УДК 159.9:331.1
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
УСТАНОВОК В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ
СФЕРЕ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА
И.А. Еремицкая
Аннотация. В статье излагаются результаты эмпирического исследования особенностей социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере работников университета. Выявляется степень выраженности установок, направленных на «труд - деньги», «процесс - результат». Проводится сравнение социально-психологических установок двух групп работников университета: административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава. Материалы статьи представляют практическую ценность для руководителей при разработке эффективной системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности работников университета.
Ключевые слова: установка, труд, деньги, процесс деятельности, результат деятельности, должности специалистов высшего образования.
FEATURES OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ATTITUDES
IN CONATIVE-AND-NEED SPHERE OF UNIVERSITY EMPLOYEES
I. Eremitskаyа
Abstract. The empirical findings of the features of social-psychological attitudes in conative-and-need sphere of University employees are delivered in the article. Degree of attitudes' expressiveness, focused on "work - money", —process - result" comes to light. Comparison of social-psychological attitudes of two groups of University employees is carried out: administrative and auxiliary educational staff and higher-education teaching personnel. Materials of the article are of practical value for heads while developing an effective motivation system and impulsion of University employees' work.
Keywords: attitudes, work, money, activity process, activity result, positions of specialists of higher education.
Одними из ключевых факторов успеха функционирования организации являются готовность и желание человека выполнять свою работу. Механическое принуждение к труду не может дать высокого положительного результата, поскольку «человек не машина, его нельзя «включить», когда требуется его работа, и «выключить», когда необходимость в его труде отпадает» [1, с.131].
Каждый человек, имея определенное расположение, желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, несомненно, персонифицирует свою работу, «очеловечивает» ее, придавая ей в определенной степени уникальный характер. Знание и понимание мотивов человека, его потребностей, установок, идеалов, побуждающих его к деятельности и лежащих в основе его действий, позволит разработать эффективную систему форм и методов управления персоналом.
Значительную роль в деятельности человека играет установка. Это занятая личностью позиция, заключающаяся в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражающаяся в избирательной
мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на ее осуществление [6].
Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы выявить степень выраженности социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере работников университета. На сегодняшний день социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере, влияющие на эффективность и результативность трудовой деятельности работников образовательных организаций разных типов, остаются недостаточно изученным феноменом.
Понятие социальной установки было введено в социальную психологию и социологию для обозначения «субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения» [5, с.419]. При этом «всякая установка, - писал С.Л. Рубинштейн, - это установка на какую-то линию поведения...», она зависит «от распределения того, что субъективно значимо для индивида» [6, с.520]. Социально-психологические установки личности как ее субъективные ориентации на те или иные ценности рассматриваются и в
использованной в нашем исследовании методике: «Диагностика социально-
психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной [4].
Данная методика состоит из двух частей и четырех шкал. Нами были использованы только две шкалы из каждой части: выявление установок, направленных на «процесс -результат» (часть 1), и выявление установок, направленных на «труд - деньги» (часть 2). Методика позволила нам определить доминирующие ориентации работников университета: на процесс деятельности или на ее результат, а также на процесс труда или на зарабатывание денег.
Еще одна задача нашего исследования состояла в том, чтобы сравнить степень выраженности социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере работников университета, относящихся к разным группам специалистов высшего образования. В соответствии с должностями руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования [2] мы
Из таблицы 1 видно, что все ориентации работников университета как в целом по выборке, так и в каждой группе отдельно выражены по-разному. Ориентация на результат деятельности у работников университета выражена сильнее, чем на процесс деятельности, а ориентация на процесс труда - сильнее, чем на зарабатывание денег. При этом ориентация на зарабатывание денег выражена слабее, по сравнению со всеми другими ориентациями.
Для оценки достоверности сдвига в двух срезах: «Ориентация на процесс труда» -«Ориентация на зарабатывание денег» и «Ориентация на процесс деятельности» -«Ориентация на результат деятельности» мы использовали критерий Вилкоксона (X), см. табл. 2.
выделили две группы специалистов: 1) работники административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала (АХиУВП) (диспетчер, специалист по учебно-методической работе и т.п.) и 2) профессорско-преподавательский состав (I II 1С) (профессор, доцент, старший преподаватель и т.п.).
Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Астраханский государственный университет». В исследовании приняли участие 66 человек, в том числе 33 представителя профессорско-преподавательского состава и 33 работника административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала.
В работе применялись математико-статистические методы обработки полученных данных [3], включающие в себя вычисление дескриптивных статистик (средних
арифметических значений), критериев Вилкоксона и Манна-Уитни. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.
Рассмотрим результаты проведенного исследования, см. табл. 1.
Как видно из таблицы 2, значимые различия установлены между всеми переменными у работников университета в целом и в каждой группе отдельно, кроме среза «Ориентация на процесс деятельности» -«Ориентация на результат деятельности» в группе профессорско-преподавательского состава.
Таблицы 1 и 2 позволяют сделать вывод, что работники университета в целом, а также в каждой исследуемой нами группе отдельно более ориентированы на труд, нежели на зарабатывание денег. Обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т.д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.
Таблица 1. - Показатели дескриптивных статистик
Переменные Средние арифметические значения
АХиУВП ППС В целом по выборке
Ориентация на процесс труда 4,15 5,48 4,82
Ориентация на зарабатывание денег 3,15 2,61 2,88
Ориентация на процесс деятельности 5,24 5,52 5,38
Ориентация на результат деятельности 6,70 6,33 6,52
Таблица 2. - Оценка достоверности сдвига в двух срезах
Группа Переменные Значение критерия Уровень значимости
Вся выборка Ориентация на процесс труда Ориентация на зарабатывание денег -4,623 0,000
Ориентация на процесс деятельности Ориентация на результат деятельности -3,066 0,002
АХиУВП Ориентация на процесс труда Ориентация на зарабатывание денег -1,991 0,046
Ориентация на процесс деятельности Ориентация на результат деятельности -2,882 0,004
ППС Ориентация на процесс труда Ориентация на зарабатывание денег -4,183 0,000
Ориентация на процесс деятельности Ориентация на результат деятельности -1,459 0,144
Было также установлено, что работники университета больше ориентированы на результат деятельности, нежели на ее процесс. Это подтверждает слова выдающегося отечественного психолога и философа С.Л. Рубинштейна о том, что «трудовая деятельность совершается . не в силу привлекательности самого процесса деятельности, а ради более или менее отдаленного ее результата, служащего для удовлетворения потребностей человека» [6, с.474]. Работники, ориентирующиеся на результат, считаются одними из самых надежных, так как они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам и неудачам. Аналогичную картину можно наблюдать и у работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала.
Что касается представителей
профессорско-преподавательского состава
университета, то у них нет значимых различий между ориентациями на процесс деятельности и на ее результат. Данные ориентации выражены в равной степени и являются более гармоничными. Следовательно, процессуальная направленность представителей профессорско-преподавательского состава не препятствует их результативности. Они не только ориентируются на процесс деятельности, но и задумываются над достижением ее результата. Ими в равной мере движет и интерес к делу, и результат, для достижения которого иногда требуется проделать много рутинной работы, негативное отношение к которой они способны преодолеть.
С помощью критерия Манна-Уитни (^ мы изучили различия в показателях административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава университета, см. табл. 3.
Таблица 3. - Сравнительный анализ различий в показателях административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава
Зависимые переменные Значение критерия Уровень значимости
Ориентация на процесс труда 384,000 0,038
Ориентация на зарабатывание денег 412,000 0,083
Ориентация на процесс деятельности 505,000 0,608
Ориентация на результат деятельности 508,500 0,638
Из таблицы 3 видно, что различия на уровне статистической значимости установлены только для одной переменной - «Ориентация на процесс труда». При этом в группе профессорско-преподавательского состава университета, в отличие от административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, наблюдаются более высокие
значения по данной переменной, см. табл. 1. Следовательно, представители профессорско-преподавательского состава университета больше ориентированы на процесс труда, нежели работники административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала. В труде они созидают и творят, проявляют свои возможности, способности и
таланты, реализуют себя, от чего и получают удовлетворение. Еще С.Л. Рубинштейн писал о том, что «трудиться - значит проявлять себя в деятельности, претворять свой замысел в дело, воплощая его в материализованных продуктах; трудиться - это значит, объективируясь в продуктах своего труда, обогащать и расширять свое собственное бытие, быть создателем, творцом...» [6, с.475].
Итак, в результате проведенного нами эмпирического исследования было установлено, что работники университета больше ориентированы на труд и результат деятельности, нежели на зарабатывание денег и процесс деятельности. При этом социально-психологические установки личности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава университета выражены по-разному. У представителей профессорско-
преподавательского состава университета, в отличие от административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, ориентация на труд выражена сильнее, а ориентации на процесс и на результат деятельности являются более гармоничными и выражены в равной степени.
В последнее время в управлении мотивацией поведения персонала «на первое место выходит все возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок; умение их
формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией» [7, с.23]. Изучение социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере работников университета позволило нам выявить дисгармоничность их ориентаций. Разногласия в социально-психологических установках часто могут вносить разлад в трудовое поведение работников. В связи с этим целесообразно уточнить причины
дисгармоничности ориентаций и попытаться их преодолеть. Иногда эти причины могут быть временными и не нуждаться в коррекции.
Объектом пристального внимания со стороны руководства должны стать процессуальная и монетарная мотивации работников, то есть степень их профессионального интереса к процессу деятельности и действенности денежных стимулов. Необходимо оптимизировать процесс деятельности и выстроить работу таким образом, чтобы внутренние процессы приводили к нужному результату, поскольку важно ориентироваться не только на то, что должно быть достигнуто, но и на то, как должно быть достигнуто. Важно сохранять и развивать сотрудников организации, не допуская, чтобы компетентный, уверенный в себе и востребованный на рынке труда работник нашел себе новое место работы с более интересным содержанием деятельности.
Литература:
1. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с.
2. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования [Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 г. № 1н] [Электронный ресурс] // Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. - Режим доступа: http://rg.ru/2011/05/13/spravochnik-dok.html
3. Мерзлякова С.В. Основы научного исследования: статистический анализ данных / С.В. Мерзлякова. - Астрахань: Color, 2015. - 84 с.
4. Практическая психодиагностика: методики и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2005. - 672 с.
5. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
7. Управление персоналом / О.К. Минева, О.И. Горелова, Т.А. Мордасова и др. - Астрахань: Астраханский университет, 2010. - 289 с.
Сведения об авторе:
Еремицкая Ирина Алексеевна (г. Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент, начальник отдела заочного обучения, Астраханский государственный университет, e-mail: [email protected]
Data about the author:
I. Eremitskаyа (Astrakhan, Russia), candidate of psychology, associate professor, correspondence division, Astrakhan State University, e-mail: [email protected]
head of