5-го энергоблока Раздан-ской ТЭС, то можно с уверенностью сказать, что в ближайшее десятилетие удельный вес тепловых электростанций в общем объёме электрогенерации Армении не будет понижаться. Это означает, что цена на импортируемый из России газ будет играть решающую роль в формировании конкурентоспособной электроэнергетики Армении. В связи с непрерывными переговорами между Российской Федерацией и Республикой Армения на предмет определения цены газа на 2020 г., необходимо отметить, что в случае реализации общего рынка природного газа ЕАЭС в 2025 г., о базовых ценах на газ придётся забыть, так как торги будут осуществляться на газовой бирже со всеми вытекающими биржевыми законами и правилами, т. е. цены будут определяться рыночной конъюнктурой.
Повышение цены на границе непосредственно сказывается также не внутреннем тарифообразовании, формируя серьёзные социально-экономические риски. Так, 31 декабря 2018 г. цена на газ для Армении была увеличена на 15 долл., и текущая цена на газ составляет 165 долл. за 1000 куб. м.7 Это произошло на фоне сохранения тарифов на внутреннем рынке, что достигается за счёт компенсационной политики дочернего предприятия «Газпрома» - компании «Газпром Армения». Но такое положение не может сохраняться долго. Компания «Газпром Армения» неоднократно заявляла, что не в силах далее сдерживать рост внутренних тарифов, так как
6 В Ереване появится новая электростанция, для строительства требуется 1000 специалистов // https://ru.armeniasputnik.am/economy/20190712/19577741/V-Erevane-poyavitsya-novaya-elektrostantsiya-dlya-stroitelstva-trebuetsya-1000-spetsialistov.html, дата обращения 10.09.2019.
7 «Газпром» озвучил новую цену на газ для Армении в 2019 г. // https://newsarmenia.am/ news/armenia/gazprom-ozvuchil-novuyu-tsenu-na-gaz-dlya-armenii-v-2019-godu/, дата обращения 10.09.2019.
в противном случае компании придётся предпринять крайне непопулярные меры, такие как сокращение персонала [Аветисян, 2019].
Демонополизация топливного рынка Армении
Демонополизация национальных рынков — непременное условие формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов. При этом данный процесс будет предварять все остальные процессы, связанные с образованием общего рынка. Для Армении демонополизация топливного рынка, по всей видимости, будет одним из самых болезненных процессов.
Монополистом на армянском рынке топлива де-факто является компания «Роснефть» (с 2013 г.)8. До 2013 г. в Армении функционировало несколько крупных бизнес-субъектов («Флеш», City Petrol Service и пр.), которые импортировали бензин в основном из Восточной Европы (Румыния, Болгария) и из Ирана. Эти компании, хоть и остались на рынке, однако лишь в качестве дистрибьюторов, которые закупают топливо у той же «Роснефти». В первое время работы в Армении, российская компания обеспечила понижение цены на бензин на 2%, тем не менее отсутствие какой-либо конкуренции на рынке привело к постепенному росту цен.
Демонополизация необходима для формирования и нормального функционирования общего рынка нефти и нефтепродуктов, однако, этот процесс сопряжён с некоторыми внутренними конъюнктурными проблемами. Когда «Роснефть» лишится монополии, то непременно активизируются некоторые нефтяные трейдеры, которые ранее занимали определённые позиции на рынке, однако потеряли их в 2013 г. с приходом российской компании. Опасность заключается в возможном применении принципа картельного сговора, согласно которому традиционно действуют потерявшие позиции игроки, возвращающиеся на рынок. Такое поведение, вероятно, будет препятствовать полноценной либерализации рынка. Процесс демонополизации, по сути, ещё не начался, однако, уже в начале 2019 г. о намерениях вступить на армянский рынок топлива заявила казахская компания 9. Практическая сторона вопроса пока туманна, так как намерения не предполагают раскрытие каких-либо подробностей, связанных с планами компании на новом рынке. Так или иначе, можно предположить, что вход казахской компании на армянский топливный рынок создаст предпосылки для формирования конкурентной среды с возможным понижением цен в будущем.
8 «Роснефть» расширяет сотрудничество с Республикой Армения // https://www.rosneft. ru/press/releases/item/52257/, дата обращения 11.09.2019.
9 Казахстанские компании планируют вступить на рынок бензина Армении // Ы^:// ru.armeniasputnik.am/economy/20190527/18818572/Kazakhstanskie-kompanii-planiruyut-vstupit-na-rynok-benzina-Armenii--posol.html, дата обращения 11.09.2019.
Проблемы либерализации национальных рыков
В вопросе либерализации национальных рынков у стран-членов ЕАЭС также наблюдаются расхождения в позициях. Отсутствие единого видения станет главным препятствием на пути формирования общего энергорынка, так как рыночная интеграция требует синхронизации национальных энергетических стратегий для решения общих проблем.
В России либерализация рынка электроэнергии уже состоялась, однако, по мнению многих представителей бизнеса и профессионалов-энергетиков, в результате либерализации наступил кризис: участились аварии, сбои, выявились проблемы тарифной политики и т. д. Многие приписывают реформам даже межсистемные аварии с отключением электростанций, катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС или аварию на Сургутской ГРЭС-2 и пр. [Кудрявый, 2016].
На первый взгляд, этих проблем избежали в Казахстане и Киргизии. Однако на самом деле либерализация в этих странах имеет в целом формальный характер: хоть активы энергокомпаний и разделены, однако, находятся в собственности государства. Это произошло в результате приобретения активов компаниями с государственным долевым участием.
Что касается Белоруссии, то она не торопится с реформами. Это вполне естественно, так как в Белоруссии, во-первых, ожидают запуска БелАЭС, которая в корне изменит структуру энергосистемы и всего рынка, и, во-вторых, это связано с позицией официального Минска, согласно которой формирование общего рынка газа должно предшествовать созданию общего рынка электроэнергии [Маненок, 2019]. Следствием всего сказанного является то, что в Белоруссии до сих пор не принят новый закон об энергетике.
Процесс либерализации в Армении начался в 2017 г. [Программа либерализации... 2017] Предполагается, что к 2021 г. в республике будет сформирован рынок с разделёнными функциями генерации, передачи и распределения электроэнергии. Это должно позволить сформировать и проводить более социально ориентированную ценовую политику на внутреннем рынке Армении. Но процесс либерализации армянской электроэнергетики имеет множество подводных камней, без детального рассмотрения которых очень сложно объективно оценивать данный процесс и тем более прогнозировать возможный сценарий развития ситуации. Одна из основных проблем заключается в том, что либерализация предполагает наличие на рынке субъектов, располагающих правом импортировать более дешёвую электроэнергию (например, из Грузии). Это может показаться достаточно привлекательным, например, в контексте решения краткосрочных социально-экономических задач. Однако эта привлекательная для решения тактических задач позиция оказывается несостоятельной при решении задач стратегического характера. Рассмотрение вопроса в контексте энергетиче-
ской безопасности республики выявляет неприемлемые риски, которые не являются очевидными.
Энергосистема Армении, как уже было указано, является избыточной. Из этого следует, что она должна быть ориентирована на экспорт. Этот принцип был заложен в систему ещё в 70-80-е гг. прошлого столетия, когда на Армянскую ССР была возложена, по сути, функция гаранта энергетической безопасности всего Закавказья. Если рассматривать проблему с этой точки зрения, то импорт электроэнергии, пусть даже очень выгодной, существенно понизит уровень эффективности всей энергосистемы Армении.
Такая ситуация становится особенно тревожной, если учесть значительное сокращение потребления электроэнергии на внутреннем рынке (в 2019 г. ожидается спад на 6%)10. К сказанному необходимо добавить факт активизации Азербайджана на главных направлениях армянского экспорта — на направлениях Грузии и Ирана.
Правительство Армении отреагировало на вышеизложенные риски, приняв в феврале 2019 г. решение о сохранении за Арменией права как экспортировать, так и импортировать электроэнергию [Решение правительства РА... 2019]. Это решение, хоть и выглядит протекционистским и входит в видимое противоречие с принятой программой либерализации рынка, но вполне оправдано в связи с минимизацией возможных рисков для энергетической безопасности Армении.
Заключение
Таким образом, одной из базовых проблем формирования общего энергетического рынка ЕАЭС является синхронизация национальных стратегий обеспечения энергетической безопасности стран-членов Союза. Как было показано выше, не всегда участники интеграционного процесса придерживаются общих принципов, заложенных в основе концептуальных документов по созданию общего энергетического пространства. Проблема традиционно кроется в протекционистской политике, которой страны-члены ЕАЭС нередко придерживаются при решении важных интеграционных задач. В частности, это в наибольшей степени проявляется в вопросе либерализации национальных энергетических рынков, что зачастую обусловлено стремлением повысить уровень собственной энергетической безопасности. Другой, не менее важной проблемой создания ОЭР продолжает оставаться неравномерное развитие энергетических систем стран-членов, а также структурные особенности национальных энергосистем, что в целом
10 «Российский след» тарифов на электроэнергию в Армении: какой будет цена в 2019 г. // https://armeniasputnik.am/economy/20181231/16537615/armenia-elektraenergia2019-gin.html, дата обращения 14.09.2019.
создаёт неравные стартовые условия для игроков формирующихся общих рынков электроэнергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов.
Вместе с тем очевидно, что запущенный процесс энергетической интеграции при учёте специфики, слабых и сильных сторон национальных энергосистем может создать благоприятные условия для активизации импортно-экспортных коммуникаций в ЕАЭС, повышая экономическую конкурентоспособность всех членов Союза. Принимая во внимание, по сути, системообразующее значение энергетики и энергетических коммуникаций, можно констатировать, что от успеха энергетической интеграции во многом зависит то, насколько эффективно будет функционировать ЕАЭС в качестве важного геоэкономического образования. Следовательно, осуществление последовательной энергетической интеграции с минимизацией рисков для национальных игроков является ключевым вызовом для всех акторов ЕАЭС.
Список литературы
Договор о Евразийском экономическом союзе (29 мая 2014 г.) // https://www. arlis.am/documentview.aspx?docid=95276, дата обращения 11.08.2019.
Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза // http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents. pdf, дата обращения 07.08.2019.
Концепция обеспечения энергетической безопасности Армении. Приложение к решению правительства Республики Армения № 50 (22 декабря 2011 г.) // https:// www.e-gov.am/u_files/file/decrees/arc_voroshum/12/MAR50-14_1.pdf, дата обращения 05.09.2019.
Программа либерализации рынка электроэнергии и мероприятий по развитию межгосударственной торговли Республики Армения: Приложение к протоколу Правительства Республики Армения № 32—10 (27 июля 2017 г.) // https:// www.e-gov.am/protocols/item/774/, дата обращения 13.09.2019.
Программа правительства Республики Армения (февраль, 2019) // https:// www.gov.am/files/docs/3133.pdf, дата обращения 10.09.2019.
Развитие евразийской экономической интеграции в 2018 г. Евразийская экономическая интеграция - 2019. 2019. М.: ЦИИ ЕАБР. 140 с.
Решение правительства Республики Армения (6 февраля 2019 г.) // https:// www.e-gov.am/gov-decrees/item/31432/, дата обращения 14.09.2019.
Энергетическая статистика государств-членов ЕАЭС за 2017 г. // http://www. eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/energ/energo_stat/Pages/default.aspx, дата обращения 08.09.2019.
Аветисян Н. 2019. В «Газпром Армения» ожидаются сокращения. Причина — повышение цен на газ на границе // https://armtimes.com/ru/article/158914, дата обращения 10.09.2019.
Артемов А. 2014. Пуск 5-го энергоблока Томь-Усинской ГРЭС — заряд энергии Кузбасу. — Генератор. № 6. С. 1.
Кудрявый В. 2016. Риски и угрозы российской электроэнергетики. Пути преодоления // https://www.ruscable.ru/article/The_risks_and_threats_of_the_Russian_ power_industry/, дата обращения 13.09.2019.
Маненок Т. 2019. Общий электроэнергетический рынок ЕАЭС: без газа не заработает // https://www.belrynok.by/2019/06/20/obshhij-elektroenergeticheskij-rynok-eaes-bez-gaza-ne-zarabotaet/, дата обращения 13.09.2019.
В Ереване появится новая электростанция, для строительства требуется 1000 специалистов // https://ru.armeniasputnik.am/economy/20190712/19577741/ V- Erevane -p oyavitsya- novaya- elektrostantsiya- dlya- stroitelstva-trebuetsya-1000-spetsialistov.html, дата обращения 10.09.2019.
Взаимная торговля электроэнергией государств-членов ЕАЭС за 2016 г. // http://www.eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/energ/energo_stat/ Documents/Взаимная торговля электроэнергией 2016 T.pdf, дата обращения 01.09.2019.
«Газпром» озвучил новую цену на газ для Армении в 2019 г. // https:// newsarmenia.am/news/armenia/gazprom-ozvuchil-novuyu-tsenu-na-gaz-dlya-armenii-v-2019-godu/, дата обращения 10.09.2019.
Доходы России от экспорта электроэнергии в 2018 г. выросли на 26,4% // https://rns.online/energy/Dohodi-Rossii-ot-eksporta-elektroenergii-v-2018-godu-virosli-na-264-2019-02-06/, дата обращения 07.09.2019.
Казахстанские компании планируют вступить на рынок бензина Армении // https://ru.armeniasputnik.am/economy/20190527/18818572/Kazakhstanskie-kompanii-planiruyut-vstupit-na-rynok-benzina-Armenii-posol.html, дата обращения 11.09.2019.
На Белорусской АЭС начались испытания перед загрузкой ядерного топлива // https://realt.onliner.by/2019/04/05/aes-43, 03.09.2019.
Переход к зелёной экономике: ВИЭ в Казахстане. Европейский банк реконструкции и развития // https://www.ebrd.com/cs/Satellite?c=Content&cid=139528 3825799&pagename=EBRD% 2FContent% 2FDownloadDocument, дата обращения 07.09.2019.
«Роснефть» расширяет сотрудничество с Республикой Армения // https://www. rosneft.ru/press/releases/item/52257/, дата обращения 11.09.2019.
«Российский след» тарифов на электроэнергию в Армении: какой будет цена в 2019 г. // https://armeniasputnik.am/economy/20181231/16537615/armenia-elektraenergia2019-gin.html, дата обращения 14.09.2019.
Сколько стоит 1 кВт-ч электроэнергии в Киргизии и за рубежом, и каковы средние зарплаты в этих странах // https://knews.kg/2018/02/02/skolko-stoit-1-kvt-ch-elektroenergii-v-kyrgyzstane-i-stranah-mira-infografika-2/, дата обращения 05.09.2019.
Alexander A. MARKAROV,
D. Sc. (Politics), Professor of Yerevan State University, Director of the
Armenian Branch of the Institute of CIS.
Address: 1, Alek Manukyan str., Yerevan, 0025, Republic of Armenia.
E-mail: [email protected]
Vage S. DAVTYAN,
D. Sc. (Politics), Associate Professor at Russian-Armenian University,
President at the Institute for Energy Security.
Address: 123, Hovsep Emin str., Yerevan, 0051, Republic of Armenia.
E-mail: [email protected]
EXTENSION OF ENERGY COOPERATION OF ARMENIA WITH EAEU COUNTRIES
WITHIN THE PROSPECTS FOR CREATION OF GENERAL MARKETS
Keywords: EAEU, common market, electricity, gas, oil, liberalization.
Abstract
The main problems of the formation of a common energy market of the Eurasian Economic Union are studied. The article also considers the prospects for the formation of common markets for electricity, natural gas, oil and oil products. The features of the energy market of Armenia with the identification of key risks, threats and challenges to energy security are presented. The key problems of the integration of the energy system of Armenia in the OER are identified.
References
Development of Eurasian Economic Integration in 2018. Eurasian Economic Inte-gration-2019. 2019. M.: EDB. 140 p. (InArm.)
Report on the Implementation of the Main Directions of Integration within the Eurasian Economic Union // http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents.pdf, accessed 07.08.2019. (InArm.)
The Concept of Ensuring Armenia's Energy Security. Annex to the Decision of the Government of the Republic of Armenia № 50 (December 22, 2011) // https://
www.e-gov.am/u_files/file/decrees/arc_voroshum/12/MAR50-14_1.pdf, accessed 05.09.2019. (InArm.)
The Decision of the Government of the Republic of Armenia (February 6, 2019) // https://www.e-gov.am/gov-decrees/item/31432/, accessed 14.09.2019. (InArm.)
The Program of Liberalization of the Electricity Market and Activities for the Development of Inter-state Trade of the Republic of Armenia: Annex to the Protocol of the Government of the Republic ofArmenia № 32—10 (July 27, 2017) // https://www.e-gov.am/protocols/item/774/, accessed 13.09.2019. (InArm.)
The Program of the Government of the Republic of Armenia (February, 2019) // https://www.gov.am/files/docs/3133.pdf, accessed 10.09.2019. (InArm.)
The Treaty on the Eurasian Economic Union (May 29, 2014) // https://www.arKs. am/documentview.aspx? docid=95276, accessed 11.08.2019. (InArm.)
Energy Statistics of Member State of the EAEU for 2017. // http://www.eurasian-commission.org/ru/act/energetikaiinfr/energ/energo_stat/Pages/default.aspx, accessed 08.09.2019. (InRuss.)
Artemov A. 2014. Start of the 5th Power Unit Tom-Usinskaya SDPP-Kuzbass Energy Charge. — Generator. № 6. P. 1. (InRuss.)
Avetisyan N. 2019. Cuts are Expected in Gazprom Armenia. The Reason is the Increase in the Price of Gas at the Border // https://armtimes.com/ru/article/158914, accessed 10.09.2019. (InRuss.)
Kudryavy V. 2016. Risks and Threats of the Russian Electric Power Industry. Ways of Overcoming // https://www.ruscable.ru/article/The_risks_and_threats_of_the_Rus-sian_power_industry/, accessed 13.09.2019. (In Russ.)
Manenok T. 2019. Common Energy Market of the EAEU: Without Gas Will not Work // https://www.belrynok.by/2019/06/20/obshhij-elektroenergeticheskij-rynok-eaes-bez-gaza-ne-zarabotaet/, accessed 13.09.2019. (InRuss.)
Gazprom Announced a New Price for Gas for Armenia in 2019. // https://newsar-menia.am/news/armenia/gazprom-ozvuchil-novuyu-tsenu-na-gaz-dlya-armenii-v-2019-godu/, accessed 10.09.2019. (InRuss.)
How Much is 1 kWh of Electricity in Kyrgyzstan and Abroad, and What are the Average Salaries in Those Countries // https://knews.kg/2018/02/02/skolko-stoit-1-kvt-ch-elektroenergii-v-kyrgyzstane-i-stranah-mira-infografika-2/, accessed 05.09.2019. (InRuss.)
Kazakhstani Companies Plan to Enter the Gasoline Market of Armenia // https:// ru.armeniasputnik.am/economy/20190527/18818572/Kazakhstanskie-kompanii-planiruyut-vstupit-na-rynok-benzina-Armenii-posol.html, accessed 11.09.2019. (In Russ.)
Mutual Electricity Trade of Member State of the EAEU for 2016 // http://www. eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/energ/energo_stat/Documents/%D0 %92%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1 %82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F%20%D1
%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%8D%D0%B D%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B9%202016%20%D0%B3. pdf, accessed 01.09.2019. (InRuss.)
On the Belarusian Atomic Power Station Began Testing Before Loading Nuclear Fuel // https://realt.onliner.by/2019/04/05/aes-43, accessed 3.09.2019. (InRuss.)
Rosneft Expands Cooperation with the Republic of Armenia // https://www.rosneft. ru/press/releases/item/52257/, accessed 11.09.2019. (InRuss.)
"Russian trace" in Electricity Tariffs in Armenia: What will We the Price in 2019. // https://armeniasputnik.am/economy/20181231/16537615/armenia-elektraenergia2019-gin.html, accessed 14.09.2019. (InRuss.)
Russia's Revenues from Exports of Electricity in 2018 Grew by 26,4% // https://rns. online/energy/Dohodi-Rossii-ot-eksporta-elektroenergii-v-2018-godu-virosli-na-264-2019-02-06/, accessed 07.09.2019. (InRuss.)
Transition to Green Economy: RES in Kazakhstan. The European Bank for Reconstruction and Development // https://www.ebrd.com/cs/Satellite?c=Content&cid= 1395283825799&pagename=EBRD% 2FContent% 2FDownloadDocument, accessed 07.09.2019. (InRuss.)
Yerevan Will Have a New Powerstation, for the Construction are Required 1000 Specialists // https://ru.armeniasputnik.am/economy/20190712/19577741/V-Erevane-poyavitsya-novaya-elektrostantsiya-dlya-stroitelstva-trebuetsya-1000-spetsialistov. html, accessed 10.09.2019. (InRuss.)