СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.624-053.6 ББК 60.542.15 А 79
Е.В. Аракелова,
кандидат социологических наук, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Краснодарского кооперативного института Российского университета кооперации, г. Краснодар, тел: +79184600812, e-mail:areva32@yandex.ru
Е.Н. Карелкин,
кандидат социологических наук, доцент кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД РФ, г. Краснодар, тел.: + 79184469519, e-mail: alexandr01.87@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ ДЕВИАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье исследуются основные факторы, обуславливающие формирование асоциальных практик в молодежной среде современной России. Авторами также осуществляется теоретический анализ основных методов профилактики девиантного поведения молодежи.
Ключевые слова: девиантное поведение, молодежь, профилактика, социальные отклонения.
E.V. Arakelova,
Candidate of Sociology, Teacher of Department of the Theory and History of State and Law of the Krasnodar Cooperative Institute of the Russian University of Cooperation, Krasnodar, ph. +79184600812, e-mail: areva32@ yandex.ru
E.N. Karelkin,
Candidate of Sociology, Associate Professor of Department of Physical Training and Sport of the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnodar, ph.: +79184469519, e-mail: alexandr01.87@ mail.ru
FEATURES OF SOCIOCULTURAL DETERMINATION OF YOUTH DEVIATIONS IN CONTEMPORARY RUSSIA
Abstract. The paper explores the major factors causing formation of asocial practices among young people of contemporary Russia. Also the theoretical analysis of the main methods of prevention of deviant behavior of youth is carried out. Keywords: deviant behavior, youth, prevention, social deviations.
Феномен девиации в человеческом поведении существовал на всех этапах жизнедеятельности социума, оказывая бесспорное воздействие на все процессы, происходящие в обществе, вызывая интерес все большего числа исследователей в данной предметной области. В процессе исследования основных социальных факторов формирования в обществе различных форм девиаций ученые не пришли к единому мнению о причинах их проявления в поведении личности. это обусловлено отличием индивидов друг от друга и, соответственно, различием их поведенческих норм.
В то же время следует отметить, что современная социологическая наука еще не сформировала однозначной оценки существующих социально-культурных технологий профилактики отклоняющегося поведения, соответствующих всему масштабу изучаемой проблемы. Несмотря на объемный теоретический потенциал исследований де-виантного поведения, проводимых в научном поле социологии, культурологии, права, недостаточно изученными остаются вопросы, касающиеся социокультурных причин девиации в молодежной среде, специфики отклоняющегося поведения данной социальной группы в условиях современной глобализации.
Проблемам профилактики деви-антного поведения посвящен значительный объем исследований на различных научный полях гуманитарной отрасли знаний. Данным проблемам посвящены работы Л.И. Беляевой, Я.И. Глинского, Ю.Ю. Комлева, М.Е. Поздняковой, Т.А. Хагурова и т.д.
Данная проблематика представляется нам актуальной в силу того, что влиянию девиантных практик в наибольшей степени подвержена молодежная когорта россиян. О данной тенденции в своих многочисленных исследованиях упоминают многие отечественные и зарубежные авторы. Так, А.П.
Михайлов в своей работе «Этиология девиантного поведения» пишет: «В современном российском обществе одной из наиболее значимых и актуальных проблем общественного функционирования является задача противодействия массовой криминализации молодежной среды, формирования правосознания и правопослушного стиля поведения подрастающего поколения» [1].
Таким образом, под девиантным поведением понимается система поступков, которые отклоняются от принятых в социуме правовых, нравственных, этических стандартов, выражающихся в форме отсутствия сбалансированности психологических процессов, неадаптивности, нарушении протекания процессов самоактуализации индивидов, в виде уклонения от нравственного контроля над собственным поведением [2; 198].
Необходимо также отметить, что не существует единой классификации девиантного поведения, так как социальные отклонения разделяются по многим основаниям. Столь значительное количество структур и типологий девиаций является результатом зависимости способа взаимодействия индивида с действительностью [3].
Следует отметить, что такой феномен, как девиантное поведение, является весьма относительным. В каждом обществе, на любой из стадий его развития, типологии девиаций имеют определенный характер, обусловленный историко-культурными традициями, экономико-политическими отношениями и целым рядом других, не менее важных факторов, оказывающих воздействие на жизнь социума. Девиации могут различаться разнообразной структурой и динамическими характеристиками, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, сочетать в себе несколько клинических форм или единственную, быть устойчивыми или неустойчивыми,
иметь различную направленность и социальную значимость.
В свою очередь, в целях профилактики отклоняющегося поведения и сокращения числа молодых людей, подверженных данному явлению, предполагается ряд мер, призванных расширить личностный потенциал каждого молодого индивида и, соответственно, оптимизировать культурно-образовательную среду социума. Следовательно, эффективность профилактической работы зависит от взаимодополнения основных методов профилактики с социальными технологиями [4].
Вместе с тем основными приоритетами в развитии личности и ее фор-мированиивсоциально-нормативном и культурно-нормативном плане должны выступать:
- формирование социальной направленности и конструктивных социальных коммуникаций за счет включения в социальное проектирование социально значимых акций;
- развитие нравственного уровня молодого поколения;
- оптимизация культурно-образовательной среды, которая является основой социальной жизнедеятельности личности.
В современном обществе существует множество систем социальных норм, которые должны соблюдаться всеми членами социума. Данные системы должны совершенствоваться, быть динамичными и соответствующими современной социокультурной реальности. Но зачастую эти системы не изменяются, а входят в этап своеобразного «застоя», тем самым являясь главным сдерживающим фактором в процессе формирования личности.
Следует также отметить, что одними из значимых аспектов современной негативной тенденции в жизнедеятельности общества можно назвать кризис института семьи и нивелирование понятий моральных норм и нравственных ценностей. Результатом этого является рост числа девиаций в среде молодежи [5].
В настоящее время достаточно большое число специалистов в разных областях науки уделяют особое внимание молодежи с признаками девиантного поведения. Сегодня они в большинстве случаев указывают на взаимовлияние отклоняющегося поведения личности и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в социуме. Вместе с тем отмечается, что высокая динамика различных нарушений является результатом неэффективного осуществления социально-экономических реформ, а также в числе причин свое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению уже сформировавшегося баланса сил между институтами воспитания, проявлению кризиса традиционной системы ценностей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что одними из основных социокультурных факторов развития девиаций в молодежной среде современной России являются:
- формирование новых коммуникативных механизмов молодежи под влиянием происходящих процессов глобализации;
- недостаточное развитие личностного потенциала представите -лей молодого поколения россиян;
- низкий культурно-образовательный уровень молодежи.
Примечания:
1. Михайлов А.П. Этиология девиантного поведения: курс лекций. Майкоп, 2010. С. 5.
2. Хагуров Т.А., Позднякова М.Е., Ракачев В.Н. Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования). М.: Ин-т социологии РАН, 2014. 200 с.
3. Гавров С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. М.: МГУКИ, 2002. 146 с.
4. Хагуров Т.А. Кризис идеального как генератор девиаций в российском обществе // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы Четвертой Всерос. науч.-практич. конф., 28-29 октября 2010. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2010. С. 44.
5. Ломброзо Ч. Преступный человек. М.: Мидгард, 2005. 876 с.
References:
1. Mikhailov A.P. Etiology of deviant behavior. A course of lectures. Maikop. 2010. P. 5.
2. Khagurov T.A. Deviant behavior in modern Russia: alcohol, drugs, youth extremism (concepts and studies) / Т.А. Khagurov, M.E. Pozdnyakova, V.N. Rakachev. M.: Institute of Sociology of the RAS, 2014. 200 pp.
3. Gavrov S.N. Sociocultural tradition and modernization of the Russian society. M.: MGUKI, 2002. 146 pp.
4. Khagurov T.A. The crisis of the ideal as a generator of deviations in the Russian society // Phenomenology and prevention of deviant behavior / materials of the 4th All-Russian Scientific and Practical Conference, October 28-29, 2010. Krasnodar: Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010. P. 44.
5. Lombroso C. The criminal. M.: Midgard, 2005. 876 pp.