E.G. MATYUGINA
FEATURES OF INSTITUTIONALISM OF ECOLOGY-ECONOMIC RELATIONS AT THE LEVEL OF INTERNATIONAL SOCIETY DEVELOPMENT
The article considers the institutionalism features of ecology-economic relations at the level of international society development. Generalization of experience in the field of ecology-economic relation regulation is given.
УДК 330. 332 : 630. 6/. 9 Н.Г. ЦАП
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ
В работе рассматриваются основные проблемы развития лесного сектора экономики России в современный период. Анализируются факторы, сдерживающие инвестиционную активность предприятий отрасли. Отмечаются перспективы инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса.
Роль инвестиций в экономике, особенно переходной, очевидна. Национальное хозяйство России характеризуется неустойчивостью вследствие совершенствования формирования отраслевой структуры экономики, отсюда и необходимость в привлечении инвестиций [1, с. 6]. Инвестиционные вливания необходимы нашей промышленности для поддержки и развития структуры производства, превращения ее в экологически безопасную. С точки зрения сегодняшних реалий экологизации экономики, инвестиции необходимы в объемах, покрывающих затраты на поддержание жизнеспособности окружающей природной среды. Вопросов, требующих решений, достаточно: где взять средства и кто должен и может стать инвестором, как определить затраты на природоохранные мероприятия и каков эффект от этих вложений, какова последовательность и первоочередность инвестиционных потоков в секторы экономики, что требует правильно выстроенной инвестиционной модели развития всей промышленности России.
В сравнении с достаточно высокой инвестиционной активностью промышленных предприятий, осуществляющих инвестиции в основной капитал за последние годы доля предприятий лесной отрасли сравнительно мала, 2003 год - 47 % (в электроэнергетике - 98 %, в машиностроении - 71 %) [2, с. 19]. Отрасль характеризуется как инвестиционно пассивная. Неудовлетворительное состояние технической базы, выражающееся в использовании техники с высокой степенью износа, накладывает отпечаток на качество продукции отрасли, формируя спрос на работников высокой квалификации со сложившимся навыком создания продукта в специфических производствен-
ных системах. Существующая особенность развития российской промышленности - высокий удельный вес в продукте труда квалификации работников ручного труда. На оборудовании низкого качества продукт выпускается на уровне «умелости» работника, что является отличительной особенностью от стран с развитой технологической базой (например, в США использование лазерных технологий деревообработки позволяет экономить время, затрачивая несколько минут на результат, получая высокое качество, что, естественно, требует соответствующей подготовки специалистов). Как следствие - низкая производительность труда в секторе и проблемы формирования спроса на продукцию [3, с. 81]. Наличие низкокачественной древесины и отсутствие баз с высокой степенью переработки (мощностей глубокой переработки древесины) на местах порождает невостребованность некоторых сортов древесины и требует поиска рынков сбыта. Значительное влияние на конкурентоспособность отрасли оказывает высокий уровень производственных издержек.
Отсутствие собственных финансовых средств на развитие производства, неопределенность рыночной коньюктуры в условиях сложившихся локальных рынков продукта ЛПК, высокий процент при использовании кредита сдерживают инвестиционную активность предприятий лесной отрасли. В структуре инвестиций преобладают собственные средства предприятий [4, с. 3], достаточно низкая доля предприятий, пользующихся кредитными и заемными средствами [2, с. 30], что противоречит практике инвестирования западных компаний, где преобладают заемные ресурсы [5, с. 14]. Необходимость инвестиций как инструмента выживания отрасли требует создания предпосылок, с помощью которых можно привлечь внимание к ЛПК [3, с. 91].
Совершенствование отечественного производства требует вложений в научно-исследовательский сектор, разработку и внедрение инновационных технологий, в том числе экологически ориентированных, поддержку фундаментальной и отраслевой науки. Финансирование науки направлено на получение знаний, а результат знаний, в виде научных разработок, в результате отсутствия системы их внедрения в стране приводит к тому, что инвестиции не поступают в эту сферу [6, с. 10]. Создание особых экономических зон на территории России имеет цель выхода на рынок высоких технологий, разработку компьютерных программ, поддержку инновационных проектов. Приоритетность отдается развитию несырьевых секторов экономики во избежание сырьевой зависимости в дальнейшем [7]. Главное звено в этом процессе -человек с его знаниями и возможностями, первостепенность человеческого фактора налицо. Создание особых экономических зон в регионах с высокой степенью инноваций на основе источников конкурентоспособности, оценки потенциала ресурса, имеющегося достаточного образовательного уровня и человеческого высококвалифицированного ресурса, материального ресурса, должно создать условия развития бизнеса, его реорганизации и привлечения инвестиций в регионы.
90-е годы XX века, характеризующиеся нестабильностью в стране, перестройкой структуры управления, приватизацией, процессами установления собственников на ресурсы, процессами регулирования интересов руководства
и акционеров, породили систему корпоративного управления, формирование которой началось с сырьевых, базовых отраслей промышленности России [5, с. 5]. Несмотря на завершающиеся процессы их формирования во многих отраслях, в лесной промышленности продолжается становление крупных управляющих компаний, так как только они способны эффективно управлять процессами в бизнесе и стать крупными инвесторами, в том числе и в реализации программ развития ЛПК регионов России. Крупные компании рассматривают лесной бизнес как стабильный источник дохода в долгосрочной перспективе, имея средства на лесовосстановление, используя методы лесозаготовок, обеспечивающих наименьший урон лесному хозяйству [8]. Известно, что ни частный отечественный сектор, ни иностранный инвестор не заинтересованы во вложении средств в лесную отрасль в связи с высокой капиталоемкостью и длительным сроком окупаемости инвестиций. Инвестор хочет заработать, поэтому ему нужен сильный партнер и прозрачность институциональных условий хозяйствования. Иностранные инвестиции, вкладывающиеся в экспорт древесины из страны, представляют сегодня хорошо отлаженную функционирующую систему. Инвестиционно привлекательным был и остается рынок лесозаготовок (при 1179 млн га общей площади лесов и 82 млрд куб. м запасов древесины). В качестве инвестиционного механизма предлагается привлечь иностранные инвестиции путем ограничения на вывоз пиловочника, круглого леса с созданием концессий (долгосрочная аренда с определенными инвестиционными обязательствами) с условием строительства предприятий по переработке древесины на российской территории [9].
Приоритетной задачей в стратегии развития России является обретение сырьевой независимости и рассмотрение возможностей технологического прорыва. Однако доходы от экспорта лесоматериалов всегда были и будут выступать дополнительным ресурсом в развитии лесного сектора.
Нестабильная экономическая ситуация в стране порождает экономические риски для инвесторов в лесной отрасли и требует разработок экономического механизма содействия ее развитию: решения проблемы корпоративного управления и связанных с этим нарушений прав акционеров, приводящих к проблемам сохранности средств и их безопасности; формирования институциональных факторов, включающих вопросы законодательства (налоговое, тарифное, таможенное регулирование); создание сбалансированных комплексов (кластеров), включающих заготовку, транспорт, переработку; создание инфраструктуры (системы дорог) [5, с. 13].
Необходимо повысить эффективность инвестиционной активности предприятий отрасли со стороны государства как собственника ресурсов. Государство отказалось инвестировать лесное хозяйство страны, предпринимательский сектор не смог взять на себя эту роль. У инвестиций из государственных источников могут быть (должны быть) не только экономические интересы. Государство по отношению к лесам должно выступать в качестве инвестора на мероприятия, связанные с существованием лесов, по лесовосстановлению, уходу за лесом, созданию полезащитных полос, лесных дорог, осуществлять контроль за лесопользованием. Лес - собственность государства, и поэтому защита его от пожаров (сам факт пожаротушения), вредителей,
болезней является общественной потребностью (как товар общественный) и, естественно, не может представлять чистую модель бизнеса. Предоставление помощи в укреплении крупных управляющих компаний в отрасли, в формировании отраслевых конгломератов [10], создание условий приоритетности внедрения экологически ориентированных инноваций с целью превращения хозяйственной деятельности в экологически безопасную [1, с. 9], привлечение частных инвестиций и формирование слоя предпринимателей, заинтересованных во вложении средств с начального этапа технологической цепочки, поддержка развитию лизинга [4, с. 3] - все это должно быть прерогативой государства. Несмотря на обоснованность финансовых средств из федерального бюджета, их фактическое поступление осуществляется по остаточному принципу, что не гарантирует достаточных по экологическим нормам средств на воспроизводство, охрану, защиту леса.
Лесная промышленность и лесное хозяйство должно рассматриваться в комплексе, как единое целое. Лесное хозяйство, являющееся базовой отраслью лесного сектора экономики, где закладываются основы будущего ресурсного многообразия, формируется лесосырьевой потенциал, обеспечивается реализация и производство различных полезностей, требует инвестиции в лесоводство. В то же время без лесной промышленности лесохозяйственная отрасль превращается в хранилище невостребованного лесного ресурса. Сопутствующие отрасли, такие как машиностроение, химическая промышленность, строительство, образуют межотраслевые связи и требуют устойчивой системы межотраслевых отношений и соответствующей системы организации управления [3, с. 87]. Доля инвестиций в основной капитал лесных отраслей очень незначительна. В лесной деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностях эта доля составила в 2002 г. 1,3 %, 2003-2004 гг. - по 1,4 % в каждом [11, с. 113].
Показатели, характеризующие ЛПК - квалифицированные кадры, дороги, наличие безотходных технологий глубокой переработки древесины, инвестиции. Низкий уровень организации производства, отсутствие эффективной управленческой структуры приводит к выводу, что одним из дефицитных ресурсов России, возможно главным, являются управленческие способности (уровень компетенции кадров), требующее руководителей муниципальных образований с современным уровнем квалификации, а также и реформы государственной службы.
Производство должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить связь в длинной технологической цепочке сырье - заготовка - конечный продукт - рынок сбыта - потребитель с соответствующими условиями инфраструктуры, формируя цепочки добавленной стоимости (хотя по уровню потребления основных видов лесопродукции Россия уступает многим странам) [3, с. 81]. Чем выше доля добавленной стоимости, тем выше рост ВВП, тем меньше социальная напряженность и выше занятость [6, с. 250]. В настоящее время лесное хозяйство России характеризуется наличием «коротких хозяйственных цепей» [12], когда продукты леса поступают в хозяйство технологиче-
ски развитых стран, нередко ввозя уже готовый товар с большей добавленной стоимостью.
Национальная лесная политика, под которой понимается отношение государства к лесам, не может быть обособлена от стратегии развития национального хозяйства, а должна быть направлена на совершенствование отраслевой структуры экономики, снижение сырьевой зависимости. Лесная политика и другие законодательные программы могут положить начало инвестиционным вливаниям в отрасль. Само словосочетание «национальная лесная политика» говорит о том, что она должна служить на благо людей, отражая общественные интересы, а их, соответственно, должно защищать государство. Вопросы развития лесного сектора на основе сохранения государственной или частной собственности на леса полны противоречий, отсюда и вопросы частно-государственных форм инвестирования. Если формы собственности не являются определяющим фактором для организации устойчивого пользования лесами, почему ставится вопрос о том, что только государство может обеспечить сохранение лесного ресурса и его эффективное использование. Ведь государство это все мы. Общественное и частное должно существовать в системе, невозможно допускать одностороннее движение. Отмечается, что интересы частных владельцев часто не совпадают с общественными. Если рассматривать государство как владельца лесных ресурсов, то интересы участников общие, это экономические интересы - получение прибыли от их использования. Но частник активнее, и он, как правило, не стремится вкладывать долгосрочные инвестиции в будущее лесов. Поэтому устойчивое лесопользование предполагает условия работы частных фирм, прописанные государством, учитывающие интересы всех хозяйствующих в экономике субъектов. Частник должен получать прибыль, несомненно, но одновременно он должен быть заинтересован и уверен в долговременном бизнесе. Сочетание частник-собственник и государство-собственник в идеале должно работать на основе партнерства. Существует мнение о том, что частная собственность на леса не прибавит инвестиций в сектор, а приведет к переделу собственности, предлагается рассматривать перспективы развития сектора на базе только государственной собственности на леса [13]. Если государство в настоящий момент не обращает внимания на проблемы сектора, устраняется от управления делами отрасли, то можно говорить о кризисе в сфере управления государственного сектора экономики. В то же время государство, как основной институт управления в рыночной экономике, должно быть значимым.
Состояние лесопромышленного комплекса России и происходящие в нем структурные изменения могут стать наиболее привлекательным в инвестиционном плане рынком. Такие факторы, как спрос на недорогую качественную мебель, возрастание доли строительства и в связи с этим возрастающие потребности в строительных, отделочных материалах, достоверная оценка спроса, могут послужить источником вложений средств. Все возрастающая потребность населения в продукции деревообработки создает потенциал для развития мебельной, спичечной, фанерной промышленности, тарному производству, приросту выпуска ДСП, ДВП. Увеличивающийся спрос на такой товар, как паркет определяет развитие паркетной подотрасли [14].
Российская модель государственной экономической политики, включающая хозяйственную политику в области ЛПК, а в ее структуре инвестиционная модель, инновационная модель и другие находятся в стадии разработок и поиска направлений развития. Государство должно выступать ведущим звеном в цепи преобразований и быть гарантом социально-экономической устойчивости страны. Приоритетным направлением является создание институциональных основ и повышение эффективности экономической политики [15].
Библиографический список
1. Бобров, А.Л. Устойчивое развитие и экономика природопользования / А.Л. Бобров, К.В Папенов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2004. - №4. - С. 3-16.
2. Глисин, Ф. Инвестиционная активность промышленных предприятий в 2003 году / Ф. Глисин // Общество и экономика. - 2004. - №1.- С. 18-32.
3. Алешко, О.С. Взаимосвязи воспроизводственных и институциональных проблем в ЛПК России / О.С. Алешко, И.А. Буданов // Проблемы прогнозирования. - 2004. - №2. -С. 78-92.
4. Тацюн, М.В. О мерах по обеспечению конкурентоспособности лесопромышленного производства России / М.В. Тацюн // Лесная промышленность. - 2004. - №1. - С. 2-4.
5. Инвестиционная модель России // Мировая экономика и международные отношения. -2003. - №11. - С. 3-16.
6. Бабаскин, С.Я. Менеджмент на рынке инноваций: учебно-методическое пособие / С.Я. Бабаскин, В.Г. Зинов. - М. : Монолит, 2002. - 260 с.
7. Информация о событиях в Государственной думе [Электронный ресурс]. -
http://www.duma.gov.ru/index.jsp?t=news/index2.
8. Экологическая ситуация в ЛПК: мифы и реалии // Лес и бизнес. - 2004. - №9. - С. 5.
9. Научные основы национальной лесной политики России и законодательное регулирование лесных отношений [Электронный ресурс]. -http://www.gov.rU/search/kmpage/80200027/publiks/les/oblivin./htm.
10. Макаревич, Л. Проблемы финансирования реального сектора: роль предприятий и государства / Л. Макаревич // Общество и экономика. - 2003. - №10. - С. 86-87.
11. Россия: экономическая конъюнктура. Информационно-аналитический сборник. -2005. - Вып. 1. - 309 с.
12. Рахаев, Б. Длинные хозяйственные цепи в национальном хозяйстве / Б. Рахаев, М. Кокова, Ев Ра Ха // Общество и экономика. - 2005. - №2. - С. 129.
13. Моисеев, Н.А. О национальной лесной политике России / Н.А. Моисеев // Информационный бюллетень. Москва, 2005, 5-8 октября. - С. 12.
14. Милюков, С.Г. Школа паркетного мастерства: образование за полгода и трудоустройство / С.Г. Милюков // Деревообрабатывающая промышленность. - 2003. - №6. - С. 13.
15. Николаев, М. Эволюция государственной экономической политики России / М. Николаев, М. Махотаева // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №5. -С. 69.
N.G. TSAP
FEATURES OF MODERN INVESTMENT PROCESSES IN FOREST SECTOR OF RUSSIA
The work considers the main problems of forest sector in Russian economy at the present time. Factors restraining the investment activity of enterprises are analyzed. Perspectives of investment in forest industrial complex are stressed.