Научная статья на тему 'Сотрудничество Республики Казахстан с международными организациями в сфере здравоохранения'

Сотрудничество Республики Казахстан с международными организациями в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
939
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ООН / ВОЗ / МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРАНТЫ / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / PUBLIC HEALTH / HEALTHCARE / REFORMING / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / INTERNATIONAL COOPERATION / UN / WHO / MEDICAL SCIENCE / INTERNATIONAL RELATIONS / GRANTS / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галина Г.Ф.

В статье рассматриваются актуальные вопросы международного сотрудничества в сфере развития медицинской отрасли Республики Казахстан после распада СССР. Обострение социальноэкономических проблем на постсоветском пространстве вызвало кризис и в сфере здравоохранения. На основе анализа материалов в статье показывается обоснованность вовлечения разных ресурсов для улучшения ситуации в системе медицинского обслуживания населения, в том числе сотрудничество с международными организациями в процессе формирования национальной системы здравоохранения, ориентированной на мировой уровень. Выделяются основные направления сотрудничества зарубежных государств и организаций в процессе реформирования и адаптации системы здравоохранения к новым социально-экономическим условиям переходного периода. Утверждается, что Казахстан как одно из крупных государств на постсоветском пространстве сумел выстроить стабильные и взаимовыгодные отношения с Россией и многими другими странами, не нанося ущерба своим национальным интересам. Автор показывает наиболее значимые направления связи с международными о рганизациями ( ВО З, ст рук т у рами ОО Н, разны ми ино ст ранными ц е нт рами) , та к же межправительственные контакты с иностранными государствами в целях обмена опытом, усовершенствования и развития новых областей в медицине и здравоохранении, которые способствовали вхождению независимого Казахстана в мировое пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN WITH INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN THE HEALTHCARE SYSTEM

The article deals with topical issues of international cooperation in the development of the medical sphere of the Republic of Kazakhstan after the collapse of the USSR. The aggravation of socio-economic problems in the post-Soviet space caused a crisis in the public health sector. According to the analysis of materials, the article demonstrates the validity of involving different resources to improve the situation in the health and public health sectors, including cooperation with international organizations in the formation process of national healthcare system oriented to the world level. There are main directions of cooperation with foreign states and organizations in the process of reforming and adapting Kazakhstan health care system to the new social and economic conditions of the transition period. It is signed that Kazakhstan as one of the major states in the post-Soviet space could build stable and mutually beneficial relations with Russia and many other countries, without prejudicing its national interests. The author indicates the most significant sides of communication with international organizations (WHO, UN structures, various foreign centers), as well as intergovernmental contacts with foreign countries aimed to exchange experiences, to develop and to improve new areas in medicine and healthcare, facilitating the entry of an independent Kazakhstan into the world space.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Республики Казахстан с международными организациями в сфере здравоохранения»

DOI: 10.18287/2542-0445-2019-25-3-63-69 УДК 94 + 327.7:614.2

Дата поступления статьи: 30/VII/2019 Дата принятия статьи: 10/IX/2019

Г.Ф. Галина

СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© Галина Галия Фанилъевна — ассистент профессора, кафедра истории Казахстана и социально-политических дисциплин, Карагандинский медицинский университет, 100000, Республика Казахстан, г. Караганда, ул. Гоголя, 40.

E-mail: galinagggaliya@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5576-8066

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются актуальные вопросы международного сотрудничества в сфере развития медицинской отрасли Республики Казахстан после распада СССР. Обострение социально-экономических проблем на постсоветском пространстве вызвало кризис и в сфере здравоохранения. На основе анализа материалов в статье показывается обоснованность вовлечения разных ресурсов для улучшения ситуации в системе медицинского обслуживания населения, в том числе сотрудничество с международными организациями в процессе формирования национальной системы здравоохранения, ориентированной на мировой уровень. Выделяются основные направления сотрудничества зарубежных государств и организаций в процессе реформирования и адаптации системы здравоохранения к новым социально-экономическим условиям переходного периода. Утверждается, что Казахстан как одно из крупных государств на постсоветском пространстве сумел выстроить стабильные и взаимовыгодные отношения с Россией и многими другими странами, не нанося ущерба своим национальным интересам. Автор показывает наиболее значимые направления связи с международными организациями (ВОЗ, структурами ООН, разными иностранными центрами), также межправительственные контакты с иностранными государствами в целях обмена опытом, усовершенствования и развития новых областей в медицине и здравоохранении, которые способствовали вхождению независимого Казахстана в мировое пространство.

Ключевые слова: здравоохранение, реформирование, международные организации, международное сотрудничество, ООН, ВОЗ, медицинская наука, международные отношения, гранты, Республика Казахстан.

Цитирование. Галина Г.Ф. Сотрудничество Республики Казахстан с международными организациями в сфере здравоохранения // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 3. С. 63-69. БОТ: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-3-63-69.

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)

DOI: 10.18287/2542-0445-2019-25-3-63-69 Submitted: ^ 30/VII/2019

Accepted: 10/IX/2019

UDC 94 + 327.7:614.2

G.F. Galina

COOPERATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN WITH INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN THE HEALTHCARE SYSTEM

© Galina Galiya Fanilyevna — assistant professor, Department of the History of Kazakhstan and Socio-Political Disciplines, Karaganda Medical University, 40 Gogol Street, Karaganda, 100000, Kazakhstan Republic. E-mail: galinagggaliya@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-5576-8066

ABSTRACT

The article deals with topical issues of international cooperation in the development of the medical sphere of the Republic of Kazakhstan after the collapse of the USSR. The aggravation of socio-economic problems in the post-Soviet space caused a crisis in the public health sector. According to the analysis of materials, the article demonstrates the validity of involving different resources to improve the situation in the health and public health sectors, including cooperation with international organizations in the formation process of national healthcare system oriented to the world level.

There are main directions of cooperation with foreign states and organizations in the process of reforming and adapting Kazakhstan health care system to the new social and economic conditions of the transition period. It is signed that Kazakhstan — as one of the major states in the post-Soviet space could build stable and mutually beneficial relations with Russia and many other countries, without prejudicing its national interests.

The author indicates the most significant sides of communication with international organizations (WHO, UN structures, various foreign centers), as well as intergovernmental contacts with foreign countries aimed to exchange experiences, to develop and to improve new areas in medicine and healthcare, facilitating the entry of an independent Kazakhstan into the world space.

Key words: public health, healthcare, reforming, international organizations, international cooperation, UN, WHO, medical science, international relations, grants, Republic of Kazakhstan.

Citation. Galina G.F. Sotrudnichestvo Respubliki Kazakhstan s mezhdunarodnymi organizatsiyami v sfere zdravookhraneniya [Cooperation of the Republic of Kazakhstan with international organizations in the healthcare system]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2019, Vol. 25, no. 3, pp. 63—69. DOI: http://doi.org/ 10.18287/2542-0445-2019-25-3-63-69 [in Russian].

Историография

Проблема исследования развития здравоохранения Республики Казахстан в постсоветское время носит малоизученный характер. Историография данного исследования берет свое начало в конце 1990-х — начале 2000-х годов.

В современный период проблемы реформирования системы казахстанского здравоохранения, государственную политику в области управления и финансирования, международное сотрудничество, различные аспекты медицинского обслуживания и состояния здоровья населения исследуются в целом ряде работ специалистов — экономистов, социологов, философов, правоведов и т. д. Многие вопросы рассматривались в трудах казахстанских ученых, врачей, организаторов здравоохранения. Однако комплексное исследование проблем становления и развития системы здравоохранения независимого Казахстана в исторической перспективе еще не предпринималось, что предопределяет актуальность самого научного исследования.

Особенным образом можно выделить советского казахстанского ученого, академика РАН и НАН РК, доктора медицинских наук Шарманова Торегельды

Шармановича как одного из инициаторов реформирования системы здравоохранения. За выдающийся вклад в мировое здравоохранение академику была вручена международная премия ВОЗ имени Леона Бернара. В его трудах: «Мировое здравоохранение до и после великой Алма-Атинской конференции» (2003), «Алматинский рубеж мирового здравоохранения» (2008 г.), изданных на английском, казахском, русском, французском и испанском языках, рассматриваются некоторые аспекты сотрудничества и создания партнерских отношений независимого Казахстана со Всемирной организацией здравоохранения и другими международными организациями в сфере медицины и науки.

Основными источниками по вопросам международного сотрудничества являются нормативно-правовые акты — законы, договоры, резолюции ВОЗ, ЮНИСЕФ и т. д. Также необходимо отметить материалы средств массовой информации, включая данные с интернет-ресурсов, статистические данные и архивные документы. Архивные источники представлены в материалах Национального архива Республики Казахстан, г. Нур-Султан (Астана).

Введение

Распад СССР и последовавшие за ним политические и социально-экономические потрясения изменили мировую карту с появлением новых суверенных государств. Бывшие советские республики, обретя суверенитет, формировали государственность с независимым политическим и необходимым им социально-экономическим курсом, в том числе в сфере развития национальной системы здравоохранения. С 1991 года Республика Казахстан является субъектом международного права, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами и, соответственно, может полноправно входить в международные организации, системы коллективной безопасности и участвовать в их деятельности. Первый Президент РК H.A. Назарбаев отметил, что государство, имеющее срединное положение, должно стать мостом между Европой и Азией. И заверил, что республика хотела бы иметь экономические и политические связи со всеми государствами мира, подчеркнув ее «открытость и необходимость разумного баланса между Европой и Азией» [Жигалов, Султанов 1993, с. 13]. Тем самым новый самостоятельный субъект на политической арене — Республика Казахстан — вошел в мировое сообщество как признанное полноправное суверенное государство.

Начало развития международных отношений независимого Казахстана

В первые годы своей независимости Казахстан начал уделять большое внимание развитию двусторонних отношений с зарубежными странами. В период 1992—1993 гг. открываются казахстанские посольства в Российской Федерации, Турции, США, Китае, Германии, Иране, Франции, а также в постсоветских республиках [Внешняя политика Республики Казахстан...]. Уже к 1995 году Республику Казахстан признали 111 государств мира, с 92 из них были установлены дипломатические отношения. Показателем развития международных отношений стало открытие 18 казахстанских посольств за рубежом, в свою очередь, в столице Казахстана были учреждены 36 иностранных посольств и миссий, 9 представительств международных и национальных организаций — ООН, ВОЗ, ОБСЕ, Мирового и Европейского банков реконструкции и развития и др.

Вполне объяснимо, что с обретением независимости, вступлением в ООН и целый ряд международных организаций перед суверенным Казахстаном стояли новые цели и задачи во внешней политике, обороне и национальной безопасности, а также направления самостоятельного вхождения в мировую экономику и мировое сообщество. В то же время страна должна была формировать свой внутриполитический и социальный курс, создавая независимое и сильное демократическое государство [Современная история Казахстана 2003, с. 66]. Тем более социально-экономические проблемы, обострившиеся в переходный период, нуждались в

незамедлительных и скорейших решениях, определенная финансовая, консультативная и иная помощь требовалась государству для начала преобразований в социальной сфере, в том числе и системе здравоохранения.

Поддержка зарубежных стран-партнеров и сотрудничество с международными организациями

Актуальные проблемы 1990-х годов, с которыми столкнулась медицинская отрасль, - это бюджетный кризис, неэффективная кадровая политика, миграция русскоязычных высококвалифицированных специалистов за пределы страны ввиду социальных и политических факторов. К тому же нехватка финансирования обострилась из-за прекращения денежных поступлений и ликвидации союзных министерств — Министерства здравоохранения СССР, Министерства финансов СССР и др. В частности, в письме премьер-министру Республики Казахстан С.А. Терещенко от министра здравоохранения республики А.А. Аманбаева излагается настоятельная просьба рассмотреть вопрос о выделении дополнительных ассигнований на 1992 год (Национальный архив Республики Казахстан. Ф. 23. Оп. 1. Д. 1. Л. 1): так, например, на приобретение медицинского оборудования и вычислительной техники требовалась сумма 50 млн рублей, которые в бюджете не были предусмотрены. В начале 1990-х годов обостряется проблема с направлением больных для оказания высококвалифицированной медицинской помощи в соседние страны, и это было связано с переходом бывших советских республик на рыночные отношения и передачей клиник центральных НИИ под юрисдикцию Российской Федерации. Кроме того, в медицинских вузах суверенных государств обучалось около 100 казахстанцев в целевой докторантуре, аспирантуре и ординатуре, а медицинское высшее образование с 1992 г. начало производиться на договорной основе, за обучение студентов Министерство здравоохранения должно было перечислить 25,3 млн рублей (Национальный архив Республики Казахстан. Ф. 23. Оп. 1. Д. 1. Л. 1). Данные факты свидетельствовали о крайне затруднительном финансовом положении в отрасли. Таким образом, для скорейшего выхода из сложившейся кризисной ситуации требовались действия как внутриполитического, так и межгосударственного характера, в частности привлечение не только материальной, но и консультативной, информационной, кадровой поддержки со стороны зарубежных стран. Государственная политика была нацелена на проведение масштабных социально-экономических реформ и была заинтересована в международном сотрудничестве в области медицины и здравоохранения для улучшения состояния отрасли, повышения квалификации медицинских работников, взаимовыгодного сотрудничества, обмена опытом и т. д.

В силу исторической и культурной общности, а также своего геополитического положения Казах-

стан приоритетное внимание уделял и уделяет сотрудничеству с Россией. Подписанный Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией в мае 1992 г., продолжил традиции добрососедского и мирного диалога. Так, Статья 29 подчеркивает, что «...Стороны признают необходимость совместных действий по охране здоровья народов, развитию медицинской науки и практики, их материально-технической базы, обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинской техники и продуктами детского питания» [Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией 1992]. На всех уровнях старались поддерживать конструктивные отношения, обеспечивая сотрудничество в медицинском образовании, науке и других сегментах отрасли. Вполне объяснимо, что в российских вузах обучалось много студентов, аспирантов, докторантов и ординаторов из Казахстана, направлялись делегации в научно-исследовательские институты и медицинские учреждения для повышения квалификации и взаимного обмена опытом. Обозначим, что с распадом Советского Союза не были окончательно разорваны отношения с братскими республиками, что явилось важным показателем сохранения добрососедских и мирных отношений в регионе. К примеру, сохранились тесные контакты, продолжилось сотрудничество в социальной сфере с Министерствами здравоохранения Туркменистана, Монголии, Грузии, Кыргызской Республики и др., о чем свидетельствуют многочисленные соглашения и меморандумы (Национальный архив Республики Казахстан. Ф. 23. Оп. 1. Д. 407. Л. 67).

Независимость РК и свобода взаимодействия дали импульс развитию партнерских отношений в сфере здравоохранения со многими иностранными государствами. Ярким примером межправительственного сотрудничества могут служить соглашения между Министерством здравоохранения еще Казахской ССР1 и Министерством здравоохранения Турецкой Республики на период 1991—1995 гг. в части обмена информацией, совместного участия в конференциях, симпозиумах, съездах, а также совместного развития фармацевтических предприятий. А в сентябре 1997 г. было подписано новое соглашение о сотрудничестве между казахстанским правительством и правительством Турецкой Республики в области медицины и здравоохранения [Перечень заключенных международных договоров Республики Казахстан], которое действует в течение 5 лет и предусматривает автоматическое продление.

Активному развитию казахстанской внешнеполитической деятельности способствовали вступление в Организацию Объединенных Наций (02.03.1992) и сотрудничество с ее подразделениями - ЮНИСЕФ (Детский фонд), ПРООН (Про-

грамма развития), ЮНФПА (Фонд по вопросам народонаселения), ЮНЕСКО (организация по вопросам образования, науки и культуры), ЮНДКП (программа по контролю над наркотическими средствами), а также с Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца, Агентством США по международному развитию (ИБАГО) и др. В плане определения значимости этих субъектов взаимодействия следует отметить, что существенное влияние на реформы медицинской отрасли оказывала Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) и ее представительства в постсоветских центрально-азиатских республиках. В 1992 г. Республика Казахстан официально стала 180 государством-членом ВОЗ и 51 страной, входящей в Европейское региональное объединение ВОЗ.

Отметим, что Казахстан еще в сентябре 1978 г., будучи советской республикой, получил широкую известность и мировое признание на уровне общественного здравоохранения благодаря глобальной международной конференции ВОЗ и ЮНИСЕФ по первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), которая состоялась в столице Каз ССР в городе Алма-Ате. Впервые мировое сообщество провозгласило здоровье неотъемлемым фундаментальным правом человека и определило приоритет первичной медико-санитарной помощи как основную функцию системы здравоохранения каждой страны и «первый уровень контакта человека, семьи и общества с национальной системой здравоохранения... » [Первичная медико-санитарная помощь. 1978, с. 58]. Существенным образом данная конференция повлияла на развитие и усовершенствование принципов мирового здравоохранения и предопределила в будущем реформирование казахстанской системы здравоохранения в переходный период.

С уже независимым Казахстаном Всемирная Организация Здравоохранения начала сотрудничество в феврале 1992 г., совместно с Детским фондом (ЮНИСЕФ) проведя оценку состояния и положения казахстанских детей, внедрив проект иммунизации против кори и полиомиелита [Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).]. Таким образом, данная миссия положила начало деятельности ЮНИСЕФ в РК. Активное сотрудничество начинается в период становления независимости с открытия в г. Алма-Ате Бюро ВОЗ по координации и связям с Казахстаном (1993 г.), а в 1994 г. министром здравоохранения РК и региональным директором ВОЗ Дж. Асваллом был подписан первый план сотрудничества ВОЗ с Республикой Казахстан на период 1994-1995 гг. (Национальный архив Республики Казахстан. Ф. 23. Оп. 1. Д. 366. Л. 39). Также в этот год координатором Европейского Регионального Бюро ВОЗ по проблемам «Здоровья женщин и детей» назначена казахстанский профессор Н.А. Каюпова и открывается страновой офис ВОЗ -Казахстан, координирующий деятельность ВОЗ

1 Министерство здравоохранения Республики Казахстан было основано на базе Министерства здравоохранения Казахской ССР в апреле 1992 года.

в государстве. Международная деятельность находит свое отражение в совместных программах сотрудничества в области иммунизации, питания, водоснабжения и санитарии, защите интересов детей, женского здоровья и во многих других аспектах. Так, для обучения педиатров и инфекционистов осуществлялось финансирование проектов Института питания РК [Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)...].

Как и любая мировая система, здравоохранение не стоит на месте и должно отвечать вызовам и проблемам современности, улучшая и расширяя поле своей деятельности. На Всемирной ассамблее здравоохранения в 1995 г. была принята резолюция «Переориентация медицинского образования и медицинской практики в целях достижения здоровья для всех», обращенная к государствам — членам ВОЗ [World Health Assembly Resolution. 1995, с. 2]. Данный документ ВОЗ оказал непосредственное влияние на Республику Казахстан, способствуя поиску и направлению путей реформирования системы медицинского образования и всей отрасли здравоохранения в стране. Новой задачей для международного сотрудничества явилось улучшение здоровья в целях устойчивого гуманитарного развития, «.а для этого требуется укрепление местного потенциала. и содействие установлению и развитию партнерских отношений на местном и международном уровнях» [49 сессия ВОЗ 1996, с. 100]. Следует отметить, что положительная динамика в области медицинских реформ и взаимодействия Казахстана с международными организациями выразилась в членстве страны в Исполнительном комитете ВОЗ с 2015 по 2018 год.

Начиная с 1990-х годов XX в. значительную работу в суверенном государстве провела ВОЗ по реформированию системы здравоохранения и образования, управления и деятельности медицинского персонала, планированию и организации служб здравоохранения во всех областях страны. Новаторским и значимым проектом ВОЗ в Казахстане считается открытие первой на территории постсоветского пространства Школы Общественного Здравоохранения (ШОЗ) в 1997 году в г. Алма-Ате с целью совершенствования управления и организации здравоохранения, подготовки и переподготовки медицинских кадров, обеспечения учебно-методической, научной, справочной литературой и т. д.

Еще одним ярким примером сотрудничества являются совместные проекты ШОЗ с зарубежными партнерами: Университетом Содружества штата Вирджиния (США) в области обучения профессорско-преподавательского состава новым предметам в отрасли здравоохранения — менеджменту, экономике, управлению, стратегическому планированию. Плодотворную деятельность продолжила ШОЗ с Британским Советом (2000), Фондом «Сорос — Казахстан» (2002) и многими европейскими медицинскими университетами и центрами в целях усовершенствования учебных программ, проведении научных исследований, повышения квалификации и т. д. [Об университете.]. На основе многогранной деятельности роль ВОЗ в Казахстане

становится весомой, позволяя совершенствовать политику в сфере здравоохранения и обеспечения необходимыми информационными, образовательными, финансовыми и другими ресурсами. Таким образом, совместная деятельность правительства РК и ЕРБ ВОЗ способствовала установлению плодотворного сотрудничества с другими международными организациями и фондами, аналогичными центрами и школами в других странах.

Исторически продолжительным является сотрудничество Казахстана с Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, с основания республиканской организации в марте 1937 г. Международная федерация продолжила свою миссию и после распада Советского Союза как Региональная Делегация Международной Федерации по Центральной Азии, открыв свое постоянное представительство в г. Алма-Ате (1992). К полномочиям делегации относились поддержка развития новых независимых центрально-азиатских стран — Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, а также реагирование на гуманитарные нужды. А в марте 2002 г. Общество официально переименовано в Общество Красного Полумесяца Республики Казахстан. Состав и приоритеты деятельности менялись за прошедшие годы для координации усилий международных организаций в сфере здравоохранения, и в последующем существенно был увеличен объем гуманитарной помощи для Казахстана, где основными донорами и партнерами стали США, Япония и европейские страны. Так, из интервью президента Казахстанского Общества Красного Полумесяца Е. Аргынбаева Международному информационному агентству КАЗИНФОРМ следует, что объем полученной гуманитарной помощи в первые годы независимости был в сумме около 70 млн долларов США [Деятельность общества Красного Полумесяца.]. Исходя из этого, ясно, что данное Общество, несмотря на непростые социально-экономические и политические условия в постсоветском Казахстане, продолжило свою гуманитарную деятельность, активно сотрудничая на местном и государственном уровнях.

Вскоре после обретения независимости правительство РК подписывает соглашения с американскими организациями — Центром по предотвращению и контролю заболеваемости в Центрально-Азиатском регионе (CDC/CAR) и с Агентством США по международному развитию (USAID). В частности, миссия Центра была направлена на сотрудничество с целью накопления опыта и знаний, необходимых людям и обществу для защиты здоровья, путем пропаганды здорового образа жизни, предотвращения заболеваний, травматизма и инвалидности. В свою очередь, Агентство США по международному развитию через программу ЗдравРеформ-AbtAssociates более двух лет оказывало финансовую и информационную поддержку правительственной программе по экспериментальной модели в двух казахстанских областях (Жезказганской и Семипалатинской) для поиска стратегии ре-

формирования всей системы здравоохранения. В целом сотрудничество было направлено на следующие проблемы - оказание первой медицинской помощи, здоровье матери и ребенка, пропаганду здорового образа жизни, борьбу с социально опасными заболеваниями (туберкулезом, СПИДом) и т. д. Кроме этого, Агентство осуществляло гран-товую деятельность по различным программам улучшения качества медицинского обслуживания и системы финансирования для казахстанских медицинских работников (посольство и консульство США в Казахстане).

Заключение

Таким образом, важным направлением казахстанской внешней политики в вопросах реформирования системы здравоохранения, улучшения здоровья, развития медицинской науки и образования явилась реализация совместных проектов с крупными международными организациями, такими как Всемирная Организация Здравоохранения, Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, подразделения ООН - ЮНИСЕФ, ПРООН, ЮНФПА, ЮНЕСКО, ЮНДКП, Агентство США по международному развитию (ИБАГО) и др. Успешное проведение дружественной политики и создание партнерских отношений с мировым сообществом позволили Казахстану совместно с международными организациями определить направления реформ в организации, управлении и финансировании отрасли, а также внедрять новшества в области медицинского образования и науки, совершенствовать кадровую политику, переориентировать систему здравоохранения на развитие первичной медико-санитарной помощи и формирование здорового образа жизни.

В переходный период, в условиях социально-экономических потрясений и бюджетного кризиса, Казахстан смог установить сотрудничество с иностранными государствами и международными организациями как с потенциальными партнерами во всеобщей системе здравоохранения. Соответственно, первоначально поддержка со стороны иностранных государств и мирового сообщества выразилась в подписании многих соглашений, меморандумов о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РК и представительствами международных и общественных организаций. Став членом Организации Объединенных Наций и других международных организаций, молодое государство - Республика Казахстан - получило реальную возможность полноправного участия и сотрудничества в решении проблем политического, экономического, экологического, социального, культурного и гуманитарного характера. Обладая мощными ресурсами и стратегическим геополитическим положением, формируя демократическое гражданское общество с рыночной экономикой, Казахстан заявил о дружественной и мирной политике, об интеграции со всеми странами мира, обмене опытом и информацией для успешного

развития здорового и сильного государства. Несомненно, межправительственный диалог с зарубежными странами и сотрудничество с международными организациями осуществлялись по многим направлениям, оказывая влияние на процессы реформирования в сфере медицины и становления национальной системы здравоохранения.

В социальной истории Республики Казахстан проблема реформирования и развития системы здравоохранения занимает важное место. Получив независимость, новое государство должно было укрепить и улучшить свою систему здравоохранения и медицинского обслуживания путем изменения не только структуры и финансирования отрасли, привлекая различные международные ресурсы, но и самого понимания здоровья населения как фактора сильного и благополучного государства в целом. Несомненным образом международное сотрудничество с первых лет независимости Казахстана нашло отражение в процессах реформирования отрасли здравоохранения и оказало благотворное влияние на качество здоровья и медицины в последующие годы.

Обретя статус независимого и демократического государства, Казахстан становится активным участником и членом международных организаций политического, экономического, социального, культурного характера, что позволило расширить международные связи и тем самым задействовать дополнительные ресурсы и способы для углубления процесса социально-экономических преобразований. Содействие со стороны международных организаций по реформированию системы здравоохранения, совершенствованию кадровой и финансовой политики, улучшению качества медицинского образования и науки, а также оказание гуманитарной помощи при сохранении позиции государственного суверенитета были значимыми факторами в становлении системы национального здравоохранения в Республике Казахстан.

Источники фактического материала

Национальный архив Республики Казахстан — Национальный архив Республики Казахстан. Ф. 23. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

Библиографический список

World Health Assembly Resolution... 1995 - World Health Assembly Resolution N 48.8. Reorientation of Medical Education and Medical Practice for Health for All. WHO, Geneva, 1995. 24 p.

Внешняя политика Республики Казахстан — Внешняя политика Республики Казахстан. URL: http:// www.mfa.kz/ru/внешняя политика (дата обращения: 12.08.2019).

Жигалов, Султанов 1993 — Жигалов К.В., Султанов Б.К Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроники деятельности (01.12.1991 — 31.05.1993). Алматы: Фонд политических исследований «Казахстан — XXI век», 1993. 286 с.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) — Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). URL: http://www.mfa.kz/ru/content-view/detskij-fond-oon-yunisef (дата обращения: 20.08.2019).

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) — Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). URL: http://interorga.ru/ mezhdunarodnye-otnosheniya/kazahstan-v-mezhdunarodnyh-organizatsciyah/detskii-fond-oon-unisef.html. (дата обращения: 13.08.2019).

Деятельность общества Красного Полумесяца. — Деятельность общества Красного Полумесяца РК должен регулировать отдельный закон. URL: https:// www.zakon.kz/ 116625-dejatelnost-obshhestva-krasnogo.html. (дата обращения: 09.09.2018).

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией — Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией (Москва, 25 мая 1992 г.) (с изменениями и дополнениями от 07.06.2012). URL: https://www.online.zakon.kz/rn/Document/ ?doc_id=1007137 (дата обращения: 14.08.2018).

Об университете. — Об университете. Партнерство. URL: http://www.ksph.kz/?page_id=1406. (дата обращения: 06.06.2018).

Перечень заключенных международных договоров Республики Казахстан (по странам) — Перечень заключенных международных договоров Республики Казахстан (по странам). URL: https://www.mz.gov.kz/ ru/pages/perechen-zaklyuchennyh-mezhdunarodnyh-dogovorov-respubliki-kazahstan-po-stranam (дата обращения: 14.08.2019).

Первичная медико-санитарная помощь. 1978 — Первичная медико-санитарная помощь: отчет о международной конференции по ПМСП. Алма-Ата, СССР, 6-12 сентября 1978 г. Женева: ВОЗ, 1978. 106 с.

Посольство и консульство США в Казахстане — Посольство и консульство США в Казахстане. Разделы и офисы. URL: https://kz.usembassy.gov/ru/embassy-consulate-ru / embassy-ru / sections-ru/ ?_ga = 2.88874587. 1577585827. 151 1309254796028510.1511309254 (дата обращения: 12.09.2018).

Современная история Казахстана 2003 — Современная история Казахстана. Сборник документов и материалов (1985—2002 г.г.) / сост. С.Г. Шеретов. Алматы, 2003. 325 с. URL: http://kn.lib-i.ru/27istoriya/205832-1-sovremennaya-istoriya-kazahstana-sbornik-dokumentov-materialov- 1985-2002-gg-sostavitel-kandidat-istoricheskih.php.

49 сессия ВОЗ 1996 — 49 сессия ВОЗ. Женева, 20—25 мая 1996 г. Протоколы заседаний и доклады комитетов. Женева, 1996. 299 с.

References

World Health Assembly Resolution. 1995 - World Health Assembly Resolution №48.8. Reorientation of Medical Education and Medical Practice for Health for All. WHO, Geneva, 1995, 24 p. [in English].

Vneshnyaya politika Respubliki Kazakhstan — Vneshnyaya politika Respubliki Kazakhstan [Foreign policy of the Republic of Kazakhstan]. Available at: http://www.mfa.kz/ ru/foreign policy (accessed 12.08.2019) [in Russian].

Zhigalov, Sultanov — Zhigalov K.V., Sultanov B.K. Pervyi Prezident Respubliki Kazakhstan Nursultan Nazarbaev.

Khroniki deyatel'nosti (01.12.1991 - 31.05.1993) [First President of the Republic of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev. Chronicles of activity (01.12.1991 - 31.05.1993). Almaty: Fond politicheskikh issledovanii «Kazakhstan — XXI vek», 1993, 286 p. [in Russian].

Detskii fond OON (UNISEF) - Detskii fond OON (UNISEF) [United Nations Children's Fund (UNICEF)]. Available at: http://www.mfa.kz/ru/content-view/detskij-fond-oon-yunisef (accessed 20.08.2019) [in Russian].

Detskii fond OON (UNISEF) - Detskii fond OON (UNISEF) [United Nations Children's Fund (UNICEF)]. Available at: http://interorga.ru/mezhdunarodnye-otnosheniya/kazahstan-v-mezhdunarodnyh-organizatsciyah/detskii-fond-oon-unisef.html (accessed 13.08.2019) [in Russian].

Deyatel'nost' obshchestva Krasnogo Polumesyatsa... — Deyatel'nost' obshchestva Krasnogo Polumesyatsa RK dolzhen regulirovat' otdel'nyi zakon [Activity of the Red Crescent of Kazakhstan must be regulated by special law]. Available at: https://www.zakon.kz/116625-dejatelnost-obshhestva-krasnogo.html. (accessed 09.09.2018) [in Russian].

Dogovor o druzhbe... 1992 — Dogovor o druzhbe, sotrudnichestve i vzaimnoipomoshchi mezhdu Respublikoi Kazakhstan i Rossiiskoi Federatsiei. (Moskva, 25 maya 1992 g.) (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 07.06.2012g.) [Agreement about friendship, cooperation and mutual aid between the Republic of Kazakhstan and Russian Federation (Moscow, May 25, 1992) (as amended 07.06.2012). Available at: https://www. online.zakon.kz/m/Document/ ?doc_id=1007137/ (accessed 14.08.2018) [in Russian].

Ob universitete... — Ob universitete. Partnerstvo [About the university. Partnership]. Available at: http:// www.ksph.kz/?page_id=1406 (accessed 06.06.2018) [in Russian].

Pervichnaya mediko-sanitarnaya pomoshch'. 1978 — Pervichnaya mediko-sanitarnaya pomoshch': otchet o mezhdunarodnoi konferentsii po PMSP, Alma-Ata, SSSR, 6—12 sentyabrya 1978 g. [Primary health care: report on international conference of Primary health care, Alma-Ata, USSR, September 6—12, 1978]. Geneva: VOZ, 1978, 106 p. [in Russian].

Perechen' zaklyuchennykh mezhdunarodnykh dogovorov Respubliki Kazakhstan — Perechen' zaklyuchennykh mezhdunarodnykh dogovorov Respubliki Kazakhstan (po stranam) [List of concluded international contracts of the Republic of Kazakhstan (countrywise)]. Available at: https:// www.mz.gov.kz/ru/pages/perechen-zaklyuchennyh-mezhdunarodnyh-dogovorov-respubliki-kazahstan-po-stranam (accessed 14.08.2019) [in Russian].

Posol'stvo i konsul'stvo SShA v Kazakhstane — Posol'stvo i konsul'stvo SShA v Kazakhstane. Razdely i ofisy [US Embassy and Consulate in Kazakhstan. Sections and offices]. Available at: https://kz.usembassy.gov/ru/embassy-consulate-ru/embassy-ru/sections-ru/ ?_ga=2.88874587.1577585827.15 1 1309254796028510.1511309254 (accessed 12.09.2018) [in Russian]

Sovremennaya istoriya Kazakhstana 2003 — Sovremennaya istoriya Kazakhstana. Sbornik dokumentov i materialov (1985—2002 gg.). Sost. S.G. Sheretov [Modern history of Kazakhstan. Collection of documents and materials (1985— 2002). S.G. Sheretov (Ed.)]. Almaty, 2003, 325 p. Available at: http://kn.lib-i.ru/27istoriya/205832-1-sovremennaya-istoriya-kazahstana- sbornik- dokumentov-materialov-1985-2002-gg-sostavitel-kandidat-istoricheskih.php [in Russian].

49 sessiya VOZ 1996 — 49 sessiya VOZ. Zheneva, 20— 25 maya 1996 g. Protokoly zasedanii i doklady komitetov [WHO session 49. Geneva, May 20—25. Records of hearings and committee papers]. Geneva, 1996, 299 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.