Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 1990-Е ГГ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 1990-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / НЕЗАВИСИМОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галина Галия Фанильевна

Актуальность и цели . Здравоохранение непосредственно относится к одной из важных сфер социальной политики государства с целью поддержания и охраны здоровья нации как символа благополучия и потенциала страны. Целью данной работы является анализ системы здравоохранения 1990-х гг. и проблем, возникших в результате слабой социальной политики нового Казахстана ввиду ограниченного финансирования и дефицита трудовых ресурсов. Материалы и методы . В основу исследования легли архивные и статистические материалы, раскрывающие работу органов здравоохранения в постсоветский период в Республике Казахстан. В ходе написания работы автор использовал базовые методы исследования - историзма, объективности, системности, позволившие упорядочить и структурировать материал с учетом проблематики. Для определения степени достоверности и репрезентативности документального материала использовался метод критического анализа исторических источников. Результаты . Описывается система здравоохранения как главный элемент социальной политики, пытающийся сохранить здоровье населения и обеспечить свое функционирование в сложных социально-экономических и политических условиях 1990-х гг.; введены в научный оборот показатели медицинской деятельности. Выводы . Эффективное функционирование системы здравоохранения полностью должно зависеть от адекватной социальной политики путем рационального финансового, кадрового и материального обеспечения. В 1990-е гг. в условиях возросшего дефицита финансовых и человеческих ресурсов социальная политика Казахстана в области здравоохранения была малоэффективной ввиду объективных экономических и политических проблем переходного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIAL POLICY IN PUBLIC HEALTH SECTOR OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE 1990S

Background . Health care is directly related to one of the important areas of the social policy of the state in order to maintain and protect the health of the nation as a symbol of the well-being and potential of the country. The purpose of this work is to analyze the health care system of the 1990s and the problems that arose as a result of the weak social policy of the new Kazakhstan due to limited funding and a deficiency of labor resources. Materials and methods . The study was based on archival and statistical materials that reveal the work of health authorities in the post-Soviet period in the Republic of Kazakhstan. We used basic research methods - historicism, objectivity, consistency, which made it possible to streamline and structure the material, taking into account the problems. To determine the degree of reliability and representativeness of the documentary material, the method of critical analysis of historical sources was used. Results . The health care system is described as the main element of social policy, trying to preserve the health of the population and ensure its functioning in the difficult socio-economic and political conditions of the 1990s; indicators of medical activity were introduced into scientific circulation. Conclusions . The effective functioning of the health care system should fully depend on an adequate social policy through rational financial, personnel and material support. In the 1990s in the context of an increased shortage of financial and human resources, the social policy of Kazakhstan in the field of health care was ineffective due to the objective economic and political problems of the transition period.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 1990-Е ГГ»

УДК 614.2(574)

doi: 10.21685/2072-3024-2022-4-9

Особенности социальной политики в сфере здравоохранения в Республике Казахстан в 1990-е гг.

Г. Ф. Галина

Медицинский университет Караганды, Караганда, Республика Казахстан

galinagggaliya@mail.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Здравоохранение непосредственно относится к одной из важных сфер социальной политики государства с целью поддержания и охраны здоровья нации как символа благополучия и потенциала страны. Целью данной работы является анализ системы здравоохранения 1990-х гг. и проблем, возникших в результате слабой социальной политики нового Казахстана ввиду ограниченного финансирования и дефицита трудовых ресурсов. Материалы и методы. В основу исследования легли архивные и статистические материалы, раскрывающие работу органов здравоохранения в постсоветский период в Республике Казахстан. В ходе написания работы автор использовал базовые методы исследования - историзма, объективности, системности, позволившие упорядочить и структурировать материал с учетом проблематики. Для определения степени достоверности и репрезентативности документального материала использовался метод критического анализа исторических источников. Результаты. Описывается система здравоохранения как главный элемент социальной политики, пытающийся сохранить здоровье населения и обеспечить свое функционирование в сложных социально-экономических и политических условиях 1990-х гг.; введены в научный оборот показатели медицинской деятельности. Выводы. Эффективное функционирование системы здравоохранения полностью должно зависеть от адекватной социальной политики путем рационального финансового, кадрового и материального обеспечения. В 1990-е гг. в условиях возросшего дефицита финансовых и человеческих ресурсов социальная политика Казахстана в области здравоохранения была малоэффективной ввиду объективных экономических и политических проблем переходного периода.

Ключевые слова: здравоохранение, медицина, социальная политика, советская система, Республика Казахстан, независимость, социальные проблемы, финансирование, организация, медицинская помощь

Для цитирования: Галина Г. Ф. Особенности социальной политики в сфере здравоохранения в Республике Казахстан в 1990-е гг. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2022. № 4. С. 129-138. doi: 10.21685/2072-3024-2022-4-9

Features of social policy in public health sector of the Republic of Kazakhstan in the 1990s

G.F. Galina

Karaganda Medical University, Karaganda, Republic of Kazakhstan galinagggaliya@mail.ru

© Галина Г. Ф., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Abstract. Background. Health care is directly related to one of the important areas of the social policy of the state in order to maintain and protect the health of the nation as a symbol of the well-being and potential of the country. The purpose of this work is to analyze the health care system of the 1990s and the problems that arose as a result of the weak social policy of the new Kazakhstan due to limited funding and a deficiency of labor resources. Materials and methods. The study was based on archival and statistical materials that reveal the work of health authorities in the post-Soviet period in the Republic of Kazakhstan. We used basic research methods - historicism, objectivity, consistency, which made it possible to streamline and structure the material, taking into account the problems. To determine the degree of reliability and representativeness of the documentary material, the method of critical analysis of historical sources was used. Results. The health care system is described as the main element of social policy, trying to preserve the health of the population and ensure its functioning in the difficult socio-economic and political conditions of the 1990s; indicators of medical activity were introduced into scientific circulation. Conclusions. The effective functioning of the health care system should fully depend on an adequate social policy through rational financial, personnel and material support. In the 1990s in the context of an increased shortage of financial and human resources, the social policy of Kazakhstan in the field of health care was ineffective due to the objective economic and political problems of the transition period.

Keywords: health care, medicine, social policy, soviet system, Republic of Kazakhstan, independence, social problems, financing, organization, medical care

For citation: Galina G.F. Features of social policy in public health sector of the Republic of Kazakhstan in the 1990s. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2022;(4):129-138. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3024-2022-4-9

Современные государства и гражданское общество заинтересованы в благополучии и здоровье населения своих стран, а социальная направленность данной цели выражается в успешном и качественном функционировании системы здравоохранения. В свою очередь здравоохранение является стратегически важной отраслью экономики государства, обеспечивающей устойчивое развитие страны путем охраны и укрепления здоровья, его ресурсов и воспроизводства, а также социальную защиту граждан. Место и роль здравоохранения в социальной политике государства зависят от эффективности организации и управления системы, от хозяйственно-финансового механизма, определяющего принципы деятельности и подходы к функционированию данной сферы экономики. А показатели здоровья отражают обобщенный критерий уровня социального и экономического развития страны.

Рассмотрим понятия социальной политики и системы здравоохранения в их общей совокупности.

Социальная политика формируется и реализуется государством в области общественного развития, защиты и жизнеобеспечения с целью создания благоприятной и безопасной атмосферы в обществе. Для улучшения и поддержания уровня жизни и здоровья граждан одним из направлений социальной политики государства является здравоохранение. Таким образом, здравоохранение является системой государственных социально-экономических, медико-санитарных, образовательных мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья, обеспечение трудоспособности и активного долголетия людей.

Безусловно, социальная политика в сфере здравоохранения основывается на принципе здоровья как высшего неотчуждаемого права человека, без которого теряют значение другие жизненные ценности. В связи с этим любое государство формирует здоровое общество и обеспечивает эффективную деятельность системы здравоохранения, отвечающую требованиям времени и удовлетворяющую медико-социальные потребности граждан. Так, Всемирная организация здравоохранения трактует здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов1. Отсюда прослеживается взаимосвязь между здоровьем нации и экономикой страны через потребление сектором здравоохранения части валового национального продукта и валового внутреннего продукта (ВВП), а для обеспечения устойчивости системы здравоохранения необходимо эффективное финансирование и рациональное распределение средств [1, с. 86]. Исходя из данных положений, в социальной политике любой страны должны быть четко определены социально-экономические функции, задачи и перспективы развития системы здравоохранения при условии финансовой, информационной, кадровой, организационной поддержки.

Таким образом, здоровье граждан является одним из главных показателей уровня социально-экономического развития и качества жизни страны. А качественное функционирование системы здравоохранения отражает успешное и грамотное проявление социальной политики.

Государство является надинституциональной основой организации и управления системой здравоохранения. К объектам социальной политики относятся все граждане, включая определенные слои населения (детей, пенсионеров, инвалидов и т.д.). В свою очередь субъекты социальной политики -это лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, образовательные медицинские учреждения и институты (государственные, частные, коммерческие, акционерные и т.д.), действующие в правовом поле и обеспечивающие выполнение целей здравоохранения.

В рассматриваемом нами периоде отчетливо проявились кризисные моменты и слабость социальной политики в организации и управлении системой здравоохранения. На рубеже 1980-1990 гг. в СССР назревает экономический и социально-политический кризис. Руководство советского государства понимало проблемный характер происходящих процессов во всех сферах жизни. Так, из воспоминаний первого Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева следует, что «к этому периоду единого экономического комплекса на территории страны не существовало. Для Казахстана эта ситуация имела особенно драматический характер. Более 95 % казахстанских предприятий управлялось из Московских ведомств, между тем в условиях обрыва управленческих, финансовых, административных связей, все это непосредственным образом сказывалось на состоянии экономики республики» [2, с. 86]. Доказательством тому являлся факт, что к концу 1980 г. общие расходы на советское здравоохранение составляли всего лишь 2,4 % валового

1 Это определение приводится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Official Recordsofthe World Health Organization, № 2, p. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. это определение не менялось.

национального продукта, в то время как в США они достигали 11,1 %, Канаде - 8,6 %, Швеции - 9 % [3, с. 134].

После распада СССР и обретения суверенитета многие республики остро ощутили кризис, отразившийся на экономическом, социальном, политическом уровне. Переходные годы были неустойчивыми и трудными для Республики Казахстан с сокращением фактического ВВП на 31 %, гиперинфляцией и потерей 1,6 млн рабочих мест [4, с. 11]. Новая политическая и экономическая действительность с запуском рыночных механизмов предполагала отход от советских методов управления и планирования во всех сферах, и в молодом независимом государстве необходимо было комплексное решение актуальных проблем путем проведения преобразований и реформ.

Однако, обретя независимость, Казахстан не мог сразу приступить к реформам социальной сферы, поскольку первостепенное значение тогда имели политические и экономические преобразования. Так, получив суверенитет в 1991 г., постсоветским республикам необходимо было решать огромный круг проблем, при этом создавая свою государственность, новую конституцию, законы, органы государственного управления, формировать национальную экономику и определять свой курс социально-политического развития. Распад СССР и необходимый переход от административно-плановых отношений к децентрализации и рыночной экономике негативно повлиял на все сферы жизни, затронув все слои общества. И социальная политика еще долгое время оставалась слабой и малоэффективной, адаптируясь к новым условиям экономической и политической трансформации общества.

Квалифицированное удовлетворение медико-социальных нужд населения и обеспечение бесплатной медицинской помощи - таковы были основные принципы социальной политики в сфере здравоохранения, оставшиеся в наследство от советской системы. Однако противоречия в социальной политике были заметны уже на рубеже 1980-1990-х гг., когда государственные больницы начинают оказывать некоторые платные услуги. А с обретением независимости в Казахстане, как и в других республиках постсоветского пространства, начинают функционировать коммерческие медицинские учреждения.

Внутренние проблемы системы, такие как нерациональное использование финансовых и кадровых ресурсов, нарастающий дефицит материально-технических средств, неэффективное управление и организация, неполноценное внедрение научно-технических достижений и новшеств в практическую медицину и подготовку квалифицированных кадров, бюрократия, коррупция, и т.д., привели здравоохранение к катастрофическому положению. Кризис социальной политики выразился в острой нехватке медицинских инструментов и оборудования, перевязочных и лекарственных материалов, устаревшей материально-технической базе, слабой оснащенности лечебных учреждений и учебных организаций, низкой социальной и материальной поддержке работников системы. Разумеется, ухудшение функционирования практического здравоохранения стало следствием кадрового и материального дефицита ввиду тяжелой финансовой и социально-политической обстановки начала 1990-х гг. Хотя социальная политика в сфере здравоохранения должна была быть направлена на создание таких условий для системы, которые позволили бы осуществлять просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи, проводить научные исследования,

обучать медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально-техническую базу системы здравоохранения [5, с. 48].

Так, одной из слабых сторон социальной политики позднесоветского периода, а затем и первых лет независимости было низкое финансирование здравоохранения. Согласно рекомендации Всемирной организации здравоохранения расходы на здравоохранение должны составлять не менее 5 % ВВП, но, несмотря на это, в Казахстане в переходный период расходы составляли 3,7 % ВВП в 1991 г., в 1995 г. - в 3,0 %, в 1999 г. - 2,2 %, в 2000 г. -2,1 % [6, с. 77]. И, как следствие, недофинансирование привело к дефициту основных медицинских товаров и фармацевтических средств, а организации здравоохранения были материально-технически истощены после долгого низкого капиталовложения и ограниченного бюджета. Также недостаточное финансирование привело к росту задолженностей по заработной плате, за счет чего усугублялось положение самих врачей, медсестер и других работников ввиду отсутствия должной социально-материальной поддержки, снижения престижа и статуса в обществе. Соответственно, была нарушена одна из функций государственной политики - защита населения с целью минимизации социальных рисков в ситуациях необходимости получения медицинских услуг, при утрате трудоспособности и т.д. Задача должна была решаться с помощью социальных выплат: пенсий, пособий, компенсаций, субсидий, стипендий и др. Однако государственные выплаты медикам, как и работникам других сфер, были недостаточны или вовсе задерживались, что привело к распространению практики неофициальных платежей, падению роли врачей и в целом недоверию к медицине. Социальным бичом того времени стал дефицит, вынуждавший злоупотреблять своим служебным положением. Например, имели место факты различных хищений, недостач продуктов питания, белья, постельных принадлежностей, медикаментов и т.п. со стороны медработников, была снижена ответственность и требовательность к руководителям лечебных учреждений за обеспечение сохранности препаратов и лекарственных средств.

Уменьшение показателя реального ВВП на душу населения свидетельствовал о снижении уровня жизни граждан Республики Казахстан в начале 1990-х г.: в 1993 г. - 3751 долл. США, в 1994 г. - 2909 долл. США, в 1995 г. -2757 долл. США [7, с. 104]. В результате в казахстанском обществе резко возрастает социальная дифференциация и безработица, приведшие к усилению неравенства различных социальных групп в получении медицинской помощи и ухода. Соответственно, в условиях дефицита и спада производства все более усугублялись противоречия между потребностями населения в квалифицированной помощи и возможностью ее удовлетворения за счет государства. В итоге в рыночных условиях в медицине 1990-х гг. появился сектор платных услуг в государственных лечебных учреждениях, а в сфере здравоохранения стали открываться и функционировать первые частные медицинские клиники, работающие в узких направлениях деятельности, таких как стоматология, косметология, гинекология, диагностика, лабораторные анализы и др. Например, в 1997 г. численность частных клиник составила 43 по всей республике [6, с. 32].

Негативным проявлением кризиса социальной политики наравне с финансированием стала кадровая проблема. Отмечается, что часть медицинских

учреждений была сокращена, некоторые оказались в предбанкротном состоянии, так как не учитывались ни опыт, ни квалификация медицинского персонала, ни организаторские способности [8, с. 32]. А с распадом Советского Союза и приобретением независимости в Казахстане кадровый вопрос обостряется ввиду сокращения рабочих мест, массового оттока специалистов из медицины и появления частного сектора здравоохранения, а также миграции некоренных групп населения. В дополнение к этому обучение и занятие медициной постепенно перестает быть престижной профессией ввиду низкой оплаты и ненадлежащих условий труда, неудовлетворенности медицинских работников своим профессиональным и материальным статусом, и это отчасти отражалось на их отношении к пациентам и качестве предоставления медицинских услуг.

Ярко выраженные проблемы экономического и политического характера накладывают свой отпечаток не только на работников медицины, но и на образ жизни и модель поведения казахстанских граждан. Возросшая смертность наравне с высоким уровнем заболеваемости, травматизма, инвалидиза-ции стали следствием несознательного отношения людей к своему здоровью, появления новых заболеваний социального характера, вредных привычек, отсутствия должной санитарно-гигиенической и сексуальной грамотности, дефицита базовых продуктов и распространения некачественных продуктов питания. К тому же морально-нравственный упадок части медицинского персонала и населения, рост криминальных и стрессовых ситуаций, неблагоприятная экологическая ситуация также отразились на показателях общественного здоровья, в целом влияя на уровень социально-экономической жизни нового государства (табл. 1).

Таблица 1

Медико-демографические показатели здоровья в Казахстане в 1990-е гг.

Медико-демографические показатели здоровья 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997

Население, млн чел. 16,7 16,5 16,4 16,3 15,9 15,6 15,4 15,1

Естественный прирост населения - 218 850 200 094 159 412 145 285 107 469 87 147 72 218

Ожидаемая продолжительность жизни, годы 73,4 67,60 67,40 65,40 64,90 63,50 63,60 64,00

Смертность на 1000 населения 7,7 8,19 8,37 9,53 9,93 10,66 10,66 10,44

Рождаемость на 1000 населения 21,8 21,53 20,54 19,26 18,93 17,46 16,25 15,15

Исходя из данных табл. 1 [9], мы наблюдаем негативные последствия слабой социальной политики в здравоохранении. Углубившийся кризис в медицинской отрасли после распада единого экономического комплекса выразился в низких зарплатах медицинских работников, дефиците оборудования, инструментов, лекарств и тем самым усугубил неэффективную деятельность лечебно-профилактических учреждений. Происходившее сокращение медицинских организаций и рабочих мест, изношенность материально-технической базы, отсутствие оснащенности лекарственными препаратами, медицинскими материалами, инструментарием и т.д. - таковы были результаты многолетнего недофинансирования отрасли и неэффективного управления, неизбежно приведших к ухудшению состояния физического и психического здоровья населения, а также к снижению доступа ко многим медицинским услугам и товарам. Слабость социальной политики в сфере здравоохранения, помимо ограниченного финансирования, заключалась в отсутствии адекватного амбулаторно-поликлинического звена, длительных сроках пребывания в стационаре, отсутствии должной профилактической работы, недостатке специалистов и др. [10, с. 77].

Согласно очевидцам ученых-медиков тех лет, было отмечено, что тотальный дефицит лекарственных средств, перевязочных материалов, недостаточное снабжение лабораторий и больниц и вдобавок низкий уровень заработной платы специалистов не позволяли достигнуть необходимого уровня качества и эффективности медицинской помощи [11, с. 14]. Таким образом, отмечаем, что здоровье казахстанских граждан стало крайне ухудшаться, с одной стороны, из-за кризиса в деятельности системы здравоохранения, а с другой стороны, из-за влияния комплекса нравственно-культурных, социальных, экономических и политических проблем постсоветского периода.

Исходя из проведенного анализа, можно отметить, что система здравоохранения - один из значимых элементов социальной политики государства -зависла в критическом состоянии, а ее финансовое положение усугублялось еще больше. Медико-демографические показатели здоровья населения наравне с доступностью и качеством медицинской помощи все глубже скатывались вниз. В свою очередь напряженная ситуация в отрасли перерастает в острые социально-экономические проблемы, что в свою очередь повлияло на жизнь общества и государства. И, наоборот, трудности переходного периода самым неблагоприятным образом отразились на уровне общественного здоровья и качестве медицины. Из этого следует, что из-за плачевного состояния бюджета сократились государственные гарантии, снизилась материальная обеспеченность и уровень социальной защищенности населения [12, с. 55]. В действительности реализация многих конституционных прав граждан, включая право на жизнь, на охрану здоровья, на доступную и бесплатную медицинскую помощь, оказалась под угрозой.

После развала СССР здравоохранение столкнулось с новыми вызовами, которые необходимо было учитывать при формировании социальной политики нового независимого государства. Для улучшения состояния здоровья и качества медицинских услуг требовалось видоизменение социальной политики государства и реформирование отрасли здравоохранения, находившейся в очень плачевном состоянии, путем вложения соответствующих материальных, кадровых и информационных ресурсов.

Заключение

Общеизвестно, что целью любой системы здравоохранения является оказание населению доступной, качественной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Без сомнений, социальная политика должна основываться на государственной ответственности и обязательствах перед гражданами по выполнению данных целей и задач. Для успешного функционирования системы здравоохранения в первую очередь необходима гарантированная степень участия государства в финансовой, материальной и кадровой поддержке, а также сохранение необходимого уровня и образа жизни населения, создание безопасных условий труда и быта, обеспечение социальной защиты и сохранения экологически чистого состояния окружающей среды.

Здравоохранение постсоветского периода в Республике Казахстан основывалось на советской государственной модели здравоохранения. Однако, учитывая трудный переход к рыночным отношениям, достижения советской медицины, как и позитивные принципы бесплатности и общедоступности советского здравоохранения, постепенно утрачивали свои позиции и канули в лету вместе с СССР. Социальная политика Казахстана 1990-х гг. в области здравоохранения, выраженная в недооценке роли охраны здоровья, привела к слабому оснащению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, дефициту квалифицированных медицинских кадров (особенно на селе), отсутствию осознанной потребности в здоровом образе жизни основной массы населения [13].

Подчеркнем, что эффективное функционирование системы здравоохранения полностью зависит от адекватной социальной политики путем рационального финансового, кадрового и материального обеспечения. Однако в 1990-е гг. в условиях возросшего дефицита финансовых и человеческих ресурсов подрывалось не только эффективное и качественное функционирование системы здравоохранения, но и сама сущность государственной политики. К тому же ненадлежащие организация и управление, отсутствие должной социально-материальной поддержки медицинских работников отражалось на деятельности всех структур отрасли, что в целом привело к упадку системы здравоохранения и критичным показателям общественного здоровья по всей республике. Правовое обеспечение права на жизнь и здоровье граждан Республики Казахстан становилось ограниченным и свидетельствовало о недочетах проведения социальной политики, приведших к кризису системы здравоохранения в 1990-е гг.

Список литературы

1. Отчет по Договору № 55. Программа 020 «Реформирование системы здравоохранения». С. 8. URL: http://www.rcrz.kz/docs/nsz/

2. Назарбаев Н. А. На пороге XXI в. Алматы : Онер, 1996. 285 с.

3. Здравоохранение в Центральной Азии : пер. с англ. / под ред. Мартина Макки, Джудит Хили, Джейн Фолкингэм. М. : Весь мир, 2002. 239 с.

4. Бюджетное управление в Казахстане. Анализ бюджета Казахстана. 2018. Ноябрь. 92 с. URL: https://www.oecd.org/gov/budgeting/Budgeting-in-Kazakhstan-RUS.pdf

5. Шишкова И. М., Яковлева Н. В. Здоровье как научная категория // Наука молодых. 2016. № 3. С. 48-51.

6. Здоровье населения и здравоохранение в Республике Казахстан в 1991-2001 гг. : стат. сб. / под ред. К. С. Абдиева. Алматы : Агенство Республики Казахстан по статистике, 2003. 96 с.

7. Казахстан. Отчет по человеческому развитию за 1996 год. Программа развития ООН. Алматы, 1997. 120 с.

8. Утепкалиева К. М. Социально-экономические аспекты развития услуг здравоохранения Республики Казахстан : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01. Алматы, 2006. 143 с.

9. Основные социально-экономические показатели Республики Казахстан // Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. URL: https://stat.gov.kz/api/getFile/?docId=ESTAT-105377

10. Рахыпбеков Т. К. Финансовый менеджмент в здравоохранении : учеб. пособие. 3-е изд., доп. М. : ГЭОТАР - Медиа, 2012. 310 с.

11. Аканов А. А., Кульжанов М. К., Камалиев М. А. Новое общественное здравоохранение в Казахстане // Центрально-Азиатский журнал по общественному здравоохранению. 2005. № 2-3. С. 14-20.

12. Абылкасымов Е. Система обязательного медицинского страхования в Республике Казахстан (исторические, теоретические, организационно-методические и экономические аспекты). Алматы, 1997. 280 с.

13. Аканов А. А., Камалиев М. А. Система здравоохранения Республики Казахстан: современное состояние, проблемы, перспективы // Социальные аспекты здоровья населения. 2010. № 3. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/215/30/lang,ru/

References

1. Otchet po Dogovoru № 55. Programma 020 «Reformirovanie sistemy zdra-vookhraneniya» = Report on Contract No. 55. Program 020 "Reforming the healthcare system ". P. 8. (In Russ.). Available at: http://www.rcrz.kz/docs/nsz/

2. Nazarbaev N.A. Na poroge XXI v. = On the threshold of the 21st century. Almaty: Oner, 1996:285. (In Russ.)

3. Makki Martin, Khili Dzhudit, Folkingem Dzheyn (eds.). Zdravookhranenie v Tsen-tral'noy Azii: per. s angl. = Healthcare in Central Asia: translated from English. Moscow: Ves' mir, 2002:239. (In Russ.)

4. Byudzhetnoe upravlenie v Kazakhstane. Analiz byudzheta Kazakhstana = Budget management in Kazakhstan. Kazakhstan budget analysis. 2018;November:92. (In Russ.). Available at: https://www.oecd.org/gov/budgeting/Budgeting-in-Kazakhstan-RUS.pdf

5. Shishkova I.M., Yakovleva N.V. Health as a scientific category. Nauka molodykh = Science of the Young. 2016;(3):48-51. (In Russ.)

6. Abdiev K.S. (ed.). Zdorov'e naseleniya i zdravookhranenie v Respublike Kazakhstan v 1991-2001 gg.: stat. sb. = Population health and healthcare in the Republic of Kazakhstan in 1991-2001: collected articles. Almaty: Agenstvo Respubliki Kazakhstan po statistike, 2003:96. (In Russ.)

7. Kazakhstan. Otchet po chelovecheskomu razvitiyu za 1996 god. Programma razvitiya OON = Kazakhstan. Human Development Report 1996. United Nations Development Program. Almaty, 1997:120. (In Russ.)

8. Utepkalieva K.M. Socio-economic aspects of the development of health care services in the Republic of Kazakhstan. PhD dissertation. Almaty, 2006:143. (In Russ.)

9. Main socio-economic indicators of the Republic of Kazakhstan. Byuro natsional'noy statistiki Agenstva po strategicheskomu planirovaniyu i reformam Respubliki Kazakhstan = Bureau of National Statistics of the Agency for Strategic Planning and Reforms of the Republic of Kazakhstan. (In Russ.). Available at: https://stat.gov.kz/api/ getFile/?docId=ESTAT105377

10. Rakhypbekov T.K. Finansovyy menedzhment v zdravookhranenii: ucheb. posobie. 3-e izd., dop. = Financial management in healthcare: textbook. The 3rd edition, supplemented. Moscow: GEOTAR - Media, 2012:310. (In Russ.)

11. Akanov A.A., Kul'zhanov M.K., Kamaliev M.A. New Public Health in Kazakhstan. Tsentral'no-Aziatskiy zhurnal po obshchestvennomu zdravookhraneniyu = Central Asian Journal of Public Health. 2005;(2-3):14-20. (In Russ.)

12. Abylkasymov E. Sistema obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya v Respublike Kazakhstan (istoricheskie, teoreticheskie, organizatsionno-metodicheskie i ekonomich-eskie aspekty) = The system of compulsory health insurance in the Republic of Kazakhstan (historical, theoretical, organizational, methodological and economic aspects). Almaty, 1997:280. (In Russ.)

13. Akanov A.A., Kamaliev M.A. The healthcare system of the Republic of Kazakhstan: current state, problems, prospects. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya = Social aspects of public health. 2010;(3). (In Russ.). Available at: http://vestnik.mednet.ru/ content/view/215/3 0/lang,ru/

E-mail: galinagggaliya@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 31.05.2022

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 12.09.2022 Принята к публикации / Accepted 15.11.2022

Информация об авторах / Information about the authors

Галия Фанильевна Галина ассистент-профессор кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин, Медицинский университет Караганды (Республика Казахстан, г. Караганда, ул. Гоголя, 40)

Galiya F. Galina Assistant-professor of the sub-department of history of Kazakhstan and socio-political disciplines, Karaganda Medical University (40 Gogolya street, Karaganda, Republic of Kazakhstan)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.