ФИНАНСЫ, НАЛОГИ, УЧЕТ
Ф.С. Агузарова
УДК: 336.22
Роль налога на добычу полезных ископаемых в бюджетной системе Российской Федерации
На основе проведенного анализа автор выявляет актуальные проблемы, имеющиеся в российской налоговой практике в настоящее время. В работе подчеркивается, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является важным элементом системы налогообложения природных ресурсов. Отмечается, что Российская Федерация обладает масштабными природно-минеральными богатствами, и поэтому задачи налоговой политики государства формируются с учетом состояния природно-ресурсного компонента. Исследователем выявлены отдельные проблемы в отношении таких элементов налога на добычу полезных ископаемых, как объект налогообложения, налоговые льготы. В качестве рекомендаций предлагается создание стимулов для освоения новых месторождений, характеризующихся более значительными затратами, сложными геологическими условиями. Обозначенные трудности предлагается решать, рассматривая каждый случай отдельно.
Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых, природные ресурсы, налог на дополнительный доход
Налог на добычу полезных ископаемых является важным элементом налоговой системы и системы налогообложения природных ресурсов. Во многом, задачи налоговой политики государства формируются в зависимости от современного состояния природно-ресурсного компонента. По объему добычи полезных ископаемых и их общей стоимости наша страна занимает лидирующие позиции в мире [3, с. 39]. Тем не менее, сегодня российская экономика находится в поиске новых точек роста, постепенно отходя от сырьевого вектора. Изменения в экономике в части добычи полезных ископаемых отражаются на динамике налоговых поступлений. Зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов понемногу сокращается. [2, с. 79]. Эта динамика была спровоцирована снижением среднегодовой цены нефти с более чем 100 долларов за баррель в 2014 году до 40 долларов за баррель в ценах 2017 года. При этом цена нефти за баррель подлежит ежегодной индексации на 2% с 2018 года [12, п. 4]. Вместе с тем доля доходов от
© Ф. С. Агузарова, 2017
сбора налога на добычу полезных ископаемых в бюджетной системе Российской Федерации за 2015 год существенна (таблица 1).
Таблица 1
Анализ роли налога на добычу полезных ископаемых в системе доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год
Наименова- Бюджеты бюджетной Федеральный Бюджет субъектов
ние показа- системы Российской бюджет Российской Федерации
теля Федерации
исполнено, уд. вес, исполнено, уд. вес, исполнено, уд. вес,
млрд рублей % млрд рублей % млрд рублей %
Доходы всего 26922,1 100,0 13659,2 100,0 9308,2 100,0
в том числе:
Налоговые 15516,0 57,6 8590,5 62,9 6925,1 74,4
доходы
из них:
НДПИ 3226,8 12,0 3160,0 23,1 66,8 0,7
Источник: отчетные данные об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2015 год, расчеты автора
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации вместе составляет консолидированный бюджет Российской Федерации (бюджеты бюджетной системы Российской Федерации). Из всех доходов бюджетной системы, исполненных в сумме 26922,1 млрд рублей, налоговые доходы составляют менее 60% — 15516 млрд рублей, из которых 3226,8 млрд рублей принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых. Из них 3160 млрд рублей поступило в федеральный бюджет, и 66,8 млрд рублей — в бюджеты субъектов Российской Федерации. Удельный вес исследуемого налога в консолидированном бюджете равен 12%. Доля налога на добычу полезных ископаемых в федеральном бюджете составляет 23,1%, а в бюджетах субъектов Федерации— 0,7%.
Покажем НДПИ в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российская Федерация за 2015 год (рисунок 1)
На рисунке 1 видно, что в 2015 году НДПИ в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составил более одной восьмой части всех поступлений. Наиболее существенна его доля в федеральном бюджете (около 25% всех поступлений федерального бюджета). В доходах бюджетов субъектов налог незначителен.
Отобразим поступления НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российская Федерация за 2015 год (рисунок 2).
На рисунке 2 видно, что в 2015 году в сумме налоговых доходов НДПИ составляет меньше пятой части. В федеральном бюджете он занял более трети всех налоговых поступлений. В бюджеты субъектов Российской Федерации налог поступил в незначительной сумме.
Бюджеты БС РФ ФБ РФ БС РФ
Доходы всего
НДПИ
Рисунок 1
НДПИ в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год (млрд рублей) Источник: отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015 год.
Рисунок 2
Поступления НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год (млрд рублей) Источник: отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015 год
В связи с экономической ситуацией в России, связанной со снижением цены на нефть, НДПИ в последнее время имеет тенденцию к сокращению (таблица 2).
Таблица 2
Анализ роли налога на добычу полезных ископаемых в системе доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год
Наименование Бюджеты бюджетной Федеральный бюд- Бюджет субъектов
показателя системы Российской Федерации жет Российской Федерации
исполнено, уд. вес, исполнено, уд. вес, исполнено, уд. вес,
млрд рублей % млрд рублей % млрд рублей %
Доходы всего 28181,5 100,0 13460 100,0 9923,8 100,0
втом числе:
Налоговые до- 22635,0 80,3 8734,2 64,9 1586,3 16,0
ходы, из них:
НДПИ 2929,4 10,4 2863,5 21,3 65,9 0,7
Источник: отчетные данные об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2016 год, расчеты автора.
В 2016 году доходы бюджетов бюджетной системы исполнены в сумме 28181,5 млрд рублей против 26922,1 млрд рублей в 2015 году. В том числе налоговые доходы исчисляются суммой в 22635 млрд рублей. В 2015 году — 15516,0 млрд рублей, из которых 2929,4 млрд рублей принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых. Показатели исполнения данного налога сократились на 297,4 млрд рублей (3226,8 млрд рублей в 2015 году— 2929,4 млрд рублей в 2016 году). Из 2929,4 млрд рублей в федеральный бюджет зачислено 2863,5 млрд рублей, в бюджеты субъектов — 65,9 млрд рублей. Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых понизился до 10,4% против 12% аналогичного показателя 2015 года. В федеральном бюджете доля налога также сократилась и составила 21,3%. Что касается доли налога в бюджетах субъектах, то она не изменилась и составила 0,7% [1, с. 168].
Изобразим графически поступления НДПИ в с трук туре доходов бюджетов бюджетной системы Российская Федерация за 2016 год (рисунок 3).
На рисунке 3 видно, что в 2016 году показатели исполнения НДПИ в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сократились. По-прежнему наиболее значима его доля в федеральном бюджете (более чем одна четвертая часть всех поступлений федерального бюджета). В доходах бюджетов субъектов налог незначителен. [7, с. 9].
Рассмотрим поступления НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российская Федерация за 2016 год (рисунок 4).
На рисунке 4 видно, что в 2016 году в сумме налоговых доходов НДПИ составляет меньше пятой части. В федеральном бюджете, как и в 2015 году, НДПИ занял примерно треть всех налоговых поступлений. В бюджеты субъектов Российской Федерации налог поступил в незначительной сумме.
Рассмотрим динамику поступления налога на добычу полезных ископаемых в бюджетную систему Российской Федерации за 2015—2016 годы (рисунок 5).
Рисунок 3
Поступления НДПИ в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год (млрд рублей) Источник: Отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2016 год
1 Бюджеты БС РФ 1ФБРФ
2929,4 2863'5
65,9
НДПИ
22634,9
I
Налоговы доходы всего
Рисунок 4
НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год (млрд рублей). Источник: Отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015 год
Рисунок 5
НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2015—2016 годах (млрд рублей).
Источник: Отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015—2016 годы.
На рисунке 5 видно, что показатели исполнения по налогу на добычу полезных ископаемых в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации в 2016 году сократились. Удельный вес поступлений налога зачисляется в федеральный бюджет: 97,7% в 2015 году и 97,8% в 2016 году. Следовательно, в бюджетах субъектов Федерации в2015и2016 годах доля налога на добычу полезных ископаемых равна 2,1% и 2,2% соответственно.
Таким образом, проведенный нами анализ подтвердил, что налог на добычу полезных ископаемых имеет существенное значение для экономики нашего государства, даже несмотря на сокращение поступлений. В действующей российской практике наблюдаются некоторые проблемы налогообложения добычи полезных ископаемых, решение которых повлечет повышение поступлений в бюджетную систему. Это прежде всего проблемы, связанные с самой оценкой стоимости добытых полезных ископаемых [6, с. 21]. По отдельным полезным ископаемым мы предлагаем рассмотреть возможность введения налога на дополнительный доход. Возникают трудности с отсутствием комплексной дифференциации НДПИ в зависимости от горнотехнических, природно-географических и экономических условий освоения и разработки месторождения. Именно такая дифференциация способна содействовать привлечению инвестиций в разработку труднодоступных и низкорентабельных месторождений, что достаточно часто встречается в практической деятельности. Кроме того, разумно создать стимулы освоения совершенно новых месторождений, характеризующихся более
значительными затратами и сложными геологическими условиями, например путем предоставления налоговых льгот. [8, с. 245]. При этом не следует забывать о целесообразности поиска других ресурсов и резервов наращивания доходной базы бюджетов бюджетной системы.
Также полагаем, что необходимо выработать механизмы стимулирования субъектов Российской Федерации по повышению доходной и, соответственно, налоговой базы ресурсодобывающих предприятий, в том числе за счет передачи части налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Литература
1. Агузарова Ф. С. Укрепление бюджетов субфедерального уровня Российской Федерации на основе налога на добавленную стоимость // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 4 (17). С. 165-173.
2. Артеменко Д.А., Артеменко Г.А. Реформа системы налогообложения нефтегазового сектора российской экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 2. С. 75-80.
3. Буланцева М.В., Кудрявцева Н.Ю. Налог на добычу полезных ископаемых: ожидания и реальность // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 (52). С. 38-43.
4. Германова М.А. Объект НДПИ: коллизии правового регулирования // Право и экономика. 2016. № 4 (338). С. 55-59.
5. Журавлев М.А. Налоговая политика государства в газовом секторе // Economics. 2016. № 7 (16). С. 53-57.
6. Мишустин М.В. Факторы роста налоговых доходов: макроэкономический подход // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 5. С. 8-27.
7. Монина А.В. Анализ налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 2002 по 2016 гг. // Инновационная экономика. 2016. № 2 (7). С. 9.
8. Палювина А. С., Каширина М.В. Совершенствование системы налоговых льгот при расчёте НДПИ в РФ // Финансовое право и управление. 2016. № 3. С. 241-246.
9. Хапсаева Р.Б. Теоретические аспекты формирования бюджетных расходов в регионе // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 1267-1269
10. Aguzarova L.A. Conceptual approaches to the management of social and labor potential reproduction of the region // La Pensee (Paris). 2014. Т. 76. № 10. С. 2-12.
11. Artemenko D.A., Aguzarova L.A., Aguzarova F.S., Porollo E. V. Causes of Tax Risks and Ways to Reduce Them. European Research Studies Journal, 2017, Volume XX, Issue 3B, pp. 453-459 (in Greece).
12. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/6e24 87a3dc9a01fd4c4697ab318177cebf6a7e8c/ (дата обращения: 14 декабря 2017 года).
References
1. Aguzarova F.S. The Strengthening of sub-Federal budgets of the Russian Federation on the basis of value added tax. EHkonomika. Biznes. Banki [Economy. Business. Banks], 2016, no. 4 (17), pp. 165-173 (in Russian).
2. Artemenko D.A., Artemenko G.A. Reform of the taxation of the oil and gas sector of the Russian economy. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS [The State and municipal management. Proceedings of the SKAGS], 2017, no. 2, pp. 75-80 (in Russian).
3. Bulanceva M.V., Kudryavtseva N.Y. Tax on extraction of mineral resources: expectations and reality. EHkonomika i menedzhment innovacionnyh tekhnologij [Economics and innovations management], 2016, no. 1 (52), pp. 38-43 (in Russian).
4. Germanova M.A. The Object is met: collisions of legal regulation. Pravo iehkonomika [Law and Economics], 2016, no. 4 (338), pp. 55-59 (in Russian).
5. Zhuravlev M.A. State Tax policy in gas sector. Economics [Economics], 2016, no. 7 (16), pp. 53-57 (in Russian).
6. Mishustin M.V. Growth Factors tax income: a macroeconomic approach. EHkonomicheskayapolitika [Economic policy], 2016, Vol. 11, no. 5, pp. 8-27 (in Russian).
7. Polovina A.S., Kashirina M.V. Improving the system of tax benefits in the calculation of mineral extraction tax in Russia. Finansovoe pravo i upravlenie [Finance and management], 2016, no. 3, pp. 241-246 (in Russian).
8. Ponkratov V.V. Formation and use of oil and gas Federal budget revenues in conditions of low energy prices and lack of budget rule. EHkonomika. Nalogi. Pravo [Economics. Taxes. Right], 2016, no. 2, pp. 104-111 (in Russian).
9. Chapaeva R.B. Theoretical aspects of the formation of budget expenditures in the region. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2014, no. 12, Vol. 6. pp. 1267-1269 (in Russian).
10. Aguzarova L.A. Conceptual approaches to the management of social and labor potential reproduction of the region. La Pensee (Paris), 2014, T. 76, no. 10, pp. 2-12 (in Paris).
11. Artemenko D.A., Aguzarova L.A., Aguzarova F.S., Porollo E.V. Causes of Tax Risks and Ways to Reduce Them. European Research Studies Journal, 2017, Volume XX, Issue 3B, pp. 453-459 (in Greece).
12. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/6 e2487a3dc9a01fd4c4697ab318177cebf6a7e8c/ (accessed December 14, 2017) (in Russian).