ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА В РАЗРАБОТКЕ ИМИДЖЕВЫХ ПРОЕКТОВ ТУРИСТСКИХ РЕГИОНОВ
© Беликова Л.Ф.*
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
г. Екатеринбург
В условиях активизации деятельности по формированию имиджа туристских регионов актуализируется внимание к созданию проектов туристских маршрутов на основе социокультурного подхода, реализация положений которого позволяет формировать социокультурную активность, социально-значимый опыт в освоении культурных ценностей участников предстоящих туристских программ посредством предварительной подготовительной работы с ними.
Ключевые слова: социально-культурное проектирование, имиджевые социокультурные проекты туристских регионов, проектирование культурно-познавательного содержания туристских программ, предварительная подготовка туристов в рамках реализации социокультурных проектов, имиджевый проект Свердловской области «Самоцветное кольцо Урала».
Востребованность на рынке туристских услуг привлекательности позитивного имиджа мест туристских путешествий в условиях обострения межрегиональной конкуренции актуализирует вопросы социокультурного проектирования в этой сфере.
Социокультурное проектирование - это специфическая творческая деятельность, органично сочетающая нормативный и диагностический аспекты, целью которой является исследование и преобразование социокультурной сферы общества в соответствии с желаемыми свойствами и с учетом определенных ресурсов.
Применительно к туристской деятельности социокультурное проектирование означает необходимость проектирования особой культурной среды, воздействие которой может способствовать актуализации духовно-познавательных процессов участников туристской программы, формированию социально-значимого опыта освоения ими культурных ценностей в процессе туристского маршрута [1].
Предметом таких проектов является конструирование предварительного виртуального перемещения туристов (ментального путешествия), изначально выстроенного организаторами как культурный «текст».
* Доцент кафедры Социологии и социальной работы факультета социологии и права.
Проблемы и перспективы развития регионального туризма
127
Эго может быть разработка проекта по предварительному ознакомлению туристов с особенностями культуры страны предполагаемого путешествия или уголка родного края; разработка программы по ознакомлению с определенной литературой, историческими и художественными источниками; проект подготовки экскурсантов к посещению конкретного турмаршрута и т.п.
В рамках такого подхода те или иные объекты культуры, с которыми соприкасаются участники уже в процессе путешествия, осваиваются ими как «узнавание» своего «запроса» на информацию и более глубокое постижение сведений об объектах туристской деятельности, полученных на подготовительной стадии туристской программы [1].
Таким образом, социокультурное проектирование в сфере организованного туризма сводится к конструированию организаторами туристских программ, содержащих продуманные культурные ориентиры, на основании чего затем проводится предварительная подготовка участников путешествий и экскурсий к знакомству с предстоящими туристскими объектами.
Социокультурное моделирование туристских программ предполагает разработку их организаторами прежде всего культурно-познавательного содержания в отличие от распространенной практики преимущественного внимания к внешним условиям перемещения туристов (условиям проживания, питания, транспортным средствам и т.д.); в отличие от формального и коммерческого подхода к туристам (как потребителям услуг). Таким образом, организаторы туризма должны брать на себя ответственность за конечный результат своей деятельности, оцениваемый по социально-культурным критериям.
Особое значение социокультурный подход имеет в разработке имиджевых проектов туристских регионов: помимо возможностей существенного обогащения туристских программ различных видов он содержит потенциальные возможности активизации культурной политики и стратегии развития туристской деятельности с целью формирования (корректировки) имиджа того или иного региона посредством четко сформулированных целей и всестороннего учета местных ресурсов.
Такие социокультурные проекты средствами культурно-ориентированного туризма способствуют решению многих социальных проблем регионов, стабильности и процветанию территорий, созданию региональных брендов.
Примером апробации такого подхода может стать организация путешествий в будущий «Парк уральских сказов», который будет создан в Свердловской области в соответствии с утвержденным на 2015-2018 гг. областным проектом «Самоцветное кольцо Урала» [2]. Проект автотуристского кластера включен в федеральную целевую программу, по которой регион получит 1,1 млрд. руб. из госбюджета на развитие туризма.
На маршрутах «Самоцветного кольца Урала» (647 км), где расположено 60 % достопримечательностей Свердловской области, будут сооружены
128
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
объекты, реализующие разные функции, предоставляющие разнообразные услуги.
Так, будут созданы объекты в сфере минералогического, сельского и делового туризма. Парком развлечений с элементами музея горнозаводской и промышленной тематики станет «Малахит-парк».
Качественные услуги по оздоровлению будут предоставлять модернизированный санаторий «Самоцвет» и построенный бальнеологический комплекс в Тавде. На посещение детскими группами и семьями рассчитан планируемый к созданию «Парк уральских сказов».
Реализация проекта станет новой точкой экономического роста восточных территорий; будет способствовать приобщению населения к культурноисторическим ценностям, развитию культурной политики в регионе; позволит привлечь российских и зарубежных туристов к данной дестинации; сформирует благоприятный имидж Свердловской области как престижного туристского региона.
Особое место на маршрутах «Самоцветного кольца» занимает «Парк уральских сказов» (с предполагаемым потоком туристов в 30-50 тыс. человек в год).
Авторы проекта «Парк уральских сказов», ориентированного, на проведение крупных детских мероприятий (коллектив ООО «ТурЭкспоСервис» -Детское Бюро путешествий и экскурсий), давно занимаются Бажовской темой - пропагандой, сохранением и реконструкцией всего того, что связано с творчеством знаменитого уральского писателя Павла Петровича Бажова.
На различных маршрутах парка под г. Арамилем предполагается разместить четыре группы объектов.
Первая группа связана с героями сказов П.П. Бажова: подземный дворец Хозяйки Медной горы, тропа сказов, детская площадка «Живинка в деле», дом мастериц, охотничий домик дедушки Коковани, камнерезная мастерская Данилы Мастера, чайная бабушки Вихорихи, кузница, гончарная мастерская.
Вторая группа объектов будет представлена малыми архитектурными формами, в которых будут размещены персонажи русских народных сказок: терем Уральского Дедушки Мороза, терем Снегурочки и зимних волшебников, амфитеатр для событийных мероприятий и др.
Третья часть объектов представляет этнодеревню народов Урала: усадьбу уральского крестьянина, татарский домик, венгерский домик, башкирскую юрту, шалаш, дом сапожника, крестьянскую школу и др.
Четвертая часть - вольерный центр диких животных Урала; контактный зоопарк; ресторанный двор; гостиничный комплекс и др.
Реализация соответствующих программ культурного показа этих объектов поможет реализовать все представления и ожидания юных туристов, связанные с произведениями П.П. Бажова, с достопримечательностями уральского края.
Проблемы и перспективы развития регионального туризма
129
Этому будет способствовать использование игровых, рекреационно-развлекательных моделей организации деятельности путешественников непосредственно в парке, с ярко выраженной эстетической и театрализованной компонентой их активности на основе зрелищной и художественно-образной информации.
Так, в «Чайной бабушки Вихорихи» предполагается проведение мастерклассов на темы «Традиции чаепития», «Травушки-муравушки», «Чайная культура в разных странах мира»; также запланированы дегустация чая, изготовление подушечек, кукол из трав и др. В доме «Хозяйки Медной горы», оформленном соответственно сказочному описанию его Бажовым, будут проводится инсценировки отрывков из сказов «Каменный цветок» или «Хозяйка Медной горы».
При этом новизна подхода к проектированию маршрутов в «Парке уральских сказов» связана с тем, что помимо традиционных составных элементов, они будут содержать блок материалов, направленных на тщательную культурологическую проработку предстоящего путешествия как виртуальной реальности, на предварительную подготовку туристов к будущему путешествию.
Так, в программу, рассчитанную на 1-2 месяца предварительной работы с будущими экскурсантами - младшими школьниками, могут быть включены различные викторины, конкурсы рисунков, сочинений; разработка школьниками презентаций, организация различных игр (в т.ч. дистанционных компьютерных игр); элементы театрализованного туризма; организация общения между участниками маршрута после окончания тура для обсуждения полученной информации, разработки планов или программ будущих маршрутов.
Каждый вариант такой экскурсии, разумеется, предполагает учет социокультурной дифференциации групп путешественников: их возрастных, социально-демографических, психологических и культурных особенностей.
Помимо этого, особенностью такого реального процесса социокультурного проектирования путешествий в «Парк уральских сказов» является объединение вокруг него по принципу социального партнерства следующих участников: педагогических коллективов образовательных учреждений; специалистов турфирм; родительской общественности; ученых; общественных организаций; инвесторов и др. Это могут быть творческие группы, временные коллективы, небольшие фирмы, создаваемые группами единомышленников.
Участвуя в разработке и реализации различных социально-культурных проектов, эти субъекты туристской деятельности могут способствовать инновационной разработке новых идей и технологий организованного туризма в «Парке уральских сказов», расширению тематического поля детского туризма в Свердловской области, открытию новых перспектив для синтеза и взаимного обогащения туристских программ различных видов, образованию новых инициативных форм взаимодействия социальных партнеров в этой сфере совместной деятельности.
130
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
В целом, подобная работа в рамках социокультурного проектирования путешествий способствует созданию значимых социокультурных моделей туристских программ, актуализации социокультурной активности путешественников в рамках предстоящих туристских программ, в конечном счете, формированию у них имиджевой привлекательности туристского региона.
Список литературы:
1. Кирова М.С. Социально-культурное проектирование в области организованного туризма [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... канд. культурологии. - Москва, 2008. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ sotsialno-kultumoe-proektirovanie-v-oblasti-rganizovannogo-turizma.
2. Стехина Е. Проект «Самоцветное кольцо Урала» попал в госпрограмму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ekb.dk.ru/news/proekt-samocvetnoe-kolco-urala-popal-v-gosprogrammu-236866979.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
© Занина И.И.* *, Спешилова Н.В.*
Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург
В статье рассмотрены возможности инвестирования в основные проекты Республики Башкортостан. Рассмотрена и проанализирована туристическая инфраструктура Республики Башкортостан. Выявлены проблемы развития инвестиционной деятельности региона. Рассмотрены перспективы развития туристическо-рекреационного комплекса. Рассмотрены перспективы развития туристической индустрии Республики Башкортостан в будущем.
Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционные проекты, туристический кластер, государственные инвестиции.
Республика Башкортостан отличается высоким уровнем социальноэкономического развития. Именно в последнее время она притягивает к себе все большее внимание со стороны как российских, так и иностранных инвесторов. Это во многом стало возможным благодаря грамотной инвестиционной политике, проводимой республиканскими органами государственной власти.
В целях улучшения инвестиционного климата в Республике Башкортостан были внесены необходимые изменения в региональное законодательст-
* Магистрант.
* Заведующий кафедрой Организации производства и моделирования экономических систем, доктор экономических наук, профессор.