Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С ГОЛОВНОЙ БОЛЬЮ НАПРЯЖЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С ГОЛОВНОЙ БОЛЬЮ НАПРЯЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОДРОСТКИ / ГОЛОВНЫЕ БОЛИ НАПРЯЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Султанова Аклима Накиповна, Вакнин Елена Евгеньевна, Максименко Павел Алексеевич, Луговенко Вероника Алексеевна, Иоаниди Диана Константиновна

В статье приведены результаты особенности совладающего поведения и детско-родительских отношений у подростков с головной болью напряжения. Под совладающим поведением в статье раскрываются особенности когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий, которые используются, чтобы совладать с психологическими трудными ситуациями. При исследовании детско-родительских отношений внимание уделяется определению установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. В качестве методик исследования используются следующие методики: анкетирование; Опросник «Подростки о родителях» Л.И. Вассермана; Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазаруса). В основу научного исследования легло предположение о том, что подростки с головными болями напряжения будут испытывать трудности в детско-родительских отношениях, при этом в стрессовых ситуациях использовать совладающее поведение как дистанцирование. В ходе исследования было доказано, что 20% опрошенных подростков с головными болями напряжения испытывают трудности в семейных отношениях, описывая такое взаимодействия по типу «плохие отношения/постоянно ругаемся/частая агрессия». Также, подростки с головными болями напряжения при травматических событиях чаще субъективно занижают значимость и степень эмоциональной вовлеченности в эти события либо признают свою роль в возникновении проблемы и ответственности за ее решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Султанова Аклима Накиповна, Вакнин Елена Евгеньевна, Максименко Павел Алексеевич, Луговенко Вероника Алексеевна, Иоаниди Диана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COPING BEHAVIOR AND PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN ADOLESCENTS WITH TENSION HEADACHE

The article presents the results of the peculiarities of coping behavior and parent-child relationships in adolescents with tension headaches. Under coping behavior, the article reveals the characteristics of the cognitive, emotional and behavioral strategies that are used to cope with psychological difficult situations. In the study of parent-child relationships, attention is paid to determining the attitudes, behavior and methods of parenting the way their children see them in adolescence. The following methods are used as research methods: questioning; Questionnaire "Teenagers about their parents" L.I. Wasserman; Questionnaire "Methods of coping behavior" (R. Lazarus). The scientific study was based on the assumption that adolescents with tension headaches will experience difficulties in parent-child relationships, while in stressful situations they will use coping behavior as distancing. In the course of the study, it was proved that 20% of the interviewed adolescents with tension headaches experience difficulties in family relationships, describing such interactions as “bad relationships / constantly swearing / frequent aggression”. Also, adolescents with tension headaches during traumatic events more often subjectively underestimate the significance and degree of emotional involvement in these events, or admit their role in the occurrence of a problem and responsibility for its solution.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С ГОЛОВНОЙ БОЛЬЮ НАПРЯЖЕНИЯ»

мо учитывать при построении процесса общения и взаимодействия. Как показывает практика, корректный учет тендерных аспектов в работе с женской командой в хоккее позволяет достичь высоких результатов как с точки зрения психологии спорта, так и по итогам выступления в Чемпионате.

ЛИТЕРАТУРА

1. Романова Н.Н. Интроспекция как составляющая рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры /

2. Н.Н. Романова // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2019. - № 2 (18). - С.

87-91.

3. Оценка уровня развития внимания юных волейболисток / Н.Н. Романова, Н.Н. Белякова, Д.А. Дятлов, Я. В. Латюшин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 334-337.

4. Романова Н.Н. Эффективность комплекса педагогических условий развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов / Н.Н. Романова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 211-215.

REFERENCES

1. Romanova, N.N. (2019), "The introspection as a component of reflection of emotional states of future physical education teachers", Health, education and security, No. 2 (18), pp. 87-91.

2. Romanova, N.N., Belyakova N.N., Dyatlov, D.A., Latyushin, Ya. . (2020), "The assessment of the level of attention development of young volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 12, No. 190, pp. 334-337.

3. Romanova, N. N. (2012), "The effectiveness of the complex of the pedagogical conditions for the development of the reflection of emotional states of future teachers", Siberian pedagogical journal, No. 4, pp. 211-216.

Контактная информация: romanova-natasha@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

УДК 159.972

ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С ГОЛОВНОЙ БОЛЬЮ

НАПРЯЖЕНИЯ

Аклима Накиповна Султанова, доктор медицинских наук, профессор, Новосибирский государственный медицинский университет; Елена Евгеньевна Вакнин, доктор психологических наук, доцент; Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; Павел Алексеевич Максименко, клинический психолог, аспирант, Новосибирский государственный медицинский университет; Вероника Алексеевна Луговенко, медицинский психолог, Детский медицинский центр «Синеглазка», Новосибирск; Диана Константиновна Иоаниди, преподаватель, Екатерина Юрьевна Мартынова, лаборант, Новосибирский государственный медицинский университет

Аннотация

В статье приведены результаты особенности совладающего поведения и детско-родительских отношений у подростков с головной болью напряжения. Под совладающим поведением в статье раскрываются особенности когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий, которые используются, чтобы совладать с психологическими трудными ситуациями. При исследовании детско-родительских отношений внимание уделяется определению установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. В качестве методик исследования используются следующие методики: анкетирование; Опросник «Подростки о родителях» Л.И. Вассермана; Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазару-

са). В основу научного исследования легло предположение о том, что подростки с головными болями напряжения будут испытывать трудности в детско-родительских отношениях, при этом в стрессовых ситуациях использовать совладающее поведение как дистанцирование. В ходе исследования было доказано, что 20% опрошенных подростков с головными болями напряжения испытывают трудности в семейных отношениях, описывая такое взаимодействия по типу «плохие отношения/постоянно ругаемся/частая агрессия». Также, подростки с головными болями напряжения при травматических событиях чаще субъективно занижают значимость и степень эмоциональной вовлеченности в эти события либо признают свою роль в возникновении проблемы и ответственности за ее решение.

Ключевые слова: совладающее поведение, копинг-стратегии, детско-родительские отношения, подростки, головные боли напряжения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p455-460

FEATURES OF COPING BEHAVIOR AND PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN

ADOLESCENTS WITH TENSION HEADACHES Aklima Nakipovna Sultanova, the doctor of medical sciences, professor, Novosibirsk State Medical University; Elena Evgenievna Vaknin, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Pediatric Medical University; Pavel Alekseevich Maksimenko, the clinical psychologist, post-graduate student, Novosibirsk State Medical University; Veronika Alekseevna Lugovenko, the medical psychologist, Sineglazka Children's Medical Center, Novosibirsk; Diana Konstantinovna Ioanidi, the teacher, Ekaterina Yurievna Martynova, the laboratory assistant, Novosibirsk State Medical University

Abstract

The article presents the results of the peculiarities of coping behavior and parent-child relationships in adolescents with tension headaches. Under coping behavior, the article reveals the characteristics of the cognitive, emotional and behavioral strategies that are used to cope with psychological difficult situations. In the study of parent-child relationships, attention is paid to determining the attitudes, behavior and methods of parenting the way their children see them in adolescence. The following methods are used as research methods: questioning; Questionnaire "Teenagers about their parents" L.I. Wasserman; Questionnaire "Methods of coping behavior" (R. Lazarus). The scientific study was based on the assumption that adolescents with tension headaches will experience difficulties in parent-child relationships, while in stressful situations they will use coping behavior as distancing. In the course of the study, it was proved that 20% of the interviewed adolescents with tension headaches experience difficulties in family relationships, describing such interactions as "bad relationships / constantly swearing / frequent aggression". Also, adolescents with tension headaches during traumatic events more often subjectively underestimate the significance and degree of emotional involvement in these events, or admit their role in the occurrence of a problem and responsibility for its solution.

Keywords: coping behavior, coping strategies, parent-child relationships, adolescents, tension headaches.

ВВЕДЕНИЕ

В жизни человек переживает ряд важных жизненных событий, в том числе травматичных, которые служат толчком для процесса адаптации и самоактуализации. Совладающее поведение реализуется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных ресурсов и ресурсов среды. Проявление стрессовой реакции на физическом и умственном уровне наблюдается уже в раннем детстве. Многочисленные исследования продемонстрировали возрастные и гендерные различия в переживании стресса и управлении им [2]. В переходный период подросткового возраста молодые люди часто испытывают более высокий уровень стресса. Это может привести к более высокой уязвимости для дезадаптивных реакций на стресс. Другими словами, подростки, у которых нет адекватных стратегий совладания с проблемами развития в период полового созревания, могут подвергаться риску более поздних физических и психических симптомов. С другой

стороны, адекватные стратегии выживания представляют собой защитный фактор. Таким образом, просвещение и профилактика имеют особое значение для возрастных групп подростков [9].

Головная боль является одним из наиболее часто предъявляемых жалоб у детей и подростков. Во всем мире наблюдается тенденция к увеличению распространённости головных болей, что во многом негативно сказывается как на психологических, так и социальных аспектах. Отмечается, что в подростковом возрасте преобладание головной боли напряжения достигает 73%. Головная боль напряжения составляет подавляющее большинство головных болей, что оказывает негативное влияние на функционирование ребенка в социуме, а также становится значительным фактором затрат, связанных со здоровьем [1]. Обнаружено, что подростки с головными болями подвергаются повышенному риску развития повторяющейся головной боли хронического характера во взрослом возрасте, а также развитие соматических патологий и психиатрических симптомов в виде депрессивных эпизодов, тревожно-фобических расстройств и нарушения адаптации [5].

Цель исследования. Изучить особенности совладающего поведения и детско-родительских отношений у подростков с головной болью напряжения.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основными методами исследования были клинико-психологический, экспериментально-психологический и метод математико-статистической обработки данных. Первую группу составили пациенты детской больницы с диагнозом головных болей напряжения в общем количестве 117 человек, среди которых 54 мальчика и 63 девочки, средний возраст группы - 15,9 лет. Вторая группа - пациенты детской больницы прошедшие сеансы психотерапии, группа состоит из 17 пациентов мужского пола и 33 пациентов женского пола, средний возраст группы - 14,6 лет. Исследование проводилось на базе ГБУЗ НСО «Го -родская детская клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Новосибирска.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первый этап исследования включал изучение особенности детско-родительских отношений. На данном этапе использовался метод анкетирование и Опросник «Подростки о родителях» Л.И. Вассермана. Семья в жизни подростка играет важную роль, а отсутствие базовой безопасности, которая складывается в детско-родительских отношениях, увеличивает индивидуальную значимость стрессовых событий для подростков с головной болью напряжения и влияет на формирование неадекватных и ограниченных стратегий поведения [8]. Анкетирование включает в себя вопросы о составе семьи и об отношениях с родными. По итогам анкетирования о родительской семье были получены следующие результаты. В общей выборке полную семью имеют 70% (83 человек) исследуемых, неполная семья - у 10% (11) респондентов. Так же 20% (23 человек) имеют полную семью с неродным родителем - с отчимом проживают 15% респондентов (17), с мачехой - 6 респондентов (5%).

Следующим в анкете стоял вопрос об отношениях в семье. Описали свои отношения с родителями как положительные, отличные или хорошие без ссор 50% респондентов (59 человек). В категорию удовлетворительных отношений входят подростки (30% - 35 респондентов), которые, описывая отношения с родителями, упоминали периодические ссоры в семье. Категория сложных отношений включает в себя ответы респондентов по типу «плохие отношения/постоянно ругаемся/частая агрессия», которые составили 20% (23 человека) от общей группы ответов. На развитие ребенка, безусловно, влияет психологический микроклимат семьи. Семейные отношения играют важную роль в формировании психологического статуса и психического здоровья подростков [7]. Изучение подростков с головной болью напряжения выявило, что в неполной семье проживают 11 ребенка (10%). Для исследования детско-родительских отношений был использован

Опросник «Подростки о родителях» Л.И. Вассермана.

При оценке отношений ребенка с матерью наибольшую выраженность показали шкалы враждебность - 29 ребенка (25%), автономность - 29 ребенка (25%) и непоследовательность - 40 ребенка (34%). Средний балл по шкалам составил 3±1,19, 3,25±0,92 и 3,5±0,53 соответственно (выраженность качества определяется авторами 4-5 баллов).

Таблица 1 - Средние значения шкал родительского отношения

Шкалы

Материнское отношение Отцовское отношение

рог Б1Я ноз лит КЕБ рог Б1Я ноз лит КЕБ

Среднее значение (М) 2,75 2,75 3 3,25 3,5 2,66 3 2,83 2,83 3,33

Стандартное отклонение (ЗБ) 1,16 0,71 1,19 0,92 0,53 1,5 1,26 1,16 0,98 0,81

При оценке отношений ребенка с отцом наибольшая выраженность выявлена по шкале непоследовательность - 33 ребенка (28%). Средний балл по шкале 3,33±0,81 (выраженность качества определяется авторами 4-5 баллов). Приведенные данные представлены в таблице 1. Согласно полученным данным, можно сделать вывод, что у подростков с головной болью напряжения родители прибегают к такому типу поведения, как непоследовательность. Данное понятие подразумевает, что родители не могут выбрать систему принципов и правил в воспитания ребенка. Они действуют в одних и тех же ситуациях по-разному - то наказывая, то поощряя. Такой тип поведения родителей может вызывать проблемы в психическом развитии ребенка, что может способствовать развитию головной боли напряжения [3].

Второй этап исследования включал изучение копинг-стратегий у подростков с головной болью напряжения с помощью Опросника «Способы совладающего поведения» (Р. Лазаруса). Способы совладающего поведения у подростков напрямую связаны со стратегиями совладания в стрессовых ситуациях у родителей. Таким образом, как матери, так и отцы вносят уникальный вклад в формирование способности детей справляться с трудностями [6]. Полученные результаты представлены в таблице 2.

У подростков с головной болью напряжения наибольшая выраженность выявлена по шкалам дистанцирование - 27 подростков (23%) и принятие ответственности - 34 детей (29%). Средний балл по шкалам составил 61,25±12,56 и 57±10,14 соответственно (выраженное предпочтение стратегии определяется авторами от 60 баллов).

Таблица 2 - Средние значение шкал копинг-стратегий у подростков с головной болью напряжения_

Шкалы Среднее значение (М) Стандартное отклонение (ЗБ)

Конфронтация 52,37 12,05

Дистанцирование 61,25 12,56

Самоконтроль 53,37 9,21

Поиск социальной поддержки 45,12 8,74

Принятие ответственности 57 10,14

Бегство-избегание 56,37 8,56

Планирование 50,12 4,22

Положительная переоценка 55 8,08

Согласно полученным данным, можно сделать вывод о том, что у подростков с головной болью напряжения наиболее выражены такие копинг-стратегии, как дистанцирование и принятие ответственности. Можно предположить, что люди с такими стратегиями легко принимают ответственность, потому что занижают значимость ситуации или проблемы.

ВЫВОДЫ

1. В общей выборке полную семью имеют 70% исследуемых, неполная семья - у 10% респондентов, 20% имеют полную семью с неродным родителем: с отчимом проживают 15% респондентов, с мачехой - 5%.

2. Отношения с родителями как положительные, отличные или хорошие без ссор имеют 50% респондентов. В категорию удовлетворительных отношений входят 30% подростков, которые, описывая отношения с родителями, упоминали периодические ссоры в семье. Категория сложных отношений составили 20% от общей группы ответов.

3. При оценке отношений ребенка с матерью наибольшую выраженность показали шкалы враждебность, автономность и непоследовательность.

4. При оценке отношений ребенка с отцом наибольшая выраженность выявлена по шкале непоследовательность.

5. У подростков с ГБН наиболее выражены такие копинг-стратегии, как дистанцирование и принятие ответственности.

Головные боли напряжения как разновидность первичных цефалгий имеет распространённый характер по представленности в общей популяции. Так же она затрагивает и подростков, оказывая своё влияние на повседневную деятельность ребенка. Особенно важной частью является помощь подростку и в так нелегкое для него время становления взрослой личности. Изучение психологических особенностей подростков с головными болями напряжения позволит разрабатывать индивидуальные программы психологической помощи, а также создать базу научных материалов по данной теме для создания усредненных для групп пациентов психокоррекционных занятий [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Тонконоженко, Н.Л. Головная боль напряжения у подростков: Основные аспекты проблемы / Н.Л. Тонконоженко, Л.В. Клиточенко, Н.В. Малюжинская // Лекарственный вестник. -2016. - № 1 (61). - C. 18-23.

2. Compas, B. Coping, emotion regulation, and psychopathology in childhood and adolescence: A meta-analysis and narrative review / B. Compas, S. Jaser, A. Bettis // Psychol bull. - 2017. - № 9. - P. 939-991

3. Cooke, J. Parent-child attachment and children's experience and regulation of emotion: A me-ta-analytic review / J. Cooke, L. Kochendorfer, K. Stuart-Parrigon // Emotion. - 2019. - № 19. - Р. 11031126.

4. Diaz-Insa, S. The myth of tension-type headache / S. Diaz-Insa // Revista de Neurología. -2014. - № 2. - P. 27-31.

5. Fearon, P. Relation between headache in childhood and physical and psychiatric symptoms in adulthood: national birth cohort study / P. Fearon, M. Hotopf // BMJ. - 2017. - № 12. - Р. 322.

6. Liga, F. The socialization of coping strategies in adolescence: the modeling role of parents / F. Liga, C. Inguglia, M. Gugliandolo // Anxiety stress coping. - 2020. - № 33. - Р. 47-58.

7. Liu, Y. Changing family relationships and mental health of Chinese adolescents: the role of living arrangements / Y. Liu, T. Ge, Q. Jiang // Public Health. - 2020. - № 10. - Р. 110-115.

8. Marchenko, V. The role of family and school in the development of primary headaches in adolescents / V. Marchenko, K. Stepanchenko // Wiad Lek. - 2018. - № 71. - Р. 1492-1496.

9. Stelzig, O. Coping with stress during childhood and adolescence / O. Stelzig, K. Sevecke // Prax kinderpsychol kinderpsychiatr. - 2019. - № 68. - P. 592-605.

REFERENCES

1. Tonkonozhenko, N.L., Klitochenko, L.V., and Malyuzhinskaya N.V. (2016), "Tension headache in adolescents: The main aspects of the problem", Medicinal Bulletin, No.1, pp. 18-23.

2. Compas, B., Jaser, S. and Bettis, A. (2017), "Coping, emotion regulation, and psychopathology in childhood and adolescence: A meta-analysis and narrative review ", Psychol bull, Vol. 9, pp. 939-991.

3. Cooke, J., Kochendorfer, L. and Stuart-Parrigon, K. (2019), "Parent-child attachment and children's experience and regulation of emotion: A meta-analytic review", Emotion, Vol. 19, pp. 1103-1126.

4. Diaz-Insa, S. (2014), "The myth of tension-type headache", Revista de Neurología, Vol. 2, pp.

27-31.

5. Fearon, P. and Hotopf, M. (2017), "Relation between headache in childhood and physical and psychiatric symptoms in adulthood: national birth cohort study", BMJ, Vol. 12, pp. 322.

6. Liga, F., Inguglia, C. and Gugliandolo, M (2020), "The socialization of coping strategies in adolescence: the modeling role of parents", Anxiety stress coping, Vol. 33, pp. 47-58.

7. Liu, Y., Ge, T. and Jiang, Q. (2020), "Changing family relationships and mental health of Chinese adolescents: the role of living arrangements", Public Health, Vol. 10, pp. 110-115.

8. Marchenko, V. and Stepanchenko, K. (2018), "The role of family and school in the development of primary headaches in adolescents", WiadLek, Vol. 71, pp. 1492-1496.

9. Stelzig, O. and Sevecke, K. (2019), "Coping with stress during childhood and adolescence", Prax kinderpsychol kinderpsychiatr, Vol. 68, pp. 592-605.

Контактная информация: maks.pawel2011@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 25.07.2021

УДК 159.91+371

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ

РАБОТНИКОВ

Наталья Станиславовна Тимченко, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой, Юлия Юрьевна Кочетова, кандидат философских наук, доцент, Светлана Викторовна Миронова, кандидат социологических наук, доцент, Валерия Александровна Тупикина, студентка, Алтайский государственный медицинский

университет, Барнаул

Аннотация

Статья посвящена проблеме эмоционального интеллекта. Авторами были проанализированы научные работы, посвященные различным аспектам эмоционального интеллекта, определены основные теоретические позиции по определению структуры эмоционального интеллекта. Цель работы: определить уровень эмоционального интеллекта студентов медицинского вуза. Для определения уровня сформированном^ эмоционального интеллекта нами было проведено тестирование по методике Н. Холла. На основе полученных результатов сделан вывод о недостаточном уровне отдельных компонентов эмоционального интеллекта, что может быть препятствием к развитию коммуникативных навыков медицинских работников. Авторами были предложены педагогические пути развития эмоционального интеллекта студентов-медиков.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, студенты, коммуникативные компетенции, медицина.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p460-464

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE MEDICAL PROFESSIONALS

Natalia Stanislavovna Timchenko, the doctor of Sociological sciences, professor, department

chair, Yuliya Yurievna Kochetova, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Svetlana Viktorovna Mironova, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Valeria Aleksandrovna Tupikina, the student, Altai State Medical University, Barnaul

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

The article is devoted to the problem of emotional intelligence. The authors analyzed the scientific works devoted to various aspects of emotional intelligence, they identified the main theoretical positions on the definition of the structure of emotional intelligence. Objective: to determine the level of emotional intelligence of medical university students. To determine the level of emotional intelligence formation, we conducted testing by using the method of N. Hall. Based on the results obtained, it is concluded that the level of individual components of emotional intelligence is insufficient, which may be an obstacle to the development of communication skills of medical professionals. The authors proposed pedagogical ways to develop the emotional intelligence of medical students.

Keywords: emotional intelligence, students, communication skills, medicine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.