особенности смысложизненных ориентации
молодых людей - представителей
различных неформальных объединений
Михайлюк А.Н.
В статье поднимается проблема влияния молодежной субкультуры на изменение личности молодого человека, на формирование его особых форм поведения. Актуальность проблемы объясняется рядом обстоятельств: распадом ранее существовавших устойчивых социальных групп, которые обеспечивали социализацию молодежи, возникновением множества различных неформальных течений, сообществ, в которых формируется собственная система ценностей, установок, моделей поведения, жизненных стилей.
Субкультура рассматривается как система ценностей, устойчивые образцы поведения, присущие относительно мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Существенная роль в возникновении молодежной субкультуры отводится особенностям юношеского возраста. Группирование, самоутверждение, поиск своего «Я» являются внутренними потребностями молодого человека.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, субкультура, неформальные молодежные объединения.
В настоящее время отечественными и зарубежными психологами активно рассматривается проблема смысложизненных ориентаций личности как личностных ценностей, сопряженных с представлениями о смысле жизни. Особо остро вопрос о смысложизненных ориентациях поднимается в юношеском возрасте, когда молодой человек задумывается о собственном будущем, когда на первое место выходит ценностно-ориентационная деятельность сознания. В это время происходит процесс пересмотра ценностей, которые провозглашаются старшим поколением, молодые люди пробуют «примерить» на себя существующие социокультурные нормы, стандарты и нередко оказываются разочарованными. Молодые люди в большинстве своем оказываются неспособными понять, принять происходящее и адаптироваться к быстро изменяющимся внешним условиям. Возникающая неустойчивость атмосферы жизни, нестойкость жизненных позиций взрослых резко ослабляет социокультурные, морально-нравственные интересы молодого поколения. Повзрослевшие мальчики и девочки в определенный момент времени начинают замечать нестойкость жизненных позиций взрослого поколения, их противоречивость, у них возникает недоверие к тем ценностям, на которые оно опирается.
Формирование смысложизненных ориентаций и нравственных предпочтений молодых людей осложняется динамичностью и противоборствующими тенденциями современной социальной ситуации, экономическими, политическими и правовыми проблемами России. Современное российское общество переживает процесс духовно-нравственных преобразований, ощущает развал и девальвацию патриотической идеи, расслоение общества на богатых и бедных. Если взрослые люди, уже состоявшиеся личности вдруг обнаруживают, что нестабильность социальной системы, расслоение общества требуют пересмотра идеалов, перестройки собственных взглядов, то молодежь в такой ситуации еще в большей степени оказывается дезориентированной в смысложизненных ценностях [3].
Молодежь - важнейшая демографическая группа, от которой зависит будущее российского общества. В этой связи изучение внешнего специфического стиля жизни и поведения людей, особенностей их нравственной полноценности, приобретает чрезвычайно серьезный характер. Молодежи посвящается немало исследований, особое место в проводимых исследованиях на сегодняшний день принадлежит изучению молодежной субкультуры и процессов, которые в ней происходят [1].
В самом общем виде под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей относительно небольшой в большей или меньшей степени обособленной в пространственном и социальном плане общности. Для любой субкультуры существует некий обязательный набор характерных черт (специфический стиль жизни, своеобразные ценности, нормы, наличие более или менее явного инициативного центра и др.), которые и позволяют отнести то или иное социо-культурное образование к субкультуре. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности, как правило, в таком объединении отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя они, безусловно, с ними связаны.
Молодежная субкультура предполагает культуру определенного молодого поколения. Молодежная субкультура рассматривается и как характеристика целого поколения, и как частичная культурная подсистема внутри базовой культуры общества, и как культура определенно настроенной части молодежи [3].
По мнению С.И. Левиковой [5], для молодежной субкультуры характерно следующее.
Молодежная субкультура - есть социальная общность, и ее каждый представитель идентифицирует себя с ней. Члены такой общности формируют группы либо непосредственного контакта (объединения, тусовки, группировки), так и виртуального общения (завсегдатаи интернета).
Каждый молодой человек, названный представителем того или иного типа молодежной субкультуры, разделяет нормы, ценности, манеры, стиль жизни, внешние атрибуты, которые доминируют в данной субкультуре.
Все типы молодежных субкультур имеют, как правило, инициативный центр, формирующий субкультурное мировоззрение своих членов, при этом следует обязательно отметить, что такой «центр» нестабилен, размыт, инициатива может переходит от одних лидеров к другим.
Значимые идеи и ценности той или иной субкультуры получают внешнее выражение (одежда, сленг), что отличает представителей различных субкультур друг от друга [5].
В целом субкультурные феномены поддаются описанию, но типологизация затрудняется многообразием признаков, которые было бы сложно свести в какую-то единую систему. Существует ряд молодежных субкультур, которые создают почву для развития негативных тенденций (наркомания, экстремизм, криминализация), но также немало молодежных субкультур, идеи и ценности в которых имеют позитивное общественное значение (к примеру, объединения экологической направленности).
Современное изучение феномена молодежной субкультуры нацеливается по большей части на выявление социально-исторических условий и причин ее появления (Левикова С.И., Мяло К.Г., Тоффлер А., Ильинский И.М.), на изучение генезиса молодежной субкультур (Манхейм М., Мяло К.Г. и др.), на постижение молодежной субкультура как способа самоидентификации и социализации (Давыдов Ю.Н., Иваненков С.П., Ковалева А.И. и др.). Особое исследовательское внимание привлекают вопросы изучения ценностно-смысловой сферы представителей молодежных субкультур. Этому способствует целый ряд обстоятельств.
Прежде всего, следует сказать о том, что важнейшие жизненные планы молодых людей связаны со смысложизненными ориентациями. Сами смысложизненные ориентации испытывают влияние той системы ценностей, которая доминирует в ближайшем окружении. А ближайшее окружение молодого человека - это те молодые люди, которые являются носителями особой культуры, субкультуры современной молодежи. На сегодняшний день недостаточно исследованными остаются вопросы социальных и экзистенциальных смыслов молодежной субкультуры, особенностей структуры ценностно-смысловой сферы молодежи, деформации смысложизненных ориентаций, как одного из основных обстоятельств, которые порождают отклонения в поведении.
Психологические изыскания чаще всего посвящаются изучению причин и факторов, детерминирующих поведение, отклоняющееся от социальных и правовых норм, когда девиантность очевидна, а вот необычное поведение неформалов, завсегдатаев Интернета, участников групп исторической реконструкции, теоретически не отклоняется от правовых норм, социальных законов и ему не удаляется внимание в должной мере. Тем не менее, такое поведение оказывается не вполне адекватным происходящим событиям, социально-экономическим преобразованиям.
Смысл жизни достаточно сложное понятие, тем не менее, широко и активно трактуемое и в философии, и в этике и в психологии. Для психологии значимыми оказываются личностные механизмы образования смысла жизни или его отсутствия.
Проведенный нами предварительный анализ смысложизненных ценностей молодых людей, представителей разных неформальных молодежных объединений, показал, что их ориентации и ценности часто не совпадают с нравственными и социальными представлениями основной массы населения страны, и даже нередко открыто противостоят им.
С одной стороны, молодежная субкультура - это активное стремление молодых людей к самореали-
зации, самоутверждению, с другой стороны - это своеобразный стихийный протест против принятых в обществе ценностей и стереотипов поведения, а также стиля жизни, с третьей стороны - для большинства молодых людей общение в среде себе подобных становится психологической защитой от многочисленных проблем.
Для выявления подлинных смысложизненных ориентаций молодых людей, необходимо знать и понимать социальные проблемы, которые их тревожат. Таковые проблемы составляют своеобразную квинтэссенцию наиболее ощутимых социально-политических проблем российского общества. Среди первоочередных тревожных для молодежи тем многими исследователями называются: увеличение безработицы; рост цен; криминализация общества; военные действия с участием российских войск. Наше анкетирование подтвердило, что в числе наиболее тревожащих молодых людей оказываются проблемы экономического характера, проблемы криминализации общества.
Проводимое исследование также позволяет говорить о преобладающем ряде ценностей, которыми руководствуются современные молодые люди. Таковыми становятся стремление к свободе, независимости от старшего поколения. Данная независимость, по мнению молодых людей, должна быть как в материальном плане, так и в мировоззрении, в выборе собственных жизненных позиций и моральных ориентиров. И в самом общем виде такие ценности свойственны представителям не только неформальных объединений, но членам официальных молодежных объединений.
Проводимый анализ существующих субкультурных течений приводит к пониманию того, что в молодежной среде было и остается сильным стремление к «общинному» взаимодействию. Само по себе группирование подростков и молодежи со сверстниками явление естественное, закономерное. Но, учитывая, что по мере взросления юноши и девушки постепенно отдаляются от родителей и для них все большее значение приобретает мнение сверстников, к которому прислушиваются все чаще, нельзя не сказать о том, что далеко не всегда группы, к которым примыкает молодой человек, провозглашают поистине нравственные ценности.
Юноши и девушки характеризуются неустойчивостью желаний и целей, нетерпимостью к ино-комыслию, протестуют против непонятных для них ценностей, стремятся к особым развлечениям и досугу. В группе сверстников и единомышленников удовлетворяются их типичные потребности, складываются собственные культурные нормы, своеобразная ценностно-нормативная система, которая зачастую становится противопоставле-
нием себя взрослому поколению. Потребность в самовыражении реализуется в специфических формах.
Рост количества типов молодежных субкультур закономерно объясняется такого плана неудовлетворенностью, стремлением отыскать новые формы коллективности. И молодые люди объединяются в группы, сообщества, организации, основанием для объединения в которые становятся самые различные факторы. Это и реализация типичных потребностей, это желание в романтической, увлекательной форме компенсировать повседневную рутину, это желание избежать одиночества и освободиться от опеки родителей. Такое объединение сопровождается выстраиванием вокруг себя специфических форм культуры (субкультура «ро-левиков», субкультура металлистов, субкультура готов и т.д.).
С трудом можно назвать формой коллективности интернет-сообщество. Тем не менее, такая виртуальная общность существует, стирая расстояния, объединяет огромное количество людей, и при этом выстраивает своеобразную форму культуры - субкультуру общности пользователей Интернет, которую разделяют ее завсегдатаи, в которой складываются специфические нормы, ценности, интересы, особый сленг и даже особые представления о смысле жизни. Интернет создает иллюзию решения одной из актуальных проблем молодежи - проблемы общения. Известно, что в подростковом и юношеском возрасте общение со сверстниками приобретает смысл существования. И если существует проблема естественного взаимодействия с другими молодыми людьми, то общение в сети становится отличным ее решением.
Хотя, безусловно, и в таком виде общения есть негативные тенденции. С одной стороны, привлекательная сторона виртуального общения - это анонимность и полная свобода, позволяющая раскрепоститься, с другой стороны -даже грамотные молодые люди считают возможным и даже необходимым использование своеобразного языка, составленного из русского языка с преднамеренными грамматическими ошибками и использованием завуалированных ругательств. Даже в интернет-пространстве существует не единственная интернет-субкультура, в ее подтипах можно наблюдать различные тенденции. Некоторые молодые люди просто делятся интересными ссылками, фотографиями, литературными произведениями, некоторые участвуют в совместных играх. Получается, что молодые люди пытаются удовлетворить свои потребности, имитируя реальность жизни, что на самом деле вытесняет потребность в выборе способов по-
ведения в реальной жизни.
В таком неформальном течении как ролевые игры и историческая реконструкция также осуществляются попытки разрешения проблемы общения и ухода от реалий действительности, что иногда не дает им возможности освободиться от маски, от игровой роли, которые переносятся в реальную жизнь. Другими словами, подобные неформальные объединения создают условия для создания своего мира, в котором стирается грань между реальностью и вымыслом, что позволяет некоторым образом защититься от непонятной, не удовлетворяющей потребности молодых людей действительности.
Потребность в общении, в общинном взаимодействии реализуется и в таких молодежных организациях, которые получают статус официальных. Это организации по сути напоминающие некогда единственную молодежную организацию Советского Союза. Как и комсомол, такие официальные прополитические организации, обнаруживают модели поведения и организацию жизненного пространства, напоминающие советский период. Они имеют устав, организация юридически оформлена, они подчиняются особым нормам и правилам, но такое «воспроизводство некоторых черт советского прошлого» все равно окрашено элементами современной молодежной субкультуры [6, с. 32].
Согласно полученным нами данных и, по мнению ряда авторов (Баева И.А., Сергеев С.А., Розин М. и др.), основным объединительным мотивом для членов подобных объединений служит отнюдь не политический выбор, а все тоже стремление к общению, к преодолению обыденности, поиск приемлемых социальных ролей. То есть мы можем говорить о том, что некоторые молодежные объединения в своих официальных материалах демонстрируют четкую ориентацию на политическую проблематику, но в действительности не она составляет основу группообразования. Изначально, мы полагаем, молодежь идет в формальные молодежные организации с целью удовлетворения своих типичных потребностей, но нахождение в такой организации, дает им возможность повышать свою правовую культуру, направлять свойственную возрасту активность в общественно-полезную деятельность.
Таким образом, основными причинами объединения молодых людей в группы становятся психологические причины. Среди них можно назвать: преодоление чувства одиночества, склонность к группированию, тяготение к свободе и независимости от взрослого поколения, эмоциональную насыщенность общения со сверстниками.
Кроме того, молодые люди, сами того не ведая, стремятся компенсировать те недостатки, которые
имеются в традиционных институтах социализации. Изучение особенностей субкультурных феноменов неожиданно приводит к пониманию того, что вовлечение молодежи в единственную в советские времена официальную молодежную организацию выполняло важные психологические, воспитательные функции. Комсомол, как формальная организация, возглавлялся людьми, которые имели знания о психологических особенностях юношества, о склонности молодых людей к «канализации» кипучей энергии юношей и девушек в нужное стране русло (общественно-политическая деятельность, путевки на комсомольские стройки).
Молодежная субкультура возникла не вдруг, в молодежной среде во все времена созревали собственные идеи, провозглашались ценности, отличные от ценностей старшего поколения, рождалась собственная молодежная мода, выбиралась особая, почитаемая молодыми музыка, совершались неординарные поступки, поражающие взрослое поколение своим энтузиазмом, неординарностью. Комсомол продуцировал ценности, жизненные ориентиры, благородные цели, которые соответствовали потребностям большой части молодежи страны. Утеря этого института социализации способствовали все большему распространению неформальных течений и структур, поскольку молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве и кризис общества и его основных институтов не может не отражаться на содержании и направленности культуры молодых.
Среди исследователей феномена молодежной субкультуры существует даже мнение о том, что не включение молодого человека в какие-либо формальные или неформальные организации, может оказаться свидетельством его социального и культурного инфантилизма [4]. Есть мнения о том, что включение молодых людей в неформальные объединения, в которых провозглашаются экстремистские цели, доминируют установки насилия, делает их агрессивно настроенными, формирует деформированную систему смысложизненных ориентаций и искаженных ценностей. В то время как включение молодежи в официальные организации, которые отличаются провозглашением патриотических целей, устойчивыми ценностями происходит повышение уровня правовой культуры молодого человека, повышение уровня правосознания.
Независимо от направленности неформального и даже формального течения, молодежная субкультура реально существующий феномен, формирующиеся в ней ценности, установки, идеалы, взгляды становятся важными регуляторами поведения. Ценностные ориентации являются наиболее важными элементами внутренней структуры личности, в силу этого они
выступают важным фактором, обусловливающим мотивацию и поступки молодого человека [2].
литература
1. Алещенок С.В. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. - М., 2000.
2. Баева И.А. Психология молодежной субкультуры (социально-психологический аспект молодежной политики) // Вестник практической психологии и образования. - 2007. - № 1 (10).
3. Бобахо В.А. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. - 1996. - № 2.
4. Королев А. Современная российская молодежь: проблемы и суждения // Власть. - 2008. - № 10.
5. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. - М., 2004.
6. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. - 2002. -№ 10.