УДК 33 Саркисян С.А., Васюта Е.А.
Саркисян С.А.
студентка 5 курса факультета экономики Южно-Российский институт управления (г. Ростов-на-Дону, Россия)
Научный руководитель: Васюта Е.А.
старший преподаватель Южно-Российский институт управления (г. Ростов-на-Дону, Россия)
ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
И ЕЕ РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация: в данной статье рассматривается сущность внешнеторговой деятельности и ее основные понятия, раскрывается сущность внешнеэкономической политики Российской Федерации: ее цели и задачи.
Ключевые слова: внешнеэкономическая политика, внешняя торговля, экспорт, импорт, экономика.
1. Внешняя торговля и её основные понятия
Сегодня экономические санкции являются важным инструментом внешней экономической и торговой политики, а также международной дипломатии. Применение санкций разрешено главой VII Устава ООН, которая выделяет 14 режимов санкций.
Кроме ООН к санкциям прибегают также отдельные страны (чаще всего США, Великобритания и страны ЕС). Внешние санкции могут носить как всеобъемлющий, так и точечный характер: от полного запрета торговли и
дипломатических отношений со страной, до наложения эмбарго на торговлю отдельными товарами.
Даже непродолжительные по времени санкции могут оказывать длительное воздействие на экономику, которое ощущается как сразу, так и с определенным временным лагом.
Большинство негативных последствий, таких как снижение темпов прироста ВВП, потеря рабочих мест и возможностей развития предпринимательского сектора проявляются постепенно. Также, санкции отменяют не всегда так же быстро, как вводят.
Внешняя торговля - торговля с другими странами, экспорт товаров из страны и импорт товаров в страну. Это древняя и форма международных экономических отношений.
Роль внешней торговли в международных экономических отношениях постоянно возрастала. Рост не был равномерным, но это не меняло общей тенденции ее развития. Многие экономисты устанавливают связь между ростом внешней торговли и ростом мирового производства и благосостояния. Сравнительно недавно Мировой банк провел исследование экономического роста 40 развивающихся стран, которые были сгруппированы по торговой ориентации.
Главными ее функциями являются:
- определение объема и структуры мирового производства
- развитие международного разделения труда
- посредничество в различных видах международного сотрудничества (совместная производственная деятельность рыночных субъектов различных стран, международный обмен технологиями и т.д.).
Внешняя торговля России не позволяет полноценно использовать имеющиеся преимущества и заложенный в ней потенциал национальной экономики в целом.
На сегодняшний день по тем или иным причинам под внешними санкциями находятся Иран, КНДР, Сомали и некоторые другие страны. Целью
ввода санкций является путем ограничений экономических свобод и операций заставить правительство страны принять определенное решение.
Основной принцип введения санкций - справедливость. СБ ООН отрицает карательную цель введения санкций, хотя эксперты говорят о ней в первую очередь. Первые российские санкции были введены в 2012 году и с тех пор дополнялись и модифицировались.
Однако внешние санкции не всегда носят только негативный характер. История показывает (например, в Иране), что за длительный период серьёзных санкций при грамотной внутренней экономической и социальной политике можно перестроить хозяйственный комплекс страны и «встать на рельсы» самообеспечения.
Санкции, как один из вариантов насильственного протекционизма, защищают отечественных производителей от иностранных конкурентов. Определенные позитивные последствия санкций можно наблюдать и в России:
- переориентацию на политику импортозамещения,
- подъем отечественного производства и выход на самообеспечение в разрезе некоторых позиций (например, кабельно-проводниковая промышленность).
Таким образом, для того чтобы снизить негативные эффекты от применения текущих и будущих внешних санкций, Россия должна повысить свою независимость от других стран в плане обеспечения экономики товарами сельскохозяйственного, бытового и промышленного назначения.
Ведущее место в современной внешнеторговой системе занимают страны с развитой рыночной экономикой, внешнеторговая политика которых оказывает решающее влияние на конъюнктуру мировых товарных рынков в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
Таким образом, на долю развитых стран приходится около 2/3 мирового экспорта. Данная структура внешней торговли сформировалась по причине инновационного характера экономик развитых стран.
При углублении международного разделения труда после Второй мировой войны обмен товаров в иностранной валюте развивался быстрее вдвое, чем мировое сельскохозяйственное и промышленное производство.
Международная экспортная квота в 2009 году составила 23,9% (в начале 1950-х годов - 8,9 %). В 2015 году произошло снижение объемов международной торговли. И не на какие-то доли процента, а сразу на 13,8% (речь идет о стоимостных объемах, выраженных в долларах США).
Отметим, что прирост мирового ВВП в том же 2015 году составил, по оценкам МВФ, 3,1%. Эти показатели в большей степени подчеркивают объективный характер процессов глобализации, затрагивающих экономическую сферу мирового сообщества.
Мировая торговля с конца XX до начала XXI веков развивалась достаточно интенсивно, в среднем 3,8% в год. [5] За последние годы внешнеторговый оборот РФ достиг рекордных значений, обогнав докризисные показатели I полугодия 2020 г.
По итогам 1 полугодия 2022 г. объём экспорта увеличился на 28,4% и составил 209,4 млрд долл., что обусловлено низкой базой прошлого года. Основными отраслями, в которых произошёл рост экспорта, стали топливно-энергетический сектор, металлы и изделия из них, химическая промышленность.
Импорт в I полугодии 2022 г. тоже продемонстрировал рост на 28,4% — до 137,6 млрд долл.США. Это было вызвано низкой базой предшествующего года и ростом инфляции в текущем году. Увеличение импорта произошло в ряде отраслей: машины и оборудование, химическая промышленность, продовольственные товары.
Среди экспортированных Россией в страны Евросоюза лидируют товары топливно-энергетической отрасли. Кроме нефти и газа, РФ поставляет в европейские страны прочее сырьё: чёрные и цветные металлы, древесину. Продуктами импорта служит готовое оборудование и продовольственные товары.
Товарооборот России со странами ЕАЭС составил 9,1%. Показатель экспорта превышает здесь импорт практически вдвое. Итоги первого полугодия 2022 г. на фоне предшествующего кризисного года оптимистичны. Рост деловой активности, увеличение цен на сырьё, инфляция — те основные факторы, которые, несомненно, оказывают серьёзное влияние на годовой объём товарооборота России.
Российская Федерация традиционно экпортирует в страны дальнего зарубежья сырьё и топливо, а импортирует машины, оборудование, фармацевтические и продовольственные товары.
2. Цель, принципы и приоритеты развития внешнеэкономической деятельности
Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения Российской Федерацией лидирующих позиций в мировой экономике на основе эффективного участия в разделении труда и повышения конкурентоспособности ее национального хозяйства.
Достижение этой цели позволит:
- специализировать экономику РФ на производство высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки,
- обеспечить конкурентоспособность обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики.
- реализовать конкурентные преимущества в сфере переработки сырья и транспорта,
- усилить роль РФ в вопросах формирования мирового экономического порядка,
- укрепить торгово-экономические отношения с ключевыми игроками: Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией.
- усилить эффективность содействия российским компаниям и инвесторов за рубежом, совершенствование международной договорно-правовой базы во ВЭД.
Основные принципы внешнеэкономической политики Российской Федерации:
1. Внешняя экономика должна быть целевым ориентиром.
2. Перевод экономики на инновационный путь развития.
3. Активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом.
4. Открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции.
5. Предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер.
Синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности. В общем виде, его можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных его граждан. Рынок труда сегментирован, прежде всего территориально, мобильность весьма низкая, что в значительной степени связано с привязанностью людей к жилью. Поэтому так важен доступный рынок жилья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2016. С. 93-112;
2. Багаряков А. В., Никулина Н. Л. Исследование экономической безопасности // Экономика региона. 2012. № 4. С. 178-185;
3. База данных Федеральной службы государственной статистики Единой межведомственной статистической системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do
Sarkisyan S.A., Vasyuta E.A.
Sarkisyan S.A.
South Russian Institute of Management (Rostov-on-Don, Russia)
Scientific advisor: Vasyuta E.A.
South Russian Institute of Management (Rostov-on-Don, Russia)
FEATURES OF IMPROVING FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN RUSSIA (ON EXAMPLE OF ROSTOV REGION)
Abstract: this article examines the essence of foreign trade activity and its basic concepts, reveals the essence of the foreign economic policy of the Russian Federation: its goals and objectives.
Keywords: foreign economic policy, foreign trade, export, import, economy.