Научная статья на тему 'Особенности сочетания правового и неправового содержания в понимании современной государственной власти в рамках правовой теории'

Особенности сочетания правового и неправового содержания в понимании современной государственной власти в рамках правовой теории Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
255
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / STATE AUTHORITY / ПРАВО / LAW / ПОЛИТИКА / POLITICS / СУЩНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENT / NATURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванченко Юрий Александрович

Рассматривается государственная власть с точки зрения различных подходов, раскрывающих политический и правовой смысл существования и деятельности государственной власти; дается характеристика современной государственной власти как предмета правовой теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features combination of legal and another content in the understanding of modern state authority within the legal theory

In the article the state authority is considered from the point of view of different approaches, revealing the political and legal meaning of existence and the activities of public authorities and based on the characteristics of modern state power of a subject of legal theory.

Текст научной работы на тему «Особенности сочетания правового и неправового содержания в понимании современной государственной власти в рамках правовой теории»

УДК 34 ББК 67

ОСОБЕННОСТИ СОЧЕТАНИЯ ПРАВОВОГО И НЕПРАВОВОГО СОДЕРЖАНИЯ В ПОНИМАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РАМКАХ ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ

ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ИВАНЧЕНКО,

инспектор Ученого совета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

E-mail: hedgivan@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается государственная власть с точки зрения различных подходов, раскрывающих политический и правовой смысл существования и деятельности государственной власти; дается характеристика современной государственной власти как предмета правовой теории.

Ключевые слова: государственная власть, право, политика, сущность, содержание.

Annotation. In the article the state authority is considered from the point of view of different approaches, revealing the political and legal meaning of existence and the activities of public authorities and based on the characteristics of modern state power of a subject of legal theory.

Keywords: state authority, law, politics, nature, content.

Власть — это способность и возможность осуществлять волю властвующих, воздействовать на деятельность и поведение других людей. Публичная власть — это власть, выделенная из общества, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от догосударственного общества. Власть как способность к действию государственных органов не только сосредоточена в них, но и исходит от них в виде их деятельности. Инвариантной характеристикой государственно-властных отношений является определенная зависимость между социальными субъектами, заключающаяся в том, что один субъект свою волю навязывает, а другой, в свою очередь, ему подчиняется.

На основе изучения доктринальных источников и существующих в юриспруденции подходов к пониманию государственной власти мы выделяем несколько методологических подходов исследования данного вопроса в рамках правовой теории.

Первый методологический подход связан с принципиальным различием государственной власти в правовом и политическом смысле. Обозначая

такой подход можно определить, что государственная власть как объект правовой теории представляет собой организацию самой политической власти, где право играет определяющую роль ограничения полномочий государственной власти. Именно право обладает особыми возможностями ограничения государственной власти, что отличает его от других социально-культурных систем.

Раскрывая содержание данного подхода можно условно говорить о широком и узком смыслах в этом вопросе. Узкий смысл различения государственной власти ориентируется на состояние государственной власти в обществе. Подразумевается, что политика предполагает организующее начало власти, когда право предполагает ограничение власти. По мнению И.А. Исаева, политическое как особая форма может существовать только при наличии выбора, тогда как управление пытается его упразднить, сводя политические и социальные проблемы к сугубо техническим. В этой ситуации норма стремится заменить закон, выступая в качестве простого предписания, продиктованного техническими аргументами1.

Управлять означает не грубо властвовать, утверждая собственное могущество, а признавать, что «истина располагается никак не в центре государства, а где-то рядом. Людям внушаются правила, которые, будучи однажды ими усвоены, уже не нуждаются в дополнительном физическом контроле: складывается режим добровольного подчинения»2. Ограничение власти возможно за счет признания права другой стороны.

Как считает В.П. Малахов, государственную власть в правовом смысле с точки зрения широкого подхода следует отличать от политического используя понятие внутренней сферы деятельности. Внешняя сфера государственной власти содержит проявления права или политики; внутренняя сфера — организация политического или правового содержания государственной власти, воплощающая сущностные черты права или политики3.

Все процессы государственной власти носят, в первую очередь, политическую направленность, но это касается в основном публичной сферы общества. Есть неполитические формы реализации государственной власти, для объяснения существования которых используются правовые формы. Коммуникативная система государственной власти и общества выражается в характере действующего права.

Второй методологический подход к пониманию государственной власти в рамках правовой теории связан с реализацией правовых и неправовых функций государственной власти. Анализ государственной власти в современном политико-правовом процессе предполагает рассмотрение различных форм ее функционирования, которые далеко не исчерпываются институционально-правовыми и структурно-функциональными аспектами.

Необходимость реагирования современной государственной власти на процессы глобализации создают нестандартные формы деятельности и функции государственной власти. Прежде всего к ним мы относим неправовые функции. Это, безусловно, не означает, что данные функции государственной власти являются негативными факторами; напротив, довольно часто неправовые функции ведут к позитивным эффектам. Иными словами, неправовые функции государственной власти выражены в различных, деятельности государственного аппарата, которые не опосредованы правом.

Неправовые функции государственной власти исследовалась с различных сторон и в разных аспектах. Например, для К. Шмитта внеправовая деятельность вообще выступает критерием «подтверждения» верховенства (суверенности) власти в государстве, а способность к внеправовым формам осуществления власти является атрибутивным свойством всякой государственной воли, ее отличительным признаком от иных форм политической власти. Юридические нормы, обеспечивающие режим законности и правопорядка, нуждаются в однородной (типизированной) ситуации, поскольку норма регламентирует, как известно, уже сложившиеся, типичные общественные отношения. Сущность государственной власти, по мысли К. Шмитта, «правильно было бы определить не как монополию санкции или власти, а как монополию решения... Исключительный случай делает очевидной и более ясной сущность государственной власти. Здесь решения отличаются от правовой нормы, и власть демонстрирует, что не нуждается в праве, чтобы создать право4.

Следует подчеркнуть, что и правовым и неправовым функциям государственной власти, реализуемым в рамках различных направлений, всегда можно найти правовые механизмы. В этом смысле представляют интерес правовые механизмы реализации неправовых функций государственной власти: неправовые функции, такие как управленческая и посредническая, сами по себе правовые механизмы обеспечить не могут. Поскольку право в их реализации оказывается несущественным, оно может быть любым. Правовые механизмы в неправовой сфере представляют собой упорядочивание, в отличие от политических, которые направлены на постоянное изменение. Поэтому правовые механизмы реализации государственной власти — это определение ее пределов5.

Третий методологический подход к пониманию государственной власти в рамках правовой теории связан с разделением понятий государственной власти и власти государства. А.И. Хорошильцев у понятия «власть государства» выделяет широкий и узкий смысл. Так, к власти современного демократического государства в широком смысле следует относить власть, присущую конституции, текущую власть общества и власть, осуществляемую аппа-

ратом государства. При этом и общество как учредитель, и его учредительная власть, и конституция оказываются вне государства.

В узком смысле власть государства рассматривается как целостность власти, осуществляемой аппаратом государства, т.е. целостность государственной власти в ее традиционном понимании. Ее суть в том, что применение данного термина позволяет разграничить два качества государственной власти в традиционном ее понимании: качество ее целостности и качество ее разделенности, каждое из которых в равной мере важно для государства и общества.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: как понимать слово «организация» применительно к государственной власти? Полагаем, что для верного понимания организация должна быть представлена, с одной стороны, в функциональном (динамическом) аспекте как определенное действие, направленное на общество, с другой, — как структура, а именно как государственный аппарат. Таким образом, в организационном аспекте государственная власть — это сфера организации воздействия органов государства в приделах их полномочий. Соответственно, власть государства — это сфера организации воздействия всего государства как исторически сложившегося целостного явления6.

Организация государственной власти осуществляется как политическими, так и правовыми способами, правовые способы — это способы содержания политической власти, где право играет важную определяющую роль ограничения вседозволенности государственной власти.

Если исходить из предположения, что государственная власть представляет собой необоснованную власть, то право государства является оформлением этой необоснованности, т.е. определенную его организацию. Юридическое право является инструментом политической власти. Поэтому правовые способы организации государственной власти — это правовая самоорганизация юридических средств воздействия.

В целом в настоящее время в стабильных демократических государствах формируется тенденция к снижению роли политических методов регулирования социальных конфликтов и преобладанию правовых способов стабилизации общественных

отношений, усилению методов самоуправления и самоорганизации жизни. Усиливается процесс юри-дизации с помощью правового регулирования.

Опыт многих стран показывает, что лишь в правовых государствах, где существуют действенные механизмы предотвращения необоснованной деятельности органов государственной власти, исключена монополизация власти, в них существуют традиции гражданской активности и индивидуальной правовой жизни. Право выступает основным ориентиром для государственной власти, оптимизирующим полномочия органов государственной власти и распределяющим их ответственность, придающим сдерживанию в их деятельности законной формы.

В целом сложившийся политический уклон в вопросе о государственной власти в современной науке теории государства и права объясняется второстепенной ролью права в условиях формирования и развития государственной власти. Политический смысл для государственной власти является естественным, а правовой — синтетическим. Содержание деятельности органов государственной власти находится за пределами правового смысла государственной власти.

Современная государственная власть не может существовать и функционировать вне права. Без объективно необходимого правопорядка современная организация деятельности государственной власти не может быть осуществлена. Право является средством ограничения государственной власти в интересах общества, не допуская необоснованности в деятельности с ее стороны. При этом наблюдается следующая закономерность: чем больше объективные потребности общественного развития получают правовое отражение, тем в большей мере право ограничивает государственную власть.

1 Исаев И.А. Нормативность и авторитарность: пересечения идей. М.: НОРМА, 2014. С. 205.

2 БенуаА. Против либерализма. М., 2010. С. 256.

3 Малахов В.П. Формы существования права / В кн.: Малахов

B.П. Концепция философии права. М., 2007. С. 375.

4 Шмитт К. Политическая теология. М., 2000. С. 240.

5 Актуальные проблемы правовой теории государства / Под ред. В.П. Малахова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013.

C. 102.

6 См.: Хорошильцев А.И. О понятии власти государства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: история и право. 2013. № 3. С. 38—41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.