Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ганеев А.М.

Автор рассматривает особенности создания и функционирования институтов развития в Российской Федерации. Анализируется практика привлечения внутренних и внешних инвестиций с целью роста экономики страны. Изучает опыт открытия специальных экономических зон (территорий) с целью роста показателей экономической деятельности в субъектах и в России в целом. В условиях внешнеполитической нестабильности и дефицита бюджета страны реализация проектов государственно-частного партнерства становится важнейшим направлением социально-экономического развития Российской Федерации. Необходим поиск новых внешних и, главное, внутренних источников финансовых средств для создания новых производств и рабочих мест в регионах страны. Применение и распространение форм и механизмов государственно-частного партнерства, в том числе специальных экономических зон (территорий), в перспективе дает возможность привлечения финансовых ресурсов, необходимых для функционирования и совершенствования экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ганеев А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION AND PERFORMANCE FEATURES OF DEVELOPMENT INSTITUTIONS IN RUSSIAN FEDERATION

He author considers creation and performance features of development institutions in Russian Federation. The attracting practice of internal and external investments for the national economic growth is analyzed. Experience of opening special economic zones (territories) is studied for the purpose of economic indicators growth in the regions and Russia as a whole. In conditions of foreign policy instability and deficit of the national budget, the projects of public-private partnership have become an important direction of socio-economic development of Russian Federation. The search of new external and, most importantly, domestic financial sources is essential for creation of new industries and jobs in the country's regions. Application and dissemination of the forms and mechanisms of public-private partnerships, including special economic zones (territories), creates the possibility of attracting financial resources which are necessary for the functioning and improvement of Russian economy in the long term.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 332.122, 338.24, 332.14

А.М. Ганеев, научный сотрудник Института экономики Российской академии наук e-mail: Azat.g@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автор рассматривает особенности создания и функционирования институтов развития в Российской Федерации. Анализируется практика привлечения внутренних и внешних инвестиций с целью роста экономики страны. Изучает опыт открытия специальных экономических зон (территорий) с целью роста показателей экономической деятельности в субъектах и в России в целом. В условиях внешнеполитической нестабильности и дефицита бюджета страны реализация проектов государственно-частного партнерства становится важнейшим направлением социально-экономического развития Российской Федерации. Необходим поиск новых внешних и, главное, внутренних источников финансовых средств для создания новых производств и рабочих мест в регионах страны. Применение и распространение форм и механизмов государственно-частного партнерства, в том числе специальных экономических зон (территорий), в перспективе дает возможность привлечения финансовых ресурсов, необходимых для функционирования и совершенствования экономики России.

Ключевые слова: инвестиции, государственно-частное партнерство, привлечение финансовых ресурсов.

В условиях тяжелой внешнеполитической обстановки, экономических санкций и сокращения доходной части бюджета, Россия столкнулась с острой проблемой нехватки финансовых ресурсов для стабильного функционирования и развития экономики страны. Правительство Российской Федерации находится в поиске новых внешних и внутренних источников, поскольку прежние внешнеэкономические финансовые потоки либо в значительной мере сократились, либо оказались перекрыты санкциями. На данный момент дефицит бюджета покрывается внутренними резервными фондами, однако, в случае сохранения текущих тенденций в российской экономике, фонды будут израсходованы в ближайшие годы.

В связи с этим власти последние годы активно внедряют и развивают формы и механизмы государственно-частного партнерства. А.Г. Зельднер определяет государственно-частное партнерство как систему организационно-экономических отношений, предполагающую закрепление на контрактной основе прав и ответственности органов власти и бизнеса за совместное использование инвестиционных и других ресурсов, паритетное разделение рисков и прибыли, достижение конечных результатов при реализации крупных инфраструктурных проектов, а также перераспределение правомочий собственности и социализацию общественных отношений [3]. ГЧП позволяет привлекать инвестиции частного партнера в развитие экономики страны, сохраняя контрольные функции за собой, а частный бизнес получает доход в процессе реализации проектов, население - новые рабочие места, производимые товары и услуги. Таким образом, государственно-частное партнерство дает возможность для взаимовыгодного сотрудничества для всех сторон взаимодействия.

Мировой опыт показывает, что одним из наиболее перспективных направлений развития ГЧП является формирование и совершенствование специальных зон (территорий) развития экономики страны.

В России на данный момент существуют такие основные формы зонирования, как особые экономические зоны, зоны территориального развития и территории опережающего развития.

22 июля 2005 года в России был принят закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в России», создающий перспективный инструмент привлечения инвестиций - особая экономическая зона. Согласно данному закону, особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Целью ставится развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработка технологий и коммерциализации их результатов, производство новых видов продукции. Для привлечения инвесторов для резидентов зон действует льготный налоговый и таможенный режим. Срок создания составляет 49 лет.

На 1 января 2016 года было создано 33 особые экономические зоны 4 типов:

1. 9 ОЭЗ промышленно-производственного типа;

2. 6 ОЭЗ технико-внедренческого типа;

3. 15 ОЭЗ туристско-рекреационного типа;

4. 3 ОЭЗ портового типа.

Также в апреле 2016 года Д.А. Медведевым подписано постановление о создании новой ОЭЗ

ИНТЕЛЛЕКТ. ИННОВАЦИИ. ИНВЕСТИЦИИ

8/2016

промышленно-производственного типа «Узловая» в Тульской области.

Продолжают свою деятельность Калининградская и Магаданская ОЭЗ, созданные в 1996 и 1999 годах соответственно. Однако они регулируются отдельными федеральными законами.

На 31 декабря 2015 года на территориях ОЭЗ было организовано 18520 рабочих мест, резидентами было инвестировано в проекты 180807 млн рублей, построено и введено в эксплуатацию 464 объекта инфраструктуры.

Но, согласно проверкам, проведенным по поручению правительства, показатели развития в организованных ОЭЗ крайне неравномерные [7]. Несколько зон активно привлекают инвесторов, в том числе иностранных, и их финансовые ресурсы, создают рабочие места, строят и вводят в эксплуатацию объекты инфраструктуры и заводы и развиваются в соответствии с плановыми показателями (например, ОЭЗ ППТ в республике Татарстан, в Липецкой, Самарской областях, ОЭЗ ТВТ в городе Москве, в городе Санкт-Петербурге). Наибольшую эффективность показывают ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типов.

В то же время большинство зон оказались малопривлекательными для инвесторов и показали низкую эффективность деятельности. В связи с этим было принято постановление Правительства РФ от 28 сентября 2016 года № 978 «О досрочном прекращении существования 8 особых экономических зон». Подлежат закрытию зоны: ТР ОЭЗ в Республике Алтай, ТР ОЭЗ в Ставропольском крае, портовой ОЭЗ в Хабаровском крае, ТР ОЭЗ в Приморском крае, портовой ОЭЗ в Мурманской области, ТР ОЭЗ в Краснодарском крае, ТР ОЭЗ в Республике Адыгея, ТР ОЭЗ в Республике Северная Осетия -Алания. По настоящее время не было зарегистрировано ни одного резидента в 7 из подлежащих закрытию зон, а в Республике Алтай резидентами туристско-рекреационная деятельность до настоящего времени не ведётся.

Остальные действующие ОЭЗ проходят процедуру перехода под управление региональными властями [1].

В 2011 году было принято решение о создании нового инструмента для развития регионов - зоны территориального развития территории (ЗТР). Закон № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определил ЗТР как часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.

Для привлечения инвесторов в ЗТР используется льготный налоговый и таможенный режим. Зона территориального развития создается на срок двенадцати лет.

В 2013 году Постановлением Правительства № 326 был утвержден перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития. Однако по настоящее время решений о создании ЗТР принято не было.

В условиях необходимости привлечения инвестиций в субъекты РФ 29 декабря 2014 года был принят закон о создании территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). Закон № 473-ФЗ рассматривает территории опережающего социально-экономического развития как часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

ТОР создаются сроком на 70 лет. Предусмотрено упрощение административных процедур, налоговые льготы и другие преференции для резидентов территорий. Предполагается, что территории будут создаваться под участие крупных инвесторов, подписавших соглашения, гарантирующих определенный объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

ТОР разрешается организовывать в первые три года только в пределах Дальневосточного федерального округа и в моногородах.

В 2015 году правительством Российской Федерации были приняты постановления о создании территорий опережающего развития «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае, «Надеж-динская» и «Михайловский» в Приморском крае, «Приамурская» и «Белогорск» в Амурской области, «Камчатка» в Камчатском крае, «Беринговский» на Чукотке и индустриальный парк «Кангалассы» в Якутии.

В 2016 году также были утверждены территории опережающего социально-экономического развития: «Южное» и «Горный воздух» в Сахалинской области и «Большой камень» в Приморском крае, «Амуро-Хинганская» в Еврейской автономной области.

Территории опережающего развития «Гуково» (Ростовская область), «Набережные Челны» (республика Татарстан), «Юрга» (Кемеровская область), «Краснокаменск» (Забайкальский край), «Усолье-Сибирское» (Иркутская область), «Надвоицы»

(Республика Карелия), «Анжеро-Судженск» (Кемеровская область), «Краснотурьинск» (Свердловская область), «Тольятти» (Самарская область) созданы в моногородах, нуждающихся в диверсификации экономической деятельности. Также рассматривается вопрос о создании ТОР или преобразовании ОЭЗ в ТОР в Калининградской области [8].

По состоянию на март 2016 года на 12 территориях опережающего развития, созданных на тот момент на Дальнем Востоке, зарегистрировано 110 резидентов, а общая сумма заявленных инвестиций составляет 442 млрд руб. [9].

Некоторые опасения вызывает отмена квот на привлечение иностранной рабочей силы в ТОР. Что, учитывая концентрацию ТОР вблизи азиатских стран, может привести к низкому числу привлеченных российских работников. Этот вопрос

должен контролироваться властями и, в случае дискриминации россиян, жестко пресекаться.

Создание новых институтов развития и привлечение новых источников инвестирования в российскую экономику всегда является позитивным фактором. В целом, на наш взгляд, опыт функционирования ОЭЗ в России показал, что при условии заинтересованности федеральных и региональных властей, эффективности управления данные инструменты привлечения инвестиций могут быть эффективными. В условиях дефицита средств, сложной экономической внешнеполитической ситуации формы и механизмы ГЧП, в частности ОЭЗ, ТОР и так далее, могут создать условия для стабильного развития экономики Российской Федерации и улучшения качества жизни населения страны.

Литература

1. В России установят новый порядок работы ОЭЗ [Электронный ресурс] / Российская газета. - Режим доступа: https://rg.ru/2016/06/09/mer-v-rossii-ustanoviat-novyj-poriadok-raboty-oez.html - (дата обращения: 9.08.2016).

2. Ганеев, А.М. Государственно-частное партнерство как источник финансирования системы здравоохранения // Страховое дело. - 2015. - № 7 (268). - С. 51-54.

3. Зельднер, А.Г. ГЧП - мейнстрим современной российской экономики // Мир перемен. - 2014. - № 1. - С. 140-143.

4. Зельднер, А.Г., Осипов, В.С., Курнышева, И.Р. и др. Институциональный анализ дисфункций государственного управления экономикой / А.Г. Зельднер, В.С. Осипов, И.Р. Курнышева, Р.И. Ширяева, С.В. Козлова, О.М. Грибанова, В.В. Сеченова, А.М. Ганеев // Москва. - 2016. - 63 с.

5. Зельднер, А.Г., Варнавский, В.Г., Смотрицкая, И.И. и др. Государственно-частное партнерство: Теория, методология и практика / А.Г. Зельднер, В.Г. Варнавский, И.И. Смотрицкая, Е.М. Бухвальд, А.И. Архипов, В.Н. Мочальников, П.В. Савченко, М.Н. Федорова, А.В. Виленский, С.В. Козлова, Р. А. Халтурин, А.М. Ганеев, Э.Д. Матвиевская, Э.А. Паруль // Москва. - 2011. - 212 с.

6. Осипов, В.С. Управление цепочкой ценности в реализации проектов государственно-частного партнерства // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 10. - С. 124-127.

7. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2014 год и за период с начала функционирования особых экономических зон [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/dep0sobEcZone/20160930 - (дата обращения: 17.06.2016).

8. Правительство рассмотрит законопроект о создании ТОР в Калининграде [Электронный ресурс] / РБК. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/56d110309a79476f65a3bf07 - (дата обращения: 17.08.2016).

9. Территории опережающего развития: 12 особых зон в ДФО [Электронный ресурс] / ТАСС. - Режим доступа: http://special.tass.ru/info/2215388 - (дата обращения: 17.08.2016).

10. Халтурин, Р.А. Развитие инфраструктуры и возможности государственно-частного партнерства // Экономические науки. - 2012. - № 5. - С. 28-30.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 16-02-00141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.