Научная статья на тему 'Особенности социальной мобильности молодежи в современном российском обществе'

Особенности социальной мобильности молодежи в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
237
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальная мобильность молодежи / социальная стратификация / трудовая мобильность молодежи / идеалы и ценности молодежи / «социальный лифт». / Social mobility of youth / social stratification / labor mobility of youth / ideals and values of youth / social elevator.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каймаразова Алина Каймаразовна

Сегодня в современной России происходят значительные социальные и экономические трансформации, усиливается дифференциация социальных статусов. В таких условиях актуальным становится изучение вопросов социальной мобильности молодежи как особой социально-демографической группы, находящейся в стадии духовного и социального становления и адаптации, являющейся при этом наиболее активной и перспективной в общей картине развития общества. При этом важно рассмотреть указанную проблему не только с теоретической точки зрения, но и в практическом русле. Социальная мобильность российской молодежи имеет ряд особенностей, связанных со спецификой социально-экономического развития страны. В рамках исследования проводится анализ научных работ по проблеме социальной мобильности молодежи в России, результаты которого позволяют выявить насущные проблемы по рассматриваемой теме. Вместе с тем автор статьи предпринимает попытку выявления и систематизации основных особенностей развития социальной мобильности молодежи на современном этапе развития российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIAL MOBILITY OF YOUTH IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

Today, significant social and economic transformations are taking place in modern Russia, and the differentiation of social statuses is increasing. In such conditions, it becomes relevant to study the issues of social mobility of youth as a special socio-demographic group in the stage of spiritual and social formation and adaptation, which is at the same time the most active and promising in the overall picture of the development of society. At the same time, it is important to consider this problem not only from a theoretical point of view, but also in a practical way. The social mobility of Russian youth has a number of features related to the specifics of the socio-economic development of the country. As part of the study, an analysis of scientific papers on the problem of social mobility of youth in Russia is carried out, the results of which allow us to identify pressing problems on the topic under consideration. At the same time, the author of the article attempts to identify and systematize the main features of the development of social mobility of youth at the present stage of development of Russian society.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной мобильности молодежи в современном российском обществе»

Особенности социальной мобильности молодежи в современном российском обществе

Каймаразова Алина Каймаразовна,

аспирант, кафедра теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой Московского педагогического государственного университета E-mail: [email protected]

Сегодня в современной России происходят значительные социальные и экономические трансформации, усиливается дифференциация социальных статусов. В таких условиях актуальным становится изучение вопросов социальной мобильности молодежи как особой социально-демографической группы, находящейся в стадии духовного и социального становления и адаптации, являющейся при этом наиболее активной и перспективной в общей картине развития общества. При этом важно рассмотреть указанную проблему не только с теоретической точки зрения, но и в практическом русле. Социальная мобильность российской молодежи имеет ряд особенностей, связанных со спецификой социально-экономического развития страны. В рамках исследования проводится анализ научных работ по проблеме социальной мобильности молодежи в России, результаты которого позволяют выявить насущные проблемы по рассматриваемой теме. Вместе с тем автор статьи предпринимает попытку выявления и систематизации основных особенностей развития социальной мобильности молодежи на современном этапе развития российского общества.

Ключевые слова: социальная мобильность молодежи, социальная стратификация, трудовая мобильность молодежи, идеалы и ценности молодежи, «социальный лифт».

<п

I_

U

см о см

В период значительных и стремительных трансформаций, происходящих сегодня в российском обществе, как и во все другие эпохи перестройки социальной среды, резко увеличивается разрыв между различными слоями общества, что в свою очередь ускоряет мобильность социальных групп и способствует созданию новой общественной структуры.

Для такой социальной группы как молодежь, главными признаками которой являются возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения в обществе, социальная мобильность имеет наибольшее значение и требует особенно подробного рассмотрения, поскольку именно данная группа стремится максимально использовать свои способности и возможности, чтобы повысить свой социальный статус.

Социальная мобильность сегодня выступает одной из ключевых тем социологического дискурса, что, безусловно порождает многообразие подходов к ее изучению и трактовке. Свой вклад в эволюцию концепции в разное время внесли Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Гидденс, С. Лип-сет, Р. Бендикс, Б. Дюрье и др. Особую же роль в исследовании социальной мобильности занимает П. Сорокин, основоположник теории стратификаций и социальной мобильности, которая впервые была представлена социологом в изданной в 1927 г. работе «Социальная мобильность». В наиболее распространенном определении П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой». [10, с. 373]. Социальная мобильность рассматривалась П. Сорокиным как неотъемлемая часть его стратификационной теории. Таким образом, при подробном рассмотрении видов социальной мобильности имеет смысл их сопоставления с характеристиками стратификационных групп, которые базируются на подходах основоположников теории социальной стратификации -М. Вебера и П. Сорокина.

Первый из них отмечал, что относить индивида к тому или иному слою населения, в первую очередь, следует опираясь на уровень его доходов, престижа и власти в обществе. Подход М. Вебера определяет материальные (финансовые) аспекты наиболее важной составляющей социальной мобильности. [2] П. Сорокин, который является сторонником второго подхода, представляет более многомерную модель стратификации, которая делится тремя базисными направлениями: экономикой, политикой и профессиональной деятельностью. Он утверждает, что структура общества представляет собой некую пирамиду, где на вершине мест меньше, чем в основании и для того, чтобы попасть наверх, недостаточно просто желания. [9]

П. Сорокин рассматривает социальную мобильность в комплексе и различает перемещение по горизонтали и вертикали; в свою очередь вертикальная мобильность, представляющая наибольший интерес для исследователей, может быть нисходящей и восходящей.

При исследовании и анализе феномена мобильности молодежи, нельзя не отметить ряд особенностей, связан-

ных со спецификой данной социально-демографической группы, находящейся в стадии духовного и социального становления и адаптации. Так, Н.К. Тер-Геворкова в своих исследованиях отмечает, что молодежь, в большей части представленная учащимися и студентами, не обладает ключевыми индикаторами социального статуса - профессией, уровнем престижа и заработком. Это, в свою очередь, диктует необходимость определения их статуса в структуре общества, основанную на показателях социального статуса семей, престижа и востребованности образовательной организации и получаемой профессии. [11, с. 238]

При рассмотрении российского общества со стороны развитости феномена молодежной мобильности также возникают трудности, связанные с особенностями социально-экономического развития страны. Так, по данным мониторинга ВЦИОМ «Образ российской молодежи» лидирующие позиции трудностей, с которыми приходится сталкиваться рассматриваемой социальной группе, заняли трудоустройство, жилищный вопрос и сложности, связанные с получением образования, материальные трудности и неуверенность в завтрашнем дне. [14]

При недостаточности данных в части наиболее важных материальных (экономических) показателей, исследователи обращаются к духовно-ценностным ориентаци-ям молодежи. В.В. Семенова, М.Ф. Черныш и П.Е. Суш-ко в своих работах указывают на то, что «мобильность, если рассматривать ее расширительно - это изменение жизненного опыта и смена одной ценностной парадигмы другой». [8, с. 21] В контексте социальной мобильности молодежи данное мнение поддерживает Е.А. Кухтерина. Исследователь обозначает важность понимания приоритетов, ценностных ориентиров, целей и интересов молодых россиян для определения направления их социального перемещения. «Изучение жизненных ориентации молодежи дает богатейший материал для решения проблем трудовой и общественной активности ее, изменения социальной структуры общества». Для молодежи естественно стремиться ко всему новому, пренебрегать риском, что дает им дополненные возможности подняться по социальной лестнице. [6, с. 4].

Так, несмотря на социальные преграды и трудности определения позиции в статусной иерархии, молодежь как социальная группа является наиболее активной и перспективной в общей картине развития российского общества, что подтверждается рядом исследований. В рамках исследования ценностей и приоритетов российской молодежи, проведенном ВЦИОМ в конце 2022 года, более половины опрошенных в возрасте от 14 до 35 лет определили главными желаниями в течение жизни достижение высокого уровня благополучия (58%), спокойную жизнь, работу и заботу о семье (54%), возможность приносить пользу обществу и участвовать в общественной жизни (26%). [15]

Рассматривая отношение к неравенству и социальную мобильность, В.Е. Гимпельсон и Г.А. Монусова, отмечают, что с увеличением рабочих способов вертикального восхождения, восприятие социального неравенства в обществе будет восприниматься все терпимее, вне зависимости от положения, занимаемого в обществе. [3, с. 3] Нельзя не согласиться и с утверждением, что упрощение перехода между социальными уровнями влечет за собой рост количества индивидов на вершине пирамиды. Однако, в рамках стратификационной теории П. Сорокина, «вытягивание» пирамиды, превращение ее в трапецию за счет переполнения вершины, ведет к серьезным социальным кризисам - революциям, переворотам и дальнейшему перераспределению власти. [9]

Приводимые выше утверждения позволяют сделать вывод о том, что процессы, каналы и пути социальной мобильности в обществе требуют контроля и четкой регуляции со стороны субъектов управления.

Рассматривая процессы социальной мобильности, М.Ф. Черныш использует институциональный подход, определяя социальные институты субъектом ее управления, выделив при этом «эквализирующие», то есть уравнивающие институты, и «дифференцирующие», наращивающие социальную закрытость между различными слоями общества. [13, с. 9] Объектами же управления в данном вопросе считаются пути и практики (каналы) социальной мобильности, также называющиеся «социальными лифтами». Т.И. Заславская в свою очередь делит социальные институты на базовые и периферийные, в зависимости от уровня их влияния на социальную мобильность. При этом данные категории находятся в постоянном взаимодействии и могут перемещаться из одной группы в другую, что чаще всего происходит в период значительных социально-экономических изменений в обществе. [4] В данном контексте, особенно остро стоит вопрос определения условий, актуальных базовых социальных институтов и ключевых каналов и источников социальной мобильности в российском обществе, в частности, для молодого поколения, как наиболее перспективной социальной группы.

По мнению М.Н. Реутовой, определяющими источникам восходящей мобильности являются закон возрастания потребностей и мотивация к достижению успеха, что говорит о преобладании экономических оснований среди источников социальной мобильности. Ряд современных исследователей, таких как А. Филиппова, Д.С. Петров, Т.Ю. Богомолова и др. также рассматривают социальную мобильность с экономической точки зрения, выделяя именно данный аспект основным при определении социального статуса.

По мнению Т.Ю. Богомоловой, экономическая мобильность должна рассматриваться в виде изменения статуса социальных объектов при перемещении в иерархической структуре. Т.Ю. Богомолова отмечала в своих трудах, что экономическая мобильность содержит в себе возможности человека применять в жизни имеющиеся у него ресурсы: человеческие, экономические и социальные, использовать все возможности и идеи, принимать вызовы от окружающей среды и стойко справляться с любыми потрясениями.

Из этого можно сделать вывод, что на направление и интенсивность развития экономической мобильности непосредственное влияние оказывает множество факторов, причем как материального (собственность, благосостояние и доходы), так и нематериального (работа, образование и социальный капитал) характера. Кроме того, воздействие оказывают и имеющиеся качества и над-профессиональные навыки субъекта экономической мобильности, такие как: способность адаптироваться, умение вести хозяйственную деятельность, мотивационные ценности, стремление к саморазвитию и т.д.

Говоря про экономическую мобильность необходимо отметить, что она содержит в себе два важных аспекта: трудовая мобильность и профессиональная. Данные определения достаточно схожи, однако, имеют ключевое отличие в отсутствии жесткой привязки трудовой мобильности к полученному уровню образования.

Приведенные в статье тезисы дают основание рассуждать о наличии факторов, препятствующих реализации трудовой и профессиональной мобильности современной российской молодежи. Рассмотрим основные из них.

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

В условиях стабильной экономики и ситуации на рынке труда, работодателей не привлекают молодые специалисты, потому как они не имеют необходимый опыт, что приводит к отсутствию доверия к их работе. Поэтому при поиске и подборе персонала специалисты выбирают сотрудников с релевантным опытом, который зачастую отсутствует у молодых людей. Для рекрутеров такой вариант считается наиболее целесообразным, потому что не приходится обучать новых сотрудников тонкостям и нюансам производственной деятельности.

Однако, ситуация, складывающаяся сегодня на рынке труда в России, говорит о нарастающем кадровом голоде. Так, в конце 2023 года РОССТАТ зафиксировал рекордно низкий показатель безработицы, преодолевший отметку в 3% - впервые в истории страны. [17] Это в свою очередь диктует необходимость обращать внимание на менее интересных до этого молодых специалистов, что может в перспективе позитивно отразиться на социальной мобильности молодежи в стране. Кроме того, молодые кадры выглядят привлекательнее, если цель бизнеса - освоение новых технологий и модернизация производства. В этом случае они выигрывают, так как способны быстрее адаптироваться к различного рода инновациям и нововведениям в отличие от опытных специалистов. [12, с. 29]

Еще одним фактором, оказывающим влияние на трудовую и профессиональную мобильность молодежи, является готовность к транстерриториальной мобильности - географическим перемещениям в рабочих целях. Так, недавно проведенное исследование среди молодых россиян до 35 лет показало, что 61% из них не готовы к переезду ради карьерного роста. [17] В это же время неравномерность территориальной мобильности среди жителей крупных городов и удаленных малочисленных территорий создают негативные предпосылки к территориальной асимметрии в части распределения трудовых ресурсов российской молодежи.

Однако, ключевым препятствием реализации профессиональной и трудовой мобильности молодого поколения России, по нашему мнению, является группа факторов, связанных с институтом образования, среди которых противоречие системы профессионального образования требованиям современного рынка, несоответствие темпов создания образовательных программ развитию новейших технологий, недостаточность работы в части профориентации учащейся молодежи.

Кроме того, исследователи говорят о том, что основная часть молодых людей испытывает проблемы в процессе профессионального самоопределения под воздействием различных конфликтов ценностей. Не каждый представитель молодежи способен справиться с этими трудностями, поэтому многие просто отдают предпочтение пассивной позиции и асоциальному поведению, теряя смысл в развитии себя как профессионала.

По нашему мнению, решение вопросов качественной модернизации профессионального образования, профориентации молодежи, реализация новых подходов к подготовке молодых кадров, отвечающих ключевым задачам современного общества, может в значительной мере изменить сложившуюся ситуацию ассиметричного профессионального будущего молодого поколения, что в свою очередь приведет к изменению интенсивности и качества социальной мобильности молодежи в стране.

Многие современные исследователи (Е.И. Кузьмина, £2 Д.Л. Константиновский, В.В. Семенова, И.В. Кравченко " и др.) рассматривают образование как один из наиболее ^ важных каналов вертикальной мобильности, особенно ~ в контексте социальной мобильности молодежи. [5, с. 8] г Это, в свою очередь, подтверждается рядом исследова-

ний, в частности, проведенным Эмори Гетином из Парижской школы экономики на основе данных 150 стран за период 1980-2019 гг., которое показало, что половина роста среднемирового дохода на душу населения, составившего 98% за эти годы, обусловлено вкладом образования. [18]

В реалиях российской общества, проблематика образования, в частности, роли высшего образования в социальной мобильности молодежи, имеет ряд специфических тенденций, сложившихся в последние десятилетия. В.В. Моисеенко выделяет среди них «перекосы в количественном соотношении студентов различных направлений подготовки» без привязки к реальным запросам рынка, избыточную доступность высшего образования и его массовость, ставя под вопрос тезис выступления высшего образования как «социального лифта» в современной России. [7, с. 183] Это же мнение поддерживает М.Г. Бурлуцкая, отмечая, что высшее образование, оставаясь важным институтом мобильности, более не является лифтом, способным автоматически перенести на вершину социальной иерархии. [1, с. 93]

На основе приведенных данных и мнений исследователей, можно сделать вывод о необходимости более подробного рассмотрения вопроса необходимости трансформации системы российского образования, в частности, высшей школы, с целью укрепления ее функции «социального лифта» для молодежи.

В процессе изучения научных исследований и мнений разных авторов в отношении социальной мобильности молодого поколения были выявлены исследовательские ниши, которые требуют более глубокой проработки и актуализации.

1) Формирование условий для реализации и регулирования социальной мобильности молодых специалистов.

2) Выявление условий, при которых молодые специалисты стремятся к вертикальному перемещению.

3) Более глубокое изучение современных факторов, оказывающих самое сильное влияние на социальную мобильность и содержательные аспекты ее составляющих.

4) Отдельное изучение влияния высшего образования на социальную мобильность в современном российском обществе.

5) Выявление условий и направлений трансформации российского образования с целью повышения результативности в качестве «социального лифта» молодого поколения.

Литература

1. Бурлуцкая М.Г. Высшее образование как лифт социальной мобильности: ожидания выпускников и реалии современного общества // Социология образования. М.: Изд-во Современного гуманит. ун-та, 2012. № 9. С. 93.

2. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 169-183.

3. Гимпельсон, В. Е., Монусова, Г.А. Восприятие неравенства и социальная мобильность - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - (Серия WP3 «Проблемы рынка труда»). - 39 с.

4. Заславская, Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации / Т.И. Заславская. - 1-е изд. - Москва: Дело, 2004.

5. Кузьмина, Е.И. Образовательная мобильность в условиях цифровизации обучения: теоретические подходы и исследовательские практики: дис. канд. соц. наук - 22.00.01; Московский государственный

институт международных отношений. - Москва, 2022. - 170 с.

6. Кухтерина, Е.А. Социальная мобильность молодежи: дис. канд. соц. наук - 22.00.04; ГОУ ВПО Тюменский индустриальный университет. - Тюмень, 2005. - 234 с.

7. Моисеенко, В.В. Влияние института высшего образования на социальную мобильность населения в условиях современной России / В.В. Моисеенко// Вестник АГУ. - 2015. - № Выпуск 2 (158). - С. 182-187.

8. Семенова В. В., Черныш М.Ф., Сушко П.Е. Социальная мобильность в усложняющемся обществе: объективные и субъективные аспекты: [монография] / [В.В. Семенова и др.]; отв. ред. В.В. Семенова, М.Ф. Черныш, П.Е. Сушко. ФНИСЦ РАН. - М.: ФНИСЦ РАН. 2019. С. 49.

9. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество / Под ред. А.Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992.

10. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество/Общ. ред. сост. и предисл. А.Ю. Сагомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат. 1992. с. 534.

11. Тер-Геворкова, Н.К. Социальное здоровье современной молодежи российского общества / Н.К. Тер-Геворкова // Молодой ученый. - 2019. - № 12(250). -С. 237-241

12. Филиогло, Л.Д. Трудовая мобильность молодежи в условиях нестабильной экономики / Л.Д. Филиогло// Концепт. - 2015. - № 1. - С. 27-34.

13. Черныш, М.Ф. Социальные институты и мобильность в трансформирующемся обществе: дис. докт. соц. наук - 22.00.04 / Московский государственный институт международных отношений. - Москва, 2005. - 48 с.

14. Образ российской молодежи: мониторинг. - Текст: электронный // ВЦИОМ: [сайт]. - URL: https://wci-om.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obraz-rossiiskoi-molodezhi-monitoring (дата обращения: 02.01.2024).

15. Ценности молодежи. - Текст: электронный // ВЦИОМ: [сайт]. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (дата обращения: 02.01.2024).

16. После инициативы Минтруда почти 40% молодых россиян заявили о готовности к переезду в другой регион РФ ради карьеры. - Текст: электронный // vc.ru: [сайт]. - URL: https://vc.ru/avito/484423-posle-iniciativy-mintruda-pochti-40-molodyh-rossiyan-zayavili-o-gotovnosti-k-pereezdu-v-drugoy-region-rf-radi-karery (дата обращения: 03.01.2024).

17. Путин: безработица в РФ снизилась до 2,9% впервые в истории. - Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. - URL: https://tass.ru/ekonomika/19534019 (дата обращения: 03.01.2024).

18. Amory, Gethin Distributional growth accounting: education and the reduction of global poverty, 1980-2022 / Gethin Amory. - Текст: электронный // World Inequality Database: [сайт]. - URL: https://wid.world/wpcontent/ uploads/2023/12/WorldInequalityLab_WP2023_25_ Education-and-the-reduction-of-global-poverty_Final. pdf (дата обращения: 04.01.2024).

FEATURES OF SOCIAL MOBILITY OF YOUTH IN

MODERN RUSSIAN SOCIETY

Kaymarazova A.K.

Moscow Pedagogical State University

Today, significant social and economic transformations are taking

place in modern Russia, and the differentiation of social statuses

is increasing. In such conditions, it becomes relevant to study the issues of social mobility of youth as a special socio-demographic group in the stage of spiritual and social formation and adaptation, which is at the same time the most active and promising in the overall picture of the development of society. At the same time, it is important to consider this problem not only from a theoretical point of view, but also in a practical way. The social mobility of Russian youth has a number of features related to the specifics of the socioeconomic development of the country. As part of the study, an analysis of scientific papers on the problem of social mobility of youth in Russia is carried out, the results of which allow us to identify pressing problems on the topic under consideration. At the same time, the author of the article attempts to identify and systematize the main features of the development of social mobility of youth at the present stage of development of Russian society.

Keywords: social mobility of youth, social stratification, labor mobility of youth, ideals and values of youth, social elevator.

References

1. Burlutskaya M.G. Higher education as an elevator of social mobility: expectations of graduates and the realities of modern society // Sociology of Education. M.: Publishing House of Modern Humanities. Univ., 2012. No. 9. P. 93.

2. Weber M. Basic concepts of stratification // Sociological studies. 1994. No. 5. P. 169-183.

3. Gimpelson, V. E., Monusova, G.A. Perception of inequality and social mobility - M.: Publishing house. House of the Higher School of Economics, 2014. - (WP3 Series "Problems of the Labor Market"). - 39 s.

4. Zaslavskaya, T.I. Modern Russian society. Social mechanism of transformation / T.I. Zaslavskaya. - 1st ed. - Moscow: Delo,

2004.

5. Kuzmina, E. I. Educational mobility in the context of digitalization of education: theoretical approaches and research practices: dis. Ph.D. social Sciences - 22.00.01; Moscow State Institute of International Relations. - Moscow, 2022. - 170 p.

6. Kukhterina, E.A. Social mobility of youth: dis. Ph.D. social Sciences - 22.00.04; State Educational Institution of Higher Professional Education Tyumen Industrial University. - Tyumen,

2005. - 234 p.

7. Moiseenko, V.V. The influence of the institute of higher education on the social mobility of the population in the conditions of modern Russia / V.V. Moiseenko // Bulletin of ASU. - 2015. -No. Issue 2 (158). - pp. 182-187.

8. Semenova V.V., Chernysh M.F., Sushko P.E. Social mobility in an increasingly complex society: objective and subjective aspects: [monograph] / [V.V. Semenova and others]; resp. ed. V.V. Semenova, M.F. Chernysh, P.E. Sushko. FNISC RAS. -M.: FNISC RAS. 2019. P. 49.

9. Sorokin P. Social and cultural mobility // Sorokin P. Man, civilization, society / Ed.A. Yu. Sogomonov. M.: Politizdat, 1992.

10. Sorokin P. Man. Civilization. Society/General ed. comp. and preface A. Yu. Sagomonov: Per. from English M.: Politizdat. 1992. p.534.

11. Ter-Gevorkova, N.K. Social health of modern youth of Russian society / N.K. Ter-Gevorkova // Young scientist. - 2019. - No. 12(250). - pp. 237-241

12. Filioglo, L.D. Labor mobility of youth in an unstable economy / L.D. Filioglo // Concept. - 2015. - No. 1. - P. 27-34.

13. Chernysh, M.F. Social institutions and mobility in a transforming society: dis. doc. social Sciences - 22.00.04 / Moscow State Institute of International Relations. - Moscow, 2005. - 48 p.

14. The image of Russian youth: monitoring. - Text: electronic // VTsIOM: [website]. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/obraz-rossiiskoi-molodezhi-monitoring (access date: 01/02/2024).

15. Youth values. - Text: electronic // VTsIOM: [website]. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ cennosti-molodezhi (access date: 01/02/2024).

16. After the initiative of the Ministry of Labor, almost 40% of young Russians declared their readiness to move to another region of the Russian Federation for the sake of a career. - Text: electronic // vc.ru: [website]. - URL: https://vc.ru/avito/484423-posle-iniciativy-mintruda-pochti-40-molodyh-rossiyan-zayavili-o-gotovnosti-k-pereezdu-v-drugoy-region-rf-radi-karery (date of access: 01/03/2024).

C3

о

u~

IE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

-1 У

IE

u~

17. Putin: unemployment in the Russian Federation dropped to 2.9% for the first time in history. - Text: electronic // TASS: [website]. - URL: https://tass.ru/ekonomika/19534019 (date of access: 01/03/2024).

18. Amory, Gethin Distributional growth accounting: education and the reduction of global poverty, 1980-2022 / Gethin Amory. -

Text: electronic // World Inequality Database: [website]. - URL: https://wid.woHd/wpcontent/uploads/2023/12/WorldInequali-tyLab_WP2023_25_Education-and-the-reduction-of-global-poverty_Final.pdf (accessed 01/04/2024).

<n ■_

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.