Научная статья на тему 'Особенности социальной философии Н. Бердяева'

Особенности социальной философии Н. Бердяева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3744
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная философия / история / свобода / личность / общество / экзотеция / историческая память / social philosophy / history / freedom / person / society / existential / historical memory

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Квятковский Д.О.

Раскрываются основные положения социальной философии и философии истории Н. Бердяева, а также особенности бердяевской трактовки относительно концепта исторической памяти. Общей тенденцией в социальной философии Н. Бердяева была идея первичности духовно-религиозного начала, с которой смыкались экзистенциальные, онтологические и социальные взгляды мыслителя. Истинное персоналистское общество, по Бердяеву, реализует соединение христианских заповедей любви и сострадания с творческим призванием человека, выделение его креативной, творческой природы, общественный и творчески-созидательный характер его жизнедеятельности, включенность человека в мир культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of social philosophy of N. Berdyaev

The article reveals the main provisions of social philosophy and philosophy of history of N. Berdyaev and features of Berdyaev's interpretation regarding the concept of historical memory. The general trend in social philosophy of N. Berdyaev was the idea of the primacy spiritual and religious principles, which have been associated existential, ontological and social views of thinker. The true personality society, according to Berdyaev, realizes the connection of Christian commandments of love and compassion with the creative vocation of man, the allocation of creative nature, public and creatively constructive nature his activities, the inclusion of person in the world culture.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной философии Н. Бердяева»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 3. С. 95-98.

УДК 14(470)

Д.О. Квятковский

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Н. БЕРДЯЕВА

Раскрываются основные положения социальной философии и философии истории Н. Бердяева, а также особенности бердяевской трактовки относительно концепта исторической памяти. Общей тенденцией в социальной философии Н. Бердяева была идея первичности духовно-религиозного начала, с которой смыкались экзистенциальные, онтологические и социальные взгляды мыслителя. Истинное персоналист-ское общество, по Бердяеву, реализует соединение христианских заповедей любви и сострадания с творческим призванием человека, выделение его креативной, творческой природы, общественный и творчески-созидательный характер его жизнедеятельности, включенность человека в мир культуры.

Ключевые слова: социальная философия, история, свобода, личность, общество, экзотеция, историческая память.

Философское наследие Н. Бердяева особое. Прежде всего следует отметить, что Н. Бердяевым был разработан собственный философский подход к раскрытию судьбы, места и роли человека в социуме. Своеобразие и неповторимость антроподицеи Бердяева заключается в выделении креативной творческой природы человека. Он предложил оригинальный метод осознания человеком себя и мира на основе заостренной экзистенциальной интуиции и творческого духовного катарсиса.

Целью данной статьи является выделение и раскрытие сущностных особенностей социальной философии Н. Бердяева. Задачами выступают: исследование онтологических и экзистенциальных основ бердяевской философии относительно социальных проблем, анализ религиозных оснований бытия человека в обществе в философии Бердяева, раскрытие особенностей философии истории Бердяева, что является очень важным и актуальным в связи с развитием современного историко-философского дискурса.

В основе социальной философии Бердяева лежит признание и констатация (как и у других представителей экзистенциализма) острого разграничения между субъектом и миром, между человеком и обществом [1].

По Бердяеву, онтологичность человека, заключающаяся в его духовной плоскости, и есть экзистенциальная [2]. Отсюда трагическая диалектика внутреннего экзистенциального бытия (субъективного) и внешнего природного (объективного), достигающая апогея в человеческом познании, которое является объективируемым, теряющим первозданность и таинственность бытия.

Поскольку человек живет как в своем собственном субъективном мире, так и в окружающем объективном мире, то отчуждение внутренней сущности человека охватывает все области его деятельности, но прежде всего - познание. В познании отчуждение предстает как объективация.

Субъект в процессе познания, осмысления и постижения бытия отчуждает от себя объект, рассматривая его как независимо от себя существующее, и поэтому постигает только отчужденную сущность предмета, являющуюся продуктом самого мышления (феноменом, символом и т. д.), но не самим ноуменом в его непосредственной данности субъекту. Таким образом, субъект познает объект, объективность которого задана объективируемым мышлением человека, а непосредственная открытость бытия заменяется бытием отчужденным [2].

© Д.О. Квятковский, 2015

96

Д.О. Квятковский

Однако человеческое познание, по Бердяеву (и в этом отличие его позиции от позиции Л. Шестова), не есть источник господствующего в мире отчуждения, а является следствием глубинного отчуждения в самом бытии - отчуждения человеческого духа. Дух понимается Бердяевым как антропоморфное единство свободы, души, интеллекта, плоти.

Для Бердяева дух есть полнота бытия, жизни человека, мерило его социального самоопределения. В духе и через дух человек находит себя. Вне духа - отчужденная, голая реальность - природа и мир техники. Источник отчуждения заключается в том, что дух переходит из Божественной укорененности в свой эпифеномен - объективный окружающий мир, природу и становится зависимым от нее [2].

Вследствие этого специфика самосознания современного человека, по Бердяеву, наиболее ясно проявляется в его опустошенном и разорванном мироощущении. Бердяев однозначно устанавливает приоритет внутреннего духовного мира человека над социальным, ведь внутренний духовный мир человека, обладающий свободой и являющийся проекцией Бога на земле, несоизмеримо более богат в содержательном плане, чем внешние социальные институты, правила, условия.

Усиливающийся вследствие этого постоянный и неустранимый конфликт индивида и общества нивелирует человеческую субъективность и утверждает крайний диссонанс, отчуждение человека от общества.

Образ современного отчужденного и одинокого человека является трагическим; его отношения с внешним миром конфликтные. Эта ситуация осознавалась гениальным философом как состояние духовной болезни человека в социальном бытии. Решение проблемы преодоления отчуждения человека от общества усматривается в социально-философском дискурсе Н. Бердяева в качестве основного этапа в постепенном осознании человеком своей высшей, абсолютной ценности, своего места в мире и еще одним шагом на пути гуманизации человеческого существования [3].

Бердяев изначально связывает преодоление оторванности и отчужденности человека с христианством, но утверждает необходимость новой христианской антропологии, где бы в полной мере раскрывалась творческая природа человека. «Правда гуманизма» - часть религии богочеловечества, которая предполагает веру не только в Бога, но и в человека.

Бердяев отмечает: «Повторяется та парадоксальная истина, что человек себя приобретает и себя утверждает, если он подчиняет себя высшему сверхчеловеческому началу и находит сверхчеловеческую святыню как содержание своей жизни» [3, с. 118].

Характер персоналистической социальной философии Бердяева определяется верой в силу и величие человека, в его божественн-ность. Социальные аспекты бердяевской философии включают в себя острое неприятие любых форм тоталитаризма, защиту свободы, первичность духовных потребностей и приоритет антропоцентрического подхода к нравственным проблемам [4].

Н. Бердяев чаще всего связывает имманентные начала человека с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. Поэтому подлинная истина религии, в понимании Бердяева, должна быть направлена на раскрытие творческой активности, потенциально заложенной в христианстве.

Новизна социальной философской концепции Бердяева заключается в обосновании им тезиса приближения человека к Богу, достижение им Божественной высоты - не только через религиозно-духовное самоопределение, не только через церковь, но и через активное, свободное, приносящее радость, свободу и экстаз творчество. Личность есть онтологическая реальность, входящая в онтологическую иерархию, среди которой особую и, возможно, даже высшую ступень занимает бытие культуры и творчества. Поэтому особое значение в обосновании качеств и ценности человека Бердяев отдает созидательному творческому процессу, совершаемому человеком [3].

Христианство для Бердяева - это религия свободы, а свобода - содержание христианства. Бердяев полагает, что любовью и свободой исчерпывается содержание новозаветной веры и христианство должно быть нетерпимо к принуждению [5].

Философ отмечает, что исключительная историчность и динамичность христианства связаны с тем, что оно впервые открыло смысл свободы в ракурсе отграничения подлинной человеческой духовной свободы от внешнего материально-предметного мира, которая была неизвестна в Античную эпоху. «Христианская свобода предполагает разрешение исторического действия через действие свободного субъекта; без допущения такого свободно действующего субъекта, своей свободной активностью определяющего исторические судьбы человечества, конструкция истории, конечно, невозможна» [6, с. 86].

Христианство впервые признало уникальность человеческого духа. Бердяев по этому поводу пишет: «То, что было одной из глубочайших основ христианского откровения, что было внесено христианством в духовную жизнь, - признание безусловного значения человеческой души» [6, с. 121].

Особенности социальной философии Н. Бердяева

97

Оценивая в целом историческую роль христианства, мыслитель справедливо пишет: «Если бы человек не прошел аскетической школы воздержания от растраты сил, он не вошел бы в новую историю полным творческой мощи и дерзновения, каким вошел он в эпоху Ренессанса» [6, с. 98].

Переходя к раскрытию исторической концепции в социальной философии Н. Бердяева, необходимо отметить, что репрезентация философом данной проблематики прошла несколько этапов, которые необходимо рассматривать последовательно для полноты осмысления бердяевской социально-философской концепции.

Первый этап непосредственно связан с его социально-философской концепцией. Он определял историческую память народа через категорию «общего - единства» и связывал с тенденциями идентичности. Второй этап основывается на идеях исторического мессианства, где Бердяев показывал историческое прошлое России и русскую коллективную память в качестве оригинального самовыражения и самообоснования уникального русского пути, имеющего особый мессианский смысл.

Любопытно, что выдающийся русский философ вышел за рамки спора западников и славянофилов, которым обычно ограничивалась русская философия истории, и отмечал особое мессианство советского периода истории русского народа, а также двойственный характер русского коммунизма [7; 8].

Следующий этап связан с оригинальными религиозными взглядами Н. Бердяева, также внутренне ориентированными на футурологические и эсхатологические смыслы. Здесь очень важно отметить, что Бердяев впервые дает конкретное определение понятия коллективной памяти.

По Бердяеву, историческая память есть «духовная активность, как некоторое определенное духовное отношение к “историческому” в историческом познании, которое оказывается внутренне, духовно преображенным и одухотворенным... В известном смысле историческая память, - пишет Бердяев, - объявляет жесточайшую борьбу вечности с временем, и философия истории всегда свидетельствует о величайших победах вечности над временем. Она говорит о победе нетленности... Историческое познание и философия направлены, в сущности, не на эмпирическое, - они имеют своим объектом загробное существование» [6, с. 39].

Концепт «историческая память» занимает важное место в бердяевской философии истории, построенной на религиозных идеях теодицеи и апокалипсиса. В данной статье мы хотели бы предложить тезис о том,

что Н. Бердяев выводит содержание исторической памяти из взаимодействия категорий времени и вечности. Время формирует конкретную единичную индивидуальную память человека. Историческая память больше связана с вечностью, а вечность, в свою очередь, связана с Богом [6]. (Таким образом, в философии истории Бердяева происходит переход к религиозной онтологии и метафизике божественного творения.)

Н. Бердяев полагал, что историческая память является отображением вечности в истории во внутренней плоскости, связанной с онтологическим творением истории. На внешнем уровне исторических событий проявляется социально-политический и национальномессианский ракурс мировой истории.

На первой, внутренней, плоскости, согласно взглядам русского философа, историческая память связана с категориями времени, вечности и Бога. На второй, внешней, плоскости она конкретно проявляется в истории народов, которые Бердяев понимает в качестве взаимодействия отдельных самодостаточных национальных исторических систем [6].

Итак, из всего вышеперечисленного можно заключить, что общей тенденцией в социальной философии Н. Бердяева была идея первичности духовно-религиозного

начала, с которой смыкались экзистенциальные, онтологические и социальные взгляды мыслителя.

Подлинный персоналистский социум для Бердяева реализует соединение христианских заповедей любви и сострадания с творческим призванием человека, выделение его креативной, творческой природы, общественный и творчески-созидательный характер его жизнедеятельности, включенность человека в мир культуры.

Отдельное значение в бердяевском социально-философском дискурсе имеет проблематика философии истории, а также концепт исторической памяти. Движущей силой развертывания мирового исторического процесса является диалектика времени и вечности, которая происходит во внутренней (историко-эсхатологической) и внешней (историко-социальной) плоскостях.

Следует отметить, что изучение социальной философии Н. Бердяева не только дает возможность по-новому оценить некоторые особенности его философии, но и обеспечивает комплексный характер изучения бытия человека и общества с междисциплинарных позиций, а также открывает новые перспективы в исследовании современных проблем философии истории.

98

Д.О. Квятковский

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М. : Правда, 1989. 607 с.

[2] Бердяев Н. А. Дух и реальность / под ред. В. Н. Калюжного. Харьков : Фолио, 2003. 688 с.

[3] Бердяев H. A. О назначении человека. М. : Республика, 1993. 383 с.

[4] Квятковский Д. О. Гуманистический идеал: ценностный аспект (социально-философский анализ) : монография. М. : Логос, 2014. 132 с.

[5] Бердяев Н. А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб. : РХГИ, 1996. 384 с.

[6] Бердяев Н. А. Смысл истории. М. : Мысль, 1990. 174 с.

[7] Бердяев Н. А. Судьба России. М. : Советский писатель, 1990. 346 с.

[8] Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М. : Наука, 1990. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.