Научная статья на тему 'Роль налога на добычу полезных ископаемых в бюджетной системе Российской редерации'

Роль налога на добычу полезных ископаемых в бюджетной системе Российской редерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1941
598
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД / TAX ON MINING / NATURAL RESOURCES / THE TAX ON THE ADDITIONAL INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агузарова Фатима Савкуевна

На основе проведенного анализа автор выявляет актуальные проблемы, имеющиеся в российской налоговой практике в настоящее время. В работе подчеркивается, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является важным элементом системы налогообложения природных ресурсов. Отмечается, что Российская Федерация обладает масштабными природно-минеральными богатствами, и поэтому задачи налоговой политики государства формируются c учетом состояния природно-ресурсного компонента. Исследователем выявлены отдельные проблемы в отношении таких элементов налога на добычу полезных ископаемых, как объект налогообложения, налоговые льготы. В качестве рекомендаций предлагается создание стимулов для освоения новых месторождений, характеризующихся более значительными затратами, сложными геологическими условиями. Обозначенные трудности предлагается решать, рассматривая каждый случай отдельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research article examines the role of the tax on extraction of mineral resources in system of incomes of budgets of the budgetary system of Russia. Based on the conducted analysis, author identifies actual problems existing in the Russian tax practice at the present time. The article emphasizes that the tax on extraction of mineral resources is an important element of the tax system and the taxation system of natural resources. In addition, the Russian Federation has huge natural and mineral resources and therefore the tasks of the tax policy of the state are formed depending on the modern state of natural-resource component. We identify some problems relating to these elements of the tax on extraction of mineral resources as an object of taxation and tax benefits. As recommendations, we propose the creation of incentives for acquiring new deposits, characterized by more significant costs, complex geological conditions. The designated problem is offered to solve in private, individually.

Текст научной работы на тему «Роль налога на добычу полезных ископаемых в бюджетной системе Российской редерации»

ФИНАНСЫ, НАЛОГИ, УЧЕТ

Ф.С. Агузарова

УДК: 336.22

Роль налога на добычу полезных ископаемых в бюджетной системе Российской Федерации

На основе проведенного анализа автор выявляет актуальные проблемы, имеющиеся в российской налоговой практике в настоящее время. В работе подчеркивается, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является важным элементом системы налогообложения природных ресурсов. Отмечается, что Российская Федерация обладает масштабными природно-минеральными богатствами, и поэтому задачи налоговой политики государства формируются с учетом состояния природно-ресурсного компонента. Исследователем выявлены отдельные проблемы в отношении таких элементов налога на добычу полезных ископаемых, как объект налогообложения, налоговые льготы. В качестве рекомендаций предлагается создание стимулов для освоения новых месторождений, характеризующихся более значительными затратами, сложными геологическими условиями. Обозначенные трудности предлагается решать, рассматривая каждый случай отдельно.

Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых, природные ресурсы, налог на дополнительный доход

Налог на добычу полезных ископаемых является важным элементом налоговой системы и системы налогообложения природных ресурсов. Во многом, задачи налоговой политики государства формируются в зависимости от современного состояния природно-ресурсного компонента. По объему добычи полезных ископаемых и их общей стоимости наша страна занимает лидирующие позиции в мире [3, с. 39]. Тем не менее, сегодня российская экономика находится в поиске новых точек роста, постепенно отходя от сырьевого вектора. Изменения в экономике в части добычи полезных ископаемых отражаются на динамике налоговых поступлений. Зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов понемногу сокращается. [2, с. 79]. Эта динамика была спровоцирована снижением среднегодовой цены нефти с более чем 100 долларов за баррель в 2014 году до 40 долларов за баррель в ценах 2017 года. При этом цена нефти за баррель подлежит ежегодной индексации на 2% с 2018 года [12, п. 4]. Вместе с тем доля доходов от

© Ф. С. Агузарова, 2017

сбора налога на добычу полезных ископаемых в бюджетной системе Российской Федерации за 2015 год существенна (таблица 1).

Таблица 1

Анализ роли налога на добычу полезных ископаемых в системе доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год

Наименова- Бюджеты бюджетной Федеральный Бюджет субъектов

ние показа- системы Российской бюджет Российской Федерации

теля Федерации

исполнено, уд. вес, исполнено, уд. вес, исполнено, уд. вес,

млрд рублей % млрд рублей % млрд рублей %

Доходы всего 26922,1 100,0 13659,2 100,0 9308,2 100,0

в том числе:

Налоговые 15516,0 57,6 8590,5 62,9 6925,1 74,4

доходы

из них:

НДПИ 3226,8 12,0 3160,0 23,1 66,8 0,7

Источник: отчетные данные об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2015 год, расчеты автора

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации вместе составляет консолидированный бюджет Российской Федерации (бюджеты бюджетной системы Российской Федерации). Из всех доходов бюджетной системы, исполненных в сумме 26922,1 млрд рублей, налоговые доходы составляют менее 60% — 15516 млрд рублей, из которых 3226,8 млрд рублей принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых. Из них 3160 млрд рублей поступило в федеральный бюджет, и 66,8 млрд рублей — в бюджеты субъектов Российской Федерации. Удельный вес исследуемого налога в консолидированном бюджете равен 12%. Доля налога на добычу полезных ископаемых в федеральном бюджете составляет 23,1%, а в бюджетах субъектов Федерации— 0,7%.

Покажем НДПИ в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российская Федерация за 2015 год (рисунок 1)

На рисунке 1 видно, что в 2015 году НДПИ в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составил более одной восьмой части всех поступлений. Наиболее существенна его доля в федеральном бюджете (около 25% всех поступлений федерального бюджета). В доходах бюджетов субъектов налог незначителен.

Отобразим поступления НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российская Федерация за 2015 год (рисунок 2).

На рисунке 2 видно, что в 2015 году в сумме налоговых доходов НДПИ составляет меньше пятой части. В федеральном бюджете он занял более трети всех налоговых поступлений. В бюджеты субъектов Российской Федерации налог поступил в незначительной сумме.

Бюджеты БС РФ ФБ РФ БС РФ

Доходы всего

НДПИ

Рисунок 1

НДПИ в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год (млрд рублей) Источник: отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015 год.

Рисунок 2

Поступления НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год (млрд рублей) Источник: отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015 год

В связи с экономической ситуацией в России, связанной со снижением цены на нефть, НДПИ в последнее время имеет тенденцию к сокращению (таблица 2).

Таблица 2

Анализ роли налога на добычу полезных ископаемых в системе доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год

Наименование Бюджеты бюджетной Федеральный бюд- Бюджет субъектов

показателя системы Российской Федерации жет Российской Федерации

исполнено, уд. вес, исполнено, уд. вес, исполнено, уд. вес,

млрд рублей % млрд рублей % млрд рублей %

Доходы всего 28181,5 100,0 13460 100,0 9923,8 100,0

втом числе:

Налоговые до- 22635,0 80,3 8734,2 64,9 1586,3 16,0

ходы, из них:

НДПИ 2929,4 10,4 2863,5 21,3 65,9 0,7

Источник: отчетные данные об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2016 год, расчеты автора.

В 2016 году доходы бюджетов бюджетной системы исполнены в сумме 28181,5 млрд рублей против 26922,1 млрд рублей в 2015 году. В том числе налоговые доходы исчисляются суммой в 22635 млрд рублей. В 2015 году — 15516,0 млрд рублей, из которых 2929,4 млрд рублей принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых. Показатели исполнения данного налога сократились на 297,4 млрд рублей (3226,8 млрд рублей в 2015 году— 2929,4 млрд рублей в 2016 году). Из 2929,4 млрд рублей в федеральный бюджет зачислено 2863,5 млрд рублей, в бюджеты субъектов — 65,9 млрд рублей. Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых понизился до 10,4% против 12% аналогичного показателя 2015 года. В федеральном бюджете доля налога также сократилась и составила 21,3%. Что касается доли налога в бюджетах субъектах, то она не изменилась и составила 0,7% [1, с. 168].

Изобразим графически поступления НДПИ в с трук туре доходов бюджетов бюджетной системы Российская Федерация за 2016 год (рисунок 3).

На рисунке 3 видно, что в 2016 году показатели исполнения НДПИ в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сократились. По-прежнему наиболее значима его доля в федеральном бюджете (более чем одна четвертая часть всех поступлений федерального бюджета). В доходах бюджетов субъектов налог незначителен. [7, с. 9].

Рассмотрим поступления НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российская Федерация за 2016 год (рисунок 4).

На рисунке 4 видно, что в 2016 году в сумме налоговых доходов НДПИ составляет меньше пятой части. В федеральном бюджете, как и в 2015 году, НДПИ занял примерно треть всех налоговых поступлений. В бюджеты субъектов Российской Федерации налог поступил в незначительной сумме.

Рассмотрим динамику поступления налога на добычу полезных ископаемых в бюджетную систему Российской Федерации за 2015—2016 годы (рисунок 5).

Рисунок 3

Поступления НДПИ в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год (млрд рублей) Источник: Отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2016 год

1 Бюджеты БС РФ 1ФБРФ

2929,4 2863'5

65,9

НДПИ

22634,9

I

Налоговы доходы всего

Рисунок 4

НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год (млрд рублей). Источник: Отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015 год

Рисунок 5

НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2015—2016 годах (млрд рублей).

Источник: Отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015—2016 годы.

На рисунке 5 видно, что показатели исполнения по налогу на добычу полезных ископаемых в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации в 2016 году сократились. Удельный вес поступлений налога зачисляется в федеральный бюджет: 97,7% в 2015 году и 97,8% в 2016 году. Следовательно, в бюджетах субъектов Федерации в2015и2016 годах доля налога на добычу полезных ископаемых равна 2,1% и 2,2% соответственно.

Таким образом, проведенный нами анализ подтвердил, что налог на добычу полезных ископаемых имеет существенное значение для экономики нашего государства, даже несмотря на сокращение поступлений. В действующей российской практике наблюдаются некоторые проблемы налогообложения добычи полезных ископаемых, решение которых повлечет повышение поступлений в бюджетную систему. Это прежде всего проблемы, связанные с самой оценкой стоимости добытых полезных ископаемых [6, с. 21]. По отдельным полезным ископаемым мы предлагаем рассмотреть возможность введения налога на дополнительный доход. Возникают трудности с отсутствием комплексной дифференциации НДПИ в зависимости от горнотехнических, природно-географических и экономических условий освоения и разработки месторождения. Именно такая дифференциация способна содействовать привлечению инвестиций в разработку труднодоступных и низкорентабельных месторождений, что достаточно часто встречается в практической деятельности. Кроме того, разумно создать стимулы освоения совершенно новых месторождений, характеризующихся более

значительными затратами и сложными геологическими условиями, например путем предоставления налоговых льгот. [8, с. 245]. При этом не следует забывать о целесообразности поиска других ресурсов и резервов наращивания доходной базы бюджетов бюджетной системы.

Также полагаем, что необходимо выработать механизмы стимулирования субъектов Российской Федерации по повышению доходной и, соответственно, налоговой базы ресурсодобывающих предприятий, в том числе за счет передачи части налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Агузарова Ф. С. Укрепление бюджетов субфедерального уровня Российской Федерации на основе налога на добавленную стоимость // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 4 (17). С. 165-173.

2. Артеменко Д.А., Артеменко Г.А. Реформа системы налогообложения нефтегазового сектора российской экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 2. С. 75-80.

3. Буланцева М.В., Кудрявцева Н.Ю. Налог на добычу полезных ископаемых: ожидания и реальность // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 (52). С. 38-43.

4. Германова М.А. Объект НДПИ: коллизии правового регулирования // Право и экономика. 2016. № 4 (338). С. 55-59.

5. Журавлев М.А. Налоговая политика государства в газовом секторе // Economics. 2016. № 7 (16). С. 53-57.

6. Мишустин М.В. Факторы роста налоговых доходов: макроэкономический подход // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 5. С. 8-27.

7. Монина А.В. Анализ налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 2002 по 2016 гг. // Инновационная экономика. 2016. № 2 (7). С. 9.

8. Палювина А. С., Каширина М.В. Совершенствование системы налоговых льгот при расчёте НДПИ в РФ // Финансовое право и управление. 2016. № 3. С. 241-246.

9. Хапсаева Р.Б. Теоретические аспекты формирования бюджетных расходов в регионе // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 1267-1269

10. Aguzarova L.A. Conceptual approaches to the management of social and labor potential reproduction of the region // La Pensee (Paris). 2014. Т. 76. № 10. С. 2-12.

11. Artemenko D.A., Aguzarova L.A., Aguzarova F.S., Porollo E. V. Causes of Tax Risks and Ways to Reduce Them. European Research Studies Journal, 2017, Volume XX, Issue 3B, pp. 453-459 (in Greece).

12. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/6e24 87a3dc9a01fd4c4697ab318177cebf6a7e8c/ (дата обращения: 14 декабря 2017 года).

References

1. Aguzarova F.S. The Strengthening of sub-Federal budgets of the Russian Federation on the basis of value added tax. EHkonomika. Biznes. Banki [Economy. Business. Banks], 2016, no. 4 (17), pp. 165-173 (in Russian).

2. Artemenko D.A., Artemenko G.A. Reform of the taxation of the oil and gas sector of the Russian economy. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS [The State and municipal management. Proceedings of the SKAGS], 2017, no. 2, pp. 75-80 (in Russian).

3. Bulanceva M.V., Kudryavtseva N.Y. Tax on extraction of mineral resources: expectations and reality. EHkonomika i menedzhment innovacionnyh tekhnologij [Economics and innovations management], 2016, no. 1 (52), pp. 38-43 (in Russian).

4. Germanova M.A. The Object is met: collisions of legal regulation. Pravo iehkonomika [Law and Economics], 2016, no. 4 (338), pp. 55-59 (in Russian).

5. Zhuravlev M.A. State Tax policy in gas sector. Economics [Economics], 2016, no. 7 (16), pp. 53-57 (in Russian).

6. Mishustin M.V. Growth Factors tax income: a macroeconomic approach. EHkonomicheskayapolitika [Economic policy], 2016, Vol. 11, no. 5, pp. 8-27 (in Russian).

7. Polovina A.S., Kashirina M.V. Improving the system of tax benefits in the calculation of mineral extraction tax in Russia. Finansovoe pravo i upravlenie [Finance and management], 2016, no. 3, pp. 241-246 (in Russian).

8. Ponkratov V.V. Formation and use of oil and gas Federal budget revenues in conditions of low energy prices and lack of budget rule. EHkonomika. Nalogi. Pravo [Economics. Taxes. Right], 2016, no. 2, pp. 104-111 (in Russian).

9. Chapaeva R.B. Theoretical aspects of the formation of budget expenditures in the region. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2014, no. 12, Vol. 6. pp. 1267-1269 (in Russian).

10. Aguzarova L.A. Conceptual approaches to the management of social and labor potential reproduction of the region. La Pensee (Paris), 2014, T. 76, no. 10, pp. 2-12 (in Paris).

11. Artemenko D.A., Aguzarova L.A., Aguzarova F.S., Porollo E.V. Causes of Tax Risks and Ways to Reduce Them. European Research Studies Journal, 2017, Volume XX, Issue 3B, pp. 453-459 (in Greece).

12. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/6 e2487a3dc9a01fd4c4697ab318177cebf6a7e8c/ (accessed December 14, 2017) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.