Канд. экон. наук С. Н. Кукушкин
ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Масштабы экономического роста закладываются на его первом этапе - экономическом развитии. В настоящее время экономическое развитие формируется за счет технологических факторов. В статье обосновывается необходимость для реализации инновационного сценария национальной экономики России согласованных усилий как государства, так и бизнеса.
Ключевые слова и словосочетания: экономический рост, экономическое развитие, инерционный сценарий, энергосырьевой сценарий, инновационный сценарий.
Фактически с самого начала современного исторического этапа России в средствах массовой информации, в научной среде, в политических дискуссиях идет спор о путях и средствах развития России как государства в целом, так и национальной экономики в частности. Во многом споры сводятся к определению развития и к вопросу, кто должен инициировать этот процесс, который носит не только общественный, но и чисто научный характер.
Многие отечественные и зарубежные авторы, исследуя природу экономического развития, фактически рассматривают экономический рост. Поэтому есть необходимость раздельно рассмотреть эти две категории и выявить их взаимосвязь.
Экономическое развитие - это изменение качественного состояния системы в результате соединения факторов производства. Как правило, это происходит в результате замены живого (ручного) труда человека на овеществленный труд машины, только в каждый конкретный период времени (организационно-технологический цикл) это соединение носило различный характер. Изменение соединения факторов производства приводило не только к изменению производительности человеческого труда и качества товаров, но и к изменению форм и размеров бизнес-организаций, а также к изменению структуры рынка.
Экономический рост - это увеличение масштабов экономической системы и ее результатов. Он формируется в результате распространения передовых методов изготовления товаров (предоставления услуг) сначала среди бизнес-организаций одной отрасли или ограниченной группы, а затем среди организаций других отраслей. Таким образом, экономическое развитие выступает непременным, обязательным условием экономического роста.
Процесс формирования экономического развития можно представить как взаимодействие трех уровней (рис. 1). На микроэкономическом (нижнем) уровне срабатывают неформальные институты, одним из которых выступает предпринимательство. Для него естественным состоянием является применение инноваций. Именно в процессе разработки и применения инноваций по-иному соединяются факторы производства. Чтобы предприниматель мог при-
менить инновации, ему необходимы финансовые средства, которых у него нет. Такими средствами владеет собственник капитала, который в той или иной форме вкладывает средства в инновации (предпринимателя).
Для того чтобы эффективно работала связка «предприниматель - собственник», необходимы соответствующие макроэкономические институты, каковыми являются нормативные акты государства. Фактически государство имеет три основных инструмента регулирования экономических процессов: учетную ставку процента; налоги; госзакупки. Каждый из них по-разному влияет на экономические процессы и по-своему может быть использован на разных этапах экономического цикла. Для поддержки и активизации процесса экономического развития государством могут быть использованы налоги и госзакупки. В результате этого встречного взаимодействия происходит изменение структуры продуктовых рынков (мезоэкономический уровень).
Макроэкономический уровень
Государство
Мезоэкономический уровень
Микроэкономический уровень
Инновации
Предприниматель (предприятие) /-1-N - Собственник (владелец) капитала
Рис. 1. Процесс экономического развития как взаимодействие институтов
Особенностью формирующегося организационно-технологического цикла является то, что дальнейший рост будет осуществлен за счет применения новых технологий - нанотехнологий (нанотек) и более экономного использования материала как фактора производства. Другая особенность - более активное участие государства в формировании темпов и масштабов экономического развития. Принципиальное отличие нанотек от применяемых ныне технологических процессов состоит в изменении вектора изготовления от большего к меньшему на вектор от меньшего к большему (рис. 2). Это позволяет не только более полно использовать имеющиеся материалы, но и создавать материалы с заданными свойствами.
Кроме того, в формирующемся организационно-технологическом цикле большое значение играет конструирование изделий. Уже во второй половине двадцатого столетия было заметно, что изменение конструкции и свойств из-
делий происходит под влиянием изменения технологического процесса. В ближайшем будущем такой подход может только углубиться.
Изготовление традиционной Изготовление нанотек
технологией
Рис. 2. Вектор изготовления изделия традиционным способом и нанотек
Процесс конструирования протекает по двум основным направлениям:
- минимизация изделия (вес, габариты, потребляемая энергия и т. д.) при одновременной максимизации потребительских качеств, в том числе и ранее не свойственных;
- изготовление изделий из унифицированных комплектующих (принцип «лего»), применяемых для изготовления других товаров. Использование такого подхода в будущем позволит самому потребителю создавать необходимые ему модели с заданными свойствами.
Концепция-2020, которая представлена В. В. Путиным на заседании Госсовета в феврале 2008 г., рассматривает три сценария экономического роста России:
1. Инерционный сценарий - экспортно-сырьевая модель. Предусматривает замедление добычи и экспорта углеводородов, снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств и рост зависимости от импорта товаров и технологий. В этом случае темп роста ВВП снижается до 3,3% в год в 2011-2020 гг.
2. Энергосырьевой сценарий. Предусматривает ускоренное развитие и модернизацию энергосырьевых отраслей и транспорта, а также фрагментарную модернизацию высокотехнологичных секторов при отсутствии масштабного экспорта продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью. Темп роста ВВП в этом случае составит в среднем 5,3% в 2011-2020 гг.
3. Инновационный сценарий - создание эффективной национальной инновационной системы и реализация проектов в высокотехнологичных отраслях, повышение качества человеческого капитала, создание новых региональных центров развития. Рост экономики в 2011-2020 гг. может составить в среднем 6,6%. Необходимо увеличить долю высокотехнологичных секторов в ВВП с нынешних 10,5 до 17-20%, а долю нефтегазового сектора, наоборот, снизить с 22,1 до 11,8%. Число компаний, внедряющих инновации, должно увеличиться в четыре раза. Кроме того, ежегодно Россия должна увеличивать экспорт высокотехнологичной продукции на 15-20%, чтобы к 2020 г. он составил 60-100 млрд долларов (сейчас 6-8 млрд).
Основные результаты, которые могут быть получены до 2020 г. по каждому из трех сценариев, приведены в таблице.
Макроэкономические показатели сценариев развития* (темпы прироста, в %)
Показатель 2006 Инерционный сценарий Энергосырьевой сценарий Инновационный сценарий
2008- 2013- 2018- 2020/2007 2008- 2013- 2018- 2020/2007 2008 - 2013 - 2018 - 2020/2007
2012 2017 2020 2012 2017 2020 2012 2017 2020
ВВП 6,7 4,5 3,3 3,1 61 6,0 5,5 4,7 102 6,1 6,6 6,4 123
Реальные
располагаемые доходы 10,2 6,8 4,3 3,7 91 8,1 5,7 4,7 123 8,3 7,2 6,7 156
населения
Розничный
товарообо- 13,9 6,8 4,3 3,7 91 8,6 5,3 4,5 124 8,7 6,5 6,3 150
рот
Инвестиции 13,7 6,7 4,4 3,7 91 10,9 8,8 6,6 211 11 10,7 9,6 270
Экспорт, млрд долл. 303,9 5,6 4,2 4,1 83 347 433 538 51 348 439 564 60
Импорт, млрд долл. 164,7 316 376 446 92 342 484 603 163 340 503 669 195
Инфляция 9 7,5 6,1 4,0 111 6,2 4,8 3,4 90 5,6 4,5 3,3 85
Энергоемкость -2,8 -2,8 -1,7 -1,6 -24 -3,4 -2,8 -2,2 -32 -3,6 -3,9 -3,7 -39
Электроемкость -2,4 -1,6 -0,7 -0,4 -12 -1,9 -1,3 -1,3 -18 -2,1 -2,3 -2,70 -27
Производительность 6,2 4,8 4,3 3,9 75 6,2 6,5 5,8 119 6,3 7,5 7,1 138
труда
* Источник: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Проект МЭРТ РФ, 2007.
По мнению некоторых ученых, в Концепции-2020 содержатся некоторые просчеты1:
1. Разработчики Концепции ориентируются главным образом на экстенсивное наращивание основного капитала, которое служит основой роста производства. Тем самым в инновационный сценарий закладывается существенная инерционная составляющая. В результате темпы экономического роста по инновационному сценарию лишь немного отличаются от энергосырьевого. Недооцениваются возможности инновационного развития, связанные с освоением прорывных технологий. Разработчики исходят из гипотезы об опережающем росте импорта и снижении сальдо торгового баланса до отрицательных значений с середины прогнозного периода по всем трем сценариям. При этом по инновационному сценарию импорт увеличится почти вдвое, а экспорт вырастет всего лишь на 60%. Предполагается, что дефицит торгового баланса будет покрываться за счет иностранных инвестиций, чистый приток которых, по мнению разработчиков Концепции, возрастет с 50 млрд в 2010 г. до 180 млрд долларов в 2020 г. благодаря улучшению инвестиционного климата.
2. Перенос эффекта инновационного развития на вторую половину прогнозного периода. Это откладывание положительного эффекта опережающего роста инвестиционных и инновационных расходов.
3. На первые три года реализации Концепции предусматривалось замораживание и/или фактическое сокращение расходов на социальную сферу. Как известно, социальные инвестиции приносят эффект через какой-то лаг времени. Этот лаг необходим для осмысления и освоения произошедших изменений. Именно в научном секторе создаются и/или закладываются новые, прогрессивные технологии, а его опять оставили без средств существования. Если к этому прибавить «наследственную болезнь» отечественной промышленности - невосприимчивость новшеств и резкое старение научно-исследовательских кадров (это касается как академической науки, так и вузовской), то положение складывается катастрофическое.
4. В Концепции никак не отражено, как и какие инструменты государство хочет задействовать, чтобы реализовать инновационный сценарий.
5. Исходя из Концепции и других документов (а также из выступлений государственных деятелей и политиков), одной из главных задач российской экономики является обеспечение мирового рынка высококачественными товарами. А как же российский потребитель? Можно увидеть, что зарубежные компании в первую очередь ставят перед собой задачу первоначально удовлетворить потребности национального (своего) покупателя, а потом уже всех остальных. Это и тактически, и стратегически оправдано и эффективно.
6. Из выступлений политиков и бизнесменов складывается такое впечатление, что обеспечить экономическое развитие должно именно государство, а бизнес должен воспользоваться результатами этого процесса. Экономическое развитие (как и рост экономики) возможно только тогда, когда госу-
1 См.: Глазьев С. Ю. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ // Социально-экономическая и финансовая политика России в процессе перехода на инновационный путь развития : материалы Международной научно-практической конференции. - М. : ВЗФЭИ, 2008.
дарство и бизнес «идут встречными курсами». Государство формирует (или обеспечивает формирование) соответствующие институты, а бизнес обеспечивает иное соединение факторов производства.
7. Двадцать лет современной экономики России позволили сформировать класс собственника, который в своих руках сконцентрировал значительную часть капитала. Но все дело в том, что процесс первоначального накопления пришелся на 1990-е гг., когда не соблюдались ни мораль, ни закон. Именно в этот период новый российский капитал готов был рисковать, «играть на грани фола». Сегодня он поставил себе задачу сохранить свой капитал.
Таким образом, в конце 1980-х гг. российский предприниматель (в классическом понимании), не сформировавшись, практически перестал существовать. Сегодня мы имеем собственника, но нет ни предпринимателя, ни менеджера. То есть классический процесс, когда предприниматель с течением временем становится собственником, не состоялся.
8. Другое заблуждение, которое существует в обществе, касается нано-технологий. Бытует мнение, что нанотек сформирует новую отрасль экономики. Все дело в том, что нанотек - это способ (метод) изготовления традиционных продуктов. Эксплуатируя новые способы и методы изготовления товаров и переработки сырья (материалов), мы можем получить уже привычные нам продукты с совершенно иными качествами, но это будут не новые конструкции. Вторая половина XX столетия показывает, что век конструкций прошел, теперь больше стоит вопрос не «что делать?», а «как делать?». Если нанотек -это одно из перспективных направлений развития технологий, то второе направление - это формирование товаров по принципу «лего», т. е. из набора типовых унифицированных деталей (которые с одинаковым успехом могут использоваться как в мясорубке, так и в космическом корабле) можно собирать любые товары с любым набором потребительских свойств. Все будет зависеть от фантазии производителя, да и самого потребителя.
Одна из ролей современного государства в экономике - это прямая или косвенная поддержка отраслей, которые могут обеспечить экономическое развитие и дальнейший экономический рост национальной экономики. В Кон-цепции-2020 даже намека нет, какая отрасль может обеспечить эффективное внедрение и использование передовых технологий, тем самым обеспечив экономическое развитие и дальнейшее распространение технологий в другие отрасли. Все это вместе повышает риски невыполнения задуманного, а единственный сценарий, который реализует российская экономика, - инерционный.
Чтобы реализовать Концепцию, только усилий государства мало. Бизнес не должен ждать, когда ему подскажут, помогут, направят, профинансируют и т. д.
К государственным мерам относятся:
1. Изменение налоговой политики - установление налоговых льгот для предприятий, разрабатывающих и реализующих инновации, внедряющих новую технику в производственный процесс и т. д.
2. Замораживание тарифов на энергоносители (это необходимо было сделать сразу).
3. Усиление государственного финансирования науки и образования. Следует предоставить налоговые или иные льготы предприятиям, финанси-
рующим в каких-либо формах научные и учреждения высшего профессионального образования.
4. Изменение кредитной политики. Необходим обязательный (принятие законодательного акта) переход от антисипативного (предварительного начисления процентов) способа выплаты кредита к декурсивному (процентные платежи начисляются по факту (в конце периода) возврата кредита). Это позволит снизить уровень инфляции, повысить спрос на кредиты как со стороны населения, так и предприятий.
5. Создание условий для формирования условий и деятельности венчурного капитала.
6. Формирование институтов, которые бы учитывали особенности ценообразования инновационной продукции.
7. Формирование национальной системы подготовки и повышения квалификации кадров. Экономика знаний - это система хозяйствования, которая опирается на высококвалифицированные кадры. Поэтому низовым звеном получения профессионального образования должен стать техникум (колледж), т. е. среднее специальное профессиональное образование.
8. Реформирование оплаты труда. Государство должно инициировать процесс реформирования оплаты труда из расчета, чтобы минимальная часовая ставка оплаты живого труда была выше часов «труда» машины.
Меры предприятия включают:
1. Изменение подходов к оплате труда. Работник должен быть уверен в том, что его зарплата будет реально повышаться в зависимости от затрачиваемых им усилий. Это требует также изменения политики управления персоналом, карьерой работника.
2. Создание специализированных научно-учебных производственных центров. Это позволит повышать уровень знаний и их использования на предприятии, участвовать в подготовке будущих кадров, отбирать перспективных работников из числа студентов.
3. Модернизацию процессов управления предприятием, чтобы они обеспечивали разработку и применение инноваций.
4. Модернизацию финансовой системы предприятия: создание специальных фондов (бюджетов) финансирования НИОКР, технического перевооружения и т. д.
Только при условии, что бизнес будет искать пути и средства для обновления, а государство его в этом поддерживает, возможно обновление российской экономики и ее экономическое развитие.
Список литературы
1. Гарнов А. П., Казакова Р. П., Кукушкин С. Н. Модернизация промышленной политики на современном этапе // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 5 (35).
2. Кукушкин С. Н. Организационно-технологическое развитие. - Курск : Редакция журнала научных публикаций аспирантов и докторантов, 2010.