Научная статья на тему 'Особенности составов налоговых преступлений по уголовному кодексу Российской Федерации'

Особенности составов налоговых преступлений по уголовному кодексу Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1555
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / TAXES / СБОРЫ / FEES / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIMINAL RESPONSIBILITY / НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / TAX OFFENSES / ПРЯМОЙ УМЫСЕЛ / SPECIFIC INTENT / ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОЕ ДЕЯНИЕ / SOCIALLY DANGEROUS ACT / COMPOSITION OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синичкин Андрей Аркадьевич, Сергеева Алёна Валерьевна

Проанализированы составы уголовных преступлений, квалифицируемых по статьям неуплаты налогов. Рассмотрена проблема привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE COMPOSITION OF TAX CRIMES UNDER THE CRIMINAL CODE OF RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the analysis of the composition of criminal crimes that qualify to pay taxes. The problem of criminal prosecution on tax crimes is considered.

Текст научной работы на тему «Особенности составов налоговых преступлений по уголовному кодексу Российской Федерации»

СИНИЧКИН Андрей Аркадьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии и правоохранительных органов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: sianar@bk.ru

СЕРГЕЕВА Алёна Валерьевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: alenaserge@yandex.ru

SINICHKIN, Andrei Arkadevich - Candidate of Laws, Associate Professor of Department of criminology and law enforcement. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sianar@bk.ru

SERGEEVA, Alena Valerievna - Graduate student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: alenaserge@yandex.ru

уцк 343.359.2

особенности составов налоговых преступлении по уголовному кодексу российской федерации

А.А. синичкин, А.В. сергеева

Проанализированы составы уголовных преступлений, квалифицируемых по статьям неуплаты налогов. Рассмотрена проблема привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям.

Ключевые слова: налоги; сборы; состав преступлений; уголовная ответственность; налоговые правонарушения; прямой умысел; общественно опасное деяние.

A.A. Sinichkin, A.V. Sergeeva. FEATURES OF THE COMPOSITION OF TAX CRIMES UNDER THE CRIMINAL CODE OF RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the analysis of the composition of criminal crimes that qualify to pay taxes. The problem of criminal prosecution on tax crimes is considered.

Keywords: taxes; fees; the composition of crime; criminal responsibility; tax offenses; specific intent; a socially dangerous act.

Ст. 8 Уголовного кодекса установлено, что основанием привлечения к уголовной ответственности является обязательное наличие всех признаков состава уголовного (в нашем случае налогового) преступления [3].

Если в составе преступления отсутствует любой из признаков - уголовной ответственности быть не может. Важно понимать, что именно входит в состав налогового преступления в каждой из статей УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за неуплату налогов и сборов. Состав любого уголовного преступления, в том числе и по неуплате налогов, является единственным основанием уголовной ответственности.

Состав уголовного преступления формируют четыре обязательных элемента:

- объект преступления - это, то на что направлено общественно опасное деяние;

- объективная сторона преступления - это описанные в той или иной статье Уголовного кодекса признаки конкретного преступления. Они характеризуют сам процесс совершения данного общественно опасного деяния, т.е. описывают преступление;

- субъект преступления - физическое лицо, которое и совершило преступление;

- субъективная сторона преступления -отношение преступника к содеянному и его последствиям, его внутренние переживания. Субъективная сторона выражается в различных формах вины: в прямом умысле (ч. 2 ст. 25 УК РФ), косвенном умысле (ч. 3 ст. 25 УК РФ), легкомыслии (ч. 2 ст. 26 УК РФ), небрежности (ч. 3 ст. 26 УК РФ).

Наряду с виной в отдельных преступлениях субъективная сторона характеризуется также мотивом и целью совершения преступления.

Рассмотрим особенности составов налоговых преступлений по УК РФ. Начнем с состава налогового уголовного преступления по ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица».

Объектом налогового преступления по ст. 198 УК РФ выступают общественные экономические отношения, основанные на принципе добропорядочности субъектов экономической деятельности. Конституционная обязанность каждого платить законно установленные нало-

74

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. № 2(12)

ги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) [1]. Предмет преступления - налоги, сборы.

Объективная сторона налогового преступления по ст. 198 УК РФ включает два способа совершения данного налогового преступления физическим лицом (в том числе индивидуальным предпринимателем): непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно, и включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Иные способы уклонения физического лица от уплаты налогов и сборов не влекут за собой уголовной ответственности, т.е. декри-минализованы. Неуплата налога без использования названных в ст. 198 УК способов считается налоговым правонарушением (ст. 122 Налогового кодекса) [2].

Субъект налогового преступления по ст. 198 УК РФ - это вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста, как и имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации.

Если лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо, уклонялось от налогов, то его действия квалифицируются по ст. 198 как исполнителя данного преступления. Действия иного лица квалифицируются по ч. 4 ст. 34 УК РФ как его пособника, если он осознавал, что участвует в уклонении от уплаты налогов, и его умыслом охватывалось совершение этого преступления (п. 6 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64) [4].

Субъективная сторона налогового преступления по ст. 198 УК РФ - налоговое преступление совершается с прямым умыслом, при котором физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), сознавая общественную опасность своих действий, желает уклониться от уплаты налогов и сборов способами, указанными в ст. 198 Уголовного кодекса.

Рассмотрим состав налогового уголовного преступления по ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Объект налогового преступления по ст. 199 УК РФ аналогичен объекту преступления в ст. 198. Предмет преступления - налоги, сборы.

Объективной стороной налогового преступления по ст. 199 УК РФ является уклонение от уплаты налогов и сборов способами, аналогичными способам, изложенным в ст. 198 УК РФ.

К субъектам налогового преступления по

ст. 199 УК РФ могут быть отнесены: руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер, бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера, в обязанности которых входит подписание отчетных документов, представляемых в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов. К числу субъектов могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера.

Субъективная сторона налогового преступления по ст. 199 УК РФ - прямой умысел, т.е. когда лицо, сознавая общественную опасность своих действий, желает уклониться от уплаты налогов и сборов способами, указанными в ст. 199 Уголовного кодекса.

Перейдем к составу налогового уголовного преступления по ст. 199.1 УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента».

Бюджет государства формируется за счет сбора налогов. Поэтому можно сказать, что объектом налогового преступления по ст. 199.1 УК РФ являются финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, поступление которых обеспечивается налоговыми агентами.

Объективной стороной налогового преступления по ст. 199.1 УК РФ будут неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов в бюджет (государственный внебюджетный фонд), совершенном в крупном размере. Объективная сторона неисполнения налоговым агентом своих обязанностей, в частности, состоит в том, что он игнорирует возложенные на него нормами Налогового кодекса обязанности. Объективная сторона преступления характеризуется чаще всего бездействием. Преступление имеет место тогда, когда указанные деяния виновный совершает в личных интересах, например, вместо того чтобы перечислить сумму налога в бюджет, виновный использует данные средства на собственные нужды, для расчетов с контрагентами и т.п.

Субъект налогового преступления по ст. 199.1 УК РФ - вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, являющееся индивидуальным предпринимателем, руководителем, главным бухгалтером организации, на которых возложено исполнение обязанностей налоговых агентов, а также иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, выполняющее обязанности

руководителя или главного бухгалтера (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Субъективная сторона налогового преступления по ст. 199.1 УК РФ аналогично предыдущим ст. 198 и 199 Уголовного кодекса - это прямой умысел. Субъект преступления, сознавая общественную опасность своих действий, желает уклониться от исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов в качестве налогового агента, способами, указанными в ст. 199.1 Уголовного кодекса.

И наконец, состав налогового уголовного преступления по четвертой, завершающей статье - ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или)сборов».

Объектом налогового преступления по ст. 199.2 УК РФ будут финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет денежных средств и имущества налогоплательщиков-недоимщиков. Под недоимкой, согласно ч. 2 ст. 11 НК РФ, понимается сумма налога, неуплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Предмет преступления - денежные средства, как наличные, так и безналичные, а также иное имущество.

Объективной стороной налогового преступления по ст. 199.2 УК РФ будет сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам (сборам). Сокрытие физическим лицом (независимо от того, является ли оно индивидуальным предпринимателем) имущества, предназначенного для повседневного личного пользования данным лицом или членами его семьи, состава преступления не образует (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Субъектами налогового преступления по ст. 199.2 УК РФ выступают индивидуальные предприниматели, руководители и лица, выполняющие управленческие функции в организации, в том числе выступающие в роли налоговых агентов, а также собственники организации.

Субъективная сторона налогового преступления по ст. 199.2 УК РФ. Исходя из анализа состава налоговых преступлений, отметим, что обязательным элементом состава этой ка-

тегории уголовных преступлений является наличие прямого умысла при уклонении от уплаты налогов с целью полной или частичной их неуплаты. Этот момент может наличествовать весь прочий состав налогового преступления, но если нет прямого умысла - нет и уголовно наказуемого деяния по ст. 198 - 199.2 УК.

Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. В свою очередь, преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. Если неуплата налогов произошла в результате арифметической ошибки, то понятно, что прямой умысел отсутствует. Если руководитель, не желая платить налоги, дал указание главному бухгалтеру исказить налоговую отчетность, занизив суммы налогов, утвердил своей подписью и печатью искаженные отчеты, и все это доказывается показаниями свидетелей и главного бухгалтера - то это и будет прямым умыслом. Главный бухгалтер в этой ситуации вполне может стать соучастником, либо, при верной линии поведения, избежать уголовной ответственности (ст. 42 УК РФ).

Доказывание прямого умысла в налоговых преступлениях достаточно проблемно, если лица, непосредственно участвовавшие в процессе уклонения от уплаты налогов, и свидетели этого процесса не дадут необходимых для следствия показаний.

Порой налоговым преступлениям сопутствуют такие деяния, как хищение, присвоение, растрата и подобные им. В этих случаях уклонение от налогов будет совершаться с косвенным умыслом, т.е. субъект понимал и предвидел, что налог не будет уплачен, не желал, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.

Большое число уголовных дел по налоговым преступлениям не доходит до обвинительного приговора суда именно по причине отсутствия либо недоказанности прямого умысла в уклонении от уплаты налогов (сборов).

список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. М.: Эксмо, 2013.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 г.: федер. закон Рос. Федерации. № 108-ФЗ от 07.06.2013 г. М.: Эксмо, 2013. 673 с.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г.: федер. закон № 59-ФЗ от 05.04.2013 г. М.: Эксмо, 2013. 253 с.

76

вестник Российского университета кооперации. 2013. № 2(12)

4. О практике применения судами уголов- налоговые преступления: постановление Плену-ного законодательства об ответственности за ма Верховного Суда Российской Федерации от

28.12.2006 № 6.

СИНИЧКИН Андрей Аркадьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии и правоохранительных органов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: sianar@bk.ru

СЕРГЕЕВА Алёна Валерьевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: alenaserge@yandex.ru

SINICHKIN, Andrei Arkadevich - Candidate of Laws, Associate Professor of Department of criminology and law enforcement. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sianar@bk.ru

SERGEEVA, Alena Valerievna - Graduate student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: alenaserge@yandex.ru

уцк 342

обеспечение общественной безопасности как обязанность сильного государства

М.с. тимофеев

Анализируется содержание принятой Концепции общественной безопасности. Обосновывается тезис о том, что сильное государство обязано обеспечить высокий уровень общественной безопасности.

Ключевые слова: общественная безопасность; сильное государство; обеспечение общественной безопасности; обязанность государства; эффективность; общественное развитие; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

M.S. Timofeev. PUBLIC SECURITY AS AN OBLIGATION OF A STRONG STATE

The article is devoted to analysis of the content of the adopted Concept of Public Security. In the article we prove the thesis that a powerful state is obliged to provide a high level of public security.

Keywords: public security, a powerful state, public security providing, state duty; efficiency; social development; the National Security Strategy of the Russian Federation.

В критериальных оценках разрабатываемого юридической наукой теоретического конструкта «сильное государство» важное место отводится такому признаку, как степень управляемости государством общественными процессами. «Без эффективного, умело управляющего государства, - отмечал академик Б.Н. То-порнин, - невозможно добиться подъема экономики, преодолеть преступность, сохранить и уберечь единство и целостность страны, обеспечить права человека, обеспечить права человека и достойный уровень жизни общества» [3, с. 22].

Эффективность общественного развития и управления этими процессами требуют как необходимую гарантию создание надлежащих условий безопасности. Поэтому обеспечение общественной безопасности следует рассматривать как обязанность сильного государства,

способного формировать концептуально-стратегические основы практической деятельности системы обеспечения общественной безопасности.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента России от 12 мая 2009 г. № 537 [2] в разделе IV «Обеспечение национальной безопасности» в самой общей форме говорится о целях общественной безопасности, о необходимости сохранения гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. На фоне растущих этноконфессиональных конфликтов, роста экстремизма, преступности по отдельным направлениям и техногенных катастроф этот пробел становится очень заметным. Государство обязано эффективно регулировать общественные отношения в этой сфере, совершенствовать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.