Научная статья на тему 'Особенности социальной компетентности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих'

Особенности социальной компетентности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / SOCIAL COMPETENCE / STUDENTS WITH DISABILITIES / HEARING IMPAIRED STUDENTS / SEVERE SPEECH IMPAIRMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азлецкая Елена Николаевна, Гирина Ануш Акоповна, Парикян Наталья Владимировна, Угольская Жанна Евгеньевна

Настоящая статья посвящена актуальной проблеме социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В статье приводятся результаты исследования социальной компетентности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих. Исходя из результатов анализа, авторы делают вывод о необходимости организации специальных психолого-педагогических условий развития составляющих социальной компетентности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих, так как они развиты не достаточно для успешной социальной адаптации и социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азлецкая Елена Николаевна, Гирина Ануш Акоповна, Парикян Наталья Владимировна, Угольская Жанна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of social competence of students with severe disturbances of the speech and the hearing

This article is devoted to an urgent problem the social adaptation of students with disabilities. The article presents the results of a study of the social competence of students with severe speech impairment and hearing impairment. Based on the results of the analysis, the authors conclude that it is necessary to organize special psychological and pedagogical conditions for the development of the components of social competence of students with severe speech impairments and hearing impairments, since they are not developed enough for successful social adaptation and socialization.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной компетентности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих»

Общая педагогика, история педагогики и образования General Pedagogy, History of Pedagogy and Education

DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6-142-152 УДК 376.35

АЗЛЕЦКАЯ Елена Николаевна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия eazletskaya@mail.ru

ГИРИНА Ануш Акоповна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия t anushenka_90@mail.ru

ПАРИКЯН Наталья Владимировна

ГБОУ школа № 26 г. Краснодара г. Краснодар, Россия nv.parikyan@yandex.ru

УГОЛЬСКАЯ Жанна Евгеньевна

ГКОУ школа-интернат г. Краснодара г. Краснодар, Россия zhanna.ugolskaya@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ

Аннотация: Настоящая статья посвящена актуальной проблеме - социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В статье приводятся результаты исследования социальной компетентности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих. Исходя из результатов анализа, авторы делают вывод о необходимости организации специальных психолого-педагогических условий развития составляющих социальной компетентности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих, так как они развиты не достаточно для успешной социальной адаптации и социализации.

Ключевые слова: социальная компетентность, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, слабослышащие обучающихся, тяжелыми нарушениями речи.

Для цитирования: Азлецкая Е.Н., Гирина А.А., Парикян Н.В., Угольская Ж.Е., Особенности социальной компетентности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 6. с. 142-152. DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6-142-152.

Elena N. AZLETSKAYA

Kuban State University Krasnodar, Russia. eazletskaya@mail.ru

Anush A. GIRINA

Kuban State University

Krasnodar, Russia. t anushenka_90@mail.ru

Natalya V. PARIKYAN

GBOU school number 26 of Krasnodar Krasnodar, Russia. nv.parikyan@yandex.ru

Zhanna E. UGOLSKAYA

GKOU boarding school in Krasnodar Krasnodar, Russia zhanna.ugolskaya@mail.ru

PECULIARITIES OF SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS WITH SEVERE DISTURBANCES OF THE SPEECH AND THE HEARING

Annotation: This article is devoted to an urgent problem - the social adaptation of students with disabilities. The article presents the results of a study of the social competence of students with severe speech impairment and hearing impairment. Based on the results of the analysis, the authors conclude that it is necessary to organize special psychological and pedagogical conditions for the development of the components of social competence of students with severe speech impairments and hearing impairments, since they are not developed enough for successful social adaptation and socialization.

Key words: social competence, students with disabilities, hearing impaired students, severe speech impairment.

For citation: Azletskaya E.N., Girina A.A., Parikyan N.V., Ugolskaya Zh.E., Peculiarities of social competence of students with severe disturbances of the speech and the hearing. Historical and Social-Pedagogical Studies. 2019. Vol. 11. No.6. PP. 142-152. DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6-142-152. (In Russ., abstract in Eng.).

Социальная ситуация, сложившаяся сегодня в российском обществе, такова, что в образовательных учреждениях растет число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ), в том числе детей-инвалидов. Реализация права детей на образование обеспечивается федеральными государственными образовательными стандартами (далее - Стандарт), которые поддерживают различные формы образования граждан [1]. В основе Стандарта лежит концепция компетентностного подхода. Она направлена на формирование человека, который может легко адаптироваться к социальным изменениям, жизненным ситуациям, найти внутренние ресурсы, чтобы обогатить потенциал знаний, улучшить профессиональные навыки и мировоззренческие ори-

ентации [2]. Так среди основных принципов преподавания, заявленных в Стандарте обучающихся с ОВЗ, утвержден принцип развития личности в соответствии с требованиями современного общества, что обеспечило бы возможность их успешной социализации и социальной адаптации [3]. Поэтому перед специалистами в области психологии и педагогики стоит задача поиска механизмов и способов активизации индивидуальных резервов, способствующих их благополучной социализации.

Анализ научных источников позволяет сделать вывод, что угрозы социальному развитию ребенка сосредоточены в основном в микросреде [4; 5; 6 и др.]. Более того, все компоненты микросреды могут выступать источниками угроз: детское сообщество, сверстники, микросреда учебного заведения, семья и др.

Одним из механизмов предотвращения социальной дезадаптации, на наш взгляд, является развитие социальной компетентности ребенка в соответствии с возрастными особенностями его развития и с учетом особенностей социальной микросреды. Однако анализ научной литературы показывает, что рассмотрение проблемы социальной компетентности носит достаточно общий характер. В исследованиях подчеркивается важность и значимость социальной компетентности [7; 8 и др.], определяются общие требования к социально компетентному человеку [9; 10 и др.]. В ряде работ исследователи рассматривают определенные аспекты социальной компетентности [11; 12 и др.]. Тем не менее, в рамках российской психологии очень мало исследований, посвященных социальной компетентности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то, что его нарушение можно рассматривать как один из ключевых аспектов дезадаптации личности. Серьезность проблемы определяется постоянным увеличением числа детей с особыми образовательными потребностями. Так по данным Федеральной службы статистики, только в общеобразовательных учреждениях доля детей с ОВЗ в общей численности обучающихся возросла с 2,6 % в 2011/2012 учебном году до 4 % в 2017/2018 учебном году [13].

Целью нашего исследования стало изучение, выявление, анализ и описание социальной компетентности личности с ОВЗ (на примере обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих).

Под социальной компетентностью мы, следуя за А.А. Новиковой, понимаем интегрированную категорию личностных черт, которая включает в себя совокупность социальных знаний, умений, навыков, методов деятельности, а также социально значимых качеств и личностных характеристик, необходимых для качественной продуктивной профессиональной, социальной и личной жизнедеятельности [14].

Для выявления уровня социальной компетентности у обучающихся с ОВЗ нами была использования методика «Социальная компетентность» (А.А. Новикова).

Исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих). Выборку составили 40 обучающихся, возраст которых составил 14-18 лет: юношей - 24 человека; девушек - 16 человек.

Основные результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1. Средние показатели распределения уровня компетенций социальной направленности

Table. Average indicators of the distribution of the level of competencies of a social orientation

Средние значения выборки Социально-коммуникативная компетентность Индивидуально- личностная компетентность Политическая и социально-экономическая компетентность Информационно-инструментальная компетентность Поли кул ьтур ная компетентность

1 4 7 2 3 5 6 9 12 8 10 11

М выборка 2,20 0,05 1,50 1,35 1,50 0,75 1,05 0,65 3,10 0,40 0,30 0,65

а выборка 1,61 0,22 1,05 1,23 1,15 0,85 0,89 0,99 2,65 0,60 0,66 0,59

М девочки 3,18 0,00 2,09 2,00 1,55 1,18 1,45 0,91 4,18 0,55 0,45 0,91

а девочки 1,08 0,00 0,70 1,00 0,93 0,75 0,82 1,14 2,82 0,69 0,82 0,54

М мальчики 1,00 0,11 0,78 0,56 1,44 0,22 0,56 0,33 1,78 0,22 0,11 0,33

а мальчики 1,32 0,33 0,97 1,01 1,42 0,67 0,73 0,71 1,79 0,44 0,33 0,50

М выборки по блокам (в баллах) 3,55 8,40 0,40 0,30 0,65

М девочки по блокам (в баллах) 5, 27 11,27 0,55 0,45 0,91

М мальчики по блокам (в баллах) 1,89 4,89 0,22 0,11 0,33

М выборки по блокам (в %) 39,44 42,00 13,34 15,00 32,50

М девочки по блокам (в %) 58,56 56,35 18,33 22,5 45,5

М мальчики по блокам (в %) 21,00 24,45 7,33 5,50 16,50

Примечание: М - среднее значение; a - стандартное отклонение; цифрами от одного до двенадцати обозначены компетенции: 1 - способствующие успешному взаимодействию в команде; 2 - учебная направленность; 3 - уверенность в себе; 4

- уровень самоконтроля, стрессоустойчивости; 5 - умение принимать решения; 6

- креативность; 7 - уровень коммуникативности; 8 - политическая и социальная активность; 9 - потребность личностного роста; 10 - информационно-инструментальная компетентность; 11 - взаимодействие с представителями других культур; 12 - личностные качества.

Note: M - the average value; a - the standard deviation; the numbers from one to twelve indicate the competencies: 1 - facilitating successful teamwork; 2 - level of

educational orientation; 3 - self-confidence; 4 - level of self-control, stress resistance; 5 - the ability to make decisions; 6 - creativity; 7 - level of communication; 8 - political and social activity; 9 - the need for personal growth; 10 - information and instrumental competence; 11 - interaction with representatives of other cultures; 12 - personal qualities.

Источник: составлено авторами научной статьи. Source: compiled by the authors of the scientific article.

Для удобства интерпретации полученных данных представим результаты табл. 1 на рисунках. На рис. 1-3 отображены показатели средних значений социальных компетентностей обучающихся с ОВЗ по каждому блоку.

3,5

3

2,5 2 1,5 1

0,5 0

Компетенции, способствующие

успешному взаимодействию в команде (max 5)

Уровень самоконтроля, стрессоустойчивости (max 1)

Уровень коммуникативности (max 3)

Социально-коммуникативная компетентность

Рисунок 1. Показатели средних значений социально-коммуникативной компетентности обучающихся с ОВЗ

Figure 1. Indicators of average values of socio-communicative competence of students with disabilities

Источник: составлено авторами научной статьи.

Source: compiled by the authors of the scientific article.

Как можно видеть на рис. 1 показатели средних значений социально-коммуникативной компетентности обучающихся с нарушением речи и слуха довольно низкие. Их доля от максимального значения составляет 39,44%. Под социальной коммуникативной компетентностью обычно понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Структура компетенции включает в себя сочетание знаний, навыков и умений, обеспечивающих эффективное общение. Социально-коммуникативная компетентность предполагает способность менять глубину и круг общения, понимать и понимать партнеров по общению. Так, например, А.А. Шумилова в своих работах показывает, что коммуникативная компетентность человека раскрывается по отношению к людям и к себе, особенностям взаимоотношений между людьми, умению кон-146 -

тролировать и регулировать свое поведение, грамотно аргументировать свою позицию и выходить из конфликта продуктивно [11]. Следовательно, в образовательном процессе для обучающихся с нарушением речи и слуха важно не только обеспечить коррекционную работу, но и предусмотреть специальную деятельность позволяющую развивать социально-коммуникативную компетентность.

3,5 3

2,5 2

1,5 1

0,5 0

Индивидуально-личностная компетентность

Рисунок 2. Показатели средних значений индивидуально-личностной компетентности обучающихся с ОВЗ

Figure 2. Indicators of average values of individual and personal competence of students with disabilities

Источник: составлено авторами научной статьи. Source: compiled by the authors of the scientific article.

Анализ рис. 2 позволяет наглядно продемонстрировать показатели средних значений индивидуально-личностной компетентности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих. Их доля от максимального значения составляет 42,00%. Учитывая мнение С.А. Хазовой, которая к индивидуально -личностному компоненту социальной компетенции относит способность личности к самообразованию и саморазвитию; ее стремление к личностному росту и повышению социального статуса; способность к творческой самореализации в социуме, в том числе к проявлению своих лучших качеств; стремлению к успеху; способность адаптироваться к новым ситуациям [10], мы пришли к заключению, что обучающиеся с нарушением речи и слуха не готовы к современным требованиям. Так как, выражая солидарность с мнением Н.А. Симановой, именно индивидуально-личностная компетентность является системной компетентностью и «...отражает внутреннюю составляющую в структуре общественного самосознания, ответственную за все остальные компетенции, в силу проявления в человеке способности самоограничения» [12, с. 92]

- 147

3,5 3

2,5 2 1,5 1

0,5 0

Социальная активность (max 3) Информационно-инструментальная Взаимодействие с представителями

компетентность (max 2) других культур (max 2)

Рисунок 3. Показатели средних значений политической и социально-экономической, информационно-инструментальной и поликультурной компетентности обучающихся с ОВЗ

Figure 3. Indicators of average values of political and socio-economic, informationinstrumental and multicultural competence of students with disabilities

Источник: составлено авторами научной статьи.

Source: compiled by the authors of the scientific article.

Анализ рис. 3 позволяет констатировать, что средние значения таких составляющих социальной компетенции как социальная активность, в том числе взаимодействие с представителями других культур, информационно-инструментальная компетентность обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих также находятся в зоне низких значений.

В целом по выборке выявлено наличие всех уровней развития социальной компетентности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих (см. рис. 4).

высокий

Рисунок 4. Распределение показателей социальной компетентности обучающихся с ОВЗ по уровням

Figure 4. Distribution of indicators of social competence of students with disabilities by level

Источник: составлено авторами научной статьи. Source: compiled by the authors of the scientific article.

Доля высоких значений составляет 7,50%, средних - 35,00%, низких -57,50%. То есть если рассматривать индивидуальные значения респондентов, то у 42,50% обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих социальная компетентность сформирована.

С целью выявления статистически значимых различий показателей социальных компетенций девушек и юношей нами был применен U - критерий Манна-Уитни для несвязных выборок. В табл. 2 приведены результаты расчета Шмп и коэффициенты значимости различий социальных компетенций девушек и юношей с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2. Результаты расчета Шмп и коэффициенты значимости различий социальных компетенций девушек и юношей с ОВЗ

Table 2. The results of calculating the Uemp and the coefficients of significance of differences in the social competencies of girls and boys with disabilities

Социальные компетенции

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

^мп 66,0 142,50 150,00 125,50 136,50 108,00 139,50 192,00 164,00 168,00 157,00 127,00

k 0,00 0,13 0,20 0,03 0,08 0,01 0,11 0,90 0,36 0,38 0,23 0,05

Примечание. Шмп - эмпирическое значение U - критерия Манна-Уитни; k -асимптотическая значимость (2-сторонняя) на уровне р<0,05; полужирным шрифтом выделены значимые различия показателей социальной компетентности девушек и юношей с ОВЗ.

Note. Uemp - empirical value of U - Mann-Whitney criterion; k - the asymptotic significance (2-sided) at the level of p<0.05; boldface indicates significant differences in the indicators of social competence of girls and boys with disabilities.

Источник: составлено авторами научной статьи.

Source: compiled by the authors of the scientific article.

Как видно из табл. 2 выявлены статистически значимые различия в первом и четвертом показателях, которые включены в блок «Социально-коммуникативная компетентность»; шестом и двенадцатом - блок «Индивидуально-личностная компетентность» на уровне р<0,05. Таким образом, доказано, что у девушек с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих в большей мере развиты компетентности, способствующие успешному взаимодействию в команде (Мд=3,18 и Мю=1,00); выше показатели креативности и творческого воображения (Мд=1,45 и Мю=0,56); выше самооценка личностных качеств (Мд=4,18 и Мю=1,78), чем у юношей с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих. При этом у юношей значимо выше показатели уровня самоконтроля, стрессоустойчи-вости и самообладания (Мд=0,00 и Мю=0,11), чем у девушек.

Считаем нашу работу пилотной и требующей дополнительных исследований. Тем не менее, ее результаты выявили, с одной стороны, необходимость в организации специальных психолого-педагогических условий для обеспечения эффективного развития социальных компетентностей у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих, с другой, - поиск ресурсов социального развития обучающихся с ОВЗ не только в образовательном пространстве, но и в микросреде его социализации и, прежде всего, в семье.

- 149

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.gov-murman.ru / files/Lows / Gener_edu / OVZ/Cons_FGOS_OVZ.pdf

2. Саксонова Л.П., Захарова И.Г. Формирование социальной компетенции будущего специалиста / / Знание. Понимание. Умение. 2008. №2.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2014 г. № 1598 г. Москва: приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 19.12.2014. №11598.

4. Адеева Т.Н. Некоторые аспекты социальной ситуации развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №2.

5. Беккер Н.В. Основы формирования социальной компетентности школьников // Ped.Rev.. 2015. №2 (8).

6. Гиенко Л.Н. Формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2009.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf

8. Исакова Т.В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья. СПб. 2003.

9. Королева Ю.А. Социально-психологическая компетентность и жизнеспособность лиц с отклонениями в развитии: факторный анализ // Специальное образование. 2015. №4.

10. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. 2010. URL: https://www.monographies.ru/ru/book/view?id=61

11. Шумилова Е.А. Социально-коммуникативная компетентность как предмет исследования // Человек. Спорт. Медицина. 2006. №16 (71).

12. Симанова Н.А. Требования современности к индивидуально-личностной компетентности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2011. №124.

13. Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popul ation/motherhood / #

14. Новикова А.А. Социальная компетентность: критерии и методики определения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1.

REFERENCES

1. The concept of the federal state educational standard for students with disabilities. URL: https://minobr.gov-murman.ru / files/Lows / Gener_edu / OVZ/Cons_FGOS_OVZ.pdf

2. Saxonova L.P., Zakharova I.G. Formation of the social competence of a future specialist. Knowledge. Understanding. Skill. 2008. N 2.

3. Federal state educational standard for elementary general education of students with disabilities, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of Russia) dated December 19, 2014 No. 1598. Moscow: order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Federation of 12.19.2014. N 11598.

4. Adeeva T.N. Some aspects of the social situation of the development of children with disabilities. Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2016. N 2.

5. Becker N.V. Fundamentals of the formation of social competence of schoolchildren. Ped.Rev .. 2015. N 2 (8).

6. Gienko L.N. Formation of social competence of adolescents of a general educational institution: dis. ... cand. ped sciences. Barnaul, 2009.

7. Winter I.A. Key competencies as an effective target basis of the competency-based approach in education. M. 2004. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf

8. Isakova T.V. The development of social competence as a factor in social health. SPb. 2003.

9. Koroleva Yu.A. Socio-psychological competence and vitality of persons with developmental disabilities: factor analysis. Special Education. 2015. N 4.

10. Khazova S.A. Competence of a competitive specialist in physical education and sports. 2010. URL: https://www.monographies.ru/en/book/view?id=61

11. Shumilova E.A. Socio-communicative competence as a subject of research. Man. Sport. The medicine. 2006. N 16 (71).

12. Simanova N.A. Modern requirements for individual and personal competence. Scientific and Technical Journal of St. Petersburg State Polytechnic University. Humanities and social sciences. 2011. N 124.

13. The share of children with disabilities studying in educational institutions in the total number of students in educational institutions. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popul ation/motherhood / #

14. Novikova A.A. Social competence: criteria and determination methods. Modern problems of science and education. 2015. N 1-1.

Информация об авторах: Азлецкая Е.Н., доцент кафедры педагогики и психологии факультета педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент, Россия, г. Краснодар. е-mail: eazletskaya@mail.ru

Гирина А.А., магистрант факультета педагогики, психологии и коммуникативи-стики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия, е-mail: t anushenka_90@mail.ru

Парикян Н.В., заместитель директора по коррекционной работе ГБОУ школы № 26

г. Краснодара.

г. Краснодар, Россия,

е-mail: nv.parikyan@yandex.ru

Угольская Ж.Е., педагог-психолог ГКОУ школы-интерната г. Краснодара

г. Краснодар, Россия,

е-mail: zhanna.ugolskaya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.11.2019

После доработки: 21.12.2019 Принята к публикации: 27.12.2019

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Azletskaya E.N., Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kuban State University", Ph.D. psychol. Sciences, Associate Professor, Krasnodar, Russia, e-mail: eazletskaya@mail.ru

Girina A.A., graduate student of the faculty of pedagogy, psychology and communication,

Kuban State University,

Krasnodar, Russia,

e-mail: t anushenka_90@mail.ru

Parikyan N.V., Deputy Director for Correctional Work, SBEI of School No. 26, Krasnodar, Russia,

e-mail: nv.parikyan@yandex.ru

Ugolskaya Zh.E., teacher-psychologist of the State Public Educational Institution of the

boarding school in Krasnodar

Krasnodar, Russia,

e-mail: zhanna.ugolskaya@mail.ru

Received: 02.11.2019

Received after reworking: 21.12.2019

Accepted for publication : 27.12.2019

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.