Научная статья на тему 'Особенности современной системы трансграничной производственной кооперации'

Особенности современной системы трансграничной производственной кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЫНОК / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ / TRANSBOUNDARY INDUSTRIAL COOPERATION / TRANSBOUNDARY MARKET / TRANSBOUNDARY REGIONALISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сытник А. А.

Статья посвящена исследованию экономических отношений между субъектами трансграничных регионов, выявлению методов, инструментов современной трансграничной кооперации, а также факторов, влияющих на становление и развитие трансграничного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MODERN SYSTEM OF TRANSBOUNDARY INDUSTRIAL COOPERATION

The paper is devoted to the research of economic relations between transboundary regions. The author reveals methods, tools of modern transboundary cooperation as well as factors that affect establishment and development of transboundary market.

Текст научной работы на тему «Особенности современной системы трансграничной производственной кооперации»

тересы не только государства, но и инвесторов. В отличие от частной государственная корпорация подотчетна Правительству (своему учредителю). Ее аудитором является Счетная палата РФ. В ее дела может вмешивать -ся парламент (если государственная корпорация учреждена на основе отдельного закона). За ней присматривают регуляторы рынка. Со своей стороны ее изучают институциональные инвесторы с их мощными аналитическими службами, отдельные аналитики, мировые рейтинговые агентства и организаторы рынка. Наконец, в госкорпорациях присутствует внутренний контроль и аудит. Столь плотное кольцо наблюдателей и высокая прозрачность могут предотвратить масштабное нецелевое использование фондов госкорпораций.

Анализ законов, согласно которым учреждались государственные корпорации, показал, что для многих из них финалом их «государственной службы» будет являться приватизация, что свидетельствует об успешном государственном решении острых общественных проблем; другие госкорпорации сохранят свой статус, некоторые же их них после решения возложенных на них задач будут упразднены. Таким образом, государство принимает необходимые законы, учреждает государственные корпорации, наделяет их правами и стартовым капиталом, а когда госкорпорации доказывают свою жизнеспособность, оно продает их в частные руки

по справедливой рыночной цене. Бюджетные вложения при этом должны окупаться с лихвой.

Именно поэтому исследование государственных корпораций с точки зрения институциональной теории имеет большое значение. Этот своеобразный «гибридный» институт, совмещая в себе черты частной корпорации с поправкой на важнейшие функции государства, попадает в зависимость от предшествующего развития государства и экономики, что затрудняет его функционирование. При этом проявление ^эффекта колеи», возможно, будет иметь место и после приватизации госкорпораций, однако прогнозировать это с большой долей вероятности пока не представляется возможным.

1. Агапова И. Институциональная экономика: учеб. пособие. М.: Магистр, 2009.

2. Алехин Б., Захаров А. Государственные корпорации: облеченные властью и гибкие // Экономика России: XXI век. № 20.

3. Бабайцева И.К. Влияние новых технологий на роль государства в экономике // Вестник СГСЭУ. 2010. №5.

4. Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика. М.: Политиздат, 1979.

5. Каткова М.А. Устойчивость институциональной системы // Вестник СГСЭУ. 2010. №1.

6. Нуреев Р. Россия: особенности институционального развития. М.: Норма, 2009.

удк 334.73 А.А. Сытник

□ ППИГППППГП ПППГГЛГПППП ПППГГЛП

Статья посвящена исследованию экономических отношений между субъектами трансграничных регионов, выявлению методов, инструментов современной трансграничной кооперации, а также факторов, влияющих на становление и развитие трансграничного рынка.

Ключевые слова: трансграничная производственная кооперация, трансграничный рынок, трансграничный регионализм.

A.A. Sytnik

FEATURES OF MODERN SYSTEM OF TRANSBOUNDARY INDUSTRIAL COOPERATION

The paper is devoted to the research of economic relations between transboundary regions. The author reveals methods, tools of modern transboundary cooperation as well as factors that affect establishment and development of transboundary market.

Key words: transboundary industrial cooperation, transboundary market, transboundary regionalism.

В условиях глобализации общества усиливается процесс регионализации. Проявлением этого процесса вследствие снижения барьерной и возрастания контактной функции государственных границ становится не только усиление существовавшей ранее международной транснациональной регионализации, но и возникновение и последующее усиление трансграничной регионализации. Международная регионализация начинает охватывать все территориальные уровни взаимодействия субъектов (государств и их административно-территориальных и муниципальных образований, хозяйствующих

субъектов, некоммерческих организаций и пр.), расположенных по разные стороны государственных границ.

На мега- и макроуровне в результате взаимодействия государств при существенной роли транснациональных корпораций формируются международные транснациональные регионы [2]. На мезо- и микроуровне, как следствие взаимодействия административнотерриториальных образований государств, хозяйствующих субъектов, объектов социальной сферы, некоммерческих организаций, возникают и развиваются международные трансграничные регионы.

Регионообразующую роль для транснациональных регионов играют экономические и политические связи. Для трансграничных регионов повышенное значение имеют социальные связи, взаимодействие некоммерческих организаций и населения.

Связи между входящими в транснациональный регион странами являются более тесными по сравнению со связями этих стран с государствами, не входящими в состав региона. Но связи между субъектами разных стран, входящими в трансграничный регион, чаще всего не являются более тесными по сравнению со связями каждого из субъектов региона с другими аналогичными субъектами соответствующей страны. Этим трансграничные регионы отличаются от национальных регионов с их тесными внутренними связями, более существенными по сравнению со связями с субъектами других регионов. Однако внутренние связи в трансграничных регионах более тесны по сравнению с взаимными связями субъектов разных стран, которые не входят в состав трансграничного региона.

Активно развиваются политические (межрегиональные и межмуниципальные) взаимодействия. Тесные экономические взаимоотношения начинаются, как правило, с развития приграничной торговли и туризма и связаны с совершенствованием транспортной инфраструктуры (а на границах стран с визовым режимом □ с обустройством пограничных переходов и ослаблением визового режима).

Современными особенностями трансграничной производственной кооперации являются следующие:

1. В условиях глобализации неизбежно формируются международные регионы разных территориальных уровней с целью усиления конкурентоспособности приграничных территорий в глобальном экономическом, политическом, социальном пространстве.

2. Субъектами мировой трансграничной кооперации становятся не только государства, как ранее, но и их административно-территориальные и муниципальные образования, хозяйствующие субъекты, объекты социальной сферы, некоммерческие организации.

3. Мировая трансграничная кооперация развивается от стихийно формирующихся международных регионов по направлению к их целенаправленному созданию более мощными в экономическом и политическом отношении государствами.

4. Активной стороной мировой трансграничной кооперации выступают субъекты, принадлежащие экономически более развитым странам, поэтому они получают более значительные преимущества по сравнению с партнерами; однако и последние имеют значительные выгоды.

5. С развитием мировой трансграничной кооперации формируются и совершенствуются новые формы международной пространственной организации экономики, становящиеся ядрами формирующихся международных регионов разного уровня: на макроуровне □ большие регионы, треугольники роста, мегакоридоры, приморские трансграничные зоны; на мезоуровне □ скандинавские группировки, еврорегионы, коридоры развития; на микроуровне □ трансграничные промышленные дистрикты, полицентричные приграничные регионы-мосты.

6. Транснациональная и трансграничная кооперация способствует интенсификации процессов глобали-

зации общества, ослабляя барьерную и усиливая контактную функции границ.

7. Трансграничная кооперация ведет к углублению транснациональной регионализации, усиливая внутреннюю однородность экономических, политических, социальных, демографических пространств внутри транснациональных регионов, и интенсификации их внутренних связей.

8. Усиление регионализации в условиях глобализации обусловливает активизацию роли государства в формировании международных регионов: государство начинает содействовать развитию трансграничных связей и целенаправленно формировать международные трансграничные регионы.

9. Среди приграничных субъектов РФ выделяются сильно различающиеся типы регионов по их участию в международном сотрудничестве, среди которых особое место занимают существующие и перспективные регионы □ коридоры развития.

Можно выделить следующие методы и инструменты трансграничной кооперации [2]:

1) обследование компаний и организаций на предмет оценки их инновационного потенциала и потенциала трансграничной кооперации (сбор информации, анкетирование, количественные оценки, интегральные показатели);

2) кластерный анализ, проводимый в целях картирования и конструирования трансграничных кластеров;

3) картирование, профилирование и планирование новых трансграничных территориальных образований;

4) аналитические процедуры регионального бенчмаркетинга и прогнозирования, используемые для мониторинга сравнительного анализа, прогнозирования и принятия управленческих решений в процессе трансграничной кооперации;

5) онлайновые порталы и платформы с сильной аналитической составляющей;

6) информационно-аналитические бюллетени в бумажном и электронном виде, распространяемые среди участников трансграничной кооперации;

7) научно-методические и проектные семинары, проводимые в рамках картирования и конструирования новых трансграничных территориальных образований и кластеров;

8) бенчмаркинговые семинары по обмену знаниями и опытом, проводимые в рамках успешно функционирующих трансграничных территориальных образований и кластеров;

9) традиционные кластерные совещания;

10) вебометрическая рейтинговая оценка деятельности еврорегионов (полных и неполных членов Европейской ассоциации приграничных регионов);

11) вебометрическая рейтинговая оценка деятельности участников произвольного трансграничного территориального образования, проводимая в рамках определенного класса компаний или организаций.

Первые два аналитических инструмента (инновационные обследования и кластерный анализ) являются основными методологическими подходами при анализе национальных инновационных систем. Помимо известных инструментов кластерного анализа, учитывая специфику трансграничных кластеров, к ним можно добавить:

1) построение матриц взаимных потоков товаров (услуг, инвестиций, рабочей силы, технологий) между территориальными образованиями;

2) процедуру организации эффективных межрегиональных взаимодействий на основе идентификации и согласования региональных преимуществ и недостатков.

Экономический эффект синергии и более эффективная политика могут быть достигнуты путем устранения коммуникативных барьеров, возведенных национальными границами. Трансграничный регионализм обеспечен теоретически и политически, при этом трансграничная кооперация обсуждается на уровне программ и даже нормативов. Можно определить трансграничный регионализм как пространственно интегрированную форму политического сотрудничества и решения проблем, которая пересекает границы национальных административных практик и старается сформировать вопреки этим границам осознание связанности, взаимозависимости и общих интересов. Транснациональный регионализм вызван и желанием развивать новые, более гибкие и эффективные формы коллективных действий, поддержания мирного сосуществования и экономического развития.

Трансграничный рынок как любая экономическая система не может быть закрытым, поскольку есть общие трудовые ресурсы, проблемы, информация и т. п., на которые не влияет физическое наличие границы и которые требуют объединения усилий для решения возникающих при этом проблем [1].

Под трансграничным рынком следует понимать систему международных отношений, реализующуюся на региональном уровне и отличающуюся необходимостью и потенциальными возможностями более активного использования экономических ресурсов в рамках единого трансграничного региона. При этом наличие границы нивелируется совместным использованием ресурсов соседствующих государств.

Регионы формируются и развиваются в условиях воздействия разных факторов и процессов. Основным фактором является общественная деятельность людей □ как спонтанная, так и целеустремленная. Проявляется она в создании материально-технической базы (продукции, услуг, транспорта и коммуникаций) и сети поселений, которые формируют общественно-материальную основу трансграничного региона. Вся деятельность осуществляется в пределах двух глобальных процессов развития общества: дифференциации и интеграции. Оба этих процесса влияют на формирование и развитие трансграничного рынка, так как в результате полной дезинтеграции трансграничный рынок может исчезнуть.

Дифференциация заключается в спецификации деятельности, что приводит к делению старых и формированию новых систем [3]. В результате дифференциации увеличивается количество ресурсов и способов их использования; создаются новые системы ценностей

и институтов, которые способствуют интеграции ресурсов различных регионов.

Процессы дифференциации общества более всего обнаруживают себя в пространственной организации экономической, культурной и политической деятельности и в развитии экономических систем. Процессы дифференциации являются по своей сути главным фактором формирования региональных структур. Под их влиянием происходят изменения, формирующие региональный уровень функционирования рынка: уменьшение роли центральных органов управления, активизация общественных систем на субгосударственном уровне, повышение уровня специализации и взаимозависимости.

Интеграционные процессы формирования транс -граничного рынка происходят во всех видах деятельности (экономической, культурной, политической) и в экономической структуре. Процессы экономической интеграции охватывают обмен благ и факторов производства (труда, капитала и услуг) и создание общего рынка. Эти процессы являются существенным фактором формирования как территориального, так и трансграничного рынка, а именно: 1) субгосударственного выделения секторных систем экономической деятельности, характеризующихся определенной замкнутостью; 2) определения экономических интересов и потребностей людей, которые извлекают экономическую пользу из такого рода замкнутости; 3) укрепления сотрудничества и кооперации хозяйственной деятельности.

Процессы интеграции на трансграничных рынках включают деятельность, характеризующуюся как мобилизация общественных ресурсов, и их использование для достижения коллективных целей. На региональном уровне эта деятельность осуществляется через государственную администрацию и органы местного самоуправления, сеть общественных организаций, агентств и негосударственных структур, к которым и можно отнести еврорегионы. Такая деятельность является интеграционным фактором на рынке при условии, что она принята обществом, консолидирует его вокруг интеррегиональных целей и ослабляет внутренние конфликты. Процессы интеграции трансграничных рынков происходят через взаимодействие экономических сетей, которые создают полицентричный уклад их национальных ячеек, учитывая трансграничный характер региона. Радиус действия этих влияний определяет границы региона в пространственном аспекте.

1. Барашов Н.Г. Модернизация экономики России в контексте теории длинных волн // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29).

2. Барашов Н.Г, Митяева Н.В., Соколова О.Ю. Значение атрибутивных свойств экономической системы для ее развития // Вестник СГАУ им. Н.И. Вавилова. 2009. №9.

3. Московин В.М. Методы анализа и инструменты трансграничной кооперации // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №3 (96).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.