Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1138
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ / ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаповалов А.А., Гераськин В.П.

Статья посвящена становлению и развитию налоговой системы РФ. Рассмотрены основные начала формирования налоговой системы и отличительные особенности налоговой системы РФ, а также вопросы определения налога и подходов к его пониманию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ»

Рассматривая управление проектной командой в рамках стандарта IPMA ICB, следует обратить внимание на требования сертификации руководителей проектов, которые делятся на следующие категории: «А», «В», «С», «D», где наивысший результат оценивания - «A» или «Директор проектов» - ключевая обязанность -необходимая подготовка проектной команды. Так же ответственны за данный процесс и руководители «B» или «Управляющий проектом»

[5].

Говоря о рассмотрении управления проектной командой в рамках стандарта ISO 9004-1-94, следует обратить внимание на 18 раздел стандарта - «Кадры», в соответствии с которым рекомендовано уделять особое внимание подбору и отбору кадров, а также их квалификации и подготовке для проектов. В рамках подготовки необходимо достичь полного и необходимого понимания кадров проекта системы проектного управления и качества проекта. Необходимо документальное подтверждение квалификации кадров проекта. Согласно требованиям стандарта, руководителю проекта следует уделить должное внимание стимулированию специалистов проекта

[6].

Требования стандарта OPM3 в рамках управления проектной командой рекомендуют руководителям проектов обращать внимание на формирование эффектных команд, а также на социально-психологический климат в данных командах, эффективное управление конфликтами и ведение переговоров [7].

Таким образом, важнейшим инновационным ресурсом развития организации является проектная команда, управление действиями которой осуществляется в соответствии с рассмотренными выше стандартами.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алиева Т.М. Особенности организации командной работы в проекте. Материалы Всероссийской научной конференции V Сперанские чтения «Актуальные проблемы управления: история и современность», Москва, 29 марта 2018 г. М., РГГУ. 2018. С.204-231.

2. Абаев А.Л., Маслевич Т.П., Минаева Н.Л. Исследование особенностей должностного лидерства в командной работе: портрет современного руководителя проекта // Вестник РГГУ. Серия Экономика. Управление. Право. №1. 2019. С.19 - 29

3. Архипова Н.И., Кубышкин В.А., Поморцева И.М. Проектные решения в кадровом менеджменте. учебное пособие. Москва, РГГУ, 2016, 201 с.

4. Project Management Job Growth and Talent Gap Report 2017—2027 // PMI: [Web source] / Project Management Institute. Cop. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pmi.org/learning/careers/job-growth (дата обращения: 15.10.2020)

5. Требования IPMA к компетентности профессионалов в управлении проектами, программами и портфелями. 4-я версия. [Электронный ресурс]. https://sovnet.ru/media/Main/Publication/2020-08-05/ГСB%204_0o/o20русский.pdf (дата обращения 27.11.2020)

6. ИСО 9004-1-94 Управление качеством и элементы системы качества. Часть 1. Руководящие указания [Электронный ресурс]. http://www.gosthelp.ru/text/ISO9004194Upravlenieka che.html (дата обращения 15.10.2020)

6. Organizational Project Management Maturity Model (OPM3®) - Third Edition. [Электронный ресурс].

https://pmpractice.ru/knowledgebase/normative/projec tstandarts/opm3/ (дата обращения 22.11.2020)

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.

Шаповалов А.А.

кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственно правового регулирования экономики и кадровой политики Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Гераськин В.П. студент 1 курса с Б1-МЕНЕЖэ-11группы Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена становлению и развитию налоговой системы РФ. Рассмотрены основные начала формирования налоговой системы и отличительные особенности налоговой системы РФ, а также вопросы определения налога и подходов к его пониманию.

Ключевые слова: налог, налоговая система РФ, принципы налоговой системы, налоговое законодательство, этапы формирования налоговой системы, особенности налоговой системы.

Прежде, чем обратиться непосредственно к теме, стоит сформулировать и ввести понимание налога и налогового законодательства. Понятие налога трансформировалось на протяжении всей истории появления и развития государственной теории. Понятие государства и налога неразрывны по своей сути, так как налог является основным источником содержания государственного аппарата и методом государственного воздействия на экономическую жизнь страны. Так, при рассмотрении понятия налога мы сталкиваемся с различными его сторонами, а именно с экономическим и правовым содержанием налоговой системы. По разному представлению ученых-экономистов налогообложение имело разные подходы к методам функционирования, что напрямую отражалось на его правовом содержании. В связи с экономическим прогрессом общества взгляды на сущность налогов менялись. Основоположником теоретического понимания налогов считается Уильям Петти5, он считал, что налогообложение должно быть

пропорциональным, так как это обеспечивает нейтральность системы к разным по величине доходам. Ш. Монтескье и Ж. Руссо6 была разработана и введена теория «общественного договора»7, согласно которой, налог является договорной платой гражданина государству за обеспечение их безопасности и имущественной неприкосновенности. На основании этой теории позже возникла теория «обмена»8, которая представляла налог как покупку гражданами у государства услуг по оказанию правовой и военной защиты. Классическая теория налога была выдвинута экономистами А. Смитом9 и Д. Рикардо10. Они рассматривали налог как основной вид государственного дохода, который должен покрывать расходы на содержание и функционирования правительства,

правоохранительных органов и других немаловажных государственных структур. Данная теория является наиболее научной и наиболее правильной в отражении задач и целей налоговой

системы. Данная теория выдвинула и обосновала основные принципы налогообложения, которые впоследствии стали основными статьями налогового законодательства некоторых стран. По аналогии с другими государственными системами налоговая система так же проходит долгий исторический процесс формирования в определенном государстве: это делает ее уникальной и характеризующейся своими особенными чертами.

Основная особенность налоговой системы в современной России заключается в ее становлении и формировании после кардинального перехода от одной экономической системы к другой. До начала перестройки в условиях огромного преобладания в экономике государственного сектора в СССР фактически отсутствовала налоговая система, хотя присутствовали некоторые ее элементы. Налоги были установлены исключительно для личных доходов граждан. Все другие формы платежей государственных предприятий в бюджет налогами по своей экономической сути не являлись. Это было связанно с тем, что предприятия не имели экономической самостоятельности и

взаимоотношения с государством носили индивидуальный характер. Но с переходом от командно-административной экономической

системы на рыночную правительство столкнулось с задачей формирования нового государственного органа, призванного контролировать деятельность частных экономических агентов. Так в развитии налоговой системы РФ можно выделить несколько этапов.

Первый этап - «становление» (начался в 80-х гг), характеризующийся образованием форм собственности, отличных от государственной, и связанным с изменением экономического строя общества. В 1990 году был принят закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций»11, фактически данный закон являлся началом формирования налоговой системы в России. С 1 января 1992 г. вступил в силу закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»12,

5 Петти Уильям «Трактат о налогах и сборах» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://seinst.ru/files/vehi_6_006_petty_traktat-o-nalogah.pdf (дата обращения:16.12.2020).

6 Жан-Жак Руссо «Трактат об общественном договоре»// [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/RUSSO/prawo.txt (дата обращения: 16.12.2020).

7 Монтескье Шарль Луи «О духе законов» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye_O%20 dukhe.pdf (дата обращения: 16.12.2020).

8 Одной из самых первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на

возмездном характере налогообложения. ... Данная теория признает, что налог есть результат договора

между гражданами и государством, согласно

которому подданный вносит государству плату за

охрану, защиту и иные услуги.

9 Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»// [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/smit/ smit_1.pdf (дата обращения:16.12.2020).

10 Давид Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения» // [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.library.fa.ru/files/Rikardo 1 .pdf (дата обращения:16.12.2020).

11 Федеральный закон от 14.06.1990 № 1560-1 «О налогах с предприятий, объединений и организаций» [Электронный ресурс]// Консультант Плюс. - Режим доступа: http: http://www.consultant.ru

12Федеральный закон от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [Электронный ресурс] (последняя

который уже устанавливал конкретные виды налогов и их иерархию. Эти законы были призваны контролировать бурно развивающиеся рыночные отношения на территории РФ. В данных нормативных актах были представлены основные принципы системы налогов, такие как:

• Равенство всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов;

• Разграничение прав по введению и взиманию налогов между разными уровнями власти;

• Однократность налогообложения;

• Приоритет норм, установленных налоговым законодательством;

• Установление прав и обязанностей налогоплательщиков.

Но сформировавшаяся система имела много недостатков, главным из которых являлась несвязанность принципов налогообложения. Также развивающаяся экономика показала

несоответствие реальной экономической ситуации страны.

Вторым этапом становления российской системы налогообложения стал этап, названный «неустойчивое налогообложения». Данный период в основном характеризуется очень частым внесением поправок и изменений в налоговое законодательство. Это было связано с несовершенством существующий системы и стремительным развитием свободных

экономических отношений в стране. Нужно отметить, что данные изменения затрагивали лишь частные случаи и отдельные положения в налоговом законодательстве, при этом не изменялись основные положения и принципы. Важно заметить, что не все внесенные изменения являлись обоснованными, а главное эффективными. Так в 1993 году поправка, которая предоставляла право региональным органам вводить неограниченное количество новых налогов, нарушала основной принцип - принцип единства. Таким образом, сложившаяся система налогов из-за несовершенности отдельных компонентов препятствовала экономическому развитию страны. Также налоги стали все меньше выполнять функцию регулятора экономических отношений по причине большого числа «лазеек» в налоговом законодательстве, позволяющих

уклоняться от сборов. Так встал острый вопрос о реформировании налоговой политики.

Следующим стал этап «подготовки налоговой реформы». С 1996 года резко стали сокращаться налоговые льготы исключительного характера, отменялись налоги, которые противоречили основам налоговой системы, упразднилось право региональных и местных органов на ввод неограниченного числа налогов и сборов. Одновременно с этим подготавливался Налоговый кодекс Российской Федерации.

Так к 1999 году в России вступила в действие первая (общая) часть НК РФ13. Она отражала основные важнейшие положения налоговой системы России. Особенностью введенной системы являлась универсальность, содержание НК разграничила налоговые полномочий субъектов РФ, структурировала налоги и сборы, указывала порядок введения и отмены тех или иных налогов. Общая часть регламентировала весь комплекс взаимоотношения государства с

налогоплательщиками и их агентами. Также в 2001 году была введена специальная часть НК. Она регламентировала частные вопросы по применению налогов. Так, установленный перечень налогов является не только обязательным, но и необходимым для функционирования экономической системы в государстве.

До введения объединенной налоговой системы в РФ существовало деление региональных и местных налогов на обязательные и необязательные. Следствием из этого разделения стало то, что из установленных 23 видов местных налогов 20 из них не были обязательны и не применялись. Это приводило к разобщению и несогласованности работы налоговой системы, разрушение единых принципов системы налогов. Таким образом, введение в налоговый кодекс положения, устанавливающего закрытый круг региональных и местных налогов, имело принципиальный и необходимый характер для четкого функционирования системы.

Таким образом, налоговая система России прошла сложный путь преобразования и развития. В настоящее время по своей структуре, принципам и методам действия налоговая система РФ соответствует основным требованиям рыночной экономической системы. Одновременно с этим система установленных и действующих налогов в Российской Федерации отражает особенности национальной экономики.

редакция) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http: http://www.consultant.ru

13 Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 146-ФЗ :

(ред. от 15.02.2016 № 32-Ф3, от 05.04.2016 № 101-ФЗ, от 05.04.2016 № 102-ФЗ, от 26.04.2016 № 110-ФЗ, // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.