Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОБЫТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ СОБЫТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
событие / ситуация / событийное мышления / моделирование / субъект / event / situation / event thinking / modelling / subject

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кашапов М.М.

В статье показано, каким образом событийное мышления проявляется в проектировании коммуникативной ситуации, ориентированной на развитие личности. Создание развивающих ситуаций возможно посредством ненавязчивого, опосредованного установления определенных правил, согласованных с остальными параметрами ситуации. Изменяя один элемент ситуации, субъект может управлять течением, динамикой сконструированной ситуации в целом. Благодаря реализации такого когнитивного ресурса в межличностных коммуникациях, ситуация трансформируется в событие. Событийность мышления является одним из условий формирования ментальности личности как потенциала субъекта, реализуемого в рамках диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EVENT THINKING AS A COGNITIVE RESOURCE IN INTERPERSONAL COMMUNICATION

The paper shows how event-driven thinking manifests itself in the design of a communicative situation oriented towards personal development. The creation of developmental situations is possible through the unobtrusive, mediated establishment of certain rules consistent with the other parameters of the situation. By changing one element of the situation, the subject can control the flow, the dynamics of the constructed situation as a whole. Due to the implementation of such a cognitive resource in interpersonal communications, the situation is transformed into an event. Eventfulness of thinking is one of the conditions for the formation of a person's mentality as the potential of a subject to be realised within the framework of dialogue.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОБЫТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ»

ОСОБЕННОСТИ СОБЫТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ1 Кашапов М.М. (Ярославль, ЯрГУ им. П.Г. Демидова) smk007@bk.ru

Аннотация. В статье показано, каким образом событийное мышления проявляется в проектировании коммуникативной ситуации, ориентированной на развитие личности. Создание развивающих ситуаций возможно посредством ненавязчивого, опосредованного установления определенных правил, согласованных с остальными параметрами ситуации. Изменяя один элемент ситуации, субъект может управлять течением, динамикой сконструированной ситуации в целом. Благодаря реализации такого когнитивного ресурса в межличностных коммуникациях, ситуация трансформируется в событие. Событийность мышления является одним из условий формирования ментальности личности как потенциала субъекта, реализуемого в рамках диалога.

Ключевые слова: событие, ситуация, событийное мышления, моделирование, субъект.

FEATURES OF EVENT THINKING AS A COGNITIVE RESOURCE IN INTERPERSONAL COMMUNICATION Kashapov M.M., Yaroslavl, Yaroslavl Demidov State University

smk007@bk.ru

Abstract. The paper shows how event-driven thinking manifests itself in the design of a communicative situation oriented towards personal development. The creation of developmental situations is possible through the unobtrusive, mediated establishment of certain rules consistent withtheother parameters of the situation. By changing one element of the situation, the subject can control the flow, the dynamics of the constructed situation as a whole. Due to the implementation of such a cognitive resource in interpersonal communications, the situation is transformed into an event. Eventfulnessofthinkingis one of the conditions for the formation of a person's mentality as the potential of a subject to be realised within theframeworkofdialogue.

Keywords: event, situation, event thinking, modelling, subject

Событийность мышления выражается в готовности строить конструктивные отношения с партнером по общению, стремлении к сотрудничеству в процессе взаимодействия, самоанализе своих умственных и практических действий. Такое мышление характеризуется направленностью на познание со-бытия людей как потенциала возможностей реализации решений отдельным или коллективным субъектом, реализуемых в рамках диалога внутри микрогруппы и с окружающим его многомерным миром. Событийный подход следует рассматривать как один из аспектов деятельностного подхода. Его суть в превращении какого-либо планируемого мероприятия в интересное для всех дело, способное оставить яркие, незабываемые впечатления. Именно система интеллектуальных ресурсов выступает в качестве метарегулятора событийности мышления. В этих условиях появляется возможность интеграции - дополнительности качеств мышления взаимодействующих партнеров.

Анализ современных концепций со-бытийности (Ахмеров, 2015; Барабанщиков, 2002; Бахтин, 1985; Битюцкая, Базаров, 2019; Галой, 2020; Гришина, 2018; Знаков, 2010; Прохоров, 2021; Рябикина, 2008) позволяет отметить, что мысли человека предваряют и одновременно создают обстоятельства его жизни. Посредством событийности мышления

1Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (Проект № 19-013-00102а).

113

создаются устойчивые формы событий — «вехи», «знаковые повороты судьбы», «вызовы». Данные формы закономерны. Прогнозировать межличностные события позволяет социальный интеллект как устойчивая способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения. Социальный интеллект помогает улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере жизнедеятельности, поэтому ожидаемый вызов, по сравнению со стихийным, есть переживаемая и осознаваемая индивидом смыслообра-зующая величина, обеспечивающая самоактуализацию и самореализацию личности.

В проведенных нами исследованиях (Кашапов, 2005; Кашапов, Шаматонова, 2017; Кашапов, 2017; Кашапов, Филатова, Кашапов, 2018; Кашапов, Кашапов, 2020; Кашапов М.М., 2020; Кашапов, Серафимович, 2020; Кашапов, 2021) показано, что событийное мышление проявляется в последовательном выявлении и осмыслении логически вытекающих друг из друга явлений (событий); твердо установленных фактов, относительно легко поддающихся суммированию или квантификации. Примером такого мышления может быть выстраивание в контексте анализа события логической цепочки следующих суждений относительно генезиса конфликтной ситуации: причина — повод — конфликт (экспликация противоречия) — следствие — последствие. Такой подход позволяет рассматривать жизнь как последовательную цепь причинно-следственных событий

Коммуникативная креативность позволяет заведомое поражение обернуть в реальную победу. Такому повороту событий способствует, во-первых, комплекс мотивацион-ных факторов, ибо отношение определяет результат; во-вторых, важную роль играют качества событийности, такие как инициативность (Инициативность, активность мышления возникает как самостоятельная, не стимулированная извне активность субъекта. Она проявляется в виде постановки проблемы самому себе. В этом случае время, темп действий перестают играть роль значимого фактора); свобода мышления (отсутствие зависимости позволяет субъекту брать на себя ответственность при анализе и разрешении трудных коммуникативных ситуаций, порой с конфликтным содержанием); отпористость ума (От-пористость, сопротивляемость ума — это способность отражать неблагоприятные внутренние и внешние воздействия. Человек может развиваться в среде с определенными параметрами риска, разумно и конструктивно сопротивляясь которым он создает себя как личность; это умение занять субъектную позицию и её мужественно, творчески отстаивать). Перечисленные качества образуют основу когнитивного ресурса реализации событийного мышления в межличностных коммуникациях.

Эмпирическое исследование взаимосвязи ресурсности мышления и типов реагирования на конфликт проводилось совместно с А.Ш. Азизовой на выборке двух профессиональных групп: учителя средних общеобразовательных школ и специалисты по социальной работе государственного учреждения. В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: Методика диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа) (Серафимович И.В., Медведева Е.А., Сурина Н.В.). Опросник диагностики ведущего типа реагирования (Кашапов М.М., Киселева Т.Г.). Опросник «Тип мышления» (модификация Резапкиной Г.В.). Опросник «Новый опросник толерантности к неопределенности» (Корнилова Т.В.).

Установлены особенности типов реагирования на конфликт учителей и специалистов по социальной работе. Выявлено, что преимущественным типом реагирования на конфликт в группе «Специалисты по социальной работе» является «Решение, соглашательский вариант». Установлено, что преимущественным типом реагирования на конфликт в выборке учителей является «Решение, соглашательский вариант». Нужно отметить, что 7% испытуемых по группе «специалисты по социальной работе выбрали «Решение, оптимальный вариант», 13% испытуемых при преимущественном типе реагирования на конфликт «Решение», имеют при этом равные показатели по типам «Агрессия» и «Уход», что свидетельствует о тенденции познавательно-конструктивного реагирования. В группе учителей такая тенденция отсутствует.

Выявлена прямая взаимосвязь уровня ресурсности мышления личности с выбором «Решения» в качестве преимущественного типа реагирования на конфликт. Средний уровень ресурсности мышления выявлен в обеих профессиональных группах. Испытуемые, обладающие данным уровнем, опираясь на собственный опыт, способны находить пути решения сложной ситуации, добиваться поставленной цели.

Установлена обратная взаимосвязь уровня ресурсности мышления с выбором неэффективного типа реагирования на конфликт - «Уход». Выявлена отрицательная взаимосвязь ресурсности профессионального мышления и такой личностной интегральной характеристики как межличностная интолерантность к неопределенности: чем выше уровень ресурсности профессионального мышления субъекта, тем ниже уровень межличностной интолерантности к неопределенности, тем сильнее неоднозначные ситуации межличностного взаимодействия и/или невозможность контроля за развитием взаимоотношений с другими людьми вызывают у субъекта чувство дискомфорта.

Целенаправленное формирование ресурсного мышления возможно посредством создания сконструированной событийности посредством «Метода взрыва» (А.С. Макаренко), «Методики перелома отношений» (А.Ю. Гордин), «Метода моделирования (Активные методы обучения, 2005; Кашапов, 2014). Событийный подход как технология организации и управления событиями занимает важное место в системе форм и активных методов социализации и профессионализации субъекта. Такой подход проявляется в умении конструировать коммуникативную среду, содержание которой становится средством творческого разрешения конфликтной проблемности. Чем успешнее идет социализация субъекта в профессиональной среде, тем эффективнее осуществляется процесс его профессионализации. В этом случае событие является вариантом сообщения информации, способствующей выстраиванию гармоничных ТЫ-отношений в профессиональной жизни.

Литература

1. Активные методы обучения студентов: практическое руководство / отв. за вып. И.М. Лоханина, М.М. Кашапов, Н.В. Клюева. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2005. 118 с.

2. Ахмеров Р.А. Особенности субъективной картины жизненного пути человека в периоды подведения итогов разных этапов жизненного пути// Психология зрелости и старения. 2015. № 2. С. 5-23.

3. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002.

4. Бахтин М.М. К философии поступка // М.М.Бахтин. Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1985. С. 80-160.

5. Битюцкая Е.В., Базаров Т.Ю. Особенности восприятия жизненных событий людьми с разными предпочитаемыми стилями реагирования на изменения // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 94-106.

6. Галой Н.Ю. Событийность как психологический механизм формирования selfskills // Дети. Общество. Будущее: сб.науч.ст. по матер. III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». М., 2020. С. 35-37.

7. Гришина Н.В. Экзистенциальная психология: учебник. СПб.: СПбГУ, 2018. 494 с.

8. Знаков В.В. Тезаурусное и нарративное понимание событий как проблема психологии человеческого бытия // Методология и история психологии. Т. 5. 2010. Вып. 3. С. 105-119.

9. Кашапов М.М. Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) // Сибирский психологический журнал. № 22. Томск. 2005. С. 135-140.

10. Кашапов М.М. Событийность мышления в контексте метода динамического моделирования // Методология современной психологии. Вып. 4. / под ред. Козлова, Карпова А.В., Петренко В.Ф. М.-Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2014. С. 6169. 292 с.

11. Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л. Ресурсность мышления как основа конструирования акме-событий: теоретико-методологический аспект // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 22. С. 10-20.

12. Кашапов М.М. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс личности // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 22. С. 3-9.

13. Кашапов М.М., Филатова Ю.С., Кашапов А.С. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации субъекта. Ярославль, 2018. 392 с.

14. Кашапов М.М., Кашапов А.С. Формирование профессионального творческого мышления: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 124 с.

15. Кашапов М.М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116-130.

16. Кашапов М.М., Серафимович И.В. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 3. С. 43-52.

17. Кашапов М.М.О методике диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа) // Человеческий фактор: социальный психолог. 2021. № 1 (41). С. 395-413.

18. Прохоров А.О. Ментальные репрезентации психических состояний. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2021. 186 с.

19. Рябикина З.И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий // Психологический журнал. Т. 29. 2008. № 2. С. 78-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.