УДК 377:378:373.3/5
ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗе
А.Р. Камалеева* Л.Р. Храпаль**
В статье раскрываются основные положения социокультурного проектирования и сущность метода социокультурного проектирования. Выделены научные подходы к прогнозированию педагогической системы модернизации высшего профессионального экологического образования, рассмотрены особенности прогнозирования исследуемой модели, вскрыты противоречия и функции системы, приведены условия развития системы.
Ключевые слова: положения социокультурного проектирования; научные подходы к
прогнозированию педагогической системы модернизации высшего профессионального экологического образования; особенности прогнозирования модели модернизации; противоречия, функции и условия развития системы.
FEATURES OF DESIGNING OF SOCIOCULTURAL CONCEPTUAL OF MODERNIZATION OF THE ECOLOGICAL EDUCATION
A.R. Kamaleeva L.R. Khrapal
In the article substantive provisions of sociocultural designing and essence of a method of sociocultural designing reveal. Scientific approaches to forecasting of model modernization of the higher professional ecological education are allocated, features of forecasting of the investigated model are considered, contradictions and system functions are opened, and conditions of development of system are esulted.
Keywords: positions of sociocultural designing; scientific approaches toforecasting of model modernization of the higher professional ecological education; features of forecasting of model of modernization; contradictions, functions and conditions of development of system.
Социокультурное проектирование педагогиче- подходов к определению целей, а вместе с тем ской системы модернизации высшего профессио- гипотетических предположений о возможных нальнош экологического образования начинается путях их достижения. Второй, не менее важный с определения ценностей или целей экологическо- момент в социокультурном проектировании, кото-го образования. Определение ценностей и целей рый позволяет воспринимать объекты не как сум-требует особого обобщения, поэтому необходимо му частей, а как нечто целостное. Проектирова-методологическое и теоретическое обоснование ние любой педагогической системы организуется
* Камалеева Алсу Раууфовна, доцент кафедры теории и методики обучения физике Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, кандидат педагогических наук,доцент. E-mail: [email protected]
** Храпаль Лариса Робертовна, доцент кафедры труда и управления персоналом Казанского (Приволжского) Федерального университета, кандидат педагогических наук.
E-mail: Lora, [email protected]
Современная наука № 2 (5) 2011 46
с учетом взаимодействия его различных компонентов не изолированно, а в единстве друг с другом и внешней средой. Системность социокультурного проектирования позволяет обосновать одну важную особенность развития образовательных проектов, на которую обращают внимание ученые при разработке системных подходов - развитие сложной системы происходит в направлении, определяемом ее внутренней структурой [4].
С системностью в социокультурном проектировании связаны единство и разнообразие социокультурных процессов, их дополняемость, взаимосвязь и взаимовлияние. В рамках функционального назначения образовательные системы объединены общими целями, но наличие разнообразных социальных, культурных и личностных потребностей в образовании предполагает стремление для удовлетворения этих потребностей.
Одним из важных моментов в обосновании общих подходов к социокультурному проектированию следует считать непрерывность в его организации. Непрерывность определяется как взаимосвязь, постепенность и неделимость организуемых процессов. Непрерывность помогает определить частичную завершенность этапа социокультурного проектирования и одновременно предполагает завершенность в развитии и совершенствовании образовательных процессов. При социокультурном проектировании педагогической системы существует определенная логика, которая представляется как ряд взаимосвязанных событий. Поэтому в социокультурном проектировании обосновывается ожидаемый результат, а затем определяется этапность и средства ее достижения. Главная особенность и сложность социокультурного проектирования заключается в том, что на основании имеющихся данных прогнозируются некоторые будущие события, состояние образовательных систем, развитие педагогических процессов [3].
Выявив теоретико-методологические основы модернизации высшего профессионального экологического образования, мы обратились к прогнозному анализу их реального состояния. Такой подход обусловлен тем, что прогнозирование как метод вероятного планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный
опыт и текущие предположения, относительно будущего к таким сложным системам как педагогическая система и ее модернизация, имеет свою специфику. Она заключается в том, что в этом случае планирование, чтобы было эффективным, должно опираться только на выявленные реально действующие противоречия и тенденции развития системы, а не умозрительные построения, исходящие из субъективных представлений о желаемом будущем [1].
В основу изучения существенных связей между структурными элементами системы - модернизации высшего профессионального экологического образования - положен принцип системности. Принцип системности — доминирование целостного знания над элементами, его составляющими (А Н. Аверьянов, М.С. Каган, В.В. Краевский и др.). В развитии концептуальной модели он означает рассмотрение компонентов объекта с позиции системообразующих связей, их организационных и иерархических отношений. Содержательной стороной принципа системности является субординация целей, связей элементов и отношений. Принцип системности связан с гносеологическими функциями, с общей методологией познания, с ценностными ориентациями в познании, комплексным подходом в исследовании.
Выделение противоречий системы и нахождение способа их разрешения осуществлялось с помощью системного анализа. Применительно к предмету нашего анализа - модернизации высшего профессионального экологического образования — она рассматривается в более узком и специальном смысле как развитая форма системно организованного, научного, социально-культурологического знания, дающего целостное представление о закономерностях и существенных связях, отношений и личностно-средового взаимодействия в социуме. Отображение структуры в системном аспекте выступает главной, интегративной характеристикой содержания знания об объекте. Структурная характеристика системы объединяет все ее компоненты: ценностный, инструментальный, базовый, перспективный и содержательно-технологический.
В основу изучения системы нами положен антропосоциальный подход, который позволяет
не только учесть личностный аспект, связанный с развитием индивида в процессе экологического образования, но и предусмотреть его влияние на развитие творческой самостоятельности будущих специалистов.
Исследование концептуальной модели - модернизации высшего профессионального экологического образования - основывается на применении функционально полной совокупности подходов: системно-структурного, функционального и факторного. Системно-структурный подход позволяет рассмотреть целостный объект как взаимосвязанную совокупность компонентов; функциональный — определить назначение и развитие каждого компонента и системы в целом; факторный - выявить и классифицировать противоречия, действующие в данной системе.
Анализ результатов этого этапа исследования, проведенного с использованием функционально полной совокупности подходов, позволил выделить закономерности рассматриваемой системы, которые проявляются через совокупность законов: необходимого разнообразия, экстремальности и обратной связи [5]. Эти общие законы выражают не все связи педагогической системы, а в нашем случае, лишь необходимые, общие и устойчивые.
Важное свойство любой сложной системы - количество разнообразия, которое зависит от количества компонентов и связей между ними. Чем большим количеством компонентов и связей обладает система, тем больше количество разнообразия.
Поэтому закон необходимого разнообразия применительно к разработанной нами концептуальной модели в структурно-функциональном аспекте выражает связь между количеством разнообразия структурных элементов системы (дифференциация структурных элементов по уровням, включение различных типов эколого-образова-тельных учреждений в процесс модернизации; разнообразие видов эколого-творческой деятельности в ВУЗах и т. д.) и мобильностью системы.
Закон экстремальности выражает зависимость между компонентами педагогической системы и результатами высшего профессионального экологического образования. В логике рассматриваемой концептуальной модели модернизации высшего профессионального экологического об-
разования - данный закон рассматривается в содержательном аспекте и выражает следующую идею: чем больше аспектов включено в процесс модернизации (инновационные и информационные технологии; интерактивные методы обучения; разработка электронных курсов экологических дисциплин; насыщение содержания курсов экологических дисциплин проблемами глобализации, необходимостью изучения социокультурного и этнокультурного наследия региона; модернизация содержания профессионального экологического образования; эколого-профессиональная подготовка преподавателей экологических дисциплин в контексте современных инноваций; внедрение эколого-психологических тренингов оптимизации учебного процесса; расширение эколого-практической базы вузов и создание экспериментальных лабораторий и площадок; профессиональная готовность и мобильность преподавателей экологических дисциплин и др.), чем разнообразнее выбор областей модернизации процесса модернизации профессионального экологического образования, тем результативнее его социокультурная динамика.
Закон обратной связи характеризует двусторонние связи между компонентами системы. В нашем случае он рассмотрен в личностном аспекте (ценностный компонент), а именно: если модернизация как система позволяет проектировать и реализовывать инновационную образовательную программу высшего профессионального экологического образования, то возможна самореализация личности преподавателя экологических дисциплин в его профессиональной деятельности.
Системно-структурный анализ позволяет описать установившееся состояние объекта, зафиксировать его свойства и отношения. С точки зрения требований диалектических принципов детерминизма и историзма, этого недостаточно. Необходимо акцентировать внимание на выявлении изменений, происходящих в объекте, на познании его как «единства противоположностей», на раскрытии свойственных ему «внутренних противоречивых тенденций», на анализе протекающих процессов, что предполагает выявление источника изменений, причин движения и развития объекта. А для этого необходимо выделить совокупность факторов, обусловливающих эти процессы.