Научная статья на тему 'Особенности составления контрольного теста'

Особенности составления контрольного теста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕСТИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ / РАЗРАБОТКА ТЕСТА / ФОРМА ЗАДАНИЯ / СТРУКТУРА ТЕСТА / СОДЕРЖАНИЕ ТЕСТА / ПРИНЦИП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турикова Елизавета Александровна

В статье рассмотрены основные этапы составления контрольных тестов при проверке умений и навыков учащихся. Дан ряд правил, разобраны основные этапы конструирования педагогических тестов во избежание ошибок, способных привести к снижению качества контрольного инструмента. Также в статье представлены основные принципы и правила включения учебного материала в содержание тестовых заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of check test preparation

The article considers the main stages of test preparation when checking skills of students. A set of rules is provided as well as the basic stages of composing pedagogical tests are analyzed in order to avoid errors which can lead to reducing quality of control tool. The basic principles and rules of inclusion of training material into the content of the test tasks are also presented.

Текст научной работы на тему «Особенности составления контрольного теста»

УДК 808.2

Особенности составления контрольного теста

© Е. А. Турикова

Московский государственный областной университет, Москва, 105005, Россия

В статье рассмотрены основные этапы составления контрольных тестов при проверке умений и навыков учащихся. Дан ряд правил, разобраны основные этапы конструирования педагогических тестов во избежание ошибок, способных привести к снижению качества контрольного инструмента. Также в статье представлены основные принципы и правила включения учебного материала в содержание тестовых заданий.

Ключевые слова: тестирование, контроль, разработка теста, форма задания, структура теста, содержание теста, принцип.

В теории и практике тестологии сложился ряд правил, которые необходимо соблюдать составителю, чтобы избежать многих ошибок, приводящих к необъективным результатам тестирования [1, с. 55].

Задача и цель тестирования. Приступая к конструированию теста, в первую очередь необходимо определить задачу данного вида тестирования, будь то контроль уровня подготовки учащихся, практическое обучение или самоконтроль.

Целью учебной деятельности является формирование умений и навыков на основе полученных и уже имеющихся знаний в той или иной предметной области.

Основная цель любого коммуникативного теста — выяснить, в какой мере выполняющие тест овладели теми или иными коммуникативными навыками, определить уровень сформированности коммуникативной компетенции в процессе обучения.

Чтобы разработать эффективный измерительный инструмент оценки знаний и обеспечить качество составленного теста, необходимо правильно определить его задачи.

План теста. После того как были определены задачи и цели тестирования, необходимо разработать план теста. Он должен представлять собой систему заданий, в которой при помощи минимального количества вопросов можно отобразить наиболее важные элементы содержания [2, 3]. Лучше избегать включения в тест малозначимых и формальных заданий, которые не дадут четкого определения уровня подготовки учащихся.

Задания теста. Разработка тестовых заданий требует тщательного отбора. При этом, приступая к планированию содержания теста, следует заранее обратить внимание:

1) на количество заданий, проверяющих усвоение материала;

2) наиболее подходящую форму представления задания;

3) уровень трудности заданий и соответствие между ними;

4) оптимальное время для выполнения каждого задания или теста в целом.

Спецификация. Документ, содержащий информацию о целях, задачах, плане и структуре теста, называется спецификацией и включает в себя определение основных требований к правилам проведения тестирования и их объяснение. Спецификация может быть как краткой, определяющей структуру, содержание проверки, соотношение заданий в тесте, так и развернутой.

По мнению Т.А. Кабановой и В.А. Новикова [1, с. 65], в структуру спецификации теста можно включить такие основные позиции, как:

1) основные цели тестирования и назначение теста;

2) перечень нормативных документов (государственный образовательный стандарт, требования к минимуму содержания и др.);

3) перечень базовых учебников, учебных программ и др.;

4) описание контингента испытуемых;

5) уровень проверки знаний, умений, навыков, компетенций;

6) количество заданий различных форм;

7) соотношение заданий, направленных на контроль разных уровней учебной деятельности;

8) механизм оценки выполнения заданий;

9) рекомендуемое время на выполнение отдельных заданий и теста в целом;

10) обеспечение валидности и надежности теста и др.

Структура теста. Н.Г. Азимов и А.Н. Щукин понимают под

структурой «внутреннюю организацию языка как семиотическую систему» [4, с. 296]. Структура педагогического теста — это некая строгая конструкция, состоящая из определенных частей, которые в совокупности представляют собой единое целое. В состав входят как сами тестовые задания, так и правила их применения и оценивания.

Структура теста формируется в соответствии с поставленными целями и задачами, которые определены государственным стандартом специальности и зафиксированы в программе данной дисциплины, утвержденной кафедрой, обеспечивающей ее планомерное изучение.

Обычно структура теста являет собой единство двух составляющих субкомпонентов: информационной и операционной.

Информационная часть — это ясно, четко и просто сформулированная инструкция. Другими словами, в ней реализуются указания того, что требуется от испытуемого. Операционная часть состоит из определенного количества пронумерованных заданий или вопросов.

Задания в тесте должны располагаться по нарастающей трудности, т. е. в начало теста включаются легкие задания, затем более сложные. Эта стратегия объясняется тем, что слабым учащимся дают возможность выполнить какое-то количество заданий, соответствующих их уровню знаний.

Содержание теста всегда непосредственно связано с содержанием учебной дисциплины.

Чем полнее тест передает ее общее содержание, тем увереннее можно говорить о содержательной валидности теста. Его содержание должно отображать самое главное из того, что студенты должны усвоить в процессе обучения. Необязательно, чтобы все аспекты изучаемой дисциплины входили в тест.

Содержание теста необходимо дифференцировать, оно должно включать несколько трудностей. В противном случае тест будет ограниченным, с его помощью нельзя будет адекватно измерять знания учащихся.

Количество правильно выполненных заданий в тестовой форме свидетельствует о степени компетентности студентов в рамках изучаемого курса. Основные принципы и правила включения того или иного учебного материала в содержание тестовых заданий были четко сформулированы В.С. Аванесовым [5, с. 153].

Принцип значимости включаемого материала. В содержание теста необходимо включать только те элементы учебной дисциплины, которые считаются наиболее важными в процессе ее изучения.

Принцип научной достоверности. В тест включают только ту информацию по изучаемому предмету, которая является научно обоснованной, имеет четкое и истинное объяснение. Тест не должен содержать никакой спорной информации и разных точек зрения, поэтому необходимо тщательно обдумывать каждое конструируемое задание и разрабатываемые варианты ответов к нему, исключая возможность нескольких правильных решений.

Принцип соответствия содержания теста уровню современного состояния науки. Тест должен строиться не только на основе достоверного научного материала, но и на современных достижениях науки. Необходимо использовать и адаптировать актуальные научные материалы. Главная трудность применения данного принципа состоит в опосредованной связи содержания теста с уровнем развития науки.

Принцип репрезентативности. Значимость представленных элементов содержания, а также их полнота должны быть достаточными для получения объективных результатов контроля. При создании теста отображают то основное, что свидетельствует об уровне подготовленности и компетентности учащихся в изучаемой области, поэтому не следует забывать о наиболее важных и значимых сторонах изучаемого предмета.

Принцип возрастающей трудности. Задания, входящие в содержание теста, должны быть выстроены по нарастающей трудности, что позволяет проверить знания студентов на разных уровнях, начиная с более легкого и заканчивая сложным материалом. Учащиеся,

способные ответить правильно на сложные вопросы, соответственно смогут дать правильные ответы и при выполнении легких заданий.

Принцип вариативности содержания подразумевает разработку нескольких вариантов тестов и вытекает из принципа репрезентативности. С одной стороны, содержание конструированного теста должно от контингента испытуемых, т. е. необходимо синтезировать отбираемые задания и разработать несколько вариантов учебных тестов, соответствующих различному уровню всех студентов в смешанных группах.

С другой стороны, несколько вариантов теста используют во избежание утечки информации, когда после первого проведения теста его содержание стало известно учащимся из других групп. При этом создаваемые варианты должны быть параллельными и включать в себя похожие, но не одинаковые задания равной трудности.

Принцип системности содержания. Все задания должны быть взаимосвязаны, объединены общей структурой знаний и строго систематизированы.

Принцип комплексности и сбалансированности содержания теста. Задания для теста должны комплексно отобразить ключевое содержание учебной дисциплины и основной теоретический материал, соответствующий требованиям. Необходимо сконструировать такой тест, чтобы задания, входящие в его содержание, всесторонне отражали пройденные темы учебного курса.

Принцип взаимосвязи содержания и формы. Рассматривая данный принцип, В.С. Аванесов говорит о связи тестов с искусством, ибо только настоящий шедевр представляет собой законченное содержание с вполне соответствующей ему формой. Так же и лингво-дидактический тест можно считать результатом соединения содержания заданий с наиболее подходящей для них формой. В форме тестов наиболее четко определяется содержания задания. При этом уже на стадии разработки контрольный инструмент начинает приобретать свою форму, свидетельствуя о том, что вне формы тестовых заданий существование как теста, так и его содержания невозможно.

Экспертиза и апробация. Еще одним необходимым этапом разработки теста является независимая экспертиза его качества и апробация.

С помощью экспертизы проверяют и дают оценку разработанным тестам, убеждаются в отсутствии серьезных ошибок. При необходимости эксперт предоставляет рекомендации для исправления имеющихся недочетов. В ходе экспертизы учитывают следующие критерии:

1) полнота отображения содержания изучаемого предмета в тесте;

2) полнота отображения требований образовательного стандартам в тестовых заданиях;

3) учет значимости содержания заданий теста для достижения основных целей контроля;

4) четкость выражения форм предлагаемых заданий;

5) точная формулировка заданий и ответов;

6) распределение заданий соответственно уровню знаний и др. [1, с. 148-149].

Тестовые задания должны обязательно проходить апробацию, получить одобрение на использование предлагаемого вида контроля [6]. Апробация теста включает в себя следующие этапы:

1) формирование репрезентативной, или представительной, группы испытуемых;

2) проведение апробационного тестирования, а именно: разработку инструкции по проведению теста; предъявление теста отобранным испытуемым; получение результатов проведенного тестирования;

3) статистическую обработку результатов тестирования, по итогам которой можно получить характеристику заданий и теста в целом;

4) анализ характеристики заданий и теста в целом, а также их коррекцию.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кабанова Т.А., Новиков В.Н. Тестирование в современном образовании. Учебное пособие для вузов. Москва, Высшая школа, 2010, 381 с.

[2] Аванесов В.С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического тестирования. Дисс. ... д-ра пед. наук. Москва, 1999, 339 с.

[3] Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. Москва, 2008, 752 с.

[4] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Научно-методическое издание. Москва, Икар, 2010, 448 с.

[5] Аванесов В.С. Форма тестовых заданий: Учебное пособие для вузов и колледжей. Москва, Центр тестирования, 2005, 155 с.

[6] Андриеш В.А. Педагогическое тестирование как средство повышения качества профессиональной подготовки студентов в вузе: на материале подготовки педагогических кадров. Дисс. ... канд. пед. наук. Орел, 2009, 204 с.

Статья поступила в редакцию 30.12.2014

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Турикова Е.А. Особенности составления контрольного текста. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 5. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/edu/ pedagog/246.html

Турикова Елизавета Александровна — старший преподаватель кафедры иностранных языков МГОУ. Аспирант Университета Российской академии образования. Автор четырех статей и монографии в области педагогического тестирования. e-mail: lizatyrikova@mail.ru

ЕА. Турикоeа

Specifics of check test preparation

© E.A. Turikova

Moscow State Regional University, Moscow, 105005, Russia

The article considers the main stages of test preparation when checking skills of students. A set of rules is provided as well as the basic stages of composing pedagogical tests are analyzed in order to avoid errors which can lead to reducing quality of control tool. The basic principles and rules of inclusion of training material into the content of the test tasks are also presented.

Keywords: testing, control, test preparation, test task, test structure, content of the test, principles.

REFERENCES

[1] Kabanova T.A., Novikov V.N. Testirovanie v sovremennom obrazovanii [Testing in the Modern Education]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2010, 381 p.

[2] Avanesov V.S. Metodologicheskie i teoreticheskie osnovy testovogo pedagogicheskogo testirovaniya [Methodological and Theoretical Basis of Pedagogical Testing]. Dr. of Ped. Sci. thesis. Moscow, 1999, 339 p.

[3] Schukin A.N. Lingvodidakticheskiy enciklopedicheskiy slovar [Linguo-Didactic Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 2008, 758 p.

[4] Azimov E.G., Schukin A.N. Novyy slovar metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [The New Dictionary of Terms and Concepts (The Theory and Practice of Language Teaching)]. Moscow, Ikar Publ., 2010, 448 p.

[5] Avanesov V.S. Forma testovykh zadaniy [The Form of Test Tasks]. Moscow, Tsentr testirovaniya Publ., 2005, 155 p.

[6] Andriesh V.A. Pedagogicheskoe testirovanie kak sredstvo povysheniya kachestva professionalnoy podgotovki studentov v vuze: na materiale podgotovki pedagogicheskikh kadrov [The Teacher Testing as a Means of Improving the Quality of Professional Students' Training at Institutions of Higher Education: on the Material of Teacher Training]. Cand. of Ped. Sci. thesis. Orel, 2009, 204 p.

Turikova E.A., senior teacher at the Department of Foreign Languages of Moscow State Regional University. Ph. D. student at the University of the Russian Academy of Education. The author of 4 scientific papers and a monograph in the field of pedagogical testing. e-mail: lizatyrikova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.