Научная статья на тему 'Налоговая система Российской Федерации: необходимые изменения для роста Российской экономики'

Налоговая система Российской Федерации: необходимые изменения для роста Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
TAXES / TAX SYSTEM / FUNCTIONS OF TAXATION / EFFICIENCY / НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ФУНКЦИИ НАЛОГА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Столбун Дарья Максимовна

Налоговая система представляет собой важнейший государственный инструмент по стимулированию экономического развития и социального прогресса в стране. В статье рассматриваются недостатки российской налоговой системы, устранение которых окажет положительное влияние на экономическую систему РФ.The tax system is one of the most important government tools to stimulate an economic development and a social progress in the country. The article focuses on disadvantages of Russian tax system, whose elimination may have a positive influence on the Russian economic system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговая система Российской Федерации: необходимые изменения для роста Российской экономики»

УДК 33

Экономические науки

Столбун Дарья Максимовна, студентка 2-го курса финансово-экономического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва, Россия

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

НЕОБХОДИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ РОСТА РОССИЙСКОЙ

ЭКОНОМИКИ

Аннотация: Налоговая система представляет собой важнейший государственный инструмент по стимулированию экономического развития и социального прогресса в стране. В статье рассматриваются недостатки российской налоговой системы, устранение которых окажет положительное влияние на экономическую систему РФ.

Ключевые слова: налоги; налоговая система; функции налога; эффективность.

Annotation: The tax system is one of the most important government tools to stimulate an economic development and a social progress in the country. The article focuses on disadvantages of Russian tax system, whose elimination may have a positive influence on the Russian economic system.

Keywords: taxes, tax system, functions of taxation, efficiency.

В современных реалиях налоги представляют собой неотъемлемый элемент хозяйственной жизни общества. Налоги - один из древнейших экономических инструментов, появление, которого относят ко времени становления и развития государственности и института власти для содержания органов государственной власти и материального обеспечения их

эффективного функционирования. В современном аспекте налоги можно охарактеризовать не только лишь как денежные отношения, но и как совокупность финансовых отношений, возникающих в процессе перераспределения доходов, непосредственно направленных на решение ряда задач общегосударственного значения.

Согласно действующему Налоговому Кодексу РФ, налог представляет собой: «обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств» [2]. Стоит отметить, что на сегодняшний день уплата налогов, главной целью которых является финансовое обеспечение функционирования государства и (или) муниципальных образований, имеет определенную периодичность и является обязанностью граждан РФ [1].

Так, сущность налогообложения заключается во взимании государством части ВВП в виде обязательного взноса в пользу общества у различных налогоплательщиков (физические лица, юридические лица) для формирования бюджета РФ [5]. Распределение доходов бюджета Российской Федерации осуществляется в следующих направлениях: социальная политика, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, обслуживание государственного долга, здравоохранение, образование, охрана окружающей среды и иные.

При изучении роли налогов необходимо обратиться к непосредственному рассмотрению их функций. На сегодняшний день среди экономистов не сформировано единое мнение по данному вопросу. Наиболее распространёнными являются следующие: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная, поощрительная и другие, которые направлены на решение обширного круга государственных задач [9].

Налоги имеют опосредованное влияние на экономику, для которого требуется определенное время. Реализация данного влияния происходит, как

упоминалось ранее, за счет распределения и перераспределения части внутреннего валового продукта государством. Объектом регулирования государства являются не только отношения по взиманию налоговых обязательств, но и ряд иных ситуаций в отношении налогообложения. Так, государство регулирует процесс ускорения накопления капитала в приоритетных отраслях, непосредственно связанных с внедрением и дальнейшим развитием научно-технического прогресса, а также в малорентабельных сферах, имеющих социальную значимость. В современных условиях налоги применяются в качестве инструмента борьбы с экономическими циклами, происходящими в государстве, а также рядом специалистов отмечается их влияние на инвестиционную активность. Существующее на сегодняшний день разнообразие видов и форм налогов позволяет не только охватывать большее количество сторон хозяйственной деятельности, но и элиминировать влияние налогового пресса за счет государственного распределения и перераспределения доходов.

Следственно, сегодня налог представляет собой важный элемент финансовой и экономической политики государства, устанавливающий стимулирование предпринимательского сектора.

Перейдем к рассмотрению функционирования налоговой системы Российской Федерации в целом, благодаря которой осуществляется регулирование порядка и количества установленных налогов, определяются субъекты и действующая налоговая база, а также с помощью которой государство осуществляет управление финансовыми потоками в государстве для решения важнейших задач.

В действующем законодательстве не содержится определения налоговой системы, однако согласно действующему ранее ФЗ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» под налоговой системой понимается: «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке» [3].

В современных условиях стабильная и устойчивая налоговая система является одной из наиважнейших задач, стоящих перед государством. Система налогообложения призвана выполнять стимулирующую роль, способствуя устранению диспропорций в экономике, оказывать положительное влияние на экономическую деятельность предприятий, а также способствовать увеличению доли малых и средних предприятий в формировании доходов бюджетов путем предоставления им определенных преференций на первоначальном этапе их становления и развития. Эффективный и устойчивый институт налогообложения - это проводник государственных интересов, а также прямой результат проводимой национальной политики.

Динамика поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации за период с 2014 по 2018 гг. (включительно) представлена в таблице 1 [4].

Таблица 1. Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации,

млрд руб. за 2014-2018 гг.

2014 2015 2016 2017 2018

1. Доходы, всего 26766,1 26922 28181,5 31046,7 37320,3

1.1. Нефтегазовые доходы 7433,8 5862,7 4844 5971,9 9017,8

1.2. Ненефтегазовые доходы 19332,3 21059,4 23337,5 25074,8 28302,5

1.2.1. НДС 3931,7 4234 4571,3 5137,6 6017

1.2.2. Акцизы 1072,2 1068,4 1356 1521,3 1598,5

1.2.3. Налог на прибыль 2375,3 2599 2770,3 3290,1 4100,2

1.2.4. Налог на доходы физ.лиц 2702,6 2807,8 3018,5 3252,3 3654,2

1.2.5. Ввозные пошлины 652,5 565,2 563,9 588,5 673

1.2.6. Страховы взносы на обязательное социальное страхование 5035,7 5636,3 6326 6784 7476,9

1.2.7. Прочие 3562,2 4148,8 4731,5 4501 7896,3

Источник: таблица составлена автором по данным Минфина России. Источник:

https://www.minfin.ru/ru/.

Проанализировав таблицу 1, можно заметить, что с 2014 по 2018 гг. наблюдается положительная динамика доходов консолидированного бюджета, что достигается как за счет роста нефтегазовых доходов, так и ненефетегазовых, которые включают в себя НДС, акцизы и ряд других налоговых и неналоговых поступлений.

Так, можно отметить, что в общей сумме ненефтегазовых доходов в консолидированном бюджете в 2018 гг. доля налоговых поступлений составила 56,7%, из которых: доля НДС - 21,3%; доля акцизов - 5, 6%; доля налога на прибыль - 14,5%; доля налога на доходы физ. лиц - 12,9%; доля ввозных пошлин - 2,4%.

Для современной российской налоговой системы характерен ряд серьезных недостатков, которые оказывают негативное влияние не только на текущее ее функционирование, но способны повлиять и на дальнейшее. Можно выделить следующие:

1. Современная российская налоговая система носит преимущественно фискальный характер, что значительно затрудняет функционирование и реализацию на практике таких важных функций налогообложения, как стимулирующая и регулирующая [8].

2. Низкий контроль над сбором налогов, что выражается в значительном сокрытии доходов, размер которых по разным оценкам составляет примерно 30-50% недополученных налоговых платежей; значительная доля теневого сектора экономики [6].

3. Рост неэффективности существующих налоговых льгот. Так, специалисты отмечают, что сегодня необходимо сократить бюджетные льготы, которые приводят к недополучению государственных доходов. К ним относятся: налог на прибыль, НДС, вычет при покупке жилья.

4. Противоречивость и запутанность нормативно-правовых документов в сфере налогообложения, что не только затрудняет их понимание,

но и оказывает прямое влияние на постоянно допускаемые ошибки при расчете налоговых платежей [6].

5. Наличие двойственности налогообложения, что подтверждается обложением НДС следующих налогов: прямых налогов, страховых взносов, прибыли и ряд других.

6. Ежегодное увеличение удельного веса косвенных налогов, что отражает фискальную направленность существующей налоговой системы, и может стать фактором, оказывающим влияние на снижение покупательского спроса, а также на рост инфляции при увеличении денежной массы в обращении, направленной на покрытие возрастающих косвенных налогов.

7. Действующая налоговая система с трудом выполняет свою функцию в части влияния на эффективное функционирование экономики, рост экономического развития, что можно доказать, проанализировав статистические данные о доходах и расходах консолидированного бюджета Российской Федерации за последнее время.

Таблица 2. Доходы и расходы консолидированного бюджета Российской Федерации, млрд. руб. за

2014-2018 гг.

2014 2015 2016 2017 2018

Доходы, млрд.руб. 26766,1 26922,0 28181,5 31046,7 37320,3

Расходы, млрд.руб. 27611,7 29741,5 31323,7 32395,7 34284,7

Профицит (дефицит), млрд.руб. -845,6 -2819,5 -3142,2 -1349,0 3035,6

Источник: таблица составлена автором по данным Минфина России. Источник:

https://www.minfin.ru/ru/.

Проанализировав таблицу 2, где представлена динамика доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации за 2014-2018 гг. можно заметить, что консолидированный бюджет в период с 2014 по 2017 гг. имел дефицит, и только лишь в 2018 гг. наблюдается профицит, который составил 3035,6 млрд. руб. [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день российская налоговая система имеет ряд серьёзных недостатков, упомянутых выше, для решения которых можно применить следующие меры:

1. Предоставить возможность финансовым органам РФ издавать дополнительные нормативно-правовые акты в области функционирования налоговой системы, если существующей информации недостаточно, или требуется ее детализация [7].

2. Уделять особое внимание не только историческому и научному опыту при выстраивании функционирования системы налогового администрирования, но и современным изменениям внутренней и внешней среды, оказывающим влияние на формирование экономических и социальных отношений в обществе.

3. Постоянное повышение уровня профессионализма сотрудников налоговых органов, разработка и реализация различных государственных программ, направленных на повышение налоговой культуры.

4. Основной задачей деятельности налоговых органов должна являться проверка исполнения налогового обязательства, а не направленность на исполнение планов, полученных ими свыше.

Как отмечалось ранее, функционирование налоговой системы оказывает огромное влияние на экономическую ситуацию в государстве. На сегодняшний день в Российской Федерации эффективного функционирования налоговой системы можно достичь за счет элиминирования существующих недостатков, а также посредством обеспечения согласованного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, поставленными при проведении государственной экономической политики.

Статья выполнена под научным руководством доктора экономических наук, профессора Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Николайчук Ольги Алексеевны.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]:

принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗЗО декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 -ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.02.2020).

2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 146-ФЗ : (ред. от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 05.04.2016 N 101-ФЗ, от 05.04.2016 N 102-ФЗ, от 26.04.2016 N 110-ФЗ) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.02.2020).

3. Федеральный закон от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»: (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.02.2020).

4. Министерство финансов Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 20.02.2020).

5. Николайчук, О.А. Микроэкономика и макроэкономика: краткий курс : учебное пособие / Николайчук О.А. — Москва : КноРус, 2019. — 255 с. — (бакалавриат). — ISBN 978-5-406-06818-2. — URL: https://book.ru/book/931347 (дата обращения: 20.02.2020). — Текст : электронный.

6. Глущенко Я. С., Егорова М. С. Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 72-74. — URL https://moluch.ru/archive/91/20119/ (дата обращения: 28.03.2020).

7. Баташева Ф. А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 436-438. — URL https://moluch.ru/archive/97/21802/ (дата обращения: 28.03.2020).

8. Подобай Н.В., Подобай В.А. Проблемы налогообложения в России // Вестник ФГОУ ВПО Брянская ГСХА. 2018. №6 (70). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-nalogooblozheniya-v-rossii-1 (дата обращения: 28.03.2020).

9. Витязева Татьяна Александровна, Абдуллаева Камила Натиковна Налоговая система Российской Федерации и пути ее совершенствования // Молодой исследователь Дона. 2018. №1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-sistema-rossiyskoy-federatsii-i-puti-ee-sovershenstvovaniya (дата обращения: 28.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.