Научная статья на тему 'Особенности сохранения исторически этнокультурной идентичности и культурной дистанции осетин: РСО Алании, Южной Осетии и Кахетии'

Особенности сохранения исторически этнокультурной идентичности и культурной дистанции осетин: РСО Алании, Южной Осетии и Кахетии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
545
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / МИГРАЦИЯ / ОКУЛЬТУРАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / МОНОЭТНИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ДИСТАНЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гиголаева М. Ш.

В статье затрагивается этнопсихологический аспект проблемы сохранения исторической этнокультурной идентичности и культурной дистанции осетин РСО-Алании, Южной Осетии и Грузии. Приводятся и анализируются эмпирические данные о различии в понимании главного смысла жизни, понимании готовности к браку, важных качествах своего избранника (избранницы) при заключении брака, моральной, психофизиологической близости, времени решения вопроса для узнавания человека и замужества (женитьбы). Указывается, что опрошенные в эмпирическом исследовании респонденты в Кахетии (Грузия) и Южной Осетии, подчеркивали строгость и последовательность ряда национальных обычаев и ритуалов. Именно это служит генератором поддержания этнической специфики традиционно-национального уклада и этнодифференцирующими факторами формирования этнической идентичности осетинского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности сохранения исторически этнокультурной идентичности и культурной дистанции осетин: РСО Алании, Южной Осетии и Кахетии»

УДК 39

М.Ш. Гиголаева

ОСОБЕННОСТИ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И КУЛЬТУРНОЙ ДИСТАНЦИИ ОСЕТИН: PCO АЛАНИИ,

ЮЖНОЙ ОСЕТИИ И КАХЕТИИ

В статье затрагивается этнопсихологический аспект проблемы сохранения исторической этнокультурной идентичности и культурной дистанции осетин PCO-Алании, Южной Осетии и Грузии. Приводятся и анализируются эмпирические данные о различии в понимании главного смысла жизни, понимании готовности к брак}', важных качествах своего избранника (избранницы) при заключении брака, моральной, психофизиологической близости, времени решения вопроса для узнавания человека и замужества (женитьбы). Указывается, что опрошенные в эмпирическом исследовании респонденты в Кахетии (Грузия) и Южной Осетии, подчеркивали строгость и последовательность ряда национальных обычаев и ритуалов. Именно это служит генератором поддержания этнической специфики традиционно-национального уклада и этнодифференцирующими факторами формирования этнической идентичности осетинского народа.

Ключевые слова: этнос, миграг^ия, окультурацш, этническая идентичность, этнические стереотипы, моноэтничность, этнокультурная идентичность и дистанция.

В многовековой истории в вопросе о генезисе осетинского этноса до сих пор остается много неясного и спорного. Однако исследователи, занимавшиеся историей этнической принадлежности осетин, не оспаривают тот факт, что осетины являются прямыми потомками скифо-сармато-аланских племен. Одним из доказательств скифского происхождения осетин является идентичность языков.

Следует подчеркнуть, что в своих научных трудах [1, с.88] прямо говорит: осетинский язык - resp. «Скифский» язык.

Нужно признать, что многие этнические и исторические истоки показывают родство скифо-сармато-алано-осетинских этносов и идентичность обычаев, ритуалов и традиций, сохранившихся по сей день в осетинском этносе. Например, обычаи и ритуалы:

1) обычай посвящения коня покойнику [8, с.96];

...почетный бокал (Нуазан). Этот обычай стал общеосетинским и его строго придерживаются все осетины, осетинские семьи;

...дружба, братания (Ардхарын). В начале этот обычай у скифов описывают [4, с.70], потом [8, с.96]. Этот обычай до сих пор высоко чтится у осетин: оказывают моральную и материальную поддержку и помощь друг другу в горе и радости;

...уважение к женщине (особенно к матери). Как сообщает [9, с.45], всадник, встретившийся с женщиной, должен сойти с лошади еще до того, пока не равняется с нею, и пропустить ее мимо себя, а потом только продолжать свой путь;

...почтение предков и старших. Оскорбление святой памяти предков у осетин вызывает до настоящего времени кровную месть.

Основой социального быта осетин служит уважение к старикам и вообще к людям пожилых лет. Учтивость никогда не нарушается, соблюдается с особой строгостью. Авторитетность и безупречность доброго имени старшинства - огромный почет у осетин. [10, с. 169]

...уважение чести и достоинства женщины. У осетин оскорбление чести женщины считается оскорблением всего рода, клана и нации и не остается безнаказанной, а иногда влечет за собой кровную месть.

123

...наравне с уважением матери, почтением стариков, чести женщины и кровной мести стоит святой обычай и закон - гостеприимство. Осетины строго соблюдают законы гостеприимства, и почти нет примеров, чтобы кто-нибудь нарушил их или обидел своего гостя [5, с. 127];

...скромность при всяких взаимоотношениях, неподкупность, преданность...

... любовь и преданность Родине и т.д. ...

Не вызывает никакого сомнения, что Нартовский эпос раскрывает объективную этническую картину идентичности скифо-сармато-алано-осетинских народов, их этнические законы, нравственные понятия и нормы поведения, конфликты, идеалы, традиции и т.д.

Опираясь на историко-хронологические факты, нужно признать, что бурная река межэтнических проблем и противостояний с некоторыми народами привела к архи-сложным проблемам и тенденциям значительных перемен традиций, религии, национальной культуры, общности исторических судеб и психического сознания скифо-сармато-алано-осетинских этносов.

В связи с вышеизложенным важно отметить, что политическая, социально-экономическая, этнотерриториальная, этнодемографическая и психологическая нестабильность стали факторами новообразования в осетинском этносе, а также раздробления оставшейся части потомков могущественной нации аланы - «Осетины» на Северном Кавказе, ассимиляции в инокультурных условиях и культурной вариативностью.

Хронологически в 59-64 гг. XVIII в. осетины из Северной Осетии подверглись вынужденной миграции в Турцию, а через нее - в Сирию и другие страны. «Горский народ», часть Южной Осетии, мигрировали в Турцию в 10-20 гг. XIX в., вторая часть населения Южной Осетии в 5-10 гг. XIX в. переселилась в Алазанскую долину и Кахе-тию: город Ахмета, Гори, Кварели, Телави, Гурджаани, Лагодехи - внутренние районы Грузии. Таким образом, на территории бывшего СССР, в связи с миграцией, осетинский этнос стал раздробленным на три территориально-разделенные части (РСО-Алания, Южная Осетия и Кахетия). Последующие годы после распада СССР и в годы грузино-осетинской войны (1989-1991, 2000 и ... гг.) осетинский этнос вновь подвергся вынужденной и насильственной миграции из территории Южной Осетии и Кахетии в Республику Северной-Осетии-Алании (РСО-Алания) и Республику Южной Осетии (РЮО).

На сегодняшний день в процессе бурного оттока людей на территории Кахетия -Грузия осталась 1/4 часть осетин, проживавших там до миграции.

РСО-Алания и РЮО стали новым местом проживания многих тысяч кахетинцев и осетин-южан. В результате насильственного переселения с территории Грузии осетины должны были реадаптироваться к новым природным и социальным условиям. Однако процесс адаптации мигрантов к новым социальным условиям проходит с большими потерями людей, особенно стариков, в связи со сменой климатических условий.

На акультурацию влияют межгрупповые конфликты и неприятие мигрантов, так как строгое соблюдение старых обычаев и ритуалов является спецификой традиционного семейно-национального уклада у осетин-северян, ассимилированные осетины среди грузин (в инокультурных условиях) давно утратили былую строгость и последовательность, что стало критичностью восприятия мигрантов-соплеменников. Так как мигранты и «кахетинцы» в некоторых районах Грузии практически утратили осетинскую письменность, забыли родной язык, национальные осегинские имена и фамилии. В инокультурных условиях осетины городов Ахмета, Гурджаани и Телави изменили этническую принадлежность, переделав осетинские фамилии на грузинские. Это повлекло за собой болезненно-негативное восприятие этнической идентичности с РСО-Алания и Южной Осетией.

Констатируя идентичность, психологические границы различия в традициях и самосознании моноэтнической среды, в нашем эмпирическом исследовании нами определены следующие задачи:

Выявить те этнодифференцирующие факторы, которые помогают сохранить этническую идентичность, а также являются причиной национального своеобразия в условиях длительного времени проживания в иноэтническом окружении и культуре.

Выяснить степень специфики адаптации и трансформации этнической идентичности.

Комментируя ход эмпирического исследования и возвращаясь к истории, видим, что в далекие и близкие времена осетины имели общность территории проживания, вероисповедания, диалекта речи и т.д.

Однако, несмотря на это, в настоящее время многое утеряно в связи с миграцией, ассимиляцией и цивилизацией. Тем не менее мигранты, разумеется грузинские осетины, четко осознают свою этническую принадлежность, что естественно выражается в их этническом этнониме, в процессе сегрегации.

В эмпирическом исследовании опрошенные респонденты в Кахетии (Грузия) и Южной Осетии подчеркивали строгость и последовательность ряда национальных обычаев и ритуалов. Именно это служит генератором поддержания этнической специфики традиционно-национального уклада и этнодифференцирующими факторами формирования этнической идентичности.

В данном исследовании впервые рассматриваются три территориально разделенные части осетин, с культурной и религиозной вариативностью, нестабильной социально-политической и иноэтнической средой, а также раскрывается тенденция навязывания этничности.

В качестве респондентов выступали студенты ВУЗов: Юго-Осетинского государственного университета имени A.A. Тибилова, Северо-Осетинского государственного университета имени K.J1. Хетагурова, Северо-Осетинской государственной медицинской академии, Северо-Осетинского горно-металлургического института, Северо-Осетинского института гуманитарных исследований, Телавского государственного университета (Телави, Кахетия, Грузия), Кварелского государственного университета (Кварели, Кахетия, Грузия); а также в качестве респондентов выступали школы: Бесла-на, Сунжи, Куртатта (РСО-Алания, Владикавказ), школы-интернаты №2, №5, №6, Джавская средняя образовательная школа, Цунарская средняя образовательная школа (Южная Осетия, Цхинвал), Донская средняя образовательная школа (Лагодехи, Кахетия, Грузия), Арешперанская средняя образовательная школа имени K.JI. Хетагурова (Лагодехи, Кахетия, Грузия), Мтизирская неполная средняя образовательная школа (Кварели, Кахетия, Грузия), Болквинская неполная средняя образовательная школа (Лагодехи, Кахетия, Грузия), Лапианская неполная средняя образовательная школа (Лагодехи, Кахетия, Грузия), Пихчебогринская неполная средняя образовательная школа (Лагодехи, Кахетия, Грузия).

Эмпирическое исследование проходило в 2005-2007 гг. В выборку вошли более 800 респондентов обоего пола, 50% включалось респондентов мужского пола, а 50% -женского. Возраст от 15 до 20 лет.

Респондентами были коренные жители РСО-Алания (Владикавказ), Юго-Осетинской республики (Цхинвал), Кахетии (Лагодехи, Кварели, Телави, Грузия); а также мигранты из территорий Грузии (Кахетии и Южной Осетии) в РСО-Алания и ЮОР с 1989-2007 гг.

Итоговому анализу были подвергнуты свыше 500 респондентов-осетин. В эмпирическом исследовании учитываются такие факторы, как: место рождения, проживания и срок миграции - от 1 до 20 лет.

В данном исследовании были использованы следующие методы:

¡

1. Анонимно-аналитический опрос, беседа, интервью - программы опросника по теме исследования разработаны автором эмпирического исследования.

Программа опросника позволяет выяснить типологические особенности, этнически-нравственные понятия и нормы поведения в разных ситуациях, а также определяет ценностные цели молодежи, ее отношения к семье и браку.

Данное исследование показывает этнокультурную идентичность, «выраженность» психокультурных дистанций и границ в моноэтнической среде.

Анализируя сведения, остановимся более подробно на этнических особенностях молодежи в сфере семейных отношений и отношений до заключения брака. Сравнивая семейные, этнические отношения и нормы поведения в свадебных ритуалах, следует подчеркнуть, что у северных осетин (РСО-Алания) до сих пор сохранилось много архаических черт - по сравнению с южными осетинами, мигрантами и ассимилированными кахетинцами.

В свою очередь, в последнем столетии в осетинском этносе утратились некоторые официально-патриархальные обычаи: «калым», принуждение к браку, умыкание, кровная месть и т.д.

С целью раскрытия этнических стереотипов семейных отношений были заданы следующие вопросы:

1. Что является главным смыслом жизни?

Почти 90% опрошенных респондентов обоих полов считают смыслом жизни -

семью.

Аргументы:

У юношей: «Мужчина без семьи - без головы (Р - 88); «Без семьи, детей и продолжения рода нация перестанет существовать» (80% респондентов); «Семья и дети нужны, чтобы ухаживали в старости» (Р - 108); «Все осетины после 30 лет начинают думать о старости, детях и семье. Без семьи, детей и продолжения рода осетин ожидает печальная жизнь в старости лет» (Р - 619).

У девушек: «От одиночества и печали богатство и наука не спасут. В старости лет нужна семья, чтобы дети заботились о родителях» (Р - 65); «Человек ради семьи и продолжения рода живет на земле» (Р - 1016); «Семья и замужество в Северной Осетии для южан и кахетинцев - это тюрьма, так как это там все по-другому» (50% респондентов Южной Осетии, Кахетии); «Семья важна и нужна, но хочу признать, что для меня и многих свобода важнее, чем замужество и жизнь в старых патриархальных обычаях в Северной Осетии» (30% респондентов Южной Осетии и Кахетии); «Семья нужна, но нельзя красочно описать положение жены и молодой невесты после заключения брака, хотя на дворе XXI век» (Р - 1021, мед. академия --- РСО-Алания); «Семья - главное в жизни, но, к сожалению, в наших обычаях молодая женщина после замужества теряет личную свободу и строго попадает в подчинение и служение до старости лет не только мужу, но и всей его родне. Таким образом, иногда женщина не доживает до своей мечты - свободы» (Р - 1033, СОГУ им. К.Л. Хетагурова).

Итак, констатируя данные как в прошлом столетии, так и в настоящем времени, семья является главной и основной в быту осетин. Однако видимы некоторые противоречия и несогласия со старыми семейными стереотипами и приветствие новообразований в семейных отношениях у ассимилированных осетин.

2. Как вы понимаете готовность к браку? Готовы ли вступить в брак?

Однако в период после войны и социально-политической нестабильности молодежь (Южной Осетии и Кахетии) - независимо от пола - вопрос готовности к заключению брака ставят на последнюю позицию в жизни. Фактором причины являются: война и миграции.

Аргументы: «На войне о браке и детях редко приходится мужчинам думать», «Могут на войне застрелить детей или убигь на глазах», «Ребята на войне, ...», «Война

и политическая и экономическая нестабильность мешают создать семью (52% респондентов Южной Осетии и Кахетии).

В отличие от южан и кахетинцев, коренные жители северяне-осетины (РСО-Алания) высказывают: «В основном родители и старшие родственники готовят детей к браку, берут на себя все расходы по поводу свадьбы (покупка приданого невесты, покупка или предоставление молодоженам жилья, одежды и золота будущей невесты). Степень нашей готовности зависит от степени готовности, согласия и принятия нового члена семьи старшими родственниками. От их одобрения зависит стабильность семейного благополучия...» (48% респондентов РСО-Алания).

Таким образом, констатируя тенденцию идентичности «о готовности к браку», параллельно сталкиваемся с некими различиями: осетинам Южной Осетии и Кахетии для создания семьи важна социально-политическая стабильность, а для северных осетин главную роль играет согласие, одобрение, готовность родителей и старших родственников.

3. Какие качества для вас важны в своем избраннике (избраннице) при заключении брака и моральной, психофизиологической близости?

Содержание ответов Число ответов в абсолютных числах В %

РСО-Алания ЮОР Кахетия

Хорошая душа 1 2 7

Мужественность 55 80 90

Серьезность 20 28 30

Храбрость 3 1 30

Ум 3 19 5

Заботливость 8 14 20

Добросовестность 3 2 2

Настойчивость 3 3 6

Преданность 8 18 9

Воспитанность 15 20 21

Понимание 5 8 6

Честность 20 20 20

Порядочность 16 10 33

Вежливость 4 5 4

Скромность 30 30 30

Непорочность 20 25 40

Загадочность 30 15 50

Чистота души 1 1 1

Соблюдение всех обычаев 50 20 15

Гостеприимство 20 17 12

Уметь уважать 30 15 18

Быть хорошей хозяйкой и матерью 32 11 11

Умение быть хороший мужем 21 8 16

Верность 4 - -

Всего 370 362 453

Аргументы:

У юношей: «Мужественность. Потому что после смерти мужа женщина смогла поставить детей на ноги» (Р - 523), «Мужественность, чтобы могла выдержать жизненные невзгоды, не искать мягких путей - любовников, как в других народах» (Р - 406); «Почитать, понимать, уважать, верность» (Р - 406); «Умение быть хорошей хозяйкой, матерью и женой», «Скромность и непорочность» (Р - 20); «Женщина должна быть загад-

кой и не стать прочитанной книгой. Тогда мужчине интересно с ней» (Р - 601); «Женщина - загадка. Укрепить брачные узы» (Р - 509); «Я перечислю все качества, которые важны для любого осетина в изучении невесты и создании семьи: порядочность, непорочность, недоступность, скромность, загадочность, преданность, верность, честность, воспитанность, мужественность, доброта, чистота души; уметь уважать, почитать и соблюдать этикет: гостеприимство, общение, умение преподносить себя в обществе и соблюдать этикет за столом. Быть хорошей хозяйкой, женой и матерью. Уметь уважать своих родителей и моих ... Это кодекс и закон осетин» (Р - 556) - PCO-Алания.

У девушек: «Мужественность, понимание», «Все вместе, что ищет осетинка» (ответили 50% респондентов).

Анализ полученных результатов показывает, что в моноэтнической и иноэтниче-ских группах ценность качеств, нравственных норм и типологических особенностей сохраняют этническую идентичность поведения и помогают адаптироваться к новым условиям и культурам.

4. Сколько времени достаточно, для того, чтобы узнать человека и решиться выйти за него замуж (жениться)?___

Содержание ответов Число ответов в абсолютных числах В %

РСО-Алания ЮОР Кахетия

Около 2-3 лет 5 30 -

1 год 8 50 38

месяца - - -

6 месяцев 30 50 30

1 -2 года 20 40 -

Время само определит 20 - 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4-5 лет - - 20

Если родители и родственники знают - 1-3 месяца 50 -

Всего 133 170 128 438

Аргументы:

У юношей: «Мужчине время нужно, чтобы будущую жену изучить, не менее 1 года» (Р - 201); «За женщиной надо следить, изучать: ее, семью и по др. 2-3 года (Р -323); «За девушкой не только надо встречаться, но и тайно следить, понять, как себя ведет в отсутствии парня. Женщины - играют и притворяются хорошими» (Р - 11); «Необходимо проверить и следить по-осетински, чтобы не было потом измены. 2 года» (Р - 301); «Надо изучить будущую жену, чтобы потом не ошибиться и не разводиться. 3-4 года и более» (Р - 461); «Если родители, родственники изучили, хватит 6 месяцев»; «Лучше потратить годы на изучение будущей жены и следить, чем потом жалеть, разводиться и не носить на голове рога» (Р -210).

У девушек: «Многие годы нужны, а иногда всю жизнь, чтобы понять чужую душу и семью» (Р -1 11); «От родителей и сватов зависит, они определяют срок» (Р -18) - РСО-Алания.

Следует отметить, что, очевидно, молодежь Кахетии и Южной Осетии стремится сама сделать свой выбор «будущей избранницы (избранника)», увеличить срок подготовки к сватовству и браку. Для создания семьи ей принадлежит решающий голос.

Молодежь Северной Осетии предпочитает, чтобы вопросы о браке решали родители, род и родственники, которые значительно сокращают срок подготовки к сватовству и браку. Таким образом, аргументируя выводы, следует отметить, что семейные отношения в обрядах Южной Осетии и Кахетии значительно изменились под влиянием грузинской этнокультуры. Межкультурные заимствования показали значительную ассимиляцию кахетинцев.

Однако известная критичность восприятия кахетинцев и мигрантов коренными жителями Северной Осетии (РСО-Алания) не влияет на их позитивную оценку, но в свою очередь является «дистанцией» между ними.

Эмпирические данные межкультурных заимствований показывают значительную ассимиляцию кахетинцами и южанами элементов грузинской культуры.

Моноэтнические группы Северной Осетии часто повторяют, что мигранты с территории Грузии повлияли на ряд ритуалов: свадебных, похоронных, семейных и т.д., что, естественно, грозит пережитками этих старинных обычаев и традиций. Они также подчеркивают превосходство некоторых элементов семейных отношений кахетинцев, заимствованных ими из грузинской культуры.

Ссылаясь на историко-этнические истоки и эмпирические данные, трудно не согласиться с тем, что молодежь сохранила свою идентичность самосознания и этнокультуры, а также в связи с ассимиляцией в инокультурных условиях наблюдается «дистанция» и синдром «навязывания» этничности.

The article deals with the ethnopsychological aspect of the problem of preserving the historical ethnocultural identity and cultural separation of the Ossetians living in the Republic of North Ossetia-Alania, South Ossetia and Georgia. The author analyses the empirical data showing the difference in understanding sense of life, readiness for marriage, important features of their fiancé (e) for family life, moral, psychophysiological intimacy, the amount of time necessary for knowing a person well enough for manying him (her). It is shown that respondents from Kakhetia (Georgia) and South Ossetia questioned in the empirical study stressed the strict and consistent character of their national customs and rites. It serves the generator for maintaining ethnical peculiarities of national cultural behaviour patterns and the ethnodifferential factor of forming the Ossetians' ethnic identity. The key words: ethnos, migration, enculturation, ethnic identity, ethnic stereotypes, mono-ethnicity, ethnocultural identity and sepration.

Список литературы

1. АбаевВ.И. Скифо-европейские изоглоссы. M., 1965.

2. Гаглойти Ю.С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси, 1966.

3. Гаглойти Ю.С. Проблемы этнической истории южных осетин. Цхинвал,

1996.

4. Геродот. История, кн. 4, М., 1888.

5. Калоев Б.А. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (ХШ-Х1Х вв.). Орджоникидзе, 1967.

6. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.

7. Леонтьев А.А. Национальная психология и этнопсихология // Сов. этнография, 1983 №2.

8. Лукиан. Собр. соч., I, М, 1935.

9. Магометов А.X. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968.

Ю.Марков Е. Очерки Кавказа. М., 1825.

Об авторе

М.Ш. Гиголаева - аспирант, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.