Научная статья на тему 'Особенности социальной профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства'

Особенности социальной профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
688
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства»

Отсутствие в стране общепризнанной системы ценностей и институализированных средств их достижения - одна из главных причин социальной аномии современного общества[3].

Поэтому важно развернуть накопившуюся лавину социальных противоречий от разрушения всего и вся в созидательное русло. Но для этого нужно Слово, Слово - призыв, способное дойти до души народа, до его Совести. Своими корнями символ совести уходит в духовный опыт народа, в его культуру, в его религию. Ключевым моментом в понимании духовных начал российского общества является глубоко личный, индивидуально избираемый путь к общности. Российский коллективизм, если он получит благоприятные условия для своего развития, сыграет роль не только в судьбе нашей страны, но и в решении фундаментальной задачи, которая стоит сегодня перед всем человечеством: сохранить жизненный мир человека в борьбе с глобальной экспансией технократических систем. Список использованной литературы:

1. Здравомыслов А. Г. Социология : теория, история, практика / А. Г. Здравомыслов ; Российская акад. наук, Ин-т социологии Москва: Наука, 2008.

2. Фобьянчук А. А. Социология труда - как наука необходимая для гармоничного формирования и развития личности. «XXIX - Гагаринские чтения». Тезисы докладов Международной научной конференции. Москва. 8-11 апреля 2003 г. Том 7, Изд. «МАТИ» - РГТУ им. У.Э. Циолковского.- 27 с.

3. Фобьянчук А. А. Социальная структура в инновационной деятельности. Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развититие[Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012. — 1 CD ROM. ISBN 978-5-904804-06-0.

© И.А. Ильяшенко, 2015

УДК 336

Д. С. Рахманова

Студентка, 3 курс, Социально-теологический факультет ФГАОУ ВПО Национальный исследовательский университет "Белгородский государственный университет",

Г. Белгород, Российская Федерация.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КИНОИСКУССТВА

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению основных методов и технологий социальной работы подростков с девиантным поведением. Раскрываются аспекты профилактики с помощью средств киноискусства.

Ключевые слова

Киноискусство; молодежь; девиантное поведение; профилактика; кино;

Анализ научной литературы и эмпирических фактов показывают, что в подростковом возрасте наблюдается резкий рост таких негативных поведенческих реакций, как агрессивность, недисциплинированность, конфликтность, неумение владеть собой, которые нередко являются причиной подростковых правонарушений и преступности. В настоящий момент, когда словосочетание «молодежь группы риска», «девиантное поведение», термины «алкоголизм», «наркомания», «нравственная деградация» всё чаще становятся общеупотребительными символами современной молодежи, обращение к проблеме социальной профилактики девиантного поведения подростков становится всё более актуальным.

Социальная профилактика является одной из основных технологий социальной работы с подростками. Она направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска», сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних

потенциалов. В связи с этим цель нашего исследования заключается в социальной профилактике девиантного поведения подростков средствами киноискусства.

Социальное и художественное кино как средство профилактики девиантного поведения оказывает определенное влияние. Правильно подобранный фильм может заставить подростка задуматься о каких-либо проблемах, способствовать развитию у подростка нравственных, моральных, эстетических качеств, социальных норм поведения; показать, «что такое хорошо и что такое плохо», показать примеры различных жизненных ситуаций и возможных путей выхода из них[1;362]. А групповое обсуждение фильма поможет подростку научиться общаться, правильно излагать свои мысли и чувства, анализировать, критиковать, делать выводы и пр.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ N 96 г. Белгорода учащимися седьмых классов. На первом этапе была разработана и реализована система диагностических методик, выявляющих уровень склонности подростков к девиантному поведению. В качестве диагностического аппарата использовался комплекс методов, ориентированных на:

- изучение социальных и психологических особенностей личности подростка (тест тревожности - Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика Додонова «Предпочитаемые переживания», методика «Что такое хорошо и что такое плохо», методика «Неоконченные рассказы» Т. П. Гаврило- вой);

- изучение межличностных отношений в школе (опросник «Мой класс», методика диагностики уровня школьной' тревожности Филлипса);

- исследование социально-психологической' атмосферы в семье подростка (рисуночная методика «Моя семья», методика «Два дома»).

Результаты диагностического обследования учащихся седьмых классов МОУ СОШ N 96 г. Белгорода показали, что из 56 человек 22 % респондентов имеют высокий' уровень склонности к девиантному поведению, 30 % - средний уровень и 28 % - низкий уровень, 30% не имеют склонность к девиантному поведению. Высокий' уровень склонности определялся высокими показателями тревожности, низкими моральными принципами, эгоцентрическим характером эмпатии, низкой сфорсированностью нравственных представлений, отрицательной психологической' атмосферой в семье и в школе.

Исходя из полученных данных, нами была разработана программа социальной профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства. Программа предназначена для подростков 12-14 лет, рассчитана на учебный год и представлена в виде киноклуба на базе общеобразовательного учреждения. Киноклуб, в отличие от привычных воспитательных занятий в школе, имеет огромные преимущества в организации социально-профилактической работы с подростками, так как в нем имеет место совершенно иной эмоциональный фон - вместо принуждения, постоянного контроля, выставления оценок здесь царит атмосфера игры, неформального общения и доброжелательности, в которой подросток гораздо меньше сопротивляется воспитательным воздействиям, становится активным субъектом собственного развития. Воспитание в киноклубе зачастую носит скрытый, завуалированный характер, что, разумеется, положительно сказывается на его эффективности. [2;139]. Социальная профилактика девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения предполагает проведение киноклуба раз в две недели для учащихся седьмых классов, для каждого класса отдельно. Подростки просматривают заранее подготовленный' фильм (социальный или художественный, в отдельных случаях - социальную рекламу), после чего проводится групповое обсуждение.

Во время обсуждения задаются такие вопросы, как:

- Понравился ли фильм? Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

- О чем фильм?

- Почему герой вел себя именно так? В чем причины его поведения? Мог ли герой действовать в такой ситуации по-другому? Как?

-Как бы вы поступили в подобное ситуации?

- Кто из героев вам понравился? Почему?

- Что в нашей собственной жизни похоже на ситуации из фильма?

- Чему, на ваш взгляд, учит нас этот фильм? И т. д.

Для проведения профилактики девиантного поведение на базе общеобразовательного учреждения потребуется отдельное, технически оснащённое помещение, в котором можно было бы организовать просмотр кинофильма, довольно быстро организовывать учебное пространство - переставлять стулья, чтобы участники могли сесть в круг. [3. 198]Завершающим этапом программы социальной профилактики девиантного поведения подростков является повторная диагностика уровня склонности к девиантному поведению, что будет являться показателем эффективности проведенной' работы. Список использованной литературы:

1. Кучугурова, Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста: учеб. пособие / Н.Д. Кучугурова. - М.: Владос, 2000. - 362 с.

2. Кривошеев, В.Т. Социально-профессиональная адаптация: учеб. пособие / В.Т. Кривошеев - М.: ПМУЦ, 2002. - 139 с.

3. Козлов, А.А. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / А.А.

©Д.С. Рахманова, 2015

УДК 336

М.Б.Сыздыкова

Магистрант

Специальность: 39.04.01 - Социология Институт социально-философских наук Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ В КАЗАХСТАНСКОМ

ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного казахстанского общества, связанной с молодежнная безработица. В процессе исследования были получены результаты подтверждающие идею нашего исследования.

Ключевые слова

молодежь, безработица, рынк труда, современная общества, самозанятость, занятость, молодежная

государственная политика.

Молодежная безработица является одной из важнейших проблем общества. Молодежь, как специфическая возрастная группа, испытывает свои трудности на современном казахстанском рынке труда. К ним, в первую очередь, можно отнести дискриминацию на рынке труда. Пути выхода из сложившейся кризисной ситуации на молодежном рынке труда наталкиваются на препятствия в социальной, экономической, правовой, политической сферах нашей жизни, поэтому все меры должны приниматься комплексно.

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одним из наиболее значимых последствий роста безработицы является полная или частичная утрата квалификации. Опасными социальными последствиями угрожает не востребованность достаточно большого трудового потенциала молодого поколения. Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа молодых людей в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, молодежь Казахстана не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.