УДК 332.122, 338.24, 332.14
А.М. Ганеев, научный сотрудник Института экономики Российской академии наук e-mail: Azat.g@rambler.ru
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автор рассматривает особенности создания и функционирования институтов развития в Российской Федерации. Анализируется практика привлечения внутренних и внешних инвестиций с целью роста экономики страны. Изучает опыт открытия специальных экономических зон (территорий) с целью роста показателей экономической деятельности в субъектах и в России в целом. В условиях внешнеполитической нестабильности и дефицита бюджета страны реализация проектов государственно-частного партнерства становится важнейшим направлением социально-экономического развития Российской Федерации. Необходим поиск новых внешних и, главное, внутренних источников финансовых средств для создания новых производств и рабочих мест в регионах страны. Применение и распространение форм и механизмов государственно-частного партнерства, в том числе специальных экономических зон (территорий), в перспективе дает возможность привлечения финансовых ресурсов, необходимых для функционирования и совершенствования экономики России.
Ключевые слова: инвестиции, государственно-частное партнерство, привлечение финансовых ресурсов.
В условиях тяжелой внешнеполитической обстановки, экономических санкций и сокращения доходной части бюджета, Россия столкнулась с острой проблемой нехватки финансовых ресурсов для стабильного функционирования и развития экономики страны. Правительство Российской Федерации находится в поиске новых внешних и внутренних источников, поскольку прежние внешнеэкономические финансовые потоки либо в значительной мере сократились, либо оказались перекрыты санкциями. На данный момент дефицит бюджета покрывается внутренними резервными фондами, однако, в случае сохранения текущих тенденций в российской экономике, фонды будут израсходованы в ближайшие годы.
В связи с этим власти последние годы активно внедряют и развивают формы и механизмы государственно-частного партнерства. А.Г. Зельднер определяет государственно-частное партнерство как систему организационно-экономических отношений, предполагающую закрепление на контрактной основе прав и ответственности органов власти и бизнеса за совместное использование инвестиционных и других ресурсов, паритетное разделение рисков и прибыли, достижение конечных результатов при реализации крупных инфраструктурных проектов, а также перераспределение правомочий собственности и социализацию общественных отношений [3]. ГЧП позволяет привлекать инвестиции частного партнера в развитие экономики страны, сохраняя контрольные функции за собой, а частный бизнес получает доход в процессе реализации проектов, население - новые рабочие места, производимые товары и услуги. Таким образом, государственно-частное партнерство дает возможность для взаимовыгодного сотрудничества для всех сторон взаимодействия.
Мировой опыт показывает, что одним из наиболее перспективных направлений развития ГЧП является формирование и совершенствование специальных зон (территорий) развития экономики страны.
В России на данный момент существуют такие основные формы зонирования, как особые экономические зоны, зоны территориального развития и территории опережающего развития.
22 июля 2005 года в России был принят закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в России», создающий перспективный инструмент привлечения инвестиций - особая экономическая зона. Согласно данному закону, особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Целью ставится развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработка технологий и коммерциализации их результатов, производство новых видов продукции. Для привлечения инвесторов для резидентов зон действует льготный налоговый и таможенный режим. Срок создания составляет 49 лет.
На 1 января 2016 года было создано 33 особые экономические зоны 4 типов:
1. 9 ОЭЗ промышленно-производственного типа;
2. 6 ОЭЗ технико-внедренческого типа;
3. 15 ОЭЗ туристско-рекреационного типа;
4. 3 ОЭЗ портового типа.
Также в апреле 2016 года Д.А. Медведевым подписано постановление о создании новой ОЭЗ
ИНТЕЛЛЕКТ. ИННОВАЦИИ. ИНВЕСТИЦИИ
8/2016
промышленно-производственного типа «Узловая» в Тульской области.
Продолжают свою деятельность Калининградская и Магаданская ОЭЗ, созданные в 1996 и 1999 годах соответственно. Однако они регулируются отдельными федеральными законами.
На 31 декабря 2015 года на территориях ОЭЗ было организовано 18520 рабочих мест, резидентами было инвестировано в проекты 180807 млн рублей, построено и введено в эксплуатацию 464 объекта инфраструктуры.
Но, согласно проверкам, проведенным по поручению правительства, показатели развития в организованных ОЭЗ крайне неравномерные [7]. Несколько зон активно привлекают инвесторов, в том числе иностранных, и их финансовые ресурсы, создают рабочие места, строят и вводят в эксплуатацию объекты инфраструктуры и заводы и развиваются в соответствии с плановыми показателями (например, ОЭЗ ППТ в республике Татарстан, в Липецкой, Самарской областях, ОЭЗ ТВТ в городе Москве, в городе Санкт-Петербурге). Наибольшую эффективность показывают ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типов.
В то же время большинство зон оказались малопривлекательными для инвесторов и показали низкую эффективность деятельности. В связи с этим было принято постановление Правительства РФ от 28 сентября 2016 года № 978 «О досрочном прекращении существования 8 особых экономических зон». Подлежат закрытию зоны: ТР ОЭЗ в Республике Алтай, ТР ОЭЗ в Ставропольском крае, портовой ОЭЗ в Хабаровском крае, ТР ОЭЗ в Приморском крае, портовой ОЭЗ в Мурманской области, ТР ОЭЗ в Краснодарском крае, ТР ОЭЗ в Республике Адыгея, ТР ОЭЗ в Республике Северная Осетия -Алания. По настоящее время не было зарегистрировано ни одного резидента в 7 из подлежащих закрытию зон, а в Республике Алтай резидентами туристско-рекреационная деятельность до настоящего времени не ведётся.
Остальные действующие ОЭЗ проходят процедуру перехода под управление региональными властями [1].
В 2011 году было принято решение о создании нового инструмента для развития регионов - зоны территориального развития территории (ЗТР). Закон № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определил ЗТР как часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.
Для привлечения инвесторов в ЗТР используется льготный налоговый и таможенный режим. Зона территориального развития создается на срок двенадцати лет.
В 2013 году Постановлением Правительства № 326 был утвержден перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития. Однако по настоящее время решений о создании ЗТР принято не было.
В условиях необходимости привлечения инвестиций в субъекты РФ 29 декабря 2014 года был принят закон о создании территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). Закон № 473-ФЗ рассматривает территории опережающего социально-экономического развития как часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
ТОР создаются сроком на 70 лет. Предусмотрено упрощение административных процедур, налоговые льготы и другие преференции для резидентов территорий. Предполагается, что территории будут создаваться под участие крупных инвесторов, подписавших соглашения, гарантирующих определенный объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.
ТОР разрешается организовывать в первые три года только в пределах Дальневосточного федерального округа и в моногородах.
В 2015 году правительством Российской Федерации были приняты постановления о создании территорий опережающего развития «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае, «Надеж-динская» и «Михайловский» в Приморском крае, «Приамурская» и «Белогорск» в Амурской области, «Камчатка» в Камчатском крае, «Беринговский» на Чукотке и индустриальный парк «Кангалассы» в Якутии.
В 2016 году также были утверждены территории опережающего социально-экономического развития: «Южное» и «Горный воздух» в Сахалинской области и «Большой камень» в Приморском крае, «Амуро-Хинганская» в Еврейской автономной области.
Территории опережающего развития «Гуково» (Ростовская область), «Набережные Челны» (республика Татарстан), «Юрга» (Кемеровская область), «Краснокаменск» (Забайкальский край), «Усолье-Сибирское» (Иркутская область), «Надвоицы»
(Республика Карелия), «Анжеро-Судженск» (Кемеровская область), «Краснотурьинск» (Свердловская область), «Тольятти» (Самарская область) созданы в моногородах, нуждающихся в диверсификации экономической деятельности. Также рассматривается вопрос о создании ТОР или преобразовании ОЭЗ в ТОР в Калининградской области [8].
По состоянию на март 2016 года на 12 территориях опережающего развития, созданных на тот момент на Дальнем Востоке, зарегистрировано 110 резидентов, а общая сумма заявленных инвестиций составляет 442 млрд руб. [9].
Некоторые опасения вызывает отмена квот на привлечение иностранной рабочей силы в ТОР. Что, учитывая концентрацию ТОР вблизи азиатских стран, может привести к низкому числу привлеченных российских работников. Этот вопрос
должен контролироваться властями и, в случае дискриминации россиян, жестко пресекаться.
Создание новых институтов развития и привлечение новых источников инвестирования в российскую экономику всегда является позитивным фактором. В целом, на наш взгляд, опыт функционирования ОЭЗ в России показал, что при условии заинтересованности федеральных и региональных властей, эффективности управления данные инструменты привлечения инвестиций могут быть эффективными. В условиях дефицита средств, сложной экономической внешнеполитической ситуации формы и механизмы ГЧП, в частности ОЭЗ, ТОР и так далее, могут создать условия для стабильного развития экономики Российской Федерации и улучшения качества жизни населения страны.
Литература
1. В России установят новый порядок работы ОЭЗ [Электронный ресурс] / Российская газета. - Режим доступа: https://rg.ru/2016/06/09/mer-v-rossii-ustanoviat-novyj-poriadok-raboty-oez.html - (дата обращения: 9.08.2016).
2. Ганеев, А.М. Государственно-частное партнерство как источник финансирования системы здравоохранения // Страховое дело. - 2015. - № 7 (268). - С. 51-54.
3. Зельднер, А.Г. ГЧП - мейнстрим современной российской экономики // Мир перемен. - 2014. - № 1. - С. 140-143.
4. Зельднер, А.Г., Осипов, В.С., Курнышева, И.Р. и др. Институциональный анализ дисфункций государственного управления экономикой / А.Г. Зельднер, В.С. Осипов, И.Р. Курнышева, Р.И. Ширяева, С.В. Козлова, О.М. Грибанова, В.В. Сеченова, А.М. Ганеев // Москва. - 2016. - 63 с.
5. Зельднер, А.Г., Варнавский, В.Г., Смотрицкая, И.И. и др. Государственно-частное партнерство: Теория, методология и практика / А.Г. Зельднер, В.Г. Варнавский, И.И. Смотрицкая, Е.М. Бухвальд, А.И. Архипов, В.Н. Мочальников, П.В. Савченко, М.Н. Федорова, А.В. Виленский, С.В. Козлова, Р. А. Халтурин, А.М. Ганеев, Э.Д. Матвиевская, Э.А. Паруль // Москва. - 2011. - 212 с.
6. Осипов, В.С. Управление цепочкой ценности в реализации проектов государственно-частного партнерства // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 10. - С. 124-127.
7. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2014 год и за период с начала функционирования особых экономических зон [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/dep0sobEcZone/20160930 - (дата обращения: 17.06.2016).
8. Правительство рассмотрит законопроект о создании ТОР в Калининграде [Электронный ресурс] / РБК. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/56d110309a79476f65a3bf07 - (дата обращения: 17.08.2016).
9. Территории опережающего развития: 12 особых зон в ДФО [Электронный ресурс] / ТАСС. - Режим доступа: http://special.tass.ru/info/2215388 - (дата обращения: 17.08.2016).
10. Халтурин, Р.А. Развитие инфраструктуры и возможности государственно-частного партнерства // Экономические науки. - 2012. - № 5. - С. 28-30.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 16-02-00141.