Научная статья на тему 'Особенности современной политической культуры российского общества'

Особенности современной политической культуры российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2881
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ДЕМОКРАТИЯ / POLITICAL CULTURE / POLITICAL VALUES / DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сосновская Лидия Павловна

Рассматриваются особенности современной политической культуры со всеми сложностями переходного периода от тоталитарной политической культуры к демократической культуре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific Features of Modern Political Culture of Russian Society

The present research considers specific features of modern political culture with all the complexities of transient period from totalitarian political culture to democratic culture.

Текст научной работы на тему «Особенности современной политической культуры российского общества»

ДИСКУРС ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Серия «Политология. Религиоведение»

2009. № 1 (3). С. 99-104 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского

государственного

университета

УДК 9(571.52)+39(571.52)

Особенности современной политической культуры российского общества

Л. П. Сосновская

Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск

Рассматриваются особенности современной политической культуры со всеми сложностями переходного периода от тоталитарной политической культуры к демократической культуре.

Ключевые слова: политическая культура, политические ценности, демократия.

Политическая культура отражает качественное состояние политической жизни, уровень ее демократизма, эффективность функционирования политической системы, способ деятельности людей в сфере политических отношений, а также уровень политической активности, степень компетентности граждан, учувствовавших в политической деятельности. Она представляет определенный тип поведения людей в сфере политики, сложившиеся механизмы и способы отношения к власти и ее реализации.

Развитие политической культуры в современной России представляет сложный процесс. В нем действуют как элементы традиционной, советской, так и современной политической культуры, ориентируемой на демократические ценности и демократические преобразования. Различно и участие населения в политической жизни страны. Одна его часть проявляет интерес к политике, но не стремится воздействовать на власть, считая, что от их участия в политической жизни ничего не изменится. Другая - пытается активно демонстрировать свои политические взгляды и отстаивать их, участвуя в работе общественных организаций, движений, политических партий.

Современная политическая культура России не только сложна по своему характеру, но и противоречива по направлениям развития, которые отличаются борьбой между традиционными и новыми представлениями о политических ценностях. Она чрезвычайно пестра и динамична. На формирование политической культуры России существенное влияние оказывают объективные факторы. Среди них можно выделить: громадные размеры территории; полиэтничность состава населения; наличие нескольких религиозных конфессий при доминирующем положении православия; особое геополитическое положение России, пограничное между Западом и Востоком; доминирование форм коллективного образа жизни; догоняющий тип модернизации общества.

Кроме того, длительное существование монархии в России, отсутствие буржуазно-демократического опыта, переход от монархии к тоталитаризму с его вождизмом определили во многом такие черты российской национальной политической культуры, как вера в харизматического лидера, страх перед властью, социально-политическая апатия, высокая степень идеологизации общества, подмена принципов согласия нетерпимостью, поиск «врагов», уравнительная ориентация. Исследователи политической культуры выделяют и другие ее особенности: неразвитость гражданского общества; признание приоритета государства; преобладание групповой справедливости над принципами индивидуальной свободы и нравственный характер требований к государству (нечестные политики презираются народом), недооценка и недоверие к правовым способам регуляции взаимоотношений, патриотизм, готовность к самопожертвованию ради общих интересов и защиты Родины.

Политическая реформа в России открыла двери для продвижения в общество ценностей либерально-демократического толка: прав и свобод человека, плюрализма, политической конкуренции, правового государства и др. Принятие новой Конституции Российской Федерации в 1993 г. изменило государственное устройство страны, но не могло привести к немедленному преобразованию ее политической культуры. Как показывает опыт истории, мало принять Конституцию, провозгласившую страну демократической республикой, установить демократическую политическую систему, надо еще, чтобы они жили в соответствующей атмосфере, которая создается политической культурой. Как отмечает Р. Инглхарт, демократию невозможно учредить с помощью институированных перемен или манипуляций правящей элиты, ее выживание в основном зависит от ценностных установок и убеждений простых граждан [2, с. 6]. Современная политическая культура еще не созрела настолько, чтобы эффективно справляться с трудностями, возникающими в условиях демократического режима. В нашей политической культуре еще не сложилась гармония между новым государственным устройством и другими компонентами политической жизни общества. Демократическая система формально существует, но существует в атмосфере политической культуры, во многом сохранившей черты тоталитарной эпохи. Органы государственной власти и управления действуют несогласованно, бюрократический аппарат плохо контролируется как сверху, так и снизу. Смена лиц в верхних эшелонах власти - в правительстве, аппарате президента - происходит вследствие закулисных интриг. Популистские обещания, коррупция, «подковерные» политические игры и межпартийная «грызня», злоупотребление властью, пренебрежение к нормам нравственности, сращивание части политической элиты с криминальным миром - все это не прибавляет авторитета власти и демократии.

Характер политической культуры определяют ценности, утвердившиеся в собственном сознании. Современное же состояние системы ценностей российской политической культуры характеризуется расколом. Выделяется три относительно самостоятельных группы политических ценностей в российском обществе. Во-первых, традиционные ценности (патриотизм, держав-

ность, коллективизм, почитание отечественной истории и др.); во-вторых, сформированные в советский период (интернационализм, приоритет общенародных, общегосударственных интересов, государственные гарантии социальной защищенности, исторический оптимизм, комплекс сверхдержавы); в-третьих, западные постиндустриальные ценности (права и свободы человека, гуманизм, инновационность, толерантность, индивидуализм и др.) [3, с. 79].

Предпочтение постиндустриальным политическим ценностям западного толка отдают элитарные и близкие к ним социальные группы. В массовых же слоях преобладают ценности, сформировавшиеся в советский период (патернализм, упование на государство, предоставление инициативы «верхам» и пр.). Ту же разницу можно наблюдать и между возрастными субкультурами: молодежь значительно активнее осваивает современные ценности политической культуры, чем старшее поколение россиян. Состояние разобщенности ценностей всегда дискомфортно для общества. Резкое изменение политической культуры, смена принятых в обществе ценностей и норм поведения неизбежно приводят к деморализации, росту преступности, криминализации общества. Кроме того, модернизация неизбежно порождает кризис политической культуры, кризис идентичности, который выражается в утрате ценностей и норм, образцов, дававших людям возможность ощущать свою принадлежность к обществу и государству. В этих условиях поиск новой идентичности осуществляется на базе этнических, конфессиональных и иных субкультур. Для многих из этих субкультур характерен этноцентризм, т. е. признание в качестве высшей ценности своего этноса, этнонациональной государственности, а общероссийская государственность в таких субкультурах отодвигается на второй план, или же вообще отрицается. Такая расколотость, внутренняя противоречивость постсоветской политической культуры не может быть основой стабильного развития общества, государства, сохранения их единства и целостности.

Несмотря на масштабность перемен в политической жизни страны, постсоветская Россия до сих пор характеризуется многими российскими и зарубежными исследователями как общество «переходного типа», перспективы эволюции которого в направлении демократии представляются весьма неопределенными. При этом в числе главных препятствий в развитии демократии в России все чаще называют не только власть, но и само общество, которое все больше и больше разочаровывается в демократии. Однако исследования последних лет свидетельствуют о том, что ситуация с демократическими ценностями выглядит не столь однозначной и безвыходной, как это иногда представляется. Во-первых, нужно отметить, что большие надежды, возлагаемые на демократизацию общества, обычно сменяются разочарованиями. И это объяснимо. Влияние демократических институтов ограничено. Демократия является альтернативой любой тирании, тоталитаризму, административно-командной системе, но она не гарантирует эффективности, хорошего правительства, сильной власти, высокой организованности. Демократические институты и традиции не гарантируют решения социальных, экономических проблем, но дают больше шансов для их решения гуманными спо-

собами. Во-вторых, до сих пор значительное число россиян сохраняют приверженность демократическим ценностям и институтам, запрос на которые сформировался в конце 80 - начале 90-х гг.: выборности органов власти, свободе слова и печати, свободе передвижения, свободе предпринимательской деятельности.

Об эволюции политической культуры свидетельствует значительное обновление таких ее структурных компонентов, как навыки, ориентации, методы политического действия. Происходит постепенное принятие политического плюрализма как необходимого качества демократического процесса, его восприятия как важной гарантии необратимости демократических преобразований. Налицо значительная дифференциация и открытое выражение различных политических ориентаций и предпочтений. Растет понимание значения личной ответственности, стремление к самостоятельности в оценках и принятии решений относительно социальных и политических проблем. У россиян сегодня нет особых проблем с пониманием того, что есть демократия. Как свидетельствуют данные социологических опросов, в том числе и международных, «народы в большинстве посткоммунистических государств начали осваивать демократию, поддерживая демократические принципы сильнее, чем ожидалось» [1, с. 333].

По данным рабочей группы Института социологии РАН, уровень доверия российских граждан к государственным и общественным институтам оценивается следующим образом (см. табл.) [4, с. 99]:

Таблица

Динамика уровня доверия россиян к государственным и общественным институтам, 1998-2007 гг. (в % от числа опрошенных)

1998 2001 2004 2007

Президент России 18 80 84 86

Правительство 15 40 46 52

Г осударственная Дума 15 18 28 32

Совет Федерации 23 35 35 38

Политические партии 11 8 13 16

Милиция и органы МВД 14 21 16 29

Пресса 47 40 35 48

Телевидение 44 47 45 68

Российская армия 45 68 57 68

Профсоюзы 32 33 36 31

Судебная система 16 20 30 39

Церковь 69 54 69 64

Приведенные данные свидетельствуют о том, что наиболее значительные для функционирования современной демократии институты как раз вызывают у россиян наименьшую степень доверия. Главная причина такого положения - это неоправдавшиеся ожидания. Народ связывал приход демократии с повышением своего благосостояния, но этого не произошло. Наиболее высокое доверие оказывается президенту (86 %), правительству (52 %), ар-

мии (56 %), церкви (64 %) [4, с. 99]. Мнение российских граждан о том, насколько Россия продвинулась за годы, прошедшие после распада СССР, в деле строительства демократии, выглядит следующим образом. Только 5 % россиян ответили, что Россия уже стала демократической страной, 29 % считают, что Россия приближается к демократическому государству, 43 % российских респондентов ответили, что Россия пока далека от демократии, а 5 % россиян считают, что Россия еще не стала демократическим государством [4, с. 103]. В то же время важными для россиян в современном российском обществе являются: выборность органов власти (70 %); свобода слова и СМИ (70 %); свобода предпринимательства (58 %); наличие представительных органов (50 %); многопартийность (36 %) [4, с. 94]. Абсолютным атрибутом демократии россияне считают равенство всех граждан (74 %), независимость суда (46 %). Планка оценок понижается при рассмотрении таких важных составляющих демократии, как избрание президента народом (36 %), свободные выборы власти (34 %), свобода печати (30 %), участие граждан в референдуме по важнейшим для страны вопросам (19 %), наличие частной собственности (16 %), наличие оппозиции, контролирующей президента и правительство (15 %) [4, с. 96].

Позитивное отношение россиян в целом к демократическим ценностям сочетается со скептическим отношением к ее инструментальным возможностям. У большинства россиян демократические ценности не трансформируются в поведенческие установки. Низок процент участия граждан в различных общественных организациях, избирательных компаниях, нет доверия к представительным органам власти. Тревогу россиян вызывает усилившееся политическое и экономическое неравенство людей.

Таким образом, политическая культура современной России является культурой «смешанного типа». Она находится на переходном этапе от тоталитарной к демократической культуре. Несмотря на то, что переход от одного типа к другому - это длительный процесс и идет он не без зигзагов, полного отрицания демократических ценностей не прослеживается. Россияне, принимая западные демократические ценности, не спешат проникаться доверием к тем политическим институтам, в которых эти ценности воплощаются.

Литература

1. Далтон Дж. Сравнительная политология: микроповеденческий аспект // Политическая наука: новые направления. - М., 1999. - С. 333.

2. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. - 1997. - № 4. - С. 6.

3. Пуляев В. Т. Социальные ценности в российской национальногосударственной идеологии / В. Т. Пуляев, Н. В. Шеляпин // Социальногуманитарные знания. - 2001. - № 5. - С. 79.

4. Российская идентичность в социологическом измерении / рабочая группа Ин-та социологии РАН // Полис. - 2008. - № 2. - С. 94.

Specific Features of Modern Political Culture of Russian Society

L. P. Sosnovskaya

The present research considers specific features of modern political culture with all the complexities of transient period from totalitarian political culture to democratic culture. Keywords: political culture, political values, democracy.

Key words: political culture, political values, democracy.

Сосновская Лидия Павловна - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и культурологии Иркутского государственного медицинского университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.