Научная статья на тему 'Особенности социальной и профессиональной адаптации иностранного студента к российским условиям образования'

Особенности социальной и профессиональной адаптации иностранного студента к российским условиям образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Татьяна Леонидовна

8 статье рассматриваются аспекты адаптации иностранных студентов к новым для них условиям-условиям Российской системы высшего профессионального образования. Особое место уделено выявлению особенностей адаптации как процесса личностного и профессионального приспособления к новым условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкова Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной и профессиональной адаптации иностранного студента к российским условиям образования»

5. Щекин, Г. В. Асимметрия мозга и психологические особенности человека. [Текст] / Г. В. Щекин. - Киев: Межрешон. заочн. универс. управл. перс., 1992.

6. Блюмепфельд, Б. М. К характеристике наглядно-действенного мышления [Текст] / Б. М. Блгоменфельд // Известия АПН РСФСР. - 1948. - Вып.13.

7. Ротенберг, В. С. Мозг, обучение, здоровье [Текст] / В. С. Ротенберг. -М.: Просвещение, 1989.

8. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников [Текст] / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1963.

9. Башмаков, М, И. Развитие визуального мышления на уроках математики [Текст] / М. И. Башмаков, Н. А. Резник // Математика в школе. - 1991. -№ 1.

10. Далннгер, В. А. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений: книга для учителя [Текст] / В. А. Далингер. - М.: Просвещение, 2006.-256 с.

И. Попов, Н. И. Электронный образовательный ресурс по тригонометрии [Электронный ресурс]: учебное пособие [Текст] /Н .И. Попов, В. И. Токтарова,

В. Г. Максимов. - Йошкар-Ола, 2007. - 52 с. - Режим доступа: http://fmf.marsu.ru/ 1§/тс1ех.Ы:т1 ограниченный.

УДК 378

Т. Л. Быкова

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННОГО СТУДЕНТА К РОССИЙСКИМ УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАНИЯ

Международное сотрудничество вузов Российской Федерации, в том числе в первую очередь технических, показывает, что одним из важнейших и отвечающих интегративным тенденциям направлений является предоставление образовательных услуг гражданам иностранных государств. Как показывает опыт, такие образовательные услуги позволяют решить ряд задач внешнего и внутреннего порядка. К внешним задачам можно отнести глобальную задачу - задачу укрепления авторитета Российской Федерации как страны-экспортера образовательных услуг, страны, имеющей опыт инновационного ответа на научно-технические и технологические вызовы современности. Закончивший высшее учебное заведение иностранный гражданин становится приверженцем принципов построения Российской науки и образования, в отдельных случаях - стойким носителем Российского типа и образа мышления.

Интеграция в рамках образования - процесс не односторонний. Сегодня, к сожалению, много говорится только об одном направлении интеграции - интеграции российского образования в мировое и общеев-

ропейское пространство, особенно после подписания основных европейских конвенций об академическом признании, соответствующих решений, постановлений, без которых невозможно решение проблем модернизации образовательных систем и формирование стратегий их развития в масштабах общеевропейского пространства.

Необходимо обратить внимание и на существующие предпосылки, которые позволили Российской Федерации создать условия для полноценного двухстороннего интегративного движения.

Первая предпосылка состоит в том, что действующее законодательство предусматривает возможность реализации многоступенчатой структуры высшего профессионального образования, следствием чего стало то, что в высших учебных заведениях России функционирует многоступенчатая структура основных образовательных программ. Действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования создали возможность сопряжения на первых-третьих курсах программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров с последующим выбором студентом траектории обучения в соответствии с образовательными стандартами высшего образования.

Вторая предпосылка в том, что начата работа по организации образовательного процесса в вузах на основе зачетных единиц. Внедрению указанного направления в учебный процесс способствует расширение дистанционного обучения, стимулирование самостоятельной работы студентов, расширение спектра дополнительных образовательных услуг и повышение роли научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава и студенческого контингента.

Третья предпосылка связана с тем, что в Российской Федерации активно совершенствуется государственная система оценки качества высшего профессионального образования, а также формируются внутривузовские системы управления качеством образования на основе мониторинговой и прогнозной деятельности.

Интеграция России в единое мировое и европейское образовательное пространство ориентирует систему высшего профессионального образования на качественно новый уровень подготовки специалиста, который неразрывно связан с образовательной и профессиональной мобильностью современного студента. В сложившихся условиях предъявляются новые требования к процессу образовательно-профессиональной адаптации иностранного студента технического вуза, направленные на формирование социально и профессионально мобильной личности специалиста с высоким уровнем готовности к предстоящей деятельности.

Успешная адаптация будущих специалистов обеспечивается формированием фундаментальных знаний, отношений и опыта профессиональных действий, основанных на социальном партнерстве преподавателя и инос-

транного студента, российского и иностранного студента в образовательном пространстве технического вуза. Социальное партнерство, устанавливаемое как равноправное взаимодействие педагога и студента, обогащает содержание профессиональной подготовки будущего специалиста, расширяет его субъектную позицию, повышает ответственность личности за принятые решения и их последствия. Вместе с тем подготовка специалиста в техническом вузе не всегда ориентирована на потенциальные возможности социального партнерства студентов различных стран, объединенных единой целью - получение одинаковой востребованной в мировом экономической и производственной сферах профессии.

Основная сложность, с которой встречаются современные вузы, осуществляющие подготовку иностранных студентов, заключается в том, что этот процесс должен быть обоюдным и идти по нарастающей линии. К примеру, если в 1998 г. в российских вузах обучалось 61317 человек, то уже в 2005 г. численность контингента иностранных студентов увеличилась до 82251 человек [1, с. 22-23].

Таким образом, обучение российских студентов в зарубежных вузах -с одной стороны, и, организация и ведение учебного процесса для иностранных граждан и организация внеучебной деятельности со студентами иностранных государств - с другой, сегодня опирается на уже решенные в законодательном порядке акты и постановления, в каждом вузе созданы условия для активного вовлечения студентов в многостороннюю студенческую жизнь. В таких условиях на первый план выдвигаются те из большого спектра условий и факторов, которые определяют успешность безболезненного вхождения иностранного студента в российскую образовательную действительность, или проблема его адаптации к ценностям российского образования.

Проблема адаптации человека к разным условиям жизнедеятельности являлась первоначально проблемой физиологической (учение о стрессе и адаптационном синдроме) и психофизиологической (изучение изменения чувствительности анализаторов в различных условиях функционирования).

Для прибывающего в Россию иностранного студента жизненно важным и профессионально определяющим становится скорость его адаптации к условиям проживания (скорее, вживания в новые условия проживания), образования, организации быта и личной жизни. Все это находится в поле зрения взаимодействия человека с окружающей его социальной макро-, мезо- и микросредой.

Первая группа условий тесно связана с социально-политическим окружением личности. В содержательном плане в социально-политическое окружение человека входит существующая экономическая ситуация страны, материально-техническая база, существующие общественные и производственные отношения. Без учета влияния этих условий на процесс гражданского воспитания нельзя говорить о его эффективности и результатив-

ности. Отметим, что данная группа содержит в себе больше объективного, чем остальные.

Вторая группа охватывает сферу установившихся в данном обществе отношений между людьми. Речь идет о сложившейся системе воспитания, передачи общественно-исторического опыта подрастающим поколениям, о межличностных отношениях. Эти отношения так или иначе влияют на процесс гражданского воспитания подрастающих поколений, предопределяя его успешность.

В отдельных случаях принято говорить о влиянии так называемых макрофакторов, охватывающих такие объемные понятия как космос, планета (Земля), общество, государство, республика, регион. Если о влиянии космоса на происходящие в человеческом сообществе события и явления ведутся большие споры, о факторах планетарного масштаба можно говорить с определенной точностью. Уместно здесь вспомнить и представителей так называемой географической школы (Л. Гумилев, Л. Мечников, П. Савицкий), которые вывели общее понятие «национальный человек». Такой человек формируется под влиянием климата, почвы, пищи и ландшафта (Г. Бокль).

Условия макрохарактера включают в себя изменения внутри государства. Изменение способа правления (к примеру, президентское или парламентская республика), изменение конституций, достижение политического и экономического суверенитета не могут не повлиять на характер и течение процесса формирования граждан, на его содержательные аспекты, на характер проявлений личности как гражданина.

Особый пласт составляют мезофакторы, включающие такие важные для человеческой жизни понятия как этнос, национальная культура и другие. Таким образом, мезофакторы, прежде всего, включают этнокультурные условия. В этом случае принято говорить как о положительных, так и негативных влияниях. К положительным, прежде всего, относится интегрирующее воздействие общности исторических судеб. Скажем, исторически сложившееся совместное проживание башкир, татар, русских и лиц других национальностей на территории Республики Башкортостан привело к взаимодействию культур и обычаев, не оказывая при этом особо сильного влияния на самобытность и национальное своеобразие каждого этноса. Многое объединяет народы и в общем евразийском пространстве. Негативное влияние обусловлено в первую очередь примерами повсеместного вмешательства государства в такие тонкие структуры как язык, национальная культура, стремления к насильственному объединению малочисленных народов в единую нацию. Результатом явились исчезновение языка отдельных национальных групп, уничтожение их культур. Естественно, эти негативы находят открытое или скрытое противодействие со стороны подвергающихся искусственной ассимиляции народов, приводящее к различным обострениям и внутри процесса гражданского воспитания.

Следующая группа факторов (микрофакторы) непосредственно связана с институтами социализации личности, с которыми она тесно взаимодействует. испытывая на себе непосредственное или опосредованное, прямое или косвенное их воздействие. К ним относятся семья, воспитательно-образовательные учреждения, юношеские общества и другие.

Если названные до этого факторы носили объективный характер и действовали довольно часто вне сознательных действий самих воспитуемых, то последняя группа так или иначе связана с субъективными моментами в жизнедеятельности людей [2].

Таким образом, выделенные факторы становятся важнейшими ориентирами в процессе адаптации иностранного студента к условиям обучения в российском вузе,

В данном процессе выделяются две разновидности адаптации: внешняя и внутренняя. Посредством внешней адаптации личность приспосабливается к внешним объективным проблемным ситуациям, что может быть с сохранением проблемной ситуации или с ее устранением и т. д. Внутренняя адаптация имеет ряд разновидностей: а) адаптация, направленная на разрешение внутренних конфликтов и других проблем личности; б) структурная адаптация в узком смысле - это процесс координирования какого-либо ее механизма с теми уже образованными механизмами, с которыми он составляет комплекс; в) структурная адаптация в широком смысле - приспособление ее механизма или комплекса ко всей структуре личности [3, с. 42]. Такая трактовка сущности адаптации ценна тем, что выводит на необходимость комплексного представления наличных знаний личности человека - представителя не только другой страны, но и культуры, его установок, представлений о мире, интериоризованных им социальных норм, уровня зрелости, развития его защитных и незащитных механизмов и их комплексов, без чего сложно понять особенности процессов адаптации.

Предмет нашего исследования требует рассмотрения двух основных составляющих общего процесса адаптации, в качестве которых мы понимаем - социальную адаптацию и профессиональную адаптацию,

В начале анализа остановимся на социальной (социально-психологической) адаптации, особенностями которой определяется «вхождение» человека в социальный мир. Если несколько сузить высказанное, можно подчеркнуть, что этими характеристиками определяется «вхождение» иностранного студента в незнакомый для его новый мир, новые социальные отношения. Иностранный студент стоит перед решением новой для него задачи принятия, усвоения и освоения новых для него принципов, правил и стереотипов поведения.

При разработке теоретических и прикладных вопросов, связанных с особенностями социально-психологической и профессиональной адаптации в производственной и непроизводственной сферах деятельности человека, отечественные ученые исходят из положении философии о единстве лич-

ности и общества, активном характере их взаимоотношений. В психологии и педагогике проблема адаптации рассматривается с помощью категории предметной деятельности и понятия «присвоения», под которым понимается овладение личностью общественно выработанными способами ориентации в предметном мире и средствами его преобразования. Если исходить из этого, становится очевидным то, что категория адаптации как «приспособление» предполагает активность человеческой деятельности, направленной на то, чтобы удовлетворить требования внешней и внутренней среды индивида. Поэтому понятие «активность» раскрывается в связи с принципом детерминизма (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,

С. Л. Рубинштейн).

А. В. Петровский указывает, что «в самом общем виде развитие личности человека можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграцию в ней» [4, с. 62]. В соответствии с концепцией персонализации для построения модели развития личности, А. В. Петровский представляет адаптацию как первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность. Эта фаза предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

Адаптация есть процесс преодоления проблемных ситуаций. В ходе такого преодоления личность использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутри-психических процессов. Механизмы адаптации личности с успехом выполняют свои функции, если приводят ее к адаптированности в социальной ситуации или среде [4, с. 18]. Результат такого процесса - социально-психологическая адаптированность. В свою очередь, она характеризуется как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. В итоге адаптация представляет собой социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. Одним из важнейших положений теории социально-психологической адаптации считается факт, что в сложных проблемных ситуациях процессы адаптации личности протекают с участием не отдельных изолированных механизмов, а их комплексов. Эти комплексы, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Образование, как известно, явление, которое необходимо рассматривать с точки зрения социального и личностного. Если принять это во внимание, то на социально-психологическом уровне адаптация принимает двусторонний характер: с одной стороны, она включает изменение физиологических и социальных функций, необходимых для того, чтобы удовлетворить требованиям окружающей среды; с другой стороны, и среда изменяется, удовлетворяя требованиям организма. Особенностью социально-психологической адаптации человека является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных факторов.

Вторая часть общего процесса адаптации - профессиональная адаптация, особенностями которой определяется «вхождение» человека в мир профессии, за получением которой иностранный студент приходит в Российское высшее учебное заведение. С учетом сказанного, проблема профессиональной адаптации так же требует более подробного взгляда.

Как известно, профессиональная адаптация в наиболее общем виде представляет собой процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. В. И. Загвязинский определяет профессиональную адаптацию как «процесс приобщения студента к условиям обучения в вузе, новой организации умственной деятельности» [5, с. 16]. Профессиональная адаптация понимается и как «приспособление к структуре высшей школы, содержанию и компонентам учебного процесса в вузе, особенностям избранной профессии» [6, с. 99-100].

Если следовать указанным точкам зрения, профессиональная адаптация представляет собой процесс приобщения студента к избранной профессии. В наиболее общем виде систему подготовки специалистов можно представить как формирование целевых и содержательных составляющих учебно-познавательной деятельности (целей, методов, мотивации, знаний, умений, навыков). Такая трактовка разделяет цель и содержание образовательной деятельности: ее цель обучения - освоение и развитие учебно-познавательной деятельности; результат профессиональной подготовки - освоение профессиональной деятельности и соответствующей социальной роли. По Э. Ф. Зееру, освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, формирование профессиональной направленности, компетентности и приобретение социально и профессионально важных качеств и их интеграция являются составляющими адаптации к профессиональной деятельности [7, с. 34]. Иными словами, образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста.

Профессиональное становление личности предполагает использование совокупности развернутых во времени приемов социального воздействия на личность, включение ее в разнообразные профессионально значимые виды деятельности (познавательную, учебно-профессиональную и др.) с целью формирования у нее системы профессионально важных знаний, умений, качеств, форм освоения и индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности.

В наиболее общем виде адаптацию к профессиональной деятельности можно рассматривать как освоение условий, требований труда, ориентацию в новом коллективе, его нормах и правилах и достижение им в определенно короткое время требуемой производительности труда. В ходе социально-профессиональной адаптации широко практикуются традиционные методы (посвящение в профессию), наставничество, шефство, моральные и материальные стимулы, различные формы повышения квалификации.

Анализ показывает, что в существующих определениях профессиональной адаптации основное внимание акцентируется на активности личности в процессе адаптации, взаимоопределении личности и профессиональной среды, результатом которого служит установление соответствия жизнедеятельности личности условиям профессиональной среды. При этом наблюдается объективная и субъективная стороны: объективно профессиональная адаптация проявляется в изменении поведения, а субъективно - в изменении отношения к действительности. Эти изменения претерпевают как субъект, так и объект адаптации, и оба они в итоге интегрируются в единую систему.

Мы полагаем, что механизм профессиональной адаптации иностранных студентов, обучающихся в Российском техническом вузе, включает в себя:

- внутренние присущие данному процессу свойства, его противоречивые стороны, взаимоотношения которых определяют его содержание и общую тенденцию развития;

- главные этапы процесса адаптации, качественные уровни развития;

- факторы, влияющие на ход адаптации (в нашем случае - социальное партнерство отечественных и иностранных студентов);

- целенаправленные способы управления и воздействия на процесс адаптации.

Будучи объектом управления (а значит, планирования, организации, регулирования и контроля), адаптация выступает как социально-педагогическое явление. Сравнение действенности различных влияющих на данный процесс обстоятельств показывает, что между ними существуют определенная соподчиненность: базовую, определяющую роль в профессиональной адаптации специалиста играют внешние обстоятельства, предметные области, сферы профессиональной адаптации человека, в которых и оказывается будущий специалист.

Согласно точке зрения общеизвестной в профессиональной педагогике точке зрения, которая принадлежит С. Я. Батышеву, профессиональная адаптация студен та-будущего специалиста осуществляется в определенных предметных областях его профессионального взаимодействия со средой, что можно представить обобщенно в следующем виде (табл. 1).

Таблица 1

Предметные области, в которых реализуется профессиональная адаптация

Характер взаимодействия со средой Содержание адаптации

Профессионально- деятельностное Адаптация к профессиональной деятельности, ее содержанию, целям, средствам, технологии осуществления, режиму и интенсивности деятельности

Организационно- нормативное Адаптация к требованиям производственной,трудовой дисциплины, организационным нормам, правилам и др.

Социально- профессиональное Адаптация к профессионально-ролевым социальным функциям, социально-профессиональному статусу

Социально- психологическое Адаптация к социально-психологическим ролевым функциям, нормам, ценностям, отношениям в трудовом коллективе, организации

Социальное в широком смысле слова Адаптация к тем социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста (социально-политическое, этническое, педагогическое, правовое и др.)

Успешность или неуспешность профессиональной адаптации студента в названных сферах носит относительно автономный характер. Однако перечисленные процессы особенно тесно взаимосвязаны в таких сферах, как профессионально-деятельностная и социально-психологическая. Особенности социально-психологической адаптации студента существенно влияют на успешность профессионально-деятельностной и в целом профессиональной адаптации. Принято считать, что трудности и противоречия, возникающие у студента прежде всего в сфере неформальных связей и отношений, выступают источником его активности в процессе профессиональной адаптации. А значит, в подготовке современного специалиста акцент делается на формирование профессиональной и психологической готовности к профессиональной деятельности, что никакие умаляет роли, значения его подготовки в организационно-нормативном, социально-профессиональном и социальном в широком смысле слова отношениях (В. А. Сластенин). Как видно, про-

фессиональная адаптация студента представляет собой перманентный процесс, имеющий свою динамику и содержательные особенности.

В. А. Сластениным отмечается, что успешность профессиональной адаптации зависит от многих условий, среди которых ведущую роль играют следующие:

- наличие у специалиста необходимых внутренних предпосылок (соответствующей направленности, мотивации профессиональной деятельности, достаточного уровня адаптивности, четких представлений о содержании и условиях этой деятельности);

- внимание самого студента и преподавателей к процессу профессиональной адаптаций в целом;

— осуществление процесса адаптации с учетом особенностей студента, закономерностей развития как самого процесса, так и социальной среды;

— специальное психологическое обеспечение этого процесса, основанное на прогнозе его особенностей и оказании студенту необходимой психологической помощи [8, с. 431-432].

Указанные условия взаимосвязаны и проявляются в основных предметных областях профессиональной адаптации молодого специалиста: организационно-нормативной, профессионально-деятельностной, а также в сфере социальных и психологических ролевых отношений.

Важным условием успешности адаптации выступает соответствие представлений специалиста об условиях жизнедеятельности при осуществлении профессиональной деятельности (В. А. Сластенин). Поэтому адекватность образа будущей профессиональной деятельности способствует более успешной адаптации, и наоборот, несоответствие ожиданий и представлений человека о реальных условиях его предстоящей деятельности делает его психологически неподготовленным к встрече с определенными профессиональными трудностями, к осуществлению процесса психологической адаптации.

Движущими силами развития специалиста по определению Э. Ф. Зеера являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала- внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отраженным» [9, с. 35]. Переживание этого противоречия побуждает студента как будущего специалиста к поиску новых способов самоосуществления.

Таким образом, можно отметить, что профессиональная адаптация - это процесс вхождения человека в профессию и гармонизацию взаимодействия его с профессиональной средой. В этом случае результат адаптации к профессиональной деятельности заключается в адекватных способах поведения личности и продуктивности ее деятельности. Такая позиция предполагает развитие устойчивого, положительного отношения личности к выполняемой

деятельности, появление чувства удовлетворенности ею, а также выработку адекватных объектам социальной среды и своим индивидуальным особен-ноегям способов поведения и деятельности.

Попытаемся сделать некоторые выводы по анализу проблемы адаптации иностранного студента к новым условиям —условиям Российского высшего технического образования.

Во-первых, специфичность адаптации заключается в том, что в процессе своей жизнедеятельности иностранный студент сталкивается с необходимостью сконцентрированного во времени активного приспособления к различным элементам социальной среды (культурным, социально-психологическим, производственным, профессиональным, бытовым).

Во-вторых, все виды адаптации взаимосвязаны, взаимообусловлены, что является следствием ее системного характера. Понимание адаптации как активного взаимодействия человека и среды, когда личность (в нашем случае - иностранный студент) не только «подстраивается» под требования окружения, но и воздействует на него, вызывая тем самым изменения самой среды (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский). Данный подход имеет прямой выход на практику, наиболее адекватно представляя и ситуацию адаптации иностранных студентов к российскому образованию: знание сущности данного процесса позволит правильно организовать их подготовку к профессиональной деятельности.

В-третьих, становление личности будущего специалиста из числа иностранных студентов в Российском вузе имеет несколько аспектов, главными из которых выступают: 1) адаптация общего характера, под которой мы подразумеваем «вхождение» к новым условиям жизнедеятельности в «чужой» стране; 2) профессионально-ролевую социализацию личности, что активизирует процесс «приятия» новых ценностей; 3) профессионализацию как определенную степень овладения личностью профессиональной деятельностью, специальностью, предполагающую первые шаги в практическом овладении профессией.

Первый аспект представляет собой решение сложной задачи принятия сложного комплекса культурных традиций, языковых особенностей, поведенческих стереотипов, обычаев, собственно студенческих традиций и т. д. Данный аспект наиболее сложен, так как любой человек, прибыв в другую страну, вынужден решать множество несвойственных проблем, требующих от него временного отказа от своих традиционных представлений о мире. Таким образом, можно сказать, что происходит своего рода мировоззренческая революция, принятие и признание «не-своего», «не похожего на свое».

Второй аспект отражает социализацию как функцию образования, другими словами, это обеспечение усвоения и воспроизводства студентом вуза социального опыта, свидетельствующее о нормальном, безболезненном его вхождении в профессию, нахождение своего места в профессиональной

стратификации, выработку профессионального менталитета, формирование ролевого поведения и профессиональной идентификации. Социализация только тогда может быть реализована без значительных потерь для личности иностранного студента, когда образованием закладываются в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания и сохранения своей индивидуальности.

Третий аспект отражает профессиональное становление как формирование у студента, иностранного в том числе, профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграцию, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями. В соответствии с этим цель организации высшего образования для иностранных студентов состоит в том, чтобы посредством различных форм образования подготовить студента к плодотворному творческому участию в жизни Российского общества. Студент должен не только адаптироваться к стремительным социальным переменам, но и уметь практически оценить происходящее и наметить пути дальнейших преобразований.

В-четвертых, не стоит забывать, что социальная адаптация личности включает в себя два компонента: 1) содержательный, конструктивный, связанный с содержанием и спецификой той деятельности, в которой личность участвует; 2) социально-психологический, обусловленный вхождением личности в систему внутригрупповых отношений в новом для него коллективе с его специфическими нормами и ценностями. Для нас важно определить, что важнее при работе с иностранным студентом и что выступает приоритетным в реализации его траектории профессионального образования.

Длительная опытно-экспериментальная работа, проведенная нами в Уфимском государственном нефтяном техническом университете со студентами Китая, Вьетнама, Монголии, из стран Ближнего зарубежья, показывает, что учет данных особенностей их адаптации к новым условиям позволяет активизировать и ускорить вхождение иностранного студента в Российскую образовательную действительность. Иностранный студент не просто входит в систему социальных связей и адаптируется в другом для него обществе. Нами замечен интересный факт: в новое для него общество он вынужден входить со своей системой ценностей, перенесенной из «родного» общества, в связи с чем он в той или иной степени противостоит этому обществу, активно сопротивляется обстоятельствам. На каждом этапе своего личностного формирования человек находится в состоянии постоянного противоречия между проявлением своей индивидуальности и требованиями общества, социальными воздействиями. Такую картину можно представить как трехмерную систему координат: с одной стороны мы имеем дело с личностью с развитым индивидуально-психологическим и социаль-

ным лицом, с другой, с личностью студента в социальном аспекте, рассматриваемую через призму усваиваемых новых социальных ролей, отношений, нового социального опыта в целом; с третьей, эта личность еще находится под влиянием той системы ценностей, в которой произошло ее формирование и развитие.

Адаптация личности к новым условиям (независимо от того, в широком ли социальном смысле этого слова или в узком, частном смысле, к примеру, в условиях образования лиц из иностранных государств) предполагает высокую степень ее внутренней активности, развитой потребности в самореализации. Это требует пристального изучения деятельности как смысла жизни, как формы самовыражения, становления позиции субъектности человека теми инструментами, которые заложены в его потенциях как совершенствование природы человека путем реализации и развития его возможностей.

Любая деятельность студентов - будь то студенты отечественные или студенты иностранные - органически вплетена в механизм функционирования социальной системы - системы, которая изменяется, развивается и преобразуется благодаря усилиям социально активных членов общества. Есть ряд западных теорий социализации личности, которые рассматривают учащуюся молодежь как бессубъектный компонент социальной системы. Однако «осваивая» для себя окружающую социальную действительность, получая определенные знания о природе и обществе, сам студент ничего не изменяет ни в природе, ни в обществе, ни в знаниях. Предметом сущностных изменений является лишь сам студент, выступающий как субъект собственного изменения, развития. Субъектный характер его деятельности усиливается вследствие регулярных рефлексивных действий и оценки собственных изменений. Рефлексия как сложный психический процесс тесно связана с другими сторонами психической жизни студента. Эти связи взаимообусловлены и, следовательно, непосредственно влияют на темп и особенности развития личности. Как интегративный компонент самосознания, самооценка предполагает двухуровневую систему, включающую действия соотнесения результата деятельности с принятыми целями и оценивания процесса реального поведения личности с ее представлениями о себе. Поскольку самооценка рассматривается как представление личности о своих возможностях и способностях, то ее функции выступают важным фактором организации практических действий на субъектных позициях.

Таким образом, адаптация иностранных студентов к условиям высшего технического учебного заведения, Российской системе образования и к социальной профессиональной деятельности рассматривается как сложный, многоплановый процесс целеустремленного и активного вхождения их в российский социум и профессиональную деятельность согласно предложенным образовательным услугам. В результате такого подхода у обучающихся в Российских вузах иностранных студентов происходит рост личностного и

профессионального самосознания и вырабатывается активно-положительное отношение к выбранному профессиональному пути в жизни.

Чтобы Российское общество уверенно и стабильно шагало по пути прогресса, необходимо реальное выполнение одного условия: образование, как общее, так и профессиональное, должно успешно и опережающее решать задачи трансляции подрастающим поколениям исторически обусловленных и в силу этого стабильных мировоззренческих и культурных ценностей современной цивилизации [10]. В последние годы образование стало зоной особого, повышенного внимания со стороны общества и государства, пространством перспективной инновационной политики, полем поиска новых стратегий развития в контексте сближения с образовательными системами зарубежных стран. Анализ Российского опыта предоставления образовательных услуг иностранным гражданам показывает, что процесс этот не односторонний и российской системе образования есть с чем идти на сближение и интеграцию. В этом плане можно говорить, что она соответствует декларируемой в Болонских соглашениях идее, согласно которой жизнеспособность любой цивилизации обусловлена привлекательностью, которую ее культура имеет для других стран.

Библиографический список

1. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 3 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: ЦСП, 2006. - 128 с.

2. Гаязов, А, С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы [Текст] / А. С. Гаязов. - Челябинск: ЧГГТУ «Факел», 1995. - 238 с,

3. Мелекесов, Г. А. Аксиология технического образования студентов: монография [Текст] / Г. А.Мелекесов. - Челябинск: ИПК ОГУ, 2000. - 170 с.

4. Петровский, А. В. Психология неадаптивной активности [Текст] / А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 1992. - 288 с.

5. Загвязинский, В. И. Проблемы научного сопровождения процесса реализации социально-педагогических программ и проектов [Текст] / В. И. Загвязинский // Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений. - М.: Изд-во АСОПиР, 1998.-С. 182-196.

6. Рогинский, В. М. Азбука технического труда [Текст] / В. М. Рогинский. -М.: Просвещение, 1990. - 178 с.

7. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: Схемы, таблицы, комментарии, упражнения: учеб. пособие [Текст] / Э. Ф, Зеер, Н. Н. Гордеева. - Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2005. - 215 с.

8. Сластенин, В. А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности специалиста [Текст] / В. А. Сластенин, А, И. Мищенко. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, - 376 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Зеер, Э. Ф. Социально-профессиональное воспитание в вузе: практико-ори-ентир. моногр. [Текст] / Э. Ф. Зеер, И. И. Хасанова. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003.- 158 с.

10. Гаязов, А. С. Образование как пространство формирования личности гражданина [Текст] / А. С. Гаязов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 284 с.

УДК 74.58+378(077)

И. Н. Ишимова МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ СТАНОВЛЕНИЮ ОБЩЕНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Модель - «это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта» [2, с. 66]. Моделирование позволяет сочетать при исследовании прямое наблюдение, факты, эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций.

Таким образом, в исследовании образовательного процесса модель выступает как важное средство наглядного представления связей и отношений его компонентов.

Результатом процесса моделирования в аспекте проводимого нами исследования стала модель педагогического взаимодействия в становлении общенаучных понятий у студентов (рис.1). При описании предлагаемой модели мы ориентировались на условия, которым должен удовлетворять некоторый объект, чтобы являться моделью другого объекта (оригинала). Изучаемые педагогические объекты, процессы, явления с позиции системного подхода рассматриваются как сложные, многоаспектные системы. Следовательно, чтобы модель отражала какие-либо существенные черты объекта, она сама должна быть педагогической системой. Ее сложность определяется задачами исследования. Изучаемый педагогический процесс является подсистемой системы высшего профессионального образования, что позволяет осуществлять его реализацию на основе общедидактических принципов высшего профессионального образования (научность, систематичность и последовательность, системность, профессиональная направленность, создание положительного отношения к образованию и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.