Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/49PSMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Двойникова Е.Ю. Сравнительный анализ содержательных показателей социально-психологической адаптации студентов разных поколений // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/49PSMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Dvoinikova E.Yu. (2019). Comparative analysis of informative indicators of socio-psychological adaptation of students of different generations. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/49PSMN319.pdf (in Russian)
УДК 159.98 ГРНТИ 15.41
Двойникова Елена Юрьевна
ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», Самара, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук E-mail: Dey10@rambler.ru
Сравнительный анализ содержательных показателей социально-психологической адаптации студентов разных поколений
Аннотация. Статья посвящена анализу общественных процессов, влияющих на динамику показателей социально-психологической адаптации студентов разных поколений в современных условиях быстрых преобразований мирового пространства и неопределенности. Рассмотрены содержательные аспекты адаптации и качественные особенности ее типов, их влияние на выбор студентами стратегий решения задач. Определены причины качественных изменений психического содержания социально-психологической адаптации у студентов последующего поколения в сравнении с предыдущим. Приведены результаты статистического анализа сравнения уровня показателей социально-психологической адаптации студентов двух поколений. В исследовании использованы методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд и методика диагностики психических состояний Г. Айзенка. Выведено заключение о значимости целостности Я-концептуальных оснований в адаптации к условиям неопределенности социальной среды.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация; психическое содержание; типы адаптации; сравнительный анализ
Современная психологическая наука располагает большим количеством исследований психологической адаптации личности. Проблема адаптации является актуальной междисциплинарной проблемой, на сегодняшний день не изученной в полной мере. В современных условиях социального развития высокая динамика глобальных общественных преобразований мировых процессов требует от личности быстроты анализа ситуации, переустановки притязаний, ценностных ориентиров [1] и идентичности. Увеличение трудовой, туристической и академической мобильности населения различных государств, привела к увеличению межкультурных связей, внедрению и ассимиляции прежде взаимоисключающих
традиций. Особенно активна мобильность молодежи, для которой изменение социокультурной среды не приносят новые впечатления, а являются картиной мира, как такового, что формирует размытость автохтонных ориентиров и влияет на становление идентичности. Эти явления создают эффект «отрыва от корней» при отсутствии новых стабильных идейных ориентиров и приводит в состояние Я-концептуальной неопределенности. В этом аспекте социально-психологическая адаптация личности является актуальной проблемой современных исследований психологии.
Социально-психологическая адаптация обеспечивает полноценность социализации личности, оптимальную реализацию ее потенциала и сохранение психической стабильности и эмоционального здоровья.
В контексте социально-психологического подхода, адаптация рассматривается как явление, в котором человек выступает как субъектом, так и объектом социальных отношений, под влиянием которых формируется его личность. В работах Б.Г. Ананьева [2], М. Аргайла [3], В.К. Выготского [4] и др. подчеркивается совокупность влияния на человека социальных и производственных отношений. С точки зрения А.А. Реана, адаптация - это «включенность» в социальную среду и систему ее отношений, где личность гармонично и активно функционирует на всех уровнях отношений [5]. Э.С. Маркарян представляет социально-психологическую адаптацию как творческий процесс неконформистского характера [6]; А.А. Налчаджян подчеркивает наличие нескольких уровней адаптации, где основными являются нормальная, девиантная и патологическая адаптация, каждая из которых имеет свой набор защитных механизмов и стратегий, позволяющих состояться адаптированности в различных качественных вариациях [7]. Нам также интересны выводы о структурных единицах адаптации - Е.К. Завьялова заключает, что адаптация представляет собой системный и целостный процесс взаимодействия человека, природы и социальной среды, а определяющим ее уровень механизмом является диалектическое противоречие между стремлениями разных уровней социальной иерархии [8]. Цель, связанная с потребностью, выступает системообразующим фактором, организующим и регулирующим процесс адаптации, а ее особенности зависят от психологических свойств личности и развития через совершенствование регуляции и деятельности индивида. Процесс адаптации протекает во временной динамике, содержащей изменения состояний личности и ее свойств, а показателями адаптированности выступают не только выживаемость личности в социальной структуре, но и ее психическая стабильность.
Целью проведенного нами исследования было определение динамики изменения качественных показателей психического содержания социально-психологической адаптации студентов разных поколений в условиях социально-экономических преобразований общественных процессов мирового пространства.
В проведенном лонгитюдинальном исследовании (2008-2010 гг.) особенностей социально-психологической адаптации студентов вуза в связи с выбором ими стратегий решения учебно-профессиональных задач был установлен факт отличия психического содержания разных типов адаптации [9]. В этом исследовании принимали участие студенты Самарского государственного технического университета (СамГТУ), в количестве 221 человек, родившихся в начале 1990-х годов. Полученные результаты эксперимента позволили сделать выводы о том, что социально-психологическая адаптация представляет собой «феномен онтогенетического развития личности, характеризующийся особенностями психического содержания, направленности деятельности, восприятия социальных явлений и их интерпретацией» [10]. Под «психическим содержанием» понимались состояние спокойствия/напряжения эмоциональной сферы в процессе адаптации к проблемной ситуации и когнитивный процесс формирования стратегий решения учебных задач, моделирующих процессы социальной среды. На основе различия психического содержания и соответствующих ему результатов выбора стратегий решения задач было установлено два типа социально-
психологической адаптации - конструктивный и деструктивный. Характеристиками конструктивного типа являются показатели среднего уровня тревожности и фрустрации и низкими показатели уровня ригидности; мотивация к достижению решения проблемы; отмечаются рациональные установки и двусторонний характер коммуникативной деятельности. Деструктивному типу свойственно соотношение высоких и низких показателей тревожности и фрустрации и высоких показателей уровня ригидности. Низкая активность коммуникативной деятельности и ее односторонность по принципу получения информации без развития темы диалога. Адаптивными механизмами конструктивного типа социально-психологической адаптации установлен рациональный подход к поиску решений и изоляция эмоциональной сферы от анализа проблемной ситуации учебных задач. У деструктивного типа социально-психологической адаптации выявлены защитные механизмы психики - проекция и регрессия, которые выражаются в уходе от решения задач, объяснениями невозможности их решения, расширением Я-образа и высказываниями за всех о несостоятельности задания. Важным фактом различия типов социально-психологической адаптации является их влияние на выбор стратегий решения задач. Если при адаптации конструктивного типа используемые обучающимся стратегии направлены на поиск решений внешней задачи, то при деструктивном типе социально-психологической адаптации первично выступают стратегии снижения эмоционального напряжения, в этом случае поиск стратегий решения внешней задачи становится вторичным. Так, вариативность решения задач носителями конструктивного тапа адаптации значительно шире и представляет собой различные подходы, глубину анализа и обоснованность принятия результата решения. В отличие от них, стратегии носителей деструктивного типа адаптации отмечались однообразием и не менялись даже после неудачного опыта решения. На предложения изменения подхода к рассмотрению, отвечали отказом и обосновывали свою точку зрения нежеланием выполнять «бестолковую работу», обесценивая само задание.
Анализ концепций решения задач показал особенности логики умозаключений студентов в этом процессе. Так, основываясь на установках, сформированных личным опытом, студентами с адаптацией конструктивного типа выбирались логические связи, ассоциированные с успешным решением предыдущих задач, онтогенетического развития личности студентов, в котором социально-психологическая адаптация представляет собой интегративное образование, компоненты которой выражены в когнитивных, эмоциональных и поведенческих качествах личности.
Эксперимент 2014-2015 гг., в котором принимали участие студенты СамГТУ в количестве 83 человек, был проведен по сценарию предыдущего исследования (2008-2010 гг.) с целью сопоставления показателей исследуемых особенностей социально-психологической адаптации студентов. В результате экспериментального исследования были получены свидетельства о тенденции снижения уровня социально-психологической адаптации у студентов следующего поколения. В обоих исследованиях был использован опросник К. Роджерса и Р. Даймонд «Диагностика социально-психологической адаптации» [11], определяющий показатели ее уровня и содержания. В табл. 1 представлены результаты исследования социально-психологической адаптации групп студентов разных поколений.
Таблица 1
Распределение групп студентов разных поколений по типу социально-психологической адаптации
Период проведения исследования Состояние пограничное дезадаптации, % от общего числа испытуемых Тип социально-психологической адаптации, % от общего числа испытуемых
Конструктивный Деструктивный
2008-2010 0 22,5 77,5
2014-2015 1,5 14,0 84,5
Из представленных данных, очевидно, что доля студентов с конструктивным типом социально-психологической адаптации снижается, кроме этого, появляются показатели «пограничные» с дезадаптацией, которые отсутствовали в эксперименте предыдущего периода. Это является свидетельством изменения психического содержания личности у представителей современной молодежи. Так, например, показатели тревожности, фрустрации и ригидности возросли примерно на 3, 2, и 4 %, соответственно.
Исследования принципов познавательной деятельности в процессе обучения показали принципиальное отличие подхода к получению и работе с учебной информацией. На вопрос о том, где получать информацию и в какой форме она должна предъявляться для лучшего усвоения, студенты 2008-2010 годов исследования, в основном, указывали библиотеки, электронные ресурсы сайтов, где размещены статьи академических изданий, обосновывая указанные пути тем, что только так можно найти нужные сведения, чтобы сформировать у себя не только объективное суждение, но и получить широту представления рассматриваемого вопроса. Студенты 2014-2015 годов обучения в основном указывали сайт «Википедия» и поисковые системы «Google» и «Yandex», обосновывая свой выбор быстротой «получения ответа» в кратком изложении. Результаты тестирования академических знаний студентов, несмотря на развитие науки и образования, также показывают снижение их уровня в вопросах системного анализа заданных процессов и явлений, предъявленных в вопросах теста у группы студентов 2014-2015 годов обучения (рис. 1).
а) б)
Рисунок 1. а) выбор источников получения информации (И и И использование традиционных и электронных источников информации, соответственно); б) показатели уровня успешности в решении учебных задач (И и И успешно и неуспешно пройденные
тестовые задания, соответственно)
В диаграмме приведены показатели, констатирующие тенденцию спада академической успешности студентов с 2008-2010 по 2014-2015 учебные годы.
Вопрос о роли высшего образования в жизни, студенты 2008-2010 года обучения комментировали с точки зрения подъема уровня академических знаний, необходимых в дальнейшей деятельности, полученных в ходе общения с преподавателями, изучения
необходимых литературных источников и личной практики. Студенты 2014-2015 года обучения - с точки зрения получения документа о высшем образовании, который можно «заработать посещением» вуза, скачиванием из интернет-источников ответов для экзамена в кратком их изложении. Отвечая на вопросы о смысложизненных ориентирах, в качестве ценностей отмечали в основном свободу от семейных обязательств, материальное благополучие и идеологическую независимость.
В исследовании также был использован опросник социально-психологической компетентности студентов. Так, на вопрос значимости соблюдения субординации в социальных коммуникациях, группа 2008-2010 признала значимость субординации, указывая на строгий порядок коммуникативных действий в контексте развития процессов предприятия. В свою очередь, группа 2014-2015 констатировала архаичность принципа субординации в производственном процессе, обосновывая свою позицию необходимостью признания равных прав всех участников производственного процесса для его развития.
Рисунок 2. Диаграмма результатов опросника социально-психологической компетентности студентов в вопросе определения значимости/незначимости субординации в производственных коммуникациях (и И признают и не признают субординацию, соответственно)
Этот факт свидетельствует о нарушении формирования социально-психологической компетентности личности и ее ролевой идентичности в производственных коммуникациях. Обусловленность формирования личностной идентичности лежит в корневых, базовых представлениях о жизни и обществе, о культурных традициях и представлениях о «норме» процессов и явлений социальной действительности. В современных процессах преобразования социальных стандартов присутствует определенное изменение ведущих смысложизненных ориентиров, например термин «толерантность» практически вытеснил понятие «уважение». Каждое из этих слов имеет уникальное смысловое содержание: «терпимость» и «признание высоты заслуг», которые могут предъявляться не в одинаковых условиях. Так, «терпимость» может смещать понятие базовых норм мировоззрения молодого человека, допуская как внутриличностные девиации, так и отклонения в поведении со стороны других членов социального взаимодействия.
На основании проведенного сравнительного эксперимента, можно сделать вывод о том, что показатели психического содержания социально-психологической адаптации студентов разных поколений имеют динамику изменений в сторону снижения качества психического содержания личности у студентов, рожденных в 90-х годах. Деструктивный тип социально-психологической адаптации направляет на поиск решений внутренних напряжений и сужает вариативность стратегий, отодвигая на второй план решение внешней задачи, что приводит к обеднению личностного опыта учебных и социальных достижений.
Результаты проведенного сравнительного анализа содержательных показателей социально-психологической адаптации студентов разных поколений свидетельствовал о значимости социально-культурных и экономических преобразований на современном этапе истории для психической стабильности и Я-концептуальной удовлетворенности молодежи в контексте успеха формирования идентичности, идейных основ культурных традиций, «корневых», базовых представлений о себе как о необходимом звене социального сообщества в мировом пространстве. Успех социально-психологической адаптации в условиях неопределенности социальных процессов возможен лишь при условии целостности личности и определенности ее идентичности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Nguyen, Thi Nhu Quynh. The Vietnamese Values System: A Blend of Oriental, Western and Socialist Values // International Education Studies // Canadian Center of Science and Education. Vol. 9, No. 12; 2016.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001.
3. Аргайл М. Психология межличностного поведения. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.
4. Выготский В.К. Психология развития человека: сборник трудов. - М.: Смысл: Эксмо, 2005.
5. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб.: Прайм-Еврознак; - М.: Олма-Пресс, 2004.
6. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983.
7. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, 2010.
8. Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2001. - № 40. - С. 55-60.
9. Двойникова Е.Ю. Особенности влияния психических состояний личности на социальную адаптацию // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия Психолого-педагогические науки. -2010. - № 6 (14). - С. 5863.
10. Двойникова Е.Ю. Девиантное поведение студентов в процессе социально-психологической адаптации в вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 2 (26). - С. 43-49.
11. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Д.Я. Райгородский. -Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 2011.
https:// mir-nauki. com
Dvoinikova Elena Yurievna
Samara state technical university, Samara, Russia E-mail: Dey10@rambler.ru
Comparative analysis of informative indicators of socio-psychological adaptation of students of different generations
Abstract. The article is devoted to the analysis of social processes affecting the dynamics of indicators of socio-psychological adaptation of students of different generations in modern conditions of rapid transformations of the world space and uncertainty. The substantive aspects of adaptation and the qualitative features of its types, their influence on the choice of strategies for solving problems by students are considered. The reasons for the qualitative changes in the mental content of the socio-psychological adaptation of the next generation of students in comparison with the previous one are determined. The results of a statistical analysis of comparing the level of indicators of the socio-psychological adaptation of students of two generations are presented. In the study, the methods of diagnosing the socio-psychological adaptation of Carl Rogers and Rosalind Dymond and the method of diagnosing mental states of Hans Eysenck were used. The conclusion about the significance of the integrity of self-conceptual bases in adapting to the conditions of social uncertainty is derived.
Keywords: social psychological adaptation; mental content; adaptation types; comparative analysis
49PSMN319