Научная статья на тему 'Особенности современных приемов формирования набережных'

Особенности современных приемов формирования набережных Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2194
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАБЕРЕЖНАЯ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / БЛАГОУСТРОЙСТВО / РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА / ПРИБРЕЖНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / EMBANKMENT / SPATIAL ENVIRONMENT / LANDSCAPING / RECREATION AREA / COASTAL ZONE / PUBLIC SPACE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мотова Юлия Олеговна, Кулеева Ляйля Муратовна

Постановка задачи. В статье анализируются функционально-градостроительные освоения территории набережных, выявляются особенности формирования рекреационных форм территории набережных, предлагаются предложения функционально -планировочной организации. Результаты. Основным результатом исследования является выявление основных приемов организации набережных. В современной практике характерно использование новых технологий и материалов, которые привлекают людей своей эстетикой и необычными возможностями времяпрепровождения на набережных. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в выявлении особенностей организации территории набережной, интеграции в городскую среду. Рассматривается разнообразие возможностей организации среды. Для создания комфортной среды на территории набережных учитываются такие факторы как: транспортная доступность и пешеходная безопасность, функциональное расположение объектов, грамотное расположение систем освещения и озеленения, создание единой среды, вдоль всей территории с сохранением природного и экологического баланса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Мотова Юлия Олеговна, Кулеева Ляйля Муратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of modem methods of forming embankments

Problem statement. The article analyzes the functional urban development of the embankments, identifies features of the formation of recreational forms of the embankments, offers suggestions of the functional planning organization. Results. The main result of the study is to identify the main methods of organizing embankments. In modem practice, characterized by the use of new technologies and materials that attract people with their aesthetics and unusual possibilities of spending time on the embankments. Conclusions. The significance of the results obtained for the architecture is in determining the characteristics of the organization of the embankment zone, integration into the urban environment. Considered a variety of opportunities for the organization of the environment. To create a comfortable environment on embankments, such factors as transport accessibility and safety of pedestrians, functional location of objects, proper arrangement of lighting and landing systems, creation of a unified environment throughout the territory while maintaining natural and ecological balance are taken into a balance.

Текст научной работы на тему «Особенности современных приемов формирования набережных»

АРХИТЕКТУРА .t I II 111 И II С ООГУШЕННИ.

ШОРЧН'КИК КЛИЦЕЩрт \l'Vll ТМьГМЧШН Д1ЛТК1М14КТИ

УДК 712.1

Мотова Юлия Олеговна

дизайнер городской среды

E-mail: [email protected]

ТООО «Союз дизайнеров России»

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1 Кулеева Ляйля Муратовна кандидат архитектуры, профессор E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Особенности современных приемов формирования набережных Аннотация

Постановка задачи. В статье анализируются функционально-градостроительные освоения территории набережных, выявляются особенности формирования рекреационных форм территории набережных, предлагаются предложения функционально -планировочной организации.

Результаты. Основным результатом исследования является выявление основных приемов организации набережных. В современной практике характерно использование новых технологий и материалов, которые привлекают людей своей эстетикой и необычными возможностями времяпрепровождения на набережных.

Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в выявлении особенностей организации территории набережной, интеграции в городскую среду. Рассматривается разнообразие возможностей организации среды. Для создания комфортной среды на территории набережных учитываются такие факторы как: транспортная доступность и пешеходная безопасность, функциональное расположение объектов, грамотное расположение систем освещения и озеленения, создание единой среды, вдоль всей территории с сохранением природного и экологического баланса.

Ключевые слова: набережная, пространственная среда, благоустройство, рекреационная зона, прибрежная территория, общественное пространство.

Введение

Издревле люди предпочитали селиться вблизи водоемов: рек, озер морей т. к. вода-источник жизни. Часто водное пространство проходит сквозь весь город, разделяя его на две части, и тогда набережная располагается на двух берегах, бывает, что река огибает город вокруг или проходит вдоль. Большое значение для города имеют набережные, так как являются местом массового отдыха. Набережные могут находиться в разной среде, но функциональная организация может быть решена для всех, а именно, включать в себя такие функции как порт, пляж, место парковок, транзитная зона, рекреация. Организация рекреационной зоны может располагать рядом функций, а именно смотровыми, детскими и спортивными площадками, информационными стендами, павильонами, открытыми кинотеатрами, помещениями проката, гостиницами, объектами арт-искусства, скамьями-качелями, аттракционами, ландшафтными насаждениями и парковыми зонами. Так же в рекреационной зоне может быть организована точка питания для большего времяпрепровождения.

Этапы формирования набережных

Перед началом работ по реализации мероприятий по комплексному благоустройству прибрежных территорий выполняется градостроительный анализ территории проектирования. В этой связи территорию проектирования необходимо рассматривать с позиции ее градостроительных, правовых и природных характеристик. Для выяснения характеристик участков, установлены параметры рассмотрения прибрежных территорий, учет которых необходим при определении границ участков комплексного благоустройства

и состава оптимального и минимально необходимого набора элементов благоустройства: покрытий, малых архитектурных форм, некапитальных объектов и др. Эти характеристики определяют параметры рассмотрения набережных, что позволяет установить отличия и специфику каждого типа прибрежной территории и сформулировать требования к комплексному благоустройству [1].

Комфорт и безопасность прибрежных территорий обеспечиваются:

- созданием условий для повседневного отдыха жителей;

- обустройством велотранспортной инфраструктуры с формированием безопасных, скоординированных велопешеходных связей;

- созданием доступной среды для маломобильных групп населения, к которым можно отнести не только людей с инвалидностью, но и детей, родителей с колясками, а также другие группы населения, испытывающие трудности при передвижении в городской среде;

- размещением спортивных, детских площадок, площадок для отдыха населения, выгула собак, установки мусоросборников и др.

Комплексное благоустройство набережных предполагает:

- организацию комфортного доступа к объектам, расположенным в рекреационных зонах;

- создание комплексных общественных пространств, предназначенных для организации досуга и общения, устройства выставок, экспозиций, презентаций и других видов активностей;

- создание условий для временной парковки личного автотранспорта посетителей;

- организацию комфортной визуальной среды для кратковременного повседневного отдыха населения и др. [2].

При проведении работ по благоустройству прибрежных территорий необходимо принимать во внимание функциональное назначение земельного участка, наличие мест обитания и произрастания ценных природных объектов. При производстве работ следует использовать материалы естественного происхождения, исключить запечатывание почвы и устройство новых дорог вне существующей дорожно-тропиночной сети [3].

Включение набережных в городскую среду

Проблема городов в том, что, в большинстве случаев, отсутствуют центры отдыха и развлечений, прогулочные зоны, не развита набережная территория. Как следствие, люди переезжают в более развитые районы. Чтобы решить эту проблему надо облагораживать территорию, создавать парки, скверы, благоустраивать набережные.

Функциональность набережных должна удовлетворять интересам всех социальных и возрастных групп населения.

В современном мире все более актуальной становится проблема обустройства набережных. Набережная является лицом города, она подчеркивает его индивидуальность, создаёт благоприятные условия для пешеходов. Пространство набережной способно предложить, визуальный, звуковой комфорт, стать площадкой для активного и здорового отдыха горожан всех возрастов.

Набережная всегда привлекала различные группы населения, а для поддержания посещения следует облагораживать данные территории.

В современной практике характерно использование новых технологий и материалов, которые привлекают людей своей эстетикой и необычными возможностями времяпрепровождения на набережных. К примеру, вечернее освещение, которое увеличивает время пребывания на набережной, может играть роль ориентира движения по территории. Покрытие на набережной может быть выполнено в дереве, камне, бетоне, асфальте. Только после правильного выбора цветов и фактур материалов можно приступать к созданию стилистической концепции набережной. В ней должна быть гармония ландшафтного дизайна, экстерьера и интерьера строений. Необходимо отдавать предпочтение долговечным материалам, которые пригодны для прибрежной среды и потребуют минимального обслуживания. Дерево может использоваться в малых архитектурных формах, а именно в разных типах сидений и скамеек, навесов и пергол [4].

В современном решении малые формы не выглядят как самостоятельные изделия, они могут включаться в сценарий пространства, сливаясь с природой. Также стоит принимать во внимание масштаб набережной. К примеру, на небольших городских набережных следует ограничить площадь зданий, строений, территорий автомобильных парковок, расположенных на ней.

Учитывая сезонные и погодные условия, следует устанавливать навесы. В зимнее время года пространство набережной можно использовать под каток.

Основным критерием набережной является создание комфорта и безопасности для пешеходов и велосипедистов. Организовывая веломаршруты, необходимо продумать расположение пунктов проката и велопарковок. Необходимо учитывать особенности и маломобильных групп населения, к примеру, устанавливать пандусы с безопасным уклоном.

Разделение набережной по зонам поможет в ориентации в пространстве. К примеру, выделить отдельно места для активного отдыха и пассивного. Спорт или детские площадки организовывать отдельно от мест автопарковок, павильонов, кафе, магазинов. Во входной зоне, которая является местом встречи, устанавливать точку информации об инфраструктуре набережной.

Так же может быть организован дополнительный выход к воде в виде плавучих платформ, которые стали успешно применяться сравнительно недавно. На них можно располагать кинотеатры на воде, а также использовать как сцену, при проведении городских праздников, фестивалей и т.п.

При создании комфортного пространства озеленение может играть немаловажную роль, так как оно может использоваться как шумовой или визуальный барьер от городского шумового воздействия.

Развитие набережных с каждым годом все заметнее, так как при создании используются все более новые материалы.

При правильном выборе оформления набережной, может организоваться гармоничное пространство для отдыха. Если есть некоторые недостатки ландшафта, то их вполне можно скрыть при помощи соответствующих подходов к отделке. Прежде всего, ярко проявляется отсутствие четкого разделения транспортного и пешеходного потоков, так как сказывается дефицит тротуаров или их чрезмерная зауженность, а так же наличие разнообразных препятствий, ограничивающих передвижение людей. Говоря о препятствиях, хочется, помимо очевидных примеров вроде мачт освещения, остановок и киосков, вспомнить организованные или стихийные парковки, нередко встречающиеся на пути движения пешеходов и вынуждающие их выходить на проезжую часть. Наиболее же вопиющий пример в данном случае это размещенные у набережных автозаправки, которые можно обойти только по полосе движения автотранспорта. При этом важно понимать, что у разных категорий населения разные требования к комфорту и безопасности. Например, наличие в структуре пешеходных связей столбиков и ограждающих конструкций, а также отсутствие пандусов и тактильных покрытий могут являться препятствием для представителей маломобильных групп. Немаловажной проблемой является недостаточность или отсутствие утилитарного освещения на набережных. Комплексный подход к вопросу освещения позволил бы проявить архитектурную композицию пространства, создать безопасную и привлекательную среду в темное время суток [5].

В настоящее время набережные по большей части отданы интенсивному автомобильному движению. Как следствие, они практически не располагают объектами притяжения людей, площадками для отдыха и проведения массовых мероприятий. В то же время потребность в рекреационных и общественных пространствах на набережных чрезвычайно высока и подтверждением тому являются попытки жителей города самостоятельно осваивать прибрежные территории. Но основной проблемой является то, что это, в свою очередь, приводит к стихийной организации детских площадок, мест для выгула и дрессировки собак, площадок для отдыха, выглядящих непривлекательно и небезопасно.

В наши дни к вопросу благоустройства прибрежных территорий уделяется большое внимание. На сегодняшнем этапе развития общества акценты смещаются в сторону создания устойчивой системы, при которой главным становится необходимость сохранения природного и экологического баланса. Также смещаются приоритеты в проектировании в сторону создания комфортной среды для пешеходов и велосипедистов.

Важность транспортной и промышленной функций при этом уменьшается, на первый план выходит рекреационное значение набережных. Обеспечивается проницаемость территорий и улучшается связь прилегающих территорий с рекой.

Примером этому является ряд проектов, реализованных в последние несколько лет. Крымская набережная становится продолжением 10-километровой пешеходной и велосипедной зоны, берущей начало на Воробьевых горах. На месте шоссе появляется ландшафтный парк с транзитно-спортивным функционалом. Традиционная зона вернисажа художников при этом сохраняется в специально выстроенных павильонах [6].

Рис. 1. Крымская набережная до реконструкции, 2012 г. (источник: http://neuspechnyartist.blogspot.com/2013/04)

Реконструкция Крымской набережной полностью изменила существующий ландшафт (рис. 1-2). С территории выведено движение транспорта и создана рекреационная зона, являющаяся логическим продолжением Пушкинской набережной Парка Горького. Комплексное благоустройство затронуло все пространство Крымской набережной: сформирована пешеходная сеть, высажены деревья, размещены малые архитектурные формы. В результате проведенных работ по комплексному благоустройству набережная приобрела новый вид и стала комфортной для жителей, что подтверждается большим количеством посетителей не только в выходные дни, но и будни [7].

До реконструкции Крымская набережная была типичным постсоветским общественным пространством: стихийная торговля, парковка, транспорт, заброшенность. Она была мало пригодна как для прогулок, так и для проезда.

В то же время при реконструкции набережных не забыты лучшие идеи, примененные в парковых набережных в 1930-х гг. Одна из них это создание условий для максимального контакта человека с водной гладью. Сегодня это решается с помощью современных архитектурно-художественных средств, такими как: устройством пляжей-соляриев, летних кафе и площадок для общественных мероприятий. История развития приречных территорий показывает как менялось отношение людей к ним, от потребительского, когда все природные ресурсы нещадно эксплуатировались, к созидательному, с осознанием необходимости сохранения и формирования устойчивой среды, которая позволит использовать эти территории без ущерба для экологии и сберечь их для будущих поколений [3].

Отечественный и зарубежный опыт

Индустриальная эпоха оставила обширное негативное наследие: деградировавшие природные ландшафты в прибрежной зоне, заброшенные портовые и промышленные здания и сооружения, невозможность доступа людей к водным поверхностям.

В мировой практике вопросам регенерации прибрежных территорий и «возврата» реки жителям уделяется большое внимание. При формировании общественного пространства набережных принимаются во внимание такие факторы, как расположение в городской среде, поток движения, соответствует ли набережная с точки зрения удобства для всей группы пользователей, возможно ли осуществлять ее в эксплуатацию. С целью реализации комплексного подхода к благоустройству прибрежных территорий в ряде стран разработаны стандарты благоустройства.

Значимой составляющей зарубежных стандартов является грамотное определение пространственных границ набережной, которая включает прилегающие улицы, связанные с ней визуально. В стандартах благоустройства различных стран существуют конкретные отличия в создании профиля, однако связывает их одно это формирование общественных пространств, которые комфортны для людей [8].

Следующим шагом к проектированию прибрежных территорий является определение набора элементов, используемых при благоустройстве, в зависимости от типа набережной. Выделяют следующие группы: мощение, осветительная функция, озеленение, малые архитектурные формы, нестационарные павильоны и пр. Требования к покрытиям едины, они должны быть эстетичными, отвечать экологическим требованиям, безопасными для маломобильных групп населения, практичными. Средства озеленения являются одной из важнейших составляющих формирования внешнего архитектурно-художественного облика города [9].

Целями разработки всех изученных зарубежных стандартов являются создание комфортной безопасной среды, формирование общественных пространств, приближенных к природе, организация зеленого коридора вдоль береговой линии и взаимосвязей с другими территориями. Стандарты зарубежных стран не являются набором готовых решений для проектирования. Они определяют основные подходы и принципы проектирования комплексного благоустройства прибрежных территорий.

Стандарты благоустройства основываются на формировании среды набережной, учитываются элементы благоустройства для усовершенствования территории. Зарубежные государства базируются на четком зонировании поперечного профиля и включают требования к минимальному набору элементов [10].

Отечественный опыт комплексного благоустройства сегодня развивается в двух направлениях: практическом и теоретическом. Практический опыт включает в себя разработку и реализацию проектов комплексного благоустройства отдельных территорий. При этом довольно часто встречаются реализованные проекты, выполненные на хорошем уровне, с применением высококачественных материалов, но при этом благоустройство может не отвечать требованиям комфорта и безопасности.

Сравнивая накопленный отечественный и международный опыт, можно констатировать, что в настоящее время мы отстаем в части развития инструментов

стандартизации и реализации новых подходов в области комплексного благоустройства набережных и прибрежных территорий.

Заключение

В настоящее время существует проблема развития благоустройства территорий набережных. В основу приоритета прибрежные территории отдаются транспорту, в то время как существует необходимость в улучшении среды набережных зон. Обзор исторического формирования территории набережных показал, что во все периоды изменялись функции набережных. В настоящее время вместе с сохранением традиционных функций приоритетное и наиболее масштабное значение приобрели общественная и экологическая функции. Комфортная среда на набережных создается благодаря работе над планировочной структурой, дизайном, учитывая потоки транспорта и пешеходов.

Список библиографических ссылок

1. Денисов М. Ф. Набережные. М. : Стройиздат, 1982. С. 20-21.

2. Ефимов А. В. Дизайн архитектурной среды. М. : Архитектура-С, 2006. 302 с.

3. Белов А., Левицкая А. Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-рек. М. : Типография «АВТ Груп», 2016. С.29-30.

4. Моро Э. Благоустройство городских набережных. М. : Кб стрелка, 2011. 16 с.

5. Кубенский Э., Острогорский А., Ликин Д., Шапиро О., Фадеева М., Игнатушко М., Wowhaus 2007-2016 // Tatlin mono. 2016. № 47 (53). С. 118-120.

6. Крымская набережная // Wowhouse.ru : ежедн. интернет-изд. 2017. URL: http:// wowhaus.ru/urbanistics/crimea-quay.html (дата обращения: 10.09.2018).

7. Общественные пространства // the-village.ru : ежедн. интернет-изд. 2017. URL: https://www.the-village.ru/village/city/public-space/288836-tsvetnik-na-naberezhnoy (дата обращения: 05.09.2018).

8. Mcdonald E. Urban Waterfront Promenades. L. : Routledge. 2017. 230 p.

9. Малые архитектурные формы // totalarch.com : электронный журнал. 2013. URL: http://landscape.totalarch.com/node/26 (дата обращения: 01.10.2018).

10. Andersson T. Waterfront Promenade Design: Urban Revival Strategies. N-Y. : The Publishing Group. 2018. 98 p.

Motova Julia Olegovna

urban designer

E-mail: [email protected]

TDPO «The Union of Designers of Russia»

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1 Kuleeva Lyailya Muratovna candidate of architecture, professor E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Features of modern methods of forming embankments

Abstract

Problem statement. The article analyzes the functional urban development of the embankments, identifies features of the formation of recreational forms of the embankments, offers suggestions of the functional planning organization.

Results. The main result of the study is to identify the main methods of organizing embankments. In modern practice, characterized by the use of new technologies and materials that attract people with their aesthetics and unusual possibilities of spending time on the embankments.

Conclusions. The significance of the results obtained for the architecture is in determining the characteristics of the organization of the embankment zone, integration into the urban environment. Considered a variety of opportunities for the organization of the environment. To create a comfortable environment on embankments, such factors as transport accessibility and safety of pedestrians, functional location of objects, proper arrangement of lighting and landing systems, creation of a unified environment throughout the territory while maintaining natural and ecological balance are taken into a balance.

Keywords: embankment, spatial environment, landscaping, recreation area, coastal zone, public space.

References

1. Denisov M. F. Waterfront. M. : Stroyizdat, 1982. P. 20-21.

2. Efimov A. V. Design of the architectural environment. M. : Architecture-C, 2006. 302 p.

3. Belov A., Levitskaya A. Album of typical solutions for the comprehensive improvement of the embankments of the Moscow River. M. : «AVT Group» Printing House, 2016. P. 29-30.

4. Moreau E. Improvement of urban embankments. M. : KB Strelka, 2011. 16 p.

5. Kubensky E., Ostrogorsky A., Likin D., Shapiro O., Fadeeva M., Ignatushko M., Wowhaus 2007-2016 // Tatlin mono. 2016. № 47 (53). P. 118-120.

6. Krymskaya Embankment // Wowhouse.ru: daily Internet ed. 2017. URL: http:// wowhaus.ru/urbanistics/crimea-quay.html (reference date: 09.10.2018).

7. Public spaces // the-village.ru : weekly. Internet ed. 2017. URL: https://www.the-village.ru/village/city/public-space/288836-tsvetnik-na-naberezhnoy (reference date: 05.09.2018).

8. Mcdonald E. Urban Waterfront Promenades. L. : Routledge. 2017. 230 p.

9. Small architectural forms // totalarch.com : electronic journal. 2013. URL: http : //landscape.totalarch.com/node/26 (reference date: 10.01.2018).

10. Andersson T. Waterfront Promenade Design: Urban Revival Strategies. N-Y. : The Publishing Group. 2018. 98 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.