Научная статья на тему 'Особенности собственных колебаний регулярных рамных строительных конструкций на примере одноэтажных многопролетных рам'

Особенности собственных колебаний регулярных рамных строительных конструкций на примере одноэтажных многопролетных рам Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
368
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рама / строительная конструкция / колебания / спектр частот / frame / building structure / vibrations / frequency spectrum

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — В В. Кулябко, Д С. Ярошенко

Рассмотрены особенности спектров собственных частот неразрезных многопролетных одноэтажных рамных строительных конструкций (сооружений типа: мосты, переходы, эстакады, одноэтажные промздания). Исследовано влияние на частотные спектры (а также на несколько низших частот и форм) конструктивных схем, числа пролетов, нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FRAME STRUCTURES EIGENMODES APPLIED ON ONE-STOREY MULTI-SPAN FRAMES

Spectrum features of own frequencies of continuous multispan single-storey frame construction designs (such constructions as bridges, crossovers, ramps, single-storey industrial building) are considered. Influence on frequency ranges (and also on some lowest frequencies and forms) construction arrangement, number of spans, loadings is investigated.

Текст научной работы на тему «Особенности собственных колебаний регулярных рамных строительных конструкций на примере одноэтажных многопролетных рам»

УДК 624.042

В. В. КУЛЯБКО, Д. С. ЯРОШЕНКО (Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры, Днепропетровск)

ОСОБЕННОСТИ СОБСТВЕННЫХ КОЛЕБАНИЙ РЕГУЛЯРНЫХ РАМНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ОДНОЭТАЖНЫХ МНОГОПРОЛЕТНЫХ РАМ

Рассмотрены особенности спектров собственных частот неразрезных многопролетных одноэтажных рамных строительных конструкций (сооружений типа: мосты, переходы, эстакады, одноэтажные промзда-ния). Исследовано влияние на частотные спектры (а также на несколько низших частот и форм) конструктивных схем, числа пролетов, нагрузок.

Ключевые слова: рама, строительная конструкция, колебания, спектр частот

Введение

Как известно, многие мостовые конструкции, трубопроводные и иные балочные переходы, различные эстакады, одноэтажные многопролетные промышленные здания являются сооружениями рамного типа с неразрезными горизонтальными элементами (будем для сокращения называть их «ригелями»). У таких строительных конструкций имеется общая особенность расположения собственных частот на дискретном (точечном) спектре, - расположение частот однотипных форм в т.н. «зонах сгущения». Известны аналитические и численные исследования, в основном неразрезных балочных систем. Реже встречаются работы по неразрезным элементам, частично-защемленных в других элементах и подсистемах. Строго говоря, к последнему варианту может быть отнесено чрезвычайно много горизонтальных и вертикальных из многих пространственных моделей сооружений: неразрезные подкрановые балки, прогоны, взаимно ортогональные в плане ригели перекрытий, расположенные в вертикальных плоскостях рам, колонны многоэтажных рам и этажерок, импосты ограждающих конструкций и остекления и т. д.

Заметим что исследования этих особенностей начинались еще в первой половине ХХ века в трудах С. П. Тимошенко, С. А. Берн-штейна и др. Например, С. П. Тимошенко справедливо считал, что в некоторых случаях классическим законам неразрезных объектов подчиняются и определенные рамы, в которых можно рассматривать последовательность из колонн и ригелей как «многопролетную неразрезную балку». В последующие годы прошлого века по особенностям спектров регулярных неразрезных балок появилось много работ и справочных таблиц, но исследований примени-

тельно к рамным конструкциям имеется гораздо меньше.

В данной работе рассматриваются следующие факторы влияния на частотные спектры стержневых моделей плоских рам (см. исходные данные в п. 2):

- варьируется величина вертикальной распределенной нагрузки на ригеле: нагрузка от несущих (в названиях моделей индекс «а», 235 кг/м) и вспомогательных («Ь», 220 кг/м) конструкций; от транспорта, пешеходов, снега, теплоносителя и т.п. («с», 1406 кг/м), см. пп.5, 6;

- количество пролетов рамы (см. пп. 3, 4, 6);

- конструктивные схемы (наличие шарниров в различных узлах и т. д., см. п. 8);

- проведены исследования не только поперечных колебаний стержней в вертикальной плоскости рамы, но и продольных колебаний, т. к. в протяженных или высоких сооружениях влияние последнего вида колебаний становится заметным (см. п. 7).

2. Исходные данные расчетных моделей рам

Введем специальную нумерацию исходных моделей: «номер модели с уровнем нагрузки -количество пролетов». В качестве базовой модели принята шестипролетная рама (пролеты по 20 м, высота до оси ригеля возле колонны -12,2 м, строительный подъем - 1,07 м) -рис. 1, а. Рама стальная с площадью и моментом инерции ригеля А = 0,0295 м2, 1Х = 0,00304 м4 и колонны А = 0,028 м2, 1Х = 0,0031 м4 (жесткости практически одинаковы).

В модели, построенной в ПК ЛИРА с реализацией МКЭ, ригель и колонна имеют по 10 конечных элементов. Податливость фундаментов и оснований не учитывается.

© Кулябко В. В., Ярошенко Д. С., 2012

а)

Рис. 1. Расчетные схемы моделей рам: № 1 (а), № 2 (б), № 3 (в), № 4 (г), № 5 (с»), № 6 (е)

3. Сравнение форм собственных колебаний рам с шестью и тремя пролетами при максимальной нагрузке (изучение возможности исследований более короткой рамы)

В табл.1 показаны несколько низших форм собственных колебаний моделей с 6-ю и 3-мя пролетами, частотные спектры для этих моделей приведены на рис. 2.

Как видно из сравнения первой формы в обеих моделях на частотах около 1,5 Гц происходят горизонтальные поступательные смещения ригеля с изгибом колонн. После этих перемещений начинают проявляться изгибные формы вертикальных колебаний ригеля из первой зоны сгущения. В шестипролетной раме этих форм шесть, в трехпролетной - три (в «короткой» раме для удобства сравнения три ячейки таблицы пропущены).

Рис. 2. Сравнение спектров рам с шестью (верхний) и тремя про летами

В обеих рамах соответствующие формы имеют частоты, различающиеся не более чем на 2...3 %. Если в первой из этих форм изгиб каждого ригеля без переломов переходит в изгиб смежного пролета, то в последующих формах этой первой зоны сгущения наблюдается (в «длинной» раме) последовательно 1, 2 и 3 перелома упругих линий в следующих трех формах № 3, 4, 5. Наблюдающиеся относительно незначительные продольные смещения (в про-тивофазе) концов ригеля относительно оси симметрии по горизонтали (5-я форма в зоне сгущения) переходит в более мощную низшую форму продольных колебаний ригеля, причем длины изгибных волн ригеля не равны пролету. Ниже будет рассмотрено влияние продольных колебаний на более простых балочных системах.

4. О границах зон сгущения собственных частот рам с различным числом пролетов

Если исследовать спектры однотипных рам от одного до шести пролетов (базовая рама), то прослеживается четкое «классическое» для балок расположение границ зон сгущения рам, которое как бы определяет и «частичность защемления» ригеля в опорных узлах (рис. 3).

Здесь однопролетные балки в двух вариантах опорных закреплений приняты с той же геометрией, что и у всех ригелей рамы.

Из рис. 3. видно, что, чем меньше число пролетов у рамы, тем больше различие в частотах основного тона горизонтальных поступательных колебаний покрытия для двух моделей, отличающихся по количеству пролетов на единицу.

По результатам выполненных исследований в п.п. 3 и 4 можно сделать вывод, что дальнейшие исследования допустимо проводить на модели с тремя пролетами.

Таблица 1

Рис. 3. Спектры однопролетных балок - как границ зон сгущения для рам с разным количеством пролетов

кальная нагрузка, будут снижаться (неточность создается из-за того, что эта нагрузка не «прилипает» к колоннам) в к раз (значение индексов возле слагаемых см. п. 1):

5. Влияние величины вертикальной нагрузки на собственные колебания рам

Формы моделей № 1а, 1Ь и 1с по виду принципиально не отличаются, но изменяются частоты (рис. 4).

В соответствии с теоремами теории колебаний, чем больше нагружен ригель, тем ниже собственные частоты всей рамы, наиболее явно эта тенденция прослеживается при анализе зон сгущения частот рамы. Если в модели № 1а явно прослеживалась только первая зона сгущения частот, то в модели № 1Ь и особенно № 1с заметно выделяются низшие две зоны (при анализе первых 20-ти форм собственных колебаний рамы).

Очевидно, что частоты форм колебаний, на которые оказывает большое влияние верти-

к =

"V

Ча+Ь

455+1406

455

= 2,022

Известно, что чаще всего при вынужденных колебаниях строительных конструкций наибольшими являются амплитуды на низких частотах. Как показано на рисунках п. 5, именно в низкочастотной области спектра собственных частот рам наблюдается наибольшая плотность частот (кстати, такой вывод сделан в [4] относительно изгибных колебаний стержней).

Рис. 4. Спектры собственных частот шестипролетной рамы при различных уровнях нагружения и

«ось поправочных коэффициентов»

На основе анализа спектров на рис. 4 для оценки степени сгущения собственных частот рам предлагается ввести безразмерную величину, которую можно назвать «показатель сгущения частот». Предлагается определять эту величину как отношение величины диапазона зоны сгущения к частоте, отвечающей началу этой зоны:

К„,

/п А /1

где г - номер зоны сгущения, п - номер последней формы колебаний, отвечающей данной зоне сгущения.

Так, для модели 1Ь-6 данный коэффициент принимает значения 0,325 и 0,379 соответственно для первой и второй зон сгущения, а для модели 1а-6 - 0,33 и 0,24.

6. Сопоставление спектров для шести и трех пролетов при разных уровнях вертикальной нагрузки

Как видим, первые зоны сгущения частот совпадают с большой точностью, вторые зоны сгущения почти совпадают только на низших границах. Заметим также, что первые две зоны сгущения в моделях № 1а-6, 1Ь-6, 1с-6 как бы разделены частотой продольных колебаний ригеля, в моделях же № 2а-3, 2Ь-3, 2с-3 такое разделение прослеживается между второй и третьей зонами сгущения.

7. Проверка возможности возникновения в рамах собственных форм, связанных с активными продольными колебаниями стержней

Продольные колебания присущи всем стержням - и ригеля, и колонн. Располагаются они в спектре в разных местах, строго не связанных с зонами сгущения поперечных (изгиб-ных) колебаний. Для оценки их возможного влияния на общую картину собственных форм и спектров изменим расчетную модель шести-пролетной рамы так, чтобы уменьшить влияние изгибных форм.

Как известно, линейная частота низшей формы продольных собственных колебаний призматического стержня длиной I из материала плотностью р и модулем упругости Е при отсутствии закреплений (не учитываются, например, в исследуемых рамах, упругие горизонтальные связи от колонн), определяется по формуле:

Заменяя шестипролетную раму свободно-лежащим стержнем с длиной 120 м, получим частоту основного тона продольных колебаний такого стержня 21,7 Гц.

Рис. 5. Спектры собственных частот шести- и трехпролетной рамы при различных уровнях нагружения

Моделирование этой задачи на ПК ЛИРА возможно при закреплении геометрически неизменяемого стержня от поступательных продольных перемещений. Оставляя несколько другую схему (стержня-ригеля со строительным подъемом, без учета упругости колонн и их заменой в модели на шарнирно-подвижные опоры), мы с помощью МКЭ получаем частоту 20,94 Гц. Заметим, что, если такой же стержень-ригель закрепить не посредине, а на одном конце, то частота основного тона продольных колебаний снижается в два раза (10,55 Гц), если же стержень закрепить на обоих концах,

то тогда частота в два раза повысится (20,94 Гц) и совпадет с первым случаем.

Сокращение длины стержня-ригеля приводит к линейному пропорциональному повышению частоты продольных колебаний. Например, при закреплении только на одном конце стержня длиной 120 м, частота была 10,55 Гц, а стрежня длиной 100 м - 12,65 Гц.

Естественно, что реальный результат для продольных колебаний только ригеля на упругих колоннах должен быть выше чем 20,94 Гц при раме длиной 120 м (6 пролетов). Для рамы длиной 60 м (3 пролета) эта частота основного тона будет повышаться и будет выше 42 Гц.

а)

б)

в)

Рис. 6. Расчетная схема «балки № 1а» (а) и первые ее две продольно-изгибные формы колебаний (б, в) с шарнирно-неподвижным закреплением посредине (= 20,940 Гц; /2 = 20,953 Гц)

в)

Рис. 7. Расчетная схема «балки № 2а» (а) и первые две продольно-изгибные формы колебаний (б, в) с шарнирно-неподвижным закреплением на крайней левой опоре (/ = 10,547 Гц; / = 25,593 Гц)

а)

б)

в)

Рис. 8. Расчетная схема «балки № 3 а» (а) и первые две продольно-изгибные формы колебаний балки (б, в) с шарнирно-неподвижными закреплениями крайних опор ( /1 = 20, 940 Гц; /2 = 25, 805 Гц)

8. Влияние устройства шарниров в узлах рамы на ее собственные колебания

А. Неразрезной ригель шарнирно связан с колоннами.

Таблица 2

Рис. 9. Спектры частот для двух моделей трехпролетной рамы

В модели 3с-3 заметно снижение всех частот относительно модели 2с-3. Частоты форм 7, 8 и 11 для обеих моделей близки. Это вызвано большим, нежели в остальных рассматриваемых формах, влиянием частот продольных колебаний ригеля и колонн. Кратко рассмотрим влияние строительного подъема ригеля на собственные частоты его колебаний (табл. 2).

н (Ъ ^ а н о 3 3 ^ Сот Трехпролетная балка без строительного подъема

Л о % Л о К 5 ° 2 м § нал ю н По [2] ПК ЛИРА

Частота, Гц

1 2,237 2,28 2,29

2 2,792 2,9 2,934

3 3,727 4,27 4,284

Используя результаты работы [1] или справочные источники (например, [2]), можно провести подробное тестирование полученных частот, а, следовательно, и применяемых методик.

Для шарнирно опертой трехпролетной неразрезной балки, аналогичной по жесткости и массе ригелю рамы, частоты первых трех форм равны: 2,28 Гц; 2,9 Гц; 4,27 Гц. Следовательно, ригель рамы при таких шарнирных условиях опирания на колонны ведет себя почти аналогично неразрезной балке (конечно, при относительно небольших высотах рам - при росте высоты начнет проявляться первая форма посту-

пательных горизонтальных перемещений ригеля на гибких стоечных опорах).

Б. Разрезные конструкции пролетов ригеля (полный шарнир в узлах сопряжения ригелей и колонн).

В. Попарное сравнение видов спектров моделей 5с-3 и бс-3.

Модель №6с-3

4 5 6 78 1 0 11.12

Рис. 10. Спектр частот модели рамы 4с-3

Как видим на рис. 10, частоты, отвечающие формам колебаний разрезных ригелей, располагаются очень плотно на частотном спектре, фактически накладываясь друг на друга. Частота, отвечающая поступательным горизонтальным колебаниям ригеля в моделях 3с-3 и 4с-3 одинакова (т.е. для данной формы колебаний эти две модели являются равносильными).

Рис.11. Спектры рам с шарнирами на уровне фундаментов (5 и 6-я модели) в сравнении с рамой со всеми жесткими узлами (2-я модель)

Таблица 3

Модель № 5с-3

Модель № 6с-3

10

Как видно из табл. 3 и рис. 11, модель 5 на низших частотах проявляет почти такое же качество форм, как и в «жестких» рамах. Но частоты снижаются примерно на 10 %. Совер-

шенно иной вид спектра и низших собственных форм наблюдается в модели 6 из-за шарнирно подвижных опорных узлов средних колонн на фундаментах.

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

3

4

5

6

7

8

9

Выводы

В данной работе рассмотрены особенности собственных колебаний (низших частот, форм и спектров для анализа собственных колебаний) плоских рам на примере одноэтажных многопролетных систем, по которым можно сделать следующие выводы:

- для однотипных рамных конструкций вертикальная нагрузка на ригель и количество пролетов рамы не вносит существенных качественных изменений в основные тона горизонтальных и вертикальных колебаний рам в то время как количественное изменение, например, увеличение, вертикальной нагрузки в к раз снижает частоты форм с преобладанием вертикальных собственных колебаний примерно в раз;

- введение шарнирных узлов качественно и количественно меняет формы и частотные спектры собственных колебаний рам;

- анализ зон сгущения на спектрах собственных частот рам, выделение показателей плотности и разреженности (разреженность увеличивается при снижении вертикальной нагрузки) зон сгущения на спектрах рам, позволит избежать каких-либо ошибочных выводов для систем с близкими частотами при обработке результатов динамических испытаний, проводимых, например, по технологиям пассивной вибродиагностики;

— при проектировании новых рам, реконструкции и виброзащите существующих сооружений, рекомендуется выполнять аналогичные приведенным в данной работе исследования в линейной постановке, что облегчит дальнейший поиск рациональных схем рам с установкой целесообразных для каждого варианта инженерных решений эффективных демпфирующих устройств, в том числе - с нелинейными силовыми характеристиками.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кулябко, В. В. Динамика конструкций, зданий и сооружений [Текст]: Ч.1 / Кулябко В. В.-ЗГИА, 2005. - 232 с.

2. Справочник по динамике сооружений [Текст] / под ред. Б. Г. Коренева, И. М. Рабиновича. - М.: Стройиздат, 1972. - 511 с.

3. Тимошенко, С. П. Колебания в инженерном деле [Текст] / С. П. Тимошенко, Д. Х. Янг, У. Уи-вер; пер. с англ. Л. Г. Корнейчука. - М.: Машиностроение, 1985. - 472 с.

4. Вибрации в технике [Текст]: справочник. в 6 т. / ред. совет: В. Н. Челомей (пред.). - М.: Машиностроение, 1978.

Т. 1: Колебания линейных систем / Под ред. В.В.Болотина. - 1978. - 352 с.

Поступила в редколлегию 06.04.2012. Принята к печати 16.04.2012.

В. В. КУЛЯБКО, Д. С. ЯРОШЕНКО (Придншровська державна академiя будiвництва i арх^ектури, Дншропетровськ)

ОСОБЛИВОСТ1 ВЛАСНИХ КОЛИВАНЬ РЕГУЛЯРНИХ РАМНИХ БУД1ВЕЛЬНИХ КОНСТРУКЦ1Й НА ПРИКЛАД1 ОДНОПОВЕРХОВИХ БАГАТОПРОГОНОВИХ РАМ

Розглянуто особливосп спектр1в власних частот нерозр1зних багато пролггних одноповерхових рамних буд1вельних конструкцш (споруд типу: мости, переходи, естакади, одноповерхов1 промислов1 буд1вл1). Дос-лвджено вплив на частотш спектри (а також на декшька нижчих частот i форм) конструктивних схем, числа прольопв, навантажень.

Ключовi слова: рама, будiвельна конструкция, коливання, спектр частот

V. KULYABKO, D. YAROSHENKO (Prydniprovs'ka State Academy of Civil Engineering and Architecture, Dniepropetrovsk)

FEATURES OF THE FRAME STRUCTURES EIGENMODES APPLIED ON ONE-STOREY MULTI-SPAN FRAMES

Spectrum features of own frequencies of continuous multispan single-storey frame construction designs (such constructions as bridges, crossovers, ramps, single-storey industrial building) are considered. Influence on frequency ranges (and also on some lowest frequencies and forms) construction arrangement, number of spans, loadings is investigated.

Keywords: frame, building structure, vibrations, frequency spectrum

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.