Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / цифровизация экономики / цифровая коммерция / субъекты бизнеса / дистанционное обслуживание / digital technologies / digitalization of the economy / digital commerce / business entities / remote services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Э.Ц. Гармаева, Е. Дун

Активное развитие информационно-коммуникационных технологий, цифровизация многих бизнес-процессов обуславливают трансформационные процессы, происходящие в современной экономике. Цифровая экономика активно развивается во всех отраслях не только мирового, но и отечественного рынка. Компании, активно использующие современные цифровые технологии в организации своих бизнес процессов еще до карантинных мер, понесли минимальные потери. Руководители компаний в борьбе за выживание переходят на формат дистанционного обслуживания, совершенствуют свои коммуникационные сети, внедряя цифровые технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MODERN BUSINESS IN THE DIGITAL ECONOMY

The active development of information and communication technologies, the digitalization of many business processes determine the transformation processes taking place in the modern economy. The digital economy is actively developing in all sectors of not only the global, but also the domestic market. Companies that actively use modern digital technologies in organizing their business processes even before quarantine measures have suffered minimal losses. In the struggle for survival, company leaders are switching to the remote service format, improving their communication networks, introducing digital technologies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК: 65.012

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ

ЭКОНОМИКИ

Э.Ц. Гармаева, Е. Дун

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления Российская Федерация, 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Ключевская ул., 40В/1

E-mail: garmaeva.elvira@mail.ru

Активное развитие информационно-коммуникационных технологий, цифровизация многих бизнес-процессов обуславливают трансформационные процессы, происходящие в современной экономике. Цифровая экономика активно развивается во всех отраслях не только мирового, но и отечественного рынка. Компании, активно использующие современные цифровые технологии в организации своих бизнес процессов еще до карантинных мер, понесли минимальные потери. Руководители компаний в борьбе за выживание переходят на формат дистанционного обслуживания, совершенствуют свои коммуникационные сети, внедряя цифровые технологии.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация экономики, цифровая коммерция, субъекты бизнеса, дистанционное обслуживание

FEATURES OF MODERN BUSINESS IN THE DIGITAL ECONOMY

E.Ts. Garmaeva, E. Dun

East Siberian State University of Technology and Management 40V/1, Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, Republic of Buryatia, 670013, Russian Federation

E-mail: garmaeva.elvira@mail.ru

The active development of information and communication technologies, the digitalization of many business processes determine the transformation processes taking place in the modern economy. The digital economy is actively developing in all sectors of not only the global, but also the domestic market. Companies that actively use modern digital technologies in organizing their business processes even before quarantine measures have suffered minimal losses. In the struggle for survival, company leaders are switching to the remote service format, improving their communication networks, introducing digital technologies.

Keywords: digital technologies, digitalization of the economy, digital commerce, business entities, remote services

На современном этапе одним из главных факторов мирового экономического роста является глобальная цифровизация. Стремительное развитие современных информационных технологий меняет не только образ жизни общества, а оказывает огромное влияние на экономику стран.

По прогнозным оценкам Глобального института McKinsey, в Китае к 2025 году до 22 % увеличения ВВП может произойти за счет интернет-технологий. В США ожидаемый прирост стоимости, создаваемый цифровыми технологиями, может составить к 2025 году 1,6-2,2 трлн. долл. США. Потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики

Секция «Маркетинг и коммерциализация космоса»

России увеличит ВВП страны к 2025 году на 4,1-8,9 трлн. руб. (в ценах 2015 года), что составит от 19 до 34 % общего ожидаемого роста ВВП [1].

По оценкам экспертов, цифровизация позволит оптимизировать производственные и логистические операции, повысить эффективность рынка труда, производительность оборудования, эффективность НИОКР, снизить расход ресурсов и производственных потерь. Цифровизация становится необходимым фактором конкурентоспособности. Коэффициент цифровизации (Digital Quotient), содержащий сравнительную оценку компаний по четырем признакам — стратегия, цифровая культура, компетенции, организационная модель — показывает, что предприятия, активнее внедряющие цифровые решения, как правило, демонстрируют более высокие финансовые результаты [6].

Активное использование цифровых технологий положительно сказываются на результатах деятельности предприятий многих отраслей [4]

Особенно высокую динамику показывают субъекты бизнеса сферы электронной коммерции. В 2018 году рынок электронной торговли России составил 13,54 млрд. долларов. Из них 10,3 млрд. составили внутрироссийские продажи, а 3,24 — кроссбордер. Количество заказов увеличилось на 22 % относительно 2017 года и составило 589,6 млн. заказов [1].

Развитие цифровых технологий благотворно отразилось и на деятельности туристских компаний. Начиная с 2015 года, когда во всем мире наблюдается активное развитие копьютеризации бизнес-процессов, доля мобильных продаж туристических услуг в России начитает неуклонно расти. По данным исследователей в туристской отрасли, до 2020 года прогнозируется среднегодовой рост онлайн-продаж и мобильных продаж на 8 % и 21 % соответственно. В 2015 году объем онлайн-продаж в сфере путешествий и туризма для граждан России увеличился на 24 % в текущей стоимости, достигнув значения в 454 млрд. руб. До 2020 года прогнозируется среднегодовой темп роста в 12 % [5].

Существенные коррективы в эти оптимистические прогнозы внесла ситуация с пандемией COVID-19, которая оказала огромное влияние как на мировую, так и на российскую экономику. В связи с карантином многие компании были вынуждены временно приостановить деятельность. Особенно сильно пострадали фирмы, оказывающие туристские услуги, в связи с закрытием международных границ.

К концу 2020 года и в первой половине 2021 года, в связи с улучшением ситуации во всем мире, постепенно начинают открывать границы многие страны, и бизнес туроператоров потихоньку приходит в себя.

Необходимо отметить, что в период ограниченного карантина, активное развитие получил внутренний туризм.

Карантинные ограничительные меры еще больше способствовали развитию и активному внедрению использования цифровых технологий. Все больше и больше людей бронируют туры, отели, санатории через мобильные устройства. И многие туроператоры работают в онлайн-режиме, используя различные современные информационные технологии.

Стратегические изменения наблюдаются и в сфере банковских услуг.

Под влиянием таких факторов как ограничительные карантинные меры, доступность банковских услуг в любое время суток, еще более активно развивается дистанционное банковское обслуживание [7].

Так, по данным ЦБ РФ, в России доля граждан, использующих интернет-банкинг или мобильный банкинг, выросла в 2018 году по сравнению с 2017 годом с 31,5 % до 45,1 % [3].

Тенденцией последнего времени стало создание маркет-плейсов — специальных платформ-агрегаторов, на которых клиенты могут выбирать разных поставщиков товаров и услуг. В Европе уже появились подобные проекты. Например, Raisin — европейский маркет-плейс банковских депозитов. Он дает возможность открыть депозит в любом банке ЕС. По данным на 2017 год платформой воспользовались более 75000 клиентов [2].

В заключении отметим, что развитие бизнес процессов на основе использования цифровых технологий приводят к существенным изменениям как тактических, так и стратегических целей и задач хозяйствующих субъектов многих отраслей экономики. В данной исследовательской работе мы рассмотрели особенности ведения бизнеса на примере сферы электронной торговли, банковского обслуживания, туристкой индустрии.

Безусловно, цифровизация экономики существенно влияет на деятельность субъектов практических всех отраслей, способствуя развитию бизнеса на основе интернет-технологий. Это и медицина, образование, пищеперабатывающая промышленность, отрасль традиционной торговли, транспортной и многие другие сферы приложения предпринимательской деятельности.

Библиографические ссылки

1. Бахарев И. Российский рынок в 2018 году: данные НАДТ. (https://e-pepper.ru/news/rossiyskiy-rynok-v-2018-godu-dannye-nadt.html

2. Маркет плейсы для банков: первые шаги // Инвест-Форсайт: Лучшие инвестиционные и финансовые кейсы /под ред. А. С. Генкина, С. С. Никулина, К. Г. Фрумкинна. — Москва: Издательские решения,2017. — с. 118-120.

3. Новости. Доля использующих мобильный и интернет-банкинг россиян выросла до 45 % https://www.plusworld.ru/daily/digital-banking/dolya-ispolzuyushhih-mobilnyj-i-internet-banking-rossiyan-vyrosla-do-45/

4. Официальный сайт РАЭК https://mobile2017.raec.ru/assets/

5. Рынок туристических услуг социология. Статистика. Публикации. Отраслевые обзоры. Январь 2017. https://www.marketing.spb.ru/mr/travel/tourism_industry.pdf

6. Цифровая России: новая реальность. Отчет консалтинговой компании McKinsey http://www.tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf

7. Осиповская, А. В. Цифровизация и ее влияние на экономику / А. В. Осиповская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/329/14991/ дата обращения: 22.03.2021).

©Гармаева Э.Ц., Дун Е., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.