дальнейшем уточнении и обобщении по атрибутивным (качественным) и вариационным (количественным) признакам, что, в свою очередь, требует выделения и анализа факторов, влияющих на этот процесс в современных условиях.
Таким образом, специальное исследование субъективных статусных характеристик, социального настроения показывает тенденции трансформации социально-профессионального статуса военных врачей. Их социальная защита выступает в качестве маркера деятельности органов государственного управления, социальных служб и общественных организаций, предприятий и учреждений по реализации прав, свобод и льгот военнослужащих как особой социальной группы российского общества. Перечисленные субъекты создают необходимые условия для позитивного развития всех элементов социального статуса и социального настроения военнослужащих через конкретные механизмы государственной социальной политики, поддерживают престижность военной службы.
Библиографический список
1. Коровников, А. 3. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и праворе-гулирование [Текст] / А. 3. Коровников. - М., 1995.
2. Семенец, Н. Я. Институт социальной защиты военнослужащих в условиях социального реформирования [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Н. Я. Семенец. - Саратов, 2000.
3. Анурин, В. Ф. Проблема эмпирического измерения социальной стратификации и социальной мобильности [Текст] / В. Ф. Анурин // Социологические исследования. - 1993. - № 3.
4. Лобанов, С. В. Военно-профессиональная ориентация в условиях трансформации российского общества [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / С. В. Лобанов. - Пермь, 2001.
5. Чупров, В. И. Социально-профессиональный статус военнослужащих России [Текст] / В. И. Чупров, Е. Д. Игитханян. - М., 1992.
6. Ануфриев, Е. А. Социальный статус и активность личности [Текст] / Е. А. Ануфриев. -М., 1984.
УДК 316.42:65 ББК 87.6
К.Р. Бабаян,
преподаватель кафедры немецкого языка Института филологии и журналистики Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
овременная широкая открытость общества облегчает усвоение новейших достижений внешнего мира, прежде всего - высокоразвитых стран. Однако оборотной стороной такой открытости становится чрезмерное имита-
торство, перенос излишних элементов чужеродных культур, что приводит к подрыву собственного культурного достояния. Слепое, без должной адаптации, копирование образцов иноземной культуры оборачивается не только духовным, но и социальным разладом, порождающим реакцию отторжения. В итоге растет расхождение между социальными группами, центром и провинцией, поколениями.
Период социальных и экономических трансформаций в России обострил комплекс социально-экономических проблем, влияющих как на развитие всего общества в целом, так и на профессиональное и личностное становление человека в отдельности. Радикальному изменению подверглись механизмы социализации: резко сокращается сфера межличностных отношений, в ценностном плане это сопровождается расширением предпринимательских, достижитель-ных, прагматических ориентаций. Такого рода перемены неизбежно влекут за собой подрыв сложившихся моральных норм и ценностей, что выражается в «падении нравов», в росте корыстных, коррумпированных, криминальных отношений. Вместе с тем у значительной части населения возникает состояние аномии и чувство отчуждения от общества, что снижает социальную инициативность и подрывает человеческий потенциал общества.
Специфичны условия, в которых проходит социализация молодых граждан. Это растущее неравенство и расслоение молодежи, процесс дезинтеграции молодежи как страты по социально-профессиональным, региональным и этническим детерминантам. Среди негативных факторов или источников угроз процессу позитивной социализации молодых граждан можно назвать кризис идентичности молодежи, снижение престижности труда у молодого поколения, отсутствие четкой внутренней системы ориентации и предпочтений, внутренняя неопределенность в шкале жизненных ценностей. Следствием необратимых процессов социального расслоения, социальной дихотомии позиций, интересов молодежи становится принципиальное противопоставление социально-активной и социально-пассивной молодежи, причем последняя доминирует. Таковы сегодня социокультурные условия в России.
Что принесли молодежи перемены в общественном устройстве, что изменилось в лучшую для нее сторону? Позитивных перемен, на наш взгляд, совсем немного, но они есть: главное завоевание - это свобода духовная, экономическая, политическая. Молодежь получила право выбора.
По самооценке, полученной в ходе социологических исследований, около 54% молодых людей считают себя движущей силой коренных преобразований в обществе [1, с. 126-145, 226-245]. В целом молодые люди высказались за продолжение перемен в сторону рынка и гораздо лучше, чем старшее поколение, адаптируются к новым экономическим условиям. Около 35% от общего числа молодежи (32 млн человек в возрасте 15-29 лет) уже открыли собственное дело, более 30% из числа опрошенных хотели бы заняться предпринимательством. Молодежь высоко ценит экономическую свободу и такие качества личности, как предприимчивость, прагматизм, способность к риску [2, с. 11-29]. Несмотря на все проблемы и трудности нынешней жизни, значительная часть молодежи смотрит в будущее спокойно, но без особых надежд (33%), с на-
деждой и оптимизмом (40%). Иначе говоря, общество имеет в целом психологически уравновешенное поколение, ориентированное на стабильное, устойчивое развитие и созидательный труд.
Социальные изменения настолько быстры и изменчивы, что никто уже не сомневается: сегодняшней молодежи предстоит жить в мире, отличном от того, в котором живут их родители. Проблема для старшего поколения состоит не в том, насколько полно удастся ему передать молодым людям знания и убеждения, а в том - сумеет ли оно подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, с которыми само старшее поколение не знакомо. Молодые люди зачастую выступают в роли первопроходцев и, особенно с учетом их незрелого возраста, подвергаются таким рискам, которых не знали их родители, воспитатели и остальные наставники. Другими словами, сегодня молодые люди России оказались как бы на линии огня: переходный период не только открывает перед ними возможности, но и несет с собой определенные опасности и трудности [3, с. 146]. Молодой человек должен психологически готовиться к неопределенности, к возможным многократным изменениям специальности, то есть быть универсальным работником [4, с. 305], способным хорошо проявлять себя в непредвиденных, нетривиальных обстоятельствах. Сегодня сама социально-экономическая, социально-культурная и политическая ситуация «отбирает» таких людей из общей массы, стихийно «достраивает» их согласно логике жизни.
Актуальность исследования процессов формирования лидерства в молодежной среде обусловлена тем, что молодежь - это специалисты, которые завтра займут ведущие положения в обществе и станут лидерами в той или иной сфере деятельности и именно от их действий будет зависеть управление различными социальными структурами.
В настоящее время проблема подготовки эффективных лидеров становится приоритетной задачей в сфере социального управления. Характерное для сегодняшнего момента усложнение целей, средств и условий деятельности повышает требования к образованию специалистов, делает востребованной личность, обладающую лидерскими качествами, способную видеть, прогнозировать и решать возникающие вопросы и проблемы, мобильную в социальнопрофессиональном отношении. Включение молодежи в процессы управления составляет одно из важнейших направлений интеграции нового поколения в общественные отношения, является важным, если не главным, фактором преобразования реальности, влияющим на общее состояние уровня и качества жизни в России.
В реализации названных задач исключительная роль принадлежит молодежи, что обусловлено рядом факторов, первый из которых состоит в том, что молодежь представляет собой самый подвижный, самый динамичный слой общества. Во-вторых, она занимает достаточно высокий удельный вес в совокупном населении страны (на 1 января 2002 г. в России проживали 36 млн молодых граждан, или каждый четвертый ее житель; из них в Саратовской области -632 тыс. молодых людей, или 24% от общей численности населения области [5, с. 9]).
Практическая и теоретическая актуальность проблемы лидерства в молодежной среде подчеркивается также недостаточной разработанностью стратегии и тактики формирования социального лидерства в молодежной среде, необходимостью трансформации молодежной политики, изучения особенностей региональных форм работы по поддержке различных форм социального лидерства. В настоящее время в социально-экономической сфере деятельности молодого человека на первый план выходит его продвижение по ступеням статусной, профессиональной, должностной иерархии, повышение конкурентоспособности на современном рынке труда.
На основе социологического анализа лидерства в молодежной среде г. Саратова и Саратовской области (интервью, анкетирование, сравнительный вторичный анализ) нами сформулированы основные обобщения и выводы. В частности, определено, что назрела необходимость корректировки позиции государства и общества в осуществлении новой молодежной политики в центре и в регионах. В обществе уже произошло осознание необходимости формирования лидерства в молодежной среде. На примере Саратовской области можно увидеть, что в регионе складывается определенная система в решении этой проблемы.
Формирование молодежного социального лидерства в региональном измерении идет в следующих формах и направлениях:
1. В рамках школьного и студенческого самоуправления (школьные и студенческие советы) школьники (с 14 лет) и студенты включаются в решение организаторских задач. Практически во всех школах, гимназиях, лицеях и вузах Саратова созданы органы самоуправления, обеспечивающие успешную деятельность, получение дополнительных навыков управления и саморазвития, формирования лидерских качеств.
2. Посредством развития молодежного парламентаризма. Это движение активно развивается в нашей стране, принимая во многих российских регионах различные формы (думы, советы, палаты, ассамблеи, правительства). Подобного рода структуры действуют уже более чем в 60 субъектах РФ, в том числе и в Саратовской области. Например, создано Молодежное общественное собрание г. Саратова, одной из главных целей которого является создание механизма подготовки кадрового резерва, лидеров из молодежи для всех звеньев органов местного самоуправления города.
3. Через молодежные общественные организации и объединения. В настоящее время в России зарегистрировано более 2000 молодежных и детских общественных объединений разного уровня. В Саратовской области действует 131 зарегистрированное органами юстиции такого рода общественное объединение. Подтверждением их эффективности в формировании лидерства среди молодежи могут служить данные проведенного нами эмпирического исследования. На вопрос: «Могут ли общественные организации формировать лидерство?» - 100% респондентов ответили утвердительно, подчеркнув, что нет необходимости создавать новые структуры, но требуется финансовая поддержка государства действующим организациям и объединениям.
На примере некоторых саратовских региональных организаций, занимаю-
щихся формированием лидерства у молодежи, можно проанализировать общие и частные черты формирования лидерства в молодежной среде. В частности, СРМО (Саратовская региональная молодежная организация) «Лидеры Поволжья» (г. Красноармейск) является членом Межрегиональной общественной организации «Ассоциация юных лидеров». Участники организации исходят из того, что каждый может изменить мир вокруг себя; каждый молодой человек может быть лидером, и должен им стать; молодые учат молодых; индивидуальная свобода является ценностью; необходима мотивация на личностный рост. СРОО (Саратовская региональная общественная организация) молодых управленческих кадров «Ассоциация выпускников Президентской программы» выдвигает следующие задачи: сформировать и поддержать содружество людей, имеющих потребность в профессиональном развитии, в формировании собственных лидерских качеств; создать банк элитных кадров, перспективных проектов и идей, формировать «кадровый резерв» области; увеличить процентное соотношение участников Президентской программы Саратовской области, стажирующихся на ведущих отечественных и зарубежных предприятиях. СМОО (Саратовская молодежная общественная организация) «Ассоциация студентов, изучающих экономику и управление «АЕБЕС» - международная, политическая, некоммерческая, независимая образовательная ассоциация, полностью управляемая студентами. А1ЕБЕС - крупнейшая в мире молодежная организация, развивающая социально ответственных, предприимчивых, восприимчивых к другой культуре, активных людей; в нее входит молодежь из 64 стран.
Молодежные организации Саратовской области имеют достаточный опыт работы в летних лагерях, где формирование лидерских навыков у молодежи можно успешно осуществлять в рамках смоделированной системы.
4. Система дополнительного образования - еще одно возможное направление, способствующее формированию лидерства в молодежной среде. В данном случае также есть положительные примеры активной деятельности и полученных в ее результате итогов. Например, Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс», организующий работу с молодежью, ежегодно привлекает в свои программы социальной направленности более 50 тыс. молодых людей, проживающих в Саратовской области. Центр разработал и внедрил программу «Прививка на лидерство», которая формирует у молодежи лидерские качества. «Молодежь плюс» готовит лидеров и руководителей молодежных объединений, способных повести за собой, пробудить интерес к делу, изменить мировоззрение людей, находящихся рядом.
Формированию политического лидерства молодежи на сегодняшний день содействуют молодежные отделения политических партий, таких, как «Единая Россия», «ЛДПР», «Народная воля», «СПС», «Яблоко», «КПРФ», но специфика их деятельности состоит в том, что лидеров из числа молодежи каждая партия готовит целенаправленно для себя.
Совершенно очевидно, что современная молодежь должна иметь каналы вхождения во все сферы жизнедеятельности общества, государства. Требуется целенаправленная государственная поддержка для раскрытия личностных свойств молодого человека, для подготовки молодых лидеров. Решение соци-
ально-управленческих проблем молодежи, формирование лидерства в молодежной среде представляется, на наш взгляд, системообразующим ядром молодежной политики, которая является стратегическим компонентом развития государства и гражданского общества и не может быть делом какого-либо одного ведомства.
Библиографический список
1. Молодежь России: тенденции, перспективы [Текст] : сб. / под ред. И. Ильинского. -М., 1993.
2. Молодежь в посткоммунистической России и Восточной Европе [Текст] : сб. / под ред. Д. Риордана, К. Вильямса, И. Ильинского. - М., 1995.
3. Молодежь России: тенденции и перспективы [Текст] : сб. науч. ст. - М., 1993.
4. Ильинский, И. М. Молодежь и молодежная политика: Философия. История. Теория [Текст] / И. М. Ильинский. - М., 2001.
5. 2002 - год молодежи в Саратовской области [Текст] : материал доклада Правительства Саратовской области. - Саратов, 2002.
УДК 008:371
ББК 65.272+63.3(2)
Н.В. Мушко,
научный сотрудник Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского, аспирант кафедры гуманитарных наук Энгельсского технологического института
КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
С
реди множества вариантов понимания феномена семьи можно выделить обыденный, религиозный, философский, социальный и художественный. Анализ форм семьи и семейных отношений в контексте культурнофилософской антропологии позволяет характеризовать их бытие и развитие.
Семья может рассматриваться как культурно-антропологическое и социальное явление, удовлетворяющее личные по форме, но общественные по сути потребности, выступать как микро- и макросистема жизни человека и государства. В культурно-антропологическом смысле современная семья - это личностное взаимодействие индивидов, состоящих в одном из трех видов отношений: кровного родства, своячества и соседства. Каждое из этих отношений является определяющим в исторической эволюции моногамии, которая не была прочной и лишь косвенно зависела от развития цивилизации.
Интересно описание религиозных, художественных и социальных форм понимания семьи, имевшихся до XX в., так как именно они наиболее полно