The results of the research allow to state the importance of the factors of the psychological safety of the education environment and their positive effect on all the participants of the education process of the education institute.
Keywords: factors of the psychological safety of the education environment, factors ofpersonal safety, the environmental and the personal approaches.
Original article submitted 10.03.2015; revision submitted 10.03.2015
Dina H. Gurieva, Magistracy student, chair of nursing management and social work. Elena N. Rudneva, senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogic.
УДК 159.9.07
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ КОРРЕКЦИИ ТИПА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
Е.Ю. Двойникова
Самарский государственный технический университет 4430100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: dey10@rambler.ru
Рассматриваются приемы и стратегии актуализации лидерского потенциала студентов направления «Реклама и связи с общественностью». Анализируется взаимосвязь особенностей социально-психологической адаптации с эффективностью решений учебно-профессиональных задач. Изучается значение включенности лидерского потенциала студентов в процесс поиска решений учебно-профессиональных задач. Описываются результаты экспериментального исследования, направленного на определение типов социально-психологической адаптации, выявляются структурные показатели самих типов. Приводятся данные об изменениях уровней тревожности, фрустрации и ригидности под воздействием программы формирования конструктивного типа социально-психологической адаптации. Описывается широта исследования феномена социально-психологической адаптации на основе разных подходов в трудах отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих влияние внешних и внутренних факторов на успешность адаптации личности с точки зрения социального самочувствия, ауто-агрессии, педагогического сопровождения, демографических детерминант. Эти вопросы рассматриваются также в контексте результата освоения среды, эффективности обучения и исследовательской деятельности, национальной идентификации, с точки зрения разработки дидактических методов. Обосновывается необходимость актуализации у студентов лидерского потенциала для успеха в профессиональной деятельности путем коррекции типа социально-психологической адаптации. Дается описание профессионального пространства специалистов по связям с общественностью, подчеркивается важность участия в просвещении населения в вопросах отношения к политическим, экономическим, социальным процессам в государстве, правящему кабинету, стратегическому планированию развития общества, создания политических образов лидеров государства. Определяется актуальность деятельности специалистов в области связей с общественностью в современном динамично изменяющемся социальном пространстве, включающем явления социальной напряженности, политических конфликтов, массовых миграций населения на фоне мирового экономического кризиса.
Елена Юрьевна Двойникова, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики.
Ключевые слова: лидерский потенциал, коррекция типа социально-психологической адаптации, эффективность учебно-профессиональной деятельности, поведение, мотивация к поиску решений, тип социально-психологической адаптации.
Современные социально-политические процессы задают все более сложные требования к профессиональной подготовке бакалавров и специалистов в области рекламы и связей с общественностью. Эскалация международной и межнациональной напряженности, военные конфликты на фоне общего спада мирового экономического развития являются весомыми факторами, провоцирующими возникновение фрустрационных реакций населения. Для сохранения мирного взаимодействия масс во внутригосударственном пространстве, сдерживающего агрессивные реакции полинационального населения России, кабинетом правительства Российской Федерации разрабатываются различные стратегии обеспечения безопасности, экономической стабильности, толерантности и социального развития. Эффективность реализации данных стратегий, вовлеченность населения в конструктивные процессы преобразования социального пространства внутри государства во многом зависят от степени просвещенности масс. В этом направлении очень важна работа специалистов по связям с общественностью.
Профессиональная деятельность бакалавров и специалистов по связям с общественностью является не только рекламно-информационной, но и включает в себя просветительскую направленность в сфере социальных коммуникаций. Разработка стратегий продвижения идей, создание установок к восприятию событий, формирование ценностных ориентаций, мотивация масс к достижениям, необходимым для развития общества, - основные профессиональные задачи данной области. Для эффективности решения таких задач недостаточно иметь только профессиональные знания, умения и навыки, специалисту необходимо обладать личностными качествами, отвечающими условиям профессиональной деятельности. Одним из таких личностных качеств выступает лидерский потенциал.
Таким образом, деятельность специалистов в области связей с общественностью на сегодняшний день обусловлена государственной необходимостью. Одной из важнейших задач вузов, занимающихся подготовкой такого рода бакалавров и специалистов, является раскрытие лидерского потенциала студентов для эффективности решений задач в профессиональной деятельности.
Целью данной работы явилось изучение взаимосвязи социально-психологической адаптации студентов направления «Реклама и связи с общественностью» и раскрытия лидерского потенциала студентов через коррекцию типа их социально-психологической адаптации. Задачами выступало исследование структурных показателей типов социально-психологической адаптации, реализация программы коррекции типа адаптации и определение детерминант влияния типа адаптации на эффективность актуализации лидерского потенциала студентов в процессе решения учебно-профессиональных задач.
Лидерский потенциал специалиста в области связей с общественностью определяется способностью личности к постановке целей, принятию решений, объективному анализу социальной ситуации, определению необходимостей общества в данный период исторического развития, прогнозированию развития событий, их влияния на течение социальных процессов и общественное мнение.
Вышеперечисленные потенциальные возможности формируются в процессе образования и социализации личности. Однако период взросления может быть сопряжен с частыми фрустрациями, возникновением у личности невротических черт, которые в дальнейшем препятствуют реализации того лидерского потенциала, который
развился к моменту его востребованности. В этом аспекте важную роль играет способность к социально-психологической адаптации личности.
Социально-психологическая адаптация личности является непрерывным процессом, направленным на сохранение индивидуумом психической устойчивости в ситуациях, когда устоявшиеся требования социальной среды изменяются и требуют принципиально новых решений, схем, способов взаимодействия с социальным пространством. Нами социально-психологическая адаптация понимается как результат онтогенетического развития личности, характеризующийся особенностями структурных показателей адаптации, направленности деятельности, восприятия социального пространства и интерпретации информации о событиях.
Современные исследования адаптации в трудах отечественных авторов выделяют некоторые детерминанты: изучение с точки зрения нового подхода к рассмотрению социально-психологической адаптации [3, 10]; исследование структуры «социального самочувствия» [1]; целенаправленное изучение адаптации студентов в вузе [6]; изучение взаимосвязи аутоагрессии и адаптации [7]; изучение факторной структуры адаптации учащихся младших классов [2]; педагогическое сопровождение в преодолении дезадаптации [8]. Особый интерес представляют исследования связи адаптации с эффективностью решений учебно-профессиональных задач [4, 9].
Адаптация студентов к обучению рассматривается в исследованиях зарубежных авторов с точки зрения влияния стресса в аспекте демографических детерминант [13]. Критерии адаптации определяются как результат освоения социально-экономической среды, принятия образовательного процесса как комфортного, удовлетворяющего интеллектуальные запросы студентов, обеспечивающего активную исследовательскую деятельность и эффективность обучения [12]. Кроме этого рассматривается адаптация студентов-мигрантов в контексте так называемой со-национальной идентификации с точки зрения подбора и разработки различных дидактических методов согласно стилям обучения Фельдера и Сильвермана, способствующих успешной адаптации студентов к учебному процессу [14].
В концепции содержания множества дискретных психологических адаптаций рассматривается эволюционный подход. Такие факторы, как беременность, избегание инцеста, болезни и страхи, в данной концепции выступают в роли и значении адаптации. Существует также концепция положительного влияния на социально-психологическую адаптацию студентов использования коммуникативных и информационных технологий при снижении количества времени преподавания в системе «лицом к лицу» [15].
Существование связи между социально-психологической адаптацией студентов и демографическими особенностями окружающей социальной среды рассматривается как препятствие к адаптации. Зарубежными авторами исследуется «гибридная адаптация» в контексте организации и исследования практических техник в организационных образовательных структурах [14, 15].
При рассмотрении акцентуаций характера в процессе развития личности выделяется значение этнической идентичности как ведущего аспекта социально-психологической адаптации студентов [11, 12]. В рамках изучения влияния на социально-психологическую адаптацию студентов педагогических факторов подчеркивается влияние «культурного шока» [13]. Важность и необходимость социальной поддержки студентов в период начальной стадии перехода от образовательной деятельности к сфере бизнеса приводится как содействие процессу социально-психологической адаптации выпускников вузов [15].
Подводя итог рассмотрению социально-психологической адаптации, можно представить ее как целенаправленный процесс сознательного и бессознательного
функционирования психики в целях достижения Я-концептуальной целостности личности на каждом этапе ее динамического развития.
Мы рассматриваем социально-психологическую адаптацию как переменную, связанную с проблемными ситуациями, которые требуют обязательного решения непосредственно в социальном взаимодействии. Только в процессе поиска решения инициируются ее механизмы и стратегии. Результатом при этом является высокий уровень самоприятия при достижении как эффективного решения проблемной ситуации, так и компенсаторного комплекса, равнозначно обеспечивающего личности состояние удовлетворения без внутриличностных напряжений и провокации конфликта с обществом.
Изучение нами проблем социально-психологической адаптации студентов к профессиональной деятельности выявило особенности влияния ее типа на решение учебно-профессиональных задач, требующих включения и использования лидерского потенциала студентов.
Под типом социально-психологической адаптации мы понимаем соотношение ее структурных показателей - уровня тревожности, фрустрации и ригидности. Так, конструктивный тип социально-психологической адаптации характеризуется средним уровнем показателей тревожности и фрустрации при низких показателях ригидности. Деструктивный тип имеет высокие и низкие показатели тревожности при высоком показателе ригидности. Эти особенности имеют влияние на восприятие и интерпретацию личностью информации окружающей действительности. Студенты конструктивного типа социально-психологической адаптации открыты к взаимодействию в поиске решения проблемы учебно-профессиональной задачи, показывают высокую вариативность предлагаемых решений, активно занимаются созданием новых подходов к рассмотрению задачи. Таким образом, студенты показывают наличие лидерского потенциала. Они свободны от внутриличностных напряжений и в заданной проблемной ситуации решают внешнюю задачу. В свою очередь, студенты деструктивного типа социально-психологической адаптации имеют внутриличност-ные напряжения, неразрешимые внутриличностные конфликты, не позволяющие активно использовать лидерский потенциал, и при возникновении проблемной ситуации решают внутриличностные задачи. Таким образом, направленность деятельности в поиске решения у носителей разных типов социально-психологической адаптации разная. Это проявляется в коммуникационной деятельности. Например, студенты конструктивного типа адаптации, проявляя лидерский потенциал, показывают широкую вариативность решений учебно-профессиональных задач, тогда как студенты деструктивного типа социально-психологической адаптации пользуются стандартными решениями, не предлагая вариаций.
Для повышения эффективности обучения студентов направления «Реклама и связи с общественностью» нами была разработана и реализовала программа формирования конструктивного типа социально-психологической адаптации, позволяющая раскрыть лидерский потенциал студентов. Реализация данной программы проводилась в три этапа.
Подготовительный этап реализации программы содержал исследование структурных показателей типов социально-психологической адаптации, в рамках которого были разработаны стратегии и приемы психологического воздействия. В частности, был создан комплекс тренингов, включающий приемы психогимнастики для развития эмпа-тии, коррекцию установок и развитие коммуникативной компетентности.
На втором этапе реализовывались психолого-педагогические методы и средства, формирующие конструктивный тип социально-психологической адаптации студентов для раскрытия их лидерского потенциала. В рамках данного этапа была реализо-
вана авторская программа (72 часа), включающая комплекс социально-психологических тренингов.
На заключительном, третьем этапе фиксировались полученные результаты показателей социально-психологической адаптации и проводился анализ ее влияния на раскрытие лидерского потенциала студентов.
В процессе педагогического исследования при реализации авторской программы у студентов было отмечено изменение в положительную сторону показателей мотивации, познавательной направленности деятельности, коммуникативной активности и эффективности в решении учебно-профессиональных задач, что, в свою очередь, показало актуализацию лидерского потенциала.
В таблице приведены результаты исследования эффективности решения учебно-профессиональных задач студентами экспериментальной группы до и после применения психолого-педагогической программы формирования конструктивного типа социально-психологической адаптации, способствующей актуализации лидерского потенциала студентов.
Успешность решения УПЗ трех уровней сложности студентами экспериментальных групп ФГО СамГТУ в 2008/09 и 2009/10 учебных годах
Тип СПА Уровень сложности УПЗ Решение УПЗ, %
До применения Ш1П После применения НЛП
Кол-во студентов Низкий (0-3) Средний (4-7) Высокий (8-10) Кол-во студентов Низкий (0-3) Средний (4-7) Высокий (8-10)
АД 1 93 68,8 31,2 0 52 - - -
2 - - - 61,5 38,5 0
3 - - - 88,5 11,5 0
АК 1 27 0 70,4 29,6 68 - - -
2 - - - 0 60,3 39,7
3 - - - 0 58,8 41,2
Условные обозначения: АД и АК - адаптация по деструктивному и конструктивному типу соответственно; УПЗ - учебно-профессиональная задача; СПА - социально-психологическая адаптация; ППП - психолого-педагогическая программа формирования конструктивного типа СПА.
Показателем эффективности влияния типа социально-психологической адаптации на развитие лидерского потенциала студентов явилось также изменение уровней тревожности, фрустрации и ригидности.
На рисунке приведены данные сравнения показателей психических состояний студентов экспериментальных групп до и после реализации программы психолого-педагогического сопровождения формирования конструктивного типа социально-психологической адаптации [5].
В результате проведенного экспериментального исследования было получено следующее.
1. Изучена взаимосвязь структурных показателей типа социально-психологической адаптации с эффективностью актуализации лидерского потенциала, способствующего вариативности решения учебно-профессиональных задач.
2. Выявлено, что студенты, имеющие конструктивный тип социально-психологической адаптации, способны активно использовать лидерский потенциал в решении задач; студенты с деструктивным типом адаптации не показывают наличия лидерского потенциала и не справляются с учебно-профессиональной деятельностью.
Уровень тревожности и ригидности, %
Ит
тревожность ригидность
Ит
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 1 00 105 110 115 120 №
Сравнительный анализ результатов входного и итогового этапов тестирования
экспериментальных групп
3. Показано, что разработанная и реализованная программа формирования конструктивного типа социально-психологической адаптации, позволяющая раскрыть лидерский потенциал студентов с помощью системы тренингов, консультаций и психологических упражнений, способствует изменению результата учебно-профессиональной деятельности студентов через коррекцию типа социально-психологической адаптации.
Государственная программа профессионального развития бакалавров и специалистов по рекламе и связям с общественностью является стратегическим направлением, которое подразумевает изучение общественных процессов, включая их постоянный мониторинг, формирование и использование общественного мнения в социальных процессах страны, принятие управленческих решений по коррекции настроений масс с целью стабилизации эмоционального состояния населения, работу по созданию авторитета правящих структур, тесное сотрудничество со средствами массовой информации и выполнение других функций, касающихся управления общественными процессами. В сфере политики деятельность бакалавра и специалиста по связям с общественностью тесно связана с созданием благоприятных образов политиков и их партий, участием в проведении предвыборных кампаний, созданием тесной связи представителей власти с населением, осуществлением пропагандистской деятельности и функции поддержки рейтинга правящего политического кабинета и т. д.
Таким образом, коррекция типа социально-психологической адаптации студентов с помощью разработанной нами программы позволяет увеличить число выпускаемых вузом специалистов по связям с общественностью высокого уровня, свобод-
но использующих свой лидерский потенциал и эффективно решающих профессиональные задачи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азарова Е.Н. Поиск индикаторов одиночества в структуре социального самочувствия студентов в условиях неопределенности // Вестник ЮРГТУ (НПИ). - 2012. - № 2. - С. 294-300.
2. Быков Е.В., Мекешкин Е.А., Рязанцев А.В., Чипышев А.В. Факторная структура показателей адаптации учащихся младших классов к влиянию образовательной среды // Вестник ЮУрГУ. Сер. Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2011. - № 39 (256).
3. Грязнов А.Н., Баширова Т.Н. Студенты, склонные к зависимости // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 3. - С. 49-55.
4. Гуслова О.С. Поэтапное обучение студентов решению учебно-профессиональных задач // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - Вып. 161.
5. Двойникова Е.Ю. Влияние психосоциальной адаптации на формирование профессиональной компетентности студентов специальности «Связи с общественностью» // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2010. - № 3. - С. 32-37.
6. Елгина Л.С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник Бурятского госуниверситета. - 2011. - № 5. - С. 162-166.
7. Закондырина ВА. Взаимосвязь аутоагрессивного поведения и социально-психологической адаптации подростков: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - СПб., 2009. - 30 с.
8. Молодцова Т.Д. Роль педагогической поддержки в преодолении дезадаптации подростков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 5.
9. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Годнев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
10. Шулаев А.В., Грязнов А.Н., Гилемханова Э.Н. Социально-психологический подход к пониманию адаптации // Неврологический вестник. - 2010. - № 2. - С. 33-37.
11. Bandura A. Social cognitive theory // In R. Vasta (Ed.), Annals of child development, Greenwich, CT: JAI Press. Vol. 6, 1989. pp. 1-60.
12. Buyanova I.B. Analysis of the level of students' adaptation to the university environment // Middle-East Journal of Scientific Research. 17 (9), 2013. pp. 1237-1242.
doi: 10.5829/idosi.mejsr.2013.17.09.12338.
13. Clinciu A.I. Adaptation and stress for the first year university students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 78, 2013. pp. 718-722. Published by Elsevier B.V.
14. Franzoni A.L., Assar S. Student learning styles adaptation method based on teaching strategies and electronic media // Educational Technology & Society. 12 (4), 2009. pp. 15-29.
15. Taylor P.G., Pillay H., Clarke J.A. Exploring student adaptation to new learning environments: some unexpected outcomes // International Journal of Learning Technology. 1(1), 2004. pp. 100-110.
Поступила в редакцию 14.03.2015; в окончательном варианте 14.03.2015
UDC 159.9.07
DEVELOPING LEADERSHIP POTENTIAL OF STUDENTS OF THE DIRECTION
"ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS" TO ADAPT TO PROFESSIONAL
ACTIVITIES
Samara State Technical University
244, Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100
E-mail: dey10@rambler.ru
This article discusses the techniques and strategy of the actualization of leadership potential of students of the direction "advertising and public relations." The relationship of the features of social and psychological adaptation to the efficiency of performing educational and professional tasks is analyzed. The importance of incorporating the leadership potential of students in the process of finding solutions to educational and professional tasks was studied. The results of a pilot study to determine the types of social and psychological adaptation are described and the structural indicators of the types are identified. The data on the changes in the level of anxiety, frustration and rigidity under the influence of the program of forming a constructive type of social and psychological adaptation are presented. The depth of the study of the phenomenon of social and psychological adjustment is analysed on the basis of different approaches in the works of Russian and foreign authors who examined the effects of external and internal factors on the success of the adaptation of the person in terms of social well-being, self-aggression, pedagogical support, demographic determinants. These issues are also addressed in the context of the results of development environment, the effectiveness of teaching and research, national identity, in terms of developing didactic methods. The necessity of updating the student's leadership potential for success in professional activity by adjusting the type of socio-psychological adaptation is grounded. The professional space of the experts in public relations is described and the importance of participation in public education on the issues related to political, economic and social processes of the state, the ruling cabinet, strategic planning of the development of society, creating the political image of the leader of the state is emphasized. The relevance of the experts in the field ofpublic relations in today's dynamically changing social environment is determined including the phenomena of social tension, political conflicts, mass migration due to the global economic crisis.
Keywords: leadership potential, the efficiency of educational and professional activities, behavior, motivation to find solutions, the type of social and psychological adaptation
Original article submitted 14.03.2015;
revision submitted 14.03.2015
Elena Yu. Dvoinikova, Senior lecturer, Dept. Psychology and Pedagogy. УДК 378.1
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМАХ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В.А. Иванов, А.В. Селезнева
Пермский национальный исследовательский политехнический университет 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29 E-mail: msi@pstu.ru
Представлены особенности реализации процессного подхода в системах менеджмента качества образовательных учреждений. Рассмотрены вопросы создания эффективных систем менеджмента качества на базе высших учебных заведений. Проанализированы различные подходы к менеджменту и выявлены преимущества систем менеджмента качества, основанных на процессном подходе и доведенных до требований международного стандарта ISO 9001 (International standardization organization). Даны определе-
Владимир Александрович Иванов, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой металлорежущих станков и инструментов.
Алевтина Владимировна Селезнева, старший преподаватель кафедры металлорежущих станков и инструментов.