Щ SCIENCE TIME Щ
(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ Прохоров Сергей Викторович, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург E-mail: sergeiproxorov@inbox. ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются результаты эмпирического изучения особенностей социального интеллекта у подростков, имеющих разный уровень интернет-зависимости от социальных сетей. Автором описываются основные различия в структурных составляющих социального интеллекта у подростков с высоким, средним и низким уровнями интернет-зависимости от социальных сетей. Делается вывод о том, что при высоком уровне интернет-зависимости от социальных сетей социальный интеллект у подростков является сформированным на более низком уровне, в сравнении со сверстниками, не имеющими проблем чрезмерного использования интернета.
Ключевые слова: интернет-зависимость, подростки, социальный интеллект, подростки с зависимостью от социальных сетей, социальный интеллект подростков.
Социальный интеллект - развивающееся на разных этапах становления личности динамичное образование. В силу реализуемых задач психического развития подростковый возраст является этапом наиболее активного становления социального интеллекта (М.А. Кудака, Н.В. Казаринова, В.Н. Куницина, В.М. Погольша, Д.И. Фельдштейн). На данном этапе возрастного развития появляется стремление к осознанию и завоеванию собственного места в различных социальных отношениях, социального статуса в среде сверстников, что определяет приобретение совершенно иного качественного характера социально-интеллектуальных способностей и социально-поведенческих проявлений [9]. Происходит переориентация функций социального интеллекта: от узнавания и отражения к анализу и сравнению. На развитие социального
| SCIENCE TIME |
интеллекта в подростковом возрасте влияют множество факторов: состав семьи, ее материальное и социальное положение, образование родителей, особенности референтной группы, пол, успеваемость, характер образовательной среды, увлечений и мн. др. (Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина). В последние годы все более возрастает значимость интернета как одной из сфер социализации, общения и развития социального интеллекта. В сети интернет личностью реализуется масса задач информационного, коммуникативного, смыслового и игрового характеров, что определяет широкое внедрение интернет-ресурсов в большинство сфер жизни не только взрослого человека, но и детей и подростков. Интернет-пространство для подростков может представлять особый интерес и быть весьма притягательным, т.к. позволяет реализовать различные мечты, желания и формы взаимодействия, пусть и в опосредованной форме. Коммуникация в интернете может стать наиболее предпочитаемой формой взаимодействия, т.к. позволяет снять множество барьеров и использовать самые разнообразные формы самопрезентации. Нередко самопрезентации в сети интернет, различных социальных сетях и в реальной жизни существенно различаются, что находит отражение в представлениях подростка о самом себе и искажает представления о реальном взаимодействии с окружающим социальным пространством (А.Ю. Акопов, А.Е. Войкунский, Е.В. Змановская) [3. 5]. Следовательно, мы предположили, что социальный интеллект подростков с различными уровнями интернет-зависимости от социальных сетей может свою специфику.
В качестве теоретических оснований эмпирического исследования выступила модель социального интеллекта Дж. Гилфорда и представления о том, что интернет-зависимость в подростковом возрасте наиболее часто проявляется как зависимость от общения в интернете в различных социальных сетях, специфика которого определяется преимущественным отсутствием невербальных процессов, что существенно затрудняет усвоение всей полноты информации о содержании и эмоциональной составляющей речи и поведения собеседника (В.Л. Малыгин, А.А. Антоненко, Е.И. Вовченко, А.Б. Искандирова, Н.С. Хомерики, О.Г. Алексеевец) [1, 2, 4, 5, 6].
Опираясь на данные теоретические основания, мы организовали эмпирическое исследование с применением двух методик: «Диагностика киберкоммуникативной зависимости» А.В. Тончевой [8] (для выделения групп подростков с разным уровнем интернет-зависимости от социальных сетей) и тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда (для изучения особенностей социального интеллекта у подростков). Выборка исследования включила 80 подростков (13-14 лет).
На первом этапе анализа эмпирических данных в составе выборки нами были выделены три группы подростков с разным уровнем интернет-зависимости от социальных сетей (табл. 1).
| SCIENCE TIME |
Таблица 1
Группы подростков с разным уровнем интернет-зависимости от социальных сетей
Уровни интернет-зависимости от социальных сетей Количество чел. (в %) Средний балл по тесту
Низкий 20% 37,9
Средний 47,5% 59,4
Высокий 32,5% 84,8
Наиболее объемную группу в нашей выборке составили подростки со средним уровнем интернет-зависимости от социальных сетей (47,5%), при котором существуют ситуативные, нерегулярные проблемы чрезмерного пребывания в сети. Также достаточно большую группу испытуемых составляют подростки с высоким уровнем интернет-зависимости от социальных сетей (32,5%), для которых характерно проведение наибольшего количества свободного времени онлайн. Коммуникация в социальных сетях у подростков данной группы нередко строится как «непрерывное» общение, т.е. диалоги не имеют завершенности, начала и конца, продолжаются постоянно, что может существенно влиять на реальное общение, т.к. общение в социальных сетях является более легким и интересным. При отсутствии возможности использования интернета подростки испытывают выраженный дискомфорт. Испытуемые с низким уровнем интернет-зависимости от социальных сетей составляют самую малочисленную группу в нашей выборке (20%) и не имеют проблем чрезмерного использования сети интернет. Для оценки достоверности выделения описанных групп подростков с разным уровнем интернет-зависимости от социальных сетей нами были использованы расчеты непараметрического ^критерия Манна-Уитни [7]. Расчеты показали, что выделенные группы подростков с высокой статистической достоверностью (0,01) имеют различия в показателях интернет-зависимости от социальных сетей. Следовательно, выделенные группы могут сравниваться при оценке показателей социального интеллекта.
Далее в выделенных группах подростков с разным уровнем интернет-зависимости от социальных сетей нами изучались особенности социального интеллекта. Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения), согласно предлагаемой в методике Дж. Гилфорда обработке, определяется на основе композитной оценки и уровневые показатели имеют неодинаковое распределение в выделенных группах подростков (табл.2).
| SCIENCE TIME |
Таблица 2
Уровни социального интеллекта в группах подростков с разным уровнем интернет-зависимости от социальных сетей
Уровни социального интеллекта Группы с разным уровнем интернет-зависимости от социальных сетей
Низкий уровень (16 ч.) Средний уровень (38 ч.) Высокий уровень (26 ч.)
Высокий 50% 28,9% 15,4%
Средний 43,8% 36,8% 34,6%
Низкий 6,2% 34,3% 50%
Высокие показатели уровня социального интеллекта чаще встречаются в группе подростков с низким уровнем интернет-зависимости от социальных сетей (50%). При этом низкий уровень развития социального интеллекта чаще встречается в группе подростков с высоким уровнем интернет-зависимости от социальных сетей (50%), реже - в группах со средней (34,3%) и низкой интернет-зависимостью от социальных сетей (6,2%). Преобладание показателей низкого уровня развития социального интеллекта в группе подростков с высокой интернет-зависимостью от социальных сетей может объясняться тем, что испытуемые нередко предпочитают виртуальное общение реальному, в силу чего способность к познанию поведения формируется менее эффективно, чем у сверстников с низким уровнем интернет-зависимости от социальных сетей, т.к. способность к познанию поведения развивается преимущественно в реальном взаимодействии.
Также нами был выстроен профиль составляющих социального интеллекта (по средним арифметическим баллам для каждой группы), позволяющий сравнить показатели по отдельным компонентам в группах подростков с высоким, средним и низким уровнями интернет-зависимости от социальных сетей (рис.1).
В группе подростков с низким уровнем интернет-зависимости от социальных сетей, согласно данным представленного выше профиля, отмечены наиболее высокие в выборке показатели социального интеллекта (диапазон 4-5 баллов интерпретируется как высокий и выше среднего социальный интеллект). Структура социального интеллекта в группе испытуемых с низкой интернет-зависимостью от социальных сетей представлена сформированными на высоком уровне компонентами познания поведения, что свидетельствует о том, что подростки демонстрируют выраженную способность к пониманию информации вербального и невербального характера в самых разнообразных ситуациях коммуникации в социальном пространстве, умеют соотносить собственное поведение и поведение окружающих с контекстом общения и ситуацией,
прогнозировать последствия поведения и выстраивать на основе воспринимаемой ситуации собственное поведение, стратегии взаимодействия.
Рис. 1 Сравнительный профиль составляющих социального интеллекта для групп подростков с разным уровнем интернет-зависимости от социальных сетей
В группе подростков со средним уровнем интернет-зависимости от социальных сетей нами отмечены преимущественно средние показатели социального интеллекта (диапазон 3-4 балла интерпретируется как средний уровень социального интеллекта, представляющий собой статистическую норму согласно интерпретации, Дж. Гилфорда). Структура социального интеллекта у подростков со средней интернет-зависимостью от социальных сетей представлена сформированными на среднем уровне и проявляемыми ситуативно отдельными составляющими социального интеллекта, что свидетельствует о том, что испытуемые ситуативно могут проявлять выраженные способности к познанию различных сторон поведения.
В группе подростков с низким уровнем интернет-зависимости от социальных сетей встречаются преимущественно низкие и средние показатели развития социального интеллекта (диапазон 3-4 балла интерпретируется как средний уровень социального интеллекта, 2-3 балла - ниже среднего уровня). Структура социального интеллекта в группе представлена сформированными на среднем уровне и проявляемыми ситуативно компонентами познания элементов
| SCIENCE TIME |
поведения, классов поведения, отношений поведения и систем поведения, а также проявляемыми на низком уровне составляющими познания результатов поведения и преобразований поведения. Полученные данные свидетельствуют о том, что подростки могут воспринимать и анализировать вербальную и невербальную информацию, контекст ситуации, но не способны интерпретировать наблюдаемое поведение и прогнозировать его последствия. Такие результаты могут объясняться высокой интернет-зависимостью от социальных сетей у подростков, при которой виртуальное общение является предпочитаемым. Однако в виртуальном общении не происходит формирования большинства составляющих социального интеллекта, т.к. общение в сети предполагает лишь анализ вербальной информации, передаваемой в текстовой форме, без учета невербальных сигналов, контекста ситуации общения, соотнесения ее с прошлым опытом, анализа, прогнозирования последствий поведения и пр.
Достоверность описанных выше различий трех групп по показателям социального интеллекта мы также проверили с помощью расчетов непараметрического критерия различий и-Манна-Уитни [7]. В группах подростков с разным уровнем интернет-зависимости от социальных сетей обнаружены статистически значимые различия по ряду показателей. Так в группе подростков с низким уровнем интернет-зависимости от социальных сетей, в сравнении с группами со средним и высоким уровнями, статистически достоверно отмечаются более высокие показатели таких компонентов как познание результатов поведения (0,01), познание элементов поведения и классов поведения (0,01), познание преобразований поведения (0,01), познание отношений поведения и систем поведения (0,01). При этом в группе подростков со средним уровнем интернет-зависимости от социальных сетей, в сравнении с группой с низким уровнем, на уровне тенденции отмечаются более высокие показатели компонента социального интеллекта познание элементов поведения и классов поведения (0,05).
Таким образом, социальный интеллект подростков с разным уровнем интернет-зависимости от социальных сетей имеет свою специфику, т.к. высокая интернет-зависимость определяет наличие деформаций социально-психологических установок личности, препятствующих решению основных задач развития в подростковом возрасте. Данные исследования показали, что статистически достоверно все показатели социального интеллекта являются сформированными на более низком уровне у подростков с высокой интернет-зависимостью от социальных сетей, в сравнении со сверстниками с низкой интернет-зависимостью. При этом ситуативные проблемы чрезмерного увлечения социальными сетями (средний уровень) также определяют более низкие показатели развития социального интеллекта у подростков, что может
«
I SCIENCE TIME I
объясняться их большим уходом от реального общения в виртуальное, в сравнении со сверстниками, не имеющими проблем чрезмерной увлеченности интернетом.
Литература:
1. Алексеевец О.Г. Личностные особенности подростков, склонных к интернет-аддикции / О.Г. Алексеевец // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 185-189.
2. Антоненко А.А. Особенности эмоционального и социального интеллекта у подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению [Электронный ресурс] / А.А. Антоненко // PsyJounals.Ru: Портал психологических изданий. Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация. - 2016. - URL: http:// psyj ournals .ru/addictive_behavior/issue/45950_full .shtml.
3. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): уч. пос. для студентов ВУЗа / Е.В. Змановская. - М.: Академия. - 2006. - 288 с.
4. Индивидуально-психологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения [Электронный ресурс] / В.Л. Малыгин, Н.С. Хомерики, А.А. Антоненко // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - № 7 (30). - С. 7. - URL: http://www.medpsy.ru/ mprj/archiv_global/2015_1_30/nomer10.php#top.
5. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войкунский // Вестник МГУ Сер. 14: Психология. - 2006. - № 4. - С. 42-50.
6. Особенности эмоционального и социального интеллекта среди интернет-зависимых подростков [Электронный ресурс] / В.Л. Малыгин, А.А. Антоненко, Е.И. Вовченко, А.Б. Искандирова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2011. - № 5. - URL: http://www.medpsy.ru/mprj/ archiv_global/2011_5_10/nomer/nomer23.php.
7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2001. - 350 с.
8. Тончева А.В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости [Электронный ресурс] / А.В. Тончева // Интернет-журнал «Науковедение». - 2012. - № 4. -URL : https://cyberleninka.ru/article/n/diagno stika-kiberkommunikativnoy-zavisimosti.
9. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: НПО МОДЭК, 2005. - 568 с.
37