Научная статья на тему 'СЕМЬЯ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

СЕМЬЯ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
204
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОВЛАДАНИЕ / ПОДРОСТКИ / СЕМЬЯ / ПАНДЕМИЯ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егоров Илья Владимирович, Мартьянова Галина Юрьевна

В статье приведены результаты пилотажного исследования психологического состояния подростков в период пандемии COVID-19. Анализируются данные общего эмоционального фона, субъективного ощущения социальной изолированности и склонности к девиантным формам поведения у испытуемых 12-15 лет. Авторы проверяют гипотезу о том, что в семьях, успешно совладающих с напряжением пандемии, у подростков показатели социально-психологической адаптации оптимальны. Для участия в исследовании были выбраны жители московского региона (родители и подростки). Этот российский регион оказался в зоне наибольшей опасности заражения коронавирусной инфекцией и беспрецедентных мер по ограничению распространения COVID-19. Исследование проводилось в декабре 2020 г. - январе 2021 г., во вторую волну дистанционного обучения, непосредственно перед снятием основных ограничений. Поскольку пандемия оказывает воздействие на эмоциональное состояние, усиливая негативные переживания, а связанные с ней ограничительные меры провоцируют депривационные синдромы, данные опроса родителей дополнялись информацией о субъективном ощущении подростками эмоционального и социального благополучия - неблагополучия. Для этого применялись: «Шкала субъективного ощущения одиночества» и российская версия методики PANAS. Учитывая мнение о том, что длительное влияние пандемии вызывает отклонения в поведении подростков, была проведена диагностика склонности к девиантному поведению. Показано, что в зависимости от степени удовлетворенности родителей способами совладания с трудностями пандемии, подростки характеризуются позитивными тенденциями адаптации: наличием положительных эмоциональных переживаний, актуализированной потребностью в общении, отсутствием сформированных моделей девиантного поведения. Эпизодически встречающиеся отклонения объясняются напряжением самой ситуации неопределенности и ее новизной. Отсутствие семейного и индивидуального опыта совладания с такими ситуациями и определяет отдельные нарушения в поведении и переживании. Полученные данные определяют возможность проведения последующего исследования о детерминации способов адаптации подростков к трудным ситуациям семейными факторами: экономическим и социокультурным статусами родителей, материальным положением семьи, ее полнотой, степенью реализации каждого члена семьи, спецификой супружеского совладания и другими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Егоров Илья Владимирович, Мартьянова Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AS A RESOURCE OF SOCIALLY ADAPTIVE BEHAVIOUR OF ADOLESCENTS DURING THE PANDEMIC: RAISING THE QUESTION

This article presents the results of a pilot study of the psychological state of adolescents during the Covid-19 pandemic. It analyses the data on the general emotional background, subjective feeling of social isolation and a tendency to deviant forms of behaviour in subjects aged 12-15. The authors test the hypothesis that in families successfully coping with the stress of the pandemic, adolescents have good indicators of socio-psychological adaptation. Residents of Moscow City and Moscow Region (parents and adolescents) were selected to participate in the study. This Russian region has been a zone of greatest risk of coronavirus infection and of unprecedented measures to limit the spread of COVID-19. The study was conducted in December 2020 - January 2021, in the second wave of distance education, just before the removal of major restrictions. Since the pandemic affects the emotional state, intensifying negative experiences, and the associated restrictive measures provoke deprivation syndromes, the data from the parent survey were supplemented with information about the subjective feelings of emotional and social well-being/not well-being of adolescents. To do this, we used the “Scale of subjective feeling of loneliness” and the Russian version of the PANAS method. Taking into account the theoretical opinion that a long stay in a pandemic causes deviation in adolescent behaviour, a diagnosis of a tendency to deviant behavior was proposed. It is shown that, depending on the satisfaction of parents with their ways of coping with difficulties of the pandemic, adolescents are characterised by positive tendencies of adaptation, i.e. the presence of positive emotional experiences, an actualised need for communication, the absence of deviant behaviour models. Occasional deviations are explained by the tension in the situation of uncertainty itself and its novelty. The lack of family and individual experience of coping with such situations determines individual disturbances in activity and behaviour. The data obtained make it possible to continue research in the direction of studying the determination of adolescents in adapting to difficult situations by family factors: the economic and socio-cultural status of the parents, the financial situation of the family, its completeness, the specifics of conjugal coping and others.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Егоров Илья Владимирович, канд. психол. наук, доцент Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ) Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1 egorov_cpti@mail.ru

2021. Вып. 61. С. 11-25

Б01: 10.153827sturIV202161.H-25

ОИСГО: 0000-0002-7302-5335

Мартьянова Галина Юрьевна, канд. психол. наук, доцент Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ) Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1

0КСГО:0000-0003-4841-5355

Семья как ресурс

СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В период пандемии: постановка проблемы

Аннотация: В статье приведены результаты пилотажного исследования психологического состояния подростков в период пандемии СОУГО-19. Анализируются данные общего эмоционального фона, субъективного ощущения социальной изолированности и склонности к девиантным формам поведения у испытуемых 12—15 лет. Авторы проверяют гипотезу о том, что в семьях, успешно совладающих с напряжением пандемии, у подростков показатели социально-психологической адаптации оптимальны. Для участия в исследовании были выбраны жители московского региона (родители и подростки). Этот российский регион оказался в зоне наибольшей опасности заражения коронавирусной инфекцией и беспрецедентных мер по ограничению распространения СОУГО-19. Исследование проводилось в декабре 2020 г. — январе 2021 г., во вторую волну дистанционного обучения, непосредственно перед снятием основных ограничений. Поскольку пандемия оказывает воздействие на эмоциональное состояние, усиливая негативные переживания, а связанные с ней ограничительные меры провоцируют депривационные синдромы, данные

© Егоров И. В., Мартьянова Г. Ю., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 11—25.

И. В. Егоров, Г. Ю. Мартьянова

опроса родителей дополнялись информацией о субъективном ощущении подростками эмоционального и социального благополучия — неблагополучия. Для этого применялись: «Шкала субъективного ощущения одиночества» и российская версия методики PANAS. Учитывая мнение о том, что длительное влияние пандемии вызывает отклонения в поведении подростков, была проведена диагностика склонности к девиантному поведению. Показано, что в зависимости от степени удовлетворенности родителей способами совладания с трудностями пандемии, подростки характеризуются позитивными тенденциями адаптации: наличием положительных эмоциональных переживаний, актуализированной потребностью в общении, отсутствием сформированных моделей девиантного поведения. Эпизодически встречающиеся отклонения объясняются напряжением самой ситуации неопределенности и ее новизной. Отсутствие семейного и индивидуального опыта совладания с такими ситуациями и определяет отдельные нарушения в поведении и переживании. Полученные данные определяют возможность проведения последующего исследования о детерминации способов адаптации подростков к трудным ситуациям семейными факторами: экономическим и социокультурным статусами родителей, материальным положением семьи, ее полнотой, степенью реализации каждого члена семьи, спецификой супружеского совладания и другими.

Ключевые слова: адаптация, совладание, подростки, семья, пандемия, самоизоляция, девиантное поведение.

Современная ситуация развития, в которую оказались вовлеченными все дети и подростки, предъявляет повышенные требования к способам совладания с новыми и неопределенными условиями. Сегодня выделяют две группы факторов риска неблагоприятного развития, обусловленные пандемией COVID-19: 1) прямое воздействие инфекции на организм человека; 2) защищающие от возможности заражения факторы, прежде всего связанные с ограничением физической и социальной активности. И если частота распространения коронавирусной инфекции среди подростков невелика, а течение заболевания легкое, то воздействие мер профилактики может негативно сказываться на качестве их жизни. Введение карантинных мероприятий, режима самоизоляции, перевод на дистанционные формы обучения, запрет на посещение активных досуговых мероприятий, отмена дополнительного образования и целый ряд других ограничений привели к серьезным изменениям в жизнедеятельности подростков. Уже сейчас прогнозируется, что по сравнению со взрослыми эта пандемия может иметь пролонгированные негативные последствия именно для детей и подростков.

После первой волны эпидемиологической напряженности Министерство здравоохранения РФ опубликовало статистику, в соответствии с которой самоизоляция и дистанционное обучение стали факторами риска психологического неблагополучия у 83,8% российских школьников. Китайские исследователи в это же время фиксировали увеличение уровня стресса, тревоги и депрессив-ности у 30% детей и подростков1. На превышение уровня раздражительности,

1 Cm.: Jiao W. Y., Wang L. N., Liu J., Fang S. F., Jiao F. Y., Pettoello-Mantovani M., Somekh E. Behavioral and emotional disorders in children during the COVID-19 epidemic // The Journal of Pediatrics. 2020. № 221. P. 264-266.

проявление гнева, агрессии и аутоагрессии указывают ученые из Индии2, Бразилии3, Испании4. По мере экстраполяции ситуации пандемии отмечается и усиление негативной симптоматики подростков в США, Европе, Азии, России. Так, среди родителей итальянских детей и подростков возрастает тревога по поводу потенциальной угрозы детских суицидов, самоповреждающего поведения5, сообщается об увеличении зависимого поведения, конфликтности, одиночества6.

Сравнивая результаты исследований влияния пандемии на подростков, можно заметить следующую тенденцию: если в начале большинство авторов обращают внимание на тревожную симптоматику, обусловленную возможностью заражения и введением защитных мер, то по мере пролонгации ситуации исследовательский акцент смещается на изучение нарушений поведения вследствие деформации семейного совладания. Т. И. Бонкало, Т. Ю. Маринова, С. В. Феоктистова и С. В. Шмелева показали, что в семьях, где есть подросток, супружеские и детско-родительские копинги оказываются малоэффективными7. В то же время L. H. C. Janssen и соавт. определяют чувство социальной связанности подростков и родителей условием совместного совладания с неопределенностью во время самоизоляции8.

По нашему мнению, семейная адаптация как социальный феномен выступает ресурсом подросткового совладания. Однако не каждая семья способна противостоять угрозам пандемии. Например, по данным F. Reiss и соавт., в большей опасности оказываются семьи с низкими социально-экономическим и культурно-образовательным статусами, семьи, находящиеся на миграционном положении, не имеющие гарантированного социального и медицинского обеспечения, семьи с детьми с особыми потребностями, неполные семьи и др. Для подростка это становится неблагоприятным, в том числе из-за ограничения или

2 См.: Saurabh K., Ranjan S. Compliance and psychological impact of quarantine in children and adolescents due to covid19 pandemic // Indian J. Pediatr. 2020. Vol. 87. № 7. P. 532-536.

3 См.: Garcia de Avila M. A., Hamamoto Filho P. T., Jacob F., Alcantara L. R. S., Berghammer M., Jenholt Nolbris M., Olaya-Contreras P., Nilsson S. Children's anxiety and factors related to the COVID-19 pandemic: an exploratory study using the children's anxiety questionnaire and the numerical rating scale // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020. Vol. 17. № 16. P. 5757.

4 См.: Ezpeleta L., Navarro J. B., de la Osa N., Trepat E., Penelo E. Life conditions during COVID-19 lockdown and mental health in spanish adolescent // № 19. P. 7327.

5 См.: Fontanesi L., Marchetti D., Mazza C., Di Giandomenico S., Roma P., Verrocchio M. C. The effect of the COVID-19 lockdown on parents: A call to adopt urgent measures // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2020. Vol. 12. P. 79-81.

6 См.: Hawes M. T., Szenczy A. K., Klein D. N., Hajcak G., Nelson B. D. Increases in depression and anxiety symptoms in adolescents and young adults during the COVID-19 pandemic // Psychological Medicine. 2021. Vol. 52. № 1. P. 1-9.

7 См.: Бонкало Т. И., Маринова Т. Ю., Феоктистова С. В., Шмелева С. В. Диадические копинг-стратегии супругов как фактор латентных дисфункциональных отношений в семье: опыт эмпирического исследования в условиях пандемии // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 3. C. 35-50.

8 См.: Janssen L. H. C., Kullberg M-L. J., Verkuil B., van Zwieten N., Wever M. C. M., van Houtum L. et al. Does the COVID-19 pandemic impact parents' and adolescents' well-being? An EMA-study on daily affect and parenting // PLoS ONE. 2020. № 15 (10). e0240962.

полного отсутствия возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей9.

Данные российских авторов, полученные на материале неблагополучных семей, позволяют выделить основные факторы, детерминирующие искажения в детско-родительских взаимоотношениях и приводящие к нарушенному состоянию и поведению подростков в социуме. Это, например, структурные характеристики — неполная семья, семья в ситуации развода, многодетная семья, или функциональные характеристики — материальное обеспечение с доходом ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи, неудовлетворительные жилищные условия, невысокий уровень образования родителей. Негативные последствия для детского развития могут иметь и индивидуальные особенности родителей, связанные с алкогольной, наркотической зависимостью одного или двух родителей, равнодушием к школьной жизни и детскому досугу, непониманием и беспомощностью родителей в собственной педагогической функции и т. д.10 Т. П. Опекиной и Н. С. Шиповой на российской выборке было показано, как эти характеристики деформируют способы семейного совладания в период пандемии11.

В психологии развития принято связывать эмоциональное состояние детей с переживанием стрессовой напряженности родителями12. Это вполне правомерно и по отношению к пандемии COVID-19. Поскольку психическое реагирование подростков и родителей тесно переплетены, то модель родительского поведения будет транслировать ребенку образец совладания с ситуацией, для рефлексии которой им не хватает полностью самостоятельного опыта13. При этом следует учитывать, что подобная родительская модель может стать и фактором риска, и фактором-протектором14.

Мы предположили, что в семьях, где родители удовлетворены результатами собственных действий по совладанию с напряжением в трудной ситуации, и подростки оптимально адаптируются к требованиям ситуации. Проверить такую гипотезу можно только в реальных условиях жизнедеятельности. В качестве экспериментальной ситуации для пилотажного исследования была выбрана

9 См.: Reiss F., Meyrose A. K., Otto C., Lampert T., Klasen F., Ravens-Sieberer U. Socioeconomic status, stressful life situations and mental health problems in children and adolescents: Results of the German BELLA cohort-study // PLoS ONE. 2019. № 14 (3). e0213700.

10 См.: Шнейдер Л. Б. Семейная проблематика в эмпирических исследованиях. М., 2009. С. 163-168.

"См.: Опекина Т. П., Шипова Н. С. Семья в период самоизоляции: стрессы, риски и возможности совладания // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 3. С. 121-128.

12 См.: Егоров И. В., Конышева Н. М., Бадулина О. И., Зверева М. В., Горбаткина И. М., Романенко Н. Л., Муртазина Н. А., Бочарникова М. А., Прохорова А. В., Семенюк Н. М. Эмоциональное благополучие и поддержание здоровья детей в системе предшкольного и начального образования // Начальная школа. 2012. № 3. С. 43-71.

13 См.: Мартьянова Г. Ю. Самодетерминация субъекта напряженной ситуации: антропо-психологический подход // Психология и психотехника. 2016. № 10. С. 829-833.

14 См.: Герасимова А. А., Холмогорова А. Б. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. C. 31-40.

пандемия COVID-19 как ситуация неопределенных требований и повышенной стрессовой нагрузки, длящаяся с апреля 2020 г. и имеющая негативную информационную коннотацию.

Методы исследования

Исследование проводилось на родителях и подростках. Для участия в эксперименте были выбраны жители московского региона. Именно этот российский регион оказался в зоне наибольшей опасности заражения коронавирусной инфекцией и беспрецедентных мер по ограничению распространения COVID-19. Исследование проводилось в декабре 2020 г. — январе 2021 г., во вторую волну дистанционного обучения, непосредственно перед снятием основных ограничений.

На первом этапе исследования родителям предлагалось определить изменения, которые произошли в их семьях в связи с пандемией, и оценить, насколько успешно они справились с этими изменениями. Основным критерием отбора участников было их субъективное мнение о том, что с большинством трудностей они смогли справиться. В результате в эксперименте приняли участие 88 семей. В каждой семье родители самостоятельно определяли, кто из них будет экспертом по оценке ситуации.

На втором этапе родителям-экспертам предлагалось заполнить опросник удовлетворенности разными сферами жизнедеятельности в связи с изменениями, которые произошли в их семьях в период пандемии. Опросник включал 11 пунктов: 1) общее самочувствие, активность, настроение; 2) материальное положение семьи; 3) жилищные условия; 4) профессиональная деятельность; 5) собственное образование; 6) состояние здоровья родителя; 7) отношения с родными и близкими; 8) супружеские отношения; 9) отношения с детьми; 10) состояние здоровья детей; 11) характер и поведение детей. Выраженность каждого из пунктов опросника оценивалась от 1 до 5 по шкале Лайкерта.

Поскольку пандемия оказывает воздействие на эмоциональное состояние, усиливая негативные переживания, а связанные с ней ограничительные меры провоцируют депривационные синдромы, данные опроса родителей дополнялись информацией о субъективном ощущении подростками собственного эмоционального и социального благополучия — неблагополучия. Для этого применялись «Шкала субъективного ощущения одиночества: UCLA Loneliness Scale» (D. Russell, L. A. Peplau, M. L. Ferguson) и российская версия методики PANAS (ШПАНА, Е. Н. Осина). Учитывая теоретическое мнение о том, что длительное нахождение на самоизоляции вызывает отклонения в поведении подростков, нами также была проведена диагностика склонности к девиантному поведению с помощью опросника СДП (Э. В. Леус, А. Г. Соловьев).

Основные характеристики выборки родителей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика выборки родителей (и = 88)

Характеристика Значение Кол-во исп. %

Возраст опрошенных родителей 31-45 лет 73 83

46-55 лет 15 17

Всего испытуемых 88 100

Пол опрошенного родителя Жен. 78 88,6

Муж. 10 11,4

Всего испытуемых 88 100

Образование опрошенного родителя Полное среднее 6 6,8

Начальное профессиональное 1 1,1

Среднее профессиональное 7 8

Высшее 68 77,3

Высшее с ученой степенью 6 6,8

Всего испытуемых 88 100

Регион проживания г. Москва 65 73,9

Московская область 23 26,1

Полнота семья Полная 77 87,5

Неполная 11 12,5

Всего испытуемых 88 100

Наличие братьев/сестер у опрошенного ребенка Есть братья/сестры 55 62,5

Единственный ребенок в семье 33 37,5

Всего испытуемых 88 100

Уровень финансового благополучия семьи «Живем, ни в чем себе не отказывая» 1 1,1

«Хватает вполне, еще делаем сбережения» 34 38,6

«В основном хватает, но делать сбережения не получается» 43 48,9

«Хватает только на самое необходимое (прежде всего, на питание)» 10 11,4

Всего испытуемых 88 100

Из 88 семей полных было 87,5%, неполных — 12,5%. Семей с единственным ребенком — 37,5%, с двумя детьми — 46,6%, многодетных семей — 15,9%. Семьи представлены матерями в 88,6% случаев и отцами в 11,4% случаев. Возраст испытуемых от 31 до 55 лет, средний возраст — 41,2 года. Все респонденты русскоязычные, 73,9% из них проживают в г. Москве, 26,1% — в Московской области.

Чаще всего по выборке у родителей — высшее образование (77,3%), у 6,8% имеется ученая степень, со средним профессиональным образованием было 8% испытуемых, с начальным профессиональным — 1,1% и с полным средним —

6,8%.

По субъективным оценкам испытуемых, семей с высоким уровнем дохода («Живем, ни в чем себе не отказывая» и «Можем делать сбережения») было 39,8%, с достаточным доходом («Хватает на основное, но делать сбережения не всегда получается») — 48,9% и с низким уровнем («Хватает только на самое необходимое») было 11,4% (10 семей). Все испытуемые отметили, что их финансовое состояние существенно не пострадало в период пандемии: не снижался доход семьи более чем на 10%, не было увольнений, сокращений, долгих ограничений профессиональной деятельности.

Описание выборки опрошенных подростков в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика выборки подростков (п = 88)

Характеристика Значение Кол-во исп. %

Возраст опрошенных подростков 12 лет 13 14,8

13 лет 33 37,5

14 лет 14 15,9

15 лет 28 31,8

Всего испытуемых 88 100

Пол опрошенных подростков Жен. 39 44,3

Муж. 49 55,7

Наличие проблем со здоровьем Есть 16 18,2

Нет 72 81,8

Всего испытуемых 88 100

Наличие братьев/сестер у опрошенного ребенка Есть братья/сестры 55 62,5

Единственный ребенок в семье 33 37,5

Всего испытуемых 88 100

Место учебы Школа 78 88,7

Гимназия 9 10,2

Техникум 1 1,1

Всего испытуемых 88 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В выборку подростков вошло 88 чел., в том числе мальчиков — 55,7%, девочек — 44,3%. Испытуемых в возрасте 12 лет было 14,8%, 13 лет — 37,5%, 14 лет — 15,9% и 15 лет — 31,8%. 16 человек (18,2%) имели проблемы со здоровьем, 72 человека (81,8%) — нет. У 62,5% испытуемых есть братья и сестры, 37,5% являются единственными детьми в семье. В основном подростки обучаются в школе

(88,7%), девять человек (10,2%) учатся в гимназии и один человек (1,1%) является обучающимся ссуза.

Результаты пилотажного исследования

Средние значения опросника удовлетворенности жизнью (таблица 3) имеют примерно равное распределение по пунктам.

Таблица 3

Средние значения выраженности удовлетворенности жизнью у испытуемых-родителей

Показатели Самочувствие, активность, настроение Материальное положение Жилищные условия Пр о фессиональная деятельность Образование родителя Состояние здоровья родителя Отношения с родными и близкими Супружеские отношения Отношения с детьми Состояние здоровья детей Характер и поведение детей

Ср.значение 3,9 3,65 3,92 4 4,21 3,94 4,33 4,3 4,4 4,31 4,1

Ср. отклонение 0,38 0,64 0,64 0,57 0,57 0,5 0,57 0,71 0,54 0,53 0,46

Наименьшими значениями выражена удовлетворенность материальным положением, наивысшими — отношения с родными и близкими. При этом важно отметить, что по выборке испытуемых диапазон выраженности степени удовлетворенности по всем сферам жизнедеятельности находится в границах 3,65—4,33 балла, что соответствует повышенным значениям и не позволяет в полной мере определить доминирование какой-то одной сферы. Достаточно высокие значения опросника косвенно подтверждают нашу мысль, что родители, участвующие в эксперименте, уверенно оценивают возможности своих семей по совладанию с ситуацией пандемии СОУГО-19.

Данные опроса родителей об общей удовлетворенности жизнью согласуются с данными диагностики эмоционального и социального благополучия — неблагополучия их детей.

Средние значения выборки подростков по шкале субъективного ощущения одиночества — 14,44 (± 8,0), что соответствует низким показателям по методике. Анализ распределения испытуемых-подростков по уровням социальной изолированности (таблица 4) показал, что ощущение одиночества ярко выражено только у двух подростков (2,2% случаев). 72 (81,9%) испытуемых не ощущают себя оторванными от социальных контактов, не переживают чувства одиноче-

ства. У 14 (15,9%) подростков эпизодически возникает ощущение одиночества и социальной изолированности.

Таблица 4

Распределение испытуемых-подростков по уровням эмоционального и социального благополучия — неблагополучия

Оценка подростками субъективного ощущения одиночества и социальной изолированности (по результатам UCLA Loneliness Scale)

Уровни социальной изолированности Низкий Средний Высокий

Количество испытуемых 72 14 2

% 81,9 15,9 2,3

Оценка подростками собственного эмоционального состояния (по результатам методики ШПАНА)

Выраженность эмоционального аффекта Преобладает позитивный аффект (на одно и более среднее отклонение) Преобладает негативный аффект (на одно и более среднее отклонение) Позитивный и негативный аффекты на одном уровне (разница между показателями менее одного среднего отклонения)

Количество испытуемых 70 3 15

% 79,6 3,4 17

Также в большинстве случаев по выборке подростков проявляется позитивный эмоциональный аффект. Среднее значение позитивного аффекта ситуации по методике ШПАНА — 33,1 (± 6,1). 70 подростков (79,6%) характеризуют себя как бодрых, радостных, вдохновленных, решительных, уверенных, смелых. Негативная модальность детских переживаний отмечается у трех испытуемых (3,4%). Среднее негативного аффекта по выборке — 19,8 (± 5,1). Этим подросткам свойственно описывать себя как злых, испуганных, виноватых, нервных, расстроенных. Еще 15 подросткам (17% случаев) свойственно гармоничное реагирование на стимулы ситуации и позитивными, и негативными эмоциями.

Данные исследования склонности подростков к девиантному поведению представлены в таблице 5.

Таблица 5

Выраженность признаков девиантного поведения у испытуемых подростков

Показатели девиантного поведения/ Признаки социально-психологической адаптации/

среднее значение

Социально обусловленное поведение/16,80 (± 2,76) Преобладает индивидуализация Выражена подростковая реакция группирования Сформирована модель социально-обусловленного поведения

Количество испытуемых 1 73 14

% 1,1 83 15,9

Делинквентное (допротивоправное) поведение/6,88 (± 2,92) Признаки делинквентного поведения отсутствуют Обнаружена ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению Сформирована модель делинквентного поведения

Количество испытуемых 74 14 0

% 84,1 15,9 0

Зависимое (аддиктивное) поведение/5,44 (± 2,56) Признаки зависимого поведения отсутствуют Обнаружена ситуативная предрасположенность к зависимому Сформирована модель зависимого поведения

поведению

Количество испытуемых 83 5 0

% 94,3 5,7 0

Агрессивное поведение/ 7,54 (± 3,75) Признаки агрессивного поведения отсутствуют Обнаружена ситуативная предрасположенность к агрессивному Сформирована модель агрессивного поведения

поведению

Количество испытуемых 64 22 2

% 72,7 25 2,3

Самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение/8,65 (± 3,62) Признаки аутоагрессивного поведения отсутствуют Обнаружена ситуативная предрасположенность к аутоагрессивному Сформирована модель аутоагрес-сивного поведения

поведению

Количество испытуемых 60 26 2

% 68,2 29,5 2,3

Сравнение индивидуальных показателей испытуемых по шкале социально обусловленного поведения со средними (16,80) позволяют охарактеризовать большинство подростков как адаптивных к ситуации. У 73 подростков (83% всех случаев) проявляется потребность в принадлежности к группе, центрация на групповых целях, идеалах, ценностях, что полностью соответствует содержанию ведущей деятельности в данном возрасте. 14 испытуемых (15,9%) демонстрируют выраженную модель группового поведения, что можно условно отнести к ситуативным нарушениям социализации, при котором отмечается чрезмерное требование к групповой принадлежности. Неадаптивная форма социализации в виде изоляции, ухода от общения с группой, замкнутости отмечается только у одного испытуемого (1,1%). Сопоставляя полученные результаты с данными по шкале субъективного ощущения одиночества, можно констатировать, что в целом у подростков отсутствуют коммуникативные нарушения, снижено ощущение социальной изоляции, выраженность потребности в общении находится в актуальной зоне удовлетворения.

В ходе исследования был установлен позитивный факт отсутствия сформированных моделей делинквентного и аддитивного поведения. Ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению обнаружена в 15,9% случаев, зависимого (аддиктивного) — в 5,7%. Агрессивное и аутоагрессивное поведение на уровне сформированной модели отмечается в 2,3% случаев, эпизодические проявления агрессивности бывают у 25% подростков, незначительно чаще встречается ситуативная предрасположенность к аутоагрессивности (29,5%).

Анализируя совокупность показателей склонности к девиантному поведению по выборке испытуемых, важно отметить тенденцию к доминированию адаптивных форм. Ситуативную обусловленность агрессии и аутоагрессии можно объяснить ограниченными возрастными возможностями подросткового возраста и повышенной напряженностью ситуации пандемии. Ее неопределенность в биологическом и социальном планах детерминирует тревогу при отсутствии выработанных способов совладания. Подростковый возраст легко компенсирует тревожно-стрессовую симптоматику повышенной возбудимостью, и агрессивность становится способом отреагирования тревоги. Вместе с тем обратим еще раз внимание на то, что подобные реакции ситуативны и выражены у малого числа испытуемых.

Выводы

Обобщая результаты проведенного исследования, заключим, что в семьях, стабильно совладающих с ситуацией пандемии, подростки отличаются эмоциональным благополучием, социальной активностью, психологически адаптивным поведением.

Эпизодически встречающиеся отклонения объясняются напряжением самой ситуации неопределенности и ее новизной. Отсутствие семейного и индивидуального опыта совладания с такими ситуациями и определяет отдельные нарушения в поведении и переживании.

С учетом того, что в выборку родителей вошли испытуемые с достаточно высоким социокультурным уровнем и устойчивым социо-экономическим статусом, можно говорить о том, что образование, материальное положение, профессиональная занятость и другие характеристики могут выступать ресурсами семейного совладания с трудной ситуацией при условии удовлетворенности ими членов семьи.

Полученные нами результаты пилотажного исследования не позволяют ответить на вопросы детерминации адаптации подростков семейными факторами, но определяют перспективной следующую задачу: выявление предикторов семейного совладания с трудными ситуациями, выступающими содержанием адаптационного потенциала подростка.

Список литературы

Бонкало Т. И., Маринова Т. Ю., Феоктистова С. В., Шмелева С. В. Диадические копинг-стратегии супругов как фактор латентных дисфункциональных отношений в семье: опыт эмпирического исследования в условиях пандемии // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 3. C. 35-50. doi:10.17759/sps.2020110303. Герасимова А. А., Холмогорова А. Б. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. C. 31-40. doi:10.17759/pse.2020250603. Егоров И. В., Конышева Н. М., Бадулина О. И., Зверева М. В., Горбаткина И. М., Рома-ненко Н. Л., Муртазина Н. А., Бочарникова М. А., Прохорова А. В., Семенюк Н. М. Эмоциональное благополучие и поддержание здоровья детей в системе предшкольно-го и начального образования // Начальная школа. 2012. № 3. С. 43-71. Мартьянова Г. Ю. Самодетерминация субъекта напряженной ситуации: антропо-психологический подход // Психология и психотехника. 2016. № 10. С. 829-833. doi: 10.7256/2454-0722.2016.10.22070. Опекина Т. П., Шипова Н. С. Семья в период самоизоляции: стрессы, риски и возможности совладания // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 3. С. 121-128. doi:10.34216/2073-1426-2020- 26-3-121-128. Шнейдер Л. Б. Семейная проблематика в эмпирических исследованиях. М., 2009. Ezpeleta L., Navarro J. B., de la Osa N., Trepat E., Penelo E. Life conditions during COVID-19 lockdown and mental health in Spanish adolescent // Int. J. Environ. Res. Public. Health. 2020. Vol. 17. № 19. P. 7327. URL: https ://doi.org/10.3390/ijerph1719732727. Fontanesi L., Marchetti D., Mazza C., Di Giandomenico S., Roma P., Verrocchio M. C. The effect of the COVID-19 lockdown on parents: A call to adopt urgent measures // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2020. Vol. 12. P. 79-81. URL: http://dx.doi. org/10.1037/tra0000672. Garcia de Avila M. A., Hamamoto Filho P. T., Jacob F., Alcantara L. R. S., Berghammer M., Jenholt Nolbris M., Olaya-Contreras P., Nilsson S. Children's anxiety and factors related to the COVID-19 pandemic: an exploratory study using the children's anxiety questionnaire and the numerical rating scale // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020. Vol. 17. № 16. P. 5757. URL: https://doi.org/10.3390/jerph17165757. Hawes M. T., Szenczy A. K., Klein D. N., Hajcak G., Nelson B. D. Increases in depression and anxiety symptoms in adolescents and young adults during the COVID-19 pandemic // Psychological Medicine. 2021. Vol. 52. № 1. P. 1-9. URL: https://doi.org/10.1017/ S0033291720005358

Janssen L. H. C., Kullberg M-L. J., Verkuil B., van Zwieten N., Wever M. C. M., van Houtum L., et al. Does the COVID-19 pandemic impact parents' and adolescents' well-being? An EMA-study on daily affect and parenting // PLoS ONE. 2020. № 15 (10). e0240962. URL: https:// doi.org/10.1371/journal.pone.0240962.

Jiao W. Y., Wang L. N., Liu J., Fang S. F., Jiao F. Y., Pettoello-Mantovani M., Somekh E. Behavioral and emotional disorders in children during the COVID-19 epidemic // The Journal of Pediatrics. 2020. № 221. P. 264-266. URL: https://doi.org/10.1016/jjpeds.2020.03.013.

Reiss F., Meyrose A. K., Otto C., Lampert T., Klasen F., Ravens-Sieberer U. Socioeconomic status, stressful life situations and mental health problems in children and adolescents: Results of the German BELLA cohort-study // PLoS ONE. 2019. № 14 (3). e0213700. URL: https :// doi.org/10.1371/journal.pone.0213700.

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7829493/ — CR21

Saurabh K., Ranjan S. Compliance and psychological impact of quarantine in children and adolescents due to COVID-19 pandemic // Indian J. Pediatr. 2020. Vol. 87. № 7. P. 532536.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2021. Vol. 61. P. 11-25 DOI: 10.15382/sturIV202161.11-25

Ilya Egorov,

Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University 4/1, Vtoroi Sel'skokhoziaistvennyi proezd, Moscow 129226, Russian Federation egorov_cpti@mail.ru ORCID: 0000-0002-7302-5335

Galina Mart'yanova, Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University 4/1, Vtoroi Sel'skokhoziaistvennyi proezd, Moscow 129226, Russian Federation g.martyanova@mail.ru ORCID: 0000-0003-4841-5355

Family as a Resource of Socially Adaptive Behaviour of Adolescents During the Pandemic: Raising the Question

I. Egorov, G. Mart'yanova

Abstract: This article presents the results of a pilot study of the psychological state of adolescents during the Covid-19 pandemic. It analyses the data on the general emotional background, subjective feeling of social isolation and a tendency to deviant forms of behaviour in subjects aged 12-15. The authors test the hypothesis that in

families successfully coping with the stress of the pandemic, adolescents have good indicators of socio-psychological adaptation. Residents of Moscow City and Moscow Region (parents and adolescents) were selected to participate in the study. This Russian region has been a zone of greatest risk of coronavirus infection and of unprecedented measures to limit the spread of COVID-19. The study was conducted in December 2020 — January 2021, in the second wave of distance education, just before the removal of major restrictions. Since the pandemic affects the emotional state, intensifying negative experiences, and the associated restrictive measures provoke deprivation syndromes, the data from the parent survey were supplemented with information about the subjective feelings of emotional and social well-being/not well-being of adolescents. To do this, we used the "Scale of subjective feeling of loneliness" and the Russian version of the PANAS method. Taking into account the theoretical opinion that a long stay in a pandemic causes deviation in adolescent behaviour, a diagnosis of a tendency to deviant behavior was proposed. It is shown that, depending on the satisfaction of parents with their ways of coping with difficulties of the pandemic, adolescents are characterised by positive tendencies of adaptation, i.e. the presence of positive emotional experiences, an actualised need for communication, the absence of deviant behaviour models. Occasional deviations are explained by the tension in the situation of uncertainty itself and its novelty. The lack of family and individual experience of coping with such situations determines individual disturbances in activity and behaviour. The data obtained make it possible to continue research in the direction of studying the determination of adolescents in adapting to difficult situations by family factors: the economic and socio-cultural status of the parents, the financial situation of the family, its completeness, the specifics of conjugal coping and others.

Keywords: adaptation, coping, adolescents, family, pandemic, self-isolation, deviant behaviour.

References

Bonkalo T. I., Marinova T. Yu., Feoktistova S. V., Shmeleva S. V. (2020) "Diadicheskie koping-strategii suprugov kak faktor latentnykh disfunktsional'nykh otnoshenii v sem'e: opyt em-piricheskogo issledovaniia v usloviiakh pandemii" [Dyadic coping strategies of spouses as a factor in latent dysfunctional relationships in the family: an empirical study in the pandemic]. Sotsial'naiapsikhologiia i obshchestvo, 2020, vol. 11, no. 3, pp. 35—50. doi.org/10.17759/ sps.2020110303 (in Russian).

Egorov I. V., Konysheva N. M., Badulina O. I., Zvereva M. V., Gorbatkina I. M., Romanenko N. L., Murtazina N. A., Bocharnikova M. A., Prokhorova A. V., Semeniuk N. M. (2012) "Emotsional'noe blagopoluchie i podderzhanie zdorov'ia detei v sisteme predshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniia" [Emotional well-being and health maintenance of children in the system of preschool and primary education]. Nachalnaia shkola, 2012, no. 3, pp. 43—71 (in Russian).

Ezpeleta L., Navarro J. B., de la Osa N., Trepat E., Penelo E. (2020) Life conditions during COVID-19 lockdown and mental health in Spanish adolescents. Int. J. Environ. Res. Public. Health, 2020, vol. 17, no 19, p. 7327. https ://doi.org/10.3390/ijerph1719732727.

Fontanesi L., Marchetti D., Mazza C., Di Giandomenico S., Roma P., Verrocchio M. C. (2020) The effect of the COVID-19 lockdown on parents: A call to adopt urgent measures. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 2020, vol. 12, pp. 79—81. http:// dx.doi.org/10.1037/tra0000672.

García de Avila M. A., Hamamoto Filho P. T., Jacob F., Alcantara L. R. S., Berghammer M., Jenholt Nolbris M., Olaya-Contreras P., Nilsson S. (2020) Children's anxiety and factors related to the COVID-19 pandemic: an exploratory study using the children's anxiety questionnaire and the numerical rating scale. Int. J. Environ. Res. Public Health, 2020, vol. 17, no. 16, p. 5757. https://doi.org/10.3390/yerph17165757.

Gerasimova А. А., Kholmogorova A. B. (2020) "Strategii sovladaniia, psikhologicheskoe blago-poluchie i problemnoe ispol'zovanie interneta v period pandemii" [Coping Strategies, psychological well-being and problematic internet use during the pandemic"]. Psikhologicheska-ia nauka i obrazovanie, 2020, vol. 25, no. 6, pp. 31—40. doi.org/10.17759/pse.2020250603 (in Russian).

Hawes M. T., Szenczy A. K., Klein D. N., Hajcak G., Nelson B. D. (2021) Increases in depression and anxiety symptoms in adolescents and young adults during the COVID-19 pandemic. Psychological Medicine, 2021. vol. 52, no. 1, pp. 1—9. https://doi.org/10.1017/ S0033291720005358.

Janssen L. H. C., Kullberg M.-L. J., Verkuil B., van Zwieten N., Wever M. C. M., van Houtum L., et al. (2020) Does the COVID-19 pandemic impact parents' and adolescents' well-being? An EMA-study on daily affect and parenting. PLoS ONE, 2020, no. 15 (10), e0240962. https:// doi.org/10.1371/journal.pone.0240962.

Jiao W. Y., Wang L. N., Liu J., Fang S. F., Jiao F. Y., Pettoello-Mantovani M., Somekh E. (2020) Behavioral and emotional disorders in children during the covid-19 epidemic. The Journal of Pediatrics, 2020, no. 221, pp. 264-266. https://doi.org/10.1016/jjpeds.2020.03.013.

Mart'yanova G. Yu. (2016) "Samodeterminatsiia sub'ekta napriazhennoi situatsii: antropopsi-khologicheskii podkhod" [Self-determination of the subject of a tense situation: an anthro-po-psychological approach]. Psikhologiia i Psikhotekhnika, 2016, no. 10, pp. 829-833. doi: 10.7256/2454-0722.2016.10.22070 (in Russian).

Opekina T. P., Shipova N. S. (2020) "Sem'ia v period samoizoliatsii: stressy, riski i vozmozhnosti sovladaniia» [Family in lockdown: stress, risks and coping opportunities]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika, 2020, vol. 26, no. 3, pp. 121-128. doi:10.34216/2073-1426-2020- 26-3-121-128 (in Russian).

Reiss F., Meyrose A. K., Otto C., Lampert T., Klasen F., Ravens-Sieberer U. (2019) Socioeconomic status, stressful life situations and mental health problems in children and adolescents: Results of the German BELLA cohort-study. PLoS ONE, 2019, no 14(3), e0213700. https ://doi. org/10.1371/journal.pone.0213700.

Saurabh K., Ranjan S. (2020) Compliance and psychological impact of quarantine in children and adolescents due to COVID-19 pandemic. Indian JPediatr, 2020, vol. 87, no 7, pp. 532536.

Shneider L. B. (2009) Semeinaia problematika v empiricheskikh issledovaniiakh [Family issues in empirical research]. Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.