Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1034
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ФГОС / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лосева А.Д.

В данной статье представлен анализ современных и базовых исследований представителей отечественной психологии в области изучения развития социально-коммуникативных навыков у детей в общем, и актуальность и особенности их развития у детей с задержкой психического развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лосева А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 376

Лосева А.Д.

студентка 2 курса магистратуры Кафедра коррекционной педагогики Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУВО «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П.Астафьева» Институт социально-гуманитарных технологий

Научный руководитель: Беляева О.Л. к.п.н

Кафедра коррекционной педагогики Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУВО «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П.Астафьева» Институт социально-гуманитарных технологий

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: в данной статье представлен анализ современных и базовых исследований представителей отечественной психологии в области изучения развития социально-коммуникативных навыков у детей в общем, и актуальность и особенности их развития у детей с задержкой психического развития

Ключевые слова: Социально-коммуникативное развитие, ФГОС, задержка психического развития, дети дошкольного возраста.

Первым видом социальной активности, с помощью которой ребенок получает необходимую информацию для его интеллектуального развития, является общение. Общение выступает средством приобретения новых знаний, умений и навыков, формирует и развивает способности, самосознание, самооценку, характер и личностные качества ребенка.

Представители отечественной психологии Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев в своих работах указывают на то, что общение имеет прямое отношение к развитию личности детей, поскольку оно в самой примитивной, непосредственно-эмоциональной форме приводит к установлению связей ребенка с окружающими его людьми и выступает первым компонентом общественных взаимоотношений, являющимся сущностью личности. Таким образом, в общении формируется отношение ребенка к окружающим, деятельности и самому себе. Коммуникативные качества человека формируются и развиваются в раннем возрасте, поскольку уже на тот момент у ребенка возникает потребность в общении, активность, возможность установления межличностных контактов. Общение, согласно представителям деятельностного подхода в отечественной психологии, выступает в роли одного из ведущего вида деятельности, одной из главных составных частей существования и развития ребенка, формируя его личность. Именно в дошкольном возрасте формируются основы коммуникации, необходимые для дальнейшего успешного взаимодействия в обществе. [2]

Следует отметить, что в последние годы существенно возросло количество детей с определенными проблемами в развитии. Наиболее актуальными эти проблемы становятся в преддверии школьного обучения, когда отставание становится очевидным. Именно поэтому в настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях

убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика ребенка наиболее пластична. [11]

В соответствии с новым законодательством Российской Федерации (Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего образования, утвержденным приказом №1958 от 19.12.2014 г.), социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности дошкольных учреждений. Уровень сформированности коммуникативных умений влияет на взаимодействие с окружающими, процесс социализации, развитие личности ребенка.

Данная образовательная область содержит в себе:

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Актуальность данной темы заключается в том, что новый ФГОС ДО даёт

возможность ребёнку с ЗПР получать дошкольное образование совместно со здоровыми детьми, что позволяет реализовать их потенциально эффективное совместное образование и развитие необходимых социально-коммуникативных навыков.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной

социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Социально-коммуникативное развитие - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений и направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. [8]

Формирование полноценной коммуникации особенно актуально для детей с отклонениями в развитии. Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенова и р). Также отмечают недостаточность развития общения у детей с ЗПР, его незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения.

Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются педагогами и психологами как «задержка психического развития». Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто

обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности [1].

В исследованиях, где затрагивается вопрос специфики развития общения у детей с ЗПР со взрослыми и сверстниками (Д.И. Бойков, Е.Е. Дмитриева, Т.О. Журавлева, О.В. Защиринская, Р.Д. Тригер), отмечается, что незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию познавательной деятельности. У таких детей чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, ситуативность, бедность речевого общения [9].

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях развития социально коммуникативных, волевых качеств личности детей с ЗПР:

- слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность;

- для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом;

- отмечается проявление синдрома гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии;

- измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении [3].

Таким образом, своеобразие детей с ЗПР состоит в замедленном темпе развития всех психических функций, в том числе и в функции общения.

В то же время целенаправленная коррекционная работа с детьми в дошкольном возрасте оптимизирует взаимоотношения ребенка со взрослым, позволяет успешно решать проблемы включения ребенка в окружающую среду (Е. Е. Дмитриева, Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева).

Для осуществления адекватного педагогического воздействие на развитие социально-коммуникативных навыков, необходимо иметь представление об уровне их сформированности у детей. Диагностикой уровней развития общения дошкольников со взрослыми и сверстниками, выявлением коммуникативных навыков занимались такие педагоги и психологи, как О.В. Дыбина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, Г.А. Урунтаева, Ю.В. Филиппова, Е.И. Щербакова, и другие.

Развитие социально-коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача формирования социально-коммуникативных навыков частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, учителем-дефектологом, воспитателем.

В то же время результаты опубликованных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что самостоятельно, без целенаправленного обучения, коммуникативная деятельность у детей с задержкой психического развития развивается со значительным отставанием по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Следовательно, необходимо создание в дошкольном учреждении специальных психолого -педагогических условий для развития социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР.

Таким образом, анализ исследований по изучаемой проблеме показал, что они касаются в большей мере психологических компонентов общения, а не педагогических аспектов проблемы. Методические разработки в области формирования коммуникативных навыков у детей с ЗПР в специальной литературе представлены недостаточно.

Проблема исследования заключается в обосновании условий, способствующих развитию социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с ЗПР, и ставит своей целью разработать методические рекомендации для педагогов по развитию социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006. - с. 67.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.

3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: 2009.

4. Воспитание детей с ЗПР в процессе обучения : сб. науч. тр. / под ред. Т.А. Власовой. М.: НИИ общей педагогики, 1981.

5. Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения со взрослыми шестилетних детей с ЗПР //Дефектология -1998- № 1.

6. Екжаева Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и вопитание - М., 2003.

7. Журнал «Воспитатель ДОУ» №3, №8. 2011

8. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 799-803.

9. Никашина Н.А. Обучение детей с ЗПР. - Смоленск, 1994. - с. 38 - 49.

10. Общение и речь : развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М.И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985.

11.Осипова Т. В. Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 547-549.

12.Ульенкова У.Ф. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 2000. - 184с.

13.Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003.

14.Шипицина Л.В. «Азбука общения» Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. М.:Детство - Пресс, 1998.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования, утвержденный приказом №1958 от 19.12.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.