Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
697
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / семья в социально опасном положении / социальное сопровождение / family / family in a socially dangerous situation / social support

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бибикова Надежда Вячеславовна, Долотова Марина Дмитриевна

В статье рассмотрены сущность понятий «социальное сопровождение» и «социально опасное положение» с точки зрения различных авторов и регламентирующих их нормативно-правовых документов, описаны отличительные особенности социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении, его принципы, этапы, основные направления и конечные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бибикова Надежда Вячеславовна, Долотова Марина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIAL SUPPORT FOR FAMILIES IN A SOCIALLY DANGEROUS SITUATION

The article examines the essence of the concepts of "social support" and "socially dangerous situation" from the point of view of various authors and mentions in regulatory documents and describes the distinctive features of social support for families in a socially dangerous situation, its principles, stages, main directions and final results.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

УДК 316.356.2+37.013.42

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Бибикова Надежда Вячеславовна

кандидат педагогических наук, доцент Ульяновского государственного

университета имени И.Н. Ульянова,

г. Ульяновск E-mail: marinochkalav@mail. ru

Долотова Марина Дмитриевна

магистрант 3 курса факультета педагогики и психологии Ульяновского государственного университета имени И.Н. Ульянова,

г. Ульяновск E-mail: marinochkalav@mail. ru

FEATURES OF SOCIAL SUPPORT FOR FAMILIES IN A SOCIALLY

DANGEROUS SITUATION

Bibikova Nadezhda Viacheslavovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associat Professor Ulyanovsk State University named after I.N. Ulyanov,

Ulyanovsk

E-mail: marinochkalav@mail. ru

Dolotova Marina Dmitrievna

3rd year master's student of the Faculty of Pedagogy and Psychology Ulyanovsk State University named after I.N. Ulyanov,

Ulyanovsk

E-mail: marinochkalav@mail. ru

Аннотация. В статье рассмотрены сущность понятий «социальное сопровождение» и «социально опасное положение» с точки зрения различных авторов и регламентирующих их нормативно-правовых документов, описаны отличительные особенности социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении, его принципы, этапы, основные направления и конечные результаты.

Abstract. The article examines the essence of the concepts of "social support" and "socially dangerous situation" from the point of view of various authors and mentions in regulatory documents and describes the distinctive features of social support for families in a socially dangerous situation, its principles, stages, main directions and final results.

Ключевые слова, семья, семья в социально опасном положении, социальное сопровождение.

Keywords: family, family in a socially dangerous situation, social support.

Семья является важнейшим и, в то же время, одним из наиболее уязвимых социальных институтов современного общества. Становлению личности, успешной социализации в условиях современности и формированию характера способствует позитивные семейные отношения. Ухудшение материального положения, снижение уровня жизни, утрата нравственных устоев, неблагоприятное воздействие внешних факторов - все это может нарушить привычный уклад жизни семьи и создать условия для возникновения социально опасного положения.

В России отсутствует единый порядок определения семьи к категории находящихся в социально опасном положении. В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «семья в социально опасном положении»

определено как семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также такая семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [1].

Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», семья в социально опасном положении - это та семья, где родители или законные представители несовершеннолетних:

- не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или содержанию);

- оказывают отрицательное влияние на их поведение;

- жестоко с ними обращаются [2].

По мнению Л.Я. Олиференко, социально опасное положение - это такая обстановка в семье несовершеннолетнего ребенка, при которой может возникнуть опасность для него, его жизни или здоровья и которая не может удовлетворить потребности в его воспитании и содержании [4, с. 13].

Вследствие описанной ситуации разрушается микросоциум семьи, меняется отношение членов семьи друг к другу и угасает воспитательная функция родителей. В такой ситуации жизненно необходима комплексная помощь специализированных социальных учреждений.

Специалисты таких учреждений должны либо поспособствовать самостоятельному решению семьей возникших проблем, либо, в менее благоприятной ситуации, оказать длительное психологическое, юридическое, социальное сопровождение и установить контроль за ситуацией в семье.

Социальным сопровождением называют комплекс мероприятий по взаимодействию социальных служб с объектом социальных услуг, которое направлено на профилактику или преодоление различных трудных жизненных ситуаций, а также обстоятельств, обусловивших нуждаемость в социальном обслуживании [5, с. 2].

Проблема разработки социальной поддержки семей освещена в работах А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Б.Т. Лихачева, П.И. Пидкасистого и других авторов.

Социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении должно базироваться на следующих принципах [5, с. 5]:

- своевременность, комплексность и актуальность оказания помощи семье;

- активная поддержка родителей и старшего поколения семьи, опора на их ответственность и авторитет;

- максимальное использование внутреннего потенциала семьи, раскрытие скрытых способностей членов семьи, направленных на решение конфликтных ситуаций;

- сотрудничество с учреждениями, оказывающими юридическую помощь, правоохранительными органами, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних граждан РФ;

- обеспечение систематического контроля на различных этапах социального сопровождения и по его завершению.

Каковы же этапы и основные направления деятельности службы социального сопровождения, работающей с семьей, которая находится в социально опасном положении? Первое, что необходимо сделать - это определить глубину проблемы определенной семьи, подверженной влиянию неблагоприятных факторов и находящейся под угрозой социально опасного положения. Путем социального патронажа и оформления на семью личного дела, содержащего копии документов членов семьи, заявление о постановке на социальное сопровождение, договор между учреждением и родителем (законным представителем), акт обследования жилищно-бытовых условий, протоколы диагностики семьи, протоколы консилиумов, план мероприятий по социальному сопровождению, фиксируется основная информация о семье, нуждающейся в социальном сопровождении.

Далее специалист проводит диагностику детей и родителей, выявляет

имеющиеся проблемы, оказывает необходимую помощь, иногда с привлечением сторонних учреждений (правовых, консультативных, медицинских, реабилитационных). Члены семьи должны быть проинформированы о мерах государственной поддержки в том регионе, в котором они проживают, а также, при необходимости, об имеющихся вакансиях в учреждениях сферы их деятельности.

Иногда требуется обучение или профессиональная переподготовка родителей, для нормализации материального положения семьи, организация для семей тренингов, практикумов, дискуссий, деловых игр, родительских собраний и лекториев, тематических бесед.

Завершающим этапом является подведение итогов социального сопровождения с помощью различных индикаторов [6, с. 34]:

- удовлетворенность семьи оказанной помощью;

- отказ родителей от пагубных привычек;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

- профилактика или отказ от жестокого обращения с детьми;

- улучшение эмоционально-психологического климата в семье;

- устранение или тенденция к прекращению кризисной ситуации в семье;

- активизация внутренних ресурсов семьи.

Таким образом, результатом социального сопровождения семьи в социально опасном положении становится восстановление функциональности семейной системы, ее способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, либо минимизация возможных последствий кризисной ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: [федер. закон: принят Гос. Думой 30 мая 1999 г.: по состоянию на 29 дек. 2004 г.] / Законодательство Российской Федерации. - М.:

Фирма ИСТ, 2018. - 42 c.

2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 мая 1999 г.: по состоянию на 29 дек. 2004 г.] / Законодательство Российской Федерации. - М.: Фирма ИСТ, 2018. - 40 с.

3. Григорьев С.И. Социальные технологии / С.И. Григорьев. - Барнаул: Речь, 2019. - 81 с.

4. Олиференко Л.Я. Модели социальной адаптации и реабилитации детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга // Социальная педагогика. - 2019. - № 3. - С. 12-18.

5. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса / М.И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2019. - С. 2-8.

6. Смирнова-Ярская Е.Р. Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / Е.Р. Смирнова-Ярская. - М.: Педагогика-Пресс, 2020. - 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.