Научная статья на тему 'Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов в вузе (на примере студентов факультета физической культуры и спорта УлГПУ им. И. Н. Ульянова)'

Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов в вузе (на примере студентов факультета физической культуры и спорта УлГПУ им. И. Н. Ульянова) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
443
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / STUDENTS / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафукова Надежда Николаевна, Силакова Марина Михайловна, Николаева Ирина Александровна

Описываемое эмпирическое исследование часть многопланового исследования социально-психологической адаптации студентов вуза, посвященное недостаточно изученному аспекту, связанному с исследованием особенностей адаптации иностранных студентов в процессе профессионального становления. Разработка эффективных средств, способствующих успешной адаптации иностранных студентов в вузе, предполагает изучение психологических условий и механизмов адаптации личности в процессе социализации и профессионализации в вузе. Материалы. В статье рассматриваются результаты сравнительного анализа особенностей социально-психологической адаптации иностранных и русских студентов факультета физической культуры и спорта. Методы исследования. сравнительный анализ литературы; психодиагностические методики: многоуровневый личностный опросник А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина «Адаптивность», методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда; метод математической обработки: математически-статистический метод U-критерий Манна-Уитни. Результаты. В процессе сравнительного анализа выявлено, что существуют различия в особенностях социально-психологической адаптации иностранных студентов в вузе. Заключение. Проведенный анализ, эмпирическая верификация сформулированных в работе предположений ставят вопрос о разработке и эмпирической проверке психолого-технологических решений, реализуемых на следующих этапах нашего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сафукова Надежда Николаевна, Силакова Марина Михайловна, Николаева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of social-psychological adaptation among foreign students at a higher educational establishment (by the example of physical culture and sport department students at Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk)

The described empiric study is the part of diversified study of higher educational establishment studentssocial-psychological adaptation, dedicated to not enough studied aspect. This aspect is connected with foreign students’ adaptation during professional formation. Effective means of foreign students’ adaptation creation at a higher educational establishment provides psychological conditions and mechanisms of a personality’s adaptation study during socialization and professionalization. Materials. The article is about the results of the social-psychological adaptation peculiarities comparative analysis among foreign and Russian students of Physical culture and sport faculty. Research methods. Comparative analysis of literature; psychognostic methodologies: multilevel “Adaptability” personality questionnaire by A.G. Maklakov and S.V. Chermyanin, Rogers-Diamond methodology of social-psychological adaptation diagnostics; method of mathematical handling: mathematical-statistical method of Mann Whitney U-test. Results. During comparative analysis it was revealed that there were differences in peculiarities of social-psychological adaptation among foreign students at a higher educational establishment. Conclusion. Held by us analysis, empiric verification of formulated in the research offers raises the question of psychological-technological decisions creations and empiric check, realized at the following stages of the research.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов в вузе (на примере студентов факультета физической культуры и спорта УлГПУ им. И. Н. Ульянова)»

УДК 159.9:378 DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-109-115

Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов в вузе (на примере студентов факультета физической культуры и спорта УлГПУ им. И.Н. Ульянова)

Сафукова Н.Н.*, Силакова М.М., Николаева Н.Н.

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

г. Ульяновск, Россия [email protected]*, [email protected], [email protected]

Аннотация: Описываемое эмпирическое исследование - часть многопланового исследования социально-психологической адаптации студентов вуза, посвященное недостаточно изученному аспекту, связанному с исследованием особенностей адаптации иностранных студентов в процессе профессионального становления. Разработка эффективных средств, способствующих успешной адаптации иностранных студентов в вузе, предполагает изучение психологических условий и механизмов адаптации личности в процессе социализации и профессионализации в вузе. Материалы. В статье рассматриваются результаты сравнительного анализа особенностей социально-психологической адаптации иностранных и русских студентов факультета физической культуры и спорта. Методы исследования. сравнительный анализ литературы; психодиагностические методики: многоуровневый личностный опросник А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина «Адаптивность», методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда; метод математической обработки: математически-статистический метод U-критерий Манна-Уитни. Результаты. В процессе сравнительного анализа выявлено, что существуют различия в особенностях социально-психологической адаптации иностранных студентов в вузе. Заключение. Проведенный анализ, эмпирическая верификация сформулированных в работе предположений ставят вопрос о разработке и эмпирической проверке психолого-технологических решений, реализуемых на следующих этапах нашего исследования.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, студенты, вуз.

Для цитирования: Сафукова Н.Н.*, Силакова М.М., Николаева Н.Н. Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов в вузе (на примере студентов факультета физической культуры и спорта УлГПУ им. И.Н. Ульянова). Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 109-115. DOI 10.14526/20704798-2018-13-4-109-115

Peculiarities of social-psychological adaptation among foreign students at a higher educational establishment (by the example of physical culture and sport department students at Ulyanov State Pedagogical University,

Ulyanovsk)

Nadezhda N. Safukova*, Marina M. Silakova, Irina N. Nikolaeva

Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia [email protected]*, [email protected], [email protected]

Abstract: The described empiric study is the part of diversified study of higher educational establishment students' social-psychological adaptation, dedicated to not enough studied aspect. This aspect is connected with foreign students' adaptation during professional formation. Effective means of foreign students' adaptation creation at a higher educational establishment provides psychological conditions and mechanisms of a personality's adaptation study during socialization and professionalization. Materials. The article is about the results of the social-psychological adaptation peculiarities comparative analysis among foreign and Russian students of Physical culture and sport faculty. Research methods. Comparative analysis of literature; psychognostic methodologies: multilevel "Adaptability" personality questionnaire

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

by A.G. Maklakov and S.V. Chermyanin, Rogers-Diamond methodology of social-psychological adaptation diagnostics; method of mathematical handling: mathematical-statistical method of Mann Whitney U-test. Results. During comparative analysis it was revealed that there were differences in peculiarities of social-psychological adaptation among foreign students at a higher educational establishment. Conclusion. Held by us analysis, empiric verification of formulated in the research offers raises the question of psychological-technological decisions creations and empiric check, realized at the following stages of the research.

Keywords: social-psychological adaptation, students, higher educational establishment.

For citation: Nadezhda N. Safukova*, Marina M. Silakova, Irina N. Nikolaeva. Peculiarities of social-psychological adaptation among foreign students at a higher educational establishment (by the example of physical culture and sport department students at Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk). The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13 (4): 109-115 . DOI 10.14526/2070-4798-201813-4-109-115

Введение

Изучение особенностей социально-психологической адаптации иностранных студентов к высшему образованию в России представляет большой научный интерес в теоретическом и прикладном аспектах.

Адаптация к образовательной среде вуза - одна из форм социализации человека, содержит те же составляющие, что и всякий иной адаптивный процесс. Приспособление к новым условиям жизнедеятельности и обучения в чужой стране - многоплановая процедура вхождения, становления и развития личности студента-иностранца в образовательной среде [1]. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов - непростая задача внедрения личности в новейшую преподавательскую концепцию, сопряженную с принятием норм и правил общественных, социально-психологических и профессионально-деятельностных ролей, отображающих разнообразные сферы обучения, учения и научения [3,4,5].

С каждым годом увеличивается приток иностранных студентов в российские вузы, преимущественно из стран ближнего зарубежья - Туркменистана (Turkmenistan), Таджикистана и т.д. Приток иностранных студентов в российские вузы подтверждает высокий уровень и высокий статус системы образования России. Соответственно, возникает вопрос о необходимости эффективного обучения, которое зависит от того, насколько успешно они адаптируются к новой среде. Иностранному студенту предстоит пройти нелегкий путь акклиматизации, идентификации, нахождения себя в новой образовательной системе, учебном процессе вуза, а также приобщиться к новому языку общения, к многонациональному характеру учебных групп (русские, татары, чуваши и т.д.).

Широкий спектр исследований по проблеме адаптации студентов представлен работами таких авторов, как Антонова В.Б., Воронина Л.Н. и т.д. [1,2].

Вместе с тем накопленных на текущий момент данных недостаточно для раскрытия особенностей социально-психологической адаптации иностранных студентов в вузе.

Вышесказанным определяется цель описанного ниже эмпирического исследования, заключавшаяся в сравнительном анализе особенностей социально-психологической адаптации иностранных студентов на базе Ульяновского государственного педагогического университета. Проверялось предположение о том, что существуют различия у иностранных и российских студентов в особенностях социально-психологической адаптации в вузе, а именно по таким показателям, как адаптивность, нервно-психологическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность, принятие себя, внутренний контроль [6,7,8,9,10].

Материалы и Методы

В выборкуисследования(50человек)вошлистудентымладшихкурсов факультетафизической

культуры и спорта. Участие данных студентов обосновано особенностями обучения на факультете физической культуры и спорта в связи с повышенными требованиями к психофункциональному состоянию организма, что позволяло учитывать влияние особенностей образовательной среды конкретного вуза.

Для диагностики особенностей социально-психологической адаптации иностранных и российских студентов использовались анкетный опрос, многоуровневый личностный опросник А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина «Адаптивность», методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда [4,8]. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью метода сравнения независимых переменных и-критерия Манна Уитни.

Результаты и обсуждение

На этапе первичного анализа данных были выявлены теоретически неожидаемые статистически значимые различия. Сравнительный анализ показал, что показатель «адаптивные способности» у иностранных студентов значимо выше по сравнению с таковыми у русских студентов младших курсов. Возможно, данный феномен можно объяснить тем, что иностранные студенты, а именно туркмены, в силу менталитета обладают более развитыми адаптивными способностями к меняющимся изменениям окружающей их действительности.

Дальнейший анализ обнаружил выраженный дисбаланс и по следующим показателям социально-психологической адаптации студентов: по показателям «Нервно-психологическая устойчивость», «Моральная нормативность» в пользу иностранных студентов, кроме показателя «Коммуникативные способности». Полученные данные для наглядности привели в диаграмму (рисунок 1). Последний результат вполне объясним, поскольку языковой барьер сложно преодолевается (таблица 1). Исходя из наблюденийза иностранными студентами-старшекурсниками, мы обнаружили у них интересный, на наш взгляд, феномен «билингвизм». Как выяснилось, на старших курсах обучения туркмены одновременно свободно употребляли в речи как туркменский, так и русский язык.

Среднеарифметический пок^элель иностранным студентов

а Среднеарифметический п окл эате л ь русск и х студентов

V" V V ^

Рисунок 1 - Сравнительный анализ показателей социально-психологической адаптации по данным опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина в выборке иностранных и

русских студентов

Результаты возможно раскрыть ответами, исходя из опроса иностранных студентов младших курсов факультета физической культуры и спорта УлГПУ (таблица 2).

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица 1 - Статистическая достоверность выделенных показателей

(средние значения)

Показатели Иностранные студенты (баллы) Русские студенты (баллы) и эмп. Положение на оси значимости

Адаптивные способности 72,24 67 105 зона значимости

Нервно-психологическая устойчивость 49,85 39,80 88 зона значимости

Коммуникативные способности 16,76 15,67 198 зона незначимости

Моральная нормативность 13,80 7,95 16 зона значимости

Таблица 2 - Распределение иностранных студентов младших курсов факультета физической культуры и спорта УлГПУ по мотивам обучения в УлГПУ

г

I

V Ч

в

о =

и и ь

со и 5 I

V £

ю о

§ =

2 Е

со ^

Я Ь

8

4

я >> ^ С

Е

л 5 а ^

2 а >> 8

5 В

щ щ

о £ С о

Я щ

М £

£

я ь ч и и и ч а

-

и о

4

5 £

Я й в

о =

о н

5

Ч Я

Й с-

а а с о

I

к -

о 5 а ^

^ а

м я

С

и 8 Ч £ ю

£ -ч

<3 0

И О

я о

& Е

я я

а в

Ю 8

си

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч

ВСЕГО

I

я

I

к

Ф

я (р 0= си с (р о

я (р с

я

I

ю эт

к

Е- £ о 1г:

со^ со

^к о!

а а ,

ч я 1

Г=к

£ $

§ к ч ч § И «5 к

в8 Я £

си

а

^

Е- чр Л

ч 'О

м И °

л Е I Н 0=

^ яси

я

л ао«1з

:и С

г к

К к?

К ^

^_со

к я л 8 с л о

со Д

1

2 &

я И

к

Н

у ^

си

к

I

си

=

о

I

Е-

С

си

о

I

л

-

Е-

Я

-

*

О

л о\

ю

о

ч со

со я

Из таблицы 2 мы видим, что выбор обучения в УлГПУ иностранными студентами обусловлен, в первую очередь, финансовыми возможностями обучающихся и их семей, наличием необходимого направления обучения и друзей, доброжелательным отношением администрации вуза, профессорско-преподавательского состава, одногруппников и эффективной деятельностью деканата.

Таким образом, приведенные выше данные объясняют тот факт, что иностранные студенты с легкостью адаптируются к новым условиям обучения и жизнедеятельности, быстро входят в новый коллектив, адекватно ориентируются в различных ситуациях. Они, как правило, неконфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Это связано с тем, что уровень адаптации зависит от внутренних (адаптивные способности, нервно-психологическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность) и внешних (политика государства, ориентированнная на привлечение иностранных студентов, поддержка ППО, деканатов, коменданта общежития и т.д.) показателей.

Сравнительный анализ по методике «Социально-психологическая адаптация К. Роджерса и Р. Даймонда» показал значимые различия по показателям адаптивности, принятия себя, внутреннего контроля в выборке иностранных и русских студентов факультета физической культуры и спорта на

базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова (таблица 3).

Таблица 3 - Статистическая достоверность выделенных показателей

(средние значения)

Показатели И ностр анн. студенты (баллы) Русские студенты (баллы) и эмп Положение на оси значимости

Адаптивность 139,5 114 99,5 Зона значимости

Дезадаптивность 93,28 84,47 204,5 Зона незначимости

Принятие себя 35,5 45,1 103 Зона значимости

Непринятие себя 19,7 15,8 153,5 Зона неопределенности

Принятие других 19,85 24,57 139,5 Зона неопределенности

Непринятие других 20 17,4 172 Зона незначимости

Эмоциональный комфорт 21,6 23,7 187,5 Зона незначимости

Эмо ц"и ональный дискомфорт 21,5 17,6 168,5 Зона незначимости

Внутренний контроль 47,8 59,7 93,5 Зона значимости

Внешний контроль 24 22 190 Зона незначимости

Доминирование 8,95 10,4 203,5 Зона незначимости

Ведомость 16,6 18,3 185,5 Зона незначимости

Эскапизм (уход от проблем) 16,1 14,6 196 Зона незначимости

Показатель «Принятие себя» у иностранных студентов ниже (35,5) по сравнению с таковых русских студентов (45,1). Возможно, это связано с тем, что большинство русских студентов, находясь в родной стране среди «своих», чувствуют себя комфортно и принимают себя такими, какие они есть, зная, что их не осудят за внешний облик, манеру поведения и т.д.

Показатель «внутренний контроль» у иностранных студентов ниже (47,8) по сравнению с таковых русских студентов (59,7). Смеем предположить, что такие результаты связаны с тем, что русские студенты ориентируются на то, что достижение жизненных целей зависит от них самих. В плане учебной деятельности к ним не применяют «щадящих» требований в отличие от иностранных студентов, которые зачастую ждут поддержки извне, помощи от преподавателей и деканата.

Заключение

Обобщая полученные данные, можно констатировать следующее:

Во-первых, предположение о том, что у иностранных и российских студентов существуют различия в особенностях социально-психологической адаптации в вузе, а именно по таким показателям, как адаптивность, нервно-психологическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность, принятие себя, внутренний контроль, нашло подтверждение. Возможно, полученный результат можно растолковать посредством менталитета студентов-туркменов и сферой деятельности вуза по отношению к иностранным студентам.

Туркменские студенты (ТигктеЫег б^гепсПег) - это социализированная молодежь, которая воспитана в условиях восточных национальных традиций под влиянием мусульманской религии. В начале исследования возникло предположение, что туркменские студенты, включенные в новую макро- (этносоциальную) и микро- (межнациональную) среду, будут испытывать естественный дискомфорт, т.к. идет переустройство, изменение психофизиологических процессов личности. Однако результаты исследования показали, что адаптационные трудности на различных уровнях: языковом, понятийном, нравственно-информационном, климатическом, коммуникативном -

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

выражены незначительно. Соответственно, полученные результаты навели на мысль о специфике Ульяновского государственного педагогического университета - Ulyanovsk devlet normal Universitesi (международный отдел связей, ассоциация иностранных студентов, подготовительное отделение для иностранных граждан), а также профессиональной деятельности факультета физической культуры и спорта (эффективной деятельности деканата, ППО), в рамках которого созданы наиболее оптимальные условия для успешной адаптации иностранных студентов.

Во-вторых, охотно разделим точку зрения авторов [10,11,12], которая в результате исследования роли физической культуры в процессе адаптации иностранных студентов в УрГЭУ выявила следующее:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- регулярное проведение занятий по физкультуре с допустимым двигательным режимом активизирует положительную динамику общего состояния организма, повышает работоспособность иностранных учащихся, способствует максимальному противостоянию негативным аспектам воздействия окружающей среды;

- занятия по физической подготовке с иностранными учащимися следует проводить на высоком психоэмоциональном фоне, со значительной степенью визуализации в обучении и с учётом языкового барьера.

Эмпирическая верификация сформулированных в работе предположений является целью разработки и эмпирической проверки психолого-технологических решений, реализуемых на следующих этапах нашего исследования.

Список литературы

1. Воронина Л.Н., Вишнеский Ю.Р., Дидковская Я.В. и др. Университетское управление: практика и анализ. 2001; 4(19).

2. Антонова В.В. Психологические особенности адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Москве. Вестник ЦМО МГУ. 1998; 1: 28-37.

3. Павлюкова Ю.В., Дрягалова Е.А. Особенности социально-педагогической адаптации иностранных студентов в вузе (на примере арабских студентов в центре предвузовской подготовки). Современные проблемы науки и образования. 2015; 6: 499.

4. Сафукова Н.Н Особенности поликультурного образования иностранных студентов в Поволжье. История и культура Поволжья глазами молодых учёных России : материалы Региональной научно-практической конференции. 2017: 284-289.

5. Сафукова Н.Н. Отличительные характеристики студенчества как особой возрастной и социальной категории. Прикладная психология и психоанализ. 2012; 1: 11.

6. Чистоева А.Э. Роль физической культуры в процессе адаптации иностранных студентов в УрГЭУ. Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. 11(58). URL: https://sibac.info/archive/social/11(58).pdf.

7. Федулова Д.В., Ямалетдинова Г.А. Психолого-педагогическое воздействие на формирование адаптации спортсменов после серьезной спортивной травмы. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(4): 127-139. DOI: 10/1452б/04_2017_273.

8. Adams S.A., Matthews C., Ebbeling C., Moore C., Cunningham J., Fulton J., Hebert J. The effect of social desirability and social approval on self-reports of physical activity. American Journal of Epidemiology. 2005; 161: 389-398. DOI: 10.1093/aje/kwi054.

9. Rhodes R.E., Dickau L. Moderators of the intention-behavior relationship in the physical activity domain: A systematic review. British Journal of Sports Medicine. 2013; 47: 215-225. DOI: 10.1136/ bjsports-2011-090411.

10. Coombes S.A., Janelle C.M., Duley A.R. Emotion and motor control: Movement attributes following affective picture processing. Journal of Motor Behavior. 2005; 37: 425-436.

11. Erez A., Isen A.M. The influence of positive affect on the components of expectancy motivation. Journal of Applied Psychology. 2002; 87: 1055-1067.

12. Frederickson B.L. Positive emotions and upward spirals in organizations. Positive organizational scholarship: Foundations of a new discipline. 2003: 163-175.

Статья поступила в редакцию: 19.11.2018

Сафукова Надежда Николаевна* - кандидат психологических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432071, Россия, г. Ульяновск, площадь Ленина, дом 4/5, e-mail: [email protected]*

Силакова Марина Михайловна - кандидат психологических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432071 Россия, г. Ульяновск, площадь Ленина, дом 4/5, e-mail: [email protected]

Николаева Ирина Александровна - кандидат психологических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432071, Россия, г. Ульяновск, площадь Ленина, дом 4/5, Россия, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.