_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
Буланова Ольга Григорьевна
Магистрант, г. Красноярск, РФ e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
Статья посвящена исследованию уровня социального интеллекта подростков города и подростков сельской местности. Результаты исследования социального интеллекта позволили выявить различия в содержании социального интеллекта подростков города и сельской местности по качественным и количественным показателям.
Ключевые слова
Социальный интеллект, абстрактное мышление, понятийное мышление, младшие подростки
города и сельской местности
Проблема социального интеллекта в последнее время привлекает все большее внимание ученых и исследователей. Вероятно, усиление внимания к этому виду интеллекта обусловлено расширением границ коммуникативного пространства, которое сопутствует процессам глобализации, развитию межкультурной коммуникации и т.д. Социальный интеллект часто определяют как способность не только понимать людей и ситуации их взаимодействия, но и управлять ими или адаптироваться к ним. Важно заметить, что в определение социального интеллекта вводится не просто познавательный, когнитивный аспект, как в случае любого другого вида интеллекта, но и аспект поведенческий, влияние на среду [2, с. 18].
Социальный интеллект - личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия, а это в свою очередь оказывает влияние на социальное и, как следствие, профессиональное самоопределение подростков. В подростковом возрасте рефлексивность является решающим условием в формировании социального интеллекта. Она проявляется в осознании человеком того, как он воспринимается другими, как «деятельность самопознания внутреннего строения духовного мира, предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом» [1, с. 417].
Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков, действий, речи, а также невербального поведения (жестов, мимики) людей. Он выступает как когнитивная составляющая коммуникативных способностей личности. Его формирование стимулируется началом обучения в школе, когда с увеличением круга общения у ребенка развивается чувствительность способности сопереживать другому без непосредственного восприятия его чувств, умение принимать точку зрения другого человека, отстаивать свое мнение [3, с. 4].
В нашем исследовании была сделана попытка изучения особенностей социального интеллекта младших подростков города и сельской местности. Для изучения особенностей прогнозирования поведения, понимания невербальных проявлений поведения, понимания вербальных проявлений поведения и понимания интенций и потребностей участников коммуникации младшими подростками нами был выбран тест социального интеллекта Дж. Гилфорда [3, с. 6]. Эта методика содержит в себе четыре субтеста: «Истории с завершением» (С1), «Группы экспрессии» (С2), «Вербальная экспрессия» (С3), «Истории с дополнением» (С4). Выборка респондентов состояла из 72 учащихся средних общеобразовательных школ: 35 подростков МКОУ «Сухобузимская СОШ» Красноярского края и 37 подростков МБОУ СОШ № 91 г. Красноярска в возрасте от 11 до 13 лет.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Результаты эмпирического исследования позволили выявить особенности социального интеллекта младших подростков города и сельской местности. По степени сформированности показателей социального интеллекта у подростков сельской местности (см. рис. 1) абсолютно доминируют следующие.К первой группе показателей по степени успешности выполнения относятся «истории с завершением» субтест № 1 (7,84), следовательно, подростки довольно на высоком уровне способны предвидеть последствия поведения людей и предположить дальнейшее развитие событий ситуации. Вторую группу составляют «группы экспрессии» субтест № 2 (4,61), что свидетельствует о недостаточном развитии способностей к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека.
Рисунок 1 - Показатели (в баллах) социального интеллекта подростков, проживающих в сельской местности
К третьей группе относятся следующие показатели: «вербальная экспрессия» субтест № 3 (3,61), «истории с дополнением» субтест № 4 (3,03), что говорит о низком уровне понимания значений вербальных реакций человека в зависимости от контекста сложившейся ситуации логики развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях.
В иерархии по степени сформированности показателей социального интеллекта у подростков города (см. рис. 2) абсолютно доминируют следующие: к первой группе показателей по степени успешности выполнения относятся «истории с завершением» субтест № 1 (9,93), что свидетельствует о высоком развитии способностей предвидеть последствия поведения людей и предположить дальнейшее развитие событий ситуации. Вторую группу составляют: «группы экспрессии» субтест № 2 (6,62), «вербальная экспрессия» субтест № 3 (6,27). Это говорит о недостаточно развитых способностях к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека, значений вербальных реакций человека в зависимости от контекста сложившейся ситуации.
сустести
N:2 □ : :~.;т hl: |
Рисунок 2 - Показатели (в баллах) социального интеллекта подростков, проживающих в городе
Третья группа «истории с дополнением» субтест № 4 (3,03). Для подростков данной группы харатерны низкие способности в понимании логики развития ситуаций взаимодействия и значения поведения людей в
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№11/2015
ISSN 2410-700Х
этих ситуациях. Сравнительный анализ позволил выявить достоверно значимые различия показателей по четырем шкалам системы показателей социального интеллекта.
Так, по шкале субтест № 1 «истории с завершением» степень достоверности составила р=0,015, при этом способности в умении предвидеть последствия поведения людей и предположить дальнейшее развитие событий ситуации у подростков, проживающих в городе, выше, чем у подростков, проживающих в сельской местности. Степень достоверности различий по шкале субтест № 2 «группы экспрессии» составила р=0,003, причем способности к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека коммуникации более развиты у подростков города, чем у подростков сельской местности. По шкале субтест № 3 «вербальная экспрессия» степень достоверности составила р=0,001, при этом способности понимания значений вербальных реакций человека в зависимости от контекста сложившейся ситуации у подростков, проживающих в городе, выше, чем у подростков, проживающих в сельской местности. Степень достоверности различий по шкале субтест № 4 «истории с дополнением» составила р=0,001, причем уровень понимания логики развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях интерес к социальной жизни выше у подростков города, чем у подростков сельской местности.
Таким образом, становление социального интеллекта младших подростков зависит от обогащения их практического опыта, развития самостоятельности мышления. Более непосредственное позитивное влияние на конкретное поведение детей в конфликтных ситуациях может оказывать сформированность у них операций понятийного и абстрактного мышления, что позволяет им использовать логический анализ и для решения проблем, возникающих в сфере общения. Исследование показало, что младшие подростки города объективно обладают большими возможностями в формировании социального интеллекта по сравнению с подростками сельской местности, так как характеризуются более развитым понятийным мышлением и личностной интуицией.
Список использованной литературы:
1. Ульянова Н.П. Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста // Молодой ученый. 2012. - № 3. С. 417-419.
2. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Ред. Д. В. Люсин, Д.В. Ушаков. - М.: Институт психологии РАН, 2004.
3. Шалаева Т.И. Использование методики исследования социального интеллекта в профконсультировании. -М., 2005. 39с.
© Буланова О.Г., 2015
УДК 159.99
Лобачева Людмила Владимировна
ст. преподаватель ТвГТУ, г. Тверь, РФ E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НИШИ
Аннотация
В данной статье вводится понятие «социально-экологическая ниша» и рассматривается ее краткая характеристика. Поднимается проблема ухудшающейся экологической ситуации и ее влияние на развитие прогностических и адаптивных возможностей индивида. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и их сбалансированность в системе «человек-среда».
Ключевые слова
Экологическая ниша, социально-экологическая ниша, адаптация, механизмы адаптации, психологические защиты.