Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ДИЛЕР / ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН / ПРЕДПРИЯТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / ТРУДОЕМКОСТЬ / TECHNICAL SERVICE / DEALER / OPERATION OF MACHINERY / ENTERPRISES OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / WARRANTY PERIOD / MATERIAL AND TECHNICAL BASE / LABOR INTENSITY

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Соломкин А. П., Мошкин Н. И., Мяло О. В., Тумурхонов В. В., Лабаров Д. Б.

Вопросы совершенствования современной системы технического сервиса в Российской Федерации и в отдельных ее субъектах с развитием агропромышленного комплекса становятся все актуальнее. Спрос на сервис порождается спросом на продукцию, поэтому сервисное обслуживание  один из решающих факторов успешной производственной деятельности предприятий агропромышленного комплекса в условиях рыночных отношений. В работе проведен анализ современного состояния системы технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка предприятий агропромышленного комплекса Омской области. Проанализированы основные отличия эксплуатации машин в сельском хозяйстве, установлено влияние отдельных особенностей на надежность техники. На основе работы одного из дилерских предприятий технического сервиса рассчитана трудоемкость выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту за три года. С учетом полученных данных предложены основные приоритетные направления развития служб технического сервиса Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Соломкин А. П., Мошкин Н. И., Мяло О. В., Тумурхонов В. В., Лабаров Д. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND PRIORITY DIRECTIONS OF THE TECHNICAL SERVICE DEVELOPMENT IN THE OMSK REGION

The issues of improving the modern technical service system in the Russian Federation and its individual subjects with the development of the agro-industrial complex are becoming more and more relevant. The demand for service is generated by the demand for products, therefore service is one of the decisive factors for the successful production activity of enterprises of the agro-industrial complex in the conditions of market relations. The paper analyzes the current state of the maintenance system and the repair of the machine and tractor fleet of enterprises of the agro-industrial complex of the Omsk Region. The main differences of the operation of machines in agriculture are analyzed, the influence of individual features on the reliability of equipment is established. Based on the work of one of the dealership technical service enterprises, the laboriousness of performing maintenance and repair work over three years has been calculated. Taking into account the data obtained, the main priority directions for the development of the Omsk Region technical services are proposed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

05.20.03 - ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ _(ТЕХНИЧЕСКИЕ НА УКИ)_

А.П. Соломкин, д-р техн. наук, проф. a.solomkin@inbox.ru Н.И. Мошкин, д-р техн. наук, проф.

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ О.В. Мяло, канд. техн. наук, доц. ov.myalo@omgau.org Омский государственный аграрный университет, г. Омск В.В. Тумурхонов, д-р техн. наук. проф., e-mail tumurchonov@mail.ru Д.Б. Лабаров, д-р.техн. наук. доц., e-mail: labarov@mail.ru Бурятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Улан-Удэ

УДК 631.12

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Вопросы совершенствования современной системы технического сервиса в Российской Федерации и в отдельных ее субъектах с развитием агропромышленного комплекса становятся все актуальнее. Спрос на сервис порождается спросом на продукцию, поэтому сервисное обслуживание - один из решающих факторов успешной производственной деятельности предприятий агропромышленного комплекса в условиях рыночных отношений. В работе проведен анализ современного состояния системы технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка предприятий агропромышленного комплекса Омской области. Проанализированы основные отличия эксплуатации машин в сельском хозяйстве, установлено влияние отдельных особенностей на надежность техники. На основе работы одного из дилерских предприятий технического сервиса рассчитана трудоемкость выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту за три года. С учетом полученных данных предложены основные приоритетные направления развития служб технического сервиса Омской области.

Ключевые слова: технический сервис, дилер, эксплуатация машин, предприятия агропромышленного комплекса, гарантийный период, материально-техническая база, трудоемкость.

A.P. Solomkin, Dc. Sc. Engineering, Assoc. Prof.

N.I. Moshkin, Dc. Sc. Engineering, Assoc. Prof.

O. V. Myalo, Cand. Sc. Engineering, Assoc. Prof.

V.V. Tumurkhonov, Dc. Sc. Engineering, Assoc. Prof.

D.B. Labarov, Dc. Sc. Engineering, Assoc. Prof.

THE CURRENT STATE AND PRIORITY DIRECTIONS OF THE TECHNICAL SERVICE DEVELOPMENT IN THE OMSK REGION

The issues of improving the modern technical service system in the Russian Federation and its individual subjects with the development of the agro-industrial complex are becoming more and more relevant. The demand for service is generated by the demand for products, therefore service is one of the decisive factors for the successful production activity of enterprises of the agro-industrial complex in the conditions of market relations. The paper analyzes the current state of the maintenance system and the repair of the machine and tractor fleet of enterprises of the agro-industrial complex of the Omsk Region. The main differences of the operation of machines in agriculture are analyzed, the influence of individual features on the reliability of equipment is established. Based on the work of one of the dealership technical service enterprises, the labori-ousness of performing maintenance and repair work over three years has been calculated. Taking into account

the data obtained, the main priority directions for the development of the Omsk Region technical services are proposed.

Key words: technical service, dealer, operation of machinery, enterprises of the agro-industrial complex, warranty period, material and technical base, labor intensity.

Введение

Современная система технического сервиса в любой стране, в том числе и в Российской Федерации, предполагает несколько необходимых условий: потребность в услугах сервиса и наличие материально-технической базы технического сервиса, включающей ремонтные сервисные предприятия, обеспеченные кадрами, передовыми технологиями, оборудованием и нормативно-технической документацией.

Разделение труда у сельхозтоваропроизводителей, эксплуатирующих технику, должно развиваться по двум главным направлениям. Первое - использование машин, второе - обеспечение их готовности к эксплуатации [1].

Стадии эксплуатации машин целесообразно делить на две части:

1) использование по назначению, включающее оптимизацию средств механизации сельскохозяйственных процессов, технологию механизированных работ, организацию труда, использование транспорта и нефтепродуктов в агропромышленном комплексе, логистику;

2) обеспечение работоспособности, включающее диагностирование, техническое обслуживание, ремонт и модернизацию машин, их хранение, работу по сбору и анализу информации с целью создания более совершенных машин по эксплуатационным показателям и показателям надежности.

Эти две части являются составляющими технического сервиса, сложившегося в международной практике машиноиспользования. Изменение достаточно хорошо отработанных и налаженных производственных связей в техническом обслуживании и ремонте машин, внесенное неподготовленной ликвидацией машинно-тракторных станций, отбросило более чем на 10 лет процесс совершенствования службы обеспечения готовности машин в сельском хозяйстве.

В связи с вышесказанным вопросы, связанные с формированием системы технического сервиса в современных условиях производства продукции в агропромышленном комплексе являются актуальной задачей.

Цель исследования - на примере Омской области определить приоритетные направления развития службы технического сервиса, выявить особенности современного состояния службы технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники.

Условия, материалы и методы

Как известно, эксплуатация машин в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей, отличающихся от эксплуатации промышленного оборудования.

Во-первых, следует учитывать, что сельскохозяйственное производство, как правило, рассредоточено на больших земельных площадях. Выполнение различных производственных процессов, необходимых для возделывания сельскохозяйственных культур (обработка почвы, внесение удобрений, посева и ухода за растениями, уборка урожая и др.), возможно только с перемещением сельскохозяйственных машин по полям [2].

Во-вторых, все производственные процессы должны выполняться в строго определенные агротехнические сроки, зависящие от места расположения сельскохозяйственного предприятия, вида возделываемой культуры, времени года, почвенно-климатических и других условий.

В-третьих, необходимо иметь в виду, что при возделывании сельскохозяйственных культур машины и механизмы имеют дело с живой природой (растениями, микроорганизмами), состояние которых непрерывно изменяется во времени, подчиняясь биологическим закономерностям.

Учитывая первую особенность эксплуатации машин в сельском хозяйстве, когда их работа связана с необходимостью перемещения машин по большим земельным площадям, следует иметь в виду, что при таком перемещении работать машинно-тракторным агрегатам приходится в пылевом облаке. При этом данное облако содержит мельчайшие частицы твердого высокоабразивного материала. Проникновение этих частиц в зазоры между сопряженными деталями сельскохозяйственных машин и механизмов вызывает интенсивное разрушение поверхностных слоев деталей.

Также необходимо учитывать то обстоятельство, что рабочие органы посевных и почвообрабатывающих машин работают в непосредственном контакте с почвой. Такой контакт приводит к быстрому затуплению рабочих органов, что вызывает рост сопротивления передвижению машинно-тракторных агрегатов, увеличение расхода топлива на выполнение проводимых технологических операций и приводит к необходимости частой замены рабочих органов сельскохозяйственных машин.

С учетом данных особенностей эксплуатации машин в сельском хозяйстве особое внимание приходится уделять защите работающих механизмов от проникновения внутрь абразивного материала. Такая защита требует своевременной очистки и замены фильтрующих элементов, смены отработанных масел и консистентных смазок, тщательного выполнения комплекса работ по техническому обслуживанию машин и механизмов, не допуская открытой заправки топливных баков тракторов и комбайнов.

В настоящее время решающую роль в повышении эффективности сельского хозяйства приобрело внедрение интенсивных технологий при возделывании сельскохозяйственных культур. На основании внедрения интенсивных технологий в соответствии с состоянием поч-венно-химических, климатических и агробиологических условий возделывания культур возникает необходимость выполнения в сжатые календарные сроки технологических процессов, для этого нужно иметь в достаточном количестве надежную и работоспособную сельскохозяйственную технику [3].

С другой стороны, целый ряд механизмов и машин в течение календарного года используется неравномерно. Потребность в машинах для уборки выращенного урожая возникает на срок от десяти дней до двух месяцев. Остальное время они либо находятся на хранении и требуют особого ухода за ними, либо для поддержания их работоспособности подвергаются ре-монтно-обслуживающим воздействиям [4].

Структура парка основной сельскохозяйственной техники, используемой сельхозтоваропроизводителями Омской области, представлена на рисунке 1.

14000 12000 10000 8000 6000 4000

гооо о

12100

4550

1730

_ ■

12075

Трактора

510

Зерноуборочные Кормоуборочные Посевная техника комбайны комбайны

Трактора всею I в том числе типа К-700 Посевная техника всею в том числе посевные комплексы

Рисунок 1 - Структура парка сельскохозяйственной техники в 2018 г.

Распределение возраста тракторов, эксплуатируемых в сельском хозяйстве Омской области, представлено на рисунке 2.

О 5 10 15 20 25 30 35 40 45 g

б - возраст тракторов, лет

Рисунок 2 - Распределение возраста тракторов в хозяйствах Омской области

Исходя из представленных данных, средний возраст тракторов составляет 26 лет, в том числе тракторов (типа К-700) - 27 лет, а тракторов иностранного производства - 8 лет. Дилерская служба не может взять на обслуживание всю технику, которая находится в эксплуатации, по причине недостатка материально-технической базы, также в связи с отсутствием финансовых средств у сельхозтоваропроизводителей для обслуживания всего парка машин. Основная часть дилерской службы технического сервиса сельскохозяйственной техники нацелена на гарантийное обслуживание.

В Омской области дилерами заводов - производителей сельскохозяйственной техники являются: ОАО «Семиреченская база снабжения»; ООО ПСК «Омскдизель»; ООО «Терра», ООО «АвтоСпецМаш»; ООО «СеверТрансАгро»; ЗАО «База снабжения "Агромаш"»; АО «База Агрокомплект»; ООО «Сибирская база»; ФГУП «Омский экспериментальный завод»; ИП Шумилов В.В., ООО «ОмскАгроЛизинг», ООО «СибзаводАгро».

Результаты исследования и обсуждение

Для организации гарантийного технического обслуживания парка машин в хозяйствах области дилеры используют мобильные бригады высококвалифицированных кадров, имеющие в своем распоряжении автомобили с необходимым оборудованием и оснасткой [5].

Гарантийный ремонт и фирменное обслуживание включает в себя:

- постановку и снятие техники с гарантийного учета;

- техническое обслуживание, замену дефектных узлов и деталей, устранение сбоев и отказов, возникших на гарантийных машинах;

- инструктаж и обучение механизаторов и специалистов предприятия;

- контроль над соблюдением владельцем правил эксплуатации, своевременности и полноты проведения всех видов технического обслуживания (ЕТО, ТО-1, ТО-2, постановка/снятие при «зимнем хранении»);

- телефонные консультации и выезд специалистов технического центра к потребителю для устранения претензии технического характера;

- контроль поставки и снятия техники с зимнего хранения;

- фирменное обслуживание в послегарантийный период.

По гарантийному договору дилер обязан обеспечить в напряженный период полевых работ круглосуточную работу диспетчерской службы, осуществляющую прием и регистрацию

заявок о выходе из строя гарантийных машин, приезд сервисных специалистов, доставку запасной части к вышедшей из строя машины и устранение неисправности в течение суток после обращения потребителя [6].

Распределение количества заявок на техническое обслуживание мобильными бригадами на примере технического дилерского центра ООО «Сибирская база» по месяцам года представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 - Распределение количества заявок на техническое обслуживание мобильными бригадами ООО «Сибирская база» по месяцам года (2016-2018)

На основании рисунка 3 можно сделать следующие выводы. Начиная с мая и по октябрь количество заявок к мобильным бригадам ООО «Сибирская база» возрастает до 5 раз, причем поток заявок в это время необходимо обрабатывать оперативно, так как это период посевных и уборочных работ, со своевременностью выполнения которых непосредственно связаны количество урожая и дополнительно договорные отношения между дилером и клиентом.

На рисунке 4 представлено распределение трудоемкости выполняемых работ мобильными агрегатами по месяцам года. Анализируя распределение, можно отметить закономерность: пиковые периоды приходятся на месяцы с мая по октябрь, так как в это время проводятся все основные технологические процессы в растениеводстве.

Риунок 4 - Трудоемкость технического обслуживания мобильными бригадами ООО «Сибирская база» по месяцам года (2016-2018), чел./ч

Таким образом, дилеры, работающие в Омской области, не в состоянии обслужить всю проданную технику заводов-изготовителей, обслуживание дилером направлено в основном на машины, находящиеся на гарантии, по договору гарантийного обслуживания данная техника должна быть восстановлена в течение суток. Поэтому сельскохозяйственные предприятия очень редко заключают договоры на постгарантийное обслуживание парка приобретенной техники, что связано не только с высокой стоимостью обслуживания всего парка за счет дилера, но и со сроками выполнения обслуживания и ремонта [7].

Все технические центры дилеров располагаются в административном центре - г. Омске, расстояние до хозяйств иногда превышает 500 км. Таким образом, чем дальше находится хозяйство, тем дольше ему ждать ремонта (табл.).

Таблица

Распределение и стоимость транспортных расходов по хозяйствам Омской области

№ п/п Район, хозяйство Расстояние до места назначения и обратно (км) Стоимость транспортных расходов, руб.

1 Омский район, ООО «Сибстройгрупп» 94 940

2 Русско-Полянский район, ИП «Тюлюбаев А.Х.» 324 2 916

3 Москаленкский район, КФХ «Демиденко О.В.» 226 2 034

4 Шербакульский район, КФХ «Алекс» 200 1 800

5 Оконешниковский район, КФХ «Полищук» 266 2 394

6 Кормиловский район, ООО «Русском-Агро» 124 1 116

7 Полтавский район, СПК «Большевик» 302 2 718

Из приведенной таблицы видно, что, чем дальше хозяйство от дилерского центра, тем дороже обходится гарантийное и постгарантийное обслуживание.

Анализ данных показал, что для поддержания парка техники вне гарантии в работоспособном состоянии, ее обслуживания и ремонта на данном этапе развития технического сервиса сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо иметь свою материально-техническую базу и квалифицированных исполнителей.

В настоящее время оснащение материально-технической базы (МТБ) хозяйств находится на низком уровне, в основном МТБ представлена оборудованием и оснасткой советского периода. Применение данного оборудования возможно для обслуживания и ремонта устаревшей отечественной техники. Новые машины отечественного и зарубежного производства оснащены современными электронными системами и узлами, и обслуживание новой техники с использованием устаревшего оборудования невозможно. Данное положение становится еще одним препятствием к обновлению устаревшего парка машинно-тракторных агрегатов.

При обновлении парка машин хозяйствам необходимо запланировать обновление устаревшей материально-технической базы и работу мастера-наладчика при проведении сложных видов технического обслуживания и ремонта.

Заключение

Исходя из приведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

1. Эксплуатация машин в сельском хозяйстве значительно отличается от эксплуатации промышленного оборудования. В связи с особенностями использования зачастую данные машины подвергаются большим нагрузкам.

2. Машинно-тракторный парк Омской области в основном представлен устаревшей техникой, работающей за пределами нормативного срока использования. Фирменный дилерский сервис в основном неприменим для данных машин.

3. Дилеры, работающие в Омской области, не в состоянии обслужить всю проданную технику заводов-изготовителей, обслуживание дилером направлено в основном на машины,

находящиеся на гарантии. Необходимо предусмотреть увеличение количества дилеров заводов-изготовителей в области, территориально расположенных не только в административном центре, но и в отдаленных районах.

4. Система технического сервиса должна ориентироваться не только на дилерское обслуживание, но и на обновление материально-технической базы предприятий агропромышленного комплекса.

Библиография

1. Бабченко Л.А. Формирование технического сервиса с.-х. техники: дис. ... д-ра техн. наук. -Алматы, 2010. - 358 с.

2. Немцев А.Е., Коротких В.В. Основы формирования системы технического сервиса в АПК Сибири. - Новосибирск, 2009. - 152 с.

3. Соловьев Р.Ю., Михлин В.М., Колчин А.В. Современная концепция обслуживания и ремонта машин // Техника в сельском хозяйстве. - 2008. - № 1. - С. 12-15.

4. Соломкин А.П., Мяло О.В., Прокопов С.П. Определение загрузки службы технического обслуживания МТП в сельском хозяйстве // Материалы регион. науч.-практ. конф., посвященной 95-летию ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина «Перспективы технического сервиса для предприятий АПК». - Омск, 2013. - С. 68-77.

5. Никитенко С.Л., Смыков С.В., Жилязкова Н.П. Выбор исполнителей и средств технического сервиса машин // Вестник аграрной науки Дона. - 2015. - С. 74-84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Розбах Д.В., Мяло В.В., Ажгиревич А.А. и др. Особенности сервисного обслуживания посевной и почвообрабатывающей техники ФГУП «Омский экспериментальный завод» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - № 1 (8). - С. 41.

7. Соломкин А.П., Мяло О.В., Прокопов С.П. Концепция формирования технического сервиса сельскохозяйственной техники в Западной Сибири // Вестник Омского гос. аграр. ун-та. - 2014. -№ 3 (15). - С. 39-44.

Bibliography

1. BabchenkoL.A. Formation oftechnical service of agricultural machinery: Diss. ... D-r tech. Sciences. - Almaty, 2010. - 358 p.

2. NemtsevA.E., Korotkikh V.V. Basics of the formation of a technical service system in the agricultural sector of Siberia. - Novosibirsk, 2009. - 152 p.

3. Solovyev R.Yu., Mikhlin V.M., Kolchin A.V. The modern concept of maintenance and repair of machines // Technique in agriculture. - 2008. - N 1. - P. 12-15.

4. Solomkin A.P., Myalo O.V., Prokopov S.P. Determination of the load of the maintenance service of the MTP in agriculture // Proceedings of the Regional Scientific and Practical Conference dedicated to the 95th anniversary of Stolypin OmSAU "Prospects of technical service for Agro-Industrial Complex". - 2013. -P. 68-77.

5. Nikitenko S.L., Smykov S.V., Zhilyazkova N.P. The choice of performers and means of technical service machines // Bulletin of the Agrarian Science of Don. - 2015. - P. 74-84.

6. Rozbakh D.V., Myalo V. V., Azhgirevich A.A. et al. Features of the service of sowing and tillage equipment FSUE Omsk Experimental Plant // Electronic Scientific Methodological Journal of Omsk State Agrarian University. - 2017. - N 1 (8). - P. 41.

7. Solomkin A.P., Myalo O. V., Prokopov S.P. The concept of the formation of technical service of agricultural machinery in Western Siberia // Bulletin of Omsk State Agrarian University. - 2014. - N 3 (15). -P.39-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.