Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/66PSMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Бейлина Н.С., Двойникова Е.Ю. Особенности социально-психологической адаптации поколения девяностых годов («Z-поколение») // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/66PSMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Beilina N.S., Dvoinikova E.Yu. (2019). Features of social psychological adaptation of the generation of the nineties ("Z-generation"). World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/66PSMN319.pdf (in Russian)
УДК 159.98 ГРНТИ 15.41
Бейлина Наталья Семеновна
ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», Самара, Россия
Старший преподаватель Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Двойникова Елена Юрьевна
ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», Самара, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Особенности социально-психологической адаптации поколения девяностых годов («Z-поколение»)
Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей социально-психологической адаптации студентов поколения 90-х годов двадцатого столетия. В теоретическом обзоре проанализирован феномен адаптации с точки зрения междисциплинарного подхода: социальный аспект представлен по материалам работ А.В. Мудрика, Г.П. Медведева; психоаналитическая концепция рассмотрена в контексте теорий З. Фрейда, А. Адлера, Г. Гартмана; для характеристики особенностей развития личностного потенциала использована теория Г.А. Маклакова. Рассмотрена тенденция снижения уровня адаптационных способностей в социальном взаимодействии студентов поколения 90-х годов. Изучены особенности и факторы формирования содержательных компонентов социально-психологической адаптации. Рассмотрены аспекты успешного решения студентами квазисоциальных задач. Проведен сравнительный анализ показателей уровня социально-психологической адаптации студентов поколения 80-х и 90-х годов. Описаны адаптационные компоненты: когнитивный, конативный, эмоциональный. Рассмотрены социальные условия формирования принципа поисковых стратегий студентов. Исследована взаимосвязь познавательной стратегии в анализе учебной информации студентами разных поколений и показаны отличия их результатов. Дано описание проведенного эксперимента, цель которого заключалась в подробном исследовании стратегий и характерных черт социально-психологической адаптации студентов разных поколений для установления причин изменений ее показателей в динамике быстрых социальных преобразований. Даны показатели успешности социально-психологической адаптации студентов «Z-поколения» и результаты проведенного эксперимента, направленного на
https:// mir-nauki. com
коррекцию уровня адаптации; выявлены причины ее снижения. Сделан вывод об увеличении доли использования рациональных стратегий при решении студентами начальных курсов «^-поколения» квазисоциальных задач в результате применения авторской методики коррекции содержательных компонентов социально-психологической адаптации (конструктивный тип).
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация; рациональные и иррациональные стратегии; типы адаптации; сравнительный анализ
Вопросы, связанные с особенностями социально-психологической адаптации (СПА) личности в динамично меняющейся социальной среде, вызывающей эволюционные изменения адаптивных стратегий и технологий, являются особенно актуальными. Смещение ценностных ориентаций человека, вызванное условиями жизни в кризисе экономических и политических систем; проблемы сохранения национально-культурной идентичности, в связи с глобальной миграцией населения; замена морально-нравственных понятий, имеющих установочные функции в развитии личности человека, приводят к возникновению и утверждению ориентиров, отличающихся от традиционных. В результате формируется поколение молодежи с иным ценностно-смысловым содержанием и мировоззрением. В этом контексте интересным для психологической науки является исследование особенностей СПА студентов, родившихся в 90-х годах, так называемое «^-поколение», проходящих обучение по нынешним образовательным стандартам.
Являясь междисциплинарным, термин «адаптация» имеет общепринятое толкование и в переводе с латинского означает «приспособление» [1; 2]. Однако психологическая наука, в рамках множества направлений и психологических школ, разработавших уникальные подходы к рассмотрению адаптации в контексте человеческой психики, единого общепринятого определения на сегодняшний день не имеет.
В работах А.В. Мудрика и др., в области социальной психологии, адаптация рассматривается как успешное социальное взаимодействие личности и среды [3]. Наиболее емкое определение термина «социальная адаптация» (Г.П. Медведев с соавт.) [1] звучит как «приобщение личности к определенным видам деятельности, усвоение личностью социального опыта общества в целом и той среды (микросреды), к которой он принадлежит» [3].
С точки зрения психоанализа (З. Фрейд, А. Адлер, Г. Гартман) адаптация рассматривалась с позиции анализа защитных механизмов личности [4]. По мнению Г. Гартманна [5], адаптация включает в себя процессы, связанные с решением конфликтных ситуаций, а также процессы, которые создаются защитными механизмами личности, входят в бесконфликтную зону «Я» и способствуют успешной адаптации. В контексте психоанализа, можно выделить две ее взаимосвязанные части: процесс и результат. Задачей адаптации как процесса является запуск и развертывание защитных реакций личности. Результатом адаптации является новое личностное приобретение - адаптированность, которое обеспечивает процесс адаптации в более сложных условиях. Личность с высоким уровнем адаптации способна получать удовольствие от жизни, имеет высокую продуктивностью и сохранность психического равновесия.
https:// mir-nauki. com
В педагогической психологии уровень адаптации (Э.М. Александровская и др.) [6] определяется по успешности усвоения образовательной программы, уровню принятия социальных норм поведения в учебном заведении, эффективности социальных контактов и эмоционального благополучия. Адаптированный учащийся принимает социальные нормы поведения, имеет адекватную самооценку, умеет бесконфликтно взаимодействовать в коллективе, поддерживать дружеские отношения и в полном объеме усваивает образовательную программу.
С точки зрения Г.А. Маклакова [7] с процессом адаптации человек сталкивается периодически на протяжении всей жизни, причем адаптироваться ему приходится не только к кардинальным изменениям, как предполагала М.В. Григорьева [8], но и к незначительным жизненным переменам. Процесс обучения динамичен, решение новых задач формирует новый опыт, способствующий решению ситуаций, связанных с какими-либо изменениями, с меньшими психологическими затратами. В разработанной Г.А. Маклаковым концепции личностного потенциала лежат следующие характеристики: нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, социальная поддержка, уровень конфликтности, наличие опыта общения, степень ориентации на общественные нормы поведения и требования коллектива [7].
Одной из серьезных и важных проблем современного образования является адаптация студентов «^-поколения» к освоению фундаментальных знаний приемами многоэтапного учебного процесса для формирования объективности представлений изучаемого предмета и его закономерностей, в тесном взаимоотношении с другими науками в междисциплинарных связях. Принцип получения информации современных студентов отличается от классического дидактического подхода, студенты предпочитают использовать поисковые системы, настроенные на передачу кратких изложений учебного материала, передающего суть, но опускающих освещение многосторонних связей и причинно-следственных заключений развития, широты концепций изучения и объективных противоречий суждений поставленного вопроса. Такой принцип обучения не формирует многие навыки, в том числе в области научного анализа, синтеза и составления целостности представлений изучаемого явления, не структурируя при этом академические знания в их совокупности.
В условиях повышенных требований социально-экономической среды к соискателям вакансий в различных сферах человеческой деятельности, выпускник вуза должен иметь высокий уровень подготовки, предусматривающий быстрое включение в производственный процесс и способность к самостоятельной деятельности, однако особенности академического становления современных специалистов создают в производственной социализации выпускников вузов «^-поколения» дополнительные трудности. СПА студентов, рожденных в девяностых годах двадцатого столетия, имеет ряд характерных отличий в соотношении ее содержательных показателей от показателей студентов предыдущих поколений.
В проведенном нами исследовании выявления содержания структурных компонентов СПА студентов, родившихся в 90-х годах, нами использовались следующие диагностические приемы: беседа, анкетирование, психодиагностика и решение квазисоциальных задач.
Цель проведенного эксперимента - изучение особенностей СПА студентов «^-поколения» и реализация программы психолого-педагогического сопровождения направленного на выявление особенностей формирования ее компонентов и изменения их показателей в процессе изменения психического содержания СПА путем его расширения и обогащения.
В эксперименте принимали участие студенты начальных курсов нефтетехнологического, экономического и гуманитарного направлений подготовки Самарского государственного технического университета, разделенные на две группы -
https:// mir-nauki. com
контрольную и экспериментальную, в количестве: в период 2003-2004 - 73 человека; в период 2008-2010 - 65 человек; в период 2018-2019 - 58 человек.
Для достижения цели экспериментального исследования кроме теоретико-методологического подхода, в качестве эмпирического метода выступили психодиагностика, наблюдение и статистическая обработка результатов исследования. В соответствии с разработанной программой психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе их СПА, проведен анализ формирования у студентов адаптационных компонентов: когнитивного, эмоционального и конативного [9-11]. СПА разделялась на типы: конструктивный, способствующий формированию вариативности стратегических подходов к решению учебных задач; и деструктивный, мотивирующий к разрешению внутриличностных напряжений [3].
Когнитивный компонент определялся как совокупность следующих факторов: способность к рефлексии, объективному анализу собственных притязаний и успехов, способность регулировать процессы социального взаимодействия без нарушения их основной направленности и личной самооценки [12; 13]. В качестве установления уровня развитости этих факторов в эксперименте были предложены специально разработанные сюжетно-проблемные квазисоциальные задачи, поиск решения которых осуществлялся в процессе ролевых игр. Психологом констатировалась проблемная ситуация, а студентам - участникам необходимо было, выступая в роли определенного персонажа, разрешить ситуацию по своему усмотрению. Задачей психолога было наблюдение и фиксация особенностей течения решения задачи. Таким образом, в отсутствие специально разработанного сценария решения задачи, каждый из студентов под именем персонажа реализовывал собственные стратегии, а эмоциональные переживания, которые он описывал впоследствии, субъективно свидетельствовали о его когнитивной адаптированности в решении проблемных социальных ситуаций. В качестве объективного критерия измерения нами рассматривался выбор студентами как самих стратегий решения задач - рациональных или иррациональных, так и их вариативности в динамике решения.
Эмоциональный компонент нами представлен в соотношении уровней тревожности, фрустрации и ригидности [11]. В процессе эксперимента нами фиксировались эти показатели на каждом этапе эксперимента и соотносились с когнитивными и конативными показателями.
Конативный компонент предполагает выбор личностью стратегий поведения адекватных проблемной ситуации, способность влияния на течение событий, регуляцию межличностных отношений, направленность на достижение успеха [11; 12].
Для объективности составления картины различия особенностей СПА между разными поколениями студентов, результаты диагностического эксперимента, проведенного со студентами «^-поколения», мы сравнили с результатами эксперимента, проводимого со студентами поколения 80-х годов (рис. 1).
В процессе реализации психолого-педагогического сопровождения, применяя авторские методы: дидактический - развития логических цепочек; психологический - коррекции психического состояния; педагогический - дополнение учебной информации через инициацию стремления к достижениям; использование элементов психогимнастики, нам удалось изменить ряд показателей структурных компонентов СПА [12]. Так, количество студентов, применивших рациональные стратегии решения квазисоциальных задач после коррекции психического состояния выросло: для периода 2003-2004 с 38 % до 51 %; для периода 2008-2010 с 29 % до 40 %; для периода 2018-2019 с 22 % до 30 %.
КТ Рац ДТ
Иррац
Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов СПА студентов разных поколений ( □ конструктивный и □ деструктивный тип СПА; □ рациональные и □ иррациональные стратегии решения квазисоциальных задач)
Приведенные выше результаты реализовались только у тех студентов, которым удалось изменить принцип обработки информации, рассмотрев ее в парадигме причинно-следственных факторов развития изучаемого вопроса или явления и в контексте междисциплинарных связей. Научаясь объективному анализу информационных данных, выстраивая логические цепочки, развивая вариативность суждений, студенты приходили к правильным ответам без использования готовых схем из поисковых Internet-систем, а вариативность стратегий решений квазисоциальных задач расширялась всякий раз, когда студенты приходили к верному решению. Активизировался творческий подъем, повышалась самооценка, как правило, изменялся тип СПА.
Реализованный эксперимент в целом позволяет констатировать тенденцию снижения доли конструктивного типа СПА среди студентов начальных курсов. В частности, СПА студентов «Z-поколения» достигается путем разрешения внутренних противоречий и напряжений через: уход от непосредственного решения квазисоциальной задачи; использование компромиссных решений; бесконфликтное соглашательство даже с абсолютно разрушающими эпизодами поведения партнеров, обозначая свою позицию как «толерантную». Эти стратегии не позволяют контролировать или изменять ситуацию и влиять на поведение других ее участников, оставляя проблему нерешенной, и повышая уровень ведомости личности [14].
Таким образом, очевидно, что в отличие от принципа осмысления учебной информации студентами предыдущих поколений, у студентов «Z-поколения» отмечается тенденция так называемого «клипового мышления», не формирующего причинно-следственной логики, при которой процессы и явления окружающей действительности воспринимались бы не только как
данность, но и поддавались бы управлению со стороны личности. Кроме того, осмысление с помощью принципа кратких алгоритмов, формирует упрощенные стратегии коммуникативной культуры и смещение ценностных ориентиров, в свою очередь, приводя к определенному несоответствию результатов осмысления социальных условий с действительным положением дел. Все это приводит к снижению уровня показателей когнитивного и конативного компонентов СПА, повышению уровня тревожности и фрустрации в содержании эмоционального компонента. В свою очередь в решении квазисоциальных задач у студентов возникает необходимость к использованию стратегий разрешения внутренних напряжений, отвлечению от внешних условий и, определяя тем самым деструктивный тип СПА.
ЛИТЕРАТУРА
1. Медведев Г.П., Рубин Б.П., Колесников Ю.Г. Адаптация - важнейшая проблема педагогики // Советская педагогика. - 1969. - № 3. - С. 99.
2. Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 479 с.
3. Двойникова Е.Ю. Психологические особенности адаптации студентов с разной стратегией решения учебно-профессиональных задач: Дисс. ... канд. психол. наук. - Ростов на Дону, 2016.
4. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1988. - 264 с.
5. H. Hartmann. Ego psychology and the Problem of adaptation. N-Y., 1958.
6. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. - М.: Медицина. - 1998. - С. 35-37.
7. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: диссертация ... д-ра психол. наук. - СПб, 1996. -392 с.
8. Григорьева М.В. Теоретические и прикладные аспекты проблемы адаптации в психологии // Проблемы социальной психологии личности. - Изд.: Саратовский гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - 2008.
9. Двойникова Е.Ю. Влияние психосоциальной адаптации на формирование профессиональной компетентности студентов специальности «Связи с общественностью» // Вестник СамГТУ. - 2010. № 3 (13). - С. 32-37.
10. Двойникова Е.Ю. Особенности влияния психических состояний личности на социальную адаптацию // Вестник СамГТУ. - 2010. № 4 (14). - С. 58-63.
11. Двойникова Е.Ю. Развитие вариативности решений квазипрофессиональных задач у студентов направления «Реклама и связи с общественностью» / IV Международная научно-практическая конференция «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования». Часть 2. Ростов-на-Дону. - 2013. - С. 25-29.
12. Двойникова Е.Ю. Коррекция типа психосоциальной адаптации личности // Вестник СамГТУ. - 2011. № 1 (15). - С. 24-30.
13. Двойникова Е.Ю. Девиантное поведение студентов в процессе социально-психологической адаптации в вузе // Вестник СамГТУ. - 2015. № 2 (26). - С. 4350.
14. Двойникова Е.Ю. Социально-психологическая адаптация личности в период глобальных политических и экономических преобразований общества // Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 3. - С. 49 (11 с.) http://mir-nauki.com/PDF/60PSMN317.pdf.
https:// mir-nauki. com
Beilina Natalia Semenovna
Samara state technical university, Samara, Russia E-mail: [email protected]
Dvoinikova Elena Yurievna
Samara state technical university, Samara, Russia E-mail: [email protected]
Features of social psychological adaptation of the generation of the nineties ("Z-generation")
Abstract. The article presents the results of a study of the characteristics of the social psychological adaptation of students of the generation of the 90s of the twentieth century. The theoretical review analyzes the phenomenon of adaptation from the point of view of an interdisciplinary approach: the social aspect is presented based on the materials of A.V. Mudrik, G.P. Medvedev; psychoanalytic concept considered in the context of the theories of Z. Freud, A. Adler, G. Hartmann; to characterize the characteristics of the development of personal potential, the theory of G.A. Maklakov was used. The tendency of reducing the level of adaptation abilities in the social interaction of students of the generation of the 90s is considered. The features and factors of formation of the content components of social psychological adaptation are studied. The aspects of the successful solution of quasi-social tasks by students are considered. A comparative analysis of indicators of the level of social psychological adaptation of students of the generation of the 80s and 90s was made. Adaptation components are described: cognitive, conative, emotional. The social conditions of the formation of the principle of student search strategies are considered. The interrelation of cognitive strategy in the analysis of educational information by students of different generations is investigated and the differences of their results are shown. A description of the experiment, the purpose of which was to study in detail the strategies and characteristics of the social psychological adaptation of students of different generations to determine the causes of changes in its performance in the dynamics of rapid social transformations. The success indicators of social psychological adaptation of the students of the "Z-generation" and the results of the experiment aimed at correcting the level of adaptation are given; the reasons for its decline were identified. It was concluded that the share of rational strategies is increasing when students of the initial "Z-generation" courses solve the quasi-social tasks as a result of applying the author's method of correcting the content components of the social psychological adaptation (constructive type).
Keywords: social psychological adaptation; rational and irrational strategies; adaptation types; comparative analysis
66PSMN319